История создания школы №61 в реалиях образовательной политики города Ижевска конца 1950-х начала 1960-х годов.

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

История создания школы №61 в реалиях образовательной политики города Ижевска конца 1950-х начала 1960-х годов.

Барсегян С.К. 1Веретенникова Е.Н. 1
1МБОУ "СОШ №61" г. Ижевска
Перевощиков К.И. 1
1МБОУ "СОШ №61" г. Ижевска
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Образование – приобретение опыта и знаний о мире. Несомненно, в жизни современного человека сложно переоценить его роль.

Немалую часть своей жизни человек проводит в школе. Здесь он постигает основы наук, учится коммуникации, общаясь с людьми, знакомится с нормами общества, в котором живет.

Мы учимся в школе №61 города Ижевска. И нередко на уроках истории и классных часах нам рассказывали, что наша школа имеет богатую историю и традиции, которые, к сожалению, со временем забываются. И открыта была школа в сложные, но интересные времена. Поэтому нас очень заинтересовал вопрос о создании школы и какая политика проводилась в сфере образования, какие проблемы существовали.

Целью данной работы является изучение истории создания школы № 61 города Ижевска в реалиях образовательной политики конца 1950-х начала 1960-х гг.»

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

Рассмотреть образовательную политику в конце 1950-х начале 1960-х гг.;

Изучить процесс создания школы №61, как пример реализации образовательной политики города Ижевска.

В настоящее время литературы по истории образования написано достаточно много. Это публикации федерального и регионального уровня. Но нет ни одной работы, затрагивающей вопрос истории школы №61.

В основе написания исследовательской работы лежат материалы Центрального государственного архива Удмуртской Республики. Это доклады, справки и отчеты о работе школ города за разные периоды времени, план реорганизации школ города Ижевска 1958-1965 гг., доклад о выполнении закона «Об укреплении связи школы с жизнью и дальнейшем развитии системы народного образования», справка о работе Ижевского городского отдела народного образования с учительскими кадрами, доклады на конференции горкома КПСС о состоянии производственного обучения в одиннадцатилетних школах, справки о мероприятиях по ликвидации третьей смены города Ижевска.

Помимо архивных данных привлекались ресурсы сети интернет, а именно сайт www.consultant.ru. Также использовались материалы периодической печати. Это республиканская газета «Удмуртская правда».

Работа состоит из введения, двух глав и заключения.

Глава 1. Образовательная политика г. Ижевска в конце 1950-х начале 1960-х гг.

В 1958 году в СССР был принят закон "Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР".1 Согласно данному нормативно-правовому акту, городской отдел народного образования при планировании реорганизации и развитии системы народного образования в городе Ижевске планировал:

Осуществить переход от семилетнего к всеобщему восьмилетнему образованию к 1962 году,

Осуществить переход от десятилетнего к одиннадцатилетнему образованию к 1963 году.

Ликвидировать трехсменные занятия в общеобразовательных учреждениях.

Обеспечить устройство на работу и дальнейшее обучение учащихся, окончивших 7, 8, 10 и 11 классы.2

Через 4 года был осуществлен переход к восьмилетнему и одиннадцатилетнему образованию.

К 1960-м годам в Удмуртской АССР в школьном образовании оставалась актуальной проблема обучения учеников во вторую и третью смену.3 Данная ситуация была характерна и в 1950-х годах. В 1953-1954 учебном году в третью смену работало 17 школ, в которых занималось 1128 человек в 32 классах. Из-за перегруженности под учебные кабинеты использовались спортзалы, пионерские комнаты.4

К 1960-м годам тяжелое положение с размещением учащихся сложилось в Азинском районе: в городке металлургов, в Ждановском районе – в южной части района и в районе Лесозавода, в Пастуховском районе у Воткинской линии. Данная проблема решалась строительством новых школ, мастерских и пристроев.5

Проблема третьей смены, согласно плана, должна была решиться к 1963 году.6 В результате, если в 1959-1960 учебном году в третью смену работало 27 школ, 90 классов с количеством учащихся 3226 человек. То в 1960-1961 учебном году 16 школ, 30 классов с количеством учащихся 1361 человек. А в 1961-1962 учебном году оставалось 12 школ, 26 классов с количеством 1180 учащихся.

