Община храма святого праведного Алексия Московского в деревне Стреглово

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Община храма святого праведного Алексия Московского в деревне Стреглово

Мещанинова В.В. 1
1МОУ - СОШ ПОС. ЧАЙКОВСКОГО
Чайникова О.В. 1
1МОУ - СОШ ПОС. ЧАЙКОВСКОГО
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

I. Введение

Общество выздоравливает, если обострённо чувствует духовный недуг. В этот момент очень важно не терять связь со своими корнями. Это касается не только истории как таковой, но и всего культурного наследия. Мировоззрение русского человека, как живая составляющая всей нашей культуры и всего исторического процесса, много веков было укоренено в вере, связано с православной традицией. Собственно название Златоглавая Русь, Святая Русь получила потому, что царили в ней идеалы святости. Обращение к христианским ценностям – а храм на Руси всегда был и остаётся символом святости, местом соборного действа – это путь восхождения к духовным традициям русского народа. Поэтому тему своего исследования считаю своевременной и значимой.

Цель исследования – проанализировать, почему у селян возникла потребность в храме.

Задачи: воссоздание истории приходской жизни;

выявление отношения местных жителей к постройке храма;

выяснение биографии личности праведного Алексия Московского;

обобщение собранного материала.

Методы исследования: анализ исторических, литературно-публицистических источников, биографических свидетельств;

беседы со служителями культа, прихожанами;

изучение старых фотодокументов и создание новых.

В современном мире особое значение приобретает духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, развитие у детей таких качеств, как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству. Нравственное развитие в человеке связано с его духовным развитием. Воспитанный человек и человек читающий духовную литературу никогда не сойдет с правильного пути. Нравственные качества личности формируются у детей на основе любви к ближнему – маме, семье, понятий о добре и зле, чувстве долга на примере героев книг. Именно православная вера созидала русские народные традиции, народное искусство, укрепление святого долга к родной земле. Изучая историю и культурное наследие нашего края, мы знакомимся с местными писателями и поэтами. Формирование гражданского чувства личности начинается с малого: бережного отношения к селу, городу, поселку, где живешь; уважение к семье и происходящему вокруг.

Русь не сразу стала православной, это происходило постепенно – не так-то просто понять суть христианства и принять новую систему ценностей. Но это произошло. С Крещением люди приняли Христа и его подвиг. Это событие определило весь дальнейший ход истории нашей страны. Кроме того, со временем изменилось сознание человека, представление о себе и своем месте в мире. Своими корнями древнерусское искусство уходит в те далекие времена, когда русский народ еще не знал христианства. Стремление народа к красоте проявилось очень рано, о чем свидетельствуют и его древнейшие изделия, и все наше замечательное народное творчество, на протяжении веков обновлявшее и развивавшее старинные сюжетные и декоративные мотивы. Как и тогдашняя культура всех европейских стран, художественная культура Древней Руси основывалась в своем развитии на христианском вероучении. Самобытность древнерусского искусства ярко отражает те идеалы, что воодушевляли русский народ на его историческом пути. Русь приняла христианство от Византии — второго Рима. Отношение к добру и злу, к нравственным ценностям – есть главное отличие культур и цивилизаций, возрастающих на почве религиозной. Поэтому и религия – есть главное начало, по которому можно отличить одну культуру от другой.

В деревнях Стреглово и Горки никогда не было храма, несмотря на многочисленное население. Жители были прихожанами Успенской церкви в усадьбе Демьяново. Новый храм — мечта местных жителей. Его строительство началось 5 лет назад и осуществляется исключительно на средства прихожан — жителей трех деревень — Стреглово, Горки и Сохино.

