ВВЕДЕНИЕ
«…Так не должно быть на свете,
Чтоб были потеряны дети».
Д. Непомнящий
Родина…
Это слово каждый понимает по-своему, но для каждого оно связано с местом, где он родился, с родным домом, с семьёй, с близкими и родными людьми. И когда человек лишается чего-то сокровенного, то ему становится очень плохо и трудно одному. Семья: мама, папа, бабушка, дедушка – без этого я не представляю свою жизнь. Когда мы теряем кого-либо из родных – это настоящее горе. Но когда человек остаётся абсолютно один, ему кажется, что весь мир рушится. Не каждый взрослый человек может справиться с бедой. А если это маленький, совсем беззащитный человек? На помощь приходит «детский дом». Действительно он необходим тем, кто волею судьбы остался один. Но очень сложно понять, когда у воспитанников детских домов, есть родители, другие родственники. Ни один, даже самый лучший детский дом, не сможет заменить семью. Но иногда это связано с историей страны.
Мы живём в мире информационных технологий, стремительного развития технического прогресса, огромных возможностей и достатка, и в мире большого человеческого милосердия. Я считаю, что в наше время должно быть как можно меньше детских домов, только для крайней необходимости. Считаю, что данная тема на данном этапе, актуальна. Я решила более глубоко изучить историю детского дома, понять насколько он был необходим в то время и важен. Актуальность данной темы заключается и в том, чтобы в современном мире как можно меньше было детей-сирот.
Цельисследовательской работы: изучить историю детского дома в д.Илишево;
Для достижения данной цели, необходимо реализовать следующие задачи:
- выяснить у очевидцев, бывших учителей и учеников, что они знают о детском доме;
- изучить архивный материал, в котором упоминаются сведения об Илишевском детском доме;
- изучить литературу, газетный материал, сведения в Интернете по данному вопросу.
Для этого мы посетили архив Илишевского района; изучили статьи, очерки и другую публикацию о детском доме нашего села; встречалась с очевидцами событий: Финой Салиховной Шариповой, Хурмой Галиуллиной.
Литература, которой я пользовалась, в достаточном объёме помогла представить мне жизнь детей, почувствовать эпоху того времени, представить жизнь маленьких детей.
Для решения поставленных задач использовала следующие методы исследования:
- беседа;
-.фоторепортаж, подбор фотоматериалов;
- опрос, анкетирование;
- работа с материалами районного и школьного архивов, периодической печатью;
- работа с личными архивами Шарипова С..;
- анализ собранного материала;
- создание презентации
Практическая значимость работы заключается в возможности ее использования во внеклассных мероприятиях и при проведении экскурсии различной направленности в школьном музее.
Из истории детских домов России. Статистика.
История детских домов уходит далеко в прошлое. Детский дом – место проживания детей-сирот, или детей, оставшихся без попечения родителей.
Появление детских домов связано в России с возникновением беспризорничества. Первый пик этого явления приходится на период конца 1910-х, начала 1920-х годов (в ходе Первой мировой войны и последовавшего Октябрьского переворота, гражданской войны, неурожаев, голода и болезней) Россия столкнулась с проблемой огромного количества беспризорных детей на улицах городов. Было несколько неудачных попыток создания детских колоний. Более известным, начиная с 30-х годов последователем и более умелым продолжателем этого направления стал А. С. Макаренко. Именно он собрал и дополнил разрозненные и не слишком устойчиво работавшие до того отдельные приёмы в целостную систему, сумел её описать и обнародовать с помощью последнего в виде художественных произведений
Второй пик беспризорничества в СССР наблюдался после Великой Отечественной войны. Он отражён в автобиографическом фильме Николая Губенко «Подранки». Это было суровое и трудное время. Люди были разобщены этой страшной войной, раздавлены, измучены. Но всё равно находили в себе силы искать своих потерявшихся родственников, искали годами, не теряя надежды. Так Агния Барто, потеряв в конце войны своего сына, очень много сделала доброго для чужих детей. Агния Львовна стала вести на радио передачу «Найти человека», где потерянные во время войны дети рассказывали о себе, о том, что они помнят. Шла передача в течение 9 лет и соединила за это время 1000 семей.
Третий пик беспризорничества наблюдается в России после 1991 г по сегодняшний день.
В 1990 году в России насчитывалось 564 детских дома, в 2004 их количество увеличилось почти втрое и составило 1,4 тысячи. В начале 2010 г. в России насчитывалось 928 тысяч детей-сирот; По статистике только 10 % выпускников российских государственных детских домов и интернатов адаптируются к жизни, 40 % совершают преступления, ещё 40 % выпускников становятся алкоголиками и наркоманами, 10 % кончают жизнь самоубийством.
Для сравнения напомним, что среди почти 3000 воспитанников коллективов под руководством А. С. Макаренко не известно ни одного рецидива, причём многие исследователи судьбы этих выпускников отмечают, что «они были счастливыми людьми».
