Педагогическая династия Абдуллиных

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Педагогическая династия Абдуллиных

Ахметвалиева А.Х. 1
1МБОУ "Бурметьевская СОШ Нурлатского муниципального района РТ"
Ахметвалиева И.Н. 1
1МБОУ "Бурметьевская СОШ Нурлатского муниципального района РТ"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1.Введение

Дерево мудрости, дерево жизни,
Мы его ветви, мы его мысли.
Мы – молодые на ветках листочки,
В летопись впишем новые строчки

У каждого из нас есть собственная история. Сначала мы были очень маленькими, потом научились ходить ,пошли в школу ,появились друзья. Все эти события и составляют нашу историю.

Историю каждого человека можно представить в виде ленты времени, только ее масштаб, в отличие от временной ленты истории человечества, будет другой.

Все семьи имеют свою историю. Но каждая семья не живет обособленно от других: она связана со многими семьями ,каждая из которых ,в свою очередь, имеет собственную историю. Значит, история отдельной семьи является частью истории страны?

Я думаю ,что каждый образованный человек должен знать свои корни, судьбу своих предков. Ведь память обо всех тех, благодаря кому мы появились на свет -это наше наследие. Кроме того, в глубине души каждый, наверное, хотел бы оставить след в истории семьи, чтобы его имя осталось не забытым потомками.

Цель данной работы - изучить историю своего рода и составить родословную своей семьи.
Проблема: Нужно сохранять историю поколений, нужно создать родословную своей семьи, построить генеалогическое древо, которое будут наращивать уже мои потомки. Но как это сделать?
Задачи работы:
1.познакомиться с наукой, изучающей происхождение родов, родственные и кровные связи отдельных людей;
2.собрать исторический материал о моих предках;
3.составить родословную;
4.оформить результаты исследования (составить генеалогическое древо семьи).
Методы исследования:1.опрос родственников;

2.изучение семейных и районных архивов, документов, фотографий, интересных эпизодов из жизни представителей моего рода;
3. сравнительно-сопоставительный анализ полученной информации.
Гипотеза:
Если я построю генеалогическое древо, то мои потомки будут знать своих предков и продолжать наращивать это древо новыми ветками.

2. Что такое родословие, генеалогия?

Родословная (по-гречески – генеалогия) – это перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степень родства по отношению к общему предку. Слова «род», «родина», «народ», «родословная» – однокоренные. В судьбе каждого из нас, живущих сейчас, сплетаются в единый узел былое, нынешнее и завтрашнее. Если взглянуть назад в историю, то ещё первобытные люди создавали предания об истории своей семьи, потом появились частные родословцы или родословники, получившие название родословных росписей или родословных книг и включающие списки членов одной фамилии, рода, по порядку. На Руси родословные росписи служили подтверждением высокого происхождения, богатства и службы князьям. Интересно, что в первые русские родословные не заносились имена женщин. Древнейшим родословцем является «Государев родословец» 1555 года. Согласно историческим данным, через сто лет московское правительство решилось на память потомкам составить общую родословную книгу для всех фамилий – это была «Бархатная книга», в которую вошли только самые знатные роды.

    Определение родоведческие традиции есть у всех народов, населяющих Россию. В России родоведческая культура складывалась как многовариатная. И татарская шеджаре, и чувашская, и башкирская, и удмуртская, и мордовская- все сохранили свои особенности и внесли новый элемент в общий пласт многонациональной культуры.

У татарского народа особое отношение к знанию родословной. «Кто не знает предков до седьмого колена, тот невежда» - говорят в народе

Традиция ведения родословных у татарского народа уходит корнями в глубь веков, ко временам родоплеменного строя. Но образцы тех древних родословий не сохранились, и ученым неизвестно, как они назывались в те времена.

Наиболее распространенным термином, выражающим понятие «родословие», у татар, башкир, казахов, киргизов, узбеков является слово арабского происхождения «шеджере» («дерево, древо»).происхождение не означает, что заимствован и сам обычай. Последний является культурным наследием современных татар, который достался им от предков.

Составлением родословий и собиранием сведений о различных родах и фамилиях занимается специальная историческая наука- генеалогия. Генеалогия-слово греческое, буквально означающее «учение о происхождении».Русский аналог этого понятия- родословие-знание рода, наука о роде.

3.Педагогическая династия Абдуллиных.

Родословная моей семьи интересна тем, что все мои родственники связаны не только нитями родства, но и профессией. У меня все ближайшие родственники – преподаватели и учителя. Мне показалось интересным рассказать о моей семье, замечательной тем, что уже много лет (около 750 лет) подряд члены семьи преданы такой сложной, но нужной людям профессии – профессии Учителя

Учитель- это больше, чем просто профессия, Учитель- это Великая Миссия. Учителя - это люди, для которых профессия становится судьбой и передается из поколения в поколение, как эстафета добра, человечности и искренности. Быть учителем – значит нести свет знания, дарить душу и сердце детям, воспитывать человека и формировать личность, творить и совершенствоваться, учить и учиться!