История возникновения храма в д. Стреглово начинается с того момента, когда ее жители, совместно с настоятелем Успенской церкви с. Демьяново священником Олегом Денисюком, решили поставить поклонный крест. Произошло это 19 декабря 2000 года, в день памяти святого Николая Чудотворца. Был отслужен молебен и совершен крестный ход. Впоследствии крестные ходы стали в деревне традицией. Вскоре из местных жителей образовалась община, а в приспособленном помещении, принадлежащем частному лицу, был устроен храм, освященный в честь святого праведного Алексия Московского (Мечёва). [2]

II. Основная часть

1. История усадьбы Демьяново

Усадьба Демьяново одно из старейших и красивейших мест Клинского края. В одном из сохранившихся архивных документов под 1709 годом записано: « Вотчина стольника Андрея Михайлова сына Колычева село Демьяново на реке на Сестре. В том селе церковь во имя Пресвятые Богородицы Успения древянная на вотченниковой земле. У той церкви поп… …В том же селе двор вотчинников а в нем дворовых людей… 14 человек ».

После А. М. Колычева вотчиной владел генерал-майор Григорий Яковлевич Наумов, который на свои средства в 1746 г . выстроил новую каменную церковь на месте сгоревшей во время пожара в 1742 г . деревянной. Создание существующего усадебного ансамбля относится к 1770-м гг. и связано с деятельностью И.Г.Наумова – сына генерал-майора. И. Г. Наумов – камер-юнкер «Ея Императорского Величества», избирался уездным предводителем дворянства, был женат на княжне Варваре Алексеевне Голицыной. Их дочь – Мария Ивановна – вышла замуж за Александра Яковлевича Римского-Корсакова и после кончины отца унаследовала Демьяново.

В 1807 г . Демьяново покупает Агафоклия Александровна Полтарацкая для своей дочери, которая выходила замуж за Надворного Советника Дмитрия Борисовича Мертваго. Имение Демьяново было очень богато строевым лесом. Лес тянулся от Клина и доходил до с. Кленково. В Демьяново была также фабрика миткаля, кисеи и холстины. В роду Мертваго Демьяново находилось до 1883 г ., когда усадьбу, пришедшую в упадок, приобрел Владимир Иванович Танеев – известный юрист, социолог, философ. В 1900 г . он оставил адвокатуру и окончательно поселился в Демьянове, куда перевез свою уникальную библиотеку, составлявшую около 20 тысяч томов.

С Демьяновым связаны имена многих выдающихся представителей русской культуры. Летом 1811 года по пути в Петербург в усадьбе у Д. Б. Мертваго останавливались Василий Львович Пушкин со своим племянником Александром Пушкиным, которого он сопровождал для поступления в Царскосельский лицей. В 1813 г. по пути в Петербург усадьбу посетил великий русский поэт Гаврила Романович Державин. Бывал в усадьбе и друг А. С. Пушкина – П. А. Вяземский. В 1830-е годы в Демьяново неоднократно приезжал известный русский писатель М. Н. Загоскин. У В.И. Танеева часто гостил брат – композитор Сергей Иванович Танеев – любимый ученик П.И. Чайковского. К ним в усадьбу неоднократно приезжали: Петр Ильич Чайковский, живший в нескольких верстах в селе Фроловском; композитор А. Н. Скрябин; художник А. М. Васнецов, создавший в Демьянове и его живописных окрестностях множество этюдов и пейзажей. На дачах, в приспособленных для этого усадебных корпусах, у Танеева подолгу, иногда десятилетия жили: ученый-естествоиспытатель К. А. Тимирязев, имевший там свою лабораторию; семья Гнесиных, профессура московского и петербургского университетов. Родным местом называет Демьяново поэт “Серебряного века” Андрей Белый (Б.Н.Бугаев).

Усадебный комплекс Демьяново сформировался в конце семидесятых годов XVIII века. На его основной композиционной оси, ориентированной с северо-востока на юго-запад, расположился Главный дом – кирпичный, двухэтажный, выстроенный в 1770-е годы в стиле раннего классицизма. К востоку от него разместились каменные строения (того же периода) просторного хозяйственного двора. Перед домом с северной и южной сторон был разбит огромный парк и устроены каскадные пруды. Усадебный парк делился на две части — регулярный парк с большим цветочным партером и сеткой липовых аллей перед домом и пейзажный из смешанных пород с каскадом прудов и главной еловой аллеей, направленной от дома к Царскому пруду. Здесь, на искусственном холме, возвышалась гранитная колонна со статуей Минервы работы скульптора Ж.Д. Рашетта. Она была поставлена в память посещения усадьбы в 1785 году Екатериной II со своим старшим внуком, будущим императором Александром I, и до нашего времени не сохранилась. К регулярному парку некогда примыкала березовая роща с небольшим копаным прудом и садовым павильоном XVIII в., который впоследствии стал дачей Тимирязева.