Ежегодно из детских домов России выпускается 26 тысяч воспитанников.
Сейчас, в 21-м веке, в «светлом будущем», сирот больше, чем сразу после войны.
Сейчас в России две тысячи детских домов и 67000 их воспитанников. Еще 27 тысяч детей учится в 150-ти школах-интернатах.
Я никогда не задумывалась о том, что такое детский дом, как устроена в нём жизнь, пока в нашей школе не произошёл случай. Изучая историю села в интернете, натолкнулась на письмо-обращение. Вот оно: «Здравствуйте, я пытаюсь установить историю детского дома, в котором росла моя бабушка. Детский дом был организован в селе Илишево в доме какого - то купца, мецената (может купцы Груздевы?).
Здание детского дома находилось за самой деревней. По рассказам бабушки - когда они бежали на речку - сначала перебегали овраг, затем пересекали саму деревню, затем уже речка была. Первый этаж здания - из кирпича, второй деревянный. Постройка дореволюционная. Интересует существование этого здания/руинов/остатков/фотографий с ним. Ну или хотя бы упоминания...» Вот так началось мое исследование.
И я отправилась к месту нахождения этого детского дома. К сожалению, это огромное здание было разрушено по каким-то причинам, и мне удалось только найти оставшиеся камни.(Приложение 1. )И что радует, у этого здания было и есть озеро, которое в народе так и прозвали «Детдом куле».
( Приложение 2) .
Да, стоял здесь «Большой дом»( так называли их дети), который стал родным для многих детей, оставшихся сиротами. Вот так вспоминает о нем бывший воспитанник, Заслуженный учитель РФ, Республики Башкортостан Хабибулла Хамидуллин : «Мы въехали во двор детского дома через большие ворота. Из комнат вышли нас встретить дети всех возрастов. Они нас окружили. Вскоре появилась старшая воспитательница Галиуллина Хурма апа. Она встретила нас так мило, будто пришли к ним гости. Затем нас распредилили в разные группы и увели в разные комнаты. Комнаты просторные, светлые, стены белые, потолки фигурно выполнены. Этот дом очень походил на сказочный ханский дворец.»
Из истории детского дома № 2 деревни Илишево.
На основании постановления райкома КПСС Илишевского района Башкирской. АССР от 1 июля 1944 года в деревне Илишево открывается детский дом №2 в усадьбе купца-хлебопашца Груздева (Приложение 3). Детскому дому принадлежало ещё несколько деревянных домов. Первым директором была Бакирова. Х.Хамидуллин вспоминает: «Бакирова апа была красивая, но строгая, требовательная. Всегда носила военную форму, в руках была плетка.»С 1945 года и до закрытия директором был учитель-фронтовик Шарипов Салих, который со своей семьёй проживал на улице Октябрьской. Из воспоминаний дочери Фины Салиховны (Шариповой): « Мой отец, в прошлом военный, был назначен директором Илишевского детского дома в начале 40-х годов. Учились мы все вместе с детдомовцами. Было трудное, но удивительное время. По примеру отца, я поступила в педагогический институт, после окончания, которого работала учителем математики».
Ребята в основном были из разных районов Башкортостана, но были и местные ребята. Учились воспитанники детского дома в Илишевской семилетней школе. (Приложение 4).Хамидуллин Х. вспоминает 1 сентября 1944 года « Колонной с красным знаменем в руках , под барабанную дробь спустились в Илишевскую школу, где встретил нас директор школы Сайфетдинов Касим агай. После митинга, усадив нас на траву, угостил чаем и хлебом с медом.»
Но это не мешало их дружбе с местными ребятами. По сравнению с деревенскими детьми, детдомовцев одевали и кормили лучше. При детском доме было своё приусадебное хозяйство. Дети получали молоко, сахар, хлеб, овощи, которые выращивали сами. Для детского дома специально была открыта пекарня. Эта старая пекарня располагалась в маленькой избе, где была небольшая печь. Некоторые детдомовцы делились хлебом со своими сельскими друзьями. Воспитанник Фаиз Хужин вспоминает, что «у детского дома было 35 гектаров земли, 5 коней, 3 быка, несколько коров» (Приложение 5)
Из приказа директора детского дома: « В честь 27-ой годовщины Великой Октябрьской революции считаю нужным отметить некоторых лучших ребят в учёбе, премиями:
Литвинцева Люда – платье; Литвинов Вася – костюм;
Ильина Клава – платье; Перевозчиков Степан – костюм;
Воробьёва Лида – платье; Журавлёва Рая – платье;
В целях укрепления физического здоровья детей в детском доме с 13 мая 1945 года была введена утренняя зарядка, и обязательной стала вечерняя линейка.
В детском доме часто проводились субботники: распилка и расколка дров, уборка территории, уборка скотного двора, сбивание оледенения крыш. В детском доме было установлено дежурство. Много обязанностей входило в обязанности дежурных: помощь в столовой, уборка комнат, даже воду ребята брали и приносили из речки.
