Введение
Наш технократический век с его огромным количеством соблазнов давно оттеснил народные игры, в настоящее время они не считаются актуальными. Сегодня стремительно меняется жизнь детей, подростков и молодежи, изменяется характер ее досуга. Из нашей жизни вытесняются традиционные детские игры, все реже играем на улице, сообща, а значит, мало общаемся. Школьники слишком увлечены виртуальной жизнью.
А между тем есть очень много игр, которые с большим удовольствием можно играть и во время перемены, так и в свободное время в кругу семьи.
Они способствуют физической закалке детей, развивают инициативу, первоначальные навыки элементов трудовой деятельности, приучают их к коллективизму и наблюдательности, стремление к учебе, т.е. вносят в нашу жизнь много нового, полезного и интересного.
Цель: Изучение и сопоставление традиционных игр русского, бурятского и армянского народов, которые учатся в нашей школе МАОУ «АОГ-И».
Задачи:
Поиск, сбор и анализ русских, бурятских, армянских игр;
Сопоставление традиционных игр русского, бурятского и армянского народов;
Изучение истории возникновения видов традиционных народных игр и их описание;
Развить интерес своих друзей и одноклассников к традиционным играм и предложить замену компьютерным играм.
Объект исследования: традиционные народные игры;
Предмет исследования: народные игры в русской, бурятской и армянской культур;
Гипотеза: если дети заинтересуются народными играми и формами детского досуга, то мы сможем открыть еще один способ разностороннего развития детей.
Методы исследования:
1. Сбор материалов,
2. Подбор и изучение материала по теме,
3. Беседа с учащимися и их родителями,
4. Сравнительно-сопоставительный анализ и описание.
5. Анкетирование (провела анкетирование на своих одноклассниках)
Практическая значимость:
Изучение и сопоставление особенностей народных игр ведет к освоению ценностей традиционной культуре и предложение своим одноклассникам и друзьям замену (альтернативу) компьютерным и телефонным играм.
ГЛАВА I. 1.1. История возникновения народных игр и их ценность.
Игра, как один из видов деятельности человека, неразрывно связана и сопровождает человечество на протяжении всего его исторического развития, начиная от древних веков и до наших дней. Аристотель, известный мыслитель античности, отмечал особую важность дошкольного возраста в развитии человека. Он отмечал, что до пяти лет особое место в воспитании ребёнка должно отводиться играм. «Игры детей должны подражать тому, чем они будут заниматься впоследствии».
А.Локшин в своей статье «Игрушки древнего мира» высказал положение о том, что игры детей античных времён так или иначе отражали сложившуюся систему общественных отношений. К примеру, в Древней Греции большая часть игр носила именно политический характер, в городе-государстве Афины существовала так называемая «игра в царя», в которой дети подражали своим отцам, а также устраивали «судебные процессы» над провинившимися детьми, что говорит о том, что в процессе игры дети воспитывали в себе будущих рабовладельцев, презирающих физический труд и повелевающих рабами1.
Изначально игра применялась не только в качестве развлечения, а как способ организации человека в семейной, хозяйственной, общественной сферах жизни. Уже тогда на основе игр развивали многие способности человека: наблюдательность, сообразительность, выносливость, ловкость, гибкость, умение общаться в различных ситуациях.
Конечно, слово «игра» в первую очередь ассоциируется с детством. Культура детской игры развивалась в неразрывной взаимосвязи с культурой взрослой, так как дети всегда принимали участие в различных событиях семьи. По мере изменения быта менялась взрослая культура, многие вещи уходили из обихода, но они оставались очень интересными и притягательными для детей. К примеру, лук и стрелы в наши дни интересны для детей, занимающихся стрельбой из лука в детских секциях, хотя человек уже давно не применяет их.
Такие педагоги, как Ушинский, Покровский, Виноградова и другие, в своих трудах призывали собирать и описывать народные игры для того, чтобы сохранить и донести до будущих поколений народный колорит обычаев, празднеств, неповторимость и оригинальность, своеобразие его языка и формы.
Исследования отечественных и зарубежных ученых, социологов, историков культуры (Гайнц Либше, Георг Клаус, К. Г. Юсупов, В. И. Истомин, В. И. Устименко, Д. Н. Узнадзе и др.) рассматривают своеобразие игры, ее роль и значение в жизни общества, в отдельной личности, в человеческой культуре.
