Введение
Сегодня часто приходится слышать о необходимости воспитания любви к Родине. А все это начинается с малого: познания и изучения достояния страны. Данная тема очень актуальна, особенно сейчас, когда в стране чувствуется патриотический подъём, когда важно каждому человеку, особенно молодому, испытывать гордость за свою Родину, уважать её историю. В патриотизме народа – сила государства. Но, к сожалению, далеко не все знают и интересуются достопримечательностями своей страны, края и столицы нашей Родины - Москвы.
Я живу в Москве. Наша столица уникальна. Нам есть чем гордиться. Одна из достопримечательностей – это Московский метрополитен.
Московский метрополитен является брэндом и гордостью столицы. Но что мы о нём знаем? Исходя из результатов проведенного опроса, была сформулирована проблема: «Мы мало знаем о метро, его истории и архитектурных памятниках подземного транспорта столицы, а также о характеристиках Московского метрополитена».
Цель нашей работы: формирование любви к родному краю путём изучения уникального объекта Московского метрополитена, распространения знаний о нем и решения познавательных авторских задач.
Объект исследования: Московский метрополитен.
Предмет исследования: исторические, географические и культурные особенности станций и линий Московского метрополитена, их математические характеристики.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить историю создания и развития Московского метрополитена, собрать необходимую актуальную информацию по предмету исследования.
2. Подготовить и апробировать сборник познавательных задач «Метро в цифрах».
3. Популяризировать разработанный материал.
4.Обобщить результаты исследования и сделать выводы о проделанной работе.
Гипотеза: знание разнообразных характеристик и особенностей Московского метрополитена будет способствовать развитию общей культуры, любви к родному краю, повышению исторических, математических, географических и других знаний обучающихся.
В ходе работы были использованы следующие методы исследования:
сбор и анализ информации;
поиск материалов в библиотеках и в Интернете;
опрос респондентов, интернет опрос;
проведение экспериментов;
обработка и интерпретация результатов.
Рис. 1
При изучении истории и актуальной информации об объектах метрополитена были проанализированы энциклопедические данные, документальные источники, научные публикации, электронные ресурсы. Также проведена ознакомительная беседа с заместителем директора Московского метростроя М.Ю. Арбузовым (Рис. 1) о Московском метрополитене, цифрах и динамике его развития.Видеофрагмент встречи прилагается [9].
Мое увлечение разработкой этого проекта началось с книг:
М.О. Ибрагимов и А.А. Гусева: «Герои – Метростроевцы: Фронт и тыл» под редакцией Н.С. Короля и К.А. Дорофеевой на основе архивных данных рассказывают о биографиях легендарных строителей метрополитена – Героев Советского Союза и Героев Социалистического Труда, чьи имена золотыми буквами вписаны в историю нашей страны и на чью долю выпало не только защищать передовые рубежи, но и возводить оборонительное сооружение во время Великой Отечественной войны, восстанавливать страну, открывать новые станции метрополитена [2].
А.Г. Евстигнеева в книге – фотоальбоме: «Московское метро: Свет и тень» говорит о том, что архитектурный облик станций Московского метрополитена разный, от ампира с мрамором и гранитом до перехода в мир кафельной плитки и простых форм. Но пассажиры при этом видят не более 40–50% построенного в метро. Метрополитен – это система как огромный живой организм, требующий постоянной профилактики и ремонта, а, следовательно, и глубоких знаний о его различных характеристиках [3].
Современное издание «Московский метрострой», посвящённый 85-летию освещает от имени Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации историю Мосметростроя, неразрывно связанную с зарождением и развитием Московского метрополитена как основы транспортного комплекса столицы [4].
Е.А. Джанджугазова в статье «Московское метро: путешествие во времени и пространстве», опубликованной в журнале «Современные проблемы сервиса и туризма», описывает взгляды различных деятелей науки и искусства на Московский метрополитен в процессе его строительства [5].
Истории и современным характеристикам метро посвящены работы Н. Новиковой «Московское метро 1930-х – 1940-х гг.» [6], Е. Елизаровой «Откуда произошли названия некоторых станций московского метро» [7], В. Селина «Московское метро в цифрах и фактах. Досье» и других [8].
Но, несмотря на подробное описание объектов метрополитена, лишь в некоторых источниках уделяется внимание его точным характеристикам, а познавательных задач о метро вообще нет. Поэтому возникло огромное желание представить этот краеведческий материал в виде познавательных задач.
Глава 1. Характеристика Московского метрополитена
1.1 Общие сведения о Московском метрополитене.
Московский метрополитен (Московское метро) – является исторически первым и крупнейшим метрополитеном СССР и России. Московский метрополитен уже многие годы находится в списке достопримечательностей, обязательных для посещения туристами. Его называют архитектурным и историческим памятником и ставят в список музеев России, наряду с московским Кремлем, Санкт-Петербургским Эрмитажем и многими другими объектами. Метро считается самым быстрым видом транспорта в Москве, оно состоит из 14 линий, общей протяжённостью 381км. В Московском метрополитене 224 действующие станции. Ежедневно в подземку спускаются несколько миллионов человек. Объектами культурного наследия признаны 44 станции столичной подземки, а более 40 являются памятниками архитектуры. Все это было создано руками наших соотечественников и этим стоит гордиться!
