Путешествие письма

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Путешествие письма

Конькова К.С. 1
1МАОУ"Голышмановская СОШ №2
Белоусова В.И. 1
1МАОУ"Голышмановская СОШ №2
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Почта - это слово, наверное, слышал даже самый маленький ребёнок. Когда я слышу это слово, то всегда вспоминаю почтальонку с сумкой, проходящую мимо нашего дома. Иногда она нам приносит газеты и никогда не приносит письма. Я знаю, что такое письмо. Я пишу каждый день в телефоне или на компьютере, мы называем их «ЭСЭМЭС» или «сообщение». В толковом словаре, я узнала, что письмо – это бумага с написанным текстом, которую посылают кому-нибудь, чтобы сообщить о чем-нибудь, но я никогда не отправляла его по почте. Бабушка говорит, что сейчас письма не стали писать. Во время их молодости письма писали и получали не реже 1 письма в месяц. Сейчас тоже пишут письма, больше другими средствами связи, но они не проходят тот путь, который проделывали старые письма. Сегодня не так уж и трудно отправить по почте письмо, просто это долго, всем нужно быстрее. Было решено узнать, как раньше передавали информацию, какой была почтовая связь много лет назад и куда уходят письма, которые достают из почтового ящика? Я думаю, это очень интересно писать письма на бумаге, отправлять их, а потом ждать ответа.

Проблема: перестали писать письма старым способом. Исчезает традиция написания письма.

Актуальность: писать письма – это наша культура, традиция, история. Знать историю людей, работающих на предприятии, их условия труда и сохранять традицию, всегда актуально.

Объект исследования: процесс исследования почтовой связи

Предмет исследования: история передвижения письма

Цель: Познакомиться с маршрутом следования письма, через исследование истории почтовой связи

Задачи:

Изучить историю развития почтовой связи

Познакомиться с литературным творчеством о почтовой связи

Сравнить по годам количество писем, поступивших на почтамт

Составить алгоритм следования письма

Написать родственникам письмо и проследить его маршрут

Гипотеза: Если я буду писать письма и научу других ребят, то сохраню традицию написания письма.

Методы исследования

Социологический опрос

Работа с библиотечным фондом

Выход в интернет

Экскурсия на почту

Посещение районного краеведческого музея и железнодорожного вокзала

Срок реализации 5 месяцев

I. Основная часть

1.1. Из истории почтовой связи

Доисторические люди использовали для передачи важной информации голос, что способствовало появлению членораздельной речи. Однако устная передача вестей была несовершенна, так как человеческий голос слышен лишь на близком расстоянии. Для усиления передаваемого звука тысячелетия назад стали использовать полые стволы деревьев и позднее барабаны. С помощью условных ударных сигналов новости передавались от одного поселения к другому. Кроме того, человек использовал для передачи вестей огонь и дым. Барабаны тамтамы до сих пор используются для связи на большие расстояния африканскими племенами, а дым от костров ещё в XX веке употреблялся для этих же целей индейцами Канады.

Какими только способами не переправ­ляли почту! Когда корабль терпел бедствие, в море бросали закупоренную бутылку с посланием. (Приложение №1)

До появления радио другого способа сообщить о себе у них просто не было.

Подсчитано, что из десяти брошенных в море бутылок с письмами теряются девять, так что бутылочная почта – дело ненадёжное. И всё-таки она дожила до наших дней.

Следующим видом связи в истории человечества стали гонцы — вначале пешие, позднее конные. Письменные сообщения пересылались с пешими и конными гонцами по принципу эстафеты.

Древний почтальон скакал на лошади много километров, затем пересаживался на дру­гую лошадь, чтобы доскакать до следующего горо­да. Там он передавал сумку с почтой следующему почтальону. (Приложение № 2)

Воздушная почта появилась задолго до изобретения самолёта. Уже в глубокой древности весточки разносили голуби, которые хорошо ориентировались и легко могли найти свой дом, расположенный за мно­го километров. (Приложение №3)

В прошлом веке иногда отправляли почту на воздушных шарах. Путешествовали письма и в пустых пушечных ядрах. Вообразите, неприятель плотным кольцом окружил старинный город. Осаждённым нужно подать весть своим друзьям. А послать её можно лишь через головы противника. Как быть? И тогда горожане обращались вместо почтальонов к пушкарям. (Приложение №4)

