Экологическое состояние посёлка Новокаолиновый

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Экологическое состояние посёлка Новокаолиновый

Попович В.В. 1
1МОУ "Новокаолиновая СОШ"
Маканова З.Ш. 1
1Моу "Новокаолиновая СОШ"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Люди тысячелетиями живут на планете Земля, потребляют ее природные ресурсы, зачастую безвозмездно, не возвращая ничего взамен, загрязняют окружающую среду. В настоящее время перед человечеством стоит много огромных проблем и вопросов «Как сохранить планету?». Такие проблемы называются глобальными и одна из них - экологическая. Она актуальна для всей планеты, для России, для Южного Урала, для нашего поселка.

В курсе географии «Природа России» есть темы, в которых рассматривается проблема охраны окружающей среды. При изучении экологических проблем нашей страны, анализируя состояние окружающей среды, наблюдая за тем, что происходит на территории родного посёлка Новокаолиновый, я поняла, экологическая проблема, которая сложилась на сегодняшний день, становится злободневной. Я очень обеспокоена тем, как сильно загрязняется окружающая природа, территория посёлка, местный водоём.

Я решила провести небольшое исследование для оценки экологического состояния нашего посёлка и выдвинула гипотезу: чем больше наше предприятие будет проводить мероприятий по оценке степени загрязнения выбросов в атмосферу отходов и профилактику, совершенствовать систему пылегашения, очистки и обновления фильтров, тем меньше будет степень загрязнения территории посёлка.

Цель исследования: выявление степени загрязнения поселка Новокаолиновый местным предприятием.

Задачи:

Сделать обзор литературы и источников сети Интернет по теме и

проанализировать материалы.

Собрать информацию о видах загрязнения нашего поселка.

Провести социологический опрос среди учащихся 5-11 классов.

Оценить степень загрязнения территории посёлка.

Выполнить экскурсию на местное предприятие.

Провести встречу с инженером по технике безопасности и экологом ОАО «Новокаолиновый ГОК».

Объект исследования: посёлок Новокаолиновый.

Предмет исследования: экологическое состояние посёлка Новокаолиновый.

Хронологические рамки исследования: октябрь 2018 года – сентябрь 2019 года.

Территориальные рамки исследования: посёлок Новокаолиновый.

Практическая и социальная значимость исследования заключается в оценке экологического состояния нашего посёлка, информировании сверстников о бережном отношении к окружающей среде, о необходимости соблюдения правил по выбросу твёрдых бытовых отходов, выполнения правил поведения на природе.

Для достижения цели я использовала следующие методы: подбор и анализ литературы, источников сети Интернет, социологический опрос, анализ, обобщение и систематизация, интервьюирование, работа с техническими документами предприятия, архивными материалами.

Глава 1. Экология как наука

Слово «экология» сегодня можно услышать практически везде. Очень часто мы с ним встречаемся на страницах газет и интернет – изданиях, можем увидеть в телепередачах и услышать по радио. Но все ли точно знают его значение и понимают, что изучает экология и для чего она вообще нужна?

Общая экология – это наука о взаимоотношениях живых существ между собой и с окружающей средой [6].Термин «экология» впервые предложил немецкий зоолог Эрнст Геккель в 1866 году, но экология как наука возникла только в 20 веке [3]. Экология – это наука, изучает функционирование и организацию надорганизменных систем разных уровней: видов, популяций, биогеценоз, биосфер и экосистем [11]:

1. Аутэкология – экология отдельных видов, предметом которой является изучение питания, размножения, миграций, местообитаний отдельных видов животных и растений.

2. Популяция – это совокупность организмов одного вида, длительное время обитающих на одной территории и частично или полностью изолированных от особей других таких же групп.

3. Биогеценоз – это система, включающая сообщество живых организмов и совокупность абиотических факторов среды в пределах одной территории, связанные между собой круговоротом веществ и потоком энергии [8].