1.2 История Московского метрополитена.
Первая линия открылась 15 мая 1935 года и шла от станции «Сокольники» до станции «Парк культуры» (Рис. ), с ответвлением на «Смоленскую» (Рис. ) и включала в себя 11,5 км трассы, 13 станций и 14 поездов. Метрополитен первоначально носил имя Л. М. Кагановича. Планы строительства метро существовали еще до революции. Первый план был отвергнут, однако в 1912 году было одобрено второе предложение. Первая мировая война, за которой последовала революция, задержали строительство, и оно началось лишь в 1931 году.
Рис. 2
Рис. 3
Рис. 4
15 июня 1931 года на Пленуме ЦК ВКП(б) было принято постановление о строительстве Московского метрополитена (Рис.4).В предвоенные годы Московское метро было «подземным дворцом» для миллионов трудящихся.
В годы войны метро служило бомбоубежищем для москвичей. Около полмиллиона человек скрывались на станциях и тоннелях.
Кроме проживания людей, станции оборудовались и под другие нужды. На станциях метро расположились: библиотека, штаб противовоздушной обороны Москвы, ставка Верховного Главнокомандования. А 15 октября 1941 года метро планировалось уничтожить. Утром 16 октября метрополитен первый раз за всю историю не работал. К вечеру приказ об уничтожении был отменён. Во время войны были открыты 7 станций на двух линиях метро.
С 1955 года метрополитену присвоено имя В. И. Ленина. Станции начала 1950-х годов – это самая пышная архитектура за всю историю метро, отличавшаяся обилием лепнины, барельефов и мозаик.
С 1960-х годов поменялся подход к архитектуре: «От роскоши к простоте». Каждое десятилетие в истории московской подземки отличалось от остальных особенностями моды и дизайна, присущими различным периодам истории нашей страны. Станции не только иллюстрируют собой развитие архитектурных стилей, но и освещают отдельные идеологические или исторические темы, прославляя жизнь великой страны и ее героев. В современной архитектуре метрополитена тоже много интересного. Дизайнерские и архитектурные находки воплощаются в интерьерах новых станций.
. Московский метрополитен развивает культурно-образовательные проекты, направленные на популяризацию исторического и культурного наследия Москвы. На станциях установлены памятные доски с именами архитекторов и информацией о станциях метро.
Вывод: история Московского метрополитена неразрывно связана с историей нашей страны.
1.3 География Московского метрополитена.
Рис. 5
Сегодня невозможно представить Москву без метро. Доля Московского метрополитена в перевозке пассажиров среди предприятий городского пассажирского транспорта столицы составляет более 56%. Он надежно связывает центр города с промышленными районами и жилыми массивами. Радиально-кольцевая структура Московского метрополитена воспроизводит исторически сложившуюся планировку Москвы. Московский метрополитен растет и развивается вместе с нашей столицей (Рис.5). Только метрополитен может обеспечить быструю доставку большого количества пассажиров из одного района Москвы в другой. Средняя дальность одной поездки в метро составляет около 14,5 километров. В среднем ежедневно услугами метрополитена пользуются более 7 миллионов пассажиров, а в будние дни этот показатель превышает 9 миллионов. По данным сайта mosmetro.ru эксплуатационная длина линий в двухпутном исчислении (30.12.2018) 440 км (381 км метрополитен, 54 км МЦК, 5 км Московский монорельс). Количество линий 14 (12 линий метрополитена, Московское центральное кольцо, Московский монорельс). Количество станций (30.12.2018) 261 (224 станции метрополитена, 31 станция МЦК, 6 станций Московского монорельса). Наземных 54 (17 станций метро, 31 станция МЦК, 6 станций Московского монорельса). Количество работников на метрополитене 50 тыс. чел. В Московском метро даже музей есть. По интенсивности движения, надежности и объемам перевозок Московский метрополитен стабильно занимает 1 место в мире. Он в первой тройке метрополитенов мира практически по всем другим показателям. Высокая регулярность движения и надежность работы столичного метрополитена достигается благодаря работе коллектива, а также применению современных технологий и новой техники, которые внедряются, в том числе и с использованием передового международного опыта крупнейших транспортных компаний мира.
Вывод: Московский метрополитен крупнейшая транспортная структура современного города, растет и развивается вместе с нашей столицей.
1.4 Характеристики объектов Московского метрополитена в числах
Интенсивность метрополитена Москвы
- В 1938 г. Московский метрополитен перевозил 719 тыс. чел. в день.
- В 2018 г. Московский метрополитен перевозил 8 млн. чел. в день.
- За 80 лет Московский метрополитен перевез более 145 млрд. пассажиров.
