Лебедянь литературная

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Лебедянь литературная

Сдобникова А.С. 1
1МБОУ СОШ №3 г Лебедянь Липецкой области
Хомутцова О.Н. 1
1МБОУ СОШ №3 г Лебедянь Липецкой области
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1.Введение

Всем нам известно, что Россия – огромная страна. Ее территория заселена большими и маленькими городами. Каждый город имеет свою уникальность. Но особенно интересны и неповторимы маленькие старинные города. Они привлекают внимание своей архитектурой, самобытной культурой, а главное – людьми, которые там жили и живут по сей день.

Не является исключением и наш родной город – Лебедянь. Много достопримечательностей имеет он. Основанный в 1613 году, в настоящее время имеет население – 21300 человек.
Первые упоминания о Лебедяни появляются в документах в 1605 году. Тогда это был ещё не город, а «сельцо Лебедянское городище», принадлежавшее боярину Никите Вельяминову. В 1613 году, после освобождения Москвы от интервентов, Лебедянь становится «государевым городом», в него назначили воеводу и превратили в сторожевой пункт для обороны от татарских набегов. Чаще всего официально датой основания города считают именно этот год.

Со временем город из сторожевой заставы превратился в торговый центр государства российского. Купцы лебедянские были известны далеко за пределами родной территории. Яркой особенностью города в 19 веке были конские ярмарки.

В 1826 году в городе был открыт первый в России (на восемь лет раньше, чем в Москве) ипподром. Здесь было основано Лебедянское скаковое общество, членами которого стали видные конезаводчики со всей России.

Но торговали на ярмарке не только лошадьми. Главными предметами торга также служили кожи, сибирские меха, хлеб, древесные изделия, воск, свечи, сало, мыло и другие товары промышленников.

С 1845 года на лебедянских ярмарках проводятся регулярные выставки «сельской продукции», положившие начало созданию старейшего в России Лебедянского сельскохозяйственного общества – колыбели основных проектов реформы 1861года.

Во второй половине XIX века город Лебедянь достигает своего расцвета.

Время течёт, и многое в России с годами меняется. С 1928 года Лебедянь становится центром района, входящего в Елецкий округ. С января 1954 года Лебедянь входит в состав образованной Липецкой области. В городе строятся машиностроительный, инструментальный, плодово-ягодный заводы, завод строительно-отделочных машин. Появляются новые многоквартирные дома. Донские берега связывает новый железобетонный мост, вырастает новый авто-железнодорожный вокзал.

Тем не менее, свои привлекательные черты, появившиеся еще в XVIII-XIX вв. Лебедянь пока сохраняет. Даже в начале XXI века город остается классическим купеческим и провинциальным. Его архитектура удивительно гармонирует с окружающей средой и создает ощущение уюта и самобытности.

Но, несмотря на живописную природу, архитектурную оригинальность, Лебедянь прославилась еще и талантливейшими людьми. Здесь - родина народного артиста СССР К.Н. Игумнова, поэтов и писателей Т. Чурилина, Е. Замятина, А. Левитова, Н. Погодина. Большую часть своей жизни в Лебедяни прожил действительный член Географического общества России, историк, краевед, один из организаторов и первый директор музея города П.Н. Черменский. В Лебедяни бывали и о ней писали Л.Н. Толстой, А.В. Кольцов, М.М. Пришвин. Сюда на ярмарку приезжал И.С. Тургенев и художник П.П. Соколов, здесь писал своего «Дон Кихота» М.А. Булгаков, создавал живописные полотна Б. Кустодиев.

Список деятелей культуры можно продолжать и дальше, но мы в своей работе решили остановиться лишь на некоторых, чьё творчество нас особенно заинтересовало.

Объектом нашего исследования стало литературное творчество наших земляков, в котором отразилась история нашего города Лебедянь.

Предмет исследования – биографии и литературные произведения поэтов и писателей-земляков Т. Чурилина, Е. Замятина, А. Левитова.

Итак, цель нашего исследования такова: изучить историю нашего города в контексте литературного творчества наших земляков.

Задачи исследования:

1. Познакомиться с историей становления города Лебедянь.

2. Изучить биографию писателей-земляков .

3. Описать литературные места города, упомянутые в произведениях писателей.

Методы исследования

Для проведения данного исследования использованы следующие методы:

- реферирование;

- работа с художественной и научной литературой;

- анализ, обобщение;

- моделирование;

- цитирование литературных произведений.

Практическая значимость исследования

Результаты данной работы будут интересны и полезны как для автора лично, так и для других аудиторий. Их можно будет использовать на уроках литературы, истории и краеведения, во внеклассной работе при проведении Недели русского языка и литературы, в обычной жизни.

 

II. Основная часть

2.1 Из истории становления города Лебедянь

Археологические находки на Тяпкиной горе – месте строительства Лебедянской крепости – позволяют утверждать о существовании здесь славянского поселения еще в VIII-X и XII-XIII вв. А предания гласят и о более древнем возрасте города, чем общепринято считать, относя строительство первых укреплений к XIV веку Лебедянь, вместе с соседним Ельцом и Данковом была не только пограничным городом Рязанского княжества и рубежом русского государства, но и местом, через которое проходил торговый путь к государствам черноморского побережья.

Первое сохранившееся письменное упоминание о Лебедяни относится к началу XVII века. Известно, что Лебедянь или сельцо Лебедянское городище существовало в 1605 году и на правах поместья принадлежало московскому дворянину Никите Дмитриевичу Вельяминову. Нельзя исключать, что данное поместье появилось в конце XVI века при русских царях: Федоре Ивановиче или Борисе Годунове. Во время Смуты Лебедянское городище переходило из рук в руки. Лишь после октября 1612 года Лебедянь перестала быть владельческим поселением. Татарские приходы из-за Воронежа к Дону выявили необходимость построения между Данковом и Ельцом нового города. Укрепленный лебедянский острог как нельзя лучше подходил для выполнения этой задачи. Сюда был направлен военный гарнизон, состоящий из стрельцов и казаков, которые и приступили к обустройству крепости. Времени для этого было отпущено мало.