С развитием технического уровня цивилизации влияние техногенных факторов на естественную среду обитания постоянно возрастало. Причем это влияние, как правило, имело разрушительный, негативный характер. Когда изменения достигли таких масштабов, что стали влиять уже на жизнь человеческого сообщества, изучение экологии вышло для человечества в ряд первоочередных задач.

Значение экологии в представлении информации о том, как человек может и должен использовать ресурсы земли таким образом, чтобы не нарушить состояние и не подорвать здоровье окружающей среды, оставить пригодную для жизни природу будущим поколениям.

Значение экологии в жизни человека огромно, так как специальность предоставлять информацию, чтобы лучше понять мир вокруг. Эта информация может помочь улучшить окружающую среду, управлять природными ресурсами и охраной здоровья человека [9]. На ухудшение состояния окружающей среды действует огромное количество факторов. Это и промышленность, и техника, выброс отходов и разрушение режима природы человеком и многое другое. Все труднее человеку удается добыть качественные, здоровые продукты питания, природную чистую ключевую воду.

Жители планеты теряют самое ценное – здоровье! Катастрофическими темпами происходит загрязнение промышленными отходами. Средний легковой автомобиль выбрасывает в год столько углекислого газа, сколько весит сам, 280 наименований вредных веществ содержится в выбросах автотранспорта [10]. Ежегодно умирает в Европе 225 тыс. человек от заболеваний, связанных с выхлопными газами. Экологи и медики сходятся во мнении: у нас жертв как минимум в 2 раза больше [2].

Для разложения в природной среде бумаги требуется до 10 лет, консервной банки – до 90 лет, полиэтиленового пакета – до 200 лет, пластмассы – до 500 лет, стекла – до 1000 лет. Для разложения фильтров сигарет требуется от 5 до 15 лет. За это время они могут оказаться в желудках рыб, птиц и морских млекопитающих [4]. Вспомните об этом, прежде, чем бросить в лесу полиэтиленовый пакет или бумагу.

Глава 2. Краткая история п. Новокаолиновый

Уникальность нашей местности заключается в красоте окружающей природы и богатством полезных ископаемых таких, как глина и мрамор. Еленинское месторождение глины расположено в пределах Джабык - Карагайского гранитного массива в десяти километрах от станции Джабык, в пяти километрах от села Еленинка. С началом войны Еленинское месторождение становится одним из стратегических сырьевых баз на Урале, вместо утерянной на Украине [1]. Строительство каолинового завода в 1941 году привело к возникновению населённого пункта, который стал застраиваться рабочими и специалистами. История поселка Новокаолиновый непосредственно связана с историей каолинового завода, начавшего свою деятельность в далеком 1941 году. Силами заключённых и вольнонаёмных рабочих с. Еленинка и п. Кизилчилик, комбинат за 8 месяцев был построен. Его обшили досками и запустили. Каолин работал на оборону Родины. Он применялся в качестве наполнителя при изготовлении резиновых литых катков для танков. Наряду со строительством завода (приложение № 1), строили не только жилые помещения, но и различные учреждения. С этого времени и образовался наш поселок. По словам старых жителей, сначала хотели назвать просто Каолиновый поселок, но такой уже есть около города Кыштыма, но потом прибавили приставу «ново», что значит новый каолиновый поселок. Таким образом, родился населенный пункт под названием Новокаолиновый (приложение № 2).

Глава 3. Экологическое состояние п. Новокаолиновый

3.1. Виды загрязнения

Человек все время стремился к улучшению качества жизни, поэтому создавал и использовал постоянно все новейшие технологии, при этом, и предположить не могли, какой вред природе принесет весь этот технический прогресс. Техника, промышленность, отходы, выжигание лесов и полей, осушение водоемов, все это очень плохо влияет на состояние нашей планеты, и все это благодаря самим людям.

Для того, чтобы определить, что же знают наши школьники об экологической ситуации в посёлке, я провела социологический опрос среди учащихся 5-11 классов (приложение № 3) и получила результаты, по которым видно, что больше половины учащихся наблюдали, что люди сознательно причиняют вред природе, но практически ничего не предпринимают, чтобы это исправить. Дети интересуются экологическим состоянием своего края, но, тем не менее, некоторая часть не знает, что завод — это тоже источник загрязнения поселка. Почти 15% детей ухаживают только за своими питомцами. Из этого можно сделать вывод, что они не готовы принять бездомного животного и помочь ему, что немного огорчает. Но, тем не менее, большая часть учеников нашей школы понимают, что больший вред природе наносят сами люди и промышленность.

