Якутский чорон на трех ножках и китайский сосуд-трежножник Дин

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Якутский чорон на трех ножках и китайский сосуд-трежножник Дин

Иванова М.Е. 1
1МБОУ Ойская СОШ им. А.В. Дмитриева с УИОП
Прокопьева В.М. 1Басагысова А.Н. 1
1МБОУ Ойская СОШ им. А.В. Дмитриева с УИОП
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

«Чороны представляют собой исключительное достояние

материальной культуры якутов»

А. Окладников.

В своей работе, я провела исследование Якутского чорона на трех ножках, из какого материала он изготавливается, для чего он применяется и как украшается. Потом меня заинтересовала китайский сосуд трехножник, потому что он очень похож на наш чорон. Его я увидела в интернете и еще подумала, что это якутский сосуд. Оказалось, что это сосуд совсем другого народа. И решила изучить его.

Актуальность: Интерес к культуре моего народа никогда не угасает со временем. Также изучение культуры других народов, поиск сходства в наших культурах также всегда вызывает большой интерес.

Объектом исследования являются материалы культурных памятников, в частности Якутский Чорон на трех ножках и сходные с ним сосуды китайского народа – трехножники.

Цель работы — выявление назначений Якутского Чороона на трех ножках и китайского трехножника, поиск их сходства и различия, их применения.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

- изучение разновидностей Якутских Чоронов, материал изготовления, стилей украшения;

- изучение китайских треножников, материала их изготовления, стилей украшения;

их предназначения и применения;

- изучение и сравнение предназначения и применения Якутских Чоронов и китайских треножников.

Глава 1. Якутский Чороон

Что такое Чороон?

Одна из прекрасных якутской посуды является чороон. Чороон стал якутской гордостью и богатством. Другие нации восхищаются красотой и особенностью нашей посуды. «Сколько тут красоты, обояния, трудолюбивости» имеется в маленькой посуде. Чороон олицетворяет фигуру якутской женщины. Сейчас ни один праздник не проходит без чоронов. Чорон используют не только для алгыса его используют и в обыденной жизни. В нем можно увидеть не только красоту, но и дух якутского народа.

Чорон – символ традиционной культуры народа саха (якутов).  Чороон - кумысная посуда и символ изобилия, счастья, богатства. Существуют выражения дьол чорооно 'чорон счастья', алгыстаах чороон 'благословленный чорон', толору кымыстаах чороон 'чорон, наполненный кумысом', кырылыы кыынньар толору кымыстаах чороон курдук уйгу-быйаҥ олохтонуҥ 'пусть жизнь ваша будет наполнена изобилием, как наполненный игристым кумысом чорон', чороон курдук чочуллубут 'выточенный как чорон' и др.

С чороном связано богатое мифокультурологическое начало якутского народа. Сосуд, согласно якутским преданиям, представляет собой модель Вселенной. Поддон олицетворяет нижний мир, где обитают злые духи. Средняя часть - средний мир, где живут люди. Горло и венчик чорона - символизируют верхний мир, где живут добрые божества.

Слово « чорон» (чороон) произошло от «чорой», «чорот», что означает держать поднятым вверх, вытягивать. При толковании слова чороон Э. Пекарский также приводит слова чороҕон и дьороон: «Чороон [от чорой+оон = чороҕон, дьороон]. Деревянная цилиндрическая посуда для кумыса разных размеров, на одной или трех ножках (украшена резьбой); сосуд вроде кубка-братины, кувшин, чаша (чашка), бокал; высокий сосуд с поддоном. Үс атахтаах чороон резной деревянный кубок для питья кумыса на трех ножках, в высоту 12-30 см., окружность в самом широком месте 40-60 см.

Чорон имеет проем айаҕа, венчик иитэ, шею моонньо, плечи санна бедро өттүгэ ножки атаҕа, поддон түгэҕэ. Бывают самых разных размеров, в высоту до 80 см, в обхвате до 90 см. Ножке придавалась форма изогнутого конуса или вид трех конских ног с копытами. Чороны, употреблявшиеся при священных обрядах, как и прочие виды кумысной посуды, обвязывались белым шнуром, сплетенным из волос конской гривы. Украшается богатым орнаментом. Узоры располагаются в виде ярусов. Ярусов бывает три, семь или девять. У древних якутов эти числа считались священными. Чорон, передаваемый в круг празднующих людей на Ысыахе, символизирует единство народа перед божествами Айыы, предвещает благополучную жизнь.