В 1959 году были построены 2 новых школы – №58, 59

В 1960 году введены в строй 4 школы - №51, 61, 62, 63

В 1961 году 2 школы - № 12, 64.7

Всего за четыре года было введено 12 новых школ на 920 мест каждая. О них писали – «…это школы дворцы, они имеют просторные, светлые классные комнаты, учебные кабинеты, мастерские, физкультурный и актовый зал – все это создает благоприятные условия для работы с детьми».8

В 1965 году в городе работало 66 массовых и 21 вечерняя школа.

Несмотря на строительство новых школ, мастерских и пристроев в школах города продолжала оставаться третья смена, так как прием учащихся в первые классы превышал выпуск учащихся из 10-11 классов.9 Об этом свидетельствует данная таблица:

 

Всего учащихся

Выпуск из 10-11 классов

Уход учащихся из 8-9 классов

Прием в 1 классы

1959 г.

39233

1218

2088

2521

1960 г.

43134

710

1113

5724

1961 г.

46760

561

1977

6164

1962 г.

52165

666

1348

6570

С 1958 по 1964 гг. в Ленинском районе было построено 4 новых школы – 61, 55, 51, 12 на 3240 мест. Была произведена замена старых парт, лабораторного оборудования, школьного инвентаря на новое. Увеличивалось финансирование за счет бюджета и помощи шефов-предприятий. Шефы ежегодно производили текущий и капитальный ремонт школьных зданий. Школы 55, 61, 26 имели хорошо оборудованные мастерские, что было необходимо для политехнического и производственного обучения.

Но часто в образовательных учреждениях города оборудование было устаревшим, отсутствовали квалифицированные кадры.

Нередко здания школ являлись приспособленными деревянно-рубленными барачными помещениями. Многие приходили в ветхое состояние.10

Согласно новому закону учащиеся старших классов одиннадцатилетних школ должны были участвовать в производственном труде, работать в цехах промышленных предприятий или в школьных мастерских, выпуская различную продукцию. Вместе с аттестатом зрелости они получали удостоверение о присвоении им профессии или разряда.

В Ижевских школах с производственным обучением готовили следующих специалистов: токарей, слесарей, электриков, электромонтажников, лаборантов, операторов счетных машин, воспитателей, пионервожатых, медсестер, работников библиотек. В школе №62 шла подготовка стенографисток, в 27 школе программистов-вычислителей на базе механического института для работы на электронно-вычислительных машинах.11 Но впоследствии было принято решение отказаться от подготовки пионерважатых, библиотекарей, воспитателей детских садов, учителей начальных классов и т.д. В основном обучали профессиям промышленного направления. Для каждой школы определялось основное направление трудовой подготовки.12

Тем не менее проблемы существовали. Это к примеру необдуманный выбор профессии. Прием учащихся велся без учета склонности к профессии. Часто в одной школе обучали до 7 специальностям, что приводило к снижению качества обучения.13 К тому же при составлении списка профессий, по которым будет осуществляться подготовка, не учитывалась информация о ее актуальности. При остром недостатке квалифицированных строителей только в 56 школе было запланировано обучение по этой специальности в 1962-1963 учебном году.14 На Механическом заводе учащиеся 59 школы обучались профессии контролера, тогда как профессия сокращалась и рабочие работали без контролеров.15

К тому же, уже при планировании в 1958 году отмечалось, что промышленные предприятия города были не в состоянии обеспечить трудоустройство всей молодежи, а это выпускники не только школ, но и профтехнических училищ, а так же средне специальных учебных заведений.16

Недостатки имел сам процесс производственного обучения. Ученик, как правило прикреплялся к рабочему и получал знания и опыт путем индивидуального обучения. Но обучающий не мог знать, чему учили прикрепленного к нему школьника. Это осложнялось тем, что учащиеся не обеспечивались рабочими местами. Например, на заводе «Строммашина» на один станок приходилось по 3-5 учеников, на шарикоподшипниковом заводе школьники были закреплены за рабочими-сдельщиками, которые стремятся выполнить производственную программу, не имели времени обучать прикрепленных к ним. Учащиеся в течение дня лишь наблюдали за ними или выполняли время от времени подсобные работы. Проблемой было и непосещение занятий. Прогуливали по 8-12 человек с класса. Ученик 10 класса 61 школы пропустил 29 занятий в 1961-1962 учебном году.17 В результате качество образования оказывалось не высоким.