- Рекордом по перевозке стал 6 сентября 1997 года (день празднования 850-летия Москвы) -14 миллионов пассажиров.
- За год Московский метрополитен перевозит около 2,5 миллиардов человек.
Протяжённость метрополитена
- Метрополитен в войну представлял собой три линии: «Сокольники» - «Парк Культуры» (10 станций); «Киевская» - Курская» (6 станций); «Сокол» - «Площадь Свердлова» (5 станций). Всего 21 станция и 2 депо - «Северное» и «Сокол».
- Средняя протяженность поездки пассажира в московском метрополитене составляет около 14,5 километров.
- Самая протяженная линия московского метро – Арбатско-Покровская, протянувшаяся на 45,1 километра с востока на северо-запад мегаполиса.
- Самая короткая линия московского метро – Каховская – ее протяженность составляет всего 3,3 километра.
Глубина станций и другие характеристики Московского метрополитена
- Подземная станция, расположенная ближе всех к поверхности земли, — «Печатники». Ее глубина 5 метров.
- Самая глубокая станция «Парк Победы» ее глубина 84 метра.
- Самая длинная станция (по длине платформы) «Воробьёвы горы». Длина платформы составляет 284 метра. Чтобы пройти ее от начала до конца, придётся потратить 4 минуты.
- Самая широкая станция — «Партизанская», а 2-е место занимает «Полежаевская» (обе эти станции трёхпутные)
- Самая узкая станция — «Международная»
- Самый длинный эскалатор в московском метро установлен на станции метро «Парк Победы»— 126,8 м, высота подъёма 63,4 м
- Самый маленький (по объёму) вестибюль — южный выход станции «Аннино», открытый 15 июня 2012 года
- Самый длинный перегон — «Крылатское» — «Строгино» 6625 м
- Самый короткий перегон — «Арбатская» — «Александровский сад» 328 м и «Выставочная» — «Международная» 500 м
- Самый долгий промежуток от начала строительства до открытия принадлежит «Спартаку». Целых 39 лет понадобилось на то, чтобы объект.
- Серпуховско-Тимирязевская линия московского метро лидирует в Москве по количеству станций – их здесь 25. Общая длинна линии составляет 41,2 километра – 2 место.
- Средняя эксплуатационная скорость поездов московского метрополитена составляет около 41,61 км/ч. При этом обеспечивается высокая регулярность движения поездов с минимальным интервалом в "час пик" 90 секунд. Мировой рекорд Московского метрополитена по сокращению до 90 секунд
интервалов между прибытиями поездов в час пик никто еще не смог преодолеть.
Вывод: «Миром правят числа» (Пифагор).
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа в ходе исследования характеристик Московского метрополитена
Опытно-экспериментальная работа проводилась в три этапа:
1) подготовительном; 2) формирующем; 3) контрольном.
2.1 Подготовительный этап.
На первом этапе исследовательской работы был проведен опрос восьмидесятисуворовцев 5-6 классов (Рис.6) и Интернет- опрос (https://simpoll.ru/run/survey/df3140ad) по теме: «Знаем ли мы Московское метро». Всего в опросе приняло участие более 300 человек. Сравнительный анализ результатов опроса показал, что большая часть опрошенных мало знают о культурном наследии подземного мира Москвы. Многие не знают о первой станции московского метрополитена; участники опроса не могли назвать, на какой станции находится бронзовая скульптура «Пограничник с собакой», какая станция самая глубокая. Только на вопрос «Хотелось бы вам узнать больше о Московском метрополитене?» 73% ответили положительно
Рис.6
На данном этапе исследовательской работы было установлено, что суворовцы и участники интернет – опроса недостаточно хорошо знают о характеристиках метрополитена Москвы. Поэтому целесообразно разработать материал о достопримечательностях и особенностях метро на конкретном краеведческом материале в виде познавательных универсальных задач.
2.2 Формирующий этап.
На формирующем этапе при составлении условия задач я использовал весь собранный мною материал, а также проводил некоторые эксперименты.
Анализируя стоимость проезда в Московском метро составил сводную таблицу ( Рис 7).
