Чтобы нить истории не прерывалась, или кто такие "дети войны"...

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Чтобы нить истории не прерывалась, или кто такие "дети войны"...

Чалова В.В. 1
1МАОУ "Лицей №8"
Харина С.И. 1
1МАОУ «Лицей № 8
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

…Мы вечно с Вами толковать бы рады,

Но всех ветра когда-то унесут…

Запоминайте ж нас, пока мы тут…

( Эдуард Асадов)

Вот уже третий год мы с ребятами из начальной школы совершаем путешествия в мир знаний и открытий (я являюсь тьютором третьеклашек из «Лаборатории Почемучек»). И главное из наших открытий – учиться самому интересно, а помогать учиться другим еще интереснее! С чего начать наш совместный учебный год? Чем заинтересовать своих маленьких друзей?!

В этом году моему прадедушке исполнилось 80 лет! Сейчас у него осталась только одна сестра. А ведь их было 11 братьев и сестер. Однажды, в конце семейного праздника, дедушка сказал со слезами на глазах: «Я счастлив, что мы можем собираться все вместе за одним столом, что живем сейчас в мирное время. Берегите друг друга, уважайте и любите!» Мирное время… Разве сейчас мы задумываемся, как это – жить без войны? Разве можем мы, современные дети, правильно оценивать слова «война» и «мирное время». И тогда я решила, что хочу рассказать ребятам о своем прадедушке, о других дедушках и бабушках, о тех, кого называют «дети войны».

Цель работы: расширение и обобщение знаний о жизни детей в годы Великой Отечественной войны, сохранение воспоминаний очевидцев тех лет для потомков, укрепление патриотических чувств младших школьников.

Задачи:

Изучить литературу по теме и архивные документы, имеющиеся в школьном музее;

Провести анкетирование школьников по данной теме;

Провести интервью с людьми, чье детство выпало на годы ВОВ;

Организовать выставку творческих работ по теме «Дети войны» и «Нет войне!»

Организовать в подшефном классе конкурс чтецов «Детство, опаленное войной»;

Организовать экскурсию в музей Индустриального района с целью расширения знаний о жизни детей в военное время;

Познакомить ребят и их родителей с результатами нашего исследования.

Этапы исследования:

Поиск и отбор теоретического материала по теме;

Анкетирование школьников по данной теме;

Работа с архивными данными, имеющимися в нашей школе и ДЮЦ «Рифей» (сбор данных о детях, учившихся в нашей школе в годы войны);

Провести интервью с близкими мне людьми, чье детство выпало на годы войны (прабабушка, прадедушка);

Организация выставки творческих работ, награждение лучших работ дипломами и грамотами; организация конкурса чтецов среди желающих ребят начальной школы, приглашение членов жюри и награждение лучших чтецов грамотами и призами;

Урок-презентация о детях войны;

Оформление работы иллюстративным и литературным материалами.

Методы исследования: изучение литературного материала и архивных данных, фотографирование, анкетирование, интервьюирование, анализ собранной информации.

Гипотеза: предполагаем, что современные дети имеют недостаточно представлений и знаний о жизни и подвигах детей во времена ВОВ.

Считаем, что тема актуальна, так как людей, переживших войну, становится всё меньше, а их воспоминания очень ценны; важно воспитывать у школьников патриотические чувства, интерес к истории родной страны; так как понять и ценить настоящее можно, только сравнив его с прошлым.

Современные дети очень мало знают и задумываются о войне, и это здорово, что мы живем в мирное время под чистым небом! Но мы, молодое поколение, должны помнить о подвигах наших предков, уважать старость, ценить и беречь мир, завоеванный такой дорогой ценой!

Война должна жить в памяти народа, чтобы никогда не повториться, поэтому забывать о ней нельзя.

Глава 1. Кто не помнит прошлого, не имеет будущего

Детям, пережившим ту войну,

Поклониться нужно до земли!

В поле, в оккупации, в плену,

Продержались, выжили, смогли!..

(Валентина Салий)

В 2020 году мы всей страной будем праздновать 75-летие великой Победы.