В первые десятилетия XX века в России для ускорения доставки почты начали использовать авиацию. Первый авиационный перелет с почтовым грузом состоялся 31 марта 1918 года из Петрограда в Москву. В 20-х годах развитие авиапочты шло стремительными темпами, налаживались внутренние авиалинии, началась доставка авиапочты за рубеж. Линии обслуживались отечественными самолетами «Илья Муромец» и «Лебедь – XII». Сначала перевозилась только служебная почта, но уже с 1922 года была введена платная пересылка частной, простой и заказной корреспонденции. За один рейс доставлялось до 600 писем. Авиакорреспонденцию можно было опустить в почтовые ящики голубого цвета, на которых был нарисован самолет.

Почтовый ящик

Почтовый ящик был придуман моряками в 16 веке. Направляясь из Европы в Индию, морские путешественники оставляли письма в большом каменном ящике на мысе Доброй Надежды, а возвращающиеся корабли забирали послания в Европу. Подобная связь действовала четко в течение нескольких столетий. В настоящее время этот камень, служивший первым почтовым ящиком, хранится в одном из музеев Кейптауна. И только в 1785 г. в Вене был установлен обычный почтовый ящик, украшенный изображением письма и почтового рожка. В России первый почтовый ящик появился в Санкт-Петербурге 13 декабря 1848 года. Синего цвета, сделанный из дюймовых досок и обшитый железом, он был неудобен в использовании и легко взламывался, поэтому стал настоящей находкой для почтовых воришек. Чтобы предотвратить почтовое воровство, власти заменили деревянные ящики на чугунные - весом более сорока килограммов. И лишь в 1910 году конструктор П.Н. Шаберов разработал железный почтовый ящик с механически открывающейся донной дверцей, которым мы пользуемся до сих пор.

Почтовые поезда

Россия стала одной из первых стран, поставивших почту на рельсы. В 1837 году впервые была доставлена почта по железной дороге из Петербурга в Царское село. По движению поездов можно было сверять часы, и так же четко была согласована отправка почты. В 1852 году впервые был отправлен почтовый вагон, с корреспонденцией из Санкт-Петербурга в Москву и с этого момента началась регулярная пересылка почты железнодорожным транспортом. Поезда, в состав которых цепляли почтовый вагон, шли быстрее пассажирских и были престижнее. Для сбора железнодорожной почты повесили специальные ящики, выкрашенные в красный цвет. К концу XIX века почта загрузила 35 железнодорожных линий, ямщики уходили в прошлое.

Почтовая связь в литературном творчестве

Я сходила в библиотеку и нашла сказки. В сказке «о царе Султане, о сыне его славном князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

А.С.Пушкин пишет:

«…И царица над ребёнком

Как орлица над орлёнком

Шлёт с письмом она гонца,

Чтоб обрадовать отца…»

Сказка-повесть Э.Успенского «Тётя дяди Фёдора, или побег из Простоквашино» глава «Письмо»

«… А вас я вовсе не подслушивал, нужны вы мне больно. Я вам письмо принёс. Дядя Фёдор взял письмо и пошёл в дом. Письмо - это очень важное событие. Оно было от мамы…»

Отрывок из стихотворения С.Я.Маршака «Почта»

«…Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне,

С цифрой 5 на медной бляшке,

В синей форменной фуражке?

Это он, это он, Ленинградский почтальон.

У него сегодня много

Писем в сумке на боку-

Из Ташкента, Таганрога,

Из Тамбова и Баку.

В семь часов он начал дело,

В десять сумка похудела,

А к двенадцати часам

Всё разнёс по адресам…»

Отрывок из стихотворения С.Я. Маршака «Военная почта»

«… Эти письма словно стая

Белых, синих, серых птиц-

Со всего родного края, из посёлков и станиц.

Пишут матери и жёны, пишут дети в первый раз

Шлют приветы и поклоны

Все, кто дороги для нас.

Почтальоны возят вести

По дорогам фронтовым,

И лежат в их сумках вместе

Письма павшим и живым.

С каждой нашею победой ,

С каждым новым днём войны

Письма дальше, дальше едут-

К рубежам родной страны…»

История развития почтовой связи в посёлке Голышманово

Чтобы узнать историю развития почтовой связи в посёлке Голышманово, нами были посещены центральная почта, музей, ближайшее почтовое отделение, центральная библиотека.

