Родник священной памяти

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Родник священной памяти

Чалова Е.В. 1
1МАОУ "Лицей № 8"
Старицына Н.В. 1Харина С.И. 1
1МАОУ "Лицей №8"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего.

Ломоносов М.В.

Вот уже пятый год я хожу мимо мраморной плиты, которая стоит во дворе нашей школы. Каждый год 9 мая происходит торжественное возложение венков к памятнику. Собирается большое количество взрослых, дети из разных школ нашего района, кадеты в красивой форме, ветераны, оркестр. После праздника стела вся усыпана красными гвоздиками и венками. Каждый день мы проходим мимо памятника и даже не задумываемся почему он установлен возле школы. Я решила разобраться почему стела установлена во дворе именно нашего учебного заведения.

2020 год в России объявлен годом памяти и славы. Это решение обосновано тем, что в 2020 году состоится юбилейное 75 празднование дня Великой победы 9 мая 1945 года.

Школа, в которой мы учимся, уникальна не только тем, что является одной из самых старейших заведений города Перми, но и тем, что в годы войны внесла свой вклад в Победу.

Свою работу я решила посветить своей школе, людям, которые в ней учились и учили в те тяжелые военные годы.

Цель: знакомство с жизнью и историей школы во времена ВОВ, с ее учениками и учителями, как они приближали Победу.

Задачи:

Изучить литературный материал по данной теме;

Собрать и систематизировать архивные данные школьного музея;

Познакомиться с архивными данными музея Индустриального района в ДЮЦ «Рифей»;

Провести анкетирование среди учеников старших классов нашей школы;

Познакомить с результатами моего исследования старшеклассников и их родителей.

Предмет исследования: школа госпиталь.

Объект исследования: изучение истории школы в годы Великой Отечественной войны.

Методы исследования: изучение литературных и архивных данных, анализ и синтез собранных материалов, анкетирование, фотографирование.

Актуальность выбранной темы:

Я считаю, что тема актуальна, так как знание истории своей страны, своего края усиливает патриотические чувства; наша задача сейчас - это помнить и чтить память тех людей, благодаря которым мы можем находиться здесь. Забыть - это значит предать настоящее и прошлое. Это особенно важно в преддверии 75-летия Великой победы.

Уроки прошлого нельзя забывать, чтобы не допустить повторения в настоящем. Нужно уметь быть благодарными ветеранам за величайшую Победу, нужно воспитывать достойное отношение к своей истории и к её урокам у молодого поколения. Мы — будущее страны, мы должны передать память о грозных событиях своим детям, чтобы они жили в мире и согласии.

Глава 1. Их надежды и мечты разрушила война

«…Подвигу людскому нет цены.
Памяти навеки нет покоя...»

(В. Стоянцева)

Еще 2 месяца назад мы были учениками школы № 107. Но в связи с реорганизацией школ, мы стали лицеистами МАОУ «Лицей № 8». В своей работе я расскажу о нашей школе в годы войны, тогда она называлась Верхне-Муллинской средней школой.

Великая Отечественная война 1941- 1945 г.г. стала самым главным испытанием в истории моей школы.

20 июня 1941 года состоялся выпускной бал. Выпуск 1941 года – 10 юношей и 3 девушки. Впереди планы, надежды, мечты. Их перечеркнула война. Все юноши ушли на фронт. Класс не успел даже сфотографироваться. Из-за тяжелых условий военного времени не было выпусков 10-х классов в 1943, 1944 и 1946 годах [6].

Многие учителя сразу ушли добровольцами на фронт. В их числе преподаватели: математики - Леонид Васильевич Левицкий (погиб), географии - Павел Иванович Елесеев (погиб), немецкого языка - Валентина Васильевна Назарова, физкультуры - Людмила Ивановна Зуева, истории - Лилия Леонидовна Зарева, Маргарита Брадчикова, заведующий школы колхозной молодежи и географ - Павел Иванович Дергачев (погиб в 1942 году под Сталинградом).

Первыми из Верхних Муллов подали заявления в военкомат с просьбой отправить добровольцами на фронт 10 девушек, бывших учениц школы: Тамара Беляева, Александра Губина, Вера Денисова, Александра Зайцева, Клавдия Красильникова, Лидия Рязанова, Тамара Суслова, Любовь Буркова, Галина Черепахина, Нина Бояршинова. Всю Великую Отечественную войну защищали небо Москвы.