История изменения стоимости оплаты проезда в Московском метро
№ |
Годы функционирования Московского метро |
Стоимость одной поездки |
Примечание |
1. |
1935 – 1941гг. |
От 50 рублей до 30рублей |
Для оплаты проезда использовался картонный билет на одну поездку в одном направлении, действительный в течение 35 минут после простановки отметки. Позже были введены отрывные бумажные талоны. Одновременно используются именные льготные абонементы. До 1 декабря 1935 года они были зелеными, потом — красными |
2. |
1941-1946гг. |
40 рублей |
Появились обратные билеты. В июле в вестибюле станции «Комсомольская» установлен новый опытный автомат для монет в 10 и 15 копеек. Выпущены абонементные книжки на 2 и 8 рублей. В декабре1943 г. на станции «Дзержинская» установлен новый билетный автомат, принимающий монеты достоинством в 10, 15 и 20 копеек. |
3. |
1947г. |
50 рублей |
Появились проездные билеты на месяц, на квартал и на полгода, изначально их делали с фотографией владельца. 1947 Вышла книга Агнии Барто «Я живу в Москве». В ней есть такие строчки: Дают нам билеты и сдачу с рубля, и вот наверху остается земля… |
4. |
1956-1961гг. |
50 рублей |
Пятилетка автоматизации. Объявили конкурс на турникет открытого типа. Поступило 32 предложения, и самое лучшее из них воплотили в жизнь.1952 г. На станции «Красные ворота» установлен первый турникет. 1957 г. Объявлен всесоюзный конкурс на лучшую конструкцию турникета. Поступило 31 предложение. 1959 г. на станции «Лермонтовская» установлен опытный турникет. 15 сентября 1959 года на станции «Рижская» установлен еще один тип турникета — с поворотной крестовиной |
5. |
С 1 января 1961 г. Со 2 апреля 1992 г. |
5 копеек 15 копеек |
В СССР денежная реформа — десятикратная деноминация. Вместо жетонов используется пятикопеечные монеты. Все станции оборудованы АКП (автоматическими контрольными пунктами — т. е. турникетами). Для размена более крупных монет (10, 15 и 20 копеек, кроме гнутых и юбилейных) установлены разменные автоматы, которые и по сей день висят на многих станциях (видимо, на черный день). Пятак просуществовал целых 30 лет. Для прохода через турникет используются 15-копеечные монеты. Некоторые турникеты оборудованы для приема трех пятаков (для различия на самих турникетах кустарным образом сделаны надписи краской: «15» и «5+5+5»). В них вмонтированы два светодиода: бросаешь пятак — загорается один, бросаешь второй — еще один, бросаешь третий — гаснут лампочки и включается зеленый свет для прохода. В июле группой специалистов фирмы Olivetti и объединения «Электромаш» разработана первая в России автоматическая система оплаты проезда в метрополитене (проект «Метромат»), предполагающая использование магнитных карточек. |
6. |
С 1 марта 1992 г. С 24 июня 1992 г. С 12 декабря 1992 г. |
50 копеек 1 рубль 3 рубля |
Распад СССР . Появились бумажные билеты с магнитной полосой. А вскоре вышли первые бесконтактные карты, которыми мы пользуемся до сих пор. Магнитные билеты позволили в режиме реального времени учитывать пассажиропоток. А главное — они позволили ввести дифференциацию тарифов. Теперь пассажира смог выбирать тарифный план — покупать билет на две, пять, десять и так далее поездок. 1 марта в обращение были введены металлические жетоны, в ноябре их заменили пластиковыми. |
7. |
С 16 февраля 1993 г. С 25 июня 1993 г. С 15 октября 1993 г. |
6 рублей 10 рублей 30 рублей |
В виде эксперимента на станции "Проспект Мира" были установлены два турникета, принимающие магнитные карты. |
8. |
С 1 января 1994 г. С 19 марта 1994 г. С 23 июня 1994 г. С 21 сентября 1994 г. С 20 декабря 1994 г. |
50 рублей 100 рублей 150 рублей 250 рублей 400 рублей |
Стоимость проезда в метро менялась пять раз |
9. |
С 20 марта 1995 г. С 21 июля 1995 г. С 20 сентября 1995 г. С 21 декабря 1995 г. |
600 рублей 800 рублей 1000 рублей 1500 рублей |
Четыре раза увеличивалась стоимость проезда. В сентябре была введена в эксплуатацию автоматизированная система оплаты проезда. |
10. |
1997г. |
2000 рублей |
С сентября в продажу были введены билеты на 20 и 60 поездок. |
11. |
С 1 января 1998 г. С 1 сентября 1998 г. |
2 рубля 3 рубля |
Тысячекратной деноминации рубля, В продаже были билеты на 1, 2, 5 и 10 поездок, началась продажа транспортных карт. |
12. |
1999 гг. |
4 рубля |
Прекращена продажа жетонов, на всех станциях налажена продажа бесконтактных транспортных карт сроком действия до 3 лет. |
13. |
2000 – 2001 гг. |
5 рублей |
Были введены "Единые транспортные карты" для поездок в метро и на пригородных поездах. |
14. |
2002 г. |
7 рублей |
С 1 октября 2002 года одна поездка в московском метро обходилась пассажирам в 7 рублей, с 1 апреля 2004 года — 10 рублей, с 1 января 2005 года — 13 рублей, с 1 января 2006 года — 15 рублей. |
15. |
2004 г. |
10 рублей |
|
16. |
2005 г. |
13 рублей |
|
17. |
2006 г. |
15 рублей |
|
18. |
2007 г. |
17 рублей |
|
19. |
2008 г. |
19 рублей |
|
20. |
2009 г. |
22 рублей |
|
21. |
2010 г. |
26 рублей |
|
22. |
2011 г. |
28 рублей |
Продавались проездные билеты на 2, 5, 10, 20 и 60 поездок. |
23. |
2013 г. |
30 рублей |
Введены в обращение единые билеты для проезда на метро и наземном городском пассажирском транспорте, а также билеты "90 минут", которые дают право на 1 проезд в метро и неограниченное количество пересадок на наземном транспорте в течение 90 минут. |
24. |
2014 г. |
40 рублей |
Цены на проездные билеты, рассчитанные на большое количество поездок, меняться не будут |
25. |
2016 г. |
50 рублей |
Сегодня oплaтить пpoeзд в Мocкoвcкoм мeтpo мoжнo не только проездными и банковскими картами, но и современными смартфонами, браслетом, брелком и даже кольцом. |
26. |
2019 г. |
55 рублей |
Транспортные карты в виде колец и браслетов пока не создавали ни в одной стране мира |
Рис.7
Данные таблицы (Рис.7) легли в основу задачи.