Орнамент Чороона 

Каждый чорон украшают пояса стилизованного геометрического орнамента. Орнамент выполняли специальными ножами: кэрдэри, кэрэниэе анньяр, ойуулуур быhaх. Кэрдэри — инструмент для трехгранной выемчатой резьбы. Кэрэниэе анньяр похож на стамеску — им прорезают ровные глубокие срезы-канавки. Ойуулуур быhaх с тонким игольчатым отверстием служит для выполнения сложных орнаментальных узоров. Эти инструменты были у каждого мастера, но иные артисты своего дела одним кривым ножом из цельного куска древесины вырезали и ложку, и тарелку, и даже чорон.

О высоком мастерстве якутских ремесленников писал один из первых этнографов Сибири академик А. Ф. Миддендорф: «Чрезвычайная гибкость, которую якут умеет придать клинку своего ножа, в состоянии заменить ему множество разнообразных инструментов. Надобно, например, сделать чашку — якут тотчас же сгибает ножик об ствол дерева в виде дуги, и с руки, прежде чем успеешь оглянуться, вытачивает чашку из дерева лиственницы [...] Что бы он ни вырезал, во всем у него особый шик».

Живая линия крива и волниста. Мастера это чувствовали и добивались в очертаниях чоронов желаемой степени кривизны. По плавности, музыкальности контуров и ясности пропорций чороны выдерживают сравнение с античными сосудами, что отметил еще в XIX веке В. Л. Серошевский. Форма кубков строится на основе строгой системы пропорциональных отношений. Их объем расчленяется на четыре части, гармонично соподчиненные одна другой: горло с венчиком, плечо, тулово и поддон. Сочетание этих частей всегда оказывается единственным и неповторимым. 

Символическое значение многих орнаментальных мотивов сохранилось в их названиях: «ураса-узор», «кобылий сосок», «ячейка сети», «позвонок-узор». Кроме того, некоторые названия отражают способ нанесения изображений: «узор-нарезка», «ноготь-узор», «зарубки».

Приведем сохраненные доныне названия орнаментов:

Дьарҕаа. В словаре Э. Пекарского данное слово объясняется как узор, орнамент, т.е. как общее название всех узоров: «Дьарҕаа – фигура, узор, вышивка» [10,708]. В Большом толковом словаре якутского языка смотрим: «ДЬАРҔАА. узор, орнамент, нанесенный полосой» [3,317]. Здесь данное слово толкуется как название определенного узора. А в этимологическом словаре находим: «Дьарҕаа – кайма, каемка. Длинная и узкая нашивка из какой-л. материи» [12,172]. В якутском языке дьарҕаа – это еще название рыбы хариус, у которой по бокам темные рисунки в виде полос.  Слово дьарҕаа заимствовано из монгольских языков. Письм.-монг. чаруҕа означает ‘черта, борозда’. По-видимому, дьарҕаа – это рисунок в виде черты, борозды и в основном бывает по краям изделия.

Рельефно вырезанный линейный узор называется томторҕо ойуу. «Томтой. ср. тюрк. тумда, тумта. Выпячиваться, выдаваться. Томторҕо (томторҕон) от томтой+рҕо ‘кольцеобразное возвышение, выпуклый перехват’» [10, 2550].

Кэрдиис ойуу (кэрдиис ‘зарубка, насечка, засечка’) – по Йохельсону, мелкий зигзагообразный узор, по Мандару – разновидность охторуу ойуу. В словаре Пекарского: «Кэрдиис ойуу украшение зарубками, резьба бороздками» [10,2726].

Тараах ойуу (тараах ‘гребень’). Иногда называют от ойуу (от ‘трава’). Для установления истинного названия данного узора  потребуется время, − пишет Б.Ф. Неустроев – якутский народный мастер, кузнец Мандар Уус. Тараах ойуу представляет собой ребристый орнамент в виде коротких-длинных или одинаковых параллельных отрезков, расположенных вертикально, отдельными  группами или тесно друг другу. Немецкий этнограф Улла Йохансен выявила якутские термины и расшифровала якутскую символику. Она пишет: «Например, наверху у каждого чорона есть тарах ою (гребенчатый узор), который, оказывается, является символом плодородия во всех культурах. Треугольник – символ женской плодовитости» [4,40]. Эта вертикальная линия также является символом стабильности и гармонии трёх миров Вселенной. Орнамент гребня наиболее архаичен и полисемантичен. Он может ассоциироваться с шерстью тотемных животных, гривой священных лошадей, золотыми лучами солнца, волосами богинь деторождения, которые во время ритуалов плодородия обычно распускались.