День Победы – праздник победы Красной Армии и советского народа над нацистской Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Установлен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1945 года и отмечается 9 мая каждого года. [1]

Этот праздник объединяет и молодежь, и стариков, и детей. В каждом городе проходит парад Победы, где каждый горожанин с гордостью наблюдает за торжественным шествием войск и военной техники. Во многих городах проходит народная акция «Бессмертный полк», возложение цветов к воинским мемориалам, минута молчания, праздничные концерты и салют. Девчонки и мальчишки всей страны с удовольствием и великой радостью принимают участие во всех этих мероприятиях. Но лишь ветераны, которых становится всё меньше, с особой грустью, гордостью и слезами счастья воспринимают этот праздник.

Свою работу мы хотим посвятить именно детям войны. Сравнивая нашу жизнь и жизнь детей военной поры, мы хотим показать, что война – это страшное зло, лишившее детства самых маленьких жителей страны. И знания приобретают особую значимость в современном мире, когда многие страны фальсифицируют факты о ВОВ, когда живых свидетелей становится всё меньше, когда забываются традиции, и история, как наука, теряет свою значимость для современных детей.

Мы решили узнать, насколько интересна тема «Дети войны» современным школьникам, что они уже знают об этом и хотят ли узнать что-то новое. А, может, кто-то из ребят хочет поделиться историей своей семьи, о подвиге или жизни своего прадеда. Для этого, мы провели анкетирование среди ребят 3 класса. В анкетировании приняли участие 21 человек.

Из анкет мы узнали, что на вопрос «знаете ли вы, про кого говорят, что они «дети войны», всего 6 человек ответили положительно. И только 2 девочки ответили правильно на заданный вопрос, что « дети войны» – это дети, чье детство выпало на время ВОВ. Еще 4 ребят дали такие ответы: «в детстве воевали», «дети, которые против войны», «рассказы», «в детстве жили на войне».

Из ответов третьеклассников стало ясно, что 19 ребят не знают, кто такие «дети войны». Но все утвердительно ответили на вопрос «хотели бы вы узнать о жизни и подвигах детей и подростках во времена ВОВ?».

И так как большинство ребят с удовольствием решили принять участие в нашем новом совместном открытии, мы с усердием принялись за работу.

Первым помощником в нашем исследовании стала Старицына Наталья Викторовна, учитель истории и обществознания в старших классах нашего учебного учреждения. Именно она является хранителем школьного музея, а также руководителем проекта для школьников «Нить памяти». От нее мы узнали, насколько часто затрагивается тема детей войны на уроках истории, значимость этой темы для школьников разных возрастов.

Вместе с маленькими «почемучками» мы побывали в школьном музее и узнали о военных страницах в летописи школы. Встреча получилась интересной и познавательной.

Поделилась воспоминаниями и Харина Светлана Ивановна, классный руководитель 3«а», а в прошлом ученица школы № 107. Из ее рассказов мы узнали о двух педагогах, которые учили её, а в далеком прошлом также были учениками нашей школы. На их годы выпали тяжелые испытания, ведь они были очевидцами и участниками тех грозовых военных лет.

Из воспоминаний Пьянкова А.Н., ветерана ВОВ, ученика и учителя школы: «Особо хочется сказать о Льве Михайловиче Субботине. Учились в одной школе. В годы войны Лёва Субботин летом работал в колхозе пастушком. Часто приходил к раненым солдатам в госпиталь, где я с августа 1942 года сначала долечивался, а потом работал. Помогал, чем мог. После окончания ПГУ пришел работать учителем в родную школу учителем географии. С 1976 года – он директор Верхнемуллинской школы».[2]

Из воспоминаний Бондаренко Татьяны Николаевны, директора школы с 1959 по 1976 годы: «Самую большую радость доставляли раненым детские концерты, которые устраивались прямо в госпитальных палатах. Мы видели, как поднималось настроение красноармейцев, как радовались они, чувствовалось, что краски жизни для них не померкли, и каждый думал в эти минуты о своих детях и как бы прикасался к родному дому, к своей семье».[2]