В 1613/14 году Лебедянь получает первого воеводу Лаврентия Александровича Кологривова и становится городом.

В 1621 году в версте от города, на Яблоновой поляне Романцова леса, был основан Свято-Троицкий монастырь.

В 1627 году в Лебедяни был «малый острог дубовый» - 50 саженей в длину и 30 саженей в ширину. За острогом находился небольшой посад и примыкающие к нему слободы служилых людей: Стрелецкая, Покровская и Пушкарская. Каждая слобода имела свою деревянную церковь. В это время в городе и слободах было 266 отдельных домохозяев, и проживало около 1500 человек.

Лебедянь удачно справилась с возложенной на нее задачей – беречь границы государства от набегов татар. Подавляющая масса населения города состояла из служилых людей: казаков, стрельцов и пушкарей.

Во второй половине XVII века город постепенно теряет свое боевое назначение. Линия обороны относится к юго-востоку от Лебедяни. Для жителей начинается сравнительно более спокойное время. В 1662 году лебедянская крепость перестраивается: город и большой острог соединяются в одно укрепление – город. Лебедянь расширяется и украшается. В 1692 году на берегу Дона строится Преображенский Красногорский Девичий монастырь.

Шли годы Лебедянь становится центром торгово-промышленной и культурной жизни края. Удачное её местонахождение: на пересечении «большаков», в точке соединения пяти губерний – Тамбовской, Воронежской, Рязанской, Орловской и Тульской, а также богатые традиции проведения ярмарок очень рано позволили Лебедяни встать в один ряд с крупнейшими торговыми городами России.

Занимая четвертое место в стране по объемам продаж в середине XIX в. лебедянские ярмарки со своими трактирами, купцами, цыганскими хорами, лошадьми трижды в год привлекали гостей со всей страны. Крещенская и Покровская ярмарки продолжались по месяцу, а Троицкая – 6 дней. Именно в Лебедяни был построен первый в России ипподром, а в 1826 году здесь объединились любители лошадей со всей России. Первые официальные скачки с программой, судейством и призами были проведены в Лебедяни 19 сентября 1825 г. Именно их успех среди знатоков и привел к мысли создания скакового общества.

Во второй половине XIX века город Лебедянь достигает своего расцвета. В это время здесь строится множество красивых зданий: мужской прогимназии, Городской Думы и Земского собрания, завершается строительство Торговых рядов с купеческими лавками. Под земскую больницу специально покупается двухэтажный угловой дом купца Проскурнина. Центр города украшают новые и интересные в архитектурном отношении двухэтажные купеческие особняки. По описанию современника, «город, занимая живописное местоположение на горе, имеет весьма широкие и длинные улицы. Здесь семь православных церквей и Троицкий мужской монастырь». Из церквей обращает на себя внимание Новый Казанский собор, «как своею архитектурой, так и величиной», а также три каменные приходские церкви «весьма древней архитектуры».

В начале ХХ века строится новый железобетонный мост через Дон (1910), две артезианские скважины (1914) для водоснабжения города, мостятся улицы, высаживаются липы на центральной Дворянской улице. Оживляется и культурная жизнь города. К городскому театру, устраивавшему свои представления в здании Земства, добавляются синематографы – «Иллюзион» Э. Эпштейна и «Электротеатр» Е. Яковлева. Сначала в городе, а потом и в уезде прокладывается телефонная сеть. Ширится сеть образовательных учреждений. В это время в Лебедяни действуют пять церковно-приходских школ, мужская гимназия, городское четырехклассное училище, мужское и женское приходские училища, частная женская четырехклассная прогимназия.

Время течёт и многое в России с годами меняется. С 1928 года Лебедянь становится центром района, входящего в Елецкий округ сначала Центрально-Черноземной, потом Воронежской, а затем, Рязанской области. С января 1954 года Лебедянь входит в состав образованной Липецкой области. В городе строятся машиностроительный, инструментальный, плодово-ягодный заводы, завод строительно-отделочных машин. Появляются новые многоквартирные дома. Донские берега связывает новый железобетонный мост, вырастает новый авто-железнодорожный вокзал.

Тем не менее, свои привлекательные черты, появившиеся еще в XVIII-XIX вв. Лебедянь пока сохраняет. Даже в начале XXI века город остается классическим купеческим и провинциальным. Его архитектура удивительно гармонирует с окружающей средой и создает ощущение уюта. Центральная улица города Советская, бывшая Дворянская, представляет собой широкую прямую улицу с купеческими, мещанскими домами и рядами старых лип по обеим сторонам. Деревья были заботливо высажены в 1910 году и до сих пор радуют горожан и гостей города летней прохладой и июньским душистым липовым ароматом. В центре города сохранилось немало интересных одноэтажных и двухэтажных купеческих усадеб, составляющих единое целое с каменными въездами и флигелями. По своей архитектуре интересен комплекс Торговых рядов, опоясывающий квартал Базарной площади с четырех сторон, здания: Городской Думы, мужской гимназии, земской больницы. Дома Игумновых, Дурасова, Неронова

Несмотря на разрушения атеистической эпохи, в Лебедяни сохранилось пять церквей. Все они разные по архитектуре, но по-своему красивы. Старо-Казанский собор (1771 г. постройки) расположен на месте деревянной крепости и отмечает самую старую часть города; церковь Рождества Богородицы (вторая четверть XVIII в.) стоит около братской могилы защитников города от монголо-татарских завоевателей; Ново-Казанский собор (1836 г.) – центральный, самый большой и красивый храм Лебедяни. Его почти 60-метровая колокольня пронзает своим шпилем высоту, нежно голубые стены с белым декором гармонируют с синью неба, а пять глав блестят серебром на солнце. Собор, видимый со всей округи, наряду со старым Казенным мостом, по праву считается символом города.