Пали смертью храбрых на полях Великой Отечественной войны Степан Шерстобитов, Иван Красильников, Субботин Иван и др.

Выпускник школы Андрей Бакланов в 1941 году ушел добровольцем на фронт. Воевал с фашистами в частях легендарных «Катюш». Старший лейтенант Андрей Павлович Бакланов пал смертью храбрых 24 февраля 1943 года в районе города Курска. Посмертно награжден орденом Отечественной войны 1 степени (см. Приложение 1).

В аттестате об окончании школы Александра Федоровича Мехоношина стоит дата 15 июня 1941 года. Он, как и многие его сверстники, со школьной скамьи ушел на фронт. Сражался с врагом в соединениях гвардейских минометов. Был ранен, тяжело контужен. Награжден орденами Славы 3 степени, Отечественной войны 1 степени, Красной Звезды, медалью «За отвагу». Вернувшись домой, поступил в учительский институт. После его окончания в 1949 году был направлен в Верхне-Муллинскую школу, в которой много лет преподавал физику и математику.

Учителя и ученики школы внесли достойный вклад в дело Великой Победы над фашизмом. Многие погибли, не дождавшись победы.

Помочь фронту стремились все, кто остался в тылу: и взрослые, и дети. С мая по октябрь практически все ученики школы помогали колхозникам. На территории нашей школы располагался приусадебный участок, где ученики выращивали овощи для раненых. Многие старшеклассники пошли работать на предприятия, трудились в мастерских, ремонтировали оружие, изготавливали боеприпасы (см. Приложение 1).

За годы войны учениками и учителями школы собраны для фронта десятки посылок. Так, в феврале 1944 года отправлено в Действующую армию две большие посылки красноармейцам, в которой находилось 69 вышитых кисетов, 280 листов бумаги, 12 тетрадей, 99 открыток, 313 конвертов, карандаши, записные книжки, теплые вещи и многое другое. Вложили в посылки письма, в которых рассказывали фронтовикам о своей учебе и попросили их побыстрей победить фашистов.

К 25-ой годовщине Красной Армии учителя и учащиеся школы собрали 21840 рублей на постройку боевых самолетов. 4 «а» класс собрал более 2200 рублей, а 6 «б» 1360 рублей. Многие учащиеся, которые летом отлично поработали в колхозах, перечислили из своего заработка по 100 рублей, а Людмила Патрушева и Виктория Ивановна по 1000 рублей.

Труд учителей и учеников в годы войны отмечен высокими наградами. Более 10 человек, в том числе будущий директор школы Л. М. Субботин, награждены медалями «За трудовое отличие», а завуч и директор школы Я. М. Харанен - значком «отличник просвещения». [3]

Глава 2. Школа госпиталь №5936

«…Помещенье нашей школы

занял госпиталь в войну.

Здесь легко обосновались

предвоенные слова.

А палаты назывались:

третья - "Б", восьмая - "А".»

(Р. Рождественский)

В сентябре 1941 года в здании школы расположился эвакогоспиталь №5936, куда отправляли долечиваться с линии фронта раненых в конечности. Начальником эвакогоспиталя был Нечаев М.С., капитан медицинской службы, врач-терапевт (см. Приложение 1); заместителем начальника госпиталя по хозяйственной части был Шубодеров Алексей Самойлович (бывший раненный). (см. Приложение 1) [1]

В Архиве города Перми хранятся копии листов из документов архивного фонда, тетрадь главного рентгенолога Пермской области Новикова Алексея Ивановича, где есть информации о госпитале №5936: «Здание 2-х этажное, кирпичное, на базовом фундаменте, крыто волнистым шифером, часто …, пол деревянный, на …, отопление печное. Тип здания – школа десятилетка, … здание не использовалось. Средняя площадь на одного больного 3 кв. м.». [6]

В кабинетах школы располагались палаты, а в современном кабинете директора была операционная.