Из воспоминаний Л.М. Субботина: «В пять часов утра тимуровцы нашего звена собрались у школы и весело взялись за работу. Через час уже была солидная куча распиленных дров…Нижний коридор госпиталя заполнен ранеными бойцами и медсестрами. Все, кто хоть немного может ходить, собрались здесь. Сцену соорудили из столов, вход на нее прямо с лестницы, где столпились наши артисты… После большого концерта расходимся по палатам, несем свои подарки и украшенные елочки. Бойцы радостно ахают. Теперь мы поем «лежачим», кому вставать еще нельзя…У других кроватей девочки и мальчики читали вслух газеты, писали письма под диктовку».[3]

Особенно потрясли нас с ребятами воспоминания Льва Михайловича. Он описал только один день военной поры, а как много мы узнали о жизни мальчишек и девчонок! Нам трудно было даже представить, как они смогли выжить в тех ужасных условиях, и не просто выжить, а ещё и помогать взрослым, приближать долгожданную победу!

Глава 2. Мои родные «дети войны»

«Память горького детства…

Шепот хлебного поля…

Что вкуснее найдется

Корочки хлеба с солью?..»

(Л. Селезнева)

Мои прабабушка и прадедушка родились незадолго до войны. Они не видели взрывов и бомбежек, так как жили в тылу. А что помнят они о тех страшных годах? Как жили те, кто ждал своих родных и близких с войны? За ответами на вопросы я отправились к моим дорогим прабабушке и прадедушке.

Бабушка – Архипова Анна Петровна, 21.08.1937 г.р. Дедушка – Архипов Александр Сергеевич, 30.03.1939 г.р. Родились они здесь, на Урале. Сейчас бабушка мало ходит, иногда забывает наши имена, но свои детские годы, военные годы помнит всегда. Настолько сильно врезалось в память то тяжелое время. Сейчас она осталась одна, никого, с кем она росла, не осталось в живых. Дедушка плохо слышит. У него осталась 1 сестра, из 11!

Нам современным детям, живущим в достатке и тепле, трудно понять, что от ломтя хлеба тогда зависела чья-то жизнь. Но в нашей семье сухой, старый хлеб никогда не выбрасывается! Дедушка с детства приучил нас с сестрой, что «бросать хлеб, а тем более выбрасывать – это большой грех!»

Мои бабушка с дедушкой не видели жестокости фашистов, не слышали ночных бомбежек. Но все тяготы войны легли и на их детские плечи. Сколько всего им пришлось пережить! И похоронки родных и близких, и мучительный голод. Хоть и не воевали они, но считаю, что они у меня настоящие герои. Родители и их взрослые братья и сестры работали без сна и отдыха на заводах и в полях. Их отцы воевали, защищая своих детей и жен, защищая нас и нашу Родину. Рассказывая мне про военные годы, они, то плакали, то смеялись, сквозь слезы. А я смотрела на них и понимала, что с каждой минутой люблю их еще сильней. А вместе с ними и всех тех, кто выстоял, кто не сломался в те страшные годы. (См. Приложение 2)

Глава 3. Военные страницы школьной летописи

«…А сколько их, девчонок и мальчишек,

Осиротила подлая война?!..»

(Л. Тасси)

Сравнивая нашу жизнь и жизнь детей, живших в то страшное время, необходимо показать детям, что война – это страшное зло, лишившее детства маленьких жителей большой страны: мальчишек и девчонок, на плечи которых легли тяжесть бед и горя военных лет. А до войны они были обыкновенными мальчишками и девчонками, как мы. Они учились в школе, играли в куклы и машинки, бегали с мячом, прыгали на скакалке.

Когда началась война, счастливое детство безвозвратно ушло, а на смену ему пришли страдания, голод, боль. Печальных примеров тяжелой участи детей в военное время можно приводить очень много. Нельзя не вспомнить о детских концентрационных лагерях, устроенных фашистами. В них маленькие пленники подвергались нечеловеческим пыткам, «нацистские врачи» ставили на ни чудовищные опыты, дети умирали мучительной смертью. Трудно подсчитать, сколько маленьких узников было замучено в таких концлагерях.

