Деревянные узоры

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Деревянные узоры

Рассыпаева А.А. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Покровская средняя общеобразовательная школа № 3 -Образовательный Центр с углубленным изучением отдельных предметов» МР «Хангаласский улус» Республики Саха (Якутия)
Файзуллина Л.А. 1
1МБОУ Покровская СОШ 3- ОЦ с УИОП
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность

В мире всё движется и развивается, мы живем в век технологического прогресса. Эти технологии добрались и до сибирской глубинки - в далёкую сибирскую сельскую местность и стали вытеснять самобытность русской культуры деревянного зодчества. Активно строятся новые современные дома. И мы обратили внимание, что на фоне новых построек, старые дома с резными деревянными наличниками для окон стали особо выделяться. Многие сейчас меняют окна с деревянными рамами на пластиковые. При этом старые наличники становятся не актуальны: их совсем убирают и заменяют современными. К сожалению, русские резные наличники как элемент традиционной народной архитектуры уходит в историю. И если не начать собирать фотографии, собирать информацию о наличниках сейчас, то через десять-двадцать лет деревянные резные наличники как символ сохранения традиций и культурного наследия исчезнут навсегда.

Новизна работы состоит в том, что впервые проведен сравнительный анализ деревянных резных наличников для окон города Покровск. Полученные материалы дали возможность выявить и описать общие и отличительные особенности резных наличников для окон.

Гипотеза исследования:

Я предполагаю, что существуют несколько типов оформления наличников для окон. Мы думаем, что через 10-20 лет наличники могут исчезнуть из сел и деревень, поэтому изучение и сохранение наличников для окон необходимы для будущего поколения.

Цель: изучить историю появления наличника и язык орнамента города Покровск.

Задачи:

Изучить историю появления наличника как одного из видов деревянного зодчества

Изучить язык орнамента древних славян, используемый в изготовлении наличника

Выявить взаимосвязь орнамента наличника и территории, на которой он распространен.

Изучить наличники в г. Покровск

Объект исследования: наличник, как памятник деревянного зодчества города Покровск

Методы исследования:

Изучение литературы по данной теме.

Фотографическая съемка домов в г Покровск

Анализ фотографий, рисунков, схем.

Беседа.

Анкетирование

Теоретическая значимость:

Представленные материалы расширяют и углубляют общетеоретические знаний о деревянных резных наличниках города Покровск. Впервые установлены типы наличников и их особенности в нашем городе.

Прикладная ценность исследования: Воссоздания народного орнамента. У каждого из нас есть место, где мы живем, где живет наша семья. Называют это место одним словом – дом. Название одно, но у каждого из нас дом свой, отличающийся от домов других. А какая история бревенчатого дома, в которых выросли ваши родители, бабушки, дедушки, ваши предки. В жизни каждого человека было много радостей: голубое небо над головой, пахучая земляника в лесу, роса на траве. А значит и то, что человек делает своими руками. Должно всех радовать, и поэтому выглядела и изба величественно и нарядно. Как украшали свои жилища предки? Каждый уважающий себя хозяин любил свой дом и старался, чтобы дом был красивым и внутри, и снаружи. По внешнему виду избы судили о хозяевах. Недаром о нерадивом хозяине говорили «хоромы кривые. Сани лубяные, слуги босые, собаки борзые». Избу наши предки очеловечивали, считали живой. Поэтому фасад – переднюю часть ещё называли лицом. Планки на крыше, образующий угол, называли причелины ( от слова «чело» - лоб), световые отверстия- окна (от старого «око» - глаз), выступ над окнами –лобная доска, украшения вокруг «очелье», вокруг окон наличники, т. е. на лице дома. А ещё дом украшали подзор, конек и полотенце.

Особое внимание уделялось окнам. Оконные проемы для обитателей избы – это не только «окно в мир» и «белый свет», а еще защита от дурного глаза. Обрамляли окна наличники, которые украшались символами восходящего солнца, воды. Резное деревянное кружево делало окошко веселым и приветливым. Но главное назначение наличников – не пропускать в дом нечистого духа. Растительный узор, птицы или звери с человеческими лицами приносили в дом богатый урожай, считались символами плодородия. Проблемная ситуация. В настоящее время мы в повседневной жизни окружены стандартными домами, особенно это видно в больших городах. Идя по улице города видим высокие серые однообразные «коробки» многоэтажек. Они все похожи друг на друга. А так хотелось бы, чтобы дома в нашем городе Покровск были украшением , чтобы каждый из них был индивидуален, восхищал своей красотой, выдумкой, неповторимостью. Так хотелось бы сделать нашу жизнь яркой и красочной! Дерево - это материал близкий народу. Домовая резьба или украшение жилища резьбой по дереву –давняя традиция зодчества. Когда-то на элементах домовых конструкций разными способами вырезались символы и знаки – обереги, защищавшие хозяев от злых сил. Сегодня резьба является декоративным элементов, способным преобразить унылые типовые постройки.

