Наши земляки в рядах «Бессмертного полка»

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Наши земляки в рядах «Бессмертного полка»

Арбузов А.В. 1Милоенко Е.В. 1
1МБОУ"Чернореченская СОШ №2 им.В.Д.Солонченко"
Непомнящих С.И. 1
1МБОУ"Чернореченская СОШ №2 им.В.Д.Солонченко"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность

Акция «Бессмертный полк» впервые прошедшая в Томске в 2012 году нашла отклик у миллионов людей нашей Родины и за её пределами. Она дала начало широкому общественному движению «Бессмертный полк». Учащиеся нашей школы принимают в нем участие с 2015 года. С каждым годом в движение вливается все большее и большее число жителей посёлка. Участвуя в этом движении, наши современники чувствуют свою сопричастность к тому, что происходило в годы Великой Отечественной войны.

Сегодня во многих телевизионных программах представители либералов (западников) стали очень часто говорить о том, что нет необходимости участия в этом движении, что люди участвуют в нем не пожеланию, а чуть ли - не по принуждению. Мы же считаем, что люди, участвуя в движении, чувствуют свою сопричастность к тому, что происходило. Сохранение исторической памяти - это черта цивилизованного народа. Каждый отдельный человек может внести свой вклад в это значимое дело.

Проблема, которая подвигла к исследованию

Многие из нас стали осознавать, что для понимания, происходящего в годы войны недостаточно только одного изучения трудов историков. Необходимо знать факты биографии отдельных её участников. И не только широко известных всей стране, но и близких нам людей. Эти факты необходимо находить, описывать. Участники войны уже ничего не могут рассказать, в живых осталось в нашем поселке два ветерана преклонного возраста. Очень часто и родственники тех, кто воевал, мало знают о них.

Проблема исследования: отсутствие у школьников и жителей посёлка знаний для достаточно глубокого понимания героизма и трагизма войны.

Гипотеза данной работы: Мы предполагаем, что историческая память о подвигах наших земляков в годы Великой Отечественной войны не утратится, еслиобучающиеся в ходе исследовательской деятельности будут овладевать знаниям и о правде времён Великой Отечественной войны, и о подвигах своих земляков.

Объект исследования: история участия наших земляков в Великой Отечественной войне.

Предмет исследования: факты военной биографии.

Разработанность исследуемой проблемы

Сайты Министерства обороны Российской Федерации: «Подвиг народа», «Мемориал» представляют уникальный информационный ресурс открытого доступа, наполняемый всеми имеющимися в военых архивах документами о ходе и итогах основных боевых операций, подвигах и награждениях всех воинов Великой Отечественной войны.

Основная часть

Цель исследования: изучение истории участия наших земляков в Великой Отечественной войне советского народа.

Задачи:

1.Оценить необходимость и значимость участия жителей поселка в общественном движении «Бессмертный полк».

2.Проанализировать и обобщить часть информации о погибших земляках, занесенных в Книгу Памяти.

3.Подготовить материал для экскурсоводов музея по теме «Наши земляки в рядах «Бессмертного полка»

Для решения поставленных задач в работе использованы следующие методы и методики:

Теоретические: изучение научных статей, статистики, документов.

Практические: социологический опрос.

Эмпирические: описание.

Логические: анализ, синтез, выводы.

Решение первой задачи

Два раза проводился социологический опрос среди обучающихся школы и жителей поселка. Первый раз было предложено четыре вопроса с вариантами ответа «да», «нет». Опрошено 35 учащихся и 35 жителей поселка. Результаты первого социологического опроса представлены в таблице 1.

Вопросы социологического опроса

Жители поселка

Обучающиеся школы

Да

нет

Да

Нет

1.Есть ли в вашей семье участники войны?

21

14

15

20

2.Располагаете ли сведениями о них?

14

 

5

 

3.Знаете ли вы источники в каких есть информация об участниках войны?