Хабарҕа ойуу (хабарҕа ‘глотка, горло, кадык’). Ребристый рисунок. В отличие от от и тараах ойуу, хабарҕа ойуу представляет собой более широкие рисунки. Дыхательное горло коровы бывает ребристым, мы полагаем, наверное, отсюда и название хабарҕа ойуу. Иногда этот узор называют тарбах ойуу. Тарбах ‘палец’. Это, наверное, потому, что они представляют собой глубокие бороздки, будто нанесены пальцем по сырой глине. 

Таҥалай ойуу (таҥалай ‘нёбо’) состоит из закруглений, напоминающих нёбный свод. «Таҥалай ойуу – похожий на нёбо узор. Особый вид узора». [10,2726].

Арочный орнамент в виде дуг, одинаковых или разных по размеру, называется биэ эмийэ ‘кобылий сосок’. Дуги данного узора могут располагаться вогнутой стороной как верх, так и вниз. Узор, обращенный вогнутой стороной верх, напоминает арочный орнамент. А узор, обращенный вогнутой стороной вниз, по-другому еще называют сарбынньах ойуу (от сарбый ‘свисать’). Владимир Йохельсон (по рекомендации РАН работал в составе Джезуповской Северо-Тихоокеанской экспедиции 1897-1904 гг., по условиям контракта все научные результаты этой экспедиции становились исключительно собственностью Американского музея естественной истории) пишет: «Этот узор обращен вогнутой стороной или вниз, или верх. Схожий орнамент был найден на глиняных горшках эпохи неолита в Западной Европе и был назван немецкими археологами Schnurgehänge ˗ именем, перекликающимся с якутским» [5,59]. В некоторых источниках этот узор называют тыҥырах ойуу ‘рисунок в виде ногтей’, и объясняют это их сходством с человеческими ногтями. До сих пор не определен конкретный узор, который бы назывался именно тыҥырах ойуу. Йохельсон, например, односторонний зигзагообразный узор тоже называет тыҥырах ойуу. В комментариях он пишет, что тыҥырах ойуу означает ногтевой узор и изображает человеческие ногти [5,58], а по иллюстрации в книге Иохельсона тыҥырах ойуу совпадает с зигзагообразным рисунком, что совсем не напоминает человеческие ногти. Это можно объяснить тем, что зигзаг напоминает не человеческие ногти, а когти. В якутском языке ногти и когти – это тыҥырах. Йохельсон рисовал и писал названия орнаментальных мотивов со слов местных жителей, и вполне возможно, одни и те же рисунки в разных местностях назывались по-разному, и наоборот. Йохельсон пишет, что узоры тыҥырах ойуу ‘ноготь’ и тарбах ойуу ‘палец’ берут начало от якутских гончарных работ. [5,59].

Ынах ойуу (ынах ‘корова’) – орнамент в виде рогатого скота. «К сожалению, я до сих пор не встречал старца, знающего подлинное название этого узора» −   пишет Б. Ф. Неустроев-Мандар Уус [8,44]. Узор напоминает своими очертаниями детские игрушки, изображающие коров. Такие орнаменты можно увидеть на чоронах середины XIX в. Можно предположить, что это связано с тем, что у якутов культ лошади в это время постепенно стал равняться с культом рогатого скота. Начали устраиваться Ынах Ыһыаҕа, Оҕус Ыһыаҕа – Ысыах, посвященные крупному рогатому скоту.

Ещё в советское время искусствовед И. А. Потапов обнаружил личные тамги мастеров на дне кумысных кубков, датируемых ХVIII–ХIХ веками. Эти знаки, имеющие аналоги на наскальных петроглифах Лены, передавались от отца к сыну, и мастера могли унаследовать несколько знаков. Автор отметил важную деталь: раструбы кубков почти всегда украшались гребенчатым орнаментом тараах ойуу, а тулова – арочным орнаментом, но в ранних сосудах совсем отсутствуют спиралевидные и растительные мотивы [13,10]. Примечательно то, что ранние сосуды были лишены витиеватых узоров.