В нашем поселке, как и в любом жилом месте, тоже есть источники загрязнения окружающей территории. В большинстве случаев, это мусорные контейнеры, несанкционированные свалки, автотранспорт (приложение № 4). Кроме того, жители захламляют придворовые территории, загрязняют улицы, тем самым, не понимая, что «плюют в колодец, из которой пьют сами воду».

Несмотря на то, что по территории населённого пункта были расставлены стационарные мусорные баки, жители мусор выкидывают туда, куда им удобно, часто просто на улицу, из-за этого он разлетается по всей территории поселка. Мусор из этих баков не вывозился, жители сами его утилизировали сжиганием, или нанимали самостоятельно трактористов для вывоза на свалку. Совсем недавно были установлены переносные мусорные баки, которые предусмотрены для опустошения их мусоровозами и вывозом на полигон. Эти баки постоянно переполненные, их не вывозят вовремя и мусор, все так же разлетается по улицам (приложение № 5). Рядом с поселением находится большая свалка, куда раньше вывозили весь мусор. Теперь же она недействительная, но, тем не менее, жители продолжают вывозить туда самостоятельно все отходы (приложение № 6). На территории нашего посёлка расположено промышленное предприятие по добыче каолина и микрокальцита (приложение № 7).

3.2. Загрязнение территории местным предприятием

Горно-обогатительный комбинат в большей степени оказывает негативное влияние на природу и окружающую среду. Для более подробного

изучения и оценки степени загрязнения нашего посёлка выбросами в атмосферу отходов производства, я посетила наш комбинат (приложение № 8). На предприятии есть такой разрешительный документ «Документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», который даёт разрешение на выброс отходов и лимиты, которыми установлены предельные накопления отходов на территории предприятия (приложение № 9). Поэтому, заключаются договора на утилизацию этих отходов. Все выбросы у предприятия в норме, все они просчитаны. Что касается атмосферного воздуха, на предприятии имеется семь организованных источников – это трубы, которыми производятся выбросы отходов с производства (приложение № 10).

Ежегодно предприятие приглашает лаборатории, которые проводят инструментальные замеры. Сейчас по законодательству теперь нужно это делать дважды в год. Центр лабораторного анализа - город Магнитогорск. Эта лаборатория должна состоять в реестре аккредитованных лабораторий и иметь специалистов для проведения таких работ. Разрешение данному проекту дается на пять лет. Больше этого срока завод не может производить выбросы в атмосферу. Если вдруг такое происходит, то временно согласованные выбросы согласовываются с Росприроднадзором и соответственно предприятие платит штраф. Но, по словам эколога Ягодиной Ю.Н. (приложение № 11), на нашем предприятии такого не было ни разу. По её словам, сейчас все предприятия стоят в реестре в Росприроднадзоре, как объекты негативного воздействия. Им присваиваются категории, и в соответствии с этим производятся выплаты. Так как у нашего комбината есть источники выбросов, то он оказывает негативное воздействие. Отчисления составляют около 70 000 рублей в год. Наш завод по договору не может превышать 172 тонн отходов в год [5]. Есть неорганизованные источники, которые тоже пронормированы. Это наши отвалы выработки, горные работы, которые велись ранее. Отвалы также оказывают негативное влияние на окружающую среду (приложение № 12). Завод построили в 1941 году, а первые газоочистные оборудования установили в 1989 году. У нас два основных производства, производство обогащенного каолина и производство микрокальцита. Оба производства имеют газоочистное оборудование. На каждое из которых, разработан паспорт газоочистной установки, в котором нормируется, сколько ступеней отчистки, какие выбросы и какой процент очистки. В 2006 году введен в эксплуатацию фильтр по микрокальциту, каплеуловитель на фабрике сухого обогащения функционирует с 1989 года. Около 98 % - 99 % очистки производится газоочистными оборудованиями. Высота трубы составляет 50 метров, а диаметр 1600 миллиметров [5].

