Введение
Актуальность исследовательской работы. Современный мир представляет сложный процесс социальных, культурных, экономических, взаимоотношений, затрагивающих практически все стороны жизни общества и отдельной личности. Одним из показателей его является разнообразие культур, их взаимодействие и взаимообогащение. Существуют разные точки зрения на будущее мировой культуры:
- общества национальных культур будут сближаться между собой в единую культуру и единое общество;
- усиление различий между культурами может вызвать конфликты;
- увеличение культурных норм (глобализация) лучше, чем нивелировать их разнообразие (уничтожить самобытность) [3.С.60]. Однако на практике культурно-ценностные установки в общении могут не совпадать.
Нас, в частности, интересует положение культурного взаимодействия среди младших школьников. Длительные наблюдения результатов анкетирования (Приложение 2, Приложение 3), проводимых в сельских школах, показывают, что в настоящее время чаще возникает неготовность обучаемых к диалогу с другой культурой, что "ведет к интолерантности по отношению к «Другому» [11.С.71]. Сегодня востребуема поликультурная личность и, как следствие, возрастает роль воспитания уже младших школьников.
В Оренбургской области насчитывается около 120 национальностей. Решение ситуации возможно, считают ученые, если "культурные отличия рассматривать как альтернативу, и в своих отличиях достигать поликультурности" (А.Г.Асмолов).
Ключевыми целями национального проекта "Образование" является "включать в создание таких ситуаций, условий, в которых бы российский школьник учился «преодолевать трудности поликультурного общения; уважать, не унижая достоинство Другого, сохраняя своё; избегать конфликтов, выходить из конфликтной ситуации" [15.С.1].
Только максимальное внимание к личности младшего школьника в состоянии помочь ему справиться с противоречиями поликультурного роста. А это значит, что уже в начальной школе актуализируется поиск средств, инновационных технологий, направленных на воспитание поликультурной личности ("нравственности", "толерантности", "гуманности", "культуры общения") в образовательном процессе. Поликультурность как интегративное качество младшего школьника включает его открытость к иным культурам при собственном культурном обогащении личности, терпимое отношение к другой культуре. Для целенаправленного поликультурного воспитания младшего школьника, считают ученые, необходимо с этим выдвигать дополнительные задачи: открытость к иным культурам при собственном культурном обогащении личности (В.Г.Рындак, Н.А.Затеева).
Итак, поликультурное воспитание рассматривается нами как процесс вхождения человека в другую культуру, погружение в культурное своеобразие.
Воспитание поликультурности младшего школьника предполагает учет наиболее важных принципов:
- вхождение человека в поликультурное пространство, доброжелательное общение;
- творение культуры;
- самореализация, самораскрытие в креативной деятельности;
- ценностное отношение к повседневным событиям, отрицание стереотипов, однозначные рассуждения [12.С.36,38,40]. Развитие их представляет собой "последовательное движение от пассивной позиции путем познания и способа действия, принятия иной культуры к подлинному интересу, межкультурному взаимодействию, открытости личности другим культурам, ценностям и взглядам" [ Там же].
Процесс воспитания базируется на закономерностях развития личности, "системно связано с обучением" (В.В.Князева). Необходимо сделать всё для того, чтобы младший школьник чувствовал себя активной силой, способной влиять на общественное развитие. Такие благородные движения души, считал В.А.Сухомлинский, "возвеличивают человека, утверждают в нём честь, гордость, являющиеся главным источником нравственности" [20.С.302].
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования включает в себя эти требования: "как научить младшего школьника преодолевать трудности поликультурного общения, избегать конфликтов на этой почве, выходить из конфликтной ситуации, сохраняя свое и не унижая достоинство Другого"? [1.С.151]. Только максимальное внимание к личности младшего школьника "в состоянии помочь ему справляться с противоречиями поликультурного роста". На уровне сельских школ необходимо "актуализировать особенно воспитание культуры, поиск подходов к его содержанию, направленному на формирование поликультурной личности".
Актуальность исследовательской работы обусловлена следующими противоречиями между:
- потребностью общества в поликультурной личности и низким уровнем поликультурной воспитанности младшего школьника;
- большим арсеналом инновационных средств культуры, наработанных в педагогике, и слабой стратегией их использования в реальной практике воспитания сельской школы.
Выявленные противоречия обусловили проблему исследования: каковы содержание, методы, формы, средства воспитания поликультурности детей младшего школьного возраста в условиях сельской школы?
Цель: обосновать педагогические условия воспитания поликультурности детей младшего школьного возраста в условиях сельской школы.
Объект исследования: образовательный процесс в сельской школе.
Предмет исследования: воспитание поликультурности младших школьников в условиях сельской школы (на примере художественной деятельности в процессе распознавания скрытых возможностей богатства Оренбургской паутинкии танцев народов мира И.Моисеева).
Гипотеза исследования. В образовательном процессе сельской школы возникает интерес младших школьников к принятию, познанию культуры Другого, пассивная позиция преобразуется в активную, если созданы следующие педагогические условия:
- уточнено содержание понятий «поликультурность», «поликультурное освоение мира» «инновационные технологии» на основе культурологического и деятельностного подходов;
- младшие школьники включены в исследовательскую творческую деятельность по проблеме, усвоение поликультурных идей (культурный кругозор, диалогичность, абсолютно разные и непохожие друг на друга младшие школьники, но каждый из них - уникальная личность).
Задачи:
1. Раскрыть структуру и содержание понятия «поликультурная личность».
2.Создать педагогические условия в процессе работы над исследованием, обеспечивающие становление личности младшего школьника (самоопределение в поликультурной деятельности, целеустремленность и настойчивость в достижении цели).
Методологическую основу исследовательской работы составили труды по психолого – педагогическим, культурологическим и проблемам поликультурного воспитания: (В.С.Библер, Е.В.Бондаревская, Ю.А. Карягина, В.В.Князева, М.К.Мамардашвили, В.Г. Рындак, Л.Б.Соколова, Л.С. Выготский, А.Г.Асмолов, Т.Г.Богатырева, М.С.Каган, Д.В.Григорьев, А.М.Буттаева, Г.В.Безюлева, Г.М.Шеламова, О.А.Митусова и др.).
Научная новизна:
Рассмотрено содержание следующих понятий ("личность", "поликультурность" как педагогические категории, "инновационные технологии воспитания", "культурологический подход", "деятельностный подход"), использование которых может углублять и уточнять научный аппарат психолого – педагогических исследований на других ступенях образования.
Методы исследования: анализ научно – методической литературы, анкетирование, интервью, беседа, объяснение, сравнение, наблюдение, изучение творческих работ.