Успенская церковь, расположенная в южной части владения, вошла в сложившийся архитектурный ансамбль как одна из наиболее значимых его частей. При возведении новой каменной Успенской церкви в 1746 году на месте сгоревшей деревянной были использованы традиционные приемы для культовой архитектуры первой половины XVIII в. – продольно-осевая трехчастная композиция (храм – трапезная – колокольня) и ярусность основного объема. Колокольня была поставлена отдельно, недалеко от церкви и на одной с ней оси. В отличие от церковного здания, точных документальных сведений о времени построения колокольни нет. Но ее композиция и декоративное решение фасадов говорят за то, что она могла быть выстроена в те же годы, что и церковь или несколько позже. Престолов в Успенской церкви три: главный – во имя Успения Божией Матери, в приделах – на правой стороне – во имя свт. Димитрия Ростовского, на левой – во имя свт. Николая Чудотворца.[3]

2. Святой праведный Алексий, пресвитер Московский

Имя святого праведного Алексия за последнее десятилетие - с момента прославления его на Юбилейном Архиерейском соборе 2000 года в лике святых - стало особенно широко известным православной России. Но почитание его как утешителя, молитвенника, помощника в скорбях и бедах не прекращалось никогда. При жизни своей (1859-1923) батюшка о. Алексий был явлен миру как добрый пастырь. К нему, настоятелю храма Святителя Николая в Кленниках, старцу в миру, приходили за молитвенной помощью и за житейским советом обремененные горем и заботами люди. Он принимал всех, перегружая на свои плечи тяжесть скорбей и бед ближнего, исполняя всей жизнью своей заповеди Христовы. Никто не уходил от него неутешенным. Приходивших он оделял радостью и веселием духовным, надеждой на милость Божию к каждому грешному человеку.
«Я помолюсь», - был его ответ на всякую просьбу и горе. Он знал силу и всемогущество молитвы, всегдашнюю ее помощь и близость Господа к нам.
«Бог дал мне крепкую детскую веру», - говорил он.
Однажды о. Алексий спросил: «Думали ли вы, отчего все святые апостолы, все до единого приняли мученический венец, погибли на крестах, были усечены мечом, а апостол Иоанн Богослов дожил до глубокой старости и мирно скончался?» На отрицательный ответ о. Алексий сказал: «Оттого, что у апостола Иоанна была такая безпримерная, великая, неодолимая христианская любовь, что ее силе и мучители покорялись, и гонителей обезоруживала она, их злобу она загасила и превратила в любовь». У о. Алексия была именно такая любовь к ближним, и все его наставления, проповеди и слова - о любви. Он был богат этой милующей любовью, и каждому приходящему казалось, что именно его о. Алексий любит больше всех.
[1]

Глубокая вера и непрестанная молитва соделали батюшку о. Алексия истинным столпом Православия, оплотом для тысяч просящих его помощи людей. Огромный духовный опыт и благодатные дары, которые он приобрел своей подвижнической жизнью, помогали ему обращать приходящих на путь спасения. После кончины о. Алексия поток просящих его молитвенного предстательства не иссяк, но переместился к его могилке - сначала на Лазарево, а после упразднения этого кладбища - на кладбище «Введенские горы» тянулись скорбящие, обремененные жизненной ношей люди. Оставляли, как и прежде, у батюшки о. Алексия все свои тяготы и беды.
Теперь, после прославления и перенесения его святых мощей, святой праведный Алексий, пресвитер Московский, снова ждет нас в своем храме. Не оскудела вера в помощь старца, и не оскудела его любовь к нам, грешным, скорбным, плачущим о своих бедах.