Проблема исследования: Противоречие заключается в том, что мы нашли теоретическое обоснование проблемы, а повлиять на её решение мы не можем.

Основная часть
Глава 1
Методика работы над исследованием
Работа над исследованием состоит из нескольких этапов:
Этап I. Работа с литературными источниками по истории вопроса и символическом значении узоров на наличниках.
На данном этапе была прочитана разная литература, среди которой:
Книги Рыбакова Б.А. «Язычество древних славян» и «Язычество древней Руси» раскрывают языческую теорию появления наличников.
В статье Луизы Кирьяновой «Символическое значение фрагментов резьбы» повествуется о символике узоров на наличниках.
В книге Николая С.С. «Резьбы очарованье» говорится о видах резьбы по дереву.
В книге Даниловой Л.И. «Окно с затейливой резьбой» говорится об оригинальных монументах древесного архитектуры — жилых, домашних и промысловых сооружениях старой деревни, подобранных в музеях-заповедниках прямо на улице, разработанных на местности Российской Федерации, также о преемственности архитектурно-строительных обычаев, о маршрутах сбережения культурного наследия, о зодчестве передового села.
В книге Скворцова А.И. «Русская народная пропильная резьба» есть море полезной и интересной информации об истоках резьбы, о том, как она развивалась, о том, откуда брались многие мотивы и художественные особенности.
Книга Соболева Н.Н. «Русская народная резьба по дереву» рассказывает о крестьянском зодчестве, княжеском и царском строительстве Москвы, типах крестьянской резьбы, деталях резных украшений зданий, резьбе на экипажах, морских судах, церквях и многом другом.
Книга Воронова В. В. «Крестьянское искусство» полностью посвящена русскому крестьянскому искусству.

Этап II Разработка анкеты-опросника.
Была разработана анкета, которая состоит из 6 вопросов:
1.Знаете ли вы, что такое наличник?
2. Если знаете, что это, то напишите, если не знаете, то предположите, что это может быть.
3. Знаете ли вы, откуда появились наличники?
4.Как вы считаете, люди делали наличники просто так или в этом был смысл?
5. Обращаете ли вы внимание на наличники?
6.Хотели бы вы сейчас украсить свои окна деревянными наличниками?

Данный опрос анкет был проведён в МБОУ ПСОШ №3 – ОЦ с УИОП №3,
Обработка полученных данных, результаты.
Этап III Фотофиксация объектов.
Была проведена фотофиксация объектов на улицах города Покровск - Орджоникидзе, Лукина, Озерная
Этап IV Практическая работа.
Используя теоритическую основу символики наличников, проведена классификация наличников.
Этап V
На данном этапе был обработан, проанализирован, обобщён полученный материал, была написана работа по названием: «Символика наличников города Ульяновска».

Глава 2

Историческая справка

Мы живем в Республике Саха (Якутия), город Покровск. Нашему городу более 350 лет. Изготовление наличников пришло к нам с приходом казаков. Они на новом месте строили дома и украшали их наличниками. Это переняло местное население.

Практически все дома были с деревянными наличниками для окон. И на сегодняшний день, у нас еще есть возможность любоваться этими наличниками, но с каждым годом их становится всё меньше и меньше .

Если мы обратимся к словарю русского языка С.И. Ожегова, то прочитаем такое определение: « Наличник - накладная планка на дверном или оконном проёме.»[5]

То есть, наличники изначально имели защитную функцию -они закрывали щель между стеной и оконной рамой, тем самым предотвращали от попадания влаги во время дождя и защищали от ветра. Но в дальнейшем, наличник стал использоваться ещё как декоративный элемент в оформление фасадов домов.