В музее узнала, что узел связи начал работать в 30 годы. В 1931 году в Катышке (раньше так назывался наш посёлок) оборудован радиоузел. В 70 домов граждан района пришло радио, установлена телеграфная связь с областным центром Катышка - Свердловск, Аромашевским районом Катышка - Аромашево. В райцентре установлен телефонный коммутатор на 24 точки. В районе работало 26 телефонных аппарата.

В 1932 году Катышка стала центром Голышмановского района. Из села Голышманово сюда переводятся все государственные учреждения, почта, телеграф, больница. Начинается интенсивное строительство. В центральном музее сохранились фотографии старой почты (Приложение №5)

Посетив центральную почту, узнала, что в 1970 – введено в эксплуатацию типовое здание районного узла связи в райцентре Голышманово. (Приложение №6) Сейчас оно называется: «Обособленное структурное подразделение УФПС Тюменской области – филиал ФГУП «Почта России», создано на основании приказа директора УФПС Тюменской области – филиала ФГУП «Почта России» от 15.12.2003 года.

- Место нахождения подразделения: р.п. Голышманово, Тюменской области, ул. Комсомольская, 75. Почтовый адрес: 627300,

Задачи подразделения

Подразделение является обособленным структурным подразделением Филиала ФГУП «Почта России» и осуществляет часть его функций на территории Голышмановского района.

В состав ОСП Голышмановский почтамт входит 40 отделений почтовой связи. Предприятие обслуживает три района (Голышмановский, Аромашевский, Бердюжский), в состав которых входит 35 сельских поселений, численность которых составляет 49500 человек. Услугами почтовой связи охвачены все населенные пункты. Среднесписочная численность сотрудников почтамта составляет 175 человек, из них 98 (56%) занимаются непосредственно доставкой почты, это почтальоны, почтальоны по сопровождению и обмену и водители

- Руководство и контроль деятельности Подразделения осуществляет директор УФПС Тюменской области – филиала предприятия.

Анализ письменной корреспонденции.

Дюкова Светлана Николаевна, начальник производственного участка, рассказала, что за последние годы увеличилось количество разных услуг населению, но уменьшилось работы с письменной корреспонденцией. Проанализировав данные, полученные из архива, видно, что в действительности количество исходящих писем через почтовое отделение 627300 Голышманово, заметно уменьшилось. Рис.1

1995год- 459941 письмо

1999год- 174058 писем

2009год- 143 042 письма

2010 год- 113091 письмо

2011 год- 101417 писем

2019 год- 69618 писем.

Количество письменной корреспонденции

Рис. 1

Голышмановский почтамт - это 3 района: Голышмановский, Бердюжский, Аромашевский. Посетив отделение почты, нам предоставили информацию о количестве простых писем, поздравительных открыток, рекламы через Голышмановский почтамт. Это простая корреспонденция, поступившая в почтамт, и отправлена в другие почтамты, вместе взятая. Рис.2

2015г.- 200263штук

2016г.- 199904штук

2017г.- 187592штук

2018г.-184030штук

2019г.-141722штук.

Количество письменной корреспонденции с трёх районов

Рис.2

Был сделан вывод: люди стали писать очень мало писем, исчезает традиция написания письма на бумаге и если не принимать никаких мер, то письмо как вид жанра исчезнет.

Социологический опрос

Следующим этапом был проведен социологический опрос, знают ребята, что такое письмо, получают они бумажные письма или нет? Пишут ли сами письма на бумаге, если не пишут, то почему?

Опрос был проведён среди учащихся разного возраста школы №2. Было опрошено 50 человек. Рис.3, рис.4, рис.5

На вопрос: «Получаете ли вы письма?» Дети ответили

Рис.3

На вопрос: «Пишите ли вы сами письма на бумаге?» Дети ответили

Рис.4

На вопрос: «Почему не пишете?» - ответили

Рис.5

Вывод: По данным социологического опроса сделан вывод, действительно очень мало семей, где пишут письма, большинство детей даже не писали письма, но знают, что такая связь существует. На вопрос, почему они не пишут? Отвечают, что нужно долго думать, не умеют, не знают, как писать, немодно. Получают письма в основном рекламные или официальные. Больше предпочитают телефонную связь, электронные письма.

