СЕМАНТИКА ШАМАНСКИХ НАСКАЛЬНЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ ЯКУТИИ

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

СЕМАНТИКА ШАМАНСКИХ НАСКАЛЬНЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ ЯКУТИИ

Никифоров Эрсан Вячеславович 1
1МБОУ "Екюндюнская ООШ им. В.П. Трофимовой"
Протопопова Е.П. 1
1МБОУ "Екюндюнская ООШ им.В.П. Трофимовой"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

История человечества - это история смены поколений. История происхождения народов Якутии продолжает оставаться в центре внимания современной этнографии.

Актуальность: Эпоха первобытной истории Якутии - бронзовый и ранний железный века все еще остаются слабо изученными. Новое поколение историков должны искать новые пути для изучения ранней культуры Якутии. Одним из главных исторических источников по изучению ранней эпохи истории Якутии являются изображения на писаницах.

Новизна: Историко-сравнительное изучение изображения шаманов на писаницах Якутии по ранее не исследованным признакам.

Цель работы: Изучение семантики наскальных «шаманских» изображений находящихся на территории Якутии.

Задачи:

- Изучить научные работы ранних исследователей «шаманских» писаниц.

- Исследовать и сравнить изображения шаманов на писаницах,

изучить их происхождение.

Объект исследования: Наскальные изображения Якутии.

Предмет исследования: Изображения шаманов на писаницах Якутии.

Метод исследования: Историко-сравнительное сопоставление и анализ музейных образцов, литературных источников и памятников древней культуры. В работе широко использованы издания по истории, археологии, этнографии и фольклору.

Разработанность: В своей работе использовал труды ранних исследователей народов Якутии академика А.П. Окладникова, А.Е. Кулаковского, В.Л. Серошевского, Н.А. Алексеева, Н.Д. Архипова, и др.

В исследовательской работе «Секреты шаманских изображений на писаницах Якутии » изучены и описаны изображения шаманов на писаницах долины р. Мая, притока Алдана, писаница на скале Мохсоголлох-Хая кутуруга, р. Лена, вблизи с. Покровск, также писаница в местности Тацаралаах, в среднем течении Оленька. В работе особое внимание уделяется головному убору шаманских изображений.

В первой главе «Шаманские писаницы Якутии», дается описание изображений шаманов на писаницах Якутии, исходя из научных источников исследователей народов Сибири и Якутии. Для этого изучили материалы по духовной культуре народов Якутии: обычаи, традиции и религию.

Во второй главе работы говорится о возможных связях коренных народов Якутии с народами Алтая и Аляски, исходя из сравнительного анализа головных уборов шаманов этих народностей с шаманскими изображениями на писаницах Якутии.

Более тщательный и глубокий научный подход к сравнению и анализу «шаманских» писаниц стала бы новой тропинкой для изучения культуры и происхождения народа саха.

ГЛАВА I. «ШАМАНСКИЕ» ПИСАНИЦЫ ЯКУТИИ

Писаницы - археологические памятники, принадлежащие предкам якутов, выразительно, и в отрывочных чертах, рисующие другие стороны их культуры - искусство, верования и культ.

С наступлением энеолита и бронзового века, в Ш-1 тыс. до н.э., первобытное искусство Восточной Сибири обогащается новыми сюжетами, главным из которых был образ человека.

Проблему образа человека в искусстве энеолита и бронзового века Восточной Сибири впервые остро поставил в науке А.П. Окладников. «Шаманские» писаницы датируются Окладниковым, примерно начиная с бронзового века и кончая XVIII веком нашей эры.

На территории Якутии в кругу «шаманских» петроглифов относится интересная композиция на скале в устье р. Сиинэ, левого притока Лены. Центральное место в этом мифическом повествовании принадлежит антропоморфным существам в рогатых головных уборах, державшими в руках нечто подобное штандарту, около которого изображен продолговатый предмет. Форма его отдаленно напоминает шаманский бубен. На них также сидит человекоподобное существо в рогатой шапке.

Не менее интересные «шаманские» петроглифы имеются на нижней Олекме. Первая группа их представлена писаницей Басынай, на левом берегу Олекмы. Ее составляет семь человеческих фигур. Четырех из них отличает строгая фронтальность. Характерная черта их - положение рук и ног. Руки у этих фигур вытянуты и полусогнуты в локтях, а полусогнутые в коленях ноги - расставлены, таким образом, люди показаны как бы танцующими.

Вторая композиция писаницы Басынай состоит из изображений лодки, рогатого человека, собак и оленей. Она также отнесена к эпохе бронзы.