О. Алексий имел благодатный дар прозорливости. Приходящие к нему могли видеть, что ему известна вся их жизнь, как ее внешние события, так и их душевные устремления, мысли. Раскрывал он себя людям в разной степени. По своему глубокому смирению всегда стремился не показывать полноты этого дара. О каких-либо подробностях, деталях еще неизвестной собеседнику ситуации он обычно говорил не напрямик, а рассказывая об якобы имевшем недавно место аналогичном случае. Указание как поступить в конкретном деле Батюшка высказывал только раз, Если пришедший возражал, настаивал на своем, то о. Алексий устранялся от дальнейшего разговора, не объяснял к чему приведет неразумное желание, даже не повторял первоначально сказанного. Мог иногда дать и требуемое от него благословение. Тем, кто пришел с покаянным чувством и преисполненным доверия, он помогал, предстательствуя за них перед Господом и принося избавление от трудностей и бед.

О. Алексий получил известность как добрый батюшка, к которому следует обращаться в трудных для семьи обстоятельствах. Не в правилах его было читать наставления, обличать, разбирать чьи-нибудь дурные поступки. Он умел говорить о моральных аспектах семейных ситуаций, не затрагивая болезненного самолюбия находящихся в конфликте сторон. И его приглашали на требы в критические моменты. Приезжая в готовую развалиться семью, батюшка приносил в нее мир, любовь и всепрощающее понимание всех и каждого. Он не порицал никого, не укорял, а старался, приводя яркие случаи ошибок и заблуждений, доводить слушающих до осознания своей вины, вызывать у них чувство раскаяния. Это рассеивало тучи злобы; и виноватые начинали чувствовать в своих поступках неправоту. Надлежащее понимание нередко наступало не сразу, но позже, когда человек, вспоминая слова о. Алексия и глубже заглядывая в свою смягчившуюся душу, мог, наконец, увидеть, что рассказы эти имели прямое к нему отношение, и понять, какой новый путь был для него намечен.

За свою священническую жизнь о. Алексий создал удивительную духовную общину в миру, действительно возродившую, как он и хотел, дух древней апостольской Церкви. О. Алексий и его община, впоследствии возглавленная его сыном о. Сергием Мечёвым, привлекли и объединили многих замечательных людей — священников и мирян. Эта община одна из немногих выдержала времена самых страшных гонений и воспитала новое поколение ревностных служителей Церкви и благочестивых церковных людей, восприявших дух подлинной, благодатной христианской жизни, которой научал о. Алексий.

В 2000 году от Рождества Христова центральным событием юбилейных торжеств стали освящение воссозданного Кафедрального Соборного храма Христа Спасителя и проходивший в нем Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. Одним из основных деяний Собора явилось причисление к лику святых многих подвижников веры и благочестия, прославивших Господа своей праведной жизнью, а также мученическим и исповедническим подвигом. В числе канонизированных на этом Соборе были праведный старец Алексий, пресвитер Московский, и его сын священномученик Сергий. По прославлении в лике святых праведного Алексия Мечёва было принято решение об обретении его честных мощей. Специально созданной Патриаршей Комиссией во главе с Преосвященнейшйм епископом Орехово-Зуевским Алексием 16 июня 2001 года мощи старца Алексия были обретены на московском кладбище «Введенские горы», в месте его погребения, и доставлены в Новоспасский монастырь для подготовки их ко всенародному поклонению. С особой торжественностью, с преднесением икон храма и хоругвей многих церквей, при перезвоне колоколов и молитвенном пении честные мощи новопрославленного угодника Божия были 29 сентября 2001 года Крестным ходом перенесены из Новоспасского монастыря в храм святителя Николая в Кленниках, где старец Алексий 30 лет трудился настоятелем. На следующий день, 30 сентября, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил здесь праздничную Божественную литургию.