Исследователи отмечают ценность игры, ее условность, а также указывают на ее значение в формировании социального поведения, самоутверждения человека, на возможность прогнозирования его поведения в ситуации общения. Игра – самовыражение человека, способ его совершенствования. Связи с этим игра имеет огромное значение для воспитания и развития личности.
1.2. Традиционные игры русского, бурятского и армянского народа.
Агинская окружная гимназия - интернат является многонациональной: русские, буряты, армяне. (57% бурят, 40% русских, 3% армяне). Необходимо, чтобы каждый ребенок занимался популяризацией своего культурного наследия - традиционного детского досуга.
Каждый народ имеет свою культуру (праздники, обряды, ритуалы, ремесло, народная игровая культура и т.д.). Посредством народных игр можно идентифицировать народную культуру. У каждого народа свои нормы поведения, своя кухня, инвентарь, одежда и т. д.
Армянские народные игры: Армянский народ - один из древнейших народов, имеющих многовековую историю. В культурном наследии значительное место занимает физическое воспитание (в частности, народные игры). Наиболее ранние упоминания о национальных играх датируются V в, они зафиксированы в письменных источниках Хоренаций, Арцруни, Агатанагоци.
Стоить отметить, что в Армении всегда особое внимание уделялось поиску средств и методов, направленных на воспитание детей. Во многих играх находят своё отражение работы сельских тружеников, ремесленников. Не остаются без внимания и игры, связанные с повседневным бытом, с военным делом и др.
Из вышесказанного можно логично сделать вывод, что в целом подвижные народные игры использовались для решения важных задач физического воспитания детей и молодежи. По этому критерию, игры классифицировались по направленности развития определенных физических качеств: силы, ловкости и гибкости, быстроты, выносливости, точности, и меткости.
С помощью игры в детях воспитывались такие качества как смелость, коллективизм и других ценные качества.
Также существовали игры только для мальчиков и только для девочек.
В зависимости от места существовали различные игры, например, у берегов рек, озер, морей организовывались игры с использованием воды.
При этом, игры проводились по большей части весной и осенью. Летом в связи с занятостью на выращивании и уборке урожая, в домашнем хозяйстве, дети играли мало.
Русские народные игры: Русские народные игры отличаются своей многообразностью: детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками.
Г.М. Науменко в своих трудах условно делит игры на три группы: драматические (театрализация), спортивные (соревнования), хороводные. Дополнительно о всему, Г.М. Науменко группирует игры в зависимости от количества: одиночные (игры с игрушками), групповые (в которых объектами игры являются сами участники).
А.И. Лазарев предлагает иную классификацию игр, он делит их следующим образом:
Обрядовые игры: календарные игры (колядования, масленичные), семейно–бытовые (именинные, свадебные).
Ритуальные игры. Связанны с различными церемониями (ритуал торга, ярмарка, судопроизводство, жеребьевка, "Судья и разбойник").
Гадальные игры. Испытание судьбы участников игры.
Развлекательные игры. Это наибольшая группа народных игр.
Спортивные игры. («Чехарда», догонялки, «Горелки», Третий лишний, «Городки», «Лапта», "Вышибалы")
Интеллектуальные игры. ("Шашки", "Кости", "Шахматы").
Азартные игры. Главная цель – удача, выигрыш, но существовала народная этика: за пределами семьи не разрешалось играть).
Пальчиковые для малышей – развивают мелкую моторику пальцев.
Еще в большей степени сказанное относиться к игровым видам фольклора – хороводам, дразнилкам, скороговоркам, считалкам, загадкам.
Игры полностью являются отражением исторической жизни народа. Посредством игр, можно ознакомиться с бытом наших далеких предков, воспроизвести картины праздников и будней, сельских торгов и ярмарок, судов и казней, свадеб и богослужений, скромных утех и ярких соревнований.
Бурятские национальные игры: В.М. Григорьев предлагает следующую классификацию бурятских народных игр: игры физического развития; познавательные игры; художественные игры; предметно-трудовые игры; игры социально-нравственной ориентации; массово-организационные; игры отношений; игры самоопределения и самоутверждения личности.
Согласно данной классификации можно сделать вывод о том, что характерной особенностью бурятских игр является их целенаправленность на изучение и освоение социального опыта, накопленного этносом, человечеством в целом и выражение их в особой деятельности.