Практическая значимость результатов исследования: состоит в том, что проведенные воспитательные мероприятия в течение 2018- 2019 гг. (виртуальная экскурсия "Этнокультурный калейдоскоп на примере ансамбля танца И.Моисеева"; интервью с модельером-дизайнером Анной Советовой "Встреча, поразившая детей"; экскурсия на велосипедах в музей татарской, башкирской и русской культур (с.Сарманай, с.Мустафино, с. Ратчино, с. Новомусино), перевернутый класс "Воспитание толерантного отношения младших школьников к различиям представителей разных культур", участие младших школьников в международном образовательном форуме "Евразия Global") могут быть использованы в поликультурном воспитании младших школьников.
1.Научно – практические основы поликультурного воспитания младших школьников
1.1 Педагогические аспекты воспитания младшего школьника
В законе "Об образовании" определено два ведущих компонента государственного образовательного стандарта - федеральный и регионально-национальный. Введение регионально-национального компонента в образовательные программы способствует ориентации на этнокультуры региона, формирование национального самосознания, реализации принципа оптимального соотношения общечеловеческого и национального служит реализации принципа гуманизации, жизни и здоровья человека, свободного развития личности [1.С.151]. "Конвенция о правах ребёнка": образование ребёнка направлена на "воспитание его культурной самобытности, на подготовку ребёнка к сознательной жизни в свободном обществе, в духе понимания мира, терпимости и дружбы между всеми народами. В современном мире разнообразие культур становится богаче. Везде и всюду можно увидеть людей разных национальностей и разных культур, религий, вероисповеданий. Такое огромное обилие разнообразных культур, их взаимоотношение должны, по сути дела, окрасить жизнь яркими красками, делать её интереснее и богаче… Но, ни для кого не секрет, что данный уклад жизни, трактует нам межэтнические конфликты на почве национальной полемики. В связи с этим, встает вопрос о раннем воспитании культуры межнациональных отношений, так как формирование в человеке любых положительных взглядов и мировоззрений, «привитие культурных ценностей и толерантного отношения к другой культуре, возможно только в совсем юном возрасте» (М.К.Мамардашвили). В области педагогики этой идеи придерживались Ш.А. Амонашвили, А.Б. Бережнова, П.П.Блонский, Л.И. Божович, Л.С.Выготский, А.П.Тряпицина: фундамент, на котором опирается дальнейшее правильное формирование личности, «закладывается в младшем школьном возрасте». Именно поэтому поликультурное воспитание младших школьников становится всё более актуальным с каждым днём.
Определение понятия "поликультурное воспитание" в настоящее время может быть разным, но основной смысл у всех одинаков: это воспитание, «включающее организацию и содержание педагогического процесса, в котором представлены две или более культуры, отличные по языковому, этническому, национальному или расовому признаку» [23.С.3,10]. Поликультурное воспитание является одним из важных и неотъемлемых компонентов становления личности. Оно дает детям способность любить, ценить и уважать культуру другого народа, а это впоследствии может обеспечить мирное сосуществование человечества. В процессе поликультурного воспитания формируется представление личности «о многообразии культур и их взаимосвязь; воспитывается толерантное отношение к различиям представителей разных культур, прививаются национальные и общечеловеческие ценности, развиваются умения взаимодействия в современном поликультурном мире, обеспечивается культурно-социальная идентификация личности [9.С.184,185,186]. Более яркими средствами формирования поликультурного воспитания, именно детей младшего школьного возраста, являются проведение научно-практических конференций на темы "Поликультурное воспитание в условиях сельской и городской местности", "Мои знания о культурных ценностях народов мира", "Роль книг в поликультурном воспитании детей", "Проекты в воспитании толерантной личности" и др. Как считают многие педагоги, воспитание культуры межнациональных отношений можно хорошо формировать в ребёнке, если «он сам будет интересоваться и изучать историю другого народа» [7.С.16]. Сегодня проводятся международные фестивали, конкурсы, олимпиады разного уровня, где младшие школьники принимают активное участие. Такие мероприятия хороши тем, что исполняя танец или песню, делая игрушку или традиционный костюм, инструмент других национальностей, ребёнок на эмоциональном уровне ощущает культурные ценности другого народа. Важными моментами при формировании поликультурного воспитания младших школьников можно считать деятельность самого ребенка. Осознание детьми необходимости взаимопонимания между людьми и народами должно выполняться когнитивными способами; понимание младшими школьниками необходимости активной межнациональной солидарности и сотрудничества, должны быть основаны на понимание особенностей различных культур на эмоциональном уровне [7.С.16]. Готовность детей младшего школьного возраста принять участие в решении проблем другого сообщества и этноса, должен быть заложен с начальных классов [11.С.61]. В заключение следует отметить, что ключ к непоколебимой дружбе народов является формирование поликультурного воспитания младших школьников. Как говорится: «дети – это наше будущее», а это значит они «завтрашние взрослые» [21.С.154]. Это значит народ, общество, человечество в целом. И, чтобы уже в недалеком будущем, из-за этнических различий человечество не погибло, необходимо начать работу с младшего возраста.
1.2 Поликультурность как педагогическая категория
Категория "поликультурность" - это сложное, многоплановое образование, в котором отражается философский, социокультурный, духовный аспекты, данным понятием обозначают и явление, и принцип, и способность человека, и качество личности.
В нормативных документах в области образования (закон "Об образовании", Совета Европы, ЮНЕСКО). В основе лежат принципы поликультурности гуманистической идеи, заключающей мысль о том, что "не существует лучшей или худшей культуры". Все культуры различаются своим содержанием, формированием средств своего исполнения. Научно-педагогическую основу поликультурного развития личности составляет культурологический подход к воспитанию.
В педагогических трудах В.А.Сухомлинского подняты важные вопросы становления личности такие, как воспитание гражданственности, нравственности, толерантности, признание в качестве моральной привычки общечеловеческих ценностей. Учёный информировал учеников о событиях, происходящих в мире, которые называл "уроками гражданского видения мира". Такие уроки служили средством воспитания чувства содружества с другими народами. Эмоциональный фактор подкреплял воспитательный процесс. воспитания гражданственности. В Павлышской школе была создана хрестоматия моральных ценностей, в которой описывались подвиги, совершенные людьми в разное время. Она включала моральные ценности, созданные человечеством с древнейших времен [20.С.245,299, 305].
Поликультурность интерпретируется как способность человека вести диалог с другими культурами (И.Каминская). Социально-психологическому аспекту исследуемой проблемы уделяли внимание А.Г.Асмолов (социотипическое поведение личности, его национальный и социальный характер), Л.С.Выготский (проблема культурного возраста). П.П. Блонский создание "народной школы", "школы человечности", которая должна "говорить о человеке" и воспитывать чуткое отношение к нему [4.С.32]. В многокультурном обществе особо актуальным является воспитание культуры межнационального общения, в том числе детей младшего школьного возраста, главная задача при этом не потерять культурной самобытности, не оказаться в пространстве национализма.
Выводы
Итак, как интегративное качество младшего школьника поликультурность включает его открытость к иным культурам при собственном культурном обогащении личности: гуманность, гражданственность, культура общения, толерантность (терпимое отношение к другой культуре).