Лебедянская земля всегда славилась талантливыми людьми. Здесь - родина народного артиста СССР К.Н. Игумнова, видного деятеля отечественного здравоохранения С.Н. Игумнова, профессора, советского искусствоведа Н. Кожина, художницы, секретаря Л.Н. Толстого - Ю.И. Игумновой, советского изобретателя, конструктора киносъемочной аппаратуры В. Константинова, художника 2-го авангарда В. Ситникова, журналиста-международника, художника Н. Ситникова, эпидемиолога с мировым именем А.А. Чурилиной, поэтов и писателей Т. Чурилина, Е. Замятина, А. Левитова, Н. Погодина, заслуженного артиста БССР Б.В. Никольского, профессора, основоположника высшего дирижерского хорового образования Н.В. Романовского, скульптора, члена Союза художников В.И. Морозовой. Большую часть своей жизни в Лебедяни прожил действительный член Географического общества России, историк, краевед, один из организаторов и первый директор музея города П.Н. Черменский. В Лебедяни бывали и о ней писали Л.Н. Толстой, М.Н. Загоскин, А.Д. Копьев, А.Н. Островский, С.П. Жихарев, А.В. Кольцов, М.М. Пришвин. Сюда на ярмарку приезжал И.С. Тургенев и художник П.П. Соколов, здесь писал своего «Дон Кихота» М.А. Булгаков, создавал живописные полотна Б. Кустодиев. Андрей Белый, проведший в городе медовый месяц, писал: «Лебедянь прекрасна!»

Что до имени города, то оно достаточно легко объяснимо. В те давние годы, когда город представлял собой лишь деревянную крепость с посадами вокруг, к западу от него располагалось великое озеро Лебединое. Стаи белоснежных птиц взлетали с него и кружили над городом. Когда же в 1779 году указом Екатерины II городу был дарован герб, лебедь появился и на нем. Сейчас озера нет. На его месте – поля и сады пригородного хозяйства, и небольшой пруд, не пересыхающий даже в самые жаркие летние дни. Зато чуть в стороне от города, на Красивой Мече грациозных лебедей можно наблюдать регулярно, даже с потомством. Так еще пару лет назад, осенью, когда за морозную ночь на реке уже образовался тонкий ледок, на полынью без опаски опустилась стая белоснежных лебедей. Покормившись и покувыркавшись в воде, на закате дня птицы, расправив крылья, мощно и дружно оторвались от водной глади, направившись вверх по течению, к лесу… оставляя за собой город под названием Лебедянь.

2.2.Писатель-шестидесятник Александр Иванович Левитов.

В ряду писателей-шестидесятников нашему земляку Александру Ивановичу Левитову принадлежит исключительное место. Его необыкновенная чуткость ко всякому проявлению социального зла, его неизменное сочувствие униженным, его человечность и сострадание в соединении с удивительным поэтическим даром «лирика в прозе» восхищали замечательных деятелей русской культуры от Аполлона Григорьева до Ивана Бунина. За короткую, полную невероятных лишений и постоянной борьбы за «хлеб насущный» жизнь, он сумел создать произведения, которые останутся как подвиг любви своему народу.

Александр Левитов родился в 1835 году в торговом селе Доброе, Лебедянского уезда, Тамбовской губернии в семье дьячка. Отец для поддержания семьи содержал небольшой постоялый двор и занимался обучением грамоте крестьянских детей. В семье скромного дьячка деревни все должны были работать, чтобы обеспечить себе мало-мальски сносное материальное существование. Для Александра рано началась трудовая жизнь. Выучившись читать и писать, он уже с 8 лет помогал отцу в обучении детей. Очень скоро Иван Федорович оценил сообразительность сына и, оставив себе латынь, взвалил на него все остальное преподавание. Первый биограф и друг Левитова Ф.Д.Нефедов приводит следующее письмо сестры писателя: « С детства несли мы истинно непосильный труд.…Наша обязанность была учить детей обоего пола, а их было около сотни - из своего села и окрестных сел; Вспомнить даже страшно об этом времени! По старой методе учили … Язык переболтается за целый день, зрение притупится, в голове трещит, пальцы порезаны от очинки гусиных перьев. Комната и летней порой натоплена: душно, жарко! Лет с 8 мы только и делали, что учили, начиная с 7 часов утра и до 12; три часа отдыхали, а потом опять учили до 7 часов вечера».

Впоследствии, в очерке «Моя фамилия», произведении во многом автобиографическом, Левитов вложил в уста героя- разночинца горькие и суровые слова о своем детстве, столь отличном от детства дворянских писателей, о котором они рассказывали в своих произведениях: «Я не желаю повторения моего детства, если бы даже это было возможным, - никогда не назову его ни золотым, ни даже железным, потому что и железо все-таки капитал… Подобно А. Чехову, выходцу из такой же мелкой мещанской среды, Левитов мог о себе заявить: «В детстве у меня не было детства».

Когда мальчику исполнилось 11 лет, отец его повез в город Лебедянь, в уездное духовное училище. Экзамены он выдержал успешно и был зачислен в 3-й класс. Александру Левитову позволили заниматься дома, с тем, чтобы каждую треть года он являлся в училище для сдачи экзаменов. Снова дома, снова «подмастерье» у отца. Учительствуя по десять часов в день, ведя за отца всю церковную корреспонденцию, мальчик успевал еще, и готовиться к экзаменам, которые сдавал всегда успешно, а сочинения его признавались «единственными». Последствия такого труда сказались скоро: Левитов рано стал близорук. С тяжелым чувством вспоминая раннюю пору своей жизни, Левитов вместе с тем всегда с благодарностью говорил о тех светлых впечатлениях, которыми одарила его родная природа, простые русские люди, мир их трудовой жизни.