Но наиболее характерная «шаманская» писаница Якутии находится в долине р.Маи, притока Алдана.(приложение 1.) Особое значение этого памятника заключается в том, что на нем наряду с изображениями четырех антропоморфных рогатых фигур и солнца, имеются рисунки бронзового ножа и керамического сосуда [3. C. 53].

Интересная группа наскальных рисунков, стоящая особняком в наскальной живописи Якутии, находится в местности «Тангаралаах», в среднем течении Оленька. Все они выполнены красной охрой. Хорошо сохранились две антропоморфные фигуры (приложение 2). Первая представляет собой верхнюю часть туловища человека, одевшего на голову ритуальную маску с вырезом для глаз. С правой стороны от него сохранилась человеческая личина, наверху - два ряда черточек, а внизу, вероятно, рисунки ног.

Вторая фигура также изображает шамана, одетого в обрядовый костюм и раскинувшего руки при совершении камлания. На его одежде отчетливо видны железные подвески и пояс, а также свисающие вниз бахрома. В стилистическом отношении рисунок близок к железной антропоморфной шаманской фигуре - эмэгэт захоронения 18 века в 5 км вверх от устья р. Сенкэ, на правом берегу р. Оленек. Этот идол присутствовал в инвентаре раскопанного в 1987 г. шаманского погребения и предстал, наподобие тангаралаахскому, с раскинутыми руками.

Основываясь на этом, а также на том, что эвенкийские шаманы имели ритуальную железную маску, можно предположить, что рисунки горы «Тангаралаах» были созданы эвенками примерно в 17-18 вв., т.е. одновременно с росписями горы «Сэвэки» [4.C.114].

Еще один рисунок из группы «шаманских» писаниц находится в местности Мохсоголлоох - Хая кутуруга (Он состоит из двух разновременных и разнохарактерных частей. Одна часть их выполнена желтой охрой и по стилю входит в число древних рисунков. На ней видны: овально яйцевидный бубен с перекрестьем, стилизованная фигурка человека с опущенными руками и обычные пятна палочки (приложение 3).

Во второй части вверху на ней изображены стоящие в ряд три человека, ниже помещен круглый бубен с перекрестье, рядом - фигура шамана в головном уборе из перьев [11.C.375].

Из выше перечисленных «Шаманских» писаниц Якутии нас интересовали три писаницы: 1) писаница находящаяся на долине р. Мая, притока Алдана; 2) писаница на скале Мохсоголлох-Хая кутуруга, р. Лена, вблизи с. Покровск; 3) писаница в местности Тацаралаах, в среднем течении Оленька. Эти выше три названные писаницы мы выделили из-за присутствия на изображенных «шаманах» так называемого «головного убора».

Писаницы являются памятниками духовной культуры, которым поклонялись на протяжении продолжительного исторического времени. Культ писаниц является одним из самых распространенных среди народов Сибири и известен еще с каменного века. С ним связаны охотничье-промысловая магия. Племена бронзового века показывали в таком виде, вероятно, своих колдунов- вещателей, ведавших магическими плясками и церемониями около священных скал.

ГЛАВА П. СОПОСТАВЛЕНИЕ СЕМАНТИКИ ЯКУТСКИХ НАСКАЛЬНЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ ШАМАНОВ.

Шаманизм - одна из великих религий, давно и широко известных в мире. Вместе с тем, в силу тайного и закрытого характера эта одна из древнейших религий человечества остается малодоступной для исследователей.

Якутский шаманизм - явление историческое, достаточно глубокое и довольно оригинальное. Своими корнями уходит в глубинный пласт центрально- азиатского и южно сибирского шаманизма.

Наскальное творчество хранит в своих памятниках следы мировоззрения, религиозных верований древних людей, их быта, образно-художественного мышления. Познавая смысл образов этих изображений, мы приобщаемся к духовному, культурному наследию далеких предков. Изучение происхождения духовной культуры народа дает добротный материал по его этногенезу и этногеографии.

Похожие на якутские наскальные изображения шаманов с рогами обнаружены в палеолитическом искусстве Западной Европы. Там находятся антропоморфные и «гибридные» фигуры с парой звериных рогов на голове. Их называют «колдунами» палеолита. Танцующий «колдун» на потолке грота Труа-Фрер в одном образе объединяет черты семи персонажей: у него рога оленя, глаза волка, лик совы, борода серны, лапы медведя, хвост лошади, фигура человека. «Корона» из 7 лучей украшала лишь мужские фигуры, означая какое-то сакральное значение. Например, дух предка, шамана или маски духа.

Богатый материал для идеологии сибирского шаманизма дают наскальные рисунки Байкала - памятники древней культуры народов Сибири.