12

 

9

 

4.Хотели бы вы располагать информацией об участниках войны?

21

 

15

 

Во втором опросе предлагалось три вопроса и два варианта ответа. Всего было опрошено 80 человек. Результаты второго социологического опроса представлены в таблице 2.

Вопросы социологического опроса

Жители поселка

40 человек

Обучающиеся школы 40 человек

Да

нет

Да

Нет

1.Знаете ли вы об общественном движении «Бессмертный полк»?

29

11

40

-

2.Хотели бы вы быть участником этого движения в дальнейшем?

34

6

40

-

3.Хотели бы, чтобы информация о ваших родственниках была в школьном музее?

38

2

40

-

Решение второй задачи.

В Книге Памяти Красноярского края1, изданной в 1994 году, есть порайонные списки жителей края, погибших и пропавших без вести. Перечень фамилий идет в алфавитном порядке1. Нами были выбраны все фамилии чернореченцев и близлежащих деревень. Проанализировать информацию можно по следующим критериям:

- Фамилия, имя, отчество

- год и место рождения

- дата гибели

- место захоронения

Также вызвали интерес вопросы:

- о возрасте на момент гибели

- все ли фамилии внесены на плитах поселкового памятника.

На основе анализа части информации из Книги Памяти (списки А-Г) 2 сделали четыре обобщающие таблицы. Как пример приводим одну из них (Приложение 1).

Решение третьей задачи

Используя материалы историко-публицистического издания «Присвоено звание героя», вышедшего в свет в Красноярске в 2015 году, Книг памяти, созданной поисково-исследовательской группой в школе, ресурсы сайтов Министерства обороны Российской Федерации: «Подвиг народа», «Мемориал» находим яркие факты военной биографии 46 участников войны, чьи фотографии размещены в экспозиции «Бессмертный полк» в школьном музее «Память сердца» (Приложение 2).Используя эмпирический метод (описание фактов) составили сопроводительный текст к экскурсии.

В экспозиции представлены фотографии:

- четырех жителей Козульского района, кому было присвоено звание Героя Советского Союза (в их числе наш земляк, выпускник школы – Солонченко В.Д.)

- братьев Шерстневых - выпускников школы;

- братьев Солонченко В.Д.;

- учителей, участвующих в войне;

- родных и близких тех, кто в настоящее время работает в школе;

- ветеранов войны, которые на протяжении многих лет были почётными гостями школы (ныне в живых осталось 2 ветерана в нашем поселке).

Сопроводительный текст

В первом Почётном ряду: жители Козульского района, удостоенные высших государственных наград: Звания Героя Советского Союза, медали «Золотая Звезда» и ордена Ленина. Это: Хлебников Михаил Андреевич, Михайлов Владимир Степанович, Квитович Дмитрий Константинович, Солонченко Владимир Данилович (выпускник нашей школы).

Хлебников Михаил Андреевич отличился при форсировании реки Днепр 20 декабря 1943 года. Орудие товарища Хлебникова вело губительный огонь по огневым точкам противника. Оно подбило 5 танков, затем ещё два. В этот момент был ранен пулеметным огнем3.

Михайлов Владимир Степанович отличился при форсировании Днепра 25 сентября 1943 года. Будучи раненным, после гибели командира взял командование взводом на себя, «лег к пулемёту… и отбил 13 контратак врага, уничтожив при этом 105 солдат и офицеров противника» 4.

Квитович Дмитрий Константинович. Из наградного листа: «Лично уничтожил 15 немецких солдат. Огнем своего подразделения парализовал действие противника…дал возможность остальным подразделениям переправиться на правый берег Днепра» 5.

Выпускник нашей школы Солонченко Владимир Данилович на фронте с 1941 года. Летом 1944 года участвует в боях по освобождению Белоруссии. «24 июня 1944 года в момент форсирования реки Западная Двина, в течение всей ночи, командуя пулеметным расчетом, отбивал атаки, задерживая наступление немцев. Продолжал уничтожать солдат противника, когда все его бойцы погибли. Пал смертью храбрых» 6.