Детей, оставшихся в тылу, тоже не обошла война. Они остались живы, но им было ничуть не легче. Они терпели голод и холод, теряли родных и близких, получая похоронки с фронта, многие из них работали наравне со взрослыми.

В нашем анкетировании ребятам был задан вопрос «а как вы думаете, дети во время войны учились в школе?». 16 из опрошенных ребят ответили «да».

Дети, жившие в тылу, и в самом деле посещали школу. Об этом я узнала и из рассказов моих прадедушки и прабабушки. (См. Приложение 2)

Очень подробно жизнь школьников военной поры отражена в исследовательских работах детей и педагогов начала 2000-х годов. Особая страница в истории школы – Великая отечественная война. (Очерки и статьи: «Сороковые, грозовые…», «Никто из нас не думал остаться в живых», «Война ворвалась в нашу жизнь…», «Он был рожден для трудностей», «Живая память войны», и др. были опубликованы в сборниках материалов городских краеведческих НПК в 2001, 2002 гг., а также в газете «Нива» в 2001-2003г.г.)».[2]

Мы решили рассказать ребятам о нашей школе и детях, которые в ней учились во время войны. Для этого мы обратились в архив своей школы и архив детско-юношеского центра «Рифей».

Изучая архивные данные, мы узнали, что в нашей школе во время войны был организован эвакогоспиталь. Очень детально архивными данными о школе, об ее учениках и учителях занималась моя сестра, ученица 5-ого класса, Чалова Евгения. Я обратилась к ней за помощью. Женя рассказала мне о детях, учившихся в нашей школе в те годы, и о том, как они помогали госпиталю:

десятки учеников школы ушли добровольцами на фронт,

на приусадебном участке ребята выращивали овощи,

шили варежки и отправляли на фронт,

ухаживали за ранеными в госпитале, дежурили в палатах,

ремонтировали солдатское белье,

устраивали концерты в палатах,

заготавливали дрова (отопление в госпитале было печное, в каждой палате своя печка!)

Для своих «почемучек» мы вместе провели виртуальную экскурсию «История школы – моя история». Своими знаниями и открытиями поделились с нами и десятиклассники: Урбанович Иван и Ахматова Ульяна. А Женя выступила с презентацией «Военные страницы школьной летописи». (См. Приложение 4)

После урока ребята задавали много вопросов. Оказывается, что они почти ничего не знали о своей школе и ее учениках в те страшные годы. «Мы очень рады, что учимся в такой прекрасной школе, гордимся нашими земляками, теми ребятами, которым довелось пережить эту страшную войну!»

Глава 4. В музей за открытиями

Война — не место для детей!

Здесь нет ни книжек, ни игрушек.

Разрывы мин и грохот пушек,

И море крови и смертей.

Война — не место для детей.

(автор неизвестен)

Один из вопросов в анкетировании был «Из каких источников вы знаете о ВОВ». Проанализировав анкеты ребят, мы увидели:

школьные уроки (12 чел.)

военные фильмы (11 чел.)

книги (7 чел.)

рассказы бабушек и дедушек (8 чел.)

Мы решили добавить в копилку ребят еще несколько источников знаний: экскурсии и конкурс чтецов. На наше предложение сходить в музей и узнать о «детях войны», все ребята согласились.

Я посетила детско-юношеский центр «Рифей», где осмотрела экспозицию музея, договорилась с лектором Кузнецовым Василием Викторовичем, учителем истории и экскурсоводом о проведении экскурсии. С ним мы обговорили тему экскурсии, возраст слушателей, дату проведения.

И вот мы с ребятами отправились в «Рифей». Во время экскурсии дети очень внимательно слушали Василия Викторовича.