Теперь к мощам праведного Алексия, старца Московского, как и в дни его жизни, с утра до вечера притекает людская река. Имеется множество свидетельств благодатной помощи в различных нуждах по молитвам к старцу. Много таких случаев было отмечено при восстановлении храма на Маросейке. В дни памяти Батюшки несколько раз неожиданно приходила помощь в оформлении документов, в срочных делах по ремонтным работам в храме и церковном домике; поступали пожертвования. На опыте известно, когда в скорби обращаются к нему: «Батюшка о. Алексий, помоги», — помощь приходит очень скоро. Это укрепляет веру в то, что о. Алексий стяжал от Господа великую благодать молиться за тех, кто к нему прибегает.[4]

3. Приходская жизнь

В деревнях Стреглово и Горки никогда не было храма, несмотря на многочисленное население. Жители были прихожанами Успенской церкви в усадьбе Демьяново. Новый храм — мечта местных жителей. Его строительство началось 5 лет назад и осуществляется исключительно на средства прихожан — жителей трех деревень — Стреглово, Горки и Сохино. История возникновения храма в д. Стреглово начинается с того момента, когда ее жители, совместно с настоятелем Успенской церкви с. Демьяново священником Олегом Денисюком, решили поставить поклонный крест. Произошло это 19 декабря 2000 года, в день памяти святого Николая Чудотворца. Был отслужен молебен и совершен крестный ход. Поскольку каждый хотел, чтобы капельки святой воды долетели и до его дома, маршрут движения получился довольно извилистым. К концу крестного хода фелонь священника покрылась жестким ледяным панцирем, а на окропление ушло два с лишним ведра воды. На следующий день после крестного хода произошло следующее событие. У одной из жительниц деревни, рабы Божией Аллы, было несколько коз, которые не только зимой, но и летом никогда не ходили дальше своей улочки. 20 декабря выведенные на прогулку козы, к величайшему удивлению своей хозяйки, шли всё дальше и дальше от дома. Она бежала вслед за ними. Только на обратном пути Алла с удивлением поняла, что козы идут точь-в-точь по маршруту крестного хода. Бессловесные твари безошибочно угадали благодатный «коридорчик» и последовали в своем шествии за обратившимися к Богу людьми. Впоследствии крестные ходы стали в деревне традицией. Вскоре из местных жителей образовалась община, а в приспособленном помещении, принадлежащем частному лицу, был устроен храм, освященный в честь святого праведного Алексия Московского (Мечёва). В начале 2011 года приход получил в аренду другое помещение — здание бывшей библиотеки. После его обустройства получился уютный храм размерами немного больше прежнего. Приход окормляется священнослужителями Успенского храма с. Демьяново. Настоятелем Свято-Алексеевской церкви является протоиерей Олег Денисюк. Божественная литургия совершается здесь два раза в месяц по субботам, а еженедельно по вторникам служится молебен с чтением акафиста святому праведному Алексию Московскому. На пожертвования прихожан написана большая икона этого святого, в которую вложена частица его мощей. И вот, наконец-то, 29 сентября 2012 года, в день памяти святого праведного Алексия Московского, состоялось долгожданное событие — чин освящения закладного камня на основание нового храма в честь этого удивительного угодника Божиего. После Божественной Литургии, отслуженной в старом храме св. прав. Алексия Московского, торжественно, Крестным ходом, двинулась процессия к месту освящения нового храма. Деятельное участие в этом мероприятии приняли и казаки Клинского городского казачьего отдела Московского областного казачьего округа Союза Казаков России. Надо отметить, что освящение нового храма в наше время — довольно редкое действо, поскольку еще так много не восстановлено разрушенных в годы коммунистического