На предприятии всего 220 работников. Раньше работники завода, особенно те, которые работали непосредственно на фабрике сухого обогащения, болели силикозом. Из беседы с фельдшером Еленинской участковой больницы, я выяснила, что последнее заболевание силикозом было зафиксировано в 2011 году. Все последующие подозрения на эту болезнь не подтвердились. Для борьбы с этой болезнью руководством ОАО «Новокаолиновый горно-обогатительный комбинат» были предприняты определенные действия: выданы средства личной гигиены, спецовка, предусмотрена денежная компенсация в виде надбавки к пенсии, один раз в год – путёвка на санаторно – курортное лечение в здравницах региона.

Да, завод, как и любое предприятие, отрицательно влияет на экологию территории, но предприятие дает рабочие места жителям поселка, производят налоги в бюджет, оказывают материальную поддержку социальным учреждениям нашего посёлка: школа, детский сад, Дом культуры.

В перспективе, руководство предприятия планирует ртутные лампы заменить светодиодными, которые не требуют специальной утилизации. Есть такие отходы, которые практически не опасны, отходы пятого класса. Например, при производстве каолина образуются отходы в виде песка, он не загрязненный. Ими производят рекультивацию выработанного ранее пространства. Это не запрещается законом. Проверка происходит примерно раз в три года или раз в пять лет.

Заключение

Подводя итоги своей работы по данной теме, хотелось бы сказать, что я не зря выбрала именно эту тему для исследования. Я хотела разобраться, какие факторы влияют на ухудшение окружающей среды моего поселка и как можно посодействовать сохранению чистой природы нашего края.

В ходе работы для достижения цели, я выяснила, что достаточно много источников отрицательного воздействия на природу и окружающую среду нашего поселка. Это и общественная несанкционированная свалка, и всевозможные места размещения мусорных контейнеров на территории поселения, и транспорт, но в большей степени негативное влияние оказывает горно-обогатительный комбинат по добыче каолина и микрокальцита.

В ходе проведения исследования, я проанализировала литературу и источники сети Интернет по теме, собрала информацию о видах загрязнения нашего поселка, постаралась оценить степень загрязнения территории нашего посёлка местным предприятием.

В ходе проведения социологического опроса, я сделала вывод, что большая часть учеников нашей школы понимают, что больший вред природе наносят сами люди и выбросы в атмосферу отходов местного предприятия.

Я посетила наш завод для сбора информации о выбросах отходов, производимых комбинатом. В ходе встречи с инженером по технике безопасности и экологом ОАО «Новокаолиновый ГОК» и беседы, я сделала следующие выводы:

предприятие стоит в реестре в Росприроднадзоре, как объект негативного воздействия;

два основных производства по обогащению каолина и производству микрокальцита имеют газоочистное оборудование;

на предприятии разработан паспорт газоочистной установки;

введен в эксплуатацию фильтр по микрокальциту, каплеуловитель на фабрике сухого обогащения функционирует с 1989 года;

увеличена высота трубы для выбросов отходов в атмосферу с производства;

предприятие имеет разрешение на выброс отходов и лимиты, которыми установлены предельные накопления отходов на территории предприятия.

Я считаю, что поставленная цель была достигнута и выдвинутая гипотеза подтверждена. Чем больше наше предприятие будет проводить мероприятий по оценке выбросов в атмосферу отходов производства и профилактику, совершенствовать систему пылегашения, очистки и обновления фильтров, тем меньше будет степень загрязнения территории посёлка.

Таким образом, руководство предприятия принимает все меры для того, чтобы как можно меньше было выбросов в атмосферу и негативного воздействия на окружающую среду, для улучшения экологической обстановки в посёлке. Но, экологическая ситуация нашего посёлка зависит и от самих жителей, если каждый из нас будет бережно относиться к природе и окружающей среде, соблюдать санитарные нормы, будет требовательным к себе и окружающим, не будет разбрасывать мусор, то наш посёлок будет чистым.

