Мой прадед, мой герой!

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Мой прадед, мой герой!

Лебедева А.Н. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение СОШ № 2 МАОУ СОШ № 2
Орт Г.М. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение СОШ № 2 МАОУ СОШ № 2
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

У меня был прадедушка,

Мой славный и родной.

На груди у дедушки орден боевой!

На войне мой прадедушка смело воевал.

За отвагу его Маршал награждал.

На работу прадедушка ходил на завод,

И в посёлке прадедушку знал весь народ.

В памятной книге имя его,

Потому что страну от врага заслонял он собой.

Я горжусь своим дедушкой, он мой герой!

Навсегда в моей памяти он будет со мной.

Введение

Это стихотворение я сочинила и посвятила своему прадеду, которого я никогда не видела. Я не знала своего прадедушку, он умер, когда меня ещё не было на свете. У моей двоюродной бабушки сохранились его военные фотографии, благодарности за отличные боевые действия, медали, военный билет, справки и выписки из санитарной части, а ещё… воспоминания. Некоторую информацию я нашла на портале «Память народа». Поэтому я своим прадедом очень горжусь!

Для меня очень важно, чтобы осталась память о прадедушке не только в виде нескольких фотографий, а как рассказ, построенный на основе документов и воспоминаний, как семейная реликвия. Так возникла

цель работы: исследование боевого пути в Великой Отечественной войне моего прадеда, Зубакова Геннадия Павловича.

Задачи:

1) собрать сохранившиеся награды, документы, фотографии и книги в семейных архивах прадедушки;

2) проследить боевой путь моего прадеда в ходе Великой Отечественной войны;

3) изучить материалы о прадедушке в средствах массовой информации;

4) систематизировать все материалы, описать их и создать альбом, который будет памятью и гордостью нашей семьи.

Методы исследования:

1. Анализ и обобщение информации из литературы и электронных источников.

2. Изучение и анализ семейного архива.

3. Интервью с родственниками.

5. Анализ и обобщение собранной информации.

Объект исследования: биография прадеда, семейные архивы, СМИ.

Предмет исследования: вклад прадедушки в победу над фашисткой Германией.

В ходе работы была выдвинута гипотеза:

Предположим, что, изучив историю участия прадеда в войне, я узнаю и страницы истории нашей страны.

1.Основная часть

Изучив литературу, сведения электронных источников (сайт «Память народа»), я проследила от начала и до конца боевой путь моего прадедушки, Зубакова Геннадия Павловича, в годы Великой Отечественной Войны, который начался с обороны Москвы.

1.1. Битва за Москву стала одной из самых кровопролитных в ходе Великой Отечественной войны. Войска гитлеровской Германии, развернув 30 сентября 1941 г. операцию «Тайфун», сумели вплотную подойти к советской столице, но так и не сумели её взять. В ходе битвы вермахт понёс первое сокрушительное поражение в ходе Второй мировой войны.

Немецким планом «Тайфун» предусматривалось окружить группировку советских войск под Вязьмой и Брянском, а затем быстро достигнуть Москвы. Немцы сосредоточили против советской столицы мощнейшие силы: 1 млн. 800 тыс. человек, 1700 танков, около 1 тыс. самолётов. Им противостояли войска Красной Армии, насчитывавшие всего 1 млн. 200 тыс. человек, 1 тыс. танков (в основном лёгких), 677 самолетов. (Приложение 1,2)

1.2.Воронежско-ворошиловградская операция 1942 года (28 июня — 24 июля).

28 июня 1942 г. противник нанёс удар в стык 13 и 40 А в направлении г. Воронеж. Подвижные войска противника 6 июля 1942 г. заняли западную часть г. Воронеж. Контрудары войск фронта существенных результатов не дали. Фронт обороны стабилизировался на рубеже Коротыш, Крищенка, через г. Воронеж и далее по реке Дон. 30 июня 1942 г. противник нанёс удар в стык 21 и 28 А, прорвал оборону Юго-Западного фронта. Танковая группа немцев, прорвавшись на Острогожск, развила удар по тылам Юго-Западного фронта.

В ходе Воронежско - Ворошиловградской операции советские войска на южном фланге советско-германского фронта были вынуждены отойти на 150—400 километров. Противнику удалось провести наступление в большой излучине Дона и создать прямую угрозу Сталинграду и Кавказу. Вместе с тем советским войскам удалось не позволить немцам осуществить свои планы по уничтожению большого количество живой силы Красной армии и материально-технического оснащения, при этом немцы понесли примерно в 28,5 раз меньше потерь.

