«Поселения кулун – атахской культуры в долине Эркээни: факты и предположения» (по материалам экспедиции «Эллэйада»)

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

«Поселения кулун – атахской культуры в долине Эркээни: факты и предположения» (по материалам экспедиции «Эллэйада»)

Пермяков С.В. 1
1МБОУ "Ойская СОШ им. А.В.Дмитриева с УИОП"
Пермякова Л.Н. 1
1МБОУ "Ойская СОШ им. А.В.Дмитриева с УИОП"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

С 1995 года на базе Ойской школы была организована экспедиция школьников «Эллэйада» под руководством академика, д.б.н. Н.Г.Соломонова и краеведа П.Р.Ноговицына. Ведется комплексное изучение территории Средней Лены по разным направлениям исследовательской и творческой деятельности. За годы деятельности экспедиции собран уникальный материал по истории и природе района, опыт работы экспедиции является уникальным направлением в экологическом и патриотическом воспитании школьников. Работа посвящена результатам исследований экспедиции школьников «Эллэйада» раннеякутских поселений, найденных на территории долины Эркээни Хангаласского района Республики Саха (Якутия) 2018 – 2019 г.

Бронзовый век Якутии изучен главным образом на основе керамического комплекса, так как керамика является самым массовым и ярким материалом на поселениях.

Актуальность темы. Археологические памятники Якутии стали широко известны в 1940-х - 1960-х годах после публикации А.П.Окладниковым результатов работ Ленской историко-археологической экспедиции, открытия и исследования Ю.А.Мочановым и С.А.Федосеевой многослойных стоянок на Алдане. С тех пор проблемы происхождения и формирования древних культур Якутии занимают одно из центральных мест в сибирской археологии. Материалы кулун – атахской археологической культуры, открытой А.И.Гоголевым, имеют важное значение в изучении истории расселения скотоводов по территории Ленского края. Актуальным является не только введение в научный оборот имеющегося нового фактического археологического материала, но и осмысление его в свете новых данных. 

Цель работы: исследование распространения кулун – атахской культуры на долине Эркээни Хангаласского района Республики Саха (Якутия).

Задачи:

1. Изучение кулун атахской культуры.

2. Исследование фрагментов керамики, найденных в долине Эркээни;

3. Изучение кулун – атахской культуры в свете новых данных, т. е. картирование новых мест распространения кулун – атахской культуры;

Изученность темы. По этногенезу якутов существует богатая историография. В ней наиболее разработанной и принятой считается концепция об их южном происхождении. Главными источниками для нашей работы мы считаем труды Г.В.Ксенофонтова, А.И.Гоголева и Р.И.Бравиной.

Новизна работы: изучение находок керамики кулун атахской культуры, найденных на территории долины Эркээни Хангаласского района Республики Саха (Якутия).

Глава I. Кулун – атахская археологическая культура.

А.И.Гоголевым открыта и изучена кулун-атахская культура, датируемая ХIVVII вв. В культуре выделяются два этапа: ранний - кулун-атахский (ХIVV вв.) и поздний - сырдыкский (ХV - ХVI вв.).

В 1976-1987 гг. археолого – этнографическая экспедиция Якутского государственного университета занималась выявлением и раскопками памятников, с которыми связывается распространение скотоводства в бассейне Средней Лены1. Судя по планиграфии поселений, большинство из них расположены на небольших алаасах – карстовых долинах, возникших среди тайги в результате таяния мерзлоты и обязательно имеющих посередине озеро2.

Первое поселение обнаружено в местности Кулун – Атах, расположенной в 3,5 км к западу от с. Матта Мегино – Кангаласского района. Это было поселение скотоводов: во многих местах обнаружены скопления костей крупного рогатого скота и лошадей.

Среди фрагментов глиняных сосудов преобладали толстостенные горшки, но в отличие от позднеякутских они характеризуются меньшей толщиной стенок. Поэтому их целесообразно отнести к «среднестенным» сосудам.

