Его жизнь служит примером

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Его жизнь служит примером

Суслова В.А. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение СОШ № 2 МАОУ СОШ № 2
Орт Г.М. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение СОШ № 2 МАОУ СОШ № 2
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда об этом не забудем.

Пусть память верную о ней

Хранят, об этой муке,

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки.

А. Твардовский

Введение

В семейном альбоме моей бабушки Веры находится много фотографий. Она бережно хранит историю семьи, которая перешла к ней после смерти моей прабабушки Вали. Когда я была маленькая, я часто была в гостях у своей прабабушки. Однажды она мне показала заветную коробочку, в которой хранятся ордена и медали моего прадедушки – Осипова Алексея Федотовича. Прабабушка рассказывала, за какие заслуги прадедушка получил эти награды, в каких боях участвовал. Но в силу своего маленького возраста я не всё запомнила, и, увидев недавно эту коробочку у бабушки, у меня возникли вопросы: что это за награды? за какие заслуги они были вручены и когда? в каких сражениях он участвовал? где жил и работал прадедушка? Задача мне показалась очень интересной, ведь бабушка могла мне об этом рассказать, и это история моей семьи!

Так появилась цель работы: исследование истории наград прадеда как истории его жизни.

Задачи:

1) изучить документы, фотографии, награды моего прадеда Осипова Алексея Федотовича, сохранившиеся в семейном архиве;

2) записать рассказы моих родственников о нём;

3) обобщить все полученные в ходе исследования сведения;

4) сделать выводы.

В ходе работы выдвигаем гипотезы:

1. Предположим, что история жизни нашего прадеда – пример для потомков.

2. Допустим, что история жизни нашего прадеда тесно связана с историей нашей страны.

Объект исследования: документы, фотографии, награды моего прадеда

Предмет исследования: история жизни прадеда по его наградам.

Методы исследования:

1. Анализ документов, фактов из жизни

2. Анализ литературы

3. Интервьюирование

Основная часть

Узнав годы жизни своего прадеда, я решила узнать об историческом прошлом нашей страны в эти годы. Это мне нужно для того, чтобы проследить, какой вклад внёс своей жизнью мой прадед не только в жизнь нашей семьи, но и в жизнь нашей страны.

1925 год – год рождения моего прадеда. В этот год в СССР произошло много значимых исторических событий:

20 января - Конвенция между СССР и Японией об основных принципах взаимоотношений и о возвращении СССР Северного Сахалина;

6 февраля 1925 года Румянцевская публичная библиотека Москвы преобразована в Государственную библиотеку СССР имени Владимира Ильича Ленина. Ее и сейчас называют «Ленинкой»;

26 февраля 1925 года в РСФСР образован Коми-Пермяцкий автономный округ;

6 марта 1925 года вышел первый номер "Пионерской правды";

10 апреля 1925 года ВЦИК постановил переименовать Царицын в Сталинград, Царицынский уезд — в Сталинградский уезд, Царицынскую губернию — в Сталинградскую губернию;

24 мая - Выход первого номера газеты "Комсомольская правда";

16 июня в Крыму, вблизи поселка Гурзуф, на берегу Черного моря, открылась первая смена Всесоюзного пионерского лагеря «Артек»;

17 июля 1925 года впервые в Советском Союзе ученый-физик А.А. Фридман и пилот-воздухоплаватель П.Ф. Федосеенко совершили с научными целями полет на аэростате, достигнув рекордной по тому времени высоты 7400 м.;

20 августа - По инициативе Ассоциации революционной кинематографии и Главполитпросвета Наркомпроса СССР создано Общество друзей советской кинематографии (ОДСК), советское массовое добровольное общество;

18 сентября – Принимается Закон СССР от 18.09.1925 "Об обязательной военной службе", восстанавливается ежегодный призыв в армию на срок для красноармейцев 2 года, для младшего командного состава авиации и краснофлотцев — 3 года;

12 октября - Подписание договора между СССР и Германией по экономическим, транспортным и консульским вопросам;

21 декабря - Подписание договора о дружбе и нейтралитете между СССР и Турцией.