На будущее планирую разработать цикл мероприятий для оповещения населения с правилами обращения с твёрдыми бытовыми отходами, правилами поведения на природе.

Список литературы и источников

Архив школьного научного общества учащихся МОУ «Новокаолиновая СОШ», папка № 1, лист № 1.

2. Большая советская энциклопедия. Т.29

3. Газета «АиФ. Здоровье» № 23 04/06/2009

4. Краснодембский Е. Г."Общая биология: Пособие для старшеклассников и поступающих в вузы"

5. Технические документы ОАО «Новокаолиновый ГОК»

6. http://побиологии.рф/Учебные-материалы/Основы-экологии/63-Экология-как-наука

7. https://lektsia.com/6x4ce.html

8. https://greentruth.ru/ecology/chto-takoe-ekologiya-i-dlya-chego-ona-nuzhna/

9. https://www.vigivanie.com/vigivanie-pri-chemicheskom-zagryaznenii/530-promishlennoe-zagryaznenie.html

10. https://greenpole.su/jekologija-fakty-i-cifry/

11. http://moreprom.ru/article.php?id=38

Приложения

Приложение № 1. Первый каолиновый завод

Каолиновый завод в послевоенные годы

Приложение № 2. Посёлок Новокаолиновый (вид сверху)

Приложение № 3. Социологический опрос среди учащихся 5 – 11 классов

Вопросы для анкетирования. Принимали участие 89 учащихся.

Вопрос

ответ

1

Наблюдал ли ты, что люди сознательно причиняют вред природе? 

Да

Нет

2

Интересуешься ли ты изменениями, происходящими в окружающей среде? 

да

нет

отчасти 

3

Смотришь ли ты телепередачи о природе и животных? 

Да

Нет

Иногда бывает посмотрю 

4

Хотел бы ты стать участником волонтёрского движения по охране природы? 

Да

Нет

Иногда меня посещают такие мысли 

5

Делишься ли ты своим опытом по бережному отношению к природе с младшими? 

1) Да, конечно 
2) Нет, если им надо будет, сами научатся 
3) Если я вижу, что ребенок не бережет окружающую среду, я укажу ему на это, а просто так не делюсь 

6

Проходя мимо поляны и, видя, как человек собирает букет из растений, занесенных в красную книгу, ты…

Возмущение 
Безразличие 
Сделаю замечание 

7

Волнует ли тебя экологическое состояние твоего края? 

Да конечно 
Нет, вообще нисколько 
Не особо 

8

Заботишься ли ты о животных? 

Да 
Нет 
Забочусь только о своих животных

9

Как ты оцениваешь экологическую ситуацию в нашей стране? 

- Она вполне удовлетворительная 
- Меня ничего не беспокоит
- Меня немного напрягает экологическая обстановка моей страны 
- Иногда я способствую очищению природы 
- Меня очень беспокоит то, в каком состоянии природа 
- Я всячески помогаю улучшить состояние природы нашей страны 

10

Что больше всего влияет на ухудшение экологии?

(свой ответ) 

11

Из-за чего загрязняется территория нашего посёлка? 

(свой ответ)

III

Анализ социологического опроса

IV

Приложение № 4. Источники загрязнения территории посёлка

Приложение № 5. Результат образования твёрдых бытовых отходов после установки переносных мусорных контейнеров

Приложение № 6. Общественная несанкционированная свалка

V

Приложение № 7. ОАО «Новокаолиновый горно-обогатительный комбинат»

Приложение № 8. Экскурсия на ОАО «Новокаолиновый ГОК»

VI

Приложение № 9. Технические документы предприятия. Разрешительный документ «Документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»

VII

Приложение № 10. Организованные источники – трубы, которыми производятся выбросы отходов производства

Приложение № 11. Во время беседы с экологом предприятия Ягодиной Ю.Н.

Приложение № 12. Отвалы на территории посёлка Новокаолиновый

Просмотров работы: 92