Выпускник нашей школы Шерстнев Василий Михайлович участвовал в обороне Ленинграда. Танкист капитан Шерстнев отличился при прорыве блокады Ленинграда. Имел высокие награды: орден Ленина, орден Боевого Красного Знамени, медаль за оборону Ленинграда. Пал смертью храбрых в январе 1944 года. Посмертно был награжден Орденом Отечественной войны 1-ой степени.

Рядом с прославленными героями их братья- участники войны: Солонченко Михаил Данилович, Солонченко Константин Данилович, Шерстнев Д.В., Шерстнев З.В.

Замыкает первый почётный ряд фотография Запруднева Никиты Антоновича. Участник войны с первого до последнего дня. Участвовал в боях по освобождению Одессы, Бухареста, Будапешта. Долгие годы возглавлял поселковый Совет ветеранов. В 1970 году был одним из инициаторов переименования улиц поселка в честь погибших героев-земляков: улица Пекарская стала называться улицей Шерстнева, улица Крестьянская улицей Солонченко и открытия памятника в память о погибших в войне. Ни один митинг, посвященный Дню Победы не проходил без его активного участия.

В начале второго ряда мы видим 6 фотографий учителей, участвовавших в войне. Это: Иванов Д.К., Захаренко А.Е., Потылицына Л.А., Гудошников В.С., Петрушеня Ф.В.

Иванов Дмитрий Николаевич – выпускник школы, учитель начальных классов и математике. Захвачен в плен в 1941 году, был повешен.

Захаренко Александр Ефимович - после тяжелого ранения комиссован в 1943 году. В течение 30 лет работал учителем физкультуры и начальной военной подготовки.

Потылицына Людмила Александровна – семнадцатилетней девушкой ушла добровольцем на фронт. Служила в войсках связи Забайкальского фронта. После войны работала учителем истории. По её инициативе школьники в 70-е годы начали ухаживать за памятником погибшим в войне. Традиция эта сохраняется до наших дней.

Гудошников Василий Сергеевич приминал участие в боях с японской армией в августе - сентябре 1945 года. В 80-е годы преподавал историю и был директором Чернореченской средней школы №1.

Петрушеня Федор Васильевич воевал под Ленинградом, в Польше. После окончания войны три года служил в Германии. Заведовал начальной школой в деревне Постойка (в 50-е годы), был директором 8 –летней школы (60-е - 80-е гг). Почетный гражданин Козульского района.

Наши земляки были участниками важнейших битв и военных операций:

-в битве за Москву участвовали Херсонский Владимир Владимирович, Киберев Александр Иванович (погиб);

-в обороне Ленинграда и прорыве блокады – Шерстнев Василий Михайлович;

- в Сталинградской битве: Дегиль Константин Яковлевич, Шолохов Николай Петрович;

- в Битве на Курской дуге – Кротов Дмитрий Никитич;

- во взятие Кенигсберга (ныне г. Калининград): Белоусов Иннокентий Васильевич, Невмержицкий Николай Сергеевич, Бухтияров Николай Васильевич;

- в Берлинской операции принимали участие: Куклинский Виктор Владимирович, Изоровский Григорий Маркович, Синкевич Николай Иванович, Филиппов Василий Тихонович, Григоренко Павел Владимирович;

Григоренко Павел Владимирович воевал в батальоне под командованием Ивана Лапенкова, чье имя носит одна из главных улиц города Ачинска. Павел Владимирович погиб 25 апреля 1945 года. Похоронен в Германии.