С 1928 по 1937 гг. была проведена массовая коллективизация сельского хозяйства - ликвидация и объединение частных хозяйств в большие коллективные хозяйства (колхозы). Для обеспечения колхозов техникой (тракторами, комбайнами и др.)  создавались МТС (машинно-тракторные станции).

В 20-е годы начинается реализация плана ГОЭЛРО – плана по электрификации страны. В результате его реализации к середине 30-х годов были построены десятки ГЭС и ТЭС, что позволило приступить к масштабной модернизации промышленности в СССР.

Большие изменения произошли в сфере образования, науки
и медицины. Для ликвидации безграмотности в 1920-е годы создаются "Ликбезы" (больше половины населения страны было безграмотным). В 1920-30-е годы формируется система обязательного начального и среднего школьного образования. К 1940 году в СССР было открыто более 800 ВУЗов. Активно создаются НИИ, конструкторские бюро, лаборатории и др.

В 1936 году была принята 2-я советская Конституция («Сталинская»): она закрепляла победу социализма в стране и гарантировала гражданам целый ряд социально-экономических прав. [5,7]

1 сентября 1939 года началась Вторая мировая война с вторжения Гитлера в Польшу и завершилась 2 сентября 1945 года капитуляцией Японии. В войне участвовали армии 57 стран мира, количество погибших колеблется от 50 до 80 млн. человек.

Для того, чтобы добиться победы в войне, был разработан план “Барбаросса”, подразумевающий тактику “блицкрига” (“молниеносной войны”) и полного разгрома Красной армии за 6-8 недель. При этом определялось три направления основных ударов: на Ленинград (группа армий “Север”), на Москву (группа армий “Центр”) и на Киев (группа армий “Юг”).

Но уже в первые дни войны благодаря таким героям, как защитники Брестской крепости и многие наряды погранзастав, стало ясно, что война будет длительной, кровопролитной и с совсем неясным пока исходом. На захват Брестской крепости фашисты отвели всего восемь часов – однако целый месяц не могли справиться с мужеством и храбростью наши бойцов, которые поклялись, что лучше погибнут, но не сдадутся врагу. Наши воины храбро сражались, отстреливаясь от фашистов долгие дни – без сна, без воды, без продовольствия. Они защищали свою страну, своих жен, матерей и детей. Практически все защитники Брестской крепости погибли. Остались разрушенные стены – свидетели подвига наших солдат, не пожалевших жизни ради счастья будущих поколений.

После того, как советские солдаты, ценой неимоверных усилий и мужества, смогли отстоять Москву и отбросить гитлеровские войска от столицы нашей родины, стало ясно, что “блицкриг” у фашистов не получился. Также воодушевленные победой, советские солдаты и военачальники поняли, что могут не только отступать, но, и дать бой фашистам. А значит, смогут и победить.

Следующей важной вехой в переломе войны стала Сталинградская битва. Вскоре после этого произошла битва за Кавказ и прорыв блокады Ленинграда.

Еще одно крупное сражение Великой Отечественной Войны – Курская дуга. «Курская» - потому что недалеко от Курска, а «дуга» - потому что образовался выступ линии фронта в западную сторону. Туда -то и планировали начать свое наступление фашисты, чтобы отыграться за поражение под Сталинградом и под Москвой, вернуть свое преимущество.

Наш танкисты не дрогнули, выстояли в этом знаменитом сражении, а затем начали теснить врага. Курская битва завершилась 23 августа освобождением Харькова.

Битва за Днепр вошла в историю как одна из самых крупных, быстрых и удачных операций по форсированию захваченной территории. Освобождение Украины имело огромное стратегическое значение для Советского Союза, так как давало возможность снова контролировать ресурсы на территории страны, а также открывало путь к Румынии и Польше.

К 22 декабря 1943 года была полностью освобождена столица Советской Украины — город Киев. После этого наступление Красной армии продолжилось в направлении государственных границ СССР. 7 ноября 1944 года в канун годовщины Октябрьской революции руководитель государства Иосиф Сталин сообщил о том, что Советская страна полностью освобождена от немецко-фашистских захватчиков.