Войска Брянского, Юго-Западного и Южного фронтов, не успев получить пополнение и закрепиться в обороне, вынуждены были отражать удары превосходящих сил противника. Не сумев удержать обороняемые позиции, они с тяжёлыми потерями отступили в район Воронежа и на восточный берег Дона. Введённые в сражение армии из резерва Ставки и проведённый ими контрудар позволили избежать уничтожения и окружения соединений советских войск, но не изменили общего развития обстановки. У противника появились предпосылки к дальнейшему наступлению на Ростов и Сталинград. [2] (Приложение 5,6,7).

1.3.Сталинградский фронт

Сталингра́дская би́тва — одно из важнейших сражений  Великой Отечественной войны между Красной армией и Вермахтом при поддержке армий стран «оси». Происходила на территории современных Воронежской, Ростовской, Волгоградской областей и Республики Калмыкии с 17 июля 1942 по 2 февраля 1943 года.

Немецкое наступление продолжалось с 17 июля по 18 ноября 1942 года, его целью был захват большой излучины Дона,  Волго-донского перешейка и Сталинграда (современный Волгоград).

Осуществление этого плана блокировало бы транспортное сообщение между центральными районами СССР и Кавказом, создало бы плацдарм для дальнейшего наступления с целью захвата кавказских месторождений нефти.

В июле, когда немецкие намерения стали совершенно ясны советскому командованию, оно разработало планы по обороне Сталинграда. Для создания нового фронта обороны советским войскам после выдвижения из глубины приходилось с ходу занимать позиции на местности, где отсутствовали заранее подготовленные оборонительные рубежи. Большинство соединений Сталинградского фронта представляли собой новые формирования, которые ещё не были должным образом сколочены и, как правило, не имели боевого опыта. Ощущался острый недостаток в истребительной авиации, противотанковой и зенитной артиллерии. Во многих дивизиях не хватало боеприпасов и автотранспорта.

Победа советских войск в Сталинградской битве является крупнейшим военно-политическим событием в ходе Великой Отечественной войны. Великая битва, закончившаяся окружением, разгромом и пленением отборной вражеской группировки, внесла огромный вклад в достижение коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны и оказала серьёзное влияние на дальнейший ход всей войны.

В результате Сталинградской битвы Красная Армия прочно овладела стратегической инициативой и теперь диктовала врагу свою волю. Это изменило характер действий немецких войск на Кавказе, в районах Ржева и Демянска. Удары советских войск вынудили Вермахт отдать приказ о подготовке Восточного вала, на котором предполагалось остановить наступление Советской Армии.

В ходе Сталинградской битвы были разгромлены 3-я и 4-я румынские армии (22 дивизии), 8-я итальянская армия и итальянский альпийский корпус (10 дивизий), 2-я венгерская армия (10 дивизий), Хорватский полк.

6-й и 7-й румынские армейские корпуса, входившие в состав 4-й танковой армии, которые не были уничтожены, были полностью деморализованы. (Приложение 2,4,6).

1.4.Ленинградский фронт

В июне 1944 г. Ленинградский фронт при активном участии Балтийского флота, Ладожской и Онежской военных флотилий успешно осуществил Выборгскую операцию, в результате которой вместе с Волховским фронтом создал условия для вывода Финляндии из войны на стороне Германии. В сентябре-ноябре 1944 г. фронт частью сил участвовал в Прибалтийской стратегической операции, наступая на тарту-таллинском и нарвско-таллинском направлениях. Освободив континентальную часть Эстонии, войска Ленинградского фронта во взаимодействии с Балтийским флотом в период с 27 сентября по 24 ноября очистили от противника острова Моонзундского архипелага. На этом наступательные действия Ленинградского фронта завершились. Его войска занимали позиции на советско-финской границе и побережье Балтийского моря от Ленинграда до Риги. 1 апреля 1945 г. в состав Ленинградского фронта передана часть войск расформированного 2-го Прибалтийского фронта (в том числе 6-я гвардейская армия, 10-я гвардейская армия, 15-я воздушная армия), создана Курляндская группа войск, на которую возложена задача по продолжению блокады и ликвидации курляндской группировки войск противника. В связи с безоговорочной капитуляцией Германии Ленинградский фронт принял капитуляцию этой группировки.[2,3] (Приложение 2,4).

