Фронтовое письмо

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Фронтовое письмо

Повелица К.В. 1
1МКОУ СОШ №1 п. Михайловка Иркутская область Черемховский район
Веретенина Г.Г. 1
1МКОУ СОШ №1 п. Михайловка Иркутская область Черемховский район
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

I.Введение

Треугольники-птицы, оригами войны.

Горьких судеб страницы и страшны, и нежны.

Далеки расстоянья от фронтов до тылов.

Письма – связь расставаний через магию слов.

Евгений Кабалин

Что такое фронтовое письмо? Старая желтая бумага, выцветшие чернила? Нет, это документ, особый документ Великой Отечественной войны. Много ли сохранилось в семьях фронтовых писем? Мартынова Августа Михайловна [IV-2] и Клара Петровна Кизилова [IV-1] сказали, что не удалось сохранить писем с фронта их родных. Они только помнят, что эти письма читали родные, близкие, соседи, «письма зачитывали» [IV-2],наверное, поэтому они не всегда сохранялись в семьях.

В архиве нашего музея хранятся письма, написанные Иннокентием Михайловичем Кравченко, Ханюковым Леонидом Николаевичем и Слюсаревым Иваном Макаровичем. Одно письмо, автора мы не знаем, самое большое по объему датировано 09.12 1944г [III-4], оно рассказывает о переживаниях солдата, о том, как живут, по-видимому, родственники в Белоруссии после её освобождения от фашистов (рис.1). Письма эти уникальны еще и потому, что они хранят память о И.М. Кравченко и И.М. Слюсареве, которые погибли, защищая Отечество, и навсегда остались молодыми.

Мы современные люди не задумываемся над таким понятием, как «письмо» тем более что такое фронтовое письмо, мы вообще не знаем. Мы не пишем сейчас писем. Основной способ общения современных людей - это социальные сети: Одноклассники, Инстаграмм, В контакт, где мы передаём друг другу краткую информацию. Поэтому нам важно понять, что такое фронтовое письмо? О чем думал солдат, когда его писал? А еще важно сохранить об этом уникальном документе и факте нашей истории память.

Актуальность темы нашего исследования состоит в том, чтобы особо подчеркнуть значение фронтового письма как исторического документа, проникнуться духом того времени, прочувствовать его и понять, что ощущали наши бойцы когда писали письма родным, близким, друзьям.

Цель работы: изучить фронтовое письмо, понять, осмыслить его содержание, доказать, что фронтовое письмо - уникальный документ эпохи.

Задачи:

изучить литературу, связанную с анализом фронтового письма;

проанализировать и классифицировать содержание фронтового письма;

определить стиль написания писем, с точки зрения передачи информации, размышления авторов, передачи фактов фронтовой действительности.

Основными методами, которые позволяют решить поставленные задачи, являются следующие: беседа, изучение документальной информации (фронтовых писем), анализ, сравнение документальных данных и их классификация.

Главными источниками информации стали фронтовые письма, воспоминания старожилов поселка, чья судьба связана с периодом Великой Отечественной войны и электронные ресурсы в частности электронный справочник «Справочник войсковых частей - полевых почт РККА в 1943 - 1945 годах»[I-1] помог нам установить воинские подразделения, где воевали авторы писем.

Фронтовое письмо давно являются объектом изучения историков, филологов, психологов. Мы прочитали статью Старостина К.А. «Письма фронтовиков как объект лингвистического исследования», где он отмечает коммуникативную, информативную и мемориальную функцию писем [I-2]. Материал из статьи Шкуринской Е.В. «Солдатские письма с фронтов Великой Отечественной войны: поэтика, композиция»[I-3] помог нам организовать исследование: провести классификацию содержания писем, определить их значимость как документов войны.

Работа, связанная с изучением фронтового письма была начата нашими краеведами еще в 2001 году, когда впервые они готовили классный час по данной теме. Анализа и классификации ребята не проводили, просто сообщали факты, зафиксированные во фронтовых письмах. Второе прикосновение к письмам произошло в мае 2019 года, тогда и началась наша исследовательская работа.