З адача 1. В настоящее время стоимость проезда в Московском метрополитене оставляет 55 руб. за одну поездку. Какова была стоимость проезда в 1992 году, если она составляла 1/110 часть от сегодняшней цены? Были проведены эксперименты. Например: мною были сняты характеристики эскалатора станции «Чистые пруды» (выход в город) метро Москвы. Оказалось, что высота ступеньки эскалатора равна 24 см, а ступенек на открытой части всего 125. На основе этих данных я смог найти высоту, на которую поднимает эскалатор. Характеристики данного объекта были сопоставлены с данными Интернета, и они полностью совпали с моими измерениями.
Задача 2. ЕГЭ. Высота каждой ступеньки эскалатора равна 24 см. Найдите высоту (в метрах), на которую поднимает эскалатор, если ступенек на открытой части всего 125.
Наблюдения показали, что наличие эскалатора на станциях зависит от глубины. Если на станции Московского метрополитена нет эскалатора — значит, глубина её залегания менее 10 м, если эскалатор есть только на выход — до 15 м.
На станции «Парк Победы» были сняты барометром показания атмосферного давления. В вестибюле барометр показывал 760 мм рт. ст., а внизу – 768 мм рт. ст. На основе данных составлено условие задачи 3.
Задача 3.
При входе на станцию «Парк Победы» давление было 760 мм рт. ст., а внизу – 768 мм рт. ст. Определите глубину станции, если при подъёме на каждые 10,5 м давление в тропосфере уменьшается на 1 мм рт. ст.
В 2018 г. Россия в первый раз в своей истории стала страной –хозяйкой мирового чемпионата по футболу. Нас заинтересовала загруженность метро в период проведения Чемпионата, что дало возможность составить условие ещё одной задачи.
Задача 4. Пассажиропоток Московского метрополитена в период проведения Чемпионата мира по футболу-2018 увеличился на 32 процента, что составляет 2,6 миллиона человек. Сколько пассажиров в сутки в среднем перевозило Московское метро в период проведения Чемпионата мира по футболу - 2018?
Зная, что первая линия Московского метрополитена Сокольническая, пришла идея написать условие задачи на масштаб.
Задача 5. Длина Сокольнической линии метрополитена на карте 26 см, а на местности 32,5 км. Найдите масштаб данной карты.
Составленные задачи просты и доступны для суворовцев, позволяют раскрыть перед ними практическую значимость математики, дают возможность задуматься о культурном наследии столицы, способствуют развитию патриотического отношения к Родине.
Д ля углубления знаний о Московском метро Интернет – пользователям предложено викторина – пазл «Знаем ли мы Московское метро?».
Задания были собраны в сборник «Метро в цифрах» (Приложение). Данный материал был апробирован на уроках, при проведении внеклассных мероприятий, а пазл представлен на сайте https://learningapps.org.
Рисунок 2 Рисунок 6
Исследовательская работа «Много транспорта в столице, но метро с ним не сравнится» была представлена МсСВУ в рамках программы «Моя Москва». Все участники встречи признали, что знание истории Московского метро вызывает гордость за Отчизну и развивает интерес к школьным предметам.
Мы установили, что 100 % обучающихся проявляли интерес к изучаемым объектам метро и их математическим характеристикам. Суворовцы стали больше проявлять инициативы и самостоятельности при изучении математики, истории и достопримечательностей Москвы.
На контрольном этапе был проведен повторный опрос среди суворовцев, содержащий те же вопросы, что были заданы на подготовительном этапе. Обучающиеся показали положительную динамику уровня знаний объектов Московского метрополитена, что представлено сравнительной диаграмме (Рис. 8)
Рис. 8
Результаты сравнительного анализа полученных экспериментальных данных дали возможность доказать, что выдвинутая нами гипотеза о том, что знание характеристик объектов Московского метрополитена будет способствовать развитию общей культуры и патриотического воспитания школьников, повышению их гео-математических, исторических и других метапредметных знаний, если в преподавании данных предметов учащимся 5 и 6-х классов применять сборник «Метро в цифрах», нашла своё подтверждение.
