История музея-заповедника П.И. Чайковского в годы Великой Отечественной войны

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

История музея-заповедника П.И. Чайковского в годы Великой Отечественной войны

Пименова Т.С. 1
1МОО-СОШ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ №7
Андрикова Т.Б. 1
1МОО-СОШ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ №7
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 
 
В
 
 
   
   

Введение

Подмосковный город Клин и его окрестности вошли в историю музыкальной культуры с именем великого композитора Петра Ильича Чайковского. После смерти композитора в доме, в котором он жил, последние годы был основан первый мемориальный музыкальный музей в России.

В 2019 году музей отметил 125-летие со дня основания. Музейный комплекс представляет собой мемориальный дом и парк с усадебными постройками, современный депозитарий для хранения музейных коллекций, выставочные пространства, концертный зал на 300 мест, центр музейной педагогики, территории усадеб Демьяново, Майданово и Фроловское. Музей сегодня – это центр изучения, сохранения и популяризации творческого наследия композитора. Но мало кто знает, как удалось сотрудникам в тяжелые военные годы сохранить то, что сейчас притягивает в Клин туристов из разных стран, деятелей культуры и искусства, исследователей.

Поэтому цель данной работы – изучение истории музея в годы Великой Отечественной Войны.

Задачи:

- побывать в музее и узнать, какие материалы по данному периоду представлены в экспозиции;

- провести исследования по источникам, хранящимся в музее;

- посетить Краеведческий музей, узнать, есть ли материалы по данной теме в нем;

- изучить источники в других ресурсах;

- на основе изученных источников составить информационный буклет.

В 2020 году музей будет праздновать очередную значимую дату – 180-летие со дня рождения Петра Ильича Чайковского. Так же в этом году страна будет отмечать 75-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне. В объявленный Президентом РФ год Памяти и славы считаю выбранную тему наиболее актуальной.

В интернете на эту тему практически нет информации, поэтому мы обратились за помощью к сотрудникам служебной библиотеки музея-заповедника. Получить необходимые сведения помогли книги: о Маргарите Риттих, которая исполняла обязанности директора в годы войны, альманах о Чайковском, издание «Клин, опаленный войной» и путеводитель по местам военной истории Подмосковья, а также фотографии и записи в книгах отзывов для посетителей.

1.История музея-заповедника П.И. Чайковского в годы Великой Отечественной войны

Эвакуация музейных ценностей

До войны музей переживал свой расцвет: активно пополнялись коллекции, внедрялись новые формы работы, шли поиски путей развития. Этому способствовал и юбилей. В мае 1940 года страна торжественно отметила 100-летие со дня рождения великого русского композитора П.И. Чайковского. Юбилей инициировал создание еще одного музея композитора. К этой дате с помощью сотрудников клинского Дома-музея П.И. Чайковского был открыт музей в Воткинске, на родине композитора. Это обстоятельство сыграло решающую роль в спасении музейных ценностей во время Великой Отечественной войны. Война ворвалась в жизнь миллионов советских людей, музей Чайковского встретил этот страшный день вместе со всей страной.

28 июня 1941 года директор музея А.Г. Усов издает приказ за № 48, на основании которого Давыдов Ю.Л., начальник группы самозащиты, разрабатывает все мероприятия по защите Дома-музея и обязанности сотрудников. Были установлены ночные дежурства, усилили охрану музея.

В августе 1941 года, когда войска фашистов рвались к Москве, когда Клину стала угрожать непосредственная опасность, возникла необходимость срочного спасения национальной святыни. Распоряжением Совета Народных Комиссаров, Дому-музею П.И. Чайковского были предоставлены все условия для эвакуации рукописей и основных материальных ценностей вглубь страны. С 17 августа началась подготовка к эвакуации. 24 августа из Клина по железной дороге отправились два товарных вагона с бесценным грузом: рояль, личные вещи и уникальные рукописи П.И. Чайковского, его библиотека, мемориальные предметы интерьера – все самое ценное из музейного собрания вывозилось в Воткинск. Руководил эвакуацией Ю.Л. Давыдов, племянник композитора [1].

Так музей временно разделился, и начались две его жизни в Клину и Воткинске – очень разные, но перекликающиеся друг с другом.

В Воткинске, сотрудники музея под руководством Ю.Л. Давыдова быстро развернули экспозиции и приступили к работе.

В это суровое военное трудное в музее осталось несколько сотрудников. М. Э. Риттих вспоминала: «Первоочередная задача музея - охрана имеющихся в нем музейных ценностей. В этом направлении и шла работа всего коллектива музея: принимались все необходимые меры, могущие обеспечивать сохранность музея и его ценностей в случае возникшего пожара, бомбардировки города и т.п. В музее осталось большое количество ценнейших материалов.» [3]. В Клину срочно готовили к отправке на родину композитора оставшиеся фонды: фотокопии, книги, макеты, часть мебели М.И. Чайковского, брата композитора и основателя музея. К огромному сожалению, осуществить это уже не успели.