В дальнейшем были раскопаны аналогичные поселения скотоводов на территории Усть – Алданского, Чурапчинского и Амгинского районов Центральной Якутии (см. в приложении карту распространения кулун-атахской культуры).

Основными находками из этих поселений являются фрагменты глиняных сосудов. Несмотря на фрагментарность, глиняные черепки несут в себе огромную информацию, с ними «едва ли могут соперничать другие находки»3. Керамика, по словам Б. А. Рыбакова, является «одной из наиболее доброкачественных источников, позволяющих без особых погрешностей сравнивать между собой как различные области, так и различные эпохи».

Таким образом, керамика дает основание для реконструкции многих сторон жизни древних коллективов. Это положение оправдывается не только массовостью ее как источника, но и «этнографически доказанным постоянством (продолжительное сохранение традиции) в применении тех или иных приемов лепки сосудов и их орнаментаций у различных этносов». Основываясь именно на этом наиболее доступном материале, нами предпринята попытка выявить в Центральной Якутии наличие палеоэтнографической культуры, ставшей основой формирования якутской народности. По п ервому опорному памятнику она названа кулун-атахской культурой.4

Кулун-атахцы занимались скотоводством, разводили лошадей и коров. С кулун-атахской культурой связано появление и развитие производящей формы хозяйства в Якутии. Анализ материалов кулун-атахского комплекса показывает, что многие элементы культуры имеют аналогии в инвентаре археологических культур Прибайкалья, Южной и Западной Сибири, датируемых курыкано-уйгурским временем. Вместе с тем часть кулун-атахского комплекса свидетельствует о преемственности традиций раннего железного века Якутии5.

Ареал распространения кулун-атахской культуры значительно расширился с открытием и изучением археологами ИГИиПМНС СО РАН поселения Буор Хайа (Хомустаах) I в Сасыльском наслеге Томпонского района, расположенном выше устья р. Амга. На поселении были выявлены фрагменты керамики, отражающие традиции керамического производства автохтонных племен железного века, раннеякутской кулун-атахской культуры XIV-XVI вв. и якутской культуры XVII-XIX вв. Археологический материал поселения Буор Хайа свидетельствует о смешанном скотоводческо-охотничье-рыболовном хозяйстве носителей кулун – атахской культуры XIV-XVI вв6.

На территории долины Туймаада зафиксированы четыре единичные находки кулун – атахской керамики: Зерновая II (Уураахы), Орбита – 16 км, Владимировка VI7, Логовая в центре г. Якутска (раскопки Е.Н.Соловьевой и Е.А.Строговой). 2017 г. археологическая экспедиция ИГИиПМНС СО РАН в среднеленских долинах Эркээни и Энсиэли (Хангаласский и Намский районы) открыла и исследовала раннеякутские поселения Ынах Арыы и Карьер АБЗ.

Анализ предметов кулун – атахского комплекса привел А.И.Гоголева к выводу о том, что в общем облике материальной культуры кулун-атахцев прослеживаются синтезированные субстраты культуры местного раннего железного века при доминировании пришлых (южных) элементов культуры тюркской эпохи VIXII вв. Прибайкалья и Южной Сибири. При этом автор отмечает преобладающее влияние курыканской культуры и южносибирской тюркской среды8.

Глава II. Фрагменты керамики долины Эркээни.

С 1995 года на базе Ойской школы была организована работа по изучению биологических ресурсов Национального Природного парка «Ленские столбы» совместно с учеными Института биологических проблем криолитозоны, преподавателями и студентами ЯГУ под руководством член-корреспондента РАН академика АН Республики Саха (Якутия) Соломонова Никиты Гавриловича. В 2002 году летние отряды были организованы в улусную экспедицию школьников по изучению памятников природы и истории Хангаласского улуса, ведется комплексное изучение территории Средней Лены по разным направлениям исследовательской и творческой деятельности. За годы деятельности экспедиции собран уникальный материал по истории и природе улуса (района), опыт работы экспедиции является уникальным направлением в экологическом и патриотическом воспитании школьников. Ведется комплексное изучение территории Средней Лены по разным направлениям исследовательской и творческой деятельности. За годы деятельности экспедиции собран уникальный материал по истории и природе района, опыт работы экспедиции является уникальным направлением в экологическом и патриотическом воспитании школьников.