II.Основная часть

Фронтовое письмовозвращает нам пласт военных времён

Первое, что мы решили изучить – это внешний вид письма, как оно было оформлено. Рассматривая письма, мы увидели, что на 13 письмах из 18 есть номер полевой почты. Полевая почта – это была связующая нить между бойцом и его семьей, родными, окружением. Это то, что поддерживало и укрепляло солдатский дух, давало надежду и веру в будущее. В письмах можно было выразить свои чувства, поделиться новостями, узнать о судьбах близких людей. Мы воспользовались интернет-сайтом «Справочник войсковых частей - полевых почт РККА в 1943 - 1945 годах» [I-1]. По номеру полевой почты(http://www.soldat.ru ) установили, что Иннокентий Кравченко, уроженец с. Гымыль Черемховского района ушедший на фронт добровольцем в 18 лет, сначала находился в Кировской области г. Слободской на переформировании. Воевал в 54 отдельной фугасно – огнеметной роте 50 Армии. Учился на курсах младших лейтенантов и далее служил в штабе 9 гвардейской стрелковой дивизии [II-1]. 50 Армия защищала Москву, а в сентябре 1943 года в составе 2-го Белорусского фронта, участвовала в Гомельско-Речицкой наступательной операции (начало освобождения Белоруссии)[II-2]. И.М. Кравченко погиб в ходе этой наступательной операции 13 сентября 1943 в Смоленской обл., Духовщинском районе близ деревни Кулагино [II-1]

И.М. Слюсарев воевал в 810 стрелковом полку 394 стрелковой дивизии. 810 стрелковый полк участвовал в освобождении Ростова на Дону, южной Украины, Молдавии, Румынии [II-2]. По словам близких (жена и дочь ушли из жизни) погиб на территории Румынии.

О Л.Н. Ханюкове узнали, что на фронт он ушел в 1942 году. До призыва на фронт работал в колхозе «Прогресс» скотником села Узкий Луг. После войны вернулся в родное село и работал в колхозе, а позже совхозе «Петровский» механизатором [IV-1].

Воинская почта стала бесплатной уже в самом начале войны. В стране возникли трудности с обеспечением населения и армии конвертами. Солдатская выдумка сворачивать письма треугольниками оказалась кстати. Конверт-треугольник обычно тетрадный лист бумаги, сначала загнутый справа налево, потом слева направо. Оставшаяся полоса бумаги (поскольку тетрадь не квадратной, а прямоугольной формы) вставлялась, как клапан, внутрь треугольника. Готовое к отправке письмо не заклеивалось, его всё равно должна была прочитать цензура; почтовая марка была не нужна, адрес писался на наружной стороне листа (рис.2). Писал солдат письма – треугольники часто на листах из ученической тетради, одно письмо от 10 октября 1942 года Иннокентия Кравченко написано на листе из тетради по географии, так как в верхней части листа изображен план местности (рис.4). Письмо от 30 июля 1943года[III-1-14] Иннокентием Михайловичем написано на оберточной бумаге из магазина – оно очень хорошо сохранилось (рис.5).

Для фронтовой корреспонденции выпускались: почтовые карточки и секретки. Секретка – это разлинованный лист бумаги, который сгибался пополам и склеивался по краю, противоположному сгибу. Оборотная сторона была адресной, имела иллюстрации и текст патриотического сюжета. У нас такого варианта оформления фронтовых писем нет. А вот почтовые карточки, на наш взгляд были весьма распространенной формой фронтового письма. Они были оформлены красиво (рис. 3), но текстовая часть очень маленькой по объему. Письмо Иннокентия Кравченко от 13 февраля 1943 написано на такой открытке:

«За страну советскую

Бей зверье немецкое

Бей штыком, гранатой бей,

Бей чем можешь, но убей».

Боец Красной Армии!

Будь стоек в бою.

Немцы напрягают последние силы.

Крепче удар по врагу!

Выдержать – значит победить.

Эти стихи затрагивали душу солдат, и они не боясь ни чего, били врага.

Прочитывая фронтовые письма, мы выяснили, что писали их солдаты чаще всего карандашом, реже чернилами.

Второй этап анализа фронтовых писем связан с изучением структуры письма. Писал письма солдат Рабоче-крестьянской Красной армии (далее РККА) на небольших листах бумаги и часто в маленький, свободный промежуток времени. И. М. Кравченко в письме от 1 октября 1942 сообщает родным: «…ответ пишу не сразу, потому что очень мало свободного времени…». Информация в письмах была очень лаконичной, но какой-то особой, проникнутой вниманием, заботой – об этом мы читаем во всех письмах, находящихся в нашем архиве. Приводим полный текст письма, написанного на почтовой карточке. «1-го мая 1943 года. Здравствуйте дорогие родители! С приветом Ваш Иннокентий. Поздравляю Вас с праздником 1-е мая и желаю наилучших успехов в Вашей жизни. Я нахожусь на старом месте, только адрес немного изменился, живу пока хорошо. До свидания! Привет родным и знакомым». (Примечание: текст переписан без изменений)

Для понимания сути фронтовых писем мы изучили несколько вариантов их классификации, в том числе Шкуринской Е.В [I-3], и решили, что наши фронтовые реликвии, исходя из их содержания, можно анализировать, а соответственно классифицировать последующим параметрам:

I.Структура письма:

дата, обращение к родным, близким;

информация, сведения:

передача фактов фронтовой повседневности;

забота о родных и близких;

война – это испытание;

описание погоды и окружающей среды.

концовка письма.