Путешествие моего письма

Сегодня для нас не совсем привыч­но находить в почтовом ящике письма, написанные именно тебе, а очень хотелось бы.

Я решила написать письмо своим родственникам и проследить путь его следования в г. Советский Тюменской области.

Алгоритм следования письма

1. Сначала написала письмо, и подписала конверт.

2. Опустила это письмо в почтовый ящик (Приложение №9).

3. Затем приходит почтальон, забирает письма и относит их на почтовое отделение. (Приложение №10)

4. Здесь на письмах ставят печать с датой и адресом. (Приложение №11)

5. Приходит почтовая машина по посёлку Голышманово, забирает всю корреспонденцию и увозит на центральную почту. (Приложение №12)

6. Страховой отдел принимает почту, проверяет по накладной и отписывает в отдел сортировки

7. В отделе сортировки раскладывают письма по направлениям в разные ячейки (сортируются). Это очень кропотливая работа, но необходимая: Занимается такой работой Баженова Лидия Васильевна, которая работает на почте уже 40 лет. (Приложение №13)

8. Далее приходит Тюменская почтовая машина, забирает некоторую корреспонденцию и увозит в город Тюмень. (Приложение №14)

9. Некоторые почтовые перевозки отправляют на почтово-багажном поезде дальнего следования. В них существуют специальные вагоны, и там почта сортируется согласно месту назначения. Так упаковки списьмами передаются с вокзала на вокзал. К вок­залам подъезжают грузо­вики и развозят письма по почтовым отделениям в зависимости от адресов, указанных на конвертах.

10. Там письма сортируются в последний раз и разносятся почтальоном каждому конкретному адресату. Инте­ресное путешествие, не правда ли?

У меня получилась вот такая схема или алгоритм

П исьмо почтовый ящик почтовое отделение почтовая машина районное почтовое отделение страховой отдел сортировщик почтовая машина г. Тюмень или почтовобагажный поезд опять почтовое отделение и далее схема повторяется

На основе этой схемы составили диаграмму путешествия моего письма по посёлку Голышманово. (Приложение №15) Я очень удивилась, что таким маленьким письмом занимается столько много людей.

Чтобы узнать следование моего письма дальше, на железнодорожном вокзале, у кассира узнали, как моё письмо дойдёт до города Советский. Оказывается прямой ветки от города Тюмени до города Советский нет. Моё письмо пойдёт через Свердловскую область.

Я записала все крупные станции, по которым пройдёт почтовобагажный поезд

р . п. Голышманово Тюмень Камышлов Богданович Сухой Лог Алапаевск Махнёво Серов Ивдель Оус Пионерский Югорск Советский

Все эти станции я нашла на карте и весь путь следования письма по железной дороге отметила красным карандашом. (Приложение №16)

II. Заключение

Работа над этой темой позволила мне расширить знания о почтовой связи. Я узнала, как люди пытались передать информацию в разные времена, кто-то при помощи почтовых голубей, кто-то даже применял пушечные ядра, а иногда не прочь отправить весточку и на воздушном шаре. Иногда даже приходилось воспользоваться бутылочной почтой. Как трудно предположить, что первый почтовый ящик был каменный. Изучить историю письма помогают сказки, рассказы, стихи, загадки.

Чтобы узнать историю развития почтовой связи в посёлке Голышманово были посещены: музей, центральная почта, ближайшее почтовое отделение, центральная библиотека. На железнодорожном вокзале мне рассказали путь следования моего письма.

В музее узнала, что узел связи начал функционировать в 30 годы. В 2020 году почтовому отделению в поселке Голышманово исполнится 90 лет.

Уменьшилось работы с корреспонденцией. Многие почтальоны вспоминают, что раньше письма увозили мешками. Проанализировав данные за 6 лет, мы видим, что в действительности количество исходящих писем заметно уменьшилось

1995год- 459941 письмо

1999год- 174058 писем

2009год- 143 042 письма

2010 год- 113091 письмо

2011 год- 101417 писем

2019 год -

Был сделан вывод: люди стали писать меньше писем, исчезает традиция написания письма. Была выдвинута гипотеза, если я буду писать письма, и научу этому других ребят, то сохраню традицию написания письма. Проведя социологический опрос, я узнала, что в действительности во многих семьях не пишут письма, многие дети даже не писали никогда письма, но знают, что такая связь существует. На вопрос, почему они не пишут? Отвечают, что нужно долго думать, не умеют, не знают, как писать. Получают письма в основном рекламные или официальные, иногда открытки. Больше предпочитают телефонную связь, электронные письма, считают, что это намного быстрее. Для того чтобы лучше узнать куда уходят письма, я решила проследить путь моего письма от почтового ящика в посёлке Голышманово, до г. Советский в Тюменской области. Путешествие письма оказалось очень увлекательным.

