Не растет дерево без корней, нет человека без родословной. Родословная моей семьи

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Не растет дерево без корней, нет человека без родословной. Родословная моей семьи

Кочтюрк А.Х. 1
1МБОУ СОШ № 7
Шичкова Л.В. 1
1МБОУ СОШ № 7
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Подарок предков – наша жизнь,

Наша благодарность!

У каждого человека есть Родина, и семья где он родился и вырос. Родина и отчий дом – это то место куда тебя тянет где бы ты не находился, куда бы не забросила тебя судьба. Место, где ты провел детство с семьей, учился, воспитывался, играл с друзьями. Любовь к родине не возникает спонтанно, это ничем не объяснимое чувство, которое взращивается в наших сердцах нашими родителями и нами самими, начиная с самого раннего детства. Не растет дерево без корней, нет человека без родословной. Что такое родословная? Родословная - это перечень поколений одного рода. Род – ряд поколений происходящих от одного предка. Предок – это древний предшественник по роду. С недавних пор у меня появился интерес к своей родословной и истории своей семьи. Этому способствовал проект, в номинации этнография который я писал в прошлом году, где изучал историю, культуру и быт своего народа. Моя работа может показаться обычной, без особых исторических моментов и открытий, но для меня она важна, ведь благодаря ей я, узнал много интересного о своих предках. Эти знания я могу, передать следующему поколению, а они в свою очередь своему.

На земле живут миллионы людей разных национальностей, вероисповеданий и рас. У меня многонациональная семья. Папа - черкес, мама – абазинка. У них разные языки, но обычаи и традиции почти одинаковые, они одной этнической расы. Взрослея, я все больше понимаю, что хочу знать о своих предках, об их происхождении, территории проживания, традициях, обычаях, искусстве, отношении к людям и жизни вообще, потому что каждый человек должен знать свои корни, чтобы любить по-настоящему, чтобы уважать, чтобы гордиться. Я перечитал много литературы, задавал интересующие меня вопросы своим родственникам по линии отца и матери, к которым мы ездили летом. Живут они в Турции и на Кавказе в Карачаево – Черкессии в городе Черкесск.

Я очень хочу поделиться своими находками и открытиями.

Цель работы: изучение родословной моей семьи.

Задачи работы: 1.Составить генеалогическое древо моей семьи. 2.Изучить историю происхождения моих предков - адыгов.

Методы исследования: 1.Изучение архивных материалов. 2.Интервьюирование родителей и родственников. 3.Сбор старых фотографий и документов.

4.Работа с в интернет-ресурсами. 5.Анализ собранной информации.

Предмет исследования: Изучение родословной.

Объекты исследования: 1.Архивные документы и фотографии. 2.Стстематизация рассказов родных, собранной информации.

1. Генеалогия. Генеалогическое древо. «Генеалогия – это родословная наука, поколенная роспись лишь одного рода».

Генеалогическое древо моей семьи: Мое генеалогическое древо получилось составить с 1809 года. Мы с родителями приложили много усилий для сбора информации, это - опрос многочисленных родственников в Турции и на Кавказе. Провели работу с домашним архивом, архивом в городе Черкесск. Занимались поиском исторических фактов в интернете.

Мое генеалогическое древо. 1809-2019г.

2. История моих предков.

Предок, с которого начинается моя история, родился на Тереке в ауле Яндарей ныне Кабардино-Балкарской республики в 1809 году, его звали Хаджи-Ислам Шокул (Шокулов). У него было шестеро детей. Во время трагических событий, связанных с выселением Российской империи Западной Черкессии в Османскую империю в 1862-1865 годах, мое генеалогическое древо разделилось на две ветви, одна из которых оказалась в Турции, а вторая осталась в России. Трое старших сыновей Хаджи-Ислама оказались в Турции, а две дочки и младший сын остались на Кавказе. Старший сын Юсуф, прапрадед моего отца, рассказывал, как берег горсть земли родной привезенной на чужбину. Юсуф, сквозь слезы прижимая горсточку земли, завернутую в тряпочку, плыл в неизведанность Черным морем на корабле. Чувствовал, как уходит из-под ног родная земля. Мне сегодня вспоминается стихотворение Виктора Стражева «МАХАДЖИР»

Завесил вечер синими чадрами 
Родные берега.
Но все горят-горят прощальными кострами 
Высокие снега.
Певуча снасть турецкой бригантины,
Но в сердце громче стон.
Под пеплом розовым далекие вершины —
До гроба сладкий сон.
Свежеет ветер. И плакать перестали — 
Слезами что вернуть?
Аллах! Аллах! Мой путь — в неведомые дали. 
Благослови мой путь!
Земли моей я взял и на чужбину 
Священных семь горстей.
«Вот все, что я сберег — скажу угрюмо сыну,— 
От родины твоей».