- в параде Победы на Красной площади в Москве 24 июня 1945 года участвовал Бриц Павел Игнатьевич;

- уже после окончания войны в Европе в борьбе с японской армией в августе – сентябре 1945 года принимали участие: Белоусов Иннокентий Васильевич, Тихонов Илья Моисеевич;

Тихонов Илья Моисеевич до 1951 года служил в одной из особых частей, которые уничтожали остатки подпольных фашистских организаций на территории Германии. В это же время Хомченко Василий Карпович служил на Украине и принимал участие в уничтожении остатков бандеровских бандформирований.

Учителя и другие работники школы могут увидеть в рядах «Бессмертного полка» родные лица.

Куклинская Светлана Петровна – Куклинского Виктора Владимировича, Пуд Петра Иосифовича. Воронович Нина Валентиновна – Воронович Григория Павловича, Бубакова Семена Титовича; Шепова Галина Николаевна – Синкевич Николая Ивановича, Матвеенко Александра Степановича; Изоровский Юрий Григорьевич - Изоровского Григория Марковича; Надеина Надежда Викторовна - Шолохова Николая Петровича; Костюк Анна Ивановна – Климченко Семена Игнатьевича, Непомнящих Светлана Ивановна - Поливкина Сергея Тимофеевича.

Несколько слов о наградах.

Невозможно перечислить всё, но некоторые назовем:

- Медалью Золотая звезда и Орденом Ленина награждены герои Советского Союза;

-Орденом Ленина и Орденом Красного Знамени, Орденом Отечественной войны - Шерстнев Василий Михайлович;

- Орденом Красной Звезды награждены: Филиппов Василий Тихонович (дважды), Шерстнев Захар Васильевич (дважды), Кротов Дмитрий Никитич;

- Орденом Отечественной войны за особые воинские заслуги: Шерстнев Дмитрий Васильевич; Шерстнев Захар Васильевич, Запруднев Никита Антонович, Петрушеня Федор Васильевич, Бубаков Семён Титович;

-орденом Александра Невского - Бубаков Семён Титович;

- Орденом Славы: Григоренко Павел Владимирович, Пуд Петр Иосифович;

Очень ценили фронтовики медаль «За отвагу». Медалью были награждены: Солонченко Владимир Данилович,

Солонченко Михаил Данилович, Шлюев Василий Андреевич, Бухтияров Николай Васильевич (дважды).

Закончить наш рассказ хочется словами песни из кинофильма «Офицеры»:

Нет в России семьи такой,

Где б ни памятен был свой Герой.

И глаза молодых солдат

С фотографий увядших глядят.

Этот взгляд, словно Высший Суд

Для ребят, что сейчас растут.

III.Заключение

Результаты исследования

1.Оценена необходимость и значимость участия жителей поселка в общественном движении «Бессмертный полк»

- в половине опрошенных семей (53%) были участники войны;

- из 36 семей сведениями о родных и близких располагали 19(53%);

- об источниках, где можно найти информацию знали 21 из 36(58%);

- хотели бы располагать такой информацией все 36 человек (100%);

- о движении «Бессмертный полк» знают все опрошенные обучающиеся (40 человек) и чуть больше половины жителей поселка (29 из 40 человек);

- без исключения все семьи, чьи родные воевали, хотели бы иметь информацию о них в школьном музее.

Выводы:

Для жителей поселка и обучающихся школы остаются значимыми вопросы, касающиеся истории участия их родных и близких в Великой Отечественной войне, а также необходимость сохранения исторической памяти, связанной с событиями тех лет.

Полученные результаты могут быть использованы для формирования устойчивого внимания общественности к этой проблеме.

2.Проанализирована и обобщена часть информации о погибших земляках-чернореченцах, занесенных в Книгу Памяти.

2.1 Найдены интересные факты:

- из одной семьи уходили на фронт по несколько человек и все не возвращались;

- большинство людей погибали в бою;

- многие пропали без вести

- места захоронения находятся на территории Российской Федерации, Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии, Молдовы, стран Восточной Европы и Германии;

- братские могилы захоронения от 7 человек до 4505 человек;

- более половины погибших в возрасте 18-30 лет;

- не все фамилии, которые есть, в Книге Памяти выписаны на плитах памятника в поселке.