После этого бои велись уже на территории захваченных фашистами стран и стран, являвшихся их союзниками. Военное кольцо вокруг Берлина быстро сужалось и на апрель 1945 года был назначен штурм. После ожесточенных уличных боев, Берлин пал и над Рейхстагом был водружен советский флаг.

За четыре года войны СССР понес огромные потери. На полях сражений погибло 10 миллионов военнослужащих, а вместе с мирным населением потери составили 27 миллионов человек. Фашисты захватили и угнали в плен 6 миллионов советских граждан, из которых в живых остались только 2 миллиона. Было разрушено 1700 городов и 70 тысяч сел и деревень, а экономика СССР отброшена в начало 30-х годов.

В этой страшной войне участвовал и мой прадед, Осипов Алексей Федотович. Вот что я узнала о его военной и мирной судьбе. [3,4]

2. Практическая часть

2.1. Детство и школьные годы

Своего прадеда Алексея Федотовича Осипова я знаю лишь по фо­тографиям, воспоминаниям и рассказам о нем прабабушки Валенти­ны Николаевны, бабушки Веры Алексеевны, мамы да архивным документам, которые бережно хранит бабушка. (Приложение 1)

Прадедушка Алексей родился 30 октября 1925 года в Чувашии д. Васлей – Кассы Марпосадского района, в многодетной семье. Всего у родителей Алексея Федотовича родилось 14 детей, но в живых осталось 5 братьев. Остальные умерли в младшем возрасте. Отец – Федот Осипович был учителем начальных классов, мать – Анна Максимовна – домохозяйкой. (Приложение 1 А)

Алексей родился вторым ребенком и вскоре стал старшим, поэтому с ранних лет он стал главным помощником родителей. В младшие годы помогал нянчить младших братьев, а чуть подрос, выполнял более сложную работу по хозяйству, а затем и в летние, и в зимние каникулы работал в колхозе.

В 1930 году семья Осиповых из Чувашии переезжает в деревню Узяр Б–Усинского района Молотовской (Пермской) области. В то время много семей сменило место жительства из Чувашии в Молотовскую область.

Шли годы, подрастали и взрослели братья Осиповы. Алексей учился с желанием, учеба давалась легко. Материально жили трудно. Маленькая учительская зарплата отца позволяла едва сводить – едва концы с концами. Отец был мастер на все руки, он умел все: был и слесарь, и токарь, стекольщик и столяр, ремонтировал бытовую технику, какая была тогда, шил одежду детям. Мать целыми днями хлопотала по хозяйству.

И вот наступил 1941 год. Алексей закончил тогда 8 классов, ему было 15 лет. Отца вскоре призвали в армию. Нужно было кому –то содержать семью. Мать пошла на работу технической рабочей в школу. Но ее зарплаты явно не хватало и поэтому решили на семейном совете, что Слава пойдет работать, а Алексей учиться. В свободное от учебы время он помогал колхозу, возил снопы, боронил, заготовлял дрова, работал на сенокосе.

В 1942 – 43 учебном году прадед пошел в 10 класс. Учился в Пантелеевской средней школе Б – Усинского района Пермской области, от Узяра, где они жили, более 20 километров. Ходил пешком, зимой на самодельных лыжах, в лаптях, портяных штанах и рубахе, да старенькой фуфайке тоже из домотканого холста. С собой надо было нести продукты на неделю – картошка, хлеб – суррогат. Вот, пожалуй, и весь набор продуктов.

В октябре Алексею испол­нилось 17. Закончилось первое полугодие, впереди две четверти и госэкзамены. На западных просторах Родины полыхала война. Ее тяжелое дыхание доходило и до уральской глубинки. Все трудо­способные мужчины ушли в армию, в деревне остались только ста­рики, дети и женщины. На их плечах лежало все колхозное произ­водство.