Ф отографии из интернета. Вынужденное переселение.

Тысячами люди погибли в море, многие целыми семьями. Моему предку и его братьям удалось достичь Турецкого берега. Много невзгод и испытаний ждало их там. «Почему я не умер? Почему у меня не разорвалось сердце, когда я еще одной ногой оставался на берегу, а другой ступил уже на корму лодки?» - думал Юсуф. Тоска и беспокойство о стареньких родителях, сестрах и братишке не давало ему покоя, но обратного пути не было.

Все мои предки всегда мечтали вернуться на Родину предков, в том числе и мой папа. Мой отец смог осуществить мечту побывать на исконной земле. В 1989 году он прилетел на работу в Москву и остался в России уже, думаю, навсегда. Спустя несколько лет он полетел на Родину предков в Кабардино-Балкарию, где и нашел своих родственников. Встреча была незабываемой, от гостеприимства кружилась голова и наворачивались слезы радости. Родственники нашли друг друга 150 лет спустя.

3. Моя семья.

На снимке моя семья: папа, мама, сестра и я, 2015г. лето, Турция.

Я, Кочтюрк Амир (Шокулов), родился в городе Москва в 2004 году. С трех месяцев проживаю в городе Серпухов, который и стал моей малой Родиной. Моя семья состоит из четырех человек: папа, мама, младшая сестренка и я. У меня самая обычная семья, нет чемпионов мира или нобелевских лауреатов, но для меня это самое дорогое, что у меня есть, ведь в ней всегда царит любовь, уважение и понимание. Мама у меня по профессии работник культуры, дирижёр народных инструментов. Сейчас она индивидуальный предприниматель. У мамы есть брат и сестра. Папа архитектор, кандидат технических наук. Он вырос в большой семье. У отца три сестры и четыре брата. Дедушку я, к сожалению, не видел. Говорят, он был строгим, почитаемым человеком. Яблони, которые он посадил, плодоносят и сейчас. Бабушка, воспитавшая восемь детей – это герой. Несмотря на все невзгоды и трудности ей удалось поставить на ноги всех своих детей, дать каждому достойное образование. На данный момент многочисленные семьи братьев и сестер моего отца проживают в разных уголках мира. Но они сохраняют семейные традиции, заложенные предками нашего рода из поколения в поколение. Каждое лето в отчем доме собирается вся наша семья. И это прекрасная возможность поговорить на своем родном языке, спеть народные песни и станцевать зажигательные кабардинские танцы. К сожалению, я был маленьким, когда не стало бабушки, но я до сих пор помню ее добрые, ласковые руки.

4
. Интересные факты из жизни бабушек и дедушек.
Из семейного архива. Мой дедушка Тлисов Юрий Нануович.

был уважаемым человеком, по профессии агроном, вырос без отца, так как прадед Тлисов Нану Саидович не вернулся с ВОВ. Долгие годы он считался без вести пропавшим. Только в 1979 году, благодаря усилиям поисковой группы Минераловодской школы, была восстановлена картина гибели моего прадедушки. В составе разведгруппы они попали в засаду фашистских захватчиков и сражались до последнего вздоха. В 1979 году 9 Мая, в День Победы, моя прабабушка, дедушка и моя шестилетняя мама побывали на братской могиле в Новоукраинке, где и был захоронен мой прадедушка. Мама до сих пор вспоминает, как ее бабушка, стоя на коленях, плакала над могилой мужа.

Статья из газеты «Коммунизм алашара» на абазинском языке 1979г.