Изображения рогов или трех лучей на головах наскальных рисунков исследователями объясняется как шапка - «корона» и относится ко времени верхнего палеолита [7.С. 21].

Якуты глубоко уважали царственную птицу орел. Древность культа орла, входящая в религиозную мифологию шаманизма, подтверждается писаницами на скалах Лены, Байкала и Забайкалья, датируемыми эпохами неолита и бронзы.

В своих трудах по этнографии народов Сибири и первобытной религии, Лев Яковлевич Штернберг, в описании шаманской одежды якутов пишет: «У большинства сибирских народов в облачении шамана фигурируют части тела орла - кости, перья, когти (последняя, особенно у тунгусов -самое могучее орудие шамана)». Далее Штернберг пишет по сообщению В.И. Анучина следующее: «Орлу отведена большая роль в шаманском ритуале; его изображением украшают каждый шаманский костюм. Убивать орла считается большим грехом; случайно найденное перо орла укрепляется на видном месте в чуме».

Вероятно, в связи с орлом шаманский кафтан, по воззрениям инородцев, является изображением птицы. Согласно этому у шаманов, кафтан выкраивается наподобие птицы и обшивается длинной бахромой, символизирующей перья и крылья этой птицы. Якуты глубоко уважали царственную птицу орел. Орла считают сыном верховного божества Уруц Аар Тойон - Хомпоруун Хотой, или Хотой Айыы. Поэтому в материальной культуре народов Якутии перья орла часто применяются в одежде и в быту, и имеют культово-религиозное значение.

Шаманство якутов ближе к тунгусскому типу. Якутский шаманский костюм был тоже тунгусского типа, за исключением того, что якутские шаманы камлали с непокрытой головой. Нигде в научной литературе не упоминается о ношении якутскими шаманами головного убора.

Использование перьев птиц встречается в одеянии алтайских шаманов. Алтайские шаманы навешивали на плечи костюмов пучки перьев беркута, символизирующих дух орлов. Шапки южно-алтайских, теленгитских шаманов сверху украшены перьями (приложение 4).

Также встречаются перья птиц в облачении тлинкитских шаманов (приложение 5) Тлинкиты - это индейский народ на Аляске, у них шаманский головной убор представляет собой маску - стилизованное изображение ворона, мифического предка племени. Маска укреплена на каркасе из китового уса, сверху украшена моржовыми усами и птичьими перьями. Зрачки птицы, клюв, выступающий полукруг на груди, торс, крылья и хвост инкрустированы перламутровыми пластинками. Внутри наголовник был наполнен птичьим пухом, и во время пляски пух падал, как снег, вокруг шамана (из описания экспоната Музея антропологии и этнографии АН СССР, Санкт- Петербурга).

Наскальная живопись в местности «Тангаралаах» по описанию Н.Д. Архипова и П.Н. Романова в стилистическом отношении близок к железной антропоморфной шаманской фигуре -эмэгэт захоронения XVIII в. в 5 км вверх от устья р. Сенкэ, на правом берегу р. Оленек. Этот идол присутствовал в инвентаре раскопанного ими в 1987 г. шаманского погребения и предстал наподобие тангаралаахскому, с раскинутыми рука­ми.

Основываясь на этом, а также на том, что ритуальную желез­ную маску имели только эвенкийские шаманы, они предполо­жили, что рисунки горы «Тангаралаах» были созданы эвенками примерно в ХУП-ХУШ вв., т.е. одновременно с росписями горы «Сэвэки».

Таблица 1.

Писаница в местности Тацаралаах, в среднем течении р. Оленек.

Шаманская маска. Тлинкиты. Южная Аляска.

Эвенкийские шаманские маски

     

Писаница представляет собой верхнюю часть туловища человека, одевшего на голову ритуальную маску с вырезом для глаз. С правой стороны от него сохранилась человеческая личина, наверху - два ряда черточек, а внизу, вероятно, рисунки ног.

Шаман одетый в обрядовый костюм и раскинувший руки при камлании.

Головной убор представляет собой маску - стилизованное изображение ворона, мифического предка племени. Маска укреплена на каркасе из китового уса, сверху украшена моржовыми усами и птичьими перьями. Зрачки птицы, клюв, выступающий полукруг на груди, торс, крылья и хвост инкрустированы перламутровыми пластинками. Внутри наголовник был наполнен птичьим пухом, и во время пляски пух падал, как снег, вокруг шамана.