Из экскурсии мы узнали о быте детей тех тяжелых лет, как выглядели парта, и чем писали ребята в школах, ведь, не смотря на войну, они учились! Узнали, что многие из детей, прибавив себе года, отправлялись на фронт, чтобы воевать вместе с братьями и отцами. Осмотрели станок, на котором изготавливались снаряды для фронта. Дети работали на таких станках, наравне со взрослыми ночами, а днем ходили в школу. Увидели своими глазами тот кусочек хлеба, который выдавался жителям блокадного Ленинграда, те 120 граммов, спасших жизни многим его жителям. Подержали в руках модель танка «Малютка», который построен был на деньги, отправленные ребятами их своих копилок на фронт. Услышали много страшных историй о детях и концлагерях, героических историй о маленьких партизанах. Посмотрели альбом с детскими рисунками тех лет, письма детей, награды, которыми были удостоены маленькие герои большой войны. Столько интересного и нового мы узнали из нашей экскурсии. Было о чем подумать, что рассказать родителям и что обсудить с одноклассниками. (См. Приложение 3)

После экскурсии мы попросили ребят написать сочинения о детях войны, об их вкладе в победу, поделиться впечатлениями об экскурсии. Сочинения оказались очень эмоциональными, из них мы поняли, что тема «Дети войны» оставила неизгладимый след в душах «почемучек». (См. Приложение 5)

Заключение

Наша гипотеза подтвердилась, современные дети имеют недостаточные знания о жизни детей войны. Но что важно, впитывают эти знания, как губка. Это видно из постоянных вопросов «почему и как», «куда мы еще пойдем?», «а было ли на самом деле?…». Такая заинтересованность ребят данной темой не может не радовать. Детям интересно прошлое своей страны, своего края, своей школы. Значит, цель нашей работы достигнута!

Многие ребята решили принять участие в конкурсе чтецов «У войны недетские глаза…», который мы запланировали на середину марта. Большинство детей уже выбрали себе стихотворения, соответствующие теме. Выставку творческих работ мы решили организовать в апреле, ближе к празднику Победы. Здесь мы решили не ограничивать школьников. На выставку можно приносить и рисунки, и поделки, и открытки для ветеранов и т.д. Некоторые поделки уже лежат в классе, ожидая награды. Всех ребят, участвующих в конкурсах, мы обязательно наградим. А лучшие чтецы и авторы лучших поделок получат грамоты и дипломы. Эмоциональные сочинения ребят по итогам экскурсии говорят, о том, что тема нашей с ними совместной работы, очень их увлекла и заинтересовала. А это значит, что нить истории не прервётся, мы многое узнали сами, и о своих открытиях обязательно расскажем другим, ведь только так мы можем сохранить правду о войне и её цене! Только так мы можем противостоять тем, кто пытается переписать историю, ведь очевидцев и участников тех страшных событий с каждым днём становится всё меньше!

Такие формы, как конкурсы чтецов и сочинения, связанные с глубокими эмоциональными переживаниями, очень важны для формирования патриотических чувств. При этом немаловажно, что воспитание патриотических чувств реализуется через активную деятельность всех ребят.

Я думаю, что больше узнав о невзгодах и подвигах детей войны, ребята будут более трепетно и нежно заботиться о своих дедушках и бабушках, переживших те страшные годы, с большим уважением будут относиться к ветеранам, которые бывают частыми гостями в нашей школе. В планах организовать встречу с родственниками и близкими людьми третьеклашек, которые могут поделиться с детьми своими знаниями, своей памятью.

Одним из вопросов, заданных ребятам, был такой: «опишите 3 существительными, что для вас означает слово «война»?» И вот какие ответы мы получили: страх (10 ч.), боль (10 ч.), смерть (7 ч.), кровь (6 ч.), ужас, убийства, фашисты, гибель, опасность, отвага, голод...

Это значит, что современные дети понимают, что война – это страшное зло. Но очень важно, напоминать об этом снова и снова. Память – наша история. Каким будет взгляд на нее современного ребенка, таким и будет завтрашний день. Мы должны это помнить! Ради будущего!

Дети войны – те девчушки, мальчишки – ребята!

Трудно сказать, да и было ли детство у вас?

Вместо домов вам достались сожженные хаты,

А в узелке – лишь сухарик один про запас.

Дети войны, как детьми вы остаться сумели,

Хоть повидали так много и горя, и зла.

Ваши сердца от жестокости не очерствели,

В клубах пожарищ душа оставалась светла.

(Корнева Л.Г.)

Список использованных источников и литературы

Википедия

История школы № 107. События и люди. Выпуск 1. 2004 г.