В Пантелеевской школе шли уроки, когда в 10-й класс постучал директор и пригласил Алексея в учительскую. Там посыльный вручил ему повестку. В военкомат надо было явиться 9 февраля 1943 г. Наскоро попрощавшись с учителями и одноклассниками, он заскочил на квартиру, собрал немудреные пожитки, встал на лыжи и побежал домой. Утром он должен быть в Большой Усе. Пройти ему предстояло больше 50 км.

По пути он остановился на отдых в Больших Кустах, здесь жила тетя. Она попросила в колхозе лошадь и повезла Алешу. Но как они ни торопились, все равно опоздали. Обоз с призывниками ушел в Куеду. Догнали его только в Куеде.

. Боевое крещение

Попал новобранец Осипов в Урюпинское пехотное училище, в ко­тором учился до мая, а потом - в Ленинградском пехотном учили­ще, эвакуированном в г. Березники. 3 марта 1943 года курсант Оси­пов принял присягу, а 7 июля прибыл на 2-й Украинский фронт в 26 дивизию 28 гвардейского стрелкового полка пулеметчиком.

Свое боевое крещение он принял на Курской дуге. 17-18-летние юнцы, необстрелянные, неопытные, не нюхавшие пороха, прибыли на передовую с одним желанием - бороться с врагом, победить его, освободить Родину от фашистской нечисти. И они сражались стой­ко и мужественно, набираясь опыта в ведении боев.

28 гвардейскому стрелковому полку пришлось участвовать в знаменитом танковом сражении 12 июля 1943 года под Прохоровкой. От взрывов снарядов и бомб не было видно солнца. В пе­рерывах между боями бойцы усиленно рыли окопы, в которых была хоть какая-то надежда уцелеть. Многих бойцов не досчитался тог­да стрелковый гвардейский полк. Но немало полегло фрицев и от пуль меткого пулеметчика Осипова.

После освобождения Курской области 28-я дивизия двинулась к Белгороду. 28 июля в одном из боев красноармеец Осипов полу­чил множественные осколочные ранения. (Приложение 2)

Уже в октябре после гос­питаля догнал он свой полк на подходе к Днепру. На всю оставшу­юся жизнь запомнил Алексей переправу через Днепр. Плоты и лодки, бесшумно подталкиваемые баграми и веслами, исчезали из виду и достигали правого берега. 28-й стрелковый полк переправ­лялся во вторую очередь. Едва достигли бойцы противоположного берега, заняли место у высотки, как начался бой. Он шел не только на берегу, но и на воде. Пулеметный шквал. Крики "Ура!"...

За фор­сирование Днепра, за мужество и героизм, стойкость и отвагу многие получили высокие награды. Боец Осипов был награжден орденом Отечественной войны II степени в августе 1946 года. (Приложение 3)

23 октября 1943 года, за неделю до своего восемнадцатилетия, Алексей вновь получил тяжёлое ранение. (Приложение 2)

До 15 января пробыл в госпитале в г. Харькове, а после выписки попал в запасной стрелко­вый полк. В апреле 1944 года был направлен в Ташкентское воен­ное училище им. В. И. Ленина и закончил его успешно в августе 1946 года. До марта 1947 года служил в Термезе, был командиром взвода. (Приложение 4)

Немного пришлось на долю дедушки фронтовых дорог, но он честно выполнил свой гражданский и патриотический долг. И мы, внуки, гордимся этим. Вся жизнь его служит нам примером во всем. И хотя его нет в живых уже, но светлую память о нем, мы будем хранить всю жизнь.

На протяжении долгих лет из части, где он служил, ему приходили благодарственные письма и поздравления с Днем Победы, днями красного календаря. Даже после его смерти продолжали приходить поздравления. Их не один десяток хранится бережно в семейном архиве Осиповых. (Приложение 5)

За свой ратный подвиг в годы Великой Отечественной войны с фашистской Германией в 1941 – 1945 годы Алексей Федотович награжден орденами «Отечественной войны» I и II степени, медалями: «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годы», «30 лет Победы в Великой Отечественной Войне 1941-1945 годы», «40 лет Победы в Великой Отечественной Войне 1941-1945 годы», юбилейными медалями: «50 лет Вооруженных сил СССР», «60 лет Вооруженных сил СССР», «25 лет Победы в Великой Отечественной Войне». [6; рассказы бабушки] (Приложение 6)