После успешного окончания Лебедянского училища Левитов поступает в Тамбовскую духовную семинарию. Родители всеми силами стремились дать ему образование, «вывести в люди», видели его только священником. Однако эти планы потерпели крушение. Летом 1855 года Левитов всего за несколько месяцев до окончания последнего богословского курса бросает семинарию и уходит пешком из Тамбова в Москву. По пути А. Левитов завернул на родину повидаться с родными и проститься с ними. Отправляясь в Москву, он намеревался поступить на медицинский факультет Московского университета. Но в Москве, его ждало жестокое разочарование: вакансий в университете было мало, рассчитывать на получение стипендии не приходилось. Левитов решает идти в Петербург и поступить в Медико-хирургическую академию. Экзамен он выдержал и 25 августа 1855 года был зачислен в число студентов академии. Но впереди его ждали нужда, поиски заработка, необходимость обращаться за помощью к родным и близким людям. В это время умерла мать; отец, не одобрявший ухода сына из семинарии, мало чем мог помочь ему. Волнует Левитова и участь сестры и брата. Но молодой студент чувствует в себе достаточно сил, и его письма родным, особенно сестре, полны бодрости, уверенности в успехе, задорного юмора в описании своих материальных злоключений.

Начавшийся после Крымской войны (1853-1855гг.) общественный подъем в России захватил и студенческую молодежь. В кружке, в котором вращался Левитов, бывает Н. Успенский, вскоре начавший свою литературную деятельность рассказами из народной жизни. Левитов в центре литературных интересов, он и сам мечтает о творчестве. Письмо его к сестре от 3 июня 1856 года полно живых художественных зарисовок села Доброго, которое он вспоминает из своего петербургского далека. В этот же период Левитов начинает работу над своим первым произведением - будущими очерками «Типы и сцены сельской ярмарки». Перед молодым писателем открывались широкие перспективы. Однако неожиданная катастрофа сорвала все планы. Осенью 1856 года Левитов был арестован, исключен из академии и сослан на несколько лет сначала в Вологду, а затем в Шенкурск , глухой уездный городок Архангельской губернии. Годы ссылки тяжело сказались на его жизни, наложили тягостный отпечаток на его характер и поведение. Именно там, в беспросветной глуши, далекой от каких бы то ни было передовых общественных интересов того времени, Левитов начал выпивать. Сам он резко говорил о пережитом в Шенкурске и Вологде. До сих пор не выяснены конкретные причины ссылки Левитова, но очевидно, что они не были узко - личного характера. В его творчестве этот период лишь отчасти отражен в воспоминаниях.

В 1859 году Левитов отбыл ссылку и пешком отправился на родину. «Возвращение это, - пишет Нефедов, - потребовало целых месяцев: чтобы не погибнуть с голоду и иметь какую -нибудь возможность продолжать дальнейшее путешествие, он вынужден был останавливаться в селениях, наниматься писать в волостных правлениях, получал за свой труд по полтиннику в неделю». Первый приют после ссылки Левитов нашел у сестры, жившей в то время с семьей в Лебедяни. Отдохнув, поправив в какой-то мере свое здоровье, он составляет новые жизненные планы: поработать учителем, продолжить литературные опыты. С 1859 года в течение почти двух десятилетий Левитов непрерывно скитается по Южной и Центральной России и между двумя столицами. Публикуется в самых различных изданиях «Русская речь», «Развлечение», «Зритель», «Московский вестник», «Искра», «Библиотека для чтения», «Московские губернские ведомости», «Современник». В 1861 году публикуются произведения: «Целовальничиха», «Проезжая степная дорога», один за другим выходят изумительные очерки и рассказы.

Писательская судьба А.И. Левитова была трудна; непростым оказался и путь его произведений к читателю. Но пейзаж у Левитова особый. Весь он - из одиноких блужданий по проселкам, пронизан щемящей тональностью гениального стиха.

2.3. Тихон Васильевич Чурилин.

Тихон Васильевич Чурилин (1885—1946) — русский поэт.

Родился в семье купца второй гильдии и содержателя трактира Василия Ивановича Чурилина и Александры Васильевны Ломакиной (1857—1894), также из купеческой семьи из Ефремова Тульской губернии. Его настоящим отцом был еврей-провизор Александр Яковлевич Тицнер, впоследствии провизор вольной аптеки в Орске.

В 1894 году поступил в Лебедянскую мужскую гимназию. Принимал активное участие в литературных вечерах, вступил в Лебедянское Музыкальное Драматическое общество, играл в любительских спектаклях. Переписывался с В. Э. Мейерхольдом. В 1897 году впервые выступил в печати (две заметки в «Тамбовских губернских ведомостях»).

В 1904 году порвал с отчимом и уехал в Саратов, где связался с революционными объединениями. В 1905 году переехал в Москву, где начал писать стихи (первая публикация — в 1908 году в литературных приложениях к журналу «Нива») и женился (о первом его браке достоверных сведений нет).

В 1907 году был вольнослушателем экономического отделения Московского коммерческого института. В 1908 году выехал за границу, вернулся в 1909 году. Был вызван в охранку; после оскорбления жандармского офицера помещён в психиатрическую лечебницу с диагнозом «мания преследования». В 1910 году объявил голодовку, до конца своего пребывания в лечебнице (1912) подвергался насильственному питанию через зонд.