Моя любимая бабушка, Лахова Галина Январбиевна, окончила школу с золотой медалью. У нее два высших образования: учитель русского языка и литературы и юрист. Много лет проработала в школе, затем юристом. История семьи моей бабушки не менее достойна пера историков. Путевка в неизвестность длинною в семнадцать лет ждала моего прадедушку Лахова Январбия Канаматовича. Он с детства мечтал стать педагогом. Прирожденный лидер, смышленый не по годам, поступивший в Черкесское педагогическое училище в 14 лет. Мечтал получить образование и работать в родном а. Апсуа, где будет учить грамоте детей, в том числе и своих шестерых братьев и сестер

Статья из газеты «День республики» 26 сентября 2006г.

Но в апреле 1933- го светлый, радостный мир Январби будто перевернулся. Парень находился на занятиях, когда до него донеслось страшное известие: его отец, князь аула Шехгериевского (ныне а. Апсуа) Лахов Канамат Мусович, занимавшийся в те года закупкой лошадей для красной армии, неожиданно для всех был признан кулаком и «лишен избирательных прав как перекупщик скота» (из документов республиканского госархива). Все имущество и построенный своими руками добротный дом в одно мгновение отошло в собственность местной власти. Прадедушка узнал, что его родных ссылают в далекую Сибирь. Доброжелатели уговаривали перспективного студента, подающего большие надежды, остаться в стороне от этой чудовищной несправедливости, отречься от близких. Но об этом не могло быть и речи. Полный решимости, он прорвался через конвой к родным. В переполненных до отказа вагонах для перевозки скота вынужденные переселенцы за сорок дней добрались до Омска. Еще трое суток беззащитных людей, численность которых с каждым днем трагически сокращалось, переправляли по Иртышу на баржах к городу Тара. Далее на повозках таежными тропами. Конечный пункт прибытия репрессированных на географической карте того времени вообще не значился. Находясь там, несчастные люди занимались расчисткой территории для будущих поселений. Изможденные долгим переездом, потрясенные потерей родных, они из последних сил подручными средствами выкорчевывали из промерзлой почвы деревья. Так они построили себе деревянные землянки и бараки. Главой первого поселения был единогласно выбран пятидесятиоднолетний многодетный отец Аслан-Герей Лахов – мой прапрадедушка.

Фотография из книги «Политические репрессии черкесов на Северном Кавказе (1918-1940гг.)» 2017г.

Грамотный, крепкий, неунывающий даже в тяжелейших условиях севера он не щадил себя, работал буквально на износ, стараясь хоть как-то облегчить участь товарищей по несчастью. Но спустя год сердце не выдержало. Один за другим уходили из жизни и дети Лаховых. В суровых сибирских условиях из семерых выжили только трое: Январби и его сестры Маруся и Нина. В память о мудром руководителе первое в Омской области поселение выходцев из Кавказа было названо ими в честь Аслан-Герея Лахова – Лаховское.

Статья из газеты «День республики» 18 апреля 2017г.

Фотография из семейного архива. Мой прадедушка, Лахов Январби Аслан-Гиреевич.

До самого призыва в армию Январби, как и большая часть населения, продолжала работать на лесоповале. Служить отечеству Январби Лахов был призван из Омской области в мае 1942 года и сразу же оказался в минометном полку. Окончил войну с множеством боевых наград. В их числе орден Красной Звезды, орден Славы III степени, медали «За отвагу» всех трех степеней, «За оборону Кавказа», «За взятие Будапешта», «За победу над Германией».

Фрагмент из книги Г. А. Аргунов «Сломанное детство»2015 г.

Сохранились в семейном архиве и пять благодарностей от Верховного Главнокомандующего маршала Советского Союза Сталина, (по приказу которого, собственно, Лаховы и оказались в Сибири)- за отличные боевые действия в борьбе с немецкими захватчиками и освобождение целого ряда городов.

Справки о наградах. Из семейного архива.