По воспоминаниям бывшего директора школы Л.М.Субботина (в годы войны ученик школы): (см. Приложение 1)

«…Вечером ярко горят окна госпиталя. Здесь в единственном месте горит электрический свет… Нижний коридор госпиталя заполнены ранеными бойцами и медсестрами, все кто хоть немного мог ходить собрались на концерт. Сцену соорудили из столов. Раненые дружно аплодируют каждому номеру. Я читаю стихи Некрасова.

После концерта расходимся по палатам, несем подарки и украшенные небольшие елочки. Бойцы радостно ахают и подзывают нас к своим кроватям. Хорошо бы завтра встать пораньше и прибежать в школу и первому закричать на весь класс какие города освободили. Вот будет здорово!».

В память о том, что в здании школы находился госпиталь, была установлена мемориальная доска в честь 40-летия Победы. Сохранились сведения о том, что 5 солдат скончались в госпитале от ран и захоронены на Верхне-Муллинском кладбище: ефрейтор Миловидов Павел Петрович; рядовые Бесхадзе Илья Мамедович, Строчкин Иван Васильевич, Солдатенков Сергей Евдокимович, Желамский Владимир Прохорович (см. Приложение 2).

В 1970-е годы под руководством бывшего директора школы Льва Михайловича Субботина был установлен обелиск погибшим от ран в госпитале (Приложение 2). В 2013 году на территории школы была открыта стела «Увековечим павших имена…». (см. Приложение 2) [5]

Памятники и обелиски, мемориалы и скромные могилы на территории нашей страны и за ее пределами — наглядные свидетельства самой кровопролитной войны в истории человечества.

Глава 3.Герои страшной войны. Об учителях и учениках родной школы

«…Герои уходят навечно

Свой выполнив долг до конца.

У них впереди - бесконечность.

Запомнят их наши сердца.»

(автор неизвестен)

В живых из выпускников 1941 года остались только двое: Аркадий Пьянков и Надежда Калашникова. Собирая материалы об учителях и учениках Верхне-Муллинской школы, я изучила материалы об Аркадии Никитиче Пьянкове, который вспоминал о трех своих одноклассниках: Селезневе Ване, Шестаковой Жене – они погибли, Панкове Михаиле – умер от тяжелой болезни после войны.

Фронту постоянно требовались резервы. Курсантам – артиллеристам не дали закончить учебу. В составе 26 отдельной стрелковой бригады курсантов Аркадий Никитич Пьянков попал на фронт под Москву 5 декабря 1941г. В этот день советские войска начали знаменитое стратегическое контрнаступление.

«Наша бригада, - вспоминает Аркадий Никитич, - несла тяжелые потери. Каких – то особых боевых дел и подвигов за собой не помню. Так же как и все мерз в окопе, ходил в атаки, стрелял из винтовки, лежал в снегу под минометно – артиллерийским обстрелом, - что здесь особенного! Обычная работа на войне».

17 февраля 1942 г. во время бомбежки и артиллерийского обстрела Аркадия Никитича тяжело ранило в обе ноги. С этого момента закончилась его боевая биография. Впереди – госпитали, лечение.

В 1942 г. солдата отправили долечиваться в госпиталь, да не куда-нибудь, а в г. Пермь. Госпиталь размещался в новом здании Верхне-Муллинской школы, которое и не смогло до конца войны увидеть новых жильцов. Так судьба вновь свела Аркадия Пьянкова с родной школой. (см. Приложение 1) [5]

В фондах Музея истории Индустриального района есть фотография, датированная 17 ноября 1939 года (Приложение 1). Место фотографирования – район г. Витебска в Белоруссии. На фотографии три друга, три летчика. Молодые, сильные, красивые, в новенькой, безупречной сидящей военной форме. В центре фотографии уроженец В.-Муллов Иван Субботин. В 30 – е годы Иван учился в Верхне-Муллинской школе в одном классе с Верой Баклановой. [4]

Фашистская авиация, завоевав господство в воздухе, имела большое численное превосходство. Иван Субботин и два его боевых друга погибли геройской смертью в первые дни войны.