Практическая часть

Изучив документальные факты из литературы о тех битвах, в которых участвовал мой прадед, я приступила к изучению его биографии. Вот что я узнала.

2.1. Довоенные годы

Родился Зубаков Геннадий Павлович 15 апреля 1920 года в селе Александровка Читинской области в рабочей, но обеспеченной семье. В семье было семеро детей, из них четверо мальчиков. Все ушли на войну, но двое старших братьев так не вернулись. Прадедушка был младшим. Окончил 4 класса. До войны работал в совхозе им. Свердлова трактористом.

2.2. Боевой путь

Призван на войну 8 октября 1940 года, в 51 Артиллерийскую дивизию 256 рота обслуживания аэродрома. Позже проходил обучение в 9 отделении учебного танкового полка на должности курсант командира отделения стрелковых танков. Двадцатилетним юношей встал мой прадед на защиту нашей Родины. (Приложение 2,3,8).

С 12 октября 1941 года по 10 декабря 1941 года участвовал в боях за оборону Москвы. (Приложение2).

С 7 ноября 1942 года по 28 июля 1943 года участвовал в Сталинградской битве. Юга –западный фронт, 5 –я танковая армия, под командованием генерал –майора Лизюкова А.И, генерал – майора Рыбалко П.С, генерал – лейтенанта Романенко П.Л, где получил звание – сержант, должность – командир танкового орудия, танка ТО – 34, 510 отдельного огнемётного танкового батальона. И 15 декабря 1942 года представлен к медали «за отвагу». (Приложение 7,8,9,10,11,12).

22 декабря 1942 года награждён орденом «Отечественной Войны 1 и 2 Степени». (Приложение 14,15).

С 28 июля1943 года по 23 августа 1943 года начал службу на Центральном фронте, в 1251 стрелковом полку, на должности помощника командира стрелкового отделения. Участвовал в сражении на Курской дуге, где был тяжело ранен в грудь. И в этой битве погиб его родной старший брат Алексей. (Приложение 2,8,16,17,18)

С 14 июня 1944года по 13 августа 1944 года служил на Ленинградском фронте, в 172 стрелковом полку, на должности старшины отделения, командиром стрелкового взвода. Здесь он получил два ранения (лёгкой степени тяжести в руку, и тяжёлой степени тяжести в грудь). (Приложение 2,8,19,20,21,22).

С октября 1944 года переведён в 693 стрелковый полк в должности старшины стрелковой роты. (Приложение8,22).

19 ноября 1945 года, уже после победы советского народа в Великой Отечественной войне, уволен в запас. Мой прадед был награждён ещё и медалью «За победу над Германией», медалью Жукова. [4]

(Приложение 2,8,23).

2.3.Послевоенные годы

После войны Зубаков Геннадий Павловичвернулся на Родину в село Александровка Читинской области. Работал лесничим в местном леспромхозе. Женился на моей прабабушке, Антонине Петровне. В их семье родилось четверо детей. Моя бабушка, Зубакова Нина Геннадьевна была старшим ребёнком. (Приложение 23,24,25).

По словам моей двоюродной бабушки, прадед воспитывал детей в строгости, но всегда был справедлив. Пройдя такую страшную войну, прадедушка смог сохранить лучшие человеческие качества: доброту, ответственность, бережное отношение к природе и всему живому.

Рассказывать про войну Геннадий Павлович не любил, говорил, что это очень страшно, горько терять своих товарищей…

Каждую годовщину, в День Победы СССР над фашисткой Германией, прадедушке вручались юбилейные медали. (Приложение 29).

Умер мой прадед 12 декабря 1998 года, когда я ещё не родилась. Бабушка сказала, что похороны прадедушки были с почестями, их полностью организовал военный комитет, где звучал военный оркестр, исполняя траурный марш, затем военное подразделение произвело последний ружейный залп. Мне очень печально, что я лично не могла пообщаться со своим прадедом, обнять его, поцеловать, сказать, как сильно я им горжусь и люблю.