Из воспоминаний Маршала Советского Союза К.К. Рокоссовского: «На клинском направлении быстро сосредотачивались вражеские войска. Угроза с севера все усиливалась... Вскоре по приказу командующего фронтом выехал в Клин и я. Прибыв на место, мы могли констатировать, что город удержать нельзя… Мне удалось с местной почты вызвать к проводу начальника штаба фронта… наш разговор был прерван разрывом снаряда, угодившего в помещение телеграфа и повредившего провод.. Бой шел в самом городе, куда ворвались вражеские танки… »[5].

Фашисты в доме-музее

22-23 ноября 1941 года в Клин ворвались немцы. Один из фашистских танков, пройдя до конца улицы Чайковского, смял въездные ворота в усадьбу и врезался в террасу дома П.И. Чайковского, величайшего музыканта мира. И самое страшное, что фашисты расположились в доме великого русского композитора. На первом этаже немцы устроили гараж для мотоциклов и сапожную мастерскую, а на втором этаже расположились солдаты – более 100 человек. Зима 1941 года выдалась суровой, у фашистов на растопку печей шло все, что попадалось под руку, хотя дров было достаточно. Были разрушены мемориальные ворота усадьбы, пострадала мебель из кабинета Модеста Ильича, безжалостно от стен отрывались декоративные доски и бросались в огонь.

М.Э. Риттих рассказывает о варварском поведении немцев в усадьбе П.И. Чайковского: «Во дворе, в саду выброшенные из музея на снег, в грязь скульптуры, макеты, картины, ноты, книги, архивные материалы, обстановка. На самом видном месте у полуразрушенной веранды разбитый бюст Петра Ильича… Рядом бюст Шаляпина в роли Демона. Здесь же валяется полуразрушенный нотный шкафчик С.И. Танеева, сделанный по его собственным чертежам…

Мебель из кабинета М.И. Чайковского, книги и ноты из библиотеки, ценные материалы архивов – все идет на разогревание бензина в моторах, на топку печей; дров немцы не употребляют…

Сотрудники тщательно следят за домом, неоднократно предотвращая опасность пожара.

Наверху, в кабинете, спальне и передней Петра Ильича – казармы для немецких солдат.

В застекленном балкончике, примыкающем к кабинету Чайковского, так называемом «фонарике», где великий композитор любил за завтраком и просмотром почты проводить утренние часы – свалка и отхожее место.

Всюду грязные тюфяки, столы с остатками еды, консервные банки, бутылки из-под рома, копоть, дым, мусор, грязь…» [3].

К счастью, продолжалось это недолго. Немецко-фашистские варвары находились в Доме-музее П.И. Чайковского всего 22 дня.

13 декабря 1941 года в город Клин с боями вошли части Красной Армии. Передовым подразделениям 29-ой отдельной стрелковой бригады под командованием Ерохина Михаила Емельяновича предстояло выполнить трудную миссию – освободить Дом-музей П.И. Чайковского.

14 декабря 29-я бригада овладела кирпичным заводом восточнее Клина и выдвинулась на юго-восточную окраину города.

Ожесточенный бой за Клин шел в течение суток. Фашисты стремились вырваться из окружения, сражались с упорством обреченных, но их попытки были тщетны! Повлиять на ход событий они уже не могли. После упорных уличных боев город Клин был окончательно очищен от фашистов во второй половине 15 декабря 1941 года. Дом-музей П.И. Чайковского был первым памятником русской культуры, освобожденным от немецко-фашистских захватчиков [6].

Вот как описывает эти события в своих воспоминаниях начальник политотдела 3-й ударной армии генерал-лейтенант Лисицын Федор Яковлевич: «Ко мне обратился старший политрук Григорий Петрович Шабельников с просьбой отправить его в 29-ю ударную бригаду, чтобы лично участвовать в освобождении Дома-музея П.И. Чайковского, т.к. хорошо знал подходы к музею» [11].

Позже Шабельников доложил об освобождении Дома-музея: «Дом-музей Чайковского очищен от фашистов».

Первый вопрос был: «В каком состоянии Дом-музей?».

«Дом уцелел, но внутри все порушено. Одну из комнат на втором этаже фашисты превратили в уборную. Ноты композитора разбросаны, затоптаны. Многое, вероятно, будет трудно восстановить. ….

Все бойцы беспредельно возмущены вандализмом гитлеровцев. Это, говорят, не люди, а самые настоящие бандиты, разбойники, уничтожить их, фашистов, надо, как бешеных собак».

