Изображение ладей на писаницах Средней Лены по материалам экспедиции школьников «Эллайаада»

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Изображение ладей на писаницах Средней Лены по материалам экспедиции школьников «Эллайаада»

Попов Р.А. 1Сивцев З.Л. 1
1МБОУ «Ойской СОШ им. А.В.Дмитриева с УИОП»
Васильева М.А. 1
1МБОУ "Ойская СОШ им. А.В.Дмитриева с УИОП"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Цель работы: изучить историю родного края через исторические изображения ладей на писаницах Средней Лены

Объект исследования: ладьи на писаницах Средней Лены

В ходе исследования ставились следующие задачи:

Сбор материала о наскальных рисунках на писаницах Средней Лены.

Анализ изображения ладей по источниковым материалам петроглифов на писаницах Средней Лены.

Участие в экспедиции учащихся «Эллайаада»

Проблема работы - не полно изучены изображения ладей на наскальных рисунках.

Актуальность нашей работы заключается в том, что изучение ладей - одно из направлений в наскальном искусстве. Наскальное искусство является одним из важнейших видов археологических источников, который является наиболее трудно интерпретируемым материалом.

Наскальные рисунки (петроглифы) - самые выразительные свидетельства, которые мы можем получить о быте людей, живших многие тысячелетия назад. Насколько удивительным и богатым был их внутренний мир. Через наскальные рисунки люди передавали свои видения на мир. О своеобразии их представлений об окружающем мире свидетельствуют целые галереи наскальных росписей — писаниц, выполненных на берегах Лены во времена неолита, бронзы и раннего железа.

Труднодоступные участки, расположенные в сотне метров от поверхности, являлись прекрасным местом для рисования на века и тысячелетия. Рисунки, которые первобытный человек делал природными красками (как правило, охрой), до сегодняшних дней сохранились на скалах.

Они содержат огромное количество ценной информации, о быте представителей древнейшего населения, раскрывают традиции и исторические события, оказавшие влияние на древнего человека.

Среди рисунков животных, людей встречаются изображения лодок. На протяжении многих десятилетий многие ученые пытались решить проблему особенностей изображений лодок в наскальном искусстве. Несмотря на большой интерес к проблеме, семантика изображений лодок остается на сегодняшний день открытым вопросом. В настоящее время существует несколько объяснений изображений лодок в наскальном искусстве. Символ лодок, связанный с водой, движением, выполнял связующую роль в сознании людей между средним и нижним миром мертвых. В бронзовом веке существовал культ ладьи, как символ Солнца во всем мире. Например, в Египте Солнце плыло по небу на ладье и такой образ видим и на скалах Средней Лены.

Использование ладьи в различных обрядах находит широкое распространение у тех народов, чья жизнь и благополучие были связаны с водой. Анализируя археологический материал, мы можем выявить, что при создании образа лодки древние мастера ориентировались на ее реальный прототип. Поэтому во многих случаях эти изображения могут служить источником для анализа технических и конструктивных особенностей лодок как транспортного средства, а также для установки датировки изображений их на скалах и многих других вопросов.

На изображения ладей на писаницах Средней Лены первым обратил внимание Гавриил Васильевич Ксенофонтов в своей работе «Изображения на скалах реки Лены в пределах Якутского округа». По археологическим данным ученых 11 памятников наскального искусства с изображениями лодок находятся в бассейне реки средней Лены и Алдан. Основные образы представлены схематичным изображением лодок в виде горизонтальных линий и многочисленных вертикальных линий. Мы можем предполагать, что люди в лодках обозначены в виде вертикальных полос. Мы можем также утверждать, что река Лена в бронзовом веке была самой судоходной рекой, чем другие реки Сибири.

Экспедицией «Эллайаада» найдены наскальные рисунки ладей:

Изображение ладьи на писанице, которая находится на самом верху скал речки Часовня в 2009 году.

Ладья нарисована в виде полукруга с вертикальными линиями.

Изображение лодки на писанице местности Тиит- Арыы около карьера в 2011 году. Ладья нарисована в виде горизонтальной линии с вертикальными линиями.

Изображение ладьи около села Улахан Аан в 2011 году. Ладья изображена в виде горизонтальной линии с вертикальными линиями. Но самое интересное то, что на корму лодки мы можем увидеть изображение месяца и солнца. Прототип этого наскального рисунка взят для эмблемы экспедиции школьников «Эллайаада» нашей школы.

Уникальное изображение ладьи найдено участниками экспедиции «Эллайаада» в 2011 году на скалах реки Часовня. Этого изображения нет ни в работах Окладникова, ни Ксенофонтова. Окладниковым использован лишь фрагмент. Ладья изображена в виде горизонтальных и вертикальных линий. На корму стоит человек с растопыренными руками.

Заключение

Памятники наскальных изображений с образом ладей являются важным историческим источником по истории, этнографии, археологии. Изучив материал, мы можем сделать следующие выводы:

Изображение ладей на писаницах Средней Лены больше по сравнению с другими реками.

Река Лена в бронзовом веке была самой судоходной рекой, чем другие реки Сибири.

В бронзовом веке существовал культ ладьи, как символ Солнца во всем мире. Например, в Египте Солнце плыло по небу на ладье. Такой образ видим и на скалах Средней Лены, на изображении ладьи около села Улахан Аан.

Изображения ладей на писаницах Средней Лены уникальны тем, что они сохранились до нашего времени. Мы должны уделить большое внимание к проблеме сохранения уникального историко- культурного памятника нескольких эпох.

Использованная литература.

1. Куликова А.С. Изображения лодок Северной Евразии.

2. Ксенофонтов Г.В. «Изображения на скалах реки Лены в пределах Якутского округа».

3. Окладников А. П. Ленские писаницы/ А. П. Окладников, В. Д. Запорожская. – М.; Л.: Наука, 1959.

4. Окладников А. П. Сокровища Томских писаниц/ А. П. Окладников, А. И. Мартынов. – М., 1972.

Просмотров работы: 24