Интересно, передается ли профессия по наследству? Практически все мои близкие, так или иначе, причастны к педагогической деятельности. Предначертано ли мне судьбой стать педагогом? Изучая различные исторические факты, обращаешь внимание на то, что в семье музыкантов большое количество потомков занимается музыкой, в семье сапожников шьют сапоги и дед, и отец, и сын. Складываются династии врачей, аптекарей, портных. Что это? Наследственность или отпечаток социальной среды? Вот именно на этот вопрос предстоит мне ответить в своей работе.

Для написания работы я проанализировала документы, фотографии из семейного архива, газетные статьи, посвященные родственникам. Ценнейшим источником для написания работы послужили, слова старожителей села Бурметьево, воспоминания моего дедушки Абдуллина Набиуллы Хайрулловича , записи исторических дневников односельчан и материалы из Национального архива Р.Т. Собранные данные были систематизированы и обобщены.

Дедушка Наматкол жил в 1500-е годы. По документам он основал село Бурметьево. (Об основании села Киекле (Бурметьево) написано в книге профессора Фирдауса Гариповой «Эчәр сулар йөртә безне...”) Его семья была большая. Дедушка Наматкол лечил травами своих односельчан. Учил их детей читать молитвы. У него было много детей и они пошли по следам своего отца .Дедушка Дадаткол сын Наматкола был старейшиной в деревне Киекле (Бурметьево).Также был имамом и учил детей. Его сын Жадит умело и мудро управлял народом своего села. Он был любимым имамом для детей, мудрым советчиком для взрослых.Наставником , продолжателем дела своего отца стал сын Жадита Иманкол. Вот что написано об Иманколе и его сыне Юсуф бин Иманкуле в книге «Асар» (часть 189 стр 322) великого учителя Ризаэддина Фахруддина :

«Юсуф бин Иманкул служил имамом в деревне Ильмет Елабужского уезда, умер 25 ноября//(328)1836 года в 77-летнем возрасте. предки его из села Киекле, что неподалеку от Чистополя. Получив здесь же образование, он отправился в Бухару, где продолжил обучение. Затем в Кабуле поступил на службу к Фаизхану бин Хозурхану и получил указ на должность имама. О нем отзываются как о просвещенной, уважаемой личности.Имам Валид бин Мухаммедамин, один из его соратников, рассказывал о том, что специально встречался с ним, получил очень много пользы от этих встреч. В конце одного экземпляра «Шархи Амалии, переписанного им собственноручно, обнаружил такие слова : « Переписывание завершил собственной рукой Юсуф Садык бин мулла Иманкули аль-Киекли аль-Булгари в медресе Абдуррашида бин Кадермухаммед ас-Сабави в феврале 1783 года. Почерк красивый и правильный.» .

В 65 части стр 247 книги «Асар» написано:в 1783 году Юсуф бин Иманкули аль Булгари из деревни Киекле-Бурмет, что на реке Чиремшан, переписал комментарии Али аль-Кари Рахматуллы к «Амалии кадыйсасе. Почерк его был красивым ,письмо правильным, отсюда следует, что он был человеком умелым, совершенным» . А второй сын имама Иманкол Яхуди (1756) обучался в разных мэдрэсе стал имамом в родном селе Киекле. У дедушки Яхуди было три сына: Хусаин (1784),Халит (1786), Хакимат (1796).Их сначала обучал их отец Яхуди, а потом для продолжения обучения отдал в мэдрэсе. Из этого можно сделать вывод: что мои дорогие прапрадедушки были учеными в то время, это говорит о том ,что они были трудолюбивыми, уважаемыми и достойными сынами той эпохи.

У старшего сына Яхуди Хусаина было пятеро сыновей :Фасхутдин (1811), Мифтахутдин (1818 ),в 1836 году был отправлен в армейскую службу, Бадрутдин (1821), Бахаветдин (1825), Шахивали ( 1828) учились в медресе и были имамами в деревне. Фасхутдин был старшим сыном Яхуди, наряду с преподавательской деятельностью, он занимался ювелирным делом, разведением скота, торговлей. Я еще помню как мой дедушка Набиулла показывал мне чулпы , сделанные руками Фасхутдина.

У второго сына Яхуди Халита детей тоже было много: Исмагыль (1819),был отправлен на 25 лет в царскую службу, Ибрахим (1821), Хаммат (1824).

У Фасхутдина старший сын Габдулла сначала обучался в деревне Киекле (Бурметьево),потом продолжил обучение в соседней деревне Кизляу (Курманаево). Габдулла очень любил свою семью, знал свой род очень хорошо .Он сделал родословную шириной в 1 м. длиной 3 метра. Габдулла ,когда его сын Хайрулла был на войне, родословную для хранения дал своему родственнику Гали .В то время в деревне один за другим были большие пожары, деревня несколько раз сгорела дотла. Так как Гали и сам был пожилым ,он не смог спасти родословную. Таким образом такой важный документ , подверждающий о древнем роде моих дедов потерялся .