Деревянные резные наличники - это явление именно русское. Как пишет И. Хафизов: "Территория распространения резных наличников совпадает с территорией распространения русского языка на момент расцвета искусства домовой резьбы — то есть на вторую половину XIXвека."[4]

Исследовав наличники в городе Покровск, мы отметили , что у нас есть часто встречаемые, схожие, типичные наличники . И у них у всех мы выделили четыре заметных элемента, придающих ему форму. Это "шапка"- верх карниза самого разного вида. Выступающие части, как бы поддерживающие карниз по бокам, - "ушки". Парные выступы на нижнем карнизе - "ножки". И парные ставни, которые полностью закрывают створки окна.

Мы фотографировали деревянные наличники и сделали вывод, что все четыре элемента на одном наличнике можно увидеть довольно редко. Чаще всего встречаются ставни и "шапки", а "ножки" и " ушки " -редкий элемент.

По результатам сравнительной характеристики, сопоставляя все данные, у нас получилась таблица:

Шапка

83%

Ушки

3%

Ножки

10%

Ставни

90%

Мы провели опрос трёх возрастных групп среди населения г Покровск. Большинство из числа опрашиваемых предпочтение резным наличникам отдают люди пожилого возраста, а молодежь отказывается от наличников. По причине того, что они уже не модные, современные наличники проще в установке, практичны и долговечны, мастеров не найти, а резные деревянные наличники дорого стоят. Результат опроса можно посмотреть в следующей таблице (в процентом соотношении из числа опрашиваемых)

Вопрос

12-15 лет

16-30 лет

30-45 лет

46-70 лет

Нравятся ли деревянные резные наличники?

56% -да

44% -нет

20%-да

80%-нет

60%-да

40%-нет

100%-да

Хотели бы вы установить себе такие наличники?

63% да

37% нет

10%-да

90%-нет

30%-да

70%-нет

90%-да

10%-нет

Из данных результатов опроса можно сделать вывод ,что современное общество отдают предпочтение новым современным материалом , таким образом, через 10-20 лет резные деревянные наличники встретить можно будет достаточно редко.

Также для сравнения мы фотографировали и современные постройки домов с оформлением наличников и сопоставив это, увидели такую картину , что в основном хозяева домов действительно используют современные наличники


2.1. История создания наличников
2.1.1. История создания окна
Слово «окно» - в русских летописях оно упоминается в XI в. В качестве материала для окон использовалось стекло, которое до 1635 г. привозилось из-за границы. Наиболее распространенным материалом была слюда. Для основной массы крестьянства заполнителем окон были материалы добытые в своем хозяйстве: бычий пузырь, рыбий паюс, тонкие липовые пластинки, холст и лен. Подобные заменители стекла можно было встретить в отдельных селениях еще в конце XIX в.
Непрочность материала и малые формы определили форму оконного проема, так называемого волокового окна. В XIV вв. в наземных срубных жилищах появились прямоугольные маленькие окна, высотой в диаметр бревна сруба, вырубленные в двух расположенных друг над другом брёвнах. Их принято называть волоковыми окнами. С внутренней стороны окна прикрепляли бруски с желобом для движения волоковой доски.
Другой вид окна – колодчатое (приложение 1), такое окно состояло из четырех связанных между собой брусков. Заполнение оконного проема стеклом или слюдой вызвало необходимость создание рамочной конструкции. Первоначально рамы были глухими, потом одну часть рамы, по принципу волоковых окон стали делать подвижной, а ко второй половине XIX в. стали повсеместно применять двухстворчатую распашную раму.
Применение распашной двухстворчатой рамы дали возможность увеличения оконного проема вверх. Оконный проем приобрел прямоугольную форму. Тяжелые косяки и колоды стали заменять легкими оконными коробками. Места стыка коробки и бревенчатой стены прикрывали накладными досками – наличниками. Практически у всех окон с наличниками, рамы в оконном проёме имеют Т-образный вид. Именно отсюда и начинают развиваться наличники.