Еще один ученик Верхне-Муллинской школы Андрей Бакланов, брат Веры Павловны Баклановой-Неустроевой. По воспоминаниям всех кто его знал, Андрей был очень одаренным юношей. Увлекался геологией, литературой, математикой, ему пророчили большое будущее. Как и его отец, он поступил учиться в Свердловский горный институт. Из института в 1941 г. ушел в Красную Армию, попал учиться в артиллерийскую школу. Затем сражался с фашистами в частях гвардейских минометов «Катюш». Старший лейтенант Андрей Павлович героически погиб 24 февраля 1943 г. в районе г. Курска [5].

Старший лейтенант Андрей Бакланов посмертно награжден Орденом Отечественной войны 1 степени.

Сын старейшей учительницы Верхне-Муллинской школы Костаревой Елизаветы Кузьмовны Борис Костарев также закончил эту школу. Военный летчик, прошел всю войну, провел немало успешных воздушных боев с гитлеровскими асами. За мужество и героизм, образцовое выполнение заданий командования награжден четырьмя боевыми орденами и многими медалями.

Сражались за Родину не только ученики школы, но и учителя. Одни из них был Мехоношин Александр Федорович. В его Аттестате, полученном за окончание средней школы, стоит одна дата 15 июня 1941 года. Он, как и многие его сверстники со школьной скамьи ушел в 1941 г. на фронт. Воевал в частях гвардейских минометов. Был ранен, тяжело контужен. Из-за этого после войны плохо слышал. Награжден орденами Славы 3 степени, Отечественной войны 1 степени, Красной Звезды, медалью «За отвагу». После окончания института в 1949 г. был направлен на работу учителем математики в Верхне-Муллинскую школу. Александра Федоровича хорошо помнят его ученики. К сожалению, старые раны преждевременно вырвали из жизни ветерана Великой Отечественной войны. В 1998г. после тяжелой и продолжительной болезни Александр Федорович Мехоношин скончался.

Максимально помочь фронту стремились и те, кто остался в тылу, и взрослые, и дети.

В классных комнатах зимой было очень холодно, т.к. не хватало дров для отопления, часто отключали электричество. Тетради изготавливали сами ребята из старых газет, а учебник был единственным на весь класс.

И вот что интересно, учились дети в военные годы в большинстве своём успешно!

«Самым страшным для нас учителей, - вспоминает Вера Павловна Бакланова-Неустроева, - были детские слезы. Почти каждый день приходили похоронки с фронта. У кого-то погиб отец, брат, дядя. Сколько пролито детских слез! Мы успокаивали их как могли. Детские слезы – самое тяжелое мое воспоминание, оставшиеся от войны и, конечно, гибель родного брата Андрея». [5]

Глава 4. Беляев Александр Николаевич (выпускник Верхне-Муллинской школы).

Беляев Александр Николаевич родился 17 февраля 1922 году в г. Перми. (см. Приложение 3)

В 1940 г. окончил школу (см. Приложение 3), сразу после сдачи экзаменов был призван в армию. Служил на Западной Украине под городом Ровно в полковой танковой школе. Учился воевать на танках Т-26, Т -28, БТ-7, Т-35. Танки были устаревшие, новых Т-34 в войсках имелось недостаточно. В танковой школе получил специальность связиста.

Были годы войны, ранения, лечение в госпиталях, горечь утрат. Настоящий участник войны, Александр Николаевич вспоминает о ней очень скупо. Тяжело даются они ветерану. За всю войну он не был ранен, не был контужен.

Закончил войну 9 мая 1945 года в г. Кенигсберге – столице Восточной Пруссии. Но не домой пришлось после победы ехать солдату, а в воинском эшелоне на Дальний Восток, где собирались значительные силы против Японии. В августе 1945 г. снова бои, тяжелые переходы, в т.ч. через Большой Хинган. Вторая Мировая война закончилась для Александра Николаевича Беляева в Порт-Артуре.

О том, как воевал Александр Николаевич, говорят его награды: медаль «За отвагу», орден Красной Звезды за бои на Западе, второй Орден Красной Звезды за мужество и доблесть, проявленные на Востоке (см. Приложение 3).

Александр Николаевич Беляев вспомнил некоторых одноклассников, которые пали смертью храбрых на полях Великой Отечественной войны: Багурина Артема и Анянова Анатолия.