В XIX–XX веках у эвенков появились кованые железные и жестяные маски. Антропоморфные маски-личины у эвенков употребляли лишь шаманы. Некоторые исполнены достаточно грубо, другие – ужасны, такие маски должны были внушать страх, и изображали духа, вселившегося в шамана. Обычай камлать в масках у эвенков исчез, по-видимому, к середине XIX века, но они сохраняли значение священного предмета культа: их вешали на одежду шамана или ставили на почетное место в жилище во время камлания.

Сопоставив данные изображения и описания можно предположить, что изображенная на писанице Тацаралаах железная маска более похожа на каркасную маску тлинкитов, а «ряды черточек» могут означать падающий пух из наполненного пухом наголовника шамана.

Предположение, что рисунки горы «Тангаралаах» были созданы эвенками примерно в ХУП-ХУШ вв. может оказаться ошибочным, т.к. эвенкийские шаманские маски выполнены тщательно и отличаются реалистическими чертами, также у эвенков кованые железные и жестяные маски появились только в конце XIX–XX в.в. из шаманских масок, наиболее древняя, это вероятно медная маска эвенкийского шамана, датированная XVIII веком из коллекции Кунсткамеры [7 С. 235].

В другой характерной «шаманской» писанице р. Мая, притока Алдана изображены «четыре антропоморфных рогатых фигур шаманов, солнце и сосуды» (Архипов Н.Д.) .

Таблица 2.

Писаница находящаяся на долине р. Мая, притока Алдана.

Маска обрядовая. Эскимосы. Северная Америка.

   

Изображены «четыре антропоморфных рогатых фигур шаманов, солнце и сосуды».

Обрядовая шаманская маска эскимосов окаймленное перьями птиц

Сравнив два изображения можно предположить, что это изображение похоже на обрядовую маску эскимосов окаймленное перьями птиц.

Изображения «четырех антропоморфных рогатых фигур шаманов» данной писаницы, вполне вероятно, также могут оказаться изображением шаманских масок или шаманами в головном уборе с перьями, указанными в таблице 3.

В писаницах местности Мохсо5оллоох-Хая Кутуруга, на реке Лена, вблизи села Покровского изображены стоящие в ряд три человека, ниже помещен круглый бубен с перекрестьем, рядом фигура шамана в головном уборе с оперением. Для сопоставления изображения шамана сделали следующую таблицу.

Таблица 3.

Писаница на скале Мохсоголлох-Хая кутуруга, р Лена, вблизи с. Покровск.

Головной убор северных якутов.

Головной убор алтайского шамана.

Шаманский головной убор.

Теленгиты.

Шапка тувинского шамана

         

Фигура шамана должно быть в головном уборе с оперением.

Головной убор (бэргэьэ кокоолдо) северных якутов представлял собой мягкий венец с железными рогами на темени.

Шаманы, камлавшие в «темный мир», имели головной убор, (шапка-птица).Широкая повяз-ка, к верхнему краю пришивали три пучка (в центре и по бокам) или ровно по всему краю перья филина, совы или беркута

У теленгитов шапки были в виде налобной повязки из материи, на которой укрепляли раковины каури и сверху прикрепляли маховые или рулевые перья птицы

Тувинские шаманы надевали на голову повязку с лентами и перьями. На повязке вышивали глаза и рот. Считалось, что это голова священной птицы, которой становился шаман во время камлания.

Как видно из таблицы, вполне вероятно, что шаман, изображенный на писанице Мохсоголлох Хая-Кутуруга р. Лена носит головной убор из перьев (по версии А.П. Окладникова) как у алтайских или тувинских шаманов, а если это изображение оленьих рогов, то по возможности тут изображен якутский северный шаман в головном уборе с железными рогами. В писанице отсутствует изображение якутского шамана, т.к. якутские шаманы камлали без головного убора.

«Изобразительные мотивы этих уникальных «шаманских» композиций в Якутии напоминают те, что мы находим в наскальном искусстве Северной Америки. Попытка провести иконографические параллели между наскальными изображениями двух различных континентов основана на научной гипотезе о заселении Америки через Северо-Восточную Азию. Так, в рамках стилей Хорнад и Барьерный Каньон, возникших в 10 веке на юго-западе североамериканского континента, создавались изображения масок, геометрические стилизованные фигуры и «качинные одеяла», аналогичные якутским. Так называемые «качинные одеяла» сочетали похожие на маски лица с прямоугольными туловищами, раскрашенными в изобразительном стиле керамики Мимбрес.» [6. С. 40]

Вполне возможно, что шаманы изображенные на этих писаницах носили шапку с перьями как шаманы у алтайских теленгитов, или стилизованный головной убор представляющее собой оперенную сверху маску тлинкитских шаманов. Что может дать некую характеристику связи тюркоязычных народов — алтайского происхождения, где почитается культ орла и с северо-западным, индейским народам из Аляски, где мифическим культом является ворон.