2.1.2. Наличники
Наличники - это явление именно русское. Территория распространения резных наличников совпадает с территорией распространения русского языка на момент расцвета искусства домовой резьбы — то есть на вторую половину XIX века. Тогда особенностью России являлось украшение домов и наличников. Причин к тому было несколько. Во-первых, русский человек стремился от себя внести долю прекрасного от трудов своих. Мы и сейчас, любуясь старинными русскими наличниками, испытываем те же восторг и благодарность, которые в давние времена вложил в декор русский мастер.
  Во-вторых, украшение дома несло охранительную функцию, пробуждая в смотревших на дом людях положительные эмоции вместо отрицательных, оберегая живших в доме от негативной энергии.
И в-третьих, через украшение дома показывал себя сам хозяин через рукодельную красоту широту своей души и мастерство своих рук. Где территориально появились первые наличники, точно не известно, даётся разная информация, слишком незначителен был переход от колоды, которая обрамляла окно раньше, чем стали появляться наличники. Сейчас мы узнаём только теории.
Языческая теория появления наличников. Традиция - украшать окна достигла особенного рассвета во второй половине девятнадцатого века. Но из литературных источников можно предположить, что традиция украшать свое жилище резьбой по дереву и наличниками восходит к самым древним языческим временам, когда любой оставленный человеческой рукой знак — обладал магической силой и нёс огромное смысловое значение. Наделяя чудодейственными магическими свойствами первые простейшие знаки, человек превратил их прежде всего в обереги для охраны жилища от злых духов, а также в символы, служащие для достижения благополучия, прославления и привлечения жизненных сил природы: земного плодородия, солнца и осадков.Да, наличники существуют с давних времён, но они стали распространяться не одновременно на всей территории России. Так известно, что в Костромской области и в Иркутске они были известны еще в конце XVIII века. А на Урале, наличники, как отдельно изготавливаемый элемент конструкции оконного обрамления, появились лишь в 50-е годы XIX века.
Корабельная теория появления наличников. Говоря о развитии наличника в центральной части страны, стоит сказать, что существовало разделение регионов по специализациям. Поэтому, когда распространялась домовая резьба, она вбирала в себя всё то лучшее, что могли предложить местные мастера. То есть в разных регионах нашей страны наличники делали и украшали по разному. Были различные материалы изготовления наличников и в Поволжье, где исстари жили мастера, украшающие своей резьбой корабли. Промысел этот — украшать резьбой жилые дома, существовал и раньше. Но с середины XIX века, когда на Волгу пришло промышленное судоходство и металлические корабли, а услуги мастеров перестали пользоваться популярностью — он расцвел с небывалой силой. Мастера которые раньше украшали корабли, начали украшать наличники по своему собственному вкусу. И правда, развитие резьбы в Поволжье существенно отличается от резьбы других регионов. Здесь сохранилось гораздо больше образцов более древней глухой резьбы. Здесь же и встречаются сказочные фантастические фараонки, берегини-русалки, сирины, львы и другие звери. Ведь вся эта символика перекочевала на стены и наличники жилых домов с кораблей. И несла она кстати ту же функцию, что и на бортах кораблей — все эти волшебные существа призваны охранять человека от всего зла, что существует в мире.
Церковная теория появления наличников. Вся домовая резьба и наличник - это лишь слабые отголоски церковной резьбы. И все мастера, украшающие своё жилище или жилище друга, соседа — это отошедшие от дел церковные труженики. Это и вазоны с произрастающими из них побегами аканфа, и волнообразно бегущие по фризу растительные завитки и солнечные розетки, то тесно вплетающиеся в листву, то рельефно выступающие на карнизе. Это тем более убедительно, что, как выяснилось, в 1838-м году большая артель поволжских резчиков, так называемых якушей, работала при реставрации Дмитриевского собора во Владимире над воссозданием многих утраченных рельефов .Всё это нам даёт, что наличники появились на Руси и служили они оберегом от злых духов, но развиваться наличники начали только в XIX веке. Откуда именно появились наличники узнать не возможно, прошло очень много времени, мы можем только верить теориям.
Вывод: наличники – это явление русское, они пошли от колоды, защищавшей окна, но где именно они созданы не известно, мы можем только предполагать и узнавать новые теории.
2.2. Виды наличников
2.2.1. Части наличников
Фасад дома воспринимался в старину как его «лицо», где фронтон виделся как «лоб», а окна — как «глаза». Вначале декоративно оформлялась только верхняя доска. Ее украшали зубцами, квадратиками, ромбиками и другими фигурными порезками. Впоследствии орнамент стали делать и на других элементах наличников. На них появляется резьба с мотивами круга-солнышка. Этот мотив (солярная розетка) восходит к древнему языческому культу солнца.
Весь наличник в целом является символом окружающего нас мира, и делится на три части:
  Верхняя часть. Мир небесный — Божий (приложение 2). Часто был двухуровневым.  Верхнее небо называлось «небесной твердью» и часто изображалось в виде двускатной или полукруглой крыши.  На верхней доске, но чуть ниже, нижнее небо — «небесная хлябь».
  Центральная часть — срединный мир — реальный (приложение 3). Боковые стороны наличника называются «полотенцами». Полотенце у русских известно как особый символ, знак принадлежности к определенному семейно-родовому коллективу, полотенцами-рушниками украшали иконы и полки для икон, рушники часто жертвовали в храмы и часовни.
Нижняя часть — твердь земная (приложение 4). Карниз (завершение наличника).
 Каждая часть оформлялась соответствующим орнаментом.
2.2.2. Виды орнаментов
На всех этих частях выделялись разные виды орнаментов. Геометрический (приложение 4) орнамент чаще всего состоит из ритмически построенных элементов и соразмерных его частей, составленный из кругов, спиралей и крестов, зигзагов, уголков, волнообразных фигур, может заполнить любую по величине поверхность. Такие украшения обычно представлены в виде орнаментальной полосы, каймы, звезды, розетки.
Растительный (приложение 5) орнамент представляет собой отдельное самостоятельное украшение в виде деревьев, веток с листьями, цветами, плодами, трав и т. д. или орнаментальную полосу, состоящую из повторяющихся элементов.
Животный (приложение 6) орнамент представляет собой изображение стилизованных реальных или фантастических зверей и птиц.
Ленточные орнаменты — это прямые или криволинейные орнаменты, окаймляющие поверхность предмета или резного изделия. Узкая полоса изящного и ажурного рисунка ленточного орнамента, проходящая по краю изделия, называется каймой.
Плетенка — орнамент в виде переплетения полос, лент, стеблей, цветов и других элементов. Этот мотив исполняли резчики на Руси еще с древних времён.
Бусы — орнаментальная полоса, состоящая из шаров и продолговатых элементов.
Солярные (приложение 9) – стилизованные символические изображения божества. Например, солнце в виде розетки стилизованного цвета.