Сейчас представляется сложным привести точные исконные названия орнаментов и определить, какие виды узоров нужно считать древнейшими, какие поздними или перенятыми у других народов. Можем  лишь утверждать, что до XVIII в. узоры на чоронах были несколько простыми, а на предметах XIX в. они сложнее и разнообразнее. Первоначально орнаментальные полосы выявляли конструктивные части чоронов – венчик, тулово, ножку. В более поздних изделиях узор становится изысканней, мельче и покрывает всю поверхность предмета.

Названия многих узоров имеют символическое значение и связаны с бытом, основными занятиями народа. Например, узор илим хараҕа ‘ячейка сети’ связано с рыболовством, ынах ойуу ‘коровка’,биэ эмийэ ‘кобылий сосок’ − со скотоводством. Кроме того, некоторые названия отражают способ нанесения изображений – кэрдиис ойуу ‘зарубки’, тыҥырах ойуу ‘ноготь узор’. Много наименований узоров названы по внешнему сходству с органами животных (хабарҕа ойуу − похож на горло, кадык, таҥалай ойуу – на нёбный свод, тоноҕос ойуу – на позвонок), предметами (тараах ойуупохож на гребень, көҕүөр ойуу − на сосуд для хранения кумыса, тордуйа ойуу – на пуговку).

Особый ритуально-символический смысл имела и композиция орнаментов, и число орнаментальных поясов, и место их нанесения. Так, поскольку наиболее почитаемым числом было девять, то и поясов чаще всего — девять.

Для каждой части чорона существовала определенная группа орнаментов: у края венчиков — гребенчатый и рубчатый в виде треугольников и ромбов; на центральных поясах — «ячейка сети», «позвоночный узор», «палец-узор»; по венчику шел гребенчатый в свободном сочетании с названными узорами; основание ножки разделялось на секторы, заполненные ромбиками, точками, зигза¬гами. Иногда поддон украшали прямыми линиями — символами деревьев. 

Первоначально орнаментальные полосы выявляли конструктивные части чоронов: раструб, тулово, ножку. В более поздних изделиях узор становится изысканней, мельче и покрывает всю поверхность предмета. Выполняли его контурной или трехгранно-выем- чатой резьбой, реже — гравировали. Состав орнамента обогащался за счет геометрических криволинейных и растительных мотивов. Дополнительными элементами убранства некоторых чоронов являются медные ободки; они помещались на местах, подчеркивающих "тектонику сосудов. К ободкам прикреплялись «серьги»-подвески.

В XXI в. мы вновь обрели наш чорон в виде символа счастья, богатства и изобилия. Чорон стал культовым брендом Республики Саха и заслуженно может считаться уникальным произведением искусства. Орнаменты на чоронах имеют богатую семантику, глубокий философский смысл и требуют дальнейшего, более детального исследования.

1.3. Разновидности Чоронов

1.3.1. Большие Чороны

Чорон имеет несколько разновидностей. Большие по размеру чороны называют айах. «АЙАХ I. 1. 'отверстие, вход, проем'; 2. 'Ров, устье оврага'; 3. 'Рот, уста,; 4. 'прокорм, содержание'. Якутское айах сравнивается с тюрк. аҕыз 'рот, уста', при этом возводится к корням: айах к ай, аҕыз к аҕ. Здесь, возможно, чередование тюрк. ҕ с якут. й. Ср. тюрк өг 'ум, разум', якут өй с тем же значением; это чередование наблюдается и в других тюрк. языках. АЙАХ II. 'самый большой кубок для питья кумыса'»

Тойон айах – самый большой чорон, подаваемый почетным гостям. Это самый почитаемый чорон. На свадьбе отцы брачующихся пьют кумыс из Тойон Айах, благословляют детей, и с этого момента начинаются их родственные
отношения. В XVII-XIX вв. цена одного Тойон айах была 10-15 рублей, тогда как стоимость одной коровы была столько же.

Аар балхах – предназначенный старцам чорон. Женщины и дети к нему не прикасаются. Все орнаменты до 32 рядов символизируют счастливую, полную чашу жизнь старца-мужчины. «Аар. ср. тюрк. аруу, арыг. Лучший в своем роде. Почтенный, важный. Громадный. Чистый. Священный, божественный (ср. күбэй, мааны, ытык, сүдү, улуу)» [8, 126].