В армии он пробыл 6 лет до 1946 года. Окончил в 1951 году Пединститут физический факультет, затем работал учителем физики в Верхне-Муллинской школе.

А. Н. Беляев сделал записную книжку, скорее, дневник (см. Приложение 3), объемом 124 страницы, форматом 7,5*10,5 см. Она сшита из разных блокнотов, записи выполнены чернилами черного цвета, иногда карандашами. Записную книжку-дневник он начал вести с 1942 года, последняя запись сделана 3 декабря 1946 года в городе Молотове (Перми). На страницах книжки можно найти адреса родных, близких, знакомых Беляева, его боевых и школьных друзей; номера и даты о награждении. Здесь же - тексты песен и романсов. Наибольший интерес представляют записи «Из фронтового дневника…», «Кенигсбергские записи…» 1945 года, описание боевого пути, зарисовки о встречах на дорогах войны, об утрате близких людей. Беляев пишет о настроениях мирного немецкого населения, о волнениях и страхах пленных гитлеровцев.

Вот одна из записей - свидетельство поверженного врага: «…Я воюю с 1939 года, но такого ужаса еще не видал и не испытывал. Нам создали в Кенигсберге ад. Никто из нас не думал остаться в живых. За два-три дня многие поседели, сошли с ума».

Фронтовая записная книжка-дневник Александра Николаевича Беляева, несомненно, является ценным и уникальным документальным источником по истории Великой Отечественной войны. Она требует дополнительного источниковедческого изучения и научной публикации [3].

Глава 5. Чтобы помнили, чтобы гордились…

«Помните! Через века, через года,-помните!

О тех, кто уже не придёт никогда,-помните!..»

(Р. Рождественский)

В школе, где я учусь, есть клуб юных исследователей «КЛИО» он был создан при музее МАОУ «СОШ №107» (музей был создан в 2004 году). Ребята из старшей школы занимаются поисками и расшифровками документов о нашей школе и всего, что связано со школой. Каждый год благодаря юным исследователям архивы школьного музея пополняются. Уникальность музея заключается в том, что в нём описывается прошлое школы, начиная с XIX века и по настоящее время. На протяжении двух лет со старшеклассниками ведётся активная поисковая работа по теме «Школа в годы войны».

В этом году музей школы продолжает своё пополнение, принимаем участие в проекте «Цвета Победы», совместно с газетой «Перемена-Пермь», где итогом работы стал арт-объект возле кабинета истории. (см. Приложение 3)

Недавно вместе с учениками нашей школы мы провели виртуальную экскурсию «История школы – моя история» для ребят из третьего класса. Десятиклассники Урбанович Иван и Ахматова Ульяна рассказали ребятам о нашей школе, моя сестра Лера Чалова, ученица седьмого класса, рассказала маленьким «почемучкам» о трудном детстве «детей войны», а я выступила с презентацией «Военные страницы школьной летописи», рассказав об учениках и учителях нашей школы, об их вкладе в победе над фашизмом. В общем, наша экскурсия получилась очень познавательной. Маленькие любопытные экскурсанты засыпали нас вопросами. Ребят очень заинтересовала данная тема, что не может не радовать.

Скоро вся страна будет праздновать 75-летие Великой победы. В апреле на уроках истории мы с учителем Натальей Викторовной запланировали презентацию моей работы в старших классах. Чтобы ребята лучше узнали о своих земляках, подвигам которых нет цены. Чтобы испытали гордость за свою школу, за свой край, за свою страну. Чтобы с гордостью говорили «Я учусь в школе № 107».

Заключение

МАОУ «СОШ №107» является одним из самых старейших учебных заведений города Перми. Отличает её от других школ и то, что в годы Великой Отечественной войны школа внесла свой, вклад в победу СССР над фашистской Германией.

Учителями нашей школы был сделан запрос в архив города Перми, где были получены копии листов из документов архивного фонда, тетрадь главного рентгенолога Пермской области Новикова Алексея Ивановича, где есть информации о госпитале №5936. Прочитав копии листов, не вся информация мне была понятна, поэтому мы с участниками клуба попытались разобрать и оцифровать эти записи. Хочу выразить огромную благодарность старшеклассникам нашей школы и моему руководителю Наталье Викторовне за помощь в работе с архивными документами школьного музея.