Современное понимание процесса воспитания личности, способной к принятию альтернативной культуры, выдвигает необходимость рассматривать поликультурное воспитание как процесс вхождения человека в другую культуру, погружение в культурное своеобразие.
Для целенаправленного поликультурного воспитания младшего школьника необходимо: выдвигать дополнительные задачи в контексте их углубления от толерантности (терпимое отношение к другой культуре); к поликультурности (открытость к иным культурам при собственном культур ном обогащении личности).
2. Опытно-поисковая работа по воспитанию поликультурности младшего школьника
Цель главы: экспериментально проверить педагогические условия воспитания поликультурности младшего школьника на основе культурологического и деятельностного подходов:
работа с научными понятиями;
анализ результатов анкетирования;
участие педагогов в воспитательных мероприятиях по проблеме.
2.1. Результаты анкетирования поликультурности младшего школьника
Комплекс методов включал: анкетирование «Я и Другой» (Приложение 2), методику А.Г.Асмолова «Кто мои друзья?» (Приложение 3), апробацию результатов анкетирования, педагогическое наблюдение.
Анкета «Я и Другой» (Приложение 2)
Анкетирование было проведено среди 55 учащихся 4-х классов Деминской школыПономаревского, Дубровской школы Шарлыкского районов. Большинство учащихся (65,4%) определяют дружбу как близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов, 23,6% - как помощь друг другу в любой ситуации, 11% - как когда есть общее занятие. О том, что национальная культура – это культура, включающая время разных эпох от древних времен до настоящего времени, главной фигурой в ней является народ, знают только 16,2%. Остальные либо ответили «не знаю», либо предложили такие варианты, как определенные правила, присущие каждому народу. 57% респондентов не придают значения культурным традициям детей разных национальностей, а 43% - уважают культурные традиции другого народа. На вопрос «Как ты относишься к детям другой национальности?» 24% ответили, что вступают в конфликт, их раздражает, что они говорят на родном языке. 76% считают, что «надо постоянно помнить, что рядом с тобой находятся люди другой культуры и их нужно уважать. Большинство учеников желают учиться в классе, где дети одной с ними национальности. Только 19,9% ответили, что им нравится, когда в класс многонациональный.
Результаты методики А.Г.Асмолова «Кто мои друзья» (Приложение 3)
На первый вопрос «Как ты думаешь, можно ли считать своим другом мальчика другой национальности?» дали положительные ответы около 65% детей; на третий вопрос «Можно ли сказать о тебе, что ты хороший друг?» - посчитали около 58% учеников. Четвертый вопрос, по нашему мнению, оказался трудным для детей, потому что никто из них не отметил пункты с третьего по шестой. Показатели «взаимоотношения с друзьями другой национальности» оказались наиболее высокими. У многих учащихся нет друзей другой национальности. Только 10,7% ребят имеют друзей другой национальности. Для многих школьников (38%) при общении с другом привлекают такие качества характера, как доброта, сочувствие, внимательность. Наиболее подробно писали ребята в пятом вопросе «Расскажи о своем друге». Например, у одного мальчика друг татарин, Артур. Они с ним справляют разные национальные праздники и татарские, и русские. Респондент, Маша, написала, что ее подружка башкирка учит русский язык, а она, в свою очередь – башкирский.
Итак, анализ результатов анкетирования показал, на указание педагогам на то, что с содержанием таких поликультурных понятий, как «равнодушие», «внимательность», «высокомерие» следует в образовательном процессе работать дополнительно. Первое анкетирование показало слабые знания вопросов, включенных в анкету. Не совсем серьезное отношение к процедуре анкетирования, что было для педагогического персонала серьезным упущением в образовательном процессе.
2.2 Педагогические условия воспитания поликультурности младшего школьника и их практическая реализация.
Реализация педагогических условий воспитания поликультурности младшего школьника на основе культурологического и деятельностного подходов. Успешному воспитанию поликультурности, с нашей точки зрения, способствует комплекс педагогических условий:
- уточнение содержание понятий «поликультурность» как педагогическая категория, «инновационные технологии обучения»;
- включение младших школьников в исследовательскую творческую деятельность по проблеме (интервью с модельером-дизайнером Анной Советовой «Встреча, поразившая детей», перевёрнутый урок "Воспитание толерантного отношения младших школьников к различиям представителей разных культур", виртуальная экскурсия «Этнокультурный калейдоскоп на примере ансамбля танца И.Моисеева», «От барашка до мирового бренда»).
Исследовательская работа проводилась в течение 2018-2019гг. в Деминской школе Пономаревского района, Дубровской школе Шарлыкского района под руководством учителей начальных классов, Красновой Александры Ивановны, Красновой Марины Михайловны и включала в себя:
1. Интервью с модельером-дизайнером Анной Советовой "Встреча, поразившая детей" (Приложение 6);
2.Перевёрнутый класс "Воспитание толерантного отношения младших школьников к различиям представителей разных культур" (Приложение 4);
3. Виртуальная экскурсия «Этнокультурный калейдоскоп на примере ансамбля танца И.Моисеева»;
5.Архив фотографий (Приложение 5).
6. Методика "Кто мои друзья?" (А.Г.Асмолов) (Приложение 3)
7. Создание творческих работ их пуха паутинки «От барашка до мирового бренда».
Повторное анкетирование показало, что школьники усвоили содержание понятия "личность", "личностный подход", "поликультурность", "исследование", "деятельность", "деятельностный подход", "перевёрнутый урок", "виртуальная экскурсия", назвали национальные праздники, блюда, танцы, песни, отмечались изменения в овладении школьниками такими понятиями как «поликультурность». В жизненных ситуациях младших школьников стали проявляться и доброта, и сочувствие, и внимательность. Применение инновационных технологий, основанных на средствах народного искусства в процессе распознавания скрытых возможностей богатства Оренбургской паутинки, дает положительные результаты в поликультурном воспитании младших школьников. Стали постоянными встречи с семьями других национальностей, совместное участие в акциях и форумах.
Выводы
Проведенная нами опытно-экспериментальная работа по воспитанию поликультурности младшего школьника позволила сделать следующие выводы:
1.Наиболее высокие результаты в решении проблемы дают повышение профессионального уровня педагогического коллектива в плане единства науки и практики. Наряду с учителем включение в исследовательскую деятельность детей (участие в фестивале народного творчества «Оренбугский край, благословенный!», создание брендов Оренбургской паутинки, «погружение» в инновационные технологии и др.).
2. Развитие самостоятельности в поликультурном познании способствует становлению культурной грамотности подростков, когда в условиях затруднения, отсутствия информации учащиеся заинтересованы в активном поиске и принятии собственного решения того или иного поликультурного вопроса.
3. Анализ результатов исследования показал, что без направленной культурно-воспитательной работы такое качество личности, как признание Другой культуры может регрессировать в старшем школьном возрасте, что требует усиления поликультурного компонента в содержании образования.