2.3. Мирная жизнь после войны

В марте 1947 года красноармеец Осипов демобилизовался и вернулся домой. Его семья жила в это время в Ошье ныне Куединского района. Перед ним встал вопрос: «Что делать? Где работать?» Б.-Усинский райком комсомола рекомендовал его в Ошьинский детский дом воспитателем. В то время ему не было еще 22 лет. Началась его педагогическая деятельность с 6 апреля 1947 года. По отзывам и воспоминаниям тех, кто его хорошо знал и работал с ним, он с воспитанниками и коллегами нашел общий язык. Уравновешенный, спокойный, неконфликтный, тактичный и скромный он хорошо умел ладить со всеми. Он сразу же окунулся в общественную жизнь – был участником самодеятельности и назначен пропагандистом сети политического просвещения.

В 1948 году он поступает в областную заочную школу в г. Молотов (в 10 класс), которую окончил успешно, на «4» и «5» и только по черчению «3».

В 1949 году он поступил в Молотовский государственный институт и в 1954 году закончил его весьма успешно.

Свое образование на этом Алексей Федотович не закончил и продолжал учиться заочно, сочетая работу, общественную и профессиональную, в Пермском государственном педагогическом институте по специальности «математика», который окончил в 1962 году.

На работе в детдоме его старание и прилежание не осталось без внимания и его в декабре 1949 года назначают заведующим учебной частью, а в июле 1953 года переведен на должность директора детдома.

В январе 1955 года в связи с закрытием Ошьинского детдома его назначают пропагандистом райкома КПСС, а в августе 1956 года по семейным обстоятельствам его переводят преподавателем математики, затем он был завучем, директором. Работал учителем математики, завучем в школах района. С 1976 года по 1982 год работал завучем и преподавателем математики в СПТУ № 76.

Работая в СПТУ № 76, уделял большое внимание повышению уровня преподавания общеобразовательных дисциплин, работе методических секций. Его отличали исключительная добросовестность, творческое отношение к воспитанию подрастающего поколения, личная скромность и принципиальность. Свой богатый жизненный опыт он передавал молодым учителям, щедро делился с ними секретами педагогического мастерства. Последние 4 года он преподавал математику в вечерней школе села Елово. Общий педагогический стаж 39 лет.

 И везде, где не трудился Алексей Федотович, «его отличительными чертами были порядочность, честность, добросовестное отношение к учащимся и коллегам. Всегда он выслушает собеседника. С молодыми коллегами делится своим многолетним опытом и «секретами» педагогики. С учащимися у него были ровные отношения, Алексей Федотович старался добиться хороших знаний учащихся». За достигнутые успехи в деле воспитателя и обучения подрастающего поколения он имеет множество Почетных грамот, и от Министерства просвещения РСФСР, и республиканского комитета профсоюза работников просвещения, от РОНО Еловского района, администрации школ и ПУ-76, колхоза им. Кирова, райкома КПСС. (Приложение 7)

В марте 1985 года награжден медалью «Ветеран труда». (Приложение 8)

Много внимания уделял Алексей Федотович общественной работе. На протяжении всех лет работы он был бессменным пропагандистом. «Это партийное поручение стало второй, общественной профессией. Он имел глубокие теоретические знания по основам марксизма-ленинизма, политике партии, хорошо знал экономику района, жизнь села.»

Алексей Федотович – человек очень требовательный к себе, к своим знаниям – закончил заочные курсы пропагандистов по научному коммунизму, систематически бывал на областных семинарах, активно участвовал в работе районных кустовых семинаров пропагандистов, много читал, следил за событиями в стране, области, района.