Причины данных явлений пытались искать в самих школах, обвиняя директоров и учителей в низком качестве обучения, предприятия города обвинялись в слабой организации производственного обучения и несерьезном отношении к нему. Например, решением ОК КПСС и Совета Министров Удмуртской республики обязывало директоров предприятий создать учебные цеха, участки для прохождения производственной практики. Но эти постановления выполнялись плохо.18

Таким образом, с 1958 г. в сфере образования начали происходить значительные перемены. Началась реорганизация школ. Семилетнее обучение преобразовывалось в восьмилетнее. Создавались одиннадцатилетние школы с производственным обучением. Но как показывала практика выпускники школ часто не могли устроиться на работу по специальности. К тому же качество обучения оставалось низким. Имелись проблемы и в организации производственного обучения. Продолжала оставаться проблема обучения в третью смену. Строительство новых школ должно было решить вопрос, но так как количество учеников увеличивалось, проблема оставалась.

Глава 2. Процесс создания школы №61, как пример реализации образовательной политики города Ижевска.

1 сентября 1960 года была открыта школа №61. Она была средней трудовой политехнической с производственным обучением. Ее строительство должно было внести вклад в ликвидацию проблемы третьей смены. А исходя из ее статуса школа была должна вести подготовку профессиональных кадров.

В конце 1964 года в Ленинском районе города Ижевска работало 22 школы, которые вмещали 17255 учеников. Но даже к этому времени проблема двух- и трехсменного обучения оставалась острой.19

В 1958 г. планировалось, что строительство 61 школы на улице Клубной на 920 мест должно ликвидировать третью смену в образовательных учреждениях №29 и 45.20

В 1950-1960-х гг. наполняемость классов была очень большой. В 1958 году планировалось, что в 1-4 классах будет обучаться по 37 человек, 5-8 классах по 35, в 9-11 по 30 человек.21

Если проанализировать количество учеников школы, то она всегда оставалась многочисленной:

- 1960-1961 учебный год – 1621 ученик.22

- 1961-1962 учебный год – 1533 ученика (второгодников 131). Из них 700 человек или 18 классов учились во вторую смену.23

- 1964-1965 учебный год – 1540 учеников (второгодников 60);24

- 1971-1972 учебный год – 1472 ученика(второгодников 16);25

- 1975-1976 учебный год – 1050 ученик (второгодников 3). 5 классов или 188 человек учились во вторую смену;26

- 1981-1982 учебный год – 1192 ученика (второгодника 4). Школа по-прежнему работала в 2 смены – 9 классов (352 ученика).27

- 1987-1988 учебный год – 1131 ученик (второгодников 11).28

Школа охватывала Александровскую улицу до Первой, ул. 30 лет октября, ул. Новостроительную от ул. 30 лет октября до ул. Клубной. Улицу Клубную от ул. Новостроительной до Въездного переулка.29

1 сентября 1960 г. на торжественной линейке произошло открытие школы № 61. Собралось много народа, ученики трепетно ждали новый учебный год. Церемония открытия началась с передачи школьного знамени директору С. Черникову заведующей ГорОНО Л.А. Киршанской. О значимости этого события говорит присутствие секретаря Удмурсткого обкома Е.П. Никитина, министра просвещения УАССР Е.А. Никифировой, представителя обкома ВЛКСМ Харитонова, представителя шефов школы главного инженера ремонтно-механического завода Абугова. А также и то, что об открытии 61 школы было напечатано в газете «Удмуртская правда» 2 сентября в статье И. Александрова «Прозвенел первый звонок в новой школе». Она начиналась: «Растет и хорошеет район 65 домов. Почти полностью вытеснены здесь приземистые деревянные строения четырех-пятиэтажными жилыми домами. Первое сентября в районе было торжественным и радостным днем. Начало нового учебного года ознаменовалось открытием новой школы. На бывшем пустыре, в окружении березовой рощицы, заботливо сохраненной строителями, поднялось облицованное белым кирпичом здание школы».30

В 1960-1961 гг. учебном году в школу поступило 1621 учеников. За год выбыло по разным причинам 95 человек, пришло после 1 сентября 41 человек. И так, на конец года насчитывалось 1567 учеников. На второй год осталось 144 человека. Если попытаться проанализировать и найти причины такой успеваемости, то можно предположить и выдвинуть несколько: 1) высокая наполняемость классов, как говорилось выше. В силу чего, практически отсутствует индивидуальный подход. 2) нехватка высококвалифицированных педагогических кадров. Например, в 61 школе на начало 1961-1962 учебного года работало 50 педагогов, из которых законченное высшее образование имели 23 человека. Еще четверо закончили двух и трехгодичные учительские институты. 3 человека не имели полного среднего образования. 18 человек имели педагогический стаж менее 5 лет.31