2.2.3 Символы на наличниках

В наличниках присутствуют также разные символы.
Символы солнца. Солнце — символ Господа нашего Иисуса Христа. Этот символ отражается в декоре наличника, особенно его верхней части. В мирском значении солнечные знаки символизируют богатство, радость и хорошую судьбу, что вполне логично — ведь без солнца не будет урожая, а без урожая не будет благосостояния. 
Символы воды (приложение 19). Как вода, так и её символы чрезвычайно мистичны и многозначны. Вода является источником и символом жизни. Воды бывают небесными (верхняя часть) и подземными (нижняя часть). Волнообразные узоры в верхней и нижней части наличника, бегущие ручейки по его боковым полочкам, капли-кружочки, чередующиеся ступеньки — это всё знаки воды во всех её значениях и символах. 
Символы земли (приложение 8). Тоже, как и вода, имеют множество значений.  Земля — одна из основных стихий мироздания; центральная часть трёхчастной вселенной.  Знаки аграрной символики, пожалуй, самые простые, одни из самых распространённых. Ромбики с точками внутри, перекрещивающиеся двойные полосы, квадратики — так рисовали наши предки вспаханное и засеянное поле. 
Женские символы (приложение 1). Женские символы в резных наличниках часто настолько утрированы, что с первого взгляда кажутся простым узором, но при внимательном рассмотрении нетрудно найти этот материнский символ.  
Символы-звёзды. Основные признаки символов звёзд — количество и конфигурация лучей. При этом важно, что все образующие её форму лучи одинаковы, что отличает этот символ от изображений солнца.
Символы животных. Конь - символ Солнца, отваги и смелости, благородства, щедрости, а также победы. 
Символы птиц. Птицы — утки, голуби, лебеди, петухи, фениксы, в общем, всё, что имеет крылья и способность к полёту.   В христианстве птицы — символ всего духовного и боговдохновенного, вознесённость духа. Различным видам птиц придаются определённые характеристики: 
 аист — символ благоразумия, бдительности, набожности и целомудрия.
бабочка — символ воскресения и вечной жизни.
ворон — символ уединения и отшельнической жизни.
 голубь — воплощение Божьего Духа, символ чистой души. Голубь также воплощает добродетели умеренности и согласия;
 гусь — символ предусмотрительности и бдительности.
 ласточка — чистая, святая птица, наделённая женской символикой и сочетающая в себе небесное и земное начала.
  петух — символ бдительности и предостережения.
Растительные символы (приложение 16).
Дерево — символ райского Древа Жизни.
Трилистник — символизирует объединение и равновесие.
Цветы — символизируют новую жизнь.