Кэриэн айах – большой чорон для кругового питья кумыса. Обычно украшен цветочным, растительным орнаментом. Иногда называют просто кэриэн «Кэриэн [от кэрии+н]. 1. Круг, круговой. Кэриэн киһи кэккэтиттэн тэйэн хаалбыт 'отдалившийся от рядов тесного круга людей'; кэриэн айах 'круговая кумысная чаша; огромный (1/2 пуда или 1 пуд вместимостью) деревянный бокал'. 2. Деревянная, с резьбой бадья, ведерной или более емкости для кругового питья кумыса» [8, 1052]. Иначе говоря, кэриэн айах – большой чорон для кругового питья кумыса.

Различают также сиэллээх айах: «Сиэллээх айах [от сиэл+лээх]. Большой праздничный кубок, ножка которого украшена пучком волос из лошадиной гривы, (при питье берут его обеими руками за ножку), увитый гривой кубок» [9, 2188].

Аар түһүлгэлэри түмэр чороон – один из крупных чоронов, во время праздников из него может пить кто угодно. По краю проема бывает углубление, отталкивающее нечистые силы. Один из самых щедро украшенных и почитаемых чоронов.

 

1.3.2. Чороны малых и средних размеров.

Ымыы чороон – амулет ребенка, защита души ребенка, который должен родиться у молодых (ымыы – амулет, талисман). Обычно девушка, выходя замуж, оставляет этот чорон из приданого в доме родителей. Чорон хранится в левом углу, где восходит солнце. Его никто не должен трогать. Считается самым красивым чороном. С тремя ножками. 

Балхах айах – чорон на трех ножках в виде копыт лошади. Невеста угощает жениха кумысом из такого чорона.

Связано с будущим жениха и невесты, из этого чорона никто не пьет, кроме них, даже родители. С высотою в пять кулаков и шириной в два с половиной кулака, с 5-6 медными подвесками по 4 стороны на шейке в виде сережек. В словаре Э. Пекарского дается два значения этого слова – как повседневной посуды и как чорона: «Балхах 1. Деревянная выдолбленная посуда, стакан вроде деревянной кружки или стойки. 2. В Дюпсюнском и Борогонском улусах (Якутский округ) небольшой чорон (деревянный кубок) на одной ножке» [8, 356]. В «Кратком толковом словаре» дается одно определение: «Балхах. сущ. уст. Низенький чорон на трех ножках» [1, 27]. Слово балхах произошло, возможно, от образного глагола баллай (с вариантом балҕай) 'расплываться вширь, быть широким, пухлым'. «С. Калужинский возводит к якутскому балхай (точнее балҕай) монг. балхайи жиреть, пополнеть бур. Балхай опухать, расплываться» [11,
119].

Бэлкэй – самый маленький чорон. «Бэлкэй (ср. башк. каз. бэлэкэй маленький, низкий). Самый маленький бокальчик (кубочек) для кумыса» [8, 432]. Очевидно, произошло от образного глагола бэллэй 'казаться широким, округлым' или бэлгэй 'быть широким'.

«Чорохой – небольшой кумысный бокал. Малый треножный кубок для питья кумыса, сделанный из березового дерева; в наслегах Бахсы и улусах Хаҥалас – то же, что быдыраах (маленькое берестяное лукошко, в коем держат, например, соль)» [10, 3651]. Слово чорохой, по-нашему мнению, образовано от слова чорой путем прибавления аффикса -хой (аффикс уменьшительности в некоторых тюркских языках).

Известен также Олоҥхоһуту айах тутар чороон – средний чорон на одной ножке. Когда олонхосут переводит дух, в коротких перерывах между песнями олонхо, слушающий его, с восклицанием ноо! дает ему выпить кумыс из такого чорона. Узор, орнамент этого чорона как бы описывают жизнь олонхосута. Обычно бывает украшена конскими волосами. На ножке есть выступ для подвязывания к поясу или к седлу. 

Глава 2. Бронзовые треножники

2.1. Бронзовые треножники Дин

Бронзовые треножники  (по-китайски «ding») - это предметы домашней утвари в древние времена. 5-6 тыс. лет назад дин использовали как котел для варки мяса и рыбы. Вначале они делались из обожженной глины, имели как правило три ноги (реже – четыре). Поэтому за ними и закрепилось в английском и русском языках название «треножники» («tripod»).