2.2 Разработан алгоритм работы с информацией из Книги Памяти. На основе анализа (списки А-Г) сделаны обобщающие таблицы(Приложение1)

Выводы:

- Найденные факты могут быть использованы для привлечения внимания обучающихся к теме.

- Алгоритм работы с информацией может быть использован для обобщения по спискам (Д-Я) и проведения новых исследований.

3.Составлен подробный текст к экспозиции «Бессмертный полк» в школьном музее. Описаны наиболее значимые факты биографии участников войны:

- названы подвиги и награды тех, кому было присвоено звание Героя Советского Союза;

- названы участники основных битв Великой Отечественной (битвы за Москву, обороны Ленинграда, Курской и Сталинградской битвы, битвы за Берлин;

-отмечены моменты увековечивания памяти тех, кто совершил подвиги.

Выводы: - Данный текст может быть использован экскурсоводами музея при проведении обзорной экскурсии по теме «Наши земляки в рядах «Бессмертного полка»;

- Материал может быть использован при проведении уроков мужества, встреч с детьми войны, тружениками тыла, встреч с жителями поселка, чьи родные и близкие участвовали в Великой Отечественной войне.

- в дальнейшем возможно более подробное описание военной биографии отдельного человека или описание «коллективных портретов»: «Первый ряд Бессмертного полка», «Учителя в рядах полка», «Родные лица в рядах полка» для создания электронного архива о каждом герое «Бессмертного полка».

Литература и источники

Книга Памяти Красноярского края / худож. В. В. Егоров; фото И. Б. Венюкова. – Красноярск: Кн. Изд-во, 1994 –том 4, том 5.

Книга Памяти Красноярского края / худож. В. В. Егоров; фото И. Б. Венюкова. – Красноярск: Кн. Изд-во, 1994 –том 4, с.419-428

Книга «Присвоить звание героя». Красноярск 2015, с.151

Книга «Присвоить звание героя». Красноярск 2015, с.249

Книга «Присвоить звание героя». Красноярск 2015, с.272

Книга «Присвоить звание героя». Красноярск 2015, с.343

Сайт «Мемориал»http://www.obd-memorial.ru/htmhl/

Сайт «Подвиг народа»http://www.podvignaroda.ru и www.podvignaroda.mil.ru

Приложение 1

Информация о погибших земляках-чернореченцах, занесенных в Книгу Памяти.

Приложение 2

Баннер «Бессмертный полк» в школьном музее «Память сердца»

Приложение3

Документы электронного архива собраны о каждом герое. Как пример представлены документы Бухтиярова Николая Васильевича

Материалы сайта «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» -(http://podvignaroda.mil.ru/). 

 Найдено всего 4 документов

1  Бухтияров Николай Васильевич

__.__.1926 /  ефрейтор /  Медаль «За отвагу».

2  Бухтияров Николай Васильевич

__.__.1926 /  красноармеец /  Медаль «За отвагу».

3  Бухтияров Николай Васильевич

__.__.1926 /  рядовой / .

Бухтияров Николай Васильевич

__.__.1926 /   /  Орден Отечественной войны II степени.

Общедоступный электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» Описание подвига и боевых заслуг Бухтиярова Н.В.

Бухтияров Николай Васильевич 1926г.р.

1.звание: красноармеец 
в РККА с 24.04.1943 года Место призыва: Колпнянский РВК, Орловская обл., Колпнянский р-н 
Место службы: 422 ап 157 сд 5 А 3 БелФ 
Дата подвига: 20.10.1944 

№ записи: 44420127

Медаль «За отвагу»  Подвиг:

Материалы сайта «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» -(http://podvignaroda.mil.ru/). Наградной лист медали «За отвагу».

Просмотров работы: 94