лихолетья церквей Божиих. Этот обряд, хоть и совершается на земле, имеет свое продолжение и развитие в мире Горнем, так как проникнут тою же благодатью, какою были исполнены святые отцы, составившие и утвердившие его. Каждая молитва, каждое священнодействие заключают в себе глубокое духовное созерцание и сокровенный смысл. Под видом храма видимого, материального, святители всегда подразумевали Церковь невидимую во главе с Самим Спасителем, собрание верных членов Тела Христова, Бога Живаго. Новый храм в этих молитвословиях как бы очеловечивается, и над ним совершаются тайнодействия, подобно тому, как над человеком совершаются таинства Крещения и Миропомазания; к ним присоединяется еще нечто и от таинства Священства, ибо храм посвящается на вечное служение Господу. На месте будущего алтаря нового храма Клинским благочинным иереем Евгением Мальковым был совершен водосвятный молебен и чин освящения закладного камня храма. Во время молебна осеннее небо прояснилось, и яркое солнце заиграло на каплях святой воды, коей окроплялся новый дом Божий. После этого, в основание храма было вложено написание о сем знаменательном действе, сверху которого был установлен закладной камень и водруженКрест. Настоятель храма протоиерей Олег Денисюк поблагодарил всех, кто пришел в этот день разделить радость с прихожанами: «Я рад за тех, кто нашел время и пришел помолиться, потому что такие события простому смертному можно лицезреть один-два раза в жизни. Мы живем в спасительное время, когда каждый имеет возможность положить кирпичик в будущее здание храма и этим простым трудом приобрести Царствие Небесное. Братья и сестры, всех поздравляю с началом этого великого богоугодного дела! Желаю всем ревностно потрудиться в созидании Божиего храма и спасти свои души!» Это значительное событие, без всякого сомнения, яркой строкой впишется в историю Клинского края, ибо прибавился на земле нашей еще один бастион в великой битве с мировым злом за души человеческие. В алексиевском храме сложилась крепкая община верующих. На Литургии, которую служат один раз в две недели, причащается до двадцати человек, включая детей. Каждый вторник совершается молебен с акафистом св. прав. Алексию Московскому. По словам настоятеля храма, протоиерея Олега Денисюка, «эта деревня – живая, и храм здесь очень нужен». Чтобы мечта скорее стала реальностью, прихожане несколько лет собирали средства. Вспоминает Ольга Наваркина, прихожанка храма: «Богослужения у нас в Стреглово начались в «клетушке», где почти ничего не было – иконы картонные, тазики дырявые с песком, в которые мы свечи ставили. В алтарь все самое необходимое привез батюшка. По копейке мы собирали на храм, приобрели облачение для священника. Потом еще денег насобирали – заказали у резчика в Покровке Голгофский крест... Св. Алексий Мечев, в честь которого наш храм освящен, в Москве восемь лет служил в полупустом храме, мы думали, что может и у нас спустя восемь лет изменения будут в лучшую сторону, а нас как раз и «попросили» в 2009 г. из старого помещения. Мы остались на улице, и поэтому перешли в обычный дом. Хозяйка спала на раскладушке прямо в той комнате, где службы проводились. Народу было – битком! В 2011 г. закрылась местная библиотека, и нам сдали в аренду это помещение, его мы также облагораживали на свои кровные копейки… Когда в 2012 г. заложили фундамент нового храма, мы все испытывали большой душевный подъем. С тех пор прошло много времени, жить легче не стало. Но нынешний кризис, как мне кажется, бьет больше по головам, чем по кошелькам. На многие вещи мы денег не жалеем. За 17 лет существования сложилась крепкая община: люди, которые вместе молятся, трудятся, вместе делят и горе, и радость. 18 июля 2017 года был установлен крест на купол строящегося храма. [5]