Можно сказать, что данная проблема была характерна не только для школы №61, но и для всего города. В 1962 году в Ижевске 130 человек не имели педагогического образования.32 Для ее решения, например, в 1961-1962 учебном году планировалось переподготовить через курсы повышения квалификации 170 учителей предметников, через курсы при городском методкабинете 70 учителей начальной школы, а также подготовить через семинары учителей географии, биологии, химии, физики. Предполагалось создать все условия для сдачи обучающимся заочно учителям экзаменационных сессий. В апреле каждая школа должна была отчитываться о комплектовании учебного заведения педагогическими кадрами.33

К 1965 году было создано более 50 школ передового педагогического опыта, руководителями которых являлись лучшие учителя. В 61 школе это была Ветошкина А.И. Молодые специалисты посещали уроки опытных учителей, составлялись и обсуждались планы уроков, воспитательных мероприятий.

Как правило, планомерная и усердная работа дает результаты. Так, если в 1961-1962 учебном году успеваемость по городу составляла 95,8 %, то в 1964-1965 гг. 98,2%.34

61 школа имела статус средней политехнической трудовой с производственным обучением, что означало наличие возможности для получения профессии и дальнейшем устройстве на работу на предприятия города.35

Школа №61 считалась одной из самых хорошо оборудованных. К тому же в целях рационального использования средств и учебного оборудования последнее из реорганизованных школ передавалось в новые. Так же в одиннадцатилетние школы передавались учебно-наглядные пособия, библиотечный фонд.36

За каждой школой закреплялись предприятия-шефы, которые финансировали учебное заведение, предоставляли места для прохождения практики ученикам выпускных классов. У 61 школы это были Машиностроительный завод, цеха №46, 47, ремонтный завод.37

На предприятиях для прохождения производственной практики выделялись высококвалифицированные инженеры, техники. Ученики школы №61 писали: «Проходя производственную практику на машиностроительном заводе мы за три года многому научились, основное – полюбили труд, прониклись глубоким уважением к рабочему человеку, создающему своими руками материальные ценности. Под руководством мастеров мы получили профессии токарей, фрезеровщиков, за что им спасибо».38

Но не все было так гладко. Несмотря на официальные слова, нередко при проверке, в том числе и школы №61, выявлялись следующие факты: «Учащиеся не могут производить математические расчеты простейших механизмов, не умеют читать чертеж и изготовлять деталь по чертежу или схеме».39

На конференции учителей в августе 1961 года директор школы № 61 Чустузиан Ю. К. выступая с докладом говорил помимо прочего о следующей проблеме: «…учащиеся нередко не имеют рабочего места в цехе. Школа сама решает кого ей готовить…»40 Как уже говорилось выше, в производственном обучении было достаточно проблем.

В 1960-1961 гг. учебном году в школе был один 11 класс с производственным обучением. Аттестат зрелости получили 20 из 21 выпускника.41 Один человек закончил школу и получил аттестат, сдав экзамены осенью.42 Из всего класса 17 человек получили профессию и были готовы устраиваться на работу.43

Таким образом, в сентябре 1960 года в строй вступила школа №61. Количество учащихся в образовательном учреждении превышало запланированную численность школы. Так она должна была разгрузить другие учебные заведения, которые работали в три смены, что влияло и на качество образования. Но из-за увеличения количества учеников решить данную проблему было сложно.

Школа являлась одиннадцатилетней с производственным обучением. Учащиеся школы проходили практику на предприятиях города и могли обучиться профессии к окончанию школы. Но качество данного образования было далеко от идеала.

Заключение.

Конец 1950-х начало 1960-х годов было ознаменовано переходом к новой системе образования. Была намечена реорганизация семилетнего в восьмилетнее и десятилетнее в одиннадцатилетнее образование. Должна была решиться проблема трехсменных занятий в школах города, существовавшая и в начале 1950-х гг. Много учебных заведений были деревянными и приходили в ветхое состояние.

Одиннадцатилетние школы организовывались как учебные заведения с производственным обучением, по окончании которых выпускник получал профессию.

В этих условиях была создана школа №61 и должна была разгрузить учебные заведения Ленинского района г. Ижевска. Но количество учеников в школах увеличивалось, и проблема третей смены оставалась.

Производственное обучение в городе не решало задачу поставки квалифицированных кадров на предприятия города. Уровень квалификации учеников, судя по качеству обучения был низким. Несмотря на то, что в неудачах обвиняли школы и предприятия, проблема, скорее всего, была в самой реформе образования. Поэтому школа №61 не могла в полной мере стать примером для подражания.

Список использованных источников и литературы.