Заключение
Наша работа стала обращением к инновационным технологиям, углублением связи между научным материалом и практикой. Нами были разработаны воспитательные дела.
1. В современном образовательном процессе актуальной проблемой является поликультурное воспитание младших школьников.
2. Поликультурное воспитание - это процесс вхождения человека в другую культуру, погружение в культурное своеобразие.
Выявлено, что поликультурное воспитание младшего школьника формируется средствами народного искусства (в нашем случае в процессе распознавания скрытых возможностей богатства Оренбургской паутинки); позволяющих «наполнять» содержанием инновационные технологии, в которых школьники овладевают способами деятельности (мыслительной, игровой, исследовательской, познавательной, творческой, коммуникативной), в том числе одновременно повышается профессиональная компетентность учителя.
3. Доказано, что проведенные в течение 2018-2019 гг. воспитательные мероприятия (виртуальная экскурсия, интервью, перевернутый класс, участие в международном форуме Евразия GIobaI и др.) имели своим результатом углубление ценностных идеалов и ориентиров в становлении поликультурного воспитания личности младшего школьника. Повторное анкетирование показало, что школьники овладели содержанием понятия «поликультурность». Повысилась их когнитивная, эмоциональная, поисковая, познавательная, творческая активность участия в проведенных делах.
Проведенное исследование не исчерпывает всех вопросов, связанных с поликультурным воспитанием младших школьников, и подразумевает дальнейшее развитие в следующих направлениях: включение в волонтёрское движение, участие в форумах, изучение быта семей разных культур.
Список литературы
Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / А.Г.Асмолов // - М., 2011. – С.151.
Берегиня платка / О.Максимова // - Оренбуржье. – 2019. - 9 октября. – С.19.
Бережнова Е. Соотношение педагогической науки и педагогической практики/ Е.Бережнова, В.В.Краевский // - М., 2001. - С.58, 60
Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2 т./ П.П.Блонский // - М., 1979. - С.31-42.
Бушухина И. Оренбургский пуховый платок / И.Бушухина // - Оренбург, 2015. - С.7-9, 34-38, 40-41.
Герасименко Т.И.Этнографический атлас Оренбургской области / Т.И.Герасименко // - Оренбург, 2017.- С.14-58.
Затеева Н.А. Особенности развития поликультурного воспитания / П.А.Затеева // Научно-методический электронный журнал "Концепт", - 2017. Т.32. - С.14-16. - UR. http//e-koncept.ru.
Инновации в учебном процессе (экспресс курс) // - Оренбург, 2013. – С.28.
Карягина Ю.А. Воспитание поликультурности подростка в образовательном процессе / Ю.А. Карягина // - Оренбург, 2007. - С.20,86, 184-186.
Князева В.В. Педагогика: словарь научных терминов / В.В.Князева // Вузовская книга. - М., 2009. – С. 13, 76, 134, 254, 301, 278,283.
Краснова А.И. Краеведческая деятельность как средство воспитания гражданственности младшего школьника: учебно-методическое пособие / А.И.Краснова // - Оренбург, 2019. - С.56-78.
Крылова Н.Б. Культурология образования / Н.Б.Крылова // - М., 2005.-С.36-41.
Логинова А.В. Особенности использования и принципы функционирования педагогической модели "перевёрнутый класс" // Молодой ученый, - 2015.- №9. - С.114-119.
Мамардашвили М.К. Очерки современной европейской филисофии / М.К.Мамардашвили // - М., 2012. - С.123.
Министерство Образования Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edu.gov.ru , свободный
"VUGA", мода и Оренбургский пуховый платок / И.Бушухина // Гостиный двор.- 2018.- №4.- С.349-356.
Рындак В.Г. Младший школьник и близкие ему люди: воспитание уважительного отношения / В.Г.Рындак, О.С.Тимофеева // - Оренбург, 2004. – С.184-187.
Соколова Л.Б. Научно-педагогическое исследование: инновационные процессы / Л.Б.Соколова // - М., 2011.- С.323-328.
Степанов Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях / Е.Н.Степанов, Л.М.Лузина // - М., 2002. - С.98-145.
Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа / В.А.Сухомлинский //-М., 1979. - С.245-390.
Тряпицина А.П. Педагогика. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / А.П.Тряпицина // - СПб., 2013. - С.154, 276, 305.
Узорный Покров / О.Максимова // - Оренбуржье. – 2019. - 16 октября. – С.18.
Этническая культура / Е.Попова // Этнокультурная мозаика Оренбуржья.- 2015.- С.3-25.
Ten Ideas for Observing the international Day for Tolerance // http:www.unesco.org / dialoque 2001/.
Bowers B. What in the world?: Exploring global issues / B.Bowers, J.Godfrey // - Canada, 1995.- P.87-89.
Приложение 1
Словарь основных терминов
Личность – отдельный человек как индивидуальность, субъект отношений и сознательной деятельности, цель и результат воспитания; « высшее единство человека» (А.Н. Леонтьев). Личность определяет свою позицию среди других людей свободно и ответственно, в пространстве культуры и времени как способ бытия человека в мире.
Культурологический подход – ценностная ориентация на воспитание человека культуры, с позиций его субъективного бытия в мире и бытия самого мира для человека; поворот всех компонентов образования к культуре и человеку как её творцу и субъекту, способному к культурному саморазвитию [10.С.517].
Поликультурность - это интегрированное качество личности, базирующееся на общей культуре (эмоциональной, интеллектуальной. поведенческой), проявляющееся в межкультурном взаимодействии путем осознания негативных культурных стереотипов и предубеждений, открывая субъекту возможность диалога и самообоснования в условиях множественности культур (Ю.А. Корягина).
Инновационная технология обучения - это организация учебной деятельности на основе взаимосвязанной системы методов, средств, форм обучения, позволяющая эффективно учиться [8.С.28]
Инновация педагогическая – новшество, нововведение, изменение как основной путь развития образования, результат исследовательского поиска деятелей науки, передового опыта учителей, основной путь повышения эффективности педагогической деятельности, средство и процесс модернизации образования [10.С.273].
«…Инновационная педагогическая идея изначально ориентирована на педагогическую практику. С этой позиции идею правомерно рассматривать как первооснову связи педагогической науки и практики» (Н.Л. Коршунова).
Деятельность– это целенаправленный процесс, предполагающий переход от цели, замысла к образу желаемого результата. В ходе деятельности человек старается преобразовать имеющийся материал или ситуацию ради достижения своей цели, реализации своего замысла.
Структура деятельности: цель – мотив – способ – результат. Аспекты человеческой деятельности: преобразовательная, познавательная, ценностно - ориентировочная, коммуникативная [10.С.177].
Деятельностный подход - главной характеристикой деятельности является ее предметность. Под предметом имеется в виду прежде всего предмет культуры, в котором зафиксирован определенный общественно выработанный способ действия с ним» (Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова).