В помещении находилось несколько комнат - это и пищеблок, рабочая комната ( подобие нынешних мастерских), уборная, комната для старших девочек и комната младших девочек, аналогично такие же комнаты для мальчиков. У ребят были старые парты и учебники , писали они перьями, кто-то карандашами, тетрадей было немного. Но ребята очень бережно относились к школьным принадлежностям.
Дети все учились по-разному. Среди воспитанников детского дома были и нарушители дисциплины, наблюдались также случаи хищения. Все эти случаи не оставались без внимания, особые случаи разбирались на педагогических советах.
Ребята занимались спортом, участвовали в художественной самодеятельности детского дома. С постановками спектаклей ходили в соседние деревни и выступали в клубах. Часто вместе с детьми ходил и сам директор детского дома Салих Шарипов.
Техперсонал: нянечки, уборщицы, завхоз, скотники в детском доме часто менялся, работы было много, платили совсем небольшую заработную плату, условия работы были сложные.
Многие воспитанники детского дома стали студентами лучших ВУЗов страны. Некоторые приезжали в д.Илишево, встречались со своими учителями и воспитателями. Марат Муллакаев, писатель, автор многих стихов и рассказов, бывший воспитанник детского дома. Заслуженный учитель РБ Латыпов Хадимулла, Хамидуллин Хабибулла, ветеран войны и труда Фаиз Хужин и многие другие. В 1996 году состоялась последняя встреча воспитанников детского дома, когда были живы еще многие учителя и воспитатели. Осталась только фотография на память. (Приложение 6).Они посетили место, где был расположен Большой дом. Их встретила пустырь и некоторые оставшиеся камни. Ф.Хужин пишет: «Очень скучаю, поэтому часто приезжаю в Илишево. Нашел 4 кирпичика Большого дома, привез в Уфу и заложил в фундамент дачного домика. Теперь частичка «большого дома» живет со мной.»
Из воспоминаний бывшего учителя Илишевской средней школы Гарифьянова В.М. «В военные годы мне довелось учиться вместе с воспитанниками детского дома. Среди них были и очень грамотные ребята. Мы с ними дружили».
На некоторое время детский дом стал родным и для нашего земляка, уроженца деревни, Радика Иргалина. Время было суровое и трудное. После войны страна вставала из руин. Многие женщины работали на торфянниках. В их числе была и мама маленького Радика . Отец семейства рано умирает, в
семье остается 6 детей, поэтому непродолжительное время он жил в детском доме.
К июню 1968 года был заметно сокращён контингент воспитанников. Это ввиду того, что определённое количество детей, достигнув возраста, уже выпустились из стен детского дома, у кого-то нашлись родственники.
Агния Львовна Барто (приложение 7), известная детская поэтесса, тоже очень много сделала для чужих детей. Она вела на радио передачу «Найти человека», где потерянные во время войны дети рассказывали о себе, о том, что они помнят. Передача шла в течение 9 лет и соединила за это время 1000 семей!
В 1968 году на основании решения исполкома №2 от 06.06.68. было принято решение о закрытии детского дома № 2.
Заключение.
Завершена работа по истории детского дома № 2 д.Илишево, которая помогла мне встретиться и с интересными людьми, научиться работать с архивными материалами, заставила задуматься о многом. Многие, у кого я интересовалась, даже не знали, что у нас был в селе детский дом. Тогда была война, и, наверное, детский дом был необходим. Иначе сколько детей могли остаться на улице, замёрзнуть, просто погибнуть. Многие воспитанники бывшего детского дома № 2 с теплотой вспоминают то время, именно он им помог выжить, обрести друзей, дал образование и путёвку в жизнь, закалил их, многим дал путёвку в жизнь. Но сейчас, когда в стране мир, достаток, я считаю, нет места детским домам. Ни один, даже самый богатый, самый красивый детский дом, не заменит тепло родных людей, их заботу, любовь.
Политика государства в данное время тоже считает, что в мире информационного и технического прогресса, в мире большого милосердия, доброты, сострадания, необходимо чтобы, как можно меньше было детей, оставшихся без попечения родителей.
В канун рождества я слушала выступление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В своём традиционном телеобращении к россиянам призвал усыновлять детей и заявил, что в стране не должно остаться сирот.
Я полностью согласна с ним: «Так не должно быть на свете, чтоб были потеряны дети»!
Использованная литература
Газета «Кызыл тан». № 30, 22 марта 1997 года.
Газета «Омет № 138, 27 ноябрь 2008 года.
Фонды районного архива:
Фонд 276, оп. 1а, д.9, л.82.
Фонд 276, оп. 1, д.32, л.15.
Фонд 276, оп. 1, д.75, л.72.
4. Школьный архив.
5. Личный архив Шариповых;
Приложение № 1
Приложение 2.
Приложение 3.
Из архива.
Коллектив детского дома № 2.
Воспитанники.
В кабинете директора.
На митинге.
Приложение 4.
Приложение 5.
Приложение 6
Приложение 7.