Наша работа посвящена результатам исследований экспедиции школьников «Эллэйада» раннеякутских поселений, найденных на территории долины Эркээни летом 2018 года.

Во многих публикациях за основу классификации керамики принимается обобщенное представление о формах сосудов (баночные, вазообразные, кувшинообразные и т.д.); учитывается состав материала, цвет, размеры, формы основания и венчик сосуда.

В специальной работе А.И.Августиника по классификации керамики обращено внимание на изучение четырех групп признаков:

1) на формы конструктивных особенностей изделия (профиль и размеры венчика, горла, тулова, дна, приставных деталей); 2) на характеристику черепка (состав керамической массы, метод формовки и окраски, результат действия огня); 3) на отделку изделия (способ орнаментации, роспись); 4) на назначение изделия9.

Якутское гончарство не знало ни круга, ни росписи, ни полива. Глина применялась в основном двух цветов – черного и коричневого. Комья глины толкли и растирали. Для уменьшения жирности глины пользовались шамотом – серовато – черным крупнозернистым порошком, получаемым из толченых черепков разбитых горшков. Формовка сосудов производилась вручную техникой выбивания10.

По форме венчиков кулун – атахские сосуды занимали промежуточное положение между керамическими комплексами местного раннего железного века и якутских поселений XVII-XVIII вв. Так, из трех культурных вариантов местного раннего железного века кулун-атахская керамика продолжает сумнагинскую традицию украшать сосуды тонкими валиками. В свою очередь ее носители считаются автохтонными племенами Якутии, связанными с местной культурой бронзового века.

Важную особенность типологии сосудов составляют формы и методы их орнаментировки. Основная масса кулун-атахских сосудов по характеру орнаментации подразделяется на пять типов). Характерной особенностью декора на кулун-атахских сосудах является применение накладных продольных валиков в сочетании со спущенными вниз короткими перпендикулярными валиками, в большинстве случаев остроконечными11.

Основными находками в м. Малдьа и м. Чороон ыйаабыт долины Эркээни являются фрагменты керамики (фото 1 и 2).

При изучении керамики долины Эркээни мы обратили внимание на типоформы сосудов, толщину бортиков и стенок.

При обследовании местности Малдьа, находящейся в 10 км. от села Ой Хангаласского района, найдено 7 фрагментов керамики. Среди них имеется 1 фрагмент керамики, на которую нельзя не обратить внимания. По мнению А.И.Гоголева, именно этот фрагмент наиболее ярко соответствует характеристике кулун – атахских сосудов. Венчики кулун – атахских сосудов преимущественно прямые. Выделяются сосуды со слегка отогнутым наружу венчиком. Зафиксированы единичные случаи обнаружения фрагментов сосудов с утолщенным венчиком. В целом кулун – атахская керамика относится к толстостенной. Но по сравнению с сосудами XVII-XVIII вв. она характеризуется сравнительно меньшей толщиной стенки – 0,4-0,7 мм.