После выхода из лечебницы сблизился с М. Ларионовым, Н. Гончаровой, В. Хлебниковым, А. Кручёных. В 1915 году выпустил первую книгу стихов «Весна после смерти» с литографиями Н. Гончаровой. В стихах книги отразились впечатления от пребывания в лечебнице и близких отношений с М. Цветаевой, считавшей Чурилина гением.

В феврале 1916 года заключил договор с Московским Камерным театром о принятии его в труппу. В мае уехал в Крым, где познакомился с будущей женой — художницей Брониславой Иосифовной Корвин-Каменской, ученицей К. Коровина. Осенью 1917 года приехал в Евпаторию, где принял участие в «Вечере новой поэзии и прозы».

В 1918 году приехал в Харьков, где познакомился с Г. Петниковым и присоединился к группе «Лирень», под маркой которой выпустил «Вторую книгу стихов» и повесть «Конец Кикапу». В 1920 году вместе с женой и Л. Аренсом организовал в Крыму содружество будетлян МОМ (Молодые Окраинные Мозгопашцы). В том же году, испытав разочарование в поэтике, существовавшей «до В. Маяковского», в том числе и в собственной, прекратил писать стихи и беллетристику.

В 1922 году вернулся в Москву, где сблизился с Н. Асеевым, Б. Пастернаком, О. Бриком, В. Маяковским. В 1927 году в связи с обострением психической болезни был помещён в московскую Донскую больницу, где провёл четыре года.

В 1931 году вернулся к поэзии. Подготовленный в 1932 году сборник «Жар-жизнь» был запрещён Главлитом. В середине 1930-х гг. работал над романом «Тяпкатань», устраивал домашние поэтические чтения. Жил в бедности.

Напечатанная в 1940 году книга «Стихи Тихона Чурилина» не успела поступить в продажу, тираж был уничтожен. В 1941 году получил заказ на книгу о К. Э. Циолковском, не увидевшую света.

После смерти жены Чурилина (10 октября 1944 года) у него вновь обострилась болезнь. 27 октября 1945 года в тяжелой депрессии был помещён в психиатрическую больницу № 4 им. Ганнушкина. Умер от общего истощения. 2 марта 1946 года кремирован в Донском крематории. Урна с прахом находится на Новодевичьем кладбище (Старая территория, колумбарий, секция 71).

Трактиры Чурилина находятся на улице Советской (бывшая улица Дворянская), ныне здания коммунального хозяйства.

2.4. Евгений Иванович Замятин

В провинциальном городке, известном своими ярмарками, в феврале 1884 года родился Евгений Иванович Замятин, блестящий писатель по дарованию, инженер-кораблестроитель по образованию.

Мать – Мария Александровна Платонова, дочь священника Покровской церкви Александра Ивановича Платонова. Отец – Иван Дмитриевич Замятин, учитель Липецкого духовного училища. Мария Александровна любила классическую музыку, великолепно играла на рояле. Впоследствии Евгений Иванович напишет: я вырос под роялем. Летним днем на распахнутый балкон вырывались дивные звуки, не совсем обычные для Лебедяни. Матушка Мария играла Шумана, Брамса, Бетховена, Шопена, увлекалась пьесами русских композиторов. Люди останавливались и слушали. Музыке она обучила и своих детей – Евгения и Александру.

Рассказы бабушки и матери о «преданьях старины глубокой» подспудно формировали поэтическое сознание будущего писателя. Евгений с раннего детства пристрастился к чтению, его любимым писателем стал Гоголь.

Учился Замятин прекрасно, хотя преподавание в гимназиях того времени не отличалось творческим подходом к педагогическому процессу. По окончании гимназии Е.И.Замятин был награжден золотой медалью, которую, будучи студентом, терпя лишения, заложил в одном из петербургских ломбардов и не смог выкупить, о чем впоследствии сожалел.

Как сам Евгений Иванович позже написал в «Автобиографии» 1922 года, в гимназии он «получал пятерки с плюсом за сочинения и не всегда легко ладил с математикой», но «из упрямства» выбрал для дальнейшего обучения «самое что ни на есть математическое» - кораблестроительное отделение Санкт-Петербугского политехнического института.

Окончание института совпало с литературным дебютом Е.И.Замятина. «Одновременно с листами проекта башеннопалубного судна на столе у меня лежали листки моего первого рассказа» - вспоминает он в автобиографии 1928 года. Первые литературные опыты, рассказы «Один» и «Девушка» он позже оценивал критически, относился к ним пренебрежительно и не включал их в издания своих сочинений.

В 1911 году он был выслан из Петербурга за нелегальное проживание в столице, поселился в Сестрорецке, затем в Лахте, в нескольких километрах западнее Петербурга, на берегу Финского залива, где, по выражению самого писателя, «в снегу, одиночестве, тишине» медленно рождалась повесть «Уездное». В «Автобиографии» 1922 года он вспоминает об этом так: «Если я что-нибудь значу в русской литературе, то этим я целиком обязан Петербургскому Охранному Отделению: в 1911 году оно выслало меня из Петербурга, и я года два очень безлюдно жил в Лахте. Там, от белой зимней тишины и зеленой летней – я написал «Уездное». Для Е.И.Замятина тема Родины, России была главной, определяющей.

Первая повесть Замятина получила высокую оценку М.Горького и вызвала много откликов в печати. «В литературу Замятин вошел сильно и уверенно – как ледокол, ломая перед собой лед. Редко кто сразу так хорошо начинает».

Евгений Иванович хотел порадовать отца. Когда впервые увидела свет повесть «Уездное», Замятин послал этот номер журнала «Заветы» в Лебедянь с лаконичной до предела надписью: «Отцу».