Газета «Ленинское знамя» от 8 мая 1975. Один день. Воспоминания Л. М. Субботина

В моей семье есть настоящий герой. Сборник. Пермь, 2015

Приложение 1. Вопросы для анкетирования

1. Из каких источников вы знаете о Великой Отечественной войне?

2. Кто такие «дети войны»?

3. Опишите 3 существительными, что для вас означает слово «война».

4. Есть ли среди ваших знакомых или родственников люди, жившие в военные годы?

5. Как вы думаете, чем занимались дети во время войны?

6. А как вы думаете, дети во время войны учились в школе?

7. Хотели бы вы больше узнать о жизни и подвигах детей и подростков во времена ВОВ?

Приложение 2. Интервью с прабабушкой и прадедушкой

Вы помните, как началась война?

Бабушка: мне было 4 годика, когда она началась, братику было 2, а сестренка Галя только-только родилась. Я помню, как плакали взрослые. А еще хорошо помню, будто это было вчера, как уходил на фронт папа. Я стояла у окна и долго махала ему вслед и думала, что он совсем скоро вернется. А баба Нюра держала меня за коленки и повторяла: «Запомни папку, Нюра, запомни папку».

Дедушка: в 41-ом году мне было только 2 года, так что начало войны я не помню.

А что Вы кушали во время войны, ведь говорят, был страшный голод?

Бабушка: (смеётся) мы жевали корни репья, накопаем, сядем малышней где-нибудь и жуём, жуём, аж зубы все черные. Мама жарила лепешки из кислицы. Насобирают ее, насушат и перемелют в муку. Лепешки были черные и жесткие, но мы их очень любили! Хлеб выдавали по карточкам по 100 г на человека. Самая большая ценность были карточки. Поэтому и воровство было жуткое. Не досмотришь и остался без хлеба. Соседей помню, тётю Валю с детьми, они опухшие ходили от голода. Дети так и померли у них. А мне все пережили войну!

Дедушка: ели, Лерочка, всё, что находили, любую травку. Корни репья тоже помню, черные зубы от них. Особенно трудно было зимой. Нас было 11 детей у мамки. Отца сразу забрали в город инженером на завод какой-то. Бегали босые по полям и собирали гнилую картошку. А из нее опять же пекли лепешки. С тех пор так и не могу вылечить больные ноги. Валенки-то были одни на всю семью, так и бегали босые и зимой, и летом. Страшный голод было, но жили дружно, и дети повзрослее делились с нами мелкими, отдавая последние крохи. Всё время хотелось кушать…

А в школу Вы ходили?

Бабушка: да, хоть и была война, но дети все ходили в школу. 4 км надо было идти до нее.

Дедушка: я еще маленьким был для школы. Да и закончил я всего три класса и то, когда война уже кончилась. Работать надо было – семья большая. И в 9 лет я сел на трактор. А братья и сестры учились и работали. Помнишь, про валенки говорил, что одни только были? Вот один сходит, отучится, прибежит, другой идет. Вот так и учились.

Могли бы Вы рассказать какой-нибудь случай, который особенно запомнился?

Бабушка: братец заболел, Колька, умирал, года три ему было. Врач сказал: «Прощайтесь». Лежал бездыханный, вдруг очнулся, просит игрушку. Маленькая, елочная, беленькая, снеговичок вроде. Нам её брать не разрешали. Бабушка достала игрушку и в ручку Кольке вложила, он так и сжимал ее в кулачке дня три еще, спал как будто. А потом встал. В общем, выжил наш Колька! А игрушку опять спрятали от нас.

Похоронку помню, через год, примерно, принесли. Умер папка, взорвался. Только и осталось от него уходящая спина в окне и «запомни папку, Нюра, запомни папку».

Дедушка: я, Лерочка, помню только, что все время хотел кушать. Голод, страшный голод был!

А как кончилась война, Вы помните?

Бабушка: да! Я в школе была, и по радио объявили о капитуляции фашистов. Нас домой отпустили. Все бежали, пели, танцевали, обнимались. Все радовались, все были такие счастливые, все верили, что скоро всё изменится!

Дедушка: помню! Мы плакали и смеялись одновременно. Мы были счастливы! Мы победили!