В местности Чороон Ыйаабыт, находящейся в 6 км. от села Ой Хангаласского района, было обнаружено 6 фрагментов керамики. Керамика в основном с отогнутым наружу венчиком, с гладкими стенками, бортик округлый, толщиной 1,2–2 см. В трех фрагментах под венчиком располагался горизонтальный налепной гладкий валик. По классификации орнамента сосудов кулун-атахской культуры, разработанной А.И.Гоголевым, фрагменты керамики Чороон Ыйаабыт относятся к первому типу орнамента, первый подтип. Сосуды с гладкими стенками и налепными валиками были распространены у племен курумчинской культуры и у мохэских племен. Баночные и лепные сосуды, преимущественно с накладными гладкими валиками, встречаются в древнеуйгурских поселениях Тувы VIII-IX вв.12. Один фрагмент керамики имеет врезной узор, состоящий из насечек в виде вдавлений, которые относятся к пятому типу орнаментации сосудов кулун – атахской культуры датируемый XVII веком (фото 3).

Заключение.

Таким образом, ареал распространения памятников кулун–атахской культуры свидетельствует о том, что долины Средней Лены и ее притоков, многочисленные приозерные алаасы, расположенные от Алдана, Амги до Вилюя, явились первыми очагами формирования скотоводческой культуры и входили в территорию расселения ранних якутов XIII-XVI вв.

Ранее считалось, что кулун-атахская культура «ранних» якутов (саха) была в основном распространена на алаасах. Наши находки на долине Эркээни стали первыми именно в пойменной части долины. И это очень важно, так как Гоголев А.И. предполагал, что такие находки должны быть. И как сказали Гоголев А.И. и Алексеев Н.А. это начало нового этапа исследования жизни и быта скотоводческой культуры ранних якутов.

По предположению Ноговицына П.Р. кулун-атахские поселения, найденные в долинах Туймаада и Эркээни можно назвать культурой долинных якутов - «хочо сахалара».

Принято считать, что этнос приспосабливается к определенному ландшафту в момент своего оформления. С этой точки зрения, можно предположить, что якуты как народ сложились в Центральноякутской равнине, что способствовало зарождению скотоводческой, в своей основе, культуры северных всадников – якутов.

Список использованной литературы.

1. Августиник А.И. К вопросу о методике исследований древней керамики // Краткие сообщения Института материальной культуры.- Вып.64-№956.-С.149-156.

2. Бравина Р.И. Раннеякутская кулун-атахская культура (XIII-XVI вв.) в свете новых археологических данных. // Северо Восточный гуманитарный вестник. №2 (23), 2018, с.11.

3. Бобринский А. А. Гончарство Восточной Европы. (Источники и методы изучения). – Москва, 1976. – 272 с.

4. Гоголев А.И. Историческая этнография якутов. (Вопросы происхождения якутов). – Нар. знания и обычное право. Учеб. пособие / А. И. Гоголев. - Якутск : ЯГУ, 1986. - 103 с.; 20 см.

5. Гоголев А.И. Археологические памятники Якутии позднего средневековья (XIV-XVIII вв.) - Иркутск : Изд-во Иркут. ун-та, 1990 (1991). - 188,[1] с. : ил.; 20 см.; 

6. Гоголев А.И. Якуты. Проблемы этногенеза и формирования культуры. – Якутск: Изд-во ЯГУ, 1993. 229 с.

7. Гоголев А.И. Происхождение народа саха и его традиционной культуры: монография /Гоголев А.И.-Якутск: Издательский дом СВФУ, 2018. – 256 с.

8. Гурвич И.С. Культура северных якутов-оленеводов [Текст]: К вопросу о поздних этапах формирования якут. народа / И.С. Гурвич ; АН СССР, Ин-т этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. - Москва : Наука, 1977. - 247 с., 1 л. ил.: ил.; 22 см.

9. Дьяконов В.М.Археологические памятники долины туймаада // Город Якутск, история, культура, фольклор. – Якутск: Бичик, 2007. – 43.

10. Эртюков В.И. Основные типы керамики бронзового века Алдана // Новое в археологии Якутии. ( Труды Приленской археологической экспедиции).- Якутск, 1980. Табл. II, 23; Константинов И.В. Ранний железный век Якутии. Табл. XVIII, 7.