Ярчайшим проявлением высокой духовной «ереси» писателя явился роман «Мы», о котором он пишет в «Автобиографии» 1922 года: «…роман «Мы» - самая моя шуточная и самая серьезная вещь.» Евгений Замятин нарисовал в романе сатирическую картину абсолютно тоталитарного государства будущего, в котором жесткий контроль над личностью привел к полному господству «мы» над «я». Достижения науки и техники направлены на превращение членов общества в безликие, безвольные и бесправные винтики государственной машины, лишенные имени и получившие взамен «нумер». Роман «Мы» признан событием мировой литературы 20 века, а ее автор – родоначальником жанра фантастической антиутопии.

Судьба романа сложилась драматично. Вскоре после окончания работы над ним состоялась его «устная публикация». Автор прочел свой роман при полных залах в Петербургском институте истории искусств, на литературных вечерах в московском и петроградском отделениях Всероссийского союза писателей. Широкое распространение рукописи сделало возможным появление в печати критических откликов на нее, преимущественно отрицательных. В романе, направленном против тоталитаризма и порабощения личности государством в любом обществе, увидели злую пародию на социализм и коммунизм. Его публикация в Советском Союзе была запрещена. Однако уже в 1924 году роман был переведен на английский язык и издан в Нью-Йорке, затем его переводы на разные языки появились в ряде европейских стран.

Над головой писателя сгущаются тучи. Против Е.И.Замятина разворачивается кампания, внешним поводом к которой послужила публикация романа «Мы» в пражском журнале «Воля России» в 1927 году. Критики обвинили его в сотрудничестве с белоэмигрантской прессой и очернительстве советского строя. Пьеса «Блоха» после рекордного числа спектаклей была снята с репертуара. Рассказы и повести не допускались к печати. Ранее изданные книги были запрещены к выдаче из библиотек. Доступ к читателю был для Е.И.Замятина прегражден. В этих условиях осенью 1929 года он принял решение о выезде из СССР. Однако его обращения к руководству Совнаркома и в ОГПУ не дали результата. Писателю было отказано в получении заграничного паспорта.

В этот период Замятину пришлось заняться переводами. Но Евгений Иванович, в конце концов, не вытерпел и написал, в июне 1931 года, личное письмо Иосифу Сталину с просьбой выдать разрешение на выезд за границу.

При посредничестве М.Горького письмо дошло до адресата, и на него был дан положительный ответ. Е.И.Замятин и его жена получили право на легальный выезд в Европу с советскими паспортами.

Отъезд состоялся в ноябре 1931года. Первой остановкой была Рига, затем последовали Прага, Берлин, а в феврале 1932 года Замятины оказались во Франции.

С февраля 1932 по март 1937 Е.И.Замятин живет и работает во Франции.

В Париже Е.И.Замятин написал ряд литературно-критических статей о произведениях А.Толстого, М.Шолохова, М.Пришвина, Н. Островского и других писателей, выразив в этих статьях заинтересованное и доброжелательное отношение к литературному процессу в Советском Союзе. Из-под его пера вышел цикл небольших по объему мастерски написанных психологических рассказов: «Часы», «Лев», «Встреча». Писал о театре. Е.И.Замятин сыграл огромную роль в формировании молодой русской литературы первых лет советского периода. Им был организован в Петрограде, в Доме Искусств, класс художественной прозы.

В начале 1937 года здоровье Е.И.Замятина сильно пошатнулось. Силы его были на исходе. 10 марта 1937 года в 7 часов утра Евгений Иванович Замятин умер в своей маленькой парижской квартире на улице Раффэ, 14. Похороны состоялись 12 марта в дальнем парижском предместье на кладбище Тие. Среди провожавших Замятина в последний путь были Алексей Ремизов и Марина Цветаева.

Всю свою жизнь Замятин отстаивал за писателем право первопроходца. «Настоящая большая литература – всегда идет впереди сегодня». Отстаиваемые им принципы Е.И.Замятин воплощает в художественном творчестве послереволюционных лет.

III. Практическая часть

Литературоведческая экскурсия по городу.

Воодушевившись творчеством Евгения Ивановича Замятина, наши современники создали яркую фотоэкскурсию по городу. Мы с удовольствием познакомились с этим материалом и хотим описать самые замечательные, на наш взгляд, места города, о которых писал Замятин в своих произведениях .

Итак, давайте отправимся по маршрутам главного героя из повести Евгения Замятина «Уездное». Анфим Барыба был пущен по улицам Лебедяни век назад, видимо, в тот самый день, когда автор придумал его образ. Лебедянский колорит так ярко выражен в этой повести, что родной Замятину город очень легко узнать, тем более он не сильно изменился, разве что — «обветшал и подразрушился малость». Художественную реальность просто восстановить в интерьере современной Лебедяни. Вот и бывшая Дворянская — сегодня Советская — по-прежнему главная улица города…

Отправимся гулять вниз по Дворянской, к Ново-Казанскому собору, вокруг которого распласталась базарная площадь, сохранившая своё местоположение с давних времен.

Дворянская, сегодня Советская

Как выгнал неуча отец, так Анфимка, «неслух, заворотень», добывал себе пропитание на базаре. «…Шнырял он между поднятых кверху белых оглобель, жующих овёс лошадей, без устали молотящих языком баб…»

Оказаться бы здесь век назад, среди тогдашнего разносола…

Базарная площадь

«Утром, в весёлый базарный день, перед острогом, перед местами присутственными — визг поросят, пыль, солнце; запах от возов с яблоками и лошадей; спутанный, облепленный базарным гамом колокольный звон — где-то идёт крестный ход, просят дождя».

А острог — вот он. По улице Мира дойдём до площади Ленина, пересечём её и увидим: на высоком берегу Дона стоит серое старое здание присутственных мест и тюремного замка, в котором ещё недавно размещались учебные кабинеты торгово-экономического техникума, а теперь здание пустует… С начала XIХ века на этой старой торговой Сенной площади стояла каменная соборная церковь Казанской Иконы Божьей Матери и недавно отстроенный, не менее красивый Христорождественский храм, какое-то время сохранялись следы старых крепостных укреплений.