Исследование - изучение чего-либо каким-либо способом (способами) во всех отраслях научно-технической и педагогической деятельностей (В.В.Князева).
Перевёрнутый урок - это модель обучения, при которой учитель предоставляет материал для самостоятельного изучения дома, а на очном занятии проходит практическое закрепление материала (А.В.Логинова).
Виртуальная экскурсия - это организационная форма обучения, когда учащиеся, находясь в учебном кабинете, наблюдают реально существующие объекты в видеозаписи, иллюстраций и т.п. [8.С.28].
Приложение 2
Анкета «Я и Другой»
Дорогой друг!
Просим тебя высказать своё мнение по вопросам поликультурного отношения к друзьям другой национальности. Прочти вопрос и выбери ответ, который отражает твоё мнение (поставив знак (v) рядом с ним).
1. Дети каких национальностей проживают в Оренбургской области? (Отметь знаком v).
- русские
- украинцы
- татары
- мордва
Какие еще, дополни___________________________________________________________
__________________________________________________________________
2.Продолжите выражения:
«Дружба» - это ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
"Народная культура" - это
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Как ты считаешь, "человек другой культуры" - это тот, кто:
- другой национальности
- из другой страны
- другой веры
- других традиций
- другого возраста
- другого мышления
- все вышеперечисленное
Предложи свой вариант_________________________________________________________
4. Каким словом ты назвал бы человека иной культуры? (Отметь знаком v).
- чужой
- другой
- странный
- интересный
- непохожий
Предложи свой вариант_________________________________________________________
5. Как ты относишься к культурным традициям детей разных национальностей? (Отметь знаком v).
- уважаю
- не придаю значения
- не знаю
6. Как ты считаешь, по каким признакам можно отличить людей другой национальности? (Отметь знаком v).
- народный костюм
- народный танец
- национальные блюда
- национальные праздники
Что ещё __________________________________________________________________
7. Каких национальностей дети учатся в твоем классе? (Отметь знаком v).
- русские
- татары
- украинцы
- башкиры
- адыгейцы
- казахи
- мордва
- белорусы
- немцы
- поляки
- чуваши
- армяне
- азербайджанцы
8. Как ты относишься к детям другой национальности? (Отметь знаком v)
- уважаю
- вступаю в конфликт
- не замечаю
9. Перечисли несколько основных признаков твоей индивидуальности. __________________________________________________________________
10. Чем ты отличаешься от детей другой национальности?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
11. В каком классе ты хотел бы учиться? (Отметь знаком v)
- где все одноклассники одной с тобой национальности
- где одноклассники многих национальностей
- национальность значения не имеет
- затрудняюсь ответить
Спасибо за участие в опросе!
Приложение 3
Методика "Кто мои друзья?" (А.Г.Асмолов)
Цель: выявить сформированность взаимоотношения с друзьями.
Оцениваемые универсальные учебные действия: действия, направленные на определение своей позиции в отношении социальной роли друзей и действительности.
Возраст: 10 лет.
Метод оценивания: фронтальный письменный опрос.
Описание задания: каждому учащемуся предлагается написать как можно больше ответов на вопрос "Кто мои друзья?".
Как ты думаешь, можно ли считать своим другом мальчика другой национальности?
Да
Нет
Есть ли у тебя друзья другой национальности?
Да
Нет
Можно ли сказать о тебе, что ты хороший друг?
Да
Нет
4. Какие качества характера в твоем друге тебя привлекают?
1.Доброта.
2.Грубость.
3. Сочувствие.
4. Равнодушие.
5. Высокомерие.
6. Внимательность.
7. Предложите свой вариант.
_____________________________________________________________
5. Расскажи о своем друге_______________________________________
_____________________________________________________________
6. Чтобы ты хотел изменить в своем друге?
_______________________________________________________________
7. Напиши об интересах своего друга______________________________
Спасибо за участие!
Приложение 4
Перевёрнутый класс
Тема: "Воспитание толерантного отношения младших школьников к различиям представителей разных культур"
Цель: воспитать личность, обладающую чувством понимания и уважения к иным культурам, умением существовать в согласии с людьми разных национальностей.
Задачи:
1. Выявить, насколько глубоки интерес и знания младших школьников проблемы поликультурности.
2.Организовать выставку в библиотеке и школьном музее материалов по проблеме.
3. Пробудить стремление младших школьников к пониманию самобытности культуры, бережного отношения к национальным ценностям, этническим особенностям представителей разных национальностей Оренбургской области.
Принципы: - равенства людей и культур;
- человечности;
- гуманизма;
- поликультурной свободы.
Технологии: перевёрнутый класс (учитель предоставляет материал для самостоятельного изучения дома, а на занятии проходит практическое закрепление материала).
Оборудование: этнографический атлас Оренбургской области, мультимедиа-проектор, экран, фонограмма с записью музыки народов разных национальностей, презентации PowerPoint; "дерево качеств личности класса", оранжевые и зелёные листочки. свеча.
Оформление: книжная выставка "Этнокультурная мозаика Оренбуржья"; презентация «Многонациональное Оренбуржье», фотовыставка брендов Оренбургской паутинки модельера-дизайнера Анны Советовой.
Участники: учащиеся начальной школы (1-4 классы), педагоги и родители, заведующая районным музеем Вайберт Гульнара Рашитовна.
Ход урока
Организационный момент
Под музыку дети заходят в зал, приветствуют гостей пришедших на мероприятие.
Учитель: Здравствуйте, уважаемые гости и дорогие друзья! Приветствуем всех собравшихся на нашем уроке.
II. Стадия вызова
Учитель: Как вы считаете, что такое "дружба"?
Вера: Я считаю, что это взаимное доверие друг другу, общие интересы.
Маша: Это, когда мы вместе делаем домашнее задание, играем, гуляем, отмечаем Дни рождения.
Костя: Я хочу добавить, что в дружбе главное не предавать и помогать друг другу в трудных ситуациях.
Учитель: Вашему вниманию предлагается видеоролик.
Просмотр видеоролика "Дружба народов России".
Учитель: Ребята, о чем этот видеоролик?
Егор: О разных народах, живущих в России.
Аня: О том, что они дружат между собой.
Учитель: Молодцы! Вы знаете, какие из этих национальностей проживают в Оренбургской области?
Маша: Мордва.
Марина: Белорусы.
Егор: Чеченцы, калмыки.
Костя: А ещё я знаю, что живут армяне, башкиры.
Вера: Русские, украинцы, татары.
Учитель: Кто сформулирует тему нашего урока.
Маша: "Дружба и культура народов, проживающих на территории Оренбургской области".
Ведущий: Итак, все мы разные, и, тем не менее, у нас много общего. Мы все принадлежим к человеческому роду, и каждый из нас, будь то мужчина, женщина или ребёнок, неповторим и значим. В Оренбургской области живут люди 120 национальностей. Между ними есть, схожее, что они говорят на русском языке, едят русские блюда, а есть и различия – у них есть свой родной язык, традиции.