Приложения

1. Гоголев А.И. Историческая этнография якутов. (Вопросы происхождения якутов). – Якутск, 1986. – С.49-58

2. Гоголев А.И. Археологические памятники Якутии позднего средневековья (XIV-XVIII вв.)-Иркутск: Изд-во Иркутского гос.универститета, 1990 с. 11.

3. Бобринский А. А. Гончарство Восточной Европы. (Источники и методы изучения). – Москва, 1976. – С. З.

4. Гурвич И.С. Культура северных якутов-оленеводов. – С. 5.

5. http://cheloveknauka.com/drevnie-kultury-yakutii#ixzz5WcbaA1LQ

6. Бравина Р.И. Раннеякутская кулун-атахская культура (XIII-XVI вв.) в свете новых археологических данных. // Северо Восточный гуманитарный вестник. №2 (23), 2018, с.11.

7. Дьяконов В.М.Археологические памятники долины Туймаада // Город Якутск, история, культура, фольклор. – Якутск: Бичик, 2007. – 43.

8. Гоголев А.И. Якуты. Проблемы этногенеза и формирования культуры. – Якутск: Изд-во ЯГУ, 1993. С.96.

9. Августиник А.И. К вопросу о методике исследований древней керамики // Краткие сообщения Института материальной культуры.- Вып.64-№956.-С.149-156.

10. Гоголев А.И. Происхождение народа саха и его традиционной культуры: монография /Гоголев А.И.-Якутск: Издательский дом СВФУ, 2018. – с.174.

11. Эртюков В.И. Основные типы керамики бронзового века Алдана // Новое в археологии Якутии. ( Труды Приленской археологической экспедиции).- Якутск, 1980. Табл. II, 23; Константинов И.В. Ранний железный век Якутии. Табл. XVIII, 7.

12. Гоголев А.И. Происхождение народа саха и его традиционной культуры: монография /Гоголев А.И.-Якутск: Издательский дом СВФУ, 2018. – с. 149.

фото 1

фото 2

фото 3

1 Гоголев А.И. Историческая этнография якутов. (Вопросы происхождения якутов). – Якутск, 1986. – С.49-58

2 Гоголев А.И. Археологические памятники Якутии позднего средневековья (XIV-XVIII вв.)-Иркутск: Изд-во Иркутского гос.универститета, 1990 с. 11.

3 Бобринский А. А. Гончарство Восточной Европы. (Источники и методы изучения). – Москва, 1976. – С. З.

4 Гурвич И.С. Культура северных якутов-оленеводов. – С. 5.

5 http://cheloveknauka.com/drevnie-kultury-yakutii#ixzz5WcbaA1LQ

6 Бравина Р.И. Раннеякутская кулун-атахская культура (XIII-XVI вв.) в свете новых археологических данных. // Северо Восточный гуманитарный вестник. №2 (23), 2018, с.11.

7 Дьяконов В.М.Археологические памятники долины Туймаада // Город Якутск, история, культура, фольклор. – Якутск: Бичик, 2007. – 43.

8 Гоголев А.И. Якуты. Проблемы этногенеза и формирования культуры. – Якутск: Изд-во ЯГУ, 1993. С.96.

9 Августиник А.И. К вопросу о методике исследований древней керамики // Краткие сообщения Института материальной культуры.- Вып.64-№956.-С.149-156.

10 Гоголев А.И. Происхождение народа саха и его традиционной культуры: монография /Гоголев А.И.-Якутск: Издательский дом СВФУ, 2018. – с.174.

11 Эртюков В.И. Основные типы керамики бронзового века Алдана // Новое в археологии Якутии. ( Труды Приленской археологической экспедиции).- Якутск, 1980. Табл. II, 23; Константинов И.В. Ранний железный век Якутии. Табл. XVIII, 7.

12 Гоголев А.И. Происхождение народа саха и его традиционной культуры: монография /Гоголев А.И.-Якутск: Издательский дом СВФУ, 2018. – с. 149.

Просмотров работы: 693