Орденская книжка. Из семейного архива

К родным в Омскую область прадедушка вернулся в июле 1946 года после демобилизации. Первое время он работал налоговым агентом в финансовом отделе Тарского района. В 1947-ом был назначен на должность председателя колхоза «Красный Черкес». В том же году к радости всех земляков была образована новая семейная пара. Прабабушка, Шебзухова Дата Абдуловна, была самым младшим шестнадцатым ребенком в семье. Ее семья тоже была репрессирована в 1933 году. Оказавшись в Сибири с 14 летнего возраста, прабабушка Дата работала на лесоповале. Она обладала необычайно красивым голосом. Через год у них родилась старшая дочь – Галина моя бабушка. В 1950-ом году Январби и Дата вернулись на Кавказ с двумя своими дочками: двухлетней Галей и трехмесячной Валей. Позже семью пополнили трое замечательных сыновей: Валера, Юра и Саид. Им всем предстояло вновь, буквально с нуля, начинать обустраивать свой быт. Но именно родная земля, которую они готовы были целовать от радости едва ли не каждую минуту, и была для них нескончаемым источником физической и духовной энергии.

Каждое лето мы ездим на Кавказ в гости к бабуле, послушать ее рассказы о жизни наших родных и близких, подышать воздухом, которым дышали мои предки – адыги.

5. История черкесов (адыгов).

Есть народы, история которых читается как захватывающий роман – столько в ней головокружительных поворотов, ярких эпизодов и удивительных событий. Один из таких народов – черкесы (адыги). Немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель написал книгу «Философия души». В своей работе он утверждает, что черкесы относятся к основной ветви европеоидной расы. Он выделял в европеоидной расе еще и кавказскую расу как отдельную ветвь, включив в нее черкесов и грузин. Ученый считал, что именно кавказская раса способствует продвижению кавказской истории.

Наши соплеменники всегда называли себя адыгами, своим языком они считали черкесский язык. Своим мировоззрением, мироощущением, взаимоотношением с людьми, в обществе они благодарны адыгскому этикету, который регулировал поступки и диктовал правила того, как следует жить. Немногие знали наших предков как адыгов, многие народности называли - черси (на чеченском), шеркеси - (на турецком и арабском).

Если обратиться к истории, то адыги, абхазы и абазины, как языковая семья и этнос, появились давно, их истоки относят к временам существования страны Хатия, где жили хетты. В состав Хатии входили такие страны, как Анатолия, которая располагалась на территории современных Турции, Грузии, Абхазии, Краснодарского края и Адыгеи. Население Хатии составляли такие народности, как абешла, кишпеки. Считается, что именно они и стали прародителями нынешних черкесов, абхазов и абазин.

История адыгов - это бесконечные столкновения с ордами скифов, сарматов, гуннов, булгар, алан, хазар, мадьяр, печенегов, половцев, монголо-татар, калмыков, ногаев, турок.В 1792 году, с созданием русскими войсками сплошной кордонной линии по реке Кубань, началось активное освоение западных адыгских земель Россией. 
Поначалу русские воевали, собственно, не с адыгами, а с турками, которые в это время владели Адыгеей. По заключении в 1829 года Адриапольского мира все турецкие владения на Кавказе перешли к России. Но адыги отказались переходить в русское подданство и продолжали совершать атаки на русские поселения.
Только в 1864 году Россия взяла под контроль последние независимые территории адыгов – кубанские и сочинские земли. Небольшая часть адыгской знати к этому моменту перешла на службу Российской империи. Но большая часть адыгов пожелала переселиться в Турцию. Турецкий султан Абдул-Хамид II поселил беженцев (мохаджиров) на пустынной границе Сирии и в других приграничных районах для борьбы с набегами бедуинов.

 Сегодня основная часть адыгов проживает в Турции. В Российской Федерации численность адыгов в целом не превышает 1 млн. Есть еще немалые диаспоры в Сирии, Иордании, Израиле, США, Франции и других странах. Однако всех представителей этноса, где бы они ни жили, объединяет не только язык – кабардино-черкесский, но и общие обычаи и традиции, а также символы, в частности, известный с 1830-х гг. флаг народа – 12 золотых звезд и три золотые перекрещенные стрелы на зеленом фоне.

Все они сохраняют сознание своего культурного единства.