II.Соблюдение речевого и письменного этикета.

Каждое письмо начинается с написания даты, затем идет обращение или приветствие. «Письмо 15.X.1943 г. Боевой привет с фронта Мамаши, Нади, Саши, Вити и всем остальным» [III-3]. «5 октября 1941г. Здравствуйте дорогие родители: отец, мама, бабушка, братва и сестра, шлю Вам свой горячий привет и желаю всего хорошего»[III-1-1]. Иннокентий Кравченко в письме от 18 марта 1942 года [III-1-3] так обращается к своим близким: «… шлю я Вам горячий красноармейский привет с фронта Великой Отечественной войны…». 22 февраля 1943г. Здравствуйте дорогие родители. С приветом Ваш Иннокентий» (рис. 6). В обращение к родным и близким сохраняется стиль общения, которым пользовались дома, до войны. Слово «Мамаша» написано с большой буквы – это говорит о роли мамы в семье и её значимости в жизни солдата. Иннокентий Кравченко очень часто в своих письмах обращается просто: «Здравствуйте дорогие родители…»

Фактов о фронтовой повседневности мы находим не так много, они больше говорят о том, что думал солдат между боями. «…Я пока жив, но не здоров, нахожусь в госпитале. Ранен 14.X. в 9 час.вечера в левую руку. Ранен легко пулей. Обо мне печальтесь »[III-3-1]. «…Правда сейчас трудно находится, но ничего как-нибудь переживем. Кормят нас ничего 3 раза в день…»[III-1-1]. «…Праздник 7 ноября провел тоже хорошо. Вот и все новости моей жизни. Я писал, чтобы послали посылку табаку и рукавицы, а то унас курить совершенно нечего» [III-1-2]. « Сообщаю, живу хорошо. Жив, здоров»[III-1-4]. 1 сентября 1942 года Иннокентий пишет своим родителям «Сообщаю, что из госпиталя выписался 23 августа, нахожусь в гор. Калинине на 2-х месячных курсах лейтенантов» [III-1-5] В следующем письме отмечает «… Вот кончу курсы, может быть, удастся сфотографироваться, то вышлю Вам карточку» [III-1-8]. «Пока сдаю экзамены. По четырём предметам сдал на хорошо» [III-1-12]. «…В общем, близок час победы. Ожидайте, если жив буду, может и приеду…» [I-4]. Иннокентий Кравченко в письме от 18 марта 1942 года [III-1-3] пишет: «…сообщаю, что жив, здоров. Находимся на отдыхе, скоро опять пойдем в бой» (рис.7).

Заботу о родственниках, друзьях мы читаем в письмах Иннокентия Кравченко. Передать привет, спросить, как идут дела – вроде ничего необычного, а ведь это знак внимания.

Иннокентий Кравченко в письме от 7 ноября 1942 года пишет: « Передайте привет Крестне и её ребятам, Завозину, бабушке Шалашихе, еще передайте привет деду Хабаровскому» (смотрите приложение 4). Деду Хабаровскому он передает привет в письме от 18 февраля 1943 года. В нескольких письмах он спрашивает о своих товарищах « …Где находятся Кочковский Михаил, Владимир, Шалашов Илья и как там остальные ребята …» [III-1-5 ]. В письме от 30 июля 1943года вновь обращается к своим родителям, которые не сообщили ему о фронтовой судьбе его друзей «Почему ничего не сообщите о Марке, Гавриле, Кочковском Михаиле и Владимире…» [III-1-14] (рис.5)

Находясь на фронте, участвуя в боях, проходя через освобожденные территории, солдаты понимали ужас войны, они знали, что их родные работают и днем и ночью, не зная отдыха. 22 февраля Иннокентий Кравченко пишет своим родителям: « …живете вы совсем не хорошо, но ничего нужно вытерпеть…» [III-1-12]. В письме от 9 декабря 1944 года мы читаем о жизни людей в Белоруссии после освобождения. «… Получил письмо от своих родственников из Белоруссии, пишут, что немец деревню спалил. Живут в землянках, хлеба пишут, нет. Весной там стоял фронт, яровые не сеяли, а озимые, что было, повытоптали. …(трудно прочесть) пишут, что немец много молодых людей угнал в Германию. В общем, дела плохие, пишут, что сейчас налаживают колхоз…»

Писали солдаты и об особенностях природы. И.М Слюсарев в одном из писем к своей матери Слюсаревой Елизавете Степановне пишет: «… Здесь природа замечательная: тепло, груши, яблоки, сливы и другие фрукты …» [III-2-1].