III. Заключение

Человек живет в обществе других людей. Взаимоотношения между ними постоянны и должны быть как-либо регулируемы. Регулирующим началом в христианстве служит любовь человека к «ближнему», как к «самому себе». Эта любовь проявляется разнообразно, сколь разнообразны и вообще обнаружения человеческой жизнедеятельности. Христианская любовь, между прочим, сказывается и в форме так называемой благотворительности, когда один делает добро, оказывает благодеяния, поддержку нуждающемуся во всем этом человеку. Будет ли это нужда духовная, или телесная, безразлично. Оказывая своему, находящемуся в стеснительном, удрученном положении, ближнему помощь и поддержку, человек дает последнему возможность вести нормальную жизнь, а чрез это — надлежащим образом удовлетворять свои разнообразные не только материальные, но и духовные потребности, желательным образом выполнять свое земное призвание и подготовляться к будущей жизни за гробом. При отсутствии своевременной и необходимой поддержки, нуждающийся в последней, человек выбивается из нормальной колеи, теряет нередко всякую возможность заботиться о своей внутренней, духовной жизни, которая течет, как придется, — и часто гибнет как духовно, так и телесно.

Православное мировоззрение, христианские ценности пронизывают всю российскую культуру, историю, народные традиции. Невозможно понимать смысл многих литературных и музыкальных произведений, художественных полотен и храмового зодчества, не зная Библии, не понимая духовного смысла православных символов, памятников православной культуры, не вникая в духовно-нравственные, порой мучительные искания авторов. Невозможно быть культурным и полноценно образованным человеком, невозможно любить Россию – не зная того, что заложено в генетической памяти русского народа.

Подводя итог исследовательской работе, следует отметить её бесспорную актуальность, так как обращение к христианским ценностям – в моём исследовании это храм и приходская жизнь – это возвращение к духовному наследию православной культуры. В исследовании раскрыта значимость постройки храма, выявлена связь духовных традиций прошлого и настоящего.

Нынешнее молодое поколение будет жить, трудиться и творить в демократическом обществе. Соответственно, оно имеет право выбора идеалов и принципов. Очень хочется, чтобы молодые люди сделали правильный выбор ценностей, который основывался бы на принципах духовности, поэтому важность развития духовного воспитания в России неоспорима.

На протяжении последнего времени наше общество решало масштабные исторические и социально-экономические задачи, опираясь как на традиционные моральные ценности, сохраняемые частью народа, так и на коммунистические идеалы, ставшие государственной идеологией. На исходе прошлого века эта идеология утратила свое монопольное положение, в стране утвердились принципы мировоззренческого разнообразия. Свобода способствовала открытости общества и в то же время поставила общество в трудное положение поиска общенациональной идеи, системы взглядов и ценностей, способных эффективно стимулировать культурное развитие. Разрушительные последствия социальных экспериментов XX в. и последующих за ними либерально-демократических реформ в России особенно очевидны. Значительная часть граждан утратила ориентиры в личной и общественной деятельности - идеалы, ценности. Понижается нравственно-культурный уровень, возникает социальная пассивность, безразличие и др.

По моему убеждению, социальное развитие российского общества в XXI в. может успешно происходить только на основе исторической и культурной преемственности поколений. Этот вывод подтверждает и мировой опыт - наиболее высокие темпы развития демонстрируют общества и государства, осуществляющие социальную и технологическую модернизацию на основе традиционных культурно-нравственных ценностей.

Не принятые во внимание и своевременно не удовлетворенные запросы духа компенсируются за счет других сфер. Это приводит к расстройству в иерархии психических сил, а в социальной жизни проявляется как осознанное или неосознанное стремление личности к жестокости, физическому или моральному саморазрушению, которое проявляется в различных аномалиях поведения (грубость, хулиганство, алкоголизм, наркомания, токсикомания, самоубийства, участие в деструктивных сектах и пр. ).

В результате моей работы был собран и систематизирован материал по возрождению духовной жизни в деревнях Стреглово, Сохино, Горки и в их окрестностях. Так как я являюсь свидетелем и участником событий по созданию нового храма и развитию жизни общины, возникла необходимость увековечить материал и сохранить его. Главное, не потерять мельчайшие подробности, которые будут интересны для будущих прихожан и краеведов.

Весь собранный материал передан в библиотеку школы пос. Чайковского и может быть использован для организации внеурочной деятельности.

Список литературы

1. Великие старцы двадцатого столетия. Великие старцы двадцатого столетия: 115 жизнеописаний, воспоминания современников, поучения, подвиги и чудеса, молитвы / сост. С. Девятова. – М.: Артос – Медиа, 2009. – 672 с.

2. Клин православный. Сборник материалов по истории и современной жизни приходов Клинского благочиния. Составитель – Молотников М. Д. Издательство «Христианская жизнь». Г. Клин МО. 2012.

3. История усадьбы Демьяново — Церковь Успения Богородицы — Церковь Успения Богородицы. www.klin-demianovo.ru (дата обращения 04.11.2019).

4. Житие святого праведного Алексия, пресвитера Московского. Храм Святителя Николая Чудотворца в Кленниках. www.klenniki.ru (дата обращения 04.11.2019).

5. Церковь святого праведного Алексия Московского в д. Стреглово — Жизнь благочиния — Статьи — Клин православный. www.pravklin.ru (дата обращения 04.11.2019).

Просмотров работы: 31