Введение
В школе на уроках, на внеклассных мероприятиях мы часто говорим о традициях и обычаях русского и тувинского народов. Традиции любого народа связаны с различными обрядами. Каждый человек тесно связан с ними, потому что в наших семьях мы стараемся жить, соблюдая народные традиции и обычаи. Мне стала очень интересна эта тема, потому что моя семья соблюдает родовые обряды освящения Богатого дерева - лиственницы и Оваа.
У меня возникли вопросы:
Что такое обряд?
Почему нужно соблюдать обряды освящения Богатой лиственницы и Оваа?
Цель моей работы:
выяснить роль обрядов в становлении крепкого, дружного рода и в воспитании добрых, порядочных людей, любящих свой родной край, почитающих обычаи и традиции своего народа.
Задачи:
узнать:
что такое обряд;
какие обряды соблюдаются в моей семье, в нашем роду;
как соблюдение традиций и обрядов влияет на нравственное и духовное становление личности детей.
как сохранить народные обычаи и обряды.
Гипотеза:
соблюдение обычаев и традиций делают семью и род крепкой и дружной;
в таком роду вырастают достойные люди.
Основная часть
Что такое обряд?
Что же такое обряд?
В энциклопедическом словаре говорится, что обряд - это традиционные действия, сопровождающие важные моменты жизнечеловеческого коллектива. В словаре С.И. Ожегова дано определение слова обряд, как совокупности установленных обычаем действий, в которых воплощаются какие-нибудь религиозные представления или бытовые традиции. Обычаи связаны со словом традиция, которое обозначает то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (напр., идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи и т.д.). Второе значение слова традиция обозначает обычай, установившийся порядок в поведении, быту. В широком смысле этого слова – это строй, порядок, уклад жизни семьи, общины, трудового коллектива. С помощью обряда определялись и регулировались все отношения, вся деятельность людей, их досуг и развлечения. Обряд - это освященное многовековой традицией, развернутое, условно-символическое действие. Все символы подсказывала природа. Сам обряд становился актом очищения и соединения с космосом, дававшим силы телесные и духовные. Человек знал и чувствовал, что после участия в обряде, в торжественном единении с другими людьми он приобретает новые силы.[4]
Таким образом, получается, что обряд - это установленные обычаем действия, которые воплощают какие-нибудь религиозные представления, передающиеся от поколения к поколению.
Из книги М.Б. Кенина - Лопсана «Традиционная культура тувинцев» я узнала о девяти обрядах тувинского народа. Это освящение неба, Тайги Танды, огня, родника, шаман - дерева, дерева Тел, Оваа, освящение места, где берет начало оросительный канал и освящение каменных памятников.
Какие обряды соблюдаются в моей семье?
Моя семья - это папа, мама, сестра Кристина, бабушки, дедушки и другие родственники. Особенно много у меня двоюродных и троюродных сестер, братьев. В нашем селе проживает много родственников со стороны папы. Узнать, почувствовать связь и единение с многочисленными родственниками нашей семье помогают родовые обряды, которые организуются каждое лето. Род со стороны папиной мамы, то есть моей бабушки, Сандый Ольги Назытыевны, 10 лет освящают Богатое дерево - лиственницу, которая находится в лесу, недалеко от реки Тапса. Что такое Богатое дерево? Это большая лиственница, которая имеет не менее тысячи веток. К Богатому дереву еще относят группу лиственниц, растущих в одном месте.[4] Запрещается косить траву, рубить лес в местах, близких к этим Богатым деревьям. Обряд по освящению Богатого дерева совершал шаман. Лиственницу, которую почитают члены моей большой семьи, освящала шаманка, тетя моего папы Сагаан Айланмаа Назытыевна. Каждый год Айланмаа Назытыевна сообщает о подходящем дне проведения обряда. На обряд нужно принести с собой лучшую пищу: молоко, молочный чай, топленое масло, ааржы - сушеный творог и другие молочные продукты. Также можно принести фрукты, мед и сладости. На обряд приходят все поколения нашего рода. Каждая семья во время подношения молится духам природы и просит о здоровье, благополучии всего рода. Затем на дерево привязывают кадаки, флажки вдохновения, разноцветные ленты. После совершения обряда взрослые организуют игры для детей. После игр всех детей награждают конфетами, фруктами. Обряд по освящению Богатого дерева - лиственницы выражает горячее желание наших предков, чтобы все люди, особенно дети, были счастливыми, все природные богатства родной земли были в полной сохранности и множились. Поклонение Лиственнице выражает нашу преданность и любовь к родной земле, его обычаям и вековым традициям.