В 2013 году в Чите выпущена книга о героях – ветеранах Великой Отечественной войны «Я вернулся, мама». В этой книге есть страницы, посвящённые моему прадеду, Зубакову Геннадию Павловичу. Мы очень этим гордимся, и книга теперь – наша семейная реликвия. (Приложение 30).

Вот уже 4 года я вместе с родителями в День Победы иду в Бессмертном полку и с гордостью несу фотографию своего прадеда, ведь он подарил мне счастье жить. Знаю – он мой герой, он прошёл войну, много пережил и победил в этой страшной и грозной войне, подарив нам чистое и мирное небо над головой.

Выводы

Цель моей работы заключалась в том, чтобы изучить боевой путь и выяснить, какова роль участия в Великой Отечественной войне моего прадеда, Зубакова Геннадия Павловича. Цель моей работы достигнута, я узнала, что события Великой Отечественной Войны не обошли стороной мою семью, прадедушка был готов отдать жизнь за свободу Родины. Об этом свидетельствуют его боевые награды и выписки из наградных листов. Для каждого человека семья – это самое ценное. Человек должен знать не только родственников, но и знать историю своего рода.

В результате исследовательской работы я узнала о своём прадедушке, Зубакове Геннадии Павловиче, как о прекрасном человеке, верой и правдой служившем своей Родине. Память о нём служит нам примером силы, отваги и мужества.

Исследуя и восстанавливая по крупицам историю моего прадедушки, через историю моей страны, мне ближе и понятней становятся события военных лет. Таким образом, выдвинутая в начале работы гипотеза полностью подтвердилась.

Я горжусь боевыми подвигами прадедушки!

Итогом нашей работы стал альбом, в котором мы собрали все ценные сведения о военных подвигах и достойной послевоенной жизни нашего прадеда Зубакова Геннадия Павловича. Этот альбом сохранит все факты и воспоминания о тех страшных днях, пережитых нашим героическим прадедушкой. Он будет нашей семейной реликвией. «Жив человек, пока память жива». (Приложение 31)

Мы будем всегда помнить, какой ценой досталась победа нашей страны в Великой Отечественной войне. Вечная слава и память героям!

Список изученной литературы:

Гаврилова Н.Л. Я вернулся, мама! Экспресс – издательство», 2013.

Куманев Г.А. 1941 – 1945, краткая история, документы, фотографии. М.: Политиздат, 1982.

Новокрещенов И.В. Страницы Великой Победы. Изд. «Ювента». 2010.

Портал «Память народа» //Министерство обороны РФ.

Фотографии и документы из семейного архива. (Воспоминания родственников).

Приложение 1. Я в библиотеке

Приложение 2. Выписка из военного билета.

Приложение 3. Прадедушка на фронте.

Приложение 4. Фото танка, на котором воевал прадедушка.

Приложение 5. Схема боёв Воронежско – Ворошиловоградской операции1942 года.

П риложение 6. Схема боевого пути Сталинградского фронта.

Приложение 7. Схема наступательной операции.

Приложение 8. Выписка из военного билета

Приложение 9. Выписка из журнала на выполнение боевой задачи.

Приложение10 . Выписка из документа, описания обстановки на фронте.

Приложение11 . Описание боевого пути.

Приложение 12. Наградной лист и описание боевого подвига

Приложение 13. Приказ о награждении Орденом « Отечественной Войны 2 степени».

Приложение14. Орден Великой Отечественной Войны 1 степени.

Приложение15. Награждён Орденом Великой Отечественной Войны 2 степени.

Приложение 16. Выпска из истории болезни.

П риложение 17. Свидетельство о болезни. Проникающее ранение грудной клетки.

Приложение 18. Справка о выписке, как годный к строевой службе.

Приложение 19. Результаты мед. обследования. Рентген грудной клетки.

Приложение 20. Справка о выписке.

Приложение21 . Справка о лёгком ранении кисти.

Приложение 22. Учётно – послужная карточка.

Приложение23. Медаль за « За Победу над Германией».

Приложение24 . Прадедушка после войны.

Приложение 25. Прадедушка с прабабушкой и их старшей дочерью, (моей бабушкой).

Приложение 26. Прадедушка с семьёй.

Приложение 27. Прадедушка с семьёй.

Приложение 28. Прадедушка с прабабушкой.

П риложение 29. Юбилейные медали

Приложение 30. Памятная книга.

Приложение 31. Альбом, посвящённый нашему прадеду

Просмотров работы: 110