Со вступлением Китая в Бронзовый Век глиняные треножники постепенно вытеснялись бронзовыми. 

Использовались они как церемониальные или жертвенные сосуды (Жертвенный треножник Дин — (кит. пиньинь: dǐng) при дворах князей или богатых рабовладельцев.   Он стал важным предметом для совершения жертвоприношений в обрядах богопоклонения у рабовладельцев той эпохи. 

Имеются данные о том, что в отдельных регионах Китая треножники использовались во время человеческих жертвоприношений.

Самым большим треножником того периода, дошедшим до наших дней, считают треножник «Сымиу» периода династии Шан ( ок.17 -10 вв. до н.э.). Его вес составляет 875 кг, высота – 1,33 м, прямоугольной формы, стоящий на 4-х ножках. Изготовлен «Сымиу» был специально для императора Шан по случаю принесения жертв его почившей матери. Треножники этого древнего периода истории Китая имеют уникальные формы и часто украшались различными орнаментами из изображений животных и других узоров.  Для археологов и историков треножники являются превосходным материалом для изучения древней истории народа.

По количеству бронзовых треножников во владении аристократа определяли его положение в обществе. Во время проведения обрядов император использовал комплект из 9 треножников, князья и бароны – комплекты из 7 треножников, младшее чиновничество – из 5 треножников, а ученые мужи – комплекты из 3 динов. По количеству треножников в могиле можно судить о статусе захороненного в ней человека. 

В известном ламаистском монастыре Пекина Юнхэгуне находится огромный бронзовый треножник 4,2 м в высоту. Надпись на нем гласит, что он был изготовлен в 12 год правления Цянлун (1747 г.) и использовался императорами династии Цин для совершения жертвоприношений в храмах. Согласно поверьям, во время обрядов в этот дин опускали сотни и сотни ароматических палочек. 

Бронзовые треножники всегда ассоциировались у людей с высоким положением в обществе и притягивали незамысловатостью и величавостью форм.  Это обеспечило процветание искусству изготовления их копий и дубликатов. Как правило, миниатюрные копии вырезают из нефрита, агата, покрывают глазурью, они служат украшением рабочего стола."

2.2. Схожие с бронзовым треножником Дин китайские сосуды

Котёл-треножник Янь — (кит. ; пиньинь: yǎn) в древнем Китае служил для приготовления пищи на пару, а также в ритуальных целях. Состоял из двух частей. Нижняя часть в виде треножника Ли, использовалась для нагрева воды. В верхней части, в виде котла Цзэн, с широким открытым горлом, готовили пищу. Между двумя частями находилась решетка, через которую проходил пар, и которая не давала еде упасть в нижний сосуд. Котёл-треножник Янь мог украшаться орнаментом, а на внутренней поверхности верхней части иметь надписи цзиньвэнь.

И те самые редкие 4-ножники

"Ритуальная винная чарка Цзя — сосуд для вина. Использовался во время похоронного обряда переодевания покойника. Первые бронзовые винные чарки Цзя относятся к позднему периоду династии Ся, но особое распространение получили в эпоху Шан.

Чарка Цзя с орнаментом в виде груди и гвоздей. Поздний период династии Ся. Высота 45 см. Диаметр горловины 26 см. Широкая горловина, которая к краям еще больше расширяется, а стенки ее утолщаются. По краям горловины расположены две подпорки в форме гвоздиков с шляпками. Узкая талия, выпуклый живот в форме барабана, круглое основание. Четыре полые ножки. У чарки есть место для прихвата сосуда. На сосуде орнамент в виде гвоздей и груди, а также тетивы. На животе — пять круглых барабана.

Горловина чарки Цзя немного шире горловины кубка Цзюэ. На ее краях бывает одна или две подпорки. Выделяют следующие разновидности животов: просто прямые вытянутые животы, надутый живот, словно барабан, живот с отходящими от него частями. Формы мест для прихвата сосуда: приплюснутое и гладкое; украшенная голова животного. У чарок Цзя бывает три, четыре ножки. Некоторые ножки отлиты в виде пирамиды, полые внутри, полные внутри, столбообразные ножки и др.