В музее по сей день хранятся воспоминания участников освобождения дома композитора Потураева Михаила Ивановича, Сакина Алексея Яковлевича, Козырева Михаила Ивановича. Косинец Константин Саввич оставил воспоминания об операции сохранения Дома-музея, которую разведчики назвали «Операция ЧП» (операция Чайковского Петра) (Приложение №3). Командовал группой разведчиков лейтенант Анохин Фрол Антонович.

В эти военные тяжелые дни весь советский народ переживал за судьбу Дома-музея П.И. Чайковского. В прессе появились статьи с неточной и видимо непроверенной информацией о сожжении Дома великого русского композитора. Так в газете «Московский большевик» от 25 января 1942 года в статье секретаря МК и МГК ВКП (б) Щербакова А.С. напечатано: «С особой яростью обрушивались немцы на учреждения культуры, искусства и на памятники старины. Сожжен в г. Клин дом, где жил и творил Чайковский». Газета «Комсомольская правда» от 27 января 1942 года извещает: «Сожжен домик Чайковского в Клину». В газете «Правда» от 27 января 1942 года; «Гитлеровские разбойники творили бессмысленные разрушения. Разрушен в г. Клину дом, где жил и творил русский композитор Чайковский».

В действительности, несмотря на все бесчинства фашистов, Дом-музей П.И. Чайковского в Клину уцелел. Руководство клинским Домом-музеем предложили М.Э. Риттих с обязательством подготовить его открытие к 1 марта 1942 г.

Деятельность музея в годы Великой Отечественной войны

С первого же дня после бегства немцев из Клина в музей потянулась масса посетителей, желающих лично убедиться, уцелел ли музей, что в нем сохранилось. За 2 недели с 15 декабря 1941 г. по 1 января 1942 г. музей посетило около 700 человек. Официально музей был закрыт, но посетители с трепетом подходили к дому композитора, и сотрудники музея показывали его в том состоянии, в каком оставили его бежавшие фашисты. Чаще всего в музей приходили солдаты и дети. В конце декабря 1941 года Комитетом по делам искусств были организованы восстановительные работы в Доме-музее, утверждены штаты, назначено руководство и намечен план ближайших мероприятий».

Риттих рассказывала: «Мы показывали его днем и ночью, всегда. Ночью со свечой, коптилкой, позже с керосиновой лампой. Не отказывали никому…» [7].

Библиотекарь музея Антон Капитонович Флёров записал тогда: “Были случаи специальных остановок военных автомашин с единственной целью осмотреть музей. За время с 15 декабря 1941 года по 1 апреля 1942 года музей посетило 902 человека, преимущественно бойцы”. В архиве музея хранится ценнейший документ с записями посетителей этих первых, после его освобождения, месяцев: школьная тетрадь без обложки. В ней записи корреспондентов, среди первых запись Евгения Петрова, большинство же принадлежит бойцам и командирам Красной армии. Во всех – любовь к Родине, к Чайковскому, клятвы отомстить за страдания советских людей, за надругательства фашистов над священным памятников русской и мировой культуры. “Музыка Чайковского будет звать нас на победы над врагами», так заканчивается один из отзывов”» [8].

26 декабря 1941 года Комитетом по делам искусств при СНК СССР издан приказ №588, согласно которому на капитальный ремонт музея предусматривалось выделить необходимые ассигнования, уполномоченному строительного Управления Комитета Дерюжинскому В.С. в месячный срок обеспечить составление генеральной сметы на восстановительные работы по зданию и усадьбе Дома-музея.

Небольшой коллектив сотрудников музея с энтузиазмом приступил к очистке и восстановлению помещений, собиранию и приведению в порядок музейных ценностей. При отсутствии штата научных сотрудников рядовые рабочие, из которых следует отметить вахтера Шапшал А.М., уборщицу Воробьеву М.Д. и Спирову Д.Л. под руководством директора музея Риттих М.Э. провели всю первоначальную восстановительную и организационную работу по приведению в порядок дома-музея, его ценностей и усадьбы в короткий срок.

Уже 1 марта 1942 года Дом-музей П.И. Чайковского в Клину был открыт для посетителей. Работали выставки (15 декабря 1942 г. была открыта выставка «Музыка Чайковского в дни ВОВ») (Приложение №4), проводились экскурсии, научные сессии и конференции, работал музыкальный кружок, организовывались концерты. В этот памятный день возрождения музея один из освободителей г. Клина военный техник I ранга Владимир Иванович Диденко прочитал свое знаменитое стихотворение «Я буду мстить», посвященное Дому великого Чайковского.

15 декабря 1942 года в Государственном Доме-музее П.И. Чайковского в Воткинске состоялся вечер, посвященный годовщине со дня освобождения г. Клина от немецко-фашистских оккупантов, на котором выступили участники героического наступления Красной Армии на западном фронте в декабре 1941 года. В концертной программе этого вечера прозвучала музыка Чайковского: Пятая симфония и увертюра «1812 год». [10].