В давнее время дети не имели такого разнообразия игрушек, игр, развлечений, как в наше время. Детишки особенно любили играть в «шагай наадан» – это игры бараньими косточками-лодыжек, это игра и поныне пользуется популярностью, с тех времён сохранились и передались потомкам различные вариации игр с шагай. Хотя игры не отличались разнообразностью, они хорошо развивали ловкость, быстроту, терпение – то есть качества, которые жизненно необходимы для кочевника.
Появление скотоводства, как один из шагов на пути прогресса сильно повлияло на общественную культуру бурят, в этой связи был порожден целый ряд новых обычаев, взглядов, традиций, нашедших свое выражение в новых играх и танцах.
Игры меняются в зависимости от времени года, по мере наступления лета сменяется набор и характер игр: игры становятся более активными, чем зимой. Отличительной чертой таких игр является борьба между командами, отдельными участниками, либо одного игрока с группой участников. Особой популярностью пользовались подвижные игры с бегом, прыжками, метанием, стрельбой из лука, игры с ездой (верхом, на колясках), национальная борьба и т.д. В зимнее время увеличивается применение народных умственных игр (загадки, задачи шутки, головоломки), музыкально-танцевальные, музыкально-драматические (ехор, вокальное музицирование, игры на музыкальных инструментах – на хууре, лимбе, рассказывание улигеров, сказок).
Глава II.2.1. Описание результатов исследования игр.
Характеристика игр:
Армянские |
Русские |
Бурятские |
Спортивные игры и состязания; Драматизированные; Военные игры; Бытовые игры; Коллективные игры. Преимущественно армяне развивали физические качества: силу, ловкость и гибкость, быстроту выносливость, точность и меткость, мужество. |
Обрядовые игры; Календарные игры (колядования, масленичные); Семейно-бытовые (именинные, свадебные); Ритуальные игры; Гадальные игры; Развлекательные игры; Драматические; Орнаментальные; Хороводные; Спортивные игры; Интеллектуальные игры; Азартные игры; Пальчиковые для малышей. Преимущественно русские развивали ум, характер, волю, дисциплину, товарищество, координацию, быстроту, силу, умение ориентироваться в пространстве. |
Игры физического развития; Предметно-трудовые игры; Познавательные игры; Художественные игры; Игры социально-нравственной ориентации; Массово-организационные; Игры отношений; Игры самоопределения и самоутверждения личности. Преимущественно буряты развивали ум, меткость, ловкость, хитрость, выносливость, сообразительность, мышление, сотрудничество, товарищество. Физические качества у мальчиков, а у девочек хозяйственно-бытовой характер. |
Анкетирование одноклассников
Для того, чтобы выяснить знают ли мои сверстники народные игры и в какие игры предпочитают играть, мною была составлена анкета для одноклассников. Туда были включены следующие вопросы:
В какие игры ты предпочитаешь играть?
Какие народные игры ты знаешь?
В анкетировании приняли участие все девятиклассники - 107 учащихся.
При заполнении анкеты, одноклассники на первый вопрос отвечали очень активно. Написаливосновномкомпьютерныеигры: Minecraft, World of tanks, Soul knight, Special forces groupz, Paper.io2 ит.д.
А вот второй вопрос был затруднителен. Ответы были очень скудными.
Обработав полученные данные анкет, я получила такие результаты:
Результат опроса показал, что одноклассники предпочитают компьютерные игры, а не игры с друзьями на улице, поэтому знают мало народных игр.
Одноклассникам было предложено поиграть ряд бурятских народных игр, таких как «Шагай наадан» (бросание лодыжек бараньих костей), Шагай шүүрэлгэ (подкидывание костей), Мори урилдаан (конные скачки костями), Табаршаалга (пять игр в одной игре), Дүрбэн бэрхэ (четыре разных) (см. приложение1).
В школе обучаются дети армянской национальности. Одноклассники познакомились с различными подвижными народными играми Армении, такие как «Выбей из круга», «Перетягивание палки». Игры вызвали восторг, восхищение у сверстников и с большим желанием, интересом изучили правила игры, дружно поиграли после уроков на школьном дворе (см. приложение 2).
В свободное от занятий время поиграли в русские игры, такие как «Лапта», «Гуси-лебеди», «Прятки», «Кошки, мышки», «Ручеёк» (см. приложение 3).
Нам очень понравились некоторые игры. Узнав о них, я предложила своим сверстникам и друзьям поиграть по одной игре из бурятского, русского и армянского народов. И я могу с уверенностью сказать, что всем очень понравилось, было очень весело, и даже мои сверстники начали сами предлагать играть в эти игры. В эти моменты никто из них не вспоминал о телефоне.