Здание острога

Присутственные места, о которых и упоминает Замятин, располагались как раз между двух церквей. И хотя к началу ХХ века следы последних крепостных рвов окончательно исчезли, центр города с двухэтажным зданием присутственных мест и тюрьмой в нём по-прежнему называли острогом.

Пойдём же дальше. Простое, без вычуры здание на углу Ленина и Почтовой. Сегодня это городская средняя школа №2. А в начале XX века в этом здании на углу Первой Набережной и Казанской располагалось уездное училище. Сюда отправлял Евгений Замятин своего вымышленного героя Барыбу на занятия. Анфим здесь «сидел основательно — года по два в одном классе».

Бывшее уездное училище

Да и кому понравится учиться, «когда в журнале записан первым»? Вот и «встанет Барыба наутро смурый и весь день колобродит. Зальется до ночи в монастырский лес. Училище? А, да пропадай оно пропадом!»

Город Лебедянь, как и многие города в то время, делился на слободы. Перед старым Казённым мостом рукавом вправо по реке начиналась Покровская слобода, названная в честь церквушки Покрова Пресвятой Богородицы. Сам Евгений Замятин жил на улочке, ведущей к церкви (Ситникова, 14), и отец его, Иван Дмитриевич, служил в ней священником. Не только в своей автобиографии писатель запечатлел ныне стёртую с лица земли церквушку, «далёкий прозрачный звон» которой «лёгким, стеклянным, августовским утром» запомнился Евгению Замятину, но и в «Уездном» мы находим упоминание о ней.

«По праздникам над баклашинским двором, на верху переулочка, звонила Покровская церковь — и от звона было ещё лютее Барыбе. Звонит и звонит, в уши гудит, перезванивает».

После революции от церкви не осталось и кирпичика. С места, где она могла бы стоять, сейчас через цветы ромашек проглядывает купол старой церкви Рождества Богородицы.

Впрочем, тут уж не так далеко до дома знаменитой Чеботарихи, в действительности существовавшей, и, как оказалось позже, даже являвшейся тётушкой Михаила Пришвина. Лично её Замятин не знал, но, к примеру, купаясь в реке, мог наблюдать как «катит Чеботариха дальше по пыли, облепляя линейку — одно целое с ней, грузное, плывущее, рессорное. Так на своих ногах без колес — никто Чеботариху на улице не видел».

Развалины кожевенного завода

Дом изменился, новые хозяева отремонтировали его старательно, переделали до неузнаваемости. Но как прежде стоит он на высоком, грозном фундаменте, в его дворе сохранились краснокирпичные развалины кожевенного завода, также упомянутые Замятиным в повести.

Впрочем, возвратимся снова на Дворянскую.

А вот где разгуляться Анфимушке, как не в трактире?.. «…Пришёл Барыба в чуриловский трактир. Ну и место же весёлое, о господи! Шум, гам, огни. Половые белые шмыгают, голоса пьяные мелькают спицами в колесе».

Здание трактира Чурилина

В начале XX века трактиром в конце Дворянской владел известнейший в городе человек, богатый купец И.А. Чурилин. Сегодня это здание (Советская, 91) делят напополам МУП «ЖКХ» и магазин «Универсальный». Замятин изменил окончание в фамилии купца (Чурилин – Чурилов) и живописно изобразил это место в повести «Уездное».

«Мимо чуриловского трактира, мимо пустых ярмарочных ларьков»

Сразу за трактиром место, которое раньше было отдано под ярмарку. Лебедянь славилась своими ярмарками, и всем была известна знаменитая ярмарочная площадь, заполняющаяся товарами и народом раз или два в год. Ох, очутиться бы на такой ярмарке!

Место, где была ярморочная площадь

Так вот, «мимо пустых ярмарочных ларьков, по тротуару из прогнивших досок, а потом и вовсе без тротуара, переулочком — по травке»… Спустимся в сторону бывшего «шестого магазина» (теперь зубная поликлиника) и Стрелецкого (нового) моста.

«Не вывезет на базаре — побежит Барыба в Стрелецкую слободу. Где пешком, где ползком — рыщет по задам, загуменникам, огородам».

Вот она, Стрелецкая слобода перед нами в современном состоянии. Интересно, во многом ли изменилась она? Вниз по улице Максима Горького к мосту через реку Дон всё так же тянутся милые маленькие домики, и по-прежнему в почёте домашнее хозяйство да земельные наделы.

Стрелецкая слобода

Теперь, если не спускаться вниз к реке, а свернуть налево и идти прямо, мы найдём Стрелецкий пруд, не однажды упомянутый Замятиным.

Было Барыбе «в ту пору годов пятнадцать, а то и побольше. Высыпали уж, как хорошая озимь, усы, и бегал с другими ребятами на Стрелецкий пруд — глядеть, как бабы купаются».

Если во времена Замятина пруд был полноводным, в нём и купались, и бельё стирали, то сегодня перед земляками унылая картина: неглубокая лужица, в которой ловят мальков дети.

А «у самого края пруда на Стрелецкой слободской стороне присуседилась Апросина избёнка. Ничего себе, тёплая, сухая. Под скобку стриженная соломенная крыша, окна из стекольных зацветших вершков»…

Кто сейчас знает, какой именно домик имел в виду автор, и не было ли это чистой воды фантазией? С томиком Замятина можно побродить вокруг берега, подумать, перечитать в очередной раз знакомые строки, да погадать — какой домик стал отправной точкой в фантазиях лебедянского гения, может быть, этот?