Исследования Н.А. Алексеева показывают, что каждый якутский род или каждая племя тоже имели своего тотема - покровителя, считавшегося священным предком. У якутов главными тотемами считаются орел, лебедь, ворон. Тлинкитские племена своей родовой тотемной птицей считали ворона. Обычно шаманы в своем одеянии используют перья тотемных птиц.

Для того чтобы определить происхождение наскального изображения шамана по оперению головного убора, необходимо учитывать в какой местности находятся «шаманские» писаницы. Как правило, шаманы использовали в атрибутике одежды перья той птицы, которая является их родовым тотемом, отсюда можно связать духовную культуру народов

В оформлении ритуальной одежды якутских шаманов прослеживается много общего. Одинаковым был его покрой; все они имели изображение духа-покровителя, костей и перьев птицы. Видимо священные родовые тотемные птицы могут быть тоже взаимосвязанными.

Есть гипотеза А.П. Окладникова о возможных очень ранних истоках шаманства у аборигенов восточносибирской тайги. В связи с этим интересно захоронение XVIII в., раскопанное И.В. Константиновым, среди погребального инвентаря шамана возле верхней части шаманского нагрудника оказалось привязанной антропоморфная фигура-эмэгэт. Она изображает человека в анфас и в полный рост. Голова же увенчивается высоким отростком наподобие султана. Подобные изображения людей с султаном на голове имеются и на шаманских писаницах.

Весь этот долгий путь становления и формирования центрально-азиатского, южносибирского шаманизма определил типологическую общность и сходство религиозных верований тюркоязычных и северных народов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Писаницы являются одним из проявлений культуры людей некогда проживавших на территории Якутии. Наши древние предки всячески пытались доступными средствами оставить память о себе будущим поколениям. Многое из того, что мы наблюдаем в настоящее время, когда-то несло осмысленную информацию для современников и непонятную, загадочную для нас сейчас.

Сопоставив таблицы можно сделать следующее предположение:

1) В выше названных «шаманских» писаницах отсутствуют изображения якутских шаманов, т.к. нигде в научной литературе не упоминается о ношении якутскими шаманами головного убора;

2) В качестве исторического источника нами использованы материалы археологических памятников Якутии. Разобранные нами древние культуры не являются результатом деятельности отдельно взятого избранного племени или народа, а представляют собой совокупный творческий сплав культурных достижений многих племен и народов, внесших свой оригинальный вклад в общую сокровищницу человеческой культуры. Между этими племенами разных регионов земли издревле существовали культурные связи, которые в какой-то мере заложили основу современных весьма интенсивных связей между отдельными государствами и народами.

3) Познавая смысл образов этих изображений, мы приобщаемся к духовному, культурному наследию далеких предков. Попытки толкования наскальных изображений и разгадать их некоторые секреты может приоткрыть завесу тайны о древнем заселении людей на территории Якутии.

В целом четкое выделение древне-якутских «шаманских» писаниц Якутии - дело будущего. Осуществление этой трудной задачи современной археологии Якутии будет зависеть от успехов изучения и расследования связи духовной и материальной культуры тюркоязычных народов и народов Севера.

ЛИТЕРАТУРА

Алексеев Н.А. Традиционные религиозные верования якутов 19-20 веков. -Новосибирск, 1967

Антонов Н.К. Наследие предков: - Якутск, 1993.

Архипов Н.Д. Древняя Якутия. - Ч. 1., 4.2. - Мирный, 1994.

Архипов Н.Д. Древние культуры Якутии. – Якутск, 1989.

Гоголев А.И. Якуты. - Якутск, 1993.

Жукова Л. Н. Исторические корни шаманизма.// Илин – 1990.

Иванов С.В. Материалы по изобразительному искусству народов Сибири XIX – начала XX в. – М.; Л., 1954.

Ксенофонтов Г.В. Ураанхай сахалар. Т.1., Т.2. -Якутск, 1992.

Кузьмина Л.А. Семантика наскальных изображений Якутии. // Илин - 2000. -№1

Кулаковский А.К. Научные труды. - Якутск, 1979.

Левин М.Г., Потапов Л.П. Народы мира. Этнографические очерки. -Москва, 1956.

Окладников А.П. История Якутской АССР. Т. 1. - Москва, 1955.

Уткин К.Д. Сах са5аттан. - Дьокуускай,.

Уткин К.Д. Хомуурунньук. 2-е кинигэ. - Дьокуускай, 2004.

Данные из Интернета

Просмотров работы: 188