Основные виды винных чарок Цзя (с периода династии Шан до раннего периода династии Чжоу): большая горловина, круглый живот, округлое дно, полые пирамидальные ножки; широкое тело, поделенное на сегменты, полыми пирамидальными ножками; вытянутое горлышко, полые пирамидальные ножки; глубокий живот; высокое тело, плоское дно; широкая горловина, узкое горлышко, округлое дно и др."

"Сосуд Хэ использовался для хранения воды или вина, а точнее для смешивания воды и спиртных напитков, а также для того, чтобы вкус вина стал идеальном, то есть не слишком густым и не слишком жидким. Как правило, в сосуд Хэ заливали теплое вино. В «Шовэнь» также отмечается, что сосуд Хэ использовался и для хранения приправ. Пользовался популярностью в период династии Шан, просуществовал вплоть до эпохи Борющихся Царств.

Средний и поздний период династии Западная Чжоу. Высота 23.3 см., диаметр горловины 17.2 см. Широкая горловина, узкое горлышко. Рукоятка в форме головы зверя.

Облик сосуда Хэ: круглый живот, с изогнутой перекладиной, имеется впадина, крышка, слив, ручка бин, три или четыре ножки. В период династии Шан и Чжоу впадина у сосуда была очень большая, живот глубокий, прямой слив, ножки в форме столбиков. В эпоху Шан ножки в основном были полые. В эпоху Весен и Осени, Борющихся Царств впадина сосуда Хэ уменьшилась, а живот стал более плоским и круглым, форма слива — голова птицы или других животных. Часто встречаются ножки в виде подковы лошади или животных. На многих сосудах Хэ замечены изогнутые ручки-держатели.

Глава 3. Гипотеза возникновения Якутского Чороона на трех ножках

О возникновении чорона бытует мнение, что он является результатом своеобразного скрещения местных форм круглодонных сосудов, покрытых зональным орнаментом из выпуклых валиков, и заимствованной формы скифского
котла с его высоким коническим поддоном.

Наибольшее распространение получили чороны на одной ножке. По одной из версий кубки появились у якутов в XVI в. Поскольку они похожи на сосуды, которые держат в руках каменные бабы (балбалы) - изваяния тюркских воинов, выполненные в эпоху ранего средневековья - якутским кубкам не менее тысячи лет. Крупнейший археолог Окладников А.П. считал, что чороны конца XVII — начала XVIII века из могилы Чачана-этюка напоминает своей формой скифский котел. Скифы - кочевой народ, населяющий степные просторы Евразии от Причерноморья до Южной Сибири в I тыс. др н.э. Это сходство настолько очевидно, что может служить наглядным свидетельством наличия древней связи культур Юго-Западной Сибири и Средней Азии с культурой Северо-Восточной Сибири.

Но известны еще Чороны и на трех ножках. Чороны на трех ножках конца XVIII и начала XIX века более приземисты и, как правило, небольших размеров; иногда их ножки чуть стилизованы, а порой и очень схожи с лошадиным копытом.

Пояса стилизованного геометрического орнамента украшают каждый чорон: в изделиях XVIII века узоры просты, на предметах XIX века они сложнее и разнообразнее.

Традиционно изготавливается из дерева, преимущественно из берёзы, и украшается богатой геометрической резьбой. Резьба располагается в виде ярусов. Чем больше ярусов, тем почётнее кубок. В отдельных случаях чорон может инкрустироваться серебром или медными сплавами.

Возможную схему возникновения чорона приводит В. Ушницкий: «В целом схема образования чорона представляется нам примерно следующей: на ножки-подставки, привнесенные на среднюю Лену тюрками, водружались круглодонные керамические сосуды, издавна существовавшие у палеоазиатов Якутии. Со временем ножки и тулово ритуальных сосудов стали делаться цельными, что отличало их от обыденных горшков. Окончательно оформление чорона произошло, по всей вероятности, довольно поздно, что нашло отражение в устных народных преданиях об Элляе, которого легенды персонифицируют как изобретателя кумысной посуды.