Сопоставительный анализ традиционных игр русского, бурятского и армянского народов.
Сопоставительный анализ традиционных игр русского, бурятского и армянского народов показал, что специфика игр зависит от места жительства народа и его ремесла.
Армяне |
Русские |
Буряты |
|
Предметы игр |
Камни, палки, нитки, ткани |
Солома, глина, ткань, дерево, яйцо |
Кости, кожа, шерсть, рога животных |
Местность |
Каменистые горы, реки, озера |
Поля, степи, леса |
Горы, степи |
Ремесло |
Земледелие и скотоводство |
Земледелие |
Скотоводство |
По этой таблице видно, что игры напрямую связаны с ремеслом народа и местом его жительства. Например, армяне живут горных местностях и атрибуты игр в основном камни, палки и вода. У русских, которые в основном занимались земледелием, игрушки сделаны из соломы, ткани, глины и т.д. Играли яйцами, палками, куклами из соломы и т.д. У скотоводов-бурят игрушки сделаны из костей животных, их шкур, кож и т.д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Народные игры у русских, бурят и армян носят самобытный характер. Одни игры, обогатившись содержанием, имеют широкое распространение в наше время, а другие, имевшие в прошлом ритуальный или иной характер, в связи с ростом общественного самосознания сами по себе утратили свое значение и перестали пользоваться популярностью среди населения.
В настоящее время, у всех слоев населения нашей страны пробудился интерес к вопросам исторических корней и путей развития наций, возросла тяга к познанию утраченных за последнее десятилетие ценностей своей этнической культуры, традиций и обычаев.
Игра в связи с развитием общества меняет свое содержание и форму. Она, являясь составной частью народной культуры, питает ум и душу человека. Трудно представить себе людей на земле, не имеющих своих игр. Не будь самобытных игр у различных народов, не зародилась и не развилась бы человеческая цивилизация. Отсюда ясно, что все народы планеты, к своим играм относятся бережно. Трудно переоценить воспитательное значение народных игр. Не будет преувеличением сказать, что некоторые виды игр, являющихся сильным средством в формировании духовных и физических качеств человека.
Этой исследовательской работой мы доказываем, что есть ряд игр, которые с большим удовольствием и с пользой можно использовать как во время перемены между уроками, так и в свободное время в кругу семьи. Нам, школьникам, на смену компьютерным и телефонным играм можно предложить альтернативу, например, традиционные народные игры. Мои одноклассникам некоторые игры очень понравились.
Нужно нам понимать, что народные игры способствуют физической закалке, развивают у нас инициативу, первоначальные навыки элементов трудовой деятельности, приучают к коллективизму, сотрудничеству и наблюдательности, стремлению к учебе. Представляют собой богатый источник, из которого можно организовать и создать превосходное развлекательное и развивающее средство.
Список литературы
А.Локшин. Игрушки древнего мира // Дошкольное воспитание. 1976. № 3.
Былеева Л.В., Коротков И.М, Яковлев В.Г. «Подвижные игры» 1992
Вагнера Г., Фрейера К. "Детские игры и развлечения", 1902г.
Васильков Г.А, Васильков В.Г. «От игры к спорту» 1990
Виноградов Г. К Изучение народных детских игр у бурят. Иркутск, 1922. -11с.
Всеволодский-Гернгроссе В.Н. Игры народов СССР. -М.-Л., 1933. С.
Галданова Г.Р. Почитание животных у бурят //Буддизм и традиционные верования народов Центральной Азии. М., 1981. - С. 56-69.
Кенеман А.В., Осокина Т.И. Детские народные подвижные игры /Сост. . Обрядовая практика и фольклор тувинского шаманства. -Новосибирск, 1987. - 162 с.
Лазарев А.И. Что есть игра? // Игры. Энциклопедический сборник. /Сост. В.А.Черноземцев. Улан-Удэ, 1995. - С. 7-19.
Литвинова М. «Русские народные подвижные игры», Просвещение, 1986.
Некрылова А.Ф., Соколова Л.В. Воспитание ребёнка в русских традициях/А.Ф. Некрылова,
Тугутов И.Е. Бурятские народные игры. Второе сокращенное издание. Улан-Удэ, 1994-50 с.