Воина – испытание! Сложной для солдат была тема верности. Эту тему

затрагивает в своих письмах И.М. Слюсарев: «… прошу, узнайте как там

уважаемая Лариса и моя дочь Алла…». Автор письма от 9.12. 1944. обращается к адресату: он пишет: « Жену, бывшую Галину, если увидите, передайте ей от меня привет … (плохо читается текст) …война много пожирает человеческих трудов…» [III-4]

Какова же была концовка (слово, используемое Е.В. Шкуринской) письма

Леонид Николаевич Ханюков пишет: «… писать больше нечего, остаюсь вашим любимым сыном. До свидания. …» [III-3]. Иннокентий Кравченко завершал написание письма в следующих вариантах: «Пока, до свидание. Привет близким и знакомым. Ваш сын И. Кравченко» [III-1-12]. «Писать пока больше нечего. Жив, здоров, всех целую. Ваш сын И. Кравченко» [III-1-1]. В письме от 9 декабря читаем: «…Пишите ответ, ожидаю, пишите все, что будет интересно, на любой вопрос отвечу…» [III-4].

Читая письма, нам понравились почерка всех авторов, даже когда они писали второпях, почерк оставался ровным, аккуратным. Мы в письмах не прочли ни одного плохого слова. Тактичность и уважение к близким, родным, пронизывают все письма. А ведь тогда большинство молодых людей имели только начальное образование, редко семиклассное.

Проанализировав письма, думаем, что стиль написания писем – разговорный, часто встречающийся в повседневном общении. Простая, совсем не сложная передача чувств, эмоций и самой важной (жив, здоров) информации.

III. Заключение

В чем же назначение фронтовых писем? Наверное, в том, что они весточки с фронта. Солдат, отправляющий, весточку домой и не помышлял тогда, что спустя десятилетия, его послание будут читать и изучать правнуки. Поэтому он писал просто, откровенно, порой незатейливо, передавая многочисленные приветы родным и близким. Ему были интересны бытовые подробности тыловой жизни, о которой он так тосковал.

Находясь на войне, боец стремился в своем письме успокоить, подбодрить родных. В каждой строчке фронтовых писем видна любовь к родным, близким людям, в родной деревне, в которой вырос, к Родине, которая находится в опасности и ждет победы над врагом.

Военные письма — это отражение человеческих судеб. Нас поразило, то, что в этих письмах коротких по содержанию они хотят показать свою уверенность и желание помочь близким и родным справится с трудностями, что выпали на их долю. Они умеют смириться с изменой и знают, что после Победы будет новая жизнь.

Если к приведенным фактам прибавить, то, что письмам, которые мы изучали уже 78 – 75 лет – это доказывает, что они обладают исторической памятью, поэтому вправе считаться историческим документом, а соответственно обладают исторической ценностью

Примечание: приведенный текст писем соответствует оригиналам.

IV. Список использованных источников и литературы

I.Интернет – документы:

Справочник войсковых частей - полевых почт РККА в 1943 - 1945 годах.http://www.soldat.ru/pp_v_ch_about.html

Старостин К.А. Письма фронтовиков как объект лингвистического исследования. https://cyberleninka.ru/article/n/

Шкуринская Е. В. Солдатские письма с фронтов Великой Отечественной войны: поэтика, композиция // Молодой ученый. — 2016 — №9 — С. 1312-1316. — URL https://moluch.ru/archive/113/29371/.

IIЭлектронный ресурс:

https://pamyat-naroda.ru/heroes/memorial

https://ru.wikipedia.org/

III. Не публикованные источники информации

Письма И.М. Кравченко:

от 5.октября 1941 г.

от 12. ноября. 1941 г.

от 18 марта 1942 г.

от 25 июля 1942

от 1 сентября 1942 г.

от 10 октября.1942

от 25. октября. 1942

от 7 ноября 1942 г.

от15 января 1943г.

от 12 февраля 1943г.

от 18 февраля 1943г.

от 22. февраля. 1943 г.

от1 мая 1943г.

от 30 июля 1943г.

Письма И.М. Слюсарева.

от 06 (месяц не читаем).1943 г.

от 10. августа. 1943 г.

Письма Л.Н. Ханюкова.

от 15. октября. 1943 г.

Письмо от 9.декабря 1944.

IV. Информаторы:

Кизилова Клара Петровна, 1925 г.р. Секретарь Михайловского поселкового совета с 1967 по 1976 годы. Пенсионер;

Мартынова Августа Михайловна, 1933г.р. Учитель начальных классов школы №33 ст. Половина. Пенсионер.

Приложение

рис. 1 Письмо неизвестного автора от 09.12 1944г

Рис. 2 Солдатский треугольник

Рис. 3. Фронтовая открытка

Рис. 4 Письмо И.М. Кравченко на листе из тетради по географии

Рис 5 Письмо И.М. Кравченко на оберточной бумаге

Рис 6 Фронтовые письма. Варианты обращения авторов к родным и близким

Рис.7. Фронтовые письма. О фронтовой повседневности

Просмотров работы: 62