2.2.4.Цвет наличников

Помимо символики отдельных элементов, своё символическое значение имеют и цвета, в которые окрашен наличник. Сейчас цвет наличника не важен, но раньше он имел большое значение. 
 Белый — символ святости, чистоты и духовности. 
Жёлтый — символ Святого духа, божественного откровения, просветления.
 Зелёный — символ жизни, весны, цветения природы, юности. 
Коричневый — цвет голой земли, праха, всего временного и тленного. 
Красный — символизирует тепло, любовь, жизнь.
Синий — цвет небесной истины, философии, покорности и смирения. 
Чёрный — цвет зла и смерти.

 Вывод: наличник делится на три части, в которых выделяются разные виды орнамента. На наличнике присутствуют различные символы, имеющие разные смыслы. Также наличники окрашены в разные цвета, которые раньше имели большое значение и несли смысл.

Глава 3
Классификация наличников
В ходе работы нал исследованием была проведена фотофиксация наличников города Покровскна улицах Орджоникидзе, Лукина и Озерная. После этого была проведена классификация наличников, которая показала, что на оставшихся наличниках нашего города присутствуют женские и растительные символы, символы воды, земли и солнца. Благодаря классификации наличников, найден часто повторяющийся символ на наличниках города Покровск – символ воды.
Таблица №3


орнамент


символы


цвет


● геометрический
(приложение 12)
● солярный
(приложение 15)
● растительный
(приложение 16)


● вода
(приложение 19)
● женские
(приложение 1)
● земля
(приложение 8)
● солнце
(приложение 15)
● растительные
(приложение 16)


● коричневый
(приложение 11)
● серый
(приложение 1)
● зелёный
(приложение 5)
● бирюзовый
(приложение 2)
● голубой
(приложение 16)
● белый
(приложение 3)
● жёлтый
(приложение 15)
● бежевый
(приложение 9)


Заключение
Наличники со временем исчезают, что и происходит в нашем городе. Пока они совсем не исчезли, я провела классификацию наличников нашего города. Во время фотофиксации я удивилась, какими красивыми бывают наличники, но мне стало жалко, что они пропадают. После классификации я заметила, что чаще всего встречается символ воды. Предполагаю, что это связано с тем, что река Лена протекает по территории города Покровск, и это подтверждает корабельную теорию. Работая над проектом, я открыла для себя красочный мир народного искусства.

Список используемой литературы
Книги:

А.Е.Ащепков «Русское деревянное зодчество», «Государственное издательство архитектуры и градостроительства», 1950г., стр.105.

В.В.Воронова «Крестьянское искусство», М: «Государственное издательство», 1924г., стр.210

Л.И.Данилова «Окно с затейливой резьбой», «Просвещение», 1985г.,стр.210.

И.Е.Забелина «Черты самобытности в древнем зодчестве», М: «Государственное издательство», 1905г., стр.167.

П.Л.Мартынова «История и культура Симбирска», г. Ульяновск, 2013г.,стр.215.

Б.А.Рыбаков «Язычество древних славян»; Москва, издательство «Наука», 1994г., стр.610 и «Язычество древней Руси»; Москва, издательство «Наука», 1987г., стр.790.

А.И.Скворцов «Русская народная пропильная резьба», «Художник РСФСР», 1984г., стр.234.

Н.Н.Соболев «Русская народная резьба по дереву», «Academia», 1934г., стр.480.

Н.С.Степанов «Резьбы очарованье», «Лениздат», 1991г., стр.109.

А.Ю.Тихонова «Деревянное зодчество Симбирска», М: «Государственное издательство», 1098г., стр.260.

А.М.Шепелёва «Как построить сельский дом», М: «Россельхозиздат», 1980г., стр.351.

Приложение
Приложение 1 Приложение 2
 авторское фот, НОЯБРЬ 2019 авторское фото
Приложение 3 Приложение 4 
авторское фото авторское фото
Приложение 5 Приложение 6
 авторское фото авторское фото
Приложение 7 Приложение 8
 авторское фото авторское фото
Приложение 9 Приложение 10
авторское фото авторское фото
Приложение 11 Приложение 12
авторское фото авторское фото
Приложение 13 Приложение 14
авторское фото авторское фото
Приложение 15 Приложение 16
 авторское фото авторское фото
Приложение 17 Приложение 18
 авторское фото авторское фото
Приложение 19 Приложение 20
 авторское фото авторское фото
Приложение 21 Приложение 22
 авторское фото авторское фото
Приложение
Приложение 1 Приложение 2
Приложение 2 Приложение 3

Просмотров работы: 215