Другой обряд, который соблюдают в нашей семье - это обряд освящения Оваа. Оваа - это священный знак из камней, собранный в кучу на перевалах, или – шалаш из тонких жердей, вход которого смотрит в сторону солнца.[4] Освящение Оваа было религиозным и традиционным преклонением наших предков перед духами родной земли, хозяев местности. Также из книги М.Б. Кенина - Лопсана я узнала, что обряд освящения Оваа немного менялся со временем. Это зависело от образа жизни. Кочевые араты-животноводы молились духу той земли, где они жили, чтобы были благоприятные погодные условия для развития животноводства, чтобы увеличивалось поголовье скота, повышалась его продуктивность. Животноводы клали камень на видном месте, например, на холме, откуда наблюдали, как пасется скот. Родственные кочевые араты, успешно завершившие зимовку, устраивали обряды, посвященные местам с богатыми пастбищами, что было вторым этапом освящение Оваа. А когда начало развиваться земледелие, тувинцы начали совершать обряды, посвященные полям, долинам, тому месту, откуда берет начало оросительный канал - это означало третий этап обрядов по освящению Оваа. Эти обряды были народными праздниками, своеобразным смотром результатов труда людей и поклонение духам земли. Организовывались конские скачки, соревнования по национальной борьбе «Хуреш» и др. Оваа освящали летом. Животноводы и земледельцы собирались на такие обряды с детьми.
С соблюдением традиций обряда проводится освящение Оваа в нашем роду. Оно было организовано в первый раз в 2014 году тётями папы со стороны его отца, то есть моего дедушки. Это мои бабушки Быштак-оол Лидия Ивановна и Аяа Светлана Ивановна. Обряды проходили с приглашением шаманки Айланмаа Назытыевны. Священное Оваа находится на северной стороне от с. Черби в местечке Дагыыр-Шангыр. Само Оваа находится на вершине горы, туда позволено восходить только мужчинам. Мой папа с другими мужчинами восходили на вершину, окуривали место и само Оваа можжевельником, завязывали кадаки, флажки вдохновения всех членов семьи. Перед восхождением проводили обряд подношения духу Оваа, духам земли и неба. А женщины, в том числе, и моя мама, брызгали молоко. Во время обряда мы все молились высокому хребту, где находится Оваа. Взрослые молились, чтобы духи были милосердны к нам, чтобы был богатым урожай, чтобы трава была высокой и сочной, чтобы было обилие зверья и ягод в тайге, чтобы духи отводили от всех болезней и спасали детей, чтобы было счастье и благополучие в наших семьях. На вершину восходили даже самые маленькие мужчины-мальчики. После обеда, игр, общения проводится церемония награждения участников конкурсов. Каждый год награждают подарками самого маленького участника восхождения из мужчин, в 2019 году это был мой двоюродный брат, Хомушку Ачыты, 7 лет. Самым старшим участником восхождения был всегда мой дедушка, Сандый Талгыжак Иванович, ему 75 лет. Самым маленьким участником обряда освящения Оваа оказался мой маленький троюродный двухмесячный братик. Этот обряд, собравший родственников, стал радостным праздником, поднял всем настроение, укрепил веру в лучшую жизнь.
В следующем году честь организовывать обряд освящения Оваа предоставлено нашей семье. Также как и в древности, обряд освящения Оваа совершают ежегодно независимо от обстоятельств, и я думаю, что моя семья обязательно организует его в 2020 году, потому что он вселяет в нас надежду, радость, укрепляет веру в лучшую жизнь.
Почему нужно соблюдать обряды освящения Богатого дерева-лиственницы и Оваа?
Мы, дети, воспринимаем мир глазами взрослых – наших родителей. Я думаю, что то, как ребенок впоследствии будет относиться к себе, окружающим и к жизни в целом – целиком и полностью зависит от родителей, от их воспитания.
Проведя исследовательскую работу, опросив моих родственников: дедушку Сандый Талгыжака Ивановича, бабушку Сагаан Айланмаа Назытыевну, дядю Сандый Альберта Талгыжаковича, папу, маму, я пришла к выводу, что наш род старается жить, соблюдая народные обычаи и традиции. Старшие члены нашей семьи учат нас правильно себя вести, быть добрыми, порядочными людьми, любить свой родной край, бережно относиться ко всему окружающему, к домашним и диким животным, к дарам природы и многому другому. Я поняла, что передавая традиции от поколения к поколению, мы становимся крепче духом, дружнее, с уважением относимся к старшим, верим, что наша жизнь будет лучше. Именно обряды освящения Богатого дерева и Оваа сплачивают и объединяют нашу семью, наш род. Я тоже буду передавать родные традиции своим детям.
Изучив историю обрядов, я убедилась, что тувинский народ издревле следовал священным традициям – не забывать свой родной язык, жить хозяином на своей земле, защищать честное имя своих предков.
Список используемой литературы.
1. С. И. Ожегов. Толковый словарь русского языка, 1997.
2. Толковый словарь тувинского языка, 2011.
3. М.Б. Кенин-Лопсан. Традиционная культура тувинцев, Тувинское книжное изд-во, 2006.
4. Интернет-ресурсы.
Приложения
Оваа в м. Дагыыр-Шангыр
Оваа на вершине горы.
Освящение Оваа в 2015 году.
Освящение Богатого дерева-лиственницы в 2014 году.
Освящение Богатого дерева-лиственницы в 2015 году.
Освящение. 2018 год.
2019 год.
2018 год.
2019 год.