Основой русско-адыгского сближения была совместная борьба против Крымского ханства. В 1557 году пять черкесских князей в сопровождении большого числа воинов прибыли в Москву и поступили на службу к Ивану Грозному. Таким образом, 1557 год является годом начала образования адыгской диаспоры в Москве. После таинственной гибели первой жены грозного царя — царицы Анастасии — выяснилось, что Иван склонен к тому, чтобы закрепить свой союз с черкесами династическим браком. Его избранницей стала княжна Кученей, дочь Темрюка, старшего князя Кабарды. В крещении она получила имя Мария. Князья Черкасские были сподвижниками Алексея Михайловича и Петра I. Самую блестящую карьеру сделал князь Алексей Михайлович Черкасский, который при Екатерине I был сенатором, при Анне Иоанновне вошел в кабинет министров, а в 1740 году стал великим канцлером Российской империи.

В 1792 году, с созданием русскими войсками сплошной кордонной линии по реке Кубань, началось активное освоение западных адыгских земель Россией. Так произошло присоединение к России.  

Фотография из интернета.

Связь времен легла на мой листок,

Стало ближе прошлое мгновенно!

Всех эмоций не сдержать поток,

И не нужно это совершенно!

6. Традиции и обычаи, язык и религия адыгов.

В течение своей тысячелетней истории черкесы были приверженцами нескольких религий. В эпоху ранней бронзы зародилась их ранняя монотеистическая религия с мифологией, по сложности и развитости не уступавшей древнегреческой.

С древности адыги поклонялись дарующему жизнь Солнцу и Золотому Древу, Огню и Воде, верили в замкнутый круг времени и в единого бога Тхэ, создали богатый пантеон героев нартского эпоса. В первой книге о черкесах, написанной генуэзцем Д. Интериано вначале XVI в., мы находим описание ряда обычаев, явно восходящих корнями к язычеству, в частности, погребальных ритуалов.

Следующей религией, нашедшей отклик в душе народа, было христианство. Первыми, кто принес весть о нем в Зихию, были, по легенде, апостолы Андрей и Симон. Начиная с VI в. Христианство стало ведущей религией и оставалось таковым до падения Византийской империи. Они исповедовали православную веру, но небольшая их часть, получившая название «френккардаши», приняла католичество.

Примерно с XV в. Начинается постепенное принятие ислама, ныне являющегося официальной религией. Процесс этот завершился лишь к XIX столетию. В 1840-х годах происходит утверждение норм шариата, заменивших прежние правовые обычаи. Ислам не только помог создать стройную правовую систему и консолидировать этнос, но и стал частью народного самосознания. Сегодня черкесы – мусульмане суннитского направления.

Все, кто писал про черкесов в разные периоды их истории, среди главных традиций особо отмечали культ гостеприимства. Любой гость мог рассчитывать на место в кунацкой и за столом хозяина, который не имел права докучать ему расспросами. Другая черта, поражавшая иноземных наблюдателей – это пренебрежение к материальным благам, доходившее в средние века до того, что для адыгской аристократии считалось позором заниматься торговлей. Высшими доблестями почитались храбрость, воинское искусство, великодушие и щедрость, а самым презренным пороком была трусость. Воспитание детей было направлено на развитие и закрепление этих доблестей. Дети знати так же, как и все, проходили суровую школу, в которой выковывался характер, и закалялось тело. Взрослые были безупречными наездниками, способными на скаку подхватить монету с земли, и выносливыми воинами, в совершенстве владевшими оружием. Они умели сражаться в самых сложных условиях – в высокогорье, в непроходимых лесах, на узких перешейках. Конечно, время летит, и многое меняется, сейчас к материальным благам отношение совсем другое и наездников осталось единицы но, неизменно одно воспитанность, доблесть, храбрость, честность, великодушие, щедрость и ныне в почете.

Быт черкесов всегда отличался простотой, органично сочетавшейся со сложной социальной организацией. Простыми были и излюбленные блюда этноса, украшавшие пиры – лягур (баранина с минимумом специй), гедлибже (отварная и тушеная курятина), бульоны, пшенная каша, адыгейский сыр. Эти блюда готовят и сейчас на всех торжествах и не только, добавилось много блюд русской и европейской кухни.

Основной элемент национального костюма– черкеска – стал символом кавказского костюма в целом. Ее покрой не изменился за несколько столетий, как видно по одежде на фото XIX века. Этот костюм весьма подходит к внешности черкесов – высоких, стройных, с темно-русыми волосами и правильными чертами лица. Женский национальный костюм красивый и элегантный.