Приложение 3. В музей за ОТКРЫТИЯМИ…

Экскурсия «Дети и ВОЙНА»

Война — не место для детей!

Здесь нет ни книжек, ни игрушек.

Разрывы мин и грохот пушек,

И море крови и смертей.

Война — не место для детей.

(автор неизвестен)

Много интересных дел в нашем классе, некогда нам скучать! Вот и сегодня мы отправились за очередными открытиями в рамках классного проекта «Открываем тайны вместе _ Чтобы знали и помнили!» в музей Индустриального района (в ДЮЦ «Рифей»). Тема СЕРЬЁЗНАЯ, готовились мы к ней основательно: и про госпиталь в школе вспомнили, и с Лерой (наш тьютор) встретились, и к конкурсу чтецов «У войны не детские глаза…» готовились…

М ного вопросов у нас было к лектору, ведь очень хотелось узнать, как дети жили в годы войны, как помогали ковать Победу… Правда ли, что на деньги, накопленные ребятами, был создан танк «Малютка»? А школы в годы войны работали? А дети учиться ходили?!…

Есть, о ЧЁМ подумать! Есть, ЧТО рассказать родителям! Есть, ЧТО обсудить с одноклассниками!

Одно знаем точно: Мы ПРОТИВ войны!

МЫ ХОТИМ ЖИТЬ ПОД МИРНЫМ НЕБОМ!

Спасибо Чаловой Валерии, ученице 7 «а», за организованную экскурсию.

04.12.19. / Харина С.И. _ Вести из 3 а

Приложение 4. Открытия продолжаются…

Экскурсия «История школы – моя история»

Как здорово, когда у тебя есть старшие друзья! Вот и сегодня они опять у нас в гостях, точнее, мы у них на виртуальной экскурсии. О чём идёт речь? Конечно, о нашей любимой школе! Ведь у неё большая и интересная история: столько всего произошло за 155 лет! Именно такой юбилей мы отметили нынче в декабре в стенах нашей школы!

П оделиться своими знаниями и открытиями к нам пришли Чаловы Валерия (7 класс) и Евгения (5 класс), и десятиклассники: Урбанович Иван и Ахматова Ульяна.

Мы были очень внимательными слушателями и активными участниками экскурсии, когда к нам обращались с вопросами экскурсоводы, ведь школа у нас ОСОБЕННАЯ! И мы теперь это знаем! И гордимся её историей!

И хоть годы летят, и время идёт…

Нам лишь 155! И мы смотрим вперёд!

Спасибо нашим старшим друзьям за интересную и познавательную экскурсию.

С нетерпением ждём новой встречи.

13.01.2020 / Харина С.И. _ Вести из 3 а

Приложение 5. Война глазами современных детей(выдержки из сочинений третьеклашек)

«Мне больше всего понравилось. Как дети учились в годы войны. Их школьная одежда была другая… Мне очень понравилось в музее. Мне не хочется жить в годы войны.» (Шамсутдинова Алина)

«На фотографии я увидел женщину с трехлетним ребенком. Мама отдавала свой хлеб сыну, чтобы он не голодал. Мама умерла… Я хочу, чтоб народ жил мирно без войны!» (Климов Дмитрий)

«Я узнала, что дети войны очень голодали, ели всего 125 граммов хлеба… Я хочу еще сходить в военный музей!» (Клыгина Ксения)

«Девочку звали Ада. Она копила деньги на куклу, а отдала на танк. Ее примеру последовали и другие дети… Мне понравилась экскурсия!» (Акулова Дарья)

«Десяти-двенадцатилетние дети работали на заводах. Мне стало страшно от историй о блокадном Ленинграде… Мне было очень интересно узнать, как жили дети во времена ВОВ». (Окунева Мария)

«Нам рассказали о тяжелом военном детстве. Как дети заменяли своих отцов, которые ушли на фронт. И как дети ходили в школу по очереди, потому что у них был один комплект одежды… Мне обидно за то, что у «детей войны» не было детства, но хочется сказать спасибо за то, что детство есть у нас!» (Исаков Андрей)

Просмотров работы: 836