Заключение
Исследовательская работа «Много транспорта в столице, но метро с ним не сравнится» помогает формировать любовь к родному краю и интерес к учебным предметам путём изучения уникального объекта столицы – Московского метрополитена.
Я пришёл к выводу:
1) удалось заинтересовать суворовцев и Интернет-пользователей уникальным объектом Московским метрополитеном;
2) знание о Московском метрополитене позволило составить познавательные задачи с применением краеведческого материала;
3) убедился, что решение задач с познавательным содержанием на краеведческом материале развивает интерес к математике, истории и географии, усиливает значение патриотического сознания в жизни человека;
4) считаю, что эти задачи необходимы в современных учебниках, предлагаю сборник познавательных задач «Метро в цифрах» для 5-6 классов.
Цель исследовательской работы достигнута. Задачи успешно решены.
Материалы и результаты исследовательской работы целесообразно применять при проведении классных часов, внеклассных мероприятии и на уроках математики в целях повышения у обучающихся общей культуры и патриотического воспитания, формирования исторических и естественно-научных интересов.
Перспективы дальнейшей работы.
Продолжение данного исследования возможно на основе изучения других, не менее интересных культурных объектов столицы с математической точки зрения (ВДНХ, МЦК, радиальные линии метро и др.), а также разработки познавательных задач по математике для 5-7 классов в виде Сборника.
Список литературы
Электронный ресурс. Режим доступа:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BD
Ибрагимов М.О. и. Гусева А.А. Герои – Метростроевцы: Фронт и тыл, 2018.
Евстигнеева А.Г. Московское метро: Свет и тень, 2017.
Енукова Е.А. и др. Московский метрострой, 2016.
Электронный ресурс. https://cyberleninka.ru/article/n/moskovskoe-metro-puteshestvie-vo-vremeni-i-prostranstve Режим доступа: Джанджугазова Е.А. «Московское метро: путешествие во времени и пространстве».
Новикова Н. Московское метро 1930-х – 1940-х гг. Публикация документов фонда «Академия коммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова» знакомит с историей строительства московского метро в 1930-е – 1940-е гг. (РГАНТД. Ф. 120. Оп. 3. Д. 512, 513).
Елизарова Е. Откуда произошли названия некоторых станций московского метро.
Селин В. [Электронный ресурс] https://tass.ru/info/1324314
Электронный ресурс. Режим доступа: https://youtu.be/4B8qyKNBItE.
Электронный ресурс. Режим доступа: https://youtu.be/rr5QQwqVOhA
11. Зигуненко С. Н. 100 великих рекордов транспорта.
Приложение
...И с гордостью скажу родному краю:
Люблю и знаю, знаю и люблю.
И тем полней люблю, чем глубже знаю…
Ю.К. Ефремов.
На основе изученных характеристик Московского метрополитена были составлены познавательные задачи. Они просты и доступны для суворовцев, дают возможность задуматься о культурном наследии столицы, способствуют развитию патриотического отношения к родному краю, позволяют раскрыть практическую значимость математики,. В сборнике представлены условия и решения данных задач.
З адача 1. Мне 12 лет, дата и год моего рождения 30.05.2006. Если цифры данных чисел сложить, к полученному прибавить 24, результат увеличить в 45 раз, то вы узнаете год открытия Московского метрополитена.
Задача 2. В годы Великой Отечественной войны в метро функционировали три линии. В первой линии было 10 станций, что на 4 станции больше, чем во второй, и на 5 станций больше, чем в третьей. Сколько станций действовало в годы войны в Москве?
Это интересно знать
Утром 16 октября 1941 года Московский метрополитен впервые не был открыт. Это был единственный день в истории Московского метро, когда оно не работало.
Во время Великой Отечественной войны метро использовалось как бомбоубежище. За время авианалётов в метро родилось 217 детей.
В характеристиках Московского метрополитена имеются данные о загруженности станций. По этим данным была составлена следующая задача.
Задача 3. Выполните действия и найдёте ответ на вопрос: «Сколько всего станций в метро города Москвы?»
(124560:6 - 123·150):82,5+719355:3689.
Задача 4. В сутки на станции метро «Отрадное» бывает примерно около 169 500 человек, а на станции «Речной вокзал» на 42 400 человек меньше, чем на «Отрадном», на станции «Выхино» на 10 700 человек больше, чем на станции «Речной вокзал». Сколько человек в сутки побывают на трёх самых загруженных станциях метрополитена Москвы?
Отрадное Речной вокзал Выхино
Задача 5. Упростите выражение 0,25 х · 0,4 у и найдите его значение при х = 880 и у = 0,5. Полученное число даёт ответ на вопрос: «Сколько станций Московского метрополитена признаны объектами культурного наследия?».
Станция «Комсомольская» Станция «Киевская» Станция «Площадь Революции»
Это интересно знать
Одна из самых длинных веток метро на планете – Арбатско–Покровская линия.