Источники

Архивные материалы

Центральный государственный архив Удмуртской республики

(ЦГА УР)

Ф.Р-180 (Отдел народного образования исполнительного комитета Ижевского городского Совета депутатов трудящихся, г.Ижевск, УАССР, (1918 г.). Оп. 1. д.329, 548, 557, 576, 577, 583, 585, 589. Оп. 2. д. 2.

Ф.Р-738 (Министерство образования и науки Удмуртской Республики и его предшественник Министерство народного образования Удмуртской Республики, г. Ижевск УР (1935 г.-). Оп. 5. д.3234, 4236. Оп. 5а. д.312. Оп. 6. Д.20, 96.

Интернет-ресурсы

Закон "Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР"// URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=9934#010950996671060054 Дата обращения: 13.01.2020 г.

Литература

Периодическая печать:

Александров И. Прозвенел первый звонок в новой школе // Удмуртская правда. – 1960. – 2 сентября, № 209. С. – 2.

1 Закон "Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР"// URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=9934#010950996671060054 Дата обращения: 13.01.2020 г.

2 Центральный государственной архив Удмуртской Республики (далее ЦГАУР). Ф.Р-180. оп. 2., д. 2., л. 1.

3 ЦГАУР. Ф.Р-180. оп. 1., д. 583., л. 135.

4 ЦГАУР. Ф.Р-180. оп. 1., д. 329., л. 11.

5 ЦГАУР. Ф.Р-180. оп. 1., д. 583., л. 135.

6 ЦГАУР. Ф.Р-180. оп. 2., д. 2., л. 8.

7 ЦГАУР. Ф.Р-180. оп. 1., д. 585., л. 48.

8 Там же, л. 15.

9 Там же, л. 49.

10 ЦГАУР. Ф.Р-180. оп. 1., д. 548., л. 7.

11 Там же, л. 18.

12 Там же, л. 22.

13 ЦГАУР. Ф.Р-180. оп. 1., д. 589., л. 32.

14Там же, л. 31.

15Там же, л. 17.

16 Там же, л. 10.

17 ЦГАУР. Ф.Р-180. оп. 1., д. 589., л. 34.

18Там же, л. 18.

19 ЦГАУР. Ф.Р-180. оп. 1., д. 548., л. 7.

20 ЦГАУР. Ф.Р-180. оп. 1., д. 583., л. 135.

21 ЦГАУР. Ф.Р-180. оп. 2., д. 2., л. 4.

22 ЦГАУР. Ф.Р-180. оп. 1., д. 577., л. 15.

23 ЦГАУР. Ф.Р-180. оп. 1., д. 576., л. 82.

24 ЦГАУР. Ф.Р-738. оп. 5а., д. 312., л. 22.

25 ЦГАУР. Ф.Р-738. оп. 6., д. 20., л. 71.

26 ЦГАУР. Ф.Р-738. оп. 6., д. 96., л. 85.

27 ЦГАУР. Ф.Р-738. оп. 5., д. 3234., л. 69.

28 ЦГАУР. Ф.Р-738. оп. 5., д. 4236., л. 44.

29 ЦГАУР. Ф.Р-180. оп. 1., д. 585., л. 75.

30 Александров И. Прозвенел первый звонок в новой школе // Удмуртская правда. 1960. № 209. с. 2.

31 ЦГАУР. Ф.Р-180. оп. 1., д. 577., л. 15.

32 ЦГАУР. Ф.Р-180. оп. 1., д. 616., л. 41.

33 ЦГАУР. Ф.Р-180. оп. 1., д. 585., л. 94.

34 ЦГАУР. Ф.Р-180. оп. 1., д. 583., л. 19.

35 ЦГАУР. Ф.Р-180. оп. 1., д. 576., л. 82.

36 ЦГАУР. Ф.Р-180. оп. 1., д. 552., л. 14.

37 ЦГАУР. Ф.Р-180. оп. 1., д. 585., л. 33.

38 ЦГАУР. Ф.Р-180. оп. 1., д. 589., л. 16.

39ЦГАУР. Ф.Р-180. оп. 1., д. 589., л. 34.

40 ЦГАУР. Ф.Р-180. оп. 1., д. 583., л. 224.

41 ЦГАУР. Ф.Р-180. оп. 1., д. 557., л. 8.

42 ЦГАУР. Ф.Р-180. оп. 1., д. 576., л. 82.

43 ЦГАУР. Ф.Р-180. оп. 1., д. 557., л. 9.

Просмотров работы: 335