III. Обмен информацией.
Учитель: Поднимите руки – кто родился зимой, летом, весной, осенью.
Ребята поднимают руки.
Учитель: Встаньте те, у кого глаза голубые, карие, зелёные.
Ребята встают по очереди.
Учитель: Встаньте в шеренгу по росту (от самого маленького до самого высокого).
Ребята встают по росту.
Учитель: По цвету волос (от самого тёмного до самого светлого).
Ребята встают по цвету волос.
Учитель: Вот видите, какие вы все разные. А что вас объединяет?
Аня: Мы дружим, учимся в одном классе
Маша: Одинаковые по возрасту.
Учитель: Вас объединяет коллектив, определённые правила, которые действуют в обществе. Вы знаете, что одно из главных правил это приветствие друг друга. Давайте посмотрим, как приветствуют друг друга люди разных национальностей.
Вася: Знаете ли вы, откуда взялся обычай приветствовать друг друга?
Дети: Нет
Вася: Обычай здороваясь, снимать шляпу, пришёл к нам из рыцарских времён, когда два рыцаря, приветствуя друг друга, поднимали забрало шлема, или вообще снимали его, чтобы открыть лицо. Так они демонстрировали искренность и чистоту намерений.
Здороваться принято везде, но делают это в разных странах по-разному.
Русские, англичане, американцы в качестве приветственного жеста пожимают друг другу руки. Это называется рукопожатие. Пожимающие друг другу правые руки показывают, в них нет оружия, наши намерения чисты. За руку здороваются только взрослые. Если вам протягивают руку для пожатия, не принять ее- невежливо и даже оскорбительно. Первой при рукопожатии должна подавать руку женщина- мужчине. Старший – младшему.
В Индии в знак приветствия складывают руки вместе и прижимают их к груди.
Самоанцы, жители острова Самоа, при приветствии обнюхивают друг друга.
Лапландцы,жители Крайнего севера – трутся носами.
Японцы – кланяются.
Тибетцы, здороваясь, снимают головной убор правой рукой, левую руку они закладывают за ухо, еще высовывают язык.
В Китае принято при приветствии складывать руки по швам и поклоняться.
В таджикской семье хозяин дома, принимая гостя, пожимает протянутую ему руку двумя своими в знак уважения.
Иранцы,пожав друг другу руки, затем прижимают собственную правую к сердцу.
Еще экзотичнее поступают эскимосы мужского пола: они ударяют друг дружку кулаком по голове и по спине. Не сильно, конечно, но непосвященному трудно понять…
Как вы думаете, какой способ самый универсальный и "сработает" в любой стране мира?
Маша: Рукопожатие.
Егор: Я считаю - кланиться.
Учитель: А как вы приветствуетесь с друзьями?
Аня: Говорим "Привет" и машем рукой.
Учитель: Каждый человек удивителен и неповторим, каждый человек - личность.
IV. Осмысление содержания.
1) Диалог учителя.
Учитель: Ребята, а теперь давайте перечислим к чему мы пришли. Какие "золотые" правила вы нашли?
Вера: Поступай с другими людьми так, как ты хотел бы, чтоб они поступали с тобой.
Егор: Умейте слушать, часто это бывает более ценным, чем говорить.
Костя: Не бойтесь говорить комплименты и говорите их искренне.
Маша: Если вам нужно попросить кого-то что-либо сделать, то говорите спокойно и мягко. а не в приказном тоне.
2) Отгадывание загадок.
Учитель: Давайте все вместе попробуем отгадать загадки разных народов мира.
1. Никто не обижает, а ее все толкают (казах.).
Вера: Дверь.
Учитель: Как вы думаете, какого народа эта загадка?
Ребята затрудняются ответить
Учитель: Казахов
2.Целый день летает,
Всем надоедает,
Ночь настанет,
Тогда перестанет .
Маша: Муха. Я знаю,. что это белорусская загадка.
Учитель: 3.На четырех парней одна шапка надета.
Марина: Стол.
Учитель: Правильно. Какой народ придумал эту загадку?
Ребята затрудняются ответить.
Учитель: Это башкирская загадка.
4. Дали братьям тёплый дом, чтобы жили впятером.
Аня: Перчатка.
София: Татарская загадка.
Учитель: Молодцы!
V. Презентация продуктов проектной деятельности.
Учитель: Но каждый народ славит и чтит свои традиции, обычаи, праздники. У каждого народа есть свои национальные блюда. Какие вы знаете национальные блюда?
Вася: Бешбармак (казахское блюдо).
Маша: Чак-чак (татарское блюдо).
Марина: Пельмени (русское блюдо).
Вера: Гылуны(украинское блюдо).
Аня: Ватрушка с картофелем (мордовское блюдо).
Егор: Квашеная капуста (немецкое блюдо).
Показ презентации костюмов из пуха паутинки народов Оренбургской области.
Учитель: Ребята, а вы знаете, что в Оренбурге 14 октября 2019 года в институте искусств имени Ростроповичей прошла презентация этонопроекта "Оренбуржье - дружная семья", на которой модельер-дизайнер Анна Советова из пуха паутинки презентовала национальные костюмы. 15 моделей дома пуховой моды продемонстрировали публике коллекцию женских костюмов народов, проживающих на оренбургской земле: русских, татар, украинцев, немцев, башкир, узбеков. Теперь эта коллекция с использованием нашего традиционного платка будет храниться в музее изобразительных искусств[22.C.19]
Учитель: У каждого народа есть свои поэты и художники. Каждой национальности присущ свой родной язык. А какой у нас сегодня урок?
Аня: Перевернутый класс.
Учитель: А что это значит?
София: Мы дома изучали самостоятельно новый материал, с помощью ресурсов, представленных учителем.
Учитель: Наш класс многонационален и ребята подготовили для нас интересную информацию о своих народах.
Далее выступают учащиеся класса, каждый рассказывает о своей национальности в народном костюме. Фоном звучит музыка народа. Показывается презентация.