Неотъемлемой частью культуры считаются танцы, сопровождавшие все торжества. Такие популярные у черкесов танцы, как удж, кафа, удж хаш, уходят корнями в древние обряды и не только очень красивы, но и исполнены сакрального смысла. Танцы можно посмотреть в исполнении очень популярных государственных ансамблей Нальмес, Кабардинка, Эльбрус. Так же много и народных ансамблей. В каждой из трех республик есть театральные труппы, которые играют на родном языке.

Одним из главных ритуалов является свадьба. Традиционная свадьба у черкесов выступала логическим завершением ряда обрядов, которые могли продолжаться не один год. Интересно, что невеста покидала дом родителей сразу после заключения соглашения между отцом девушки и женихом. Ее отвозили в дом родственников или друзей жениха, где она и жила до свадьбы. Таким образом, предсвадебный ритуал представлял собой имитацию похищения с полного согласия всех сторон. Свадебный пир длился до шести дней, но жених на нем не присутствовал: считалось, что родные гневаются на него за «похищение невесты». Лишь после окончания свадьбы он возвращался в родовое гнездо и воссоединялся со своей женой – но ненадолго. После свадьбы жена перебиралась к родителям и жила там достаточно долго, иногда до рождения ребенка. Свадьбы в Карачаево-Черкесской Республике и сегодня празднуют пышно (в чем можно убедиться, увидев свадебное торжество черкесов на видео), но, конечно, старинные обычаи подверглись коррективам. Сейчас свадебный обряд на много более современен. Я был на черкесских свадьбах на Кавказе и в Турции, хотя они и проходили в разных странах особо большой разницы не заметил. Было торжественно, радостно с песнями, танцами и шикарными угощеньями.

Литература. По­сле соз­да­ния ка­бар­ди­но-чер­кесской пись­мен­но­сти (1923-1924 годы) на­ча­лось фор­ми­ро­ва­ние современной литературы; её ос­но­во­по­лож­ник - А. А. Шо­ген­цу­ков. Самые популярные его произведения: Мадина, Пиринейская роза, моя Родина, юный герой. Ли­те­ра­ту­ра чер­ке­сов раз­ви­ва­ет­ся с 1920-х годов, ко­гда поя­ви­лись пер­вая чер­кесская газета «Ады­гэ псаукlэ» («Чер­кес­ская жизнь», с 1924 года), пер­вые бу­к­ва­ри, учеб­ни­ки и кни­ги на чер­кесском языке; на­ча­лась за­пись чер­кесского фольк­ло­ра. Произведения, которые я рекомендовал бы прочитать: А-Г. Кешев «Записки черкеса», А.Н Охтов «Млечный путь», Т.М. Керашев «Слово об адыгах».  Ста­нов­ле­ние по­эзии оз­на­ме­но­ва­но вы­хо­дом кол­лек­тив­но­го сборника «Сти­хи мо­ло­дых по­этов Чер­ке­сии» (1939 год; уча­ст­ни­ки: М. Х. Ах­ме­тов, Х. Х. Га­шо­ков, А. Ох­тов, М. Ох­тов, К. Уне­жев).

Там, где снежных хребтов остриё с небесами сроднилось
В бесконечно волнующем вихре холодных ветров.
Там, где солнце со блеском вершин воедино сливаясь,
Озаряет прекрасную землю на стыке миров.
Там, где реки бурлят, совершая свой жизненный путь
И нравы адыгов в повадках своих отражают
Там, где доблесть и честь составляет в народе всю суть,
Где подлость и рабство в деяньях людей презирают.
Там живём мы, в объятиях гор первозданной природы,
В гармонии вечной со звёздной красою Вселенной
И любимый Кавказ, чьи сыны рождены для свободы,
Поведал немалое в жизни истории бренной. Ф.Балкарова

Мне очень нравятся произведения адыгов. Одним из моих любимых является произведение Бемурзы Тхайцухова «Горсть земли», которая не оставила меня равнодушным. В ней рассказывается о мальчике – сироте, оказавшемся на чужбине с горстью родной земли которую берег и лелеял.

Адыги славятся также своими песнями и музыкой. Наиболее популярные в наше время исполнители: Сати Казанова, Айдемир Мугу (черные глаза), Аслан Тлебзу, Султан Ураган, Чарим Нахушев и многие другие. Еще адыги гордятся, своими спортсменами.