После всех странствий и страданий «непристойный, шатущий, бредёт (…) Барыба. Как будто и сам не знает — куда. А ноги несут — в монастырь. Да куда же ещё?» Пойдём и мы, навестим это прекрасное место, ведь за образом монастыря в повести Евгения Замятина угадывается облик и реальная история Лебедянского Свято-Троицкого мужского монастыря, который в наши дни стал действующим женским монастырем.

«Стена зубчатая, позаросшая мхом, будочка вроде собачьей, у обитых железных ворот…»

Монастырская стена

В стенах его веет спокойствием и прохладой, здесь уютно и чисто.

«Низенькая, старая, мудрая церковь — во имя древнего Ильи. Видала виды: оборонялась от татаровья, служил в ней, говорят, проездом боярин Фёдор Романов, в иночестве Филарет, в решётчатые окна глядят старые липы… Старые, худые, большеглазые угодники жмутся по стенам от махающего руками бородатого, громоздкого Евсея».

Ильинская церковь

Церковь в повести изображена довольно живописно — её не сложно узнать… Только сегодня она пустует. Старый храм, а в недавнем прошлом «склад сельскохозяйственного техникума», обосновавшегося на территории Лебедянского Свято-Троицкого монастыря в советские годы, ждёт своего возрождения. И с каждым годом территория монастыря становится всё более ухоженной.

Окраина Лебедяни. Здесь в стороне от городского шума, почти сразу за последними огородами бывшей Монастырской слободы, тот самый Монастырский лес, который так хорошо известен горожанам: прекрасное место для отдыха, совсем не далеко от города. В нём гулял и Замятин, он упоминает о лесе в своих произведениях, письмах и дневниках.

Вот и закончилась прогулка по Лебедяни с Анфимом Барыбой, превратился бедолага в курганную бабу, нелепую русскую каменную бабу… Но он снова оживёт и проведет нас по улицам начала XX века, стоит взять нам в руки повесть Е.И. Замятина «Уездное».

Заключение

Итак, во время работы над проектом, мы изучили историю становления и развития нашего города с архитектурной, промышленной и культурной позиции.

Особое внимание уделили литературному наследию, потому что несмотря на живописную природу, архитектурную оригинальность, Лебедянь прославилась еще и талантливейшими людьми.

В своей работе мы решили остановиться лишь на некоторых знаменитых земляках, чьё творчество нас особенно заинтересовало. Это биографические сведения и литературные достижения писателя-шестидесятника А.И. Левитова, поэта Т.В. Чурилина, писателя- литературоведа Е.И. Замятина.

Воодушевившись творчеством Евгения Ивановича Замятина, наши современники создали яркую фотоэкскурсию по городу. Мы с удовольствием познакомились с этим материалом и описали самые замечательные, на наш взгляд, места города, о которых писал Замятин в своих произведениях .

Мы отправились по маршрутам главного героя из повести Евгения Замятина «Уездное».

Изучение литературного наследия родного города в контексте одного проекта невозможно. Это многогранная и масштабная работа, требующая длительного времени и тщательных исследований. Поэтому мы намерены осуществлять исследование в дальнейшем. И темой нашей работы будет изучение краеведческой деятельности наших земляков.

Список использованных источников и литература.

Комлик Н. Н. «…Пишу вам из России – самой настоящей, с черноземом, Доном, соломенными крышами…» (Е. И. Замятин) // Литературное краеведение в Липецкой области: учеб. пособие. – 2-е изд., доработ. и доп. – Елец, 1999. – С. 241-256.

Евгений Замятин и культура ХХ века : исслед. и публикац. – СПб. : РНБ, 2002. – 475 с.

Волков С. Он вырос в Лебедяни и должен в нее вернуться : [воспоминания племянника Замятина Сергея Волкова о родительском доме Замятина] // Липецкая газета. – 2002. – 2 нояб.

Комлик Н. Н. Творчество Е.И.Замятина: лебедянский путеводитель : учеб. пособие / Н. Н. Комлик. – Елец : ЕГУ им. И.А. Бунина, 2003. – 241 с.

Комлик Н. Н. Творчество Е. И. Замятина: портрет русской провинции в лебедянском интерьере // Творческое наследие Е. И. Замятина в контексте традиций русской народной культуры : монография / Н. Н. Комлик. – 2-е изд., испр. и доп. – Елец, 2003. – С. 58-100. : ил.

Комлик Н. Н. Лебедянь в произведениях Евгения Замятина // Земля Липецкая: историческое наследие. Культура и искусство. – СПб., 2003. – С. 267-271. : фото. – (Наследие народов Российской Федерации; Вып. 3).

Переверзева М. Лебедянские корни : [о деятельности Лебедянского краеведческого музея по сохранению памяти о Е. Замятине] // Добрый вечер. – 2004. – 4 февр. (№ 6). – С. 4.

Воробьева А. От «Уездного» до «Мы» : к 125-летию со дня рождения Евгения Замятина // Петровский мост. – 2009. – № 1. – С. 167-170.

Комлик Н. Из глубин «Тамбовской Маньчжурии» // Петровский мост. – 2009. – № 1. – С. 171-174.

Замятина Н. Малый мир Евгения Замятина : [из истории семьи Замятиных] / Н. Замятина, Н. Комлик // Петровский мост. – 2009. – № 4. – С. 152-156.

Алексеева А. Где шатался Барыба... : [по улицам Лебедяни вместе с героем повести Е. Замятина «Уездное» Анфимом Барыбой] // Липецкая газета. – 2009. – 21 авг. – С. 6.

Замятина Н. С. Род Замятиных и Липецкий край / Н. С. Замятина. – Липецк, 2010. – 114 с.

Евгений Замятин живет в Лебедяни // Липецкая газета: итоги недели. – 2011. – № 12-13 (28 марта-3 апр.). – С. 56.

Лебедянский вариант к прозе Замятина: [Видеоматериал]. – Germany, [2001]. – (30 мин.).

Просмотров работы: 752