Кроме пропагандиста он был лектором-международником, постоянно был в курсе всех международных событий и использовал эти знания, опыт и авторитет учителя в своей работе пропагандиста. Отлично знал своих слушателей и широко применял различные активные формы обучения, учил слушателей самостоятельной работе с учебником, первоисточниками, газетным материалом. Он основательно готовился к занятиям в школе и политкружке – это норма жизни Алексея Федотовича. За пропагандистскую деятельность, за активное участие в идейно-политическом воспитании трудящихся Алексей Федотович неоднократно награждался Почетными грамотами Обкома КПСС, Еловского РККПСС. Занесен в областную книгу Почета, получил также благодарственную грамоту правления Пермской областной организации общества «Знание», признан лучшим лектором. Множество грамот получил Алексей Федотович от РОНО, общества «Знание».

Кроме больших общественных поручений пропагандиста и лектора, Алексей Федотович принимал участие в работе Добровольного общества «Урожай», «Общество охраны памятников истории и культуры», «Охраны природы», «ДОСААФ», «ВОИР».

Любимым занятием в свободное время Алексея Федотовича были шахматы, чтение, рыбалка. Он всегда принимал участие в районных соревнованиях по шахматам и стрельбе. И всегда занимал призовые места, о чем свидетельствуют многочисленные грамоты и дипломы. Помимо игры в шахматы с местными шахматистами Усковым В. И. и Э. И. Калашниковым, и другими Алексей Федотович на протяжении последних нескольких лет играл в шахматы по переписке заочно одновременно с 18 людьми.

За участие в районных соревнованиях по стрельбе, о призовых местах которых говорят также многочисленные грамоты, дипломы и благодарственное письмо от Центрального Комитета ДОСААФ. (Приложение 9)

Выводы

Проанализировав литературу, документы семейного архива и рассказы близких мне людей, я постаралась проследить жизненный путь своего прадедушки - простого человека, который с такими же, как и он, создавал нашу великую державу. Для каждого человека семья – это самое ценное, что есть в жизни. Я считаю, что человек должен не только знать родственников, но и знать историю своего рода. История семьи – это корни, без которых человек не может существовать. Проведя исследование, я убедилась в том, моя семья – это одна из миллионов страниц очень интересной и увлекательной книги под названием История России. Первая гипотеза, выдвинутая мной в начале работы, подтвердилась.

       Все задачи, поставленные нами, выполнены. Итогом моей работы является не только изучение истории жизни моего прадеда, но и истории нашей страны.

Я горжусь своим прадедушкой – героем! Считаю, что вторая гипотеза тоже нашла своё подтверждение. Вместе со своей семьей мы ежегодно 9 мая участвуем в акции «Бессмертный полк», посвящённой победе в Великой Отечественной войне. (Приложение 10)

Мы живём в мирное время. Над нами мирное небо, ласковое солнце. Но мы не должны забывать тех, кто подарил нам все это. Я буду продолжать традицию нашей семьи: отдавать дань памяти и своему прадеду, который участвовал в этом великом сражении, и всем тем, кто подарил нам победу ценой своей жизни.

Список использованной литературы, архивных данных

Савинова Л.Л. Из истории села Елово и Еловского района, сборник материалов по краеведению, Пермь: ТОО «Типография «Книга», 1998

Савинова Л.Л. Земля Еловская, сборник материалов по краеведению, Пермь: ИД «Пермские новости», 2003

Ульева Е. Беседы о войне: энциклопедия для малышей, Изд.2-е,Ростов н/Д: Феникс, 2017

https://osssr.ru/history/do1945/voennye-gody-i-period-vtoroj-mirovoj-vojny-1939-1945/

http://kratkovik.ru/History_Russia/6_Revol1917_USSR.html

https://www.sovtime.ru/history/vov/prewar

https://historynotes.ru/bitva-za-dnepr/

Приложение 1. Мы с бабушкой

Приложение 1. А Родители моего прадеда

Приложение 2. Свидетельства ранений

Приложение 3. Награда за форсирование Днепра

Приложение 4. Осипов А. Ф. – командир взвода
Приложение 5. Поздравления из военной части

Приложение 6. Юбилейные награды

Приложение 7. «Мирные» награды

П риложение 8. Медаль «Ветеран труда»

П риложение 9. Свидетельство активной жизни моего прадеда

Приложение 10. «Бессмертный полк»

Просмотров работы: 56