Задача 6. Самая длинная Арбатско–Покровская линия имеет длину 45,1 км, а самая короткая Каховская линия – 3,35 км. На сколько Арбатско – Покровская линия длиннее Каховской?
Задача 7. ЕГЭ. Высота каждой ступеньки эскалатора равна 24 см. Найдите высоту (в метрах), на которую поднимает эскалатор, если ступенек на открытой части всего 125.
Задача 8. По данным 2017 года количество работников метрополитена составляет 49002 человека, из них женщин 18700. Найдите число мужчин, работающих в метрополитене.
З адача 9. Длина зала самой длинной станции «Воробьёвы горы» Московского метрополитена составляет 282,35 м, а ширина -15,5 м. Какова площадь платформы станции?
Задача 10. Глубина станции «Бабушкинская» ниже уровня земли на 10,8 м, а глубина самой глубокой станции «Парк Победы» - 84,25 м.
На сколько метров станция «Парк Победы» глубже, чем станция «Бабушкинская»?
Э то интересно знать
Московское суворовское военное училище находится недалеко от станции метро Бабушкинская.
М не посчастливилось быть участником 80-летия и 85-летия юбилеев Мосметростроя. Я был членом спортивной команды, и наша команда заняла призовое место.
Задача 11. В 2016 году исполнилось 85 лет Московскому метрострою. Если сложить все цифры данных чисел, полученную сумму разделить на 11, то узнаете какое место заняла наша спортивная команда среди детей на юбилее Метростроя.
Задача 12. Поезд состоит из восьми вагонов, длина каждого 19,11 м. Какой процент составляет длина одного вагона от длины состава поезда? (Расстояние между вагонами не учитывается).
Задача 13. Количество поездов Московского метрополитена составляет примерно 550. У состава поезда 8 вагонов, в «час пик» в вагоне помещается 304 человека, а один поезд в сутки делает 6 рейсов. Сколько человек в сутки перевозит Московский метрополитен?
З адача 14. Длина Сокольнической линии метрополитена на карте 26 см, а на местности 32,5 км. Найдите масштаб данной карты.
Задача 15. Длина Калужско - Рижской линии метро составляет 37,8 км. На маршруте 24 остановки, на каждой из которых поезд стоит мин. За какое время поезд преодолеет весь маршрут, если его скорость равна 70 км/ч?
Задача 16. Длина маршрута, который поезд проезжает за ч со всеми остановками, равна 19 км. Поезд движется по маршруту со скоростью 57 км/ч и делает 12 остановок. Сколько времени длится остановка поезда, если на каждой из них он стоит одинаковое время?
З адача 17. Длина кольцевой линии метро равна 19,26 км. Если её представить в виде окружности, то чему равен диаметр? (Результат округлить до тысячных).
З адача 18. Самый короткий перегон между станциями “Выставочная” и “Международная” 498 м, что составляет 3/40 от самого длинного перегона. Какова протяженность самого длинного перегона между станциями “Крылатское” и “Строгино”?
З адача 19. За сутки Московский метрополитен перевозит в среднем 8100 тыс. пассажиров. В 1935 году пассажироперевозки составляли в среднем 1/45 часть этого количества. Сколько пассажиров в сутки в среднем перевозило метро в 1935 году?
Задача 20. В настоящее время стоимость проезда в Московском метрополитене оставляет 55 руб. за одну поездку. Какова была стоимость проезда в 1992 году, если она составляла 1/110 часть от сегодняшней цены?
Это интересно знать
А знаете ли вы, что Московское метро занимает 5 место в мире
по интенсивности использования этого транспорта, отставая от Пекина, Токио, Сеула и Шанхая? Гордость за Родину дала возможность составить следующую задачу.
Задача 21. Минимальный интервал между поездами Московского метро сейчас – около 90 с, что составляет 1/7 времени, которое затрачивали на ожидание пассажиры в 1935 году. Сколько времени ожидали поезда в Московском метро в 1935 году?
З адача 22. При входе на станцию «Парк Победы» давление было 760 мм рт. ст., а внизу – 768 мм рт. ст. Определите глубину станции, если из курса географии известно, что при подъёме на каждые 10,5 м давление в тропосфере уменьшается на 1 мм рт. ст.
З адача 23. Пассажиропоток Московского метрополитена в период проведения Чемпионата мира по футболу-2018 увеличился на 32 процента, что составляет 2,6 миллиона человек. Сколько пассажиров в сутки в среднем перевозил Московское метро во время Чемпионата мира по футболу - 2018?
Ответы и решения
Задача 1. Решение. 1) 1+2+3+0+0+5+2+0+0+6=19
2) 19+24=43, 3) 43·45=1935
Ответ: в 1935 году был открыт Московский метрополитен.
Задача 2. Решение. 1). 10–4 =6(станций) во второй линии.
2). 10–5 =5(станций) в третьей линии.
3). 10+6+5=21 (станция) всего.
Ответ: 21 станция метрополитена действовала в годы войны.