Данная работа позволила мне задуматься над тем, что традиция написания письма на бумаге может исчезнуть, поэтому я решила, всё, о чём я узнала, поделиться с ребятами. Может их эта тема заинтересует, и они тоже захотят написать письма своим родственникам, друзьям. Я думаю, гипотеза частично подтвердилась, потому что пусть на малую долю я сохранила традицию написания письма на бумаге. Есть поговорка: «Из малого выходит великое». Писать письма я продолжу с ребятами моего класса. Пусть каждый прочувствует радость от написания и получения письма.

III. Список литературы

Большая Российская энциклопедия-2004 г.

Волина В. «Загадки от А до Я». Санкт-Петербург. Дидактика-1997г

«Загадки-скороговорки»/-М.: «АСТ-ПРЕСС» 2009г

Климова Т. «Загадки» /-М.: «РОСМЭН» - 2001 г.

Маршак. С.Я.. «Почта военная»/- Среднеуральское Книжное Издательство Свердловск, 1971 г. С.13

Марченков В. К., Мясников А. Л. Россия. История почтовой связи. — Сб., 2002.

Маршак С.Я. «Почта» /- М.: «Малыш»1975г. С 3-5

Пушкин А.С. «Сказки»/- М.: «ОЛМА-ПРЕСС» 2012г.с.14

Успенский Э. «Тётя дяди Фёдора, или побег из Простоквашино»/- М.: «РОСМЭН» 2003 г. С.6-7

«Стеклянные конверты»// - Журнал «Это интересно» 2016 г. №4

«Письма»// - журнал «Детская энциклопедия» 2005г. №5 с. 26

«Авиапочта»//- журнал «Почему?» 2017г. №1 с.22

«Как выглядел первый почтовый ящик?»// - журнал «Почему?» 2013г. № 5

Материалы краеведческого музея « История развития пос. Голышманово»

Материалы архива «Услуги связи в натуральном выражении по

Голышмановскому району за 1995г, 1999г, 2009г2010г 2011г»

Материалы экономического отдела почтамта по Голышмановскому району за 2015г., 2016г., 2017г., 2018г., 2019г.

Атлас автомобильных дорог/- г. Минск: «Тривиум»

http://provizorii.ru/index.php/Голубиная_почта

http://evolutsia.com/content/view/376/43/

https://golyshmanovo.admtyumen.ru/mo/Golyshmanovo/socium/more.htm?id=11313026%40cmsArticle

antikclub.ru/load/club_collektors/musei_raritet/1/34-1-0-763

www.liveinternet.ru/users/elinor_051/post33

2yxa.ru/vopros/text/303

infourok.ru/material.html?mid=26428

IV.Приложение

Приложение №1 Приложени№3

Бутылочная почта Почтовые голуби

Приложение №2 Почтовая карета

Приложение №4 Путешествие Приложение №5 Узел связи 1960 г

письма в пустых пушечных ядрах

или на воздушном шаре.

Приложение №6 Здание почты 1980 г Приложение №6 Здание почты 2000г

Приложение №6 Здание почты 2009 год Приложение №6 Здание почты 2011г

Приложение №6 Здание почты 2019 год

Приложение № 8 Пишу письмо Приложение №9 Отправляю письмо

Приложение №10 Почтальонка забирает письмо Приложение №11 На моём письме

Оператор Белоусова Светлана

Владимировна ставит печать

Приложение №12 Почтовая машина Приложение№ 12 Водитель машины

забирает письма Алфёров Владимир Анатольевич

Приложение №13 Ламбина Лидия Приложение №14 Тюменская почтовая

Васильевна машина часть писем увозит в г.

в сортировочном отделе идет сортировка писем Тюмень

Приложение № 15. Схема следования моего письма по р.п. Голышманово

Карта следования письма

Приложение № 16. Карта следования письма.

Просмотров работы: 225