Тугутов И.Е. Материальная культура бурят. Улан-Удэ, 1958. - 214 с.
БУРЯТСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ
Шагай наадан
Бросание лодыжек (бараньих костей) имеет много разновидностей:
Шагай няhалалга (щелкать одинаковые кости)
Шагай шүүрэлгэ (подкидывание костей)
Мори урилдаан (конные скачки костями)
Табаршаалга (пять игр в одной игре)
Дүрбэн бэрхэ (четыре разных)
Правила игры: Следует точно соблюдать приёмы и правила игры.
Шапка (Малгай нюуха)
В этой игре водящий должен незаметно для остальных подложить шапку за спиной. Ребенок, за спиной которого упала шапка, должен незаметно среагировать: подняться, схватить шапку, побежать за водящим, настичь его и задеть шапкой, пока он не сел, на его опустевшее место. Иначе он станет «огоньком» - сядет в середину круга и в наказание будет исполнять пожелания детей – петь, рассказывать, плясать или исполнять номера – «кукарекать», прыгать на одной ноге и т.д.
рисунок 1
Приложение 2.
АРМЯНСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ
Выбей из круга
Чертят круг диаметром 30 см. На расстоянии 3 - 4 м от него проводят линию. Играют пять-шесть детей. У каждого игрока имеется плоский камень диаметром 5 см и двадцать маленьких камешков (или косточек). Каждый игрок кладет в круг определенное количество камешков (от двух до пяти - по договору играющих). Тот, кого выбрали, бросает свой плоский камень в круг, стараясь попасть в кучу маленьких камешков. В случае промаха камень остается лежать на месте. Если никто не попадет в круг, то игрок, чей камень ближе, начинает разбивать кучу. За ним бросает следующий, у кого лежит камень ближе к кругу.
Бросают камни до тех пор, пока не выбьют все камешки. Победителем считается игрок, у которого наибольшее количество камешков.
Правила игры. Бросать камень надо только от линии или от того места, куда он упал. Если у двоих игроков камень упадет на одинаковом расстоянии от круга, игру начинают заново.
Перетягивание палки
Участвует неограниченное количество игроков. Один из них выбирается дедом, остальные рассчитываются по номерам для соблюдения очередности в игре. По сигналу деда два игрока садятся на пол друг против друга, упираясь ступнями, и берут в руки палку, причем держит ее каждый за середину и за края. По второму сигналу игроки начинают тянуть друг друга с целью поднять на ноги.
Правила игры. Кому удается поднять противника на ноги, тот выигрывает и продолжает игру с одним из следующих игроков. Играть можно и с веревкой, ремешком или просто держась за руки.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ
Кошки и мышки
Лучшим местом для этой игры служит просторная площадь вблизи школы, на открытом воздухе.
Участники этой игры, в количестве до 25 и больше, без различия пола, выдвигают одного из сверстников в роли мышки и других двух в роли кошек.
Остальные дети берут друг друга за руки и образуют незамкнутый круг, в одном месте которого два по соседству находящихся участника опускают по одной из своих рук, образуя таким образом род открытых "ворот", при чем кошкам разрешается проникновение в круг исключительно через эти "ворота", мышке же, кроме того, еще через все прочие промежутки, образуемые между детьми.
Игра эта основана на том, что кошки стремятся во что бы то ни стало поймать мышку; игре дети могут порезвиться и побегать на открытом воздухе, что для развития и укрепления их физических сил имеет громадное значение.
Лапта
Для игры нужны небольшой резиновый мяч и лапта - круглая палка (длиной 60 см, ручка толщиной 3 см, ширина основания 5 - 10 см). На площадке проводят две линии на расстоянии 20 м. Участники игры делятся на две равные команды. Во время игры надо попасть мячом в бегущего. Если игроки попадают в водящего, то они переходят в город. Игра продолжается. Каждый игрок пробует себя в роли метальщика.
Бывают случаи, когда не успевают перебежать за линию кона. Он ждет, когда мяч забьет следующий игрок, - тогда за линию кона бегут два игрока. Если он промахнется, то игроки города уступают свое место водящим. Правила игры. Подавальщики не должны переступать черту города. Тому, кто не может забить мяч лаптой, разрешается его бросать в поле рукой. Команда города переходит в поле, если все игроки пробили мяч, но никто не перебежал за линию кона.
1 А.Локшин. Игрушки древнего мира // Дошкольное воспитание. – 1976. - № 3.