Маша: Культура, обычаи, традиции русского народа. Россия – поистине уникальная страна, которая наряду с высокоразвитой современной культурой бережно хранит традиции своей нации, глубоко уходящие корнями не только в православие, но даже в язычество. Россияне продолжают отмечать языческие праздники, верят в многочисленные народные приметы и предания. Русские Традиционным русским жилищем считают избу, построенную из бревен, с двухскатной крышей. Вход представлял собой крыльцо, в доме строили печь и погреб. Русская изба состояла из двух частей: холодной (сени, клеть, подклеть) и тёплой (там, где находилась печь). Главным в доме была печь. Стены чёрны, закопчёны, Не красивы изнутри, Но не гнили и Служили людям добрым от души. (топились печи по-чёрному). В каждой избе был обязательно красный угол, где ставилась икона и украшалась белым полотенцем. В целом мужской народный костюм представлял собой рубаху с вышитым воротом, штаны, лапти либо сапоги. Рубаху носили навыпуск и подбирали поясом из ткани. В качестве верхней одежды надевали кафтан. Женский народный костюм состоял из длинной вышитой рубахи с длинными рукавами, сарафана или юбки с оборкой, а сверху шерстяной юбки — поневы. Замужние женщины носили головной убор — повойник. Праздничным головным убором был кокошник. Наряду с прочими русскими традициями, также большой интерес вызывают и свадебные традиции, которые передавались из поколения в поколение. Свадьбы всегда несут в себе очень много национального. Свадьбы в России заключались в определенную пору года, обычно осенью или зимой, в промежутки между большими постами. Сегодня свадьбы проводят круглый год. Самые значимые праздники русского народа считаются: Рождество, Масленица, Пасха, Иван Купала. Рождество Христово — праздник рождения Иисуса Христа, спасителя мира, с пришествием которого люди обрели надежду на милосердие, доброту, истину и вечную жизнь. Православная церковь отмечает Рождество Христово по юлианскому календарю 7 января. Дети ходят по домам и читают колядки, за что получают от хозяев домов гостинцы. В старину Масленица считалась праздником поминовения усопших. Так что сжигание масленицы - это ее похороны, а блины - это поминальное угощение. Но прошло время, и русский люд, жадный до веселья и отдыха, превратил грустный праздник в разудалую Масленицу. Но осталась традиция печь блины - круглые, желтые и горячие, как солнце, а к ней добавились катания на конных упряжках и санях с ледяных гор, кулачные бой, тещины посиделки. Пасха – это светлый праздник воскресения Христа. Этот праздник пришел на Русь из Византии вместе с крещением в конце X века. С тех пор по всей России широко, красиво и торжественно отмечают этот христианский праздник. Пекут куличи, красят яйца. Еще в пору язычества у древних русичей существовало божество Купало, олицетворяющее летнее плодородие. В его честь вечерами и распевали песни, и прыгали через костер. Это обрядовое действие превратилось в ежегодное празднование летнего солнцестояния, смешивая в себе языческую и христианскую традицию. Иваном божество Купало стало называться после крещения Руси, когда его заместил не кто иной, как Иоанн Креститель (точнее — его народный образ), крестивший самого Христа и чье рождество праздновалось 24 июня.
Саша: Я хотел рассказать о культуре татарского народа. Татарское жилье представляло собой срубный четырехстенный дом, огороженный со стороны фасада и отдаленный от улицы, с сенями. Внутри помещение делилось на женскую и мужскую часть, женская заодно являлась кухней. Дома украшали яркой росписью, в особенности ворота. Костюм может отличаться в зависимости от подгруппы татар, однако большое влияние на единый образ национального костюма оказала одежда поволжских татар. Она состоит из рубахи-платья и шаровар, как для женщин, так и для мужчин, а в качестве верхней одежды часто использовали халат. Головным убором у мужчин была тюбетейка, у женщин — бархатная шапочка. На празднике «Сабантуй» всех гостей встречают с хлебом, солью, с национальными татарскими блюдами –
чак-чак, талкэш калэвэ. Проводятся традиционные состязания: с закрытыми глазами нужно разбить горшок, «курэш» – татарский национальный вид борьбы. Для победы в «курэш» требуется немало силы, хитрости и ловкости. А это бой мешками с сеном. Цель – выбить противника «из седла». Самое зрелищное состязание – это конные скачки. Вот они, резвые, несутся изо всех сил к заветному для наездника подарку – к красивому вышитому полотенцу! Также устраивают конкурсы для девушек, например – кто быстрее и лучше нарежет лапшу, кто больше воды принесет. Самым главным занятием у женского татарского населения считается вязание изделий из козьего пуха.
Вера: Украина – волны лугов и полей,
Города лучезарные, белые хаты!
Украина, живого труда людей,
Синие воды рек и морей, тихие закаты.
Дома украинцы чаще всего строили из дерева, глины, соломы, камыша, лозы, побеленные снаружи и изнутри, с глинобитным полом, крытые соломой или камышом. Были они хоть и небольшими, но теплыми, нарядными, с окнами к солнцу. Гордостью каждого жилья была печь - символ домашнего уюта и тепла. Стояла она в левом углу от входа. В печи готовили пищу, она обогревала дом. Народная пословица говорит: «Какая печь, такая и хозяйка». В правом углу дома делали святой угол, или покуть. Это было место для икон, украшенных рушниками, ароматными травами и цветами. Рядом стояли стол, лава. По левую сторону от стола, чаще всего в углу возле стены, стоял сундук, где хранилась одежда, рушники, украшения. Сундук был резным или расписанным орнаментом и тем всегда выделялся среди другой простой крестьянской мебели. Рушник - это символ согласия, любви, красоты, счастливой судьбы, надежды, защиты от злых сил. Каждое жилье украшали рушники, вышитые руками хозяйки, или еще такие, которые достались ей в наследство от матери и бабушки. Еще один символ Украины, любимейшее украшение каждой девушки во времена девичества наших прабабушек - венок. Венок - символ славы, победы, успеха; молодости, чистоты, любви. Мужчины носили длинную украшенную вышивкой сорочку.
Красные шаровары, а поверх шаровар, широкий шерстяной пояс. Сапоги - у городских жителей, и у сельских, кожаные, или плетеные лапти - «постолы». Головным убором служила соломенная шляпа, или овчинная шапка «папаха». Женщины носили длинную, украшенную вышивкой сорочку с пестрой юбкой «плахта» (разрезанная по бокам). Поверх сорочки - безрукавку. Костюм украшали бусами. На ноги надевали сапоги на каблучках. Головным убором у девушек были венки из бумажных цветов. Косы были украшены цветными лентами. Украинцы славились своими ярмарками - шумными, яркими, веселыми. Сельские ярмарки были центрами торгового обмена и местной общественной жизни. Здесь продавались сельскохозяйственные продукты, скот, изделия кустарных промыслов и фабричные товары.
V. Упражнение «Дерево качеств личности нашего класса».
Цель: осознать ценность и неповторимость собственной личности и личности других людей и наличия объединяющего начала вопреки всем различиям.
Учитель: Предлагаю вам, сделать "Дерево качеств личности нашего класса". Итак, мы говорим о том, что каждый человек неповторим, но в то же время есть нечто, что может объединять нас, таких непохожих. Сейчас каждый из вас получит два небольших листочка разного цвета- зеленого и оранжевого. Объясним значение каждого цвета: зеленый – “как все”; оранжевый – “как никто больше”. Каждому ученику предлагается на листочках соответствующего цвета сделать запись про себя, про собственные свойства и черты. При этом на листочке “как все” должно быть записано качество, реально присущее данному человеку и объединяющее его (как ему кажется) со всеми другими участниками группы. На листочке “как никто больше” написать свои уникальные черты характера, которые либо вообще не свойственны остальным, либо значительно сильнее выражены именно в вас. После заполнения листочков всеми участниками просим каждого наклеить на дерево два листочка и озвучить оба качества. В результате на доске получается дерево с пышной кроной, состоящей из разноцветной листвы: зеленых листочков (сходств), которых столько же, сколько и оранжевых (отличий).