Среди адыгов так же много ученых, профессоров. Двое из них мои родственники, которых, к сожалению, уже нет с нами, Тлисов Мухамед Индрисович, профессор, доктор физико-математических наук. Числится в списке заслуженных деятелей науки Российской Федерации. Экба Назир Бекмурзович – доктор педагогических наук, профессор, академик академий наук России и Абхазии. Опубликовал около 300 научных и научно-популярных работ.

Фотографии из семейного архива.

7. Традиции и обычаи, которые соблюдаются в моей семье.

Наряду со всеми праздниками мы так же отмечаем и мусульманские праздники: Ураза байрам, Курбан байрам и многие другие. В эти дни собирается вся родня, если праздник попадает на летний сезон. У адыгов во главе семьи всегда самый старший мужчина в доме, поэтому у нас в семье отец - глава семьи. Уважение к старшим - это первое правило воспитания в нашей семье. Во главе стола всегда самый старший, не имеет значения гость это или член семьи, самые младшие в конце стола. Большим позором считается не встать с места и не поприветствовать вошедшего в помещение человека, разговаривать сидя со старшим, если он не дал на то добро. Всегда пропускать вперед женщин и старших, уступать место в общественных местах и дома. Сидя на лавочке во дворе или в любом другом месте, при встрече знакомого нужно привстать и поприветствовать.

8. Выводы.

Итак, яизучил родословную моей семьи с 1809 года по настоящее время, узнал много интересных фактов из жизни своих родных и близких людей, составил, не без помощи родителей, генеалогическое древо моей семьи, изучил историю происхождения моих предков – адыгов.

Оглядываясь на прошлое своих родных, я понимаю, какой тяжелый жизненный путь они прошли. Но не утратили в себе самые важные чувства и качества: любовь к родным, к родине, веру в справедливость, всегда оставались порядочными людьми. Я очень горжусь своими предками, мне есть, чему у них поучится.

Я уверен, что каждый человек должен знать историю своей семьи и помнить, родных благодаря которым ты живешь. Страна сильна семьями! Задача старшего поколения передать свои знания и опыт младшему поколению.

Корни родословной глубоки,
Я мечтаю знать о них побольше,
Времена те были далеки,
Хочется, чтоб помнили их дольше!

9. Заключение.

Читая разную литературу, я в очередной раз убедился: исторически сложилось так, что Россия – родина разных народов, говорящих на разных языках, исповедующих разные религии, отличающихся самобытностью культур и менталитетов. И каждый из них по-своему самобытен и имеет богатые традиции. Могущество и сила Российского государства во многом обусловлены крепкой дружбой народов, населяющих ее:

Помнить всё и знать родной свой род я считаю, что обязан каждый,
Может это приведёт народ в век неравнодушия однажды!

Все мы разные, но все мы вместе - одна большая семья, которая старается жить в мире, дружбе и согласии. Как это точно подметил Ю. Энтин в стихотворении «Живи Оренбург», которое стало его официальным гимном:

У нас особенные люди.

Они пример для многих стран.

Здесь воздают Христу и Будде,

Здесь дружат Тора и Коран…

«Быть человеком — значит не только обладать знаниями, но и делать для будущих поколений то, что предшествовавшие делали для нас, - писал Георг К.Лихтенберг.

9. Используемая литература.

Газета «День республики» 26 сентября 2006 г.

Газета «День республики» 18 апреля 2017 г.

Г. А. Аргунов «Сломанное детство»2015 г.

«Книга памяти и славы» 2014 г.

5.Политические репрессии черкесов на Северном Кавказе (1918-1940гг.) 2017г.

6.Газета «Коммунизм алашара». 1979г. Р.Бетрозов «Происходжение и этнокультурные связи адыгов» 1991

7.«Культура и быт адыгов», этнографические исследования.

8.М.А.Меретуков, Л.Т.Соловьева «История адыгов» 1991 г.

9.Х.К.Казанов «Культура адыгов» 1993 г.

10.Адыгская(Черкесская) энциклопедия.

11. Семейные архивы.

Приложения

Из семейного архива.

Просмотров работы: 288