Археолог А. Н. Алексеев, развивая идею А. П. Окладникова, склоняется к мнению, что чорон отражает симбиоз культуры палеоазиатов и тюрков. Так, на основе классификации керамики кулун-атахской культуры А. И. Гоголева исследователь доводит начало формирования кубка до эпохи позднего неолита. «На вставные ножки, принесённые тюрками, могли поставить глиняные сосуды, существовавшие у палеоазиатов. Поэтому кумысные сосуды свидетельствуют о смешанном характере кулун-атахской культуры, выросшей на базе культуры «малых домов». Но возможно и более раннее бытование ножек-подставок в Якутии. Древнейшие прообразы трёх ножек горшков и кубков восходят к аналогам из Китая, где треножники и триподы появились в IV тыс. до н.э. Спустя почти 20 лет, А. Н. Алексеев вводит уточнения в своё видение эволюции ритуальных кубков, считая перспективным поиск прототипов среди металлических котлов. Автор считает, что чороны на поддонах были связаны с котлами хуннов, имевшими выраженный венчик и орнаменты, как и на якутских кубках, а сосуды на трёх ножках могут восходить к китайским триподам или же к гуннским котлам на трёх ножках. Можно предположить, что прообразом сосуда чорон был желудок зверя, наполненный готовой пищей для удачливых охотников. Позднее образ желудка был перенесён на утробу женщины, чья беременность связывалась с употреблением пищи (души) из чрева тотемного духа. Видимо, беременность жриц магическим образом влияла на плодовитость всех зверей и птиц. Кубок чорон олицетворял богинь-праматерей, в т.ч. и духа-хозяйку земли. Богиня Вселенной Аан Алахчын, выходящая из корня мирового древа, наглядно показывает сохранение образа чрева родной земли в орнаментах и формах кумысных сосудов.

В настоящее время чороны имеются только у якутов и являются своеобразным показателем синтезированного этнического происхождения народа саха. «Чороны представляют собой исключительное достояние материальной культуры якутов. Таких сосудов нет сейчас ни у одного народа», – писал А. Окладников.

Вывод

Таким образом, эти два сосуда очень похожи по форме и имеют обе три ножки. Также имеют орнаментальные украшения. Назначения обеих сосудов тоже похожи, они применяются в основном в ритуальных целях. Разница лишь в том, что наш Чорон применяется на праздничных ритуалах, например на ысыахах, и в повседневной жизни, как сосуд для жидкостей, а их трехножник Дин для жертвоприношений.

В результате я поняла, что наши Чороны появились намного позже сосудов трехножников китайцев, поэтому они могут быть взяты у китайцев и усовершенствованы. Наши предки курыканы много общались с китайцами и какие - то элементы их культур смешались.

 

 

 

 

Использованная литература

Алексеев А.Н. Древняя Якутия: железный век и эпоха средневековья. Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 1996. 2.

Алексеев А.Н. О происхождении якутских чоронов // Северо-Восточный гуманитарный вестник. – Якутск: ИГИиПМНС СО РАН, 2015. – № 1 (10). С. 53-60.

Большой толковый словарь якутского языка. Т. 3. Новосибирск: Наука, 2006.

Йохансен Улла. Орнаментальное искусство якутов: историко-этнографическое исследование. − Якутск, 2008.

Йохельсон В.И. Кумысный праздник и декоративное оформление кумысных сосудов. − Якутск: СМИКМастер, 2015.

Константинов И.В. Материальная культура якутов XVIII века. – Якутск: Як. кн. изд., 1971.

Кочешков Н.В. Тюрко-монголы и тунгусо-маньчжуры: проблемы историко-культурных связей на материале народного декоративного искусства ХХ–ХХ веков. − СПб: Наука, 1997.

Неустроев Б.Ф.-Мандар Уус. Узоры и орнаменты саха. − Якутск, 2007.

Окладников А.П. Якутия до присоединения к Русскому государству. − М.-Л., 1955.

Пекарский Э.К. Словарь якутского языка в 3-х т. − М-Л.: Наука, 1959. Т. 3. 3858 стлб.

Петрова С.И. Традиционная якутская одежда: символика и семантика. Электронное пособие по спец. 071500 Народная художественная культура. − Я., 2013.

Попов Г.В. Этимологический словарь якутского языка. – Новосибирск: Наука, 2003.

Потапов И.А. Якутская народная резьба по дереву. − Якутск: Кн. изд-во, 1972.

http://ceramicshistory.blogspot.com/2011/11/blog-post_04.html

https://world-jewellery.livejournal.com/130047.html

https://dnevniki.ykt.ru/NikBara/1130517

Просмотров работы: 4113