У Габдуллы любимым сыном был Хайрулла (1902 ).Хайрулла тоже сначала обучался в родной деревне, потом окончил медресе соседней деревни Курманаево. Два года занимался учительским делом , но голод, репрессии, Великая Отечественная война не дали ему возможности заниматься любимым делом. А после войны он стал уважаемым имамом в нашей деревне. Многие долголжители села все еще помнят его и отзываются о нем только добрыми словами. Хайрулла от природы был добрейшим человеком, оптимистом, хотя повидал в своей жизни и войну, и голод, горе: похоронил 4 –х своих малолетних детей.

У Хайруллы после войны в 1948 году родился долгожданный и единственный сын Набиулла. Дедушка Набиулла учился в Бурметьевской школе. После окончания его пригласили работать в родную школу учителем физики. Его учителя-наставники за его организаторские способности предложили стать ему завучем. За какую бы работу он не взялся, он всегда показывал только хорошие результаты. За старания, трудолюбие его назначили директором в Иглайкинскую школу. Через два года назначили заведующим Октябрьского РОНО РТ, где он добросовестно проработал 16 лет. За его заслуги ему было присвоено звание Заслуженного учителя РТ, Отличника просвещения РФ. Дети Набиулла Хайрулловича тоже учителя. Старшая дочь Индира Набиулловна (моя мама) учитель с 30 летним стажем, учитель высшей кв. категории, обладатель гранта «Наш лучший учитель», обладатель гранта Главы Нурлатского муниципального района, обладатель республиканского гранта «Оста могаллим-2017». Сын Эдуард (мой дядя) учитель физкультуры, младшая дочь Аэлита (моя тетя) учитель татарского и английского языка. Внуки Эльмира (моя старшая сестра) окончила школу на золотую медаль , вторая сестра Эльвина на серебряную медаль и оба пошли по стопам своих дедов и прадедов, окончили в Набережночелнинский государственный педагогический институт на красный диплом. Работают учителями начальных классов в г.Нурлат. Муж моей старшей сестры Рафис Раисович учитель физической культуры.

4.Заключение.

Я уверена, что каждый человек должен знать и чтить своих предков. Много еще сменится поколений, пройдут века, и наши потомки будут интересоваться своим происхождением: откуда их корни, кто их предки, какие это были люди. Некоторые факты теряются, забываются, но не забывается сама история. Надо возрождать свое прошлое, чтобы из уст в уста, из поколения в поколение передавались истории нашего рождения, нашего подъема. Очень важно, чтобы в семье были хорошие взаимоотношения со старшими . Бабушки и дедушки играют особую роль в процессе воспитания ребенка. Прежде всего, они являются хранителями семейных традиций, семейных историй.

Ведь и эта работа не появилась бы без моего дедушки Абдуллина Набиуллы Хайрулловича и мамы Индиры Набиулловны. Увлеклись они родословной задолго до того, как об этом стали пропагандировать в обществе. У них была одна задача- работая над родословной, сплотить всех представителей семьи, воспитать ответственность друг перед другом. Дедушка с мамой запрашивали материалы в архивах, записывали воспоминания родителей, родственников. Собрав материалы воедино они издали книгу «Меңьяшәр Киеклем”,и передали мне материалы, чтобы я могла продолжить их дело. Собранные дедушкой и мамой материалы стали основой моего исследования. И за что я очень благодарна своим родным.

Нам достался великий жизненный опыт, великие традиции, наша задача не растерять их, а дополнить своими, дать возможность нашим потомкам гордиться нами.

Данная работа, конечно, будет мною продолжена, ведь еще так много можно написать о моей семье и учительской династии.

5.Литература.

1. Абдуллин Н.Х..Меңьяшэр Киеклем.Нурлат,2010.

2.Абдуллин Н.Х..Меңьяшэр Киеклем.Наб.Челны:Изд.Диамант,2012.

3.Аминов А.М..История татарского народа и Татарстана.Казань.2002.

4.Гарипова Ф.Эчэр сулар йортэ безне.Казань,2005.

5.Кадыров Р.Жизнь прожить-не поле перейти.Бугульма,2004.

6.Материалы Национального архива Р.Т.

7.Протащук И.Ю.Введение в генеалогию(родоведение).Казань,2009.

8.Ризаэддин Фахруддин.Асар.1 том. Казань:Изд.Рухият ,2006.

9.Семейные летописи.хрестоматия.Казань,2009.

10.Фахрутдинов Р.Г..История татарского народа и Татарстана. ч.1. Казань: Изд.Магариф.1996.

Просмотров работы: 108