Ребята заполняют листочки и приклеивают к дереву, озвучивая общие и свои индивидуальные качества.
Учитель: Каждый смог убедиться в том, что в классе есть люди, обладающие подобными особенностями, с одной стороны, и что эти свойства присущи не всем – с другой.
VI. Рефлексия «Проблема на ладошке».
Учитель: Свеча – символ домашнего очага. Сейчас вам нужно будет передавать по кругу свечу, называя, что вы поняли и чему научились на занятии.
Ребята передают свечу и говорят о том, чему научились, что поняли на занятии.
Заключительное слово учителя:Однажды французский писатель, Антуан де Сент - Экзюпери, сказал: «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю». Его слова - это не только урок нам, живущим в 21 веке, но и подтверждение того, что Оренбургская область , как и природа, многообразна и именно этим прекрасна. Ее красота в том, что в ней живут народы и нации, неповторимые в своих культурах, традициях и обычаях.
Приложение 5
Архив фотографий
Работа над изделиями из паутинки
"От барашка до мирового бренда"
Ученица 4 класса, Макеева Мария, делает игрушку
"Ангел" из паутинки
Ученица 4 класса, Суслова Марина, делает игрушку
"Русская красавица" из паутинки
Ученица 4 класса, Суслова Марина, делает новогоднюю игрушку "Сердце" из паутинки
Интервью с модельером-дизайнером Анной Советовой
Посадка "Аллеи славы" с участниками Международного форума Евразия Global
Экскурсия в музей русской культуры с.Ратчино Шарлыкского района
Ученики 4 класса в русских костюмах
Русские музыкальные инструменты
Экскурсия в музей татарской культуры с.Сарманай Шарлыкского района
Приложение 6
Интервью с модельером-дизайнером Анной Советовой
«Встреча, поразившая детей»
Дизайнер, Анна Советова, своим творчеством доказывает, что Оренбургский платок может быть модным. Сегодня марка «Анна Советова» известна не только в России, но и за рубежом, она знаковая фигура для Оренбурга, ее «Дом пуховой моды» пользуется большой популярностью у жителей и гостей города, ее сувениры разлетаются по всем странам и весям. Её команда – многоголосый хор единомышленников, горячо и преданно влюбленных в платок. Самый базисный принцип ее деятельности – уважение к прошлому разных народов, попытка сохранить истинные ценности, оставить им место в мире технологий, глобализации, космополитической идеологии, проповедующей отказ от национальной культуры. Платок вносит в изделие из ткани оригинальные и специфические черты. Настоящий шик – гармония формы, цвета, содержания. Это было отмечено на фестивале «Национальный костюм в современной моде», который проходил в городе Плёс Ивановской области. Из 30 коллекций, которые представили российские дизайнеры, академики моды отметили семь. Коллекции Анны Советовой получили высокую награду – «Серебряного феникса» из рук Вячеслава Зайцева. Коллекция народных костюмов с использование нашего традиционного платка будет храниться в Оренбургском музее изобразительных искусств. Национальный костюм со своей многовековой историей не умер, он продолжает жить и меняться в коллекции Анны Советовой, где у каждого своя особая мелодия, а вместе – гимн великому национальному достоянию!
Альфия: Каковы этапы работы в создании изделия?
Анна Советова: У нас много разных изделий с применение различных технологий. Есть штучные разовые изделия, есть изделия серийные, есть изделия, которые модифицируются в процессе. Если это разовые изделия, то есть единовременный заказ. Я иду не от эскиза, а от материала. Знаю материала, знаю свойства тканей, как они себя ведут. Мне важно не красивый рисунок нарисовать, а потом подгонять. А имея фактуру, уже делать из неё что-то. С постоянными примерками, сверками. Сейчас мы работаем над коллекцией национальных костюмов. Вот поликультура. Только что увезли костюм украинский. Сейчас в работе татарский костюм. Сначала идут эскизные примерки. Это если речь идет об одежде. Бесконечное количество примерок.
Маша: Примеряют Ваши модели?
Анна Советова: Примеряю я по совместительству модель. "Села" на диету в связи с тем, что оказалось это очень экономически целесообразно. Хотя модели бывают более стройные. Я примеряю, я же и смотрю. Что касается иконы по длительности работы, то идет постоянный подбор материала, камней. Кончился один материал, находится замена еще лучше. Ограничения рождают еще более интересные решения. Что касается сувениров, например, маленький ангел. Мы его делаем очень давно, он востребован, легко дарится. Здесь уже другой совсем подход. Слежу за постоянным критерием качества. Смотрите для каждой вещи свой временной закон.
Авакян: Вы сейчас сказали, что ограничения рождают новые решения, Вы не боитесь вообще трудностей?
Анна Советова: Нет, не боюсь.
Вася: Анна, Вы художница, дизайнер, исполнитель? Какое Ваше главное место?
Анна Советова: Я основной дизайнер, потому что здесь есть соавторы. Но любой камень, любой цвет нити проходит через меня. Соавторы работают под моим надзором в стилистике, которую задаю я. Я знаю технологию всю, потому что я с 8 лет шью. Мне нельзя сказать , что только так возможно. Я говорю: «Подожди, нет. Давай так». То есть я технолог. Много сейчас молодых дизайнеров, не знающих технологию. Это очень сложно, потому что нужно именно не красивые картинки переносить в изделия, а идти так, чтобы картинка и ткань дали возможность сделать изделие. И ещё я координатор-управленец. У меня есть обязанности перед моими работниками беспрерывной выдачи заданий, чтобы завтра была работа.
Маша: Расскажите о Вашей высокой награде «Серебряный феникс».
Анна Советова: Я не люблю конкурсы, потому что мне не нравится субъективизм. Мне однажды предложили съездить на конкурс в город Плёс Ивановской области. Я совершенно не ожидала, что там будет Вячеслав Зайцев и Валентин Юдашкин. Мои девочки пришли с подиума и говорят, что Валентин Юдашкин так внимательно смотрел на коллекцию. Дали высокие оценки. Из 30 коллекций было отмечено семь. Мне вручили первое место.
Марина: Ваши советы младшему школьнику для того, чтобы стать дизайнером в будущем?
Анна Советова: Если ребёнок хочет быть дизайнером, я могу посоветовать смотреть красивые фильмы, ходить на выставки, слушать классическую музыку и широко открыв глаза наблюдать закаты, рассветы, снег, красоту этого мира, который нас окружает. И ещё трудиться, конечно.
Айгуль: Анна, показывая свои работы, Вы как бы воспеваете гимн великому национальному достоянию. Вы привязаны к своим корням, любите и цените их. Спасибо Вам за то, что Вы есть и впредь радуйте нас своими неповторимыми коллекциями.