В музее хранятся «Архивные материалы учителя истории школы №107 Невзорова О.В.», которые были мною изучены и отражены в данной работе.

В работе использованы материалы музея истории Индустриального района, многочисленные воспоминания ветеранов, бывших учителей и учеников средней школы №107.

Учителя и ученики школы внесли достойный вклад в дело Великой Победы над фашизмом. Пусть никогда не повторится война. Пусть моя школа процветает под мирным небом.

Я горжусь тем, что учусь в школе, у которой богатая история. Мне хочется продолжить изучать историю своей школы.

Дорогие учителя и ученики 107 школы тех страшных лет, мы низко кланяемся Вам за мужество, самоотверженность и победу над фашизмом! Мы никогда не забудем Ваш подвиг! А наша священная обязанность – сберечь и сохранить историческую правду о тех суровых годах, память о живых и павших героях родной школы!

Военный госпиталь в России,

Аллей широкие ряды,

Скажи, что в жизни своей долгой

Никак забыть не можешь ты?

Год сорок первый, сорок пятый

Или еще года, года...

Когда российские солдаты

Рекой стекалися сюда.

Рекой, что начиналась в поле,

В лесу, горах и небесах...

Везде, где матушка Россия,

Была в крови, была в слезах.

Военный госпиталь усталый,

Как много лиц запомнил ты,

И знаешь, как никто, наверно,

Ее лицо, лицо войны...

(Наталья Умкина)

 

Список использованных источников и литературы

Муниципальная газета «Нива» №18 от 9 мая 2001. Статья «Сороковые, грозовые…»;

Районная газета «Ленинское знамя» от 8 мая 1975 года. Статья «Один день»;

Архивные материалы учителя истории школы №107 Невзорова О.В.;

Материалы музея истории Пермского района;

Воспоминания ветеранов, бывших учителей и учеников средней школы №107 (Пьянков А.Н., Беляев А.Н., Иванова А.А. Субботин Л.М. и др.);

История школы №107 «События и люди», Выпуск 1, 2004 год.

Приложение 1. Фотографии учеников и учителей из архивов школьного музея

 

Фото 1944 года.

Молодежное звено овощного сортоиспытательного участка.

Сзади стоят военнослужащие, которые помогали В-Муллинскому колхозу «Восход социализма».

 

Бакланов Андрей 1942 год.

Ученик школы. На снимке – курсант артиллерийского училища. Геройски погиб 24.02.1943 г. в районе Курска.

 

Нечаев М.С.

Начальник эвакогоспиталя №5936,

капитан медицинской службы, врач-терапевт

 

Шубодеров Алексей Самуилович

Зам. начальника эвакогоспиталя №5936,

старший лейтенант

 

Лев Михайлович Субботин

В военные годы был учеником школы.

Директор школы с 1976 по 1987 г.г.

Аркадий Никитич Пьянков

Ученик Верхнемуллинской школы

 

Друзья-летчики. Белоруссия 1939 г.

В центре Иван Субботин, выпускник Верхне-Муллинской школы 1937 г.

Все погибли в первые дни Великой Отечественной войны.

Приложение 2. «По всей России обелиски, как души, рвутся из земли»…

 

Обелиск погибшим от ран в госпитале

 

Стела «Увековечим павших имена…»

 

Арт-объект школы 107

(находится около музея истории)

Приложение 3. Беляев Александр Николаевич (выпускник школы, позже учитель школы №107. Воевал с 1940-1946 г.г.)

 

Удостоверение

Орден Отечественной войны II степени

 

Благодарность

«За участие в боях с японцами на Дальнем Востоке»

август 1945 г

Благодарственное письмо

Великого СТАЛИНА

«За ратные труды и боевые подвиги»

Июнь 1946 г

Приложение 4. Трудовые будни

 

Работа в архивах школьного музея

 

Музей индустриального района г.Перми

(ДЮЦ «Рифей»)

 

Виртуальную экскурсию «История школы – моя история».

(десятиклассники - Урбанович Иван и Ахматова Ульяна, ученица 7а – моя сестра Чалова Валерия)

 

23

Просмотров работы: 114