Задача 3. Решение.1)124 560 : 6 = 20 760 ; 2) 123 · 150 = 18450;
3) 20 760 – 18 450 = 2 310; 4) 2 310 : 82,5 = 28; 5) 719 355 : 3 689 = 195
7) 28 +195 =223
Ответ: всего 223 станции.
Задача 4. Решение. 1) 169 500 – 42 400 = 127 100 (человек) в сутки на станции «Речной вокзал».
2) 127 100 + 10 700 = 137 800 (человек) в сутки на станции «Выхино».
3) 169 500 + 137 800 + 127 100 = 434 400 (человек) в сутки на трёх станциях.
Ответ: 434 400 человек.
Задача 5. Решение. 0,25х·0,4 у= (0,25 ·0,4) ху = 0,1ху
Если х = 880 и у = 0,5 то 0,1 · 880 · 0,5 =88 ·0,5 = 44
Ответ: 44 станции признаны объектами культурного наследия.
Задача 6. Решение. 45,1 – 3,35 = 41,75 (км)
Ответ: на 41,75 км Арбатско – Покровская линия длиннее Каховской?
Задача 7. Решение. 24 · 125 = 3000 (см) = 30 м.
Ответ: на 30 м.
Задача 8. Решение. 49002 - 18700 = 30302 мужчины работают в метрополитене.
Ответ: 30302 мужчины.
Задача 9. Решение. 282,35 ·15,5=4376,425 (м2) – площадь платформы станции.
Ответ: 4376,425 м2.
Задача 10. Решение. 84,25 – 10,8 = 73,45 (м).
Ответ: на 73,45 м глубже станция «Парк Победы», чем станция «Бабушкинская».
Задача 11. Решение. (2+0 + 1 + 6 + 8 + 5) : 11 = 22 :11 = 2.
Ответ: 2 место.
Задача 12. Решение. 1) 19,11 × 8 = 152, 88 м – длина поезда
2)Составим пропорцию.
Длина Число процентов
19,11 м. х %
152, 88 м. 100%
19,11:152,88 = х:100
х=19,11 × 100 : 152,88
х=12,5 (%) – составляет 1 вагон.
Ответ: 12,5 %.
Задача 13. Решение. 1) 550 · 8 = 4400 (вагонов) – всего.
4400 · 304 = 1337600 (чел) – за один рейс.
1337600 · 6 = 8025600 (чел) всего в сутки.
Ответ: 8 025 600 человек перевозит метрополитен в сутки.
Задача 14. Решение.
32,5 км = 3 250 000 см
26 : 3 250 000 = 125 000 раз уменьшили.
Масштаб данной карты 1:125 000.
Ответ: 1:125 000.
Задача 15.Решение. 1) 24 · = 24 · = 28 (мин.) время на остановки.
37,8 : 70 = 0,54 (ч) – время движения.
28 мин. = ч. = .
(ч).
1 1/150 ч = 1 ч + 1/150 ч = 1 ч + 60/150 мин =1 ч 2/5 мин = 1 ч + 120/5 с = 1ч 24 с
Ответ: 1ч 24 с
Задача 16. Решение.1) 19 : 57 = (ч) – время движения.
2) (ч) – время на остановки.
3)16 : 12 = (мин) – время на одну остановку.
Ответ: 1 мин длится каждая остановка.
Задача 17. Решение. d = C : π
d = 19,26 : 3,14 = 6,13375… 6,134(км) = 6134(м).
Ответ: диаметр кольцевой линии равен 6 134 м.
Задача 18. Решение. 3/40 составляет 498 м
498 : 3/40 = 498 · 40/3 = 6640 м
Ответ: 6640 м.
Задача 19. Решение. 1/45 от 8100 тыс.
8100 : 45 = 180 тыс. пассажиров в сутки в 1935 году.
Ответ: 180 тыс.
Задача 20. Решение. 1/110 от 55 руб.
55 руб. = 5500 копеек.
5500 : 110 = 50 коп. стоимость проезда в 1935 году.
Ответ: 50 копеек.
Задача 21.Решение. 1/7 составляет 90 с.
90 : 1/7 = 90 ·7 = 630( с )= 10,5 мин. ожидали поезда в Московском метро в 1935 году?
10,5 мин = 10 мин +0,5 мин =10 мин 30 с
Ответ: 10 мин 30 с.
Задача 22. Решение.
1) 768 – 760 = 8 (мм рт.ст.) – разница атмосферного давления.
2) 10,5 · 8 = 84(м) – глубина станции «Парк Победы».
Ответ: 84 м.
Задача 23. Решение.
Количество людей Число процентов
В обычные дни х 100%
Во время Чемпионата 2,6 миллиона 32%
увеличивался
х : 2,6 = 100 : 32
х = 2,6 · 100 : 32
х = 8,125 (миллиона) – пассажиропоток в обычные дни.
8,125 + 2, 6 = 10,725(миллиона) человек во время Чемпионата.
Ответ: 10,725 мил лиона человек во время Чемпионата.