И в суровое военное время жизнь в клинском музее продолжалась. 21 ноября 1943 г. в кабинете-гостиной музея состоялся концерт, посвященный 50-летию со дня смерти П.И. Чайковского. В опустевшей гостиной композитора, так как вещи все еще находились на Урале, пела народная артистка А.В. Нежданова, Н.С. Голованов аккомпанировал ей на рояле. Кадры документальной хроники и фотографии этого события обошли весь мир. [4] В концерте, посвященном 104-й годовщине со дня рождения Чайковского, выступил советский скрипач, Лауреат Ленинской и Сталинской премий Д. Ф. Ойстрах [12].

16 ноября 1944 года произошла реэвакуация мемориальных вещей Чайковского из Воткинска, все коллекции музея вернулись в клинский музей и заняли свои места.

6 мая 1945 года, накануне дня рождения П.И. Чайковского и Дня победы советского народа в Великой Отечественной войне состоялось торжественное открытие музея после реставрации и восстановления мемориальной экспозиции. Так началась жизнь музея после войны.

Заключение

На основе изученных материалов, можно сделать следующие выводы:

Наиболее достоверные источники для изучения истории музея хранятся в архивах и библиотеке музея-заповедника П.И. Чайковского;

Сохранить обстановку мемориального дома удалось благодаря сотрудникам, которые приложили всевозможные усилия для эвакуации самых ценных экспонатов. А так же тем, кто оставался в доме даже в период оккупации Клина фашистами.

В годы Великой Отечественной войны музей продолжал выполнять культурно-просветительскую деятельность;

История музея-заповедника П.И. Чайковского тесно связано не только историей Клина, но и всей страны. Именно музей-заповедник сохраняет подлинные вещи нотные записи композитора, которые являются достоянием мирового культурного сообщества.

Используя полученные сведения и фотоматериалы, нам удалось составить буклет, который можно использовать в просветительных целях. Он позволит ознакомиться с историей музея в годы Великой Отечественной войны, изложенной кратко с основными фактами. Данные материалы могут использовать при изучении истории родного края на внеклассных занятиях.

Библиографический список

Альманах. П.И. Чайковский. Забытое и новое. Т.3. - М., 2015. C. - 213.

Д.Д. Лелюшенко. «На полях Подмосковья». Воспоминания. Битва за Москву. М., «Моск. рабочий», 1975, с.127-148.

Записки Мемориального музея-квартиры Ел. Ф. Гнесиной. Маргарита Эдуардовна Риттих. Сборник статей и материалов/ РАМ им. Генесиных. – М., 2019. С. – 51, 54.

«Клин, опаленный войной».Изд. «Весь Сергиев Посад», 2005. С. - 159

К.К. Рокоссовский. «Волоколамское направление». Воспоминания. Битва за Москву. М., «Моск. рабочий», 1975, с. 149-176.

Туристический путеводитель по местам военной истории Подмосковья «Битва за Москву 1941-1942 гг.». – М., 2006. С. – 18.

Риттих М.Э. Ф.54 оп. 1 № 71. Доклад на открытии музея 1 марта 1942 г.

Ф.54 № 199 30.10.1981 г. «К 40-летию освобождения Клина. Радиопередача «Спасенная музыка».

Ф.38 Дм 8 № 926 Воспоминания участника сопровождения миссии Великобритании в Клину Гвардии полковника Козырева Михаила Ивановича.

Ф.38 Ж7 № 1825. Буклет ГДМЧ в годы войны.

Ф.Я. Лисицын. «1-ая ударная». Воспоминания. Битва за Москву. М., «Моск. рабочий», 1975, с. 288-309.

322 Справка о музее 1943 г.

Приложение №1

ГМЗЧ КП-22610-14. ДМ-8-448. Акты о состоянии Дома-музея П.И. Чайковского в Клину после пребывания в нем с 23 ноября по 14 декабря 1941 года фашистских варваров

Приложение №2

ГМЗЧ КП-22144-3. ДМ-8-79. Акты о разрушениях Дома-музея П.И. Чайковского_ причиненных немецкими оккупантами в ноябре - декабре 1941 г. дек. 1941

Приложение №3

ГМЗЧ КП-25587. ДМ-8-888. Косинец К.С. 'Операция 'ЧП'. Воспоминания об освобождении Государственного

Дома-музея П.И. Чайковского

Приложение №4

НВФ-702. Афиша выставки 'Жизнь и творчество П.И. Чайковского'. [1 марта 1942 г.]

Приложение №5

ГМЗЧ КП-21783-2. Д-2-635-2. Афиша научно-исследовательской сессии_ посвященной 50-летию со дня смерти П.И. Чайковского. 19 - 24 дек. 1943 г.

Просмотров работы: 614