Судьба моей школы во время ВОВ

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Судьба моей школы во время ВОВ

Артюков Я.И. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №90» Структурное подразделение-отделение «Основная общеобразовательная школа № 17»
Самко С.Г. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №90» Структурное подразделение-отделение «Основная общеобразовательная школа № 17» Златоустовского городского округа
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Прошло 74 года с того памятного дня, когда закончилась Великая Отечественная война. Драматической страницей вошла в нашу историю эта война. Но эта тема продолжает оставаться актуальной и по настоящее время. Что мы знаем о тех военных годах? Война длилась четыре долгих года и отозвалась глубокой болью в сердце многострадального народа, она отняла многие тысячи молодых жизней, опустошила души оставшихся в живых, осиротила матерей, жен и детей. Боль тех, чьи родные и близкие, павшие в боях, уже никогда не вернутся домой, не утихает никогда. В преддверии 75 годовщины Великой Победы, объектом моего исследования стало изучение истории школы во времена Великой Отечественной войны.

Великая Отечественная война… Всего три слова, но сколько горя, невзгод, боли, страданий и героизма стоят за этими словами.

Победы и поражения … Каким путем, какими средствами они были достигнуты? Нет однозначного ответа. Важно только, каким человек выходит из этих испытаний, как он ведет себя, как его действия влияют на ход истории.

Только сейчас, спустя 74 года после окончания Великой Отечественной войны, происходит переосмысление тех далеких событий, когда меняется политический курс страны, открываются все новые архивы, обнародуются все новые документы и воспоминания участников тех далеких событий, появляются все новые книги и статьи.

Цель: изучение истории школы в период Великой Отечественной войны.

Предметом исследования является школа.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

Изучить историю школы №17 в годы Великой Отечественной Войны.

Изучить архивные документы.

Выяснить, знают ли учащиеся нашей школы её судьбу в годы Великой Отечественной Войны.

Гипотеза: мы предположили, что с 1941 по 1945 год в здании школы находился эвакогоспиталь № 3112.

Метод исследования:

поисковый метод (работа в архиве);

изучение литературы;

описательный;

историко-логический метод;

хронологический метод;

Глава 1 Организация работы госпиталя

Никогда не забудут советские люди те тревожные минуты воскресного утра 22 июня 1941 года. Когда московское радио прервало свои передачи и все услышали правительственное сообщение: «Среди ночи без объявления войны фашистские орды внезапно вторглись в пределы нашей страны».

На Урале в первые дни войны во многих школах были созданы госпитали. Они приняли сотни тысяч раненых. Наша школа не стала исключением.

В школе №10, по улице Большой Ветлужской (сегодня школа №17, ул. им. П.П. Аносова), 27 августа 1941 года был развернут эвакогоспиталь № 3112 на 360 коек. В госпиталь поступали легкораненые. Над госпиталем шествовали: политотдел Златоустовского района Южно – Уральской железной дороги и мебельная фабрика. Первоначально тесной связи и практической работы по оказанию госпиталю помощи не было, но постепенно дело сдвинулось – мебельная фабрика изготовила столики и этажерки, были выделены общественницы для починки белья и одежды. В сентябре 1943 года ЭГ - 3112 передислоцирован из Златоуста.

После эвакуации эвакогоспиталя №3112 в этом же здании в сентябре 1943 года развернут эвакогоспиталь № 5803 на 400 коек. Начальники госпиталя: Капитан медицинской службы Големба (1943), О.М. Успенская (1944). При госпитале были: рентгенкабинет, клинико – диагностическая лаборатория, физиотерапевтический кабинет, аптека, зубной кабинет. В октябре 1944 года ЭГ-5803 передислоцирован из Златоуста.

На здании школы установлена мемориальная доска (Приложение 1).

Глава 2 Госпиталь № 3112

Чтобы узнать информацию о госпитале №3112, мы побывали архивном отделе Администрации г. Златоуста.

Лечение фронтовиков, возвращение их в армейский строй или к труду потребовало от работников госпиталей предельной мобилизации всех сил, проявления инициативы, изобретательности и выдержки. Они работали с 9 утра и до 9 часов вечера ежедневно, без выходных. Выходные были введены только в 1943г., а когда было поступление раненых, то сутки в госпиталях становились понятием относительным.

Военно-санитарные поезда прибывали в Златоуст и днём, и ночью (см. Приложение 2 рис. 2.1). По сигналу «санитарный» бригады из 8-10 медицинских сестёр во главе с врачом брали носилки и одеяла и приезжали на вокзал. Поезд был на подходе, где-то между Бердяушем и Златоустом, но ждали где-то 4-6-10 часов, иногда сутки. Южно-Уральская ж/д была очень перегружена, в первую очередь пропускались поезда, идущие на фронт, а санитарные можно было задерживать, т.к. больные в них были накормлены и под присмотром врачей.

Но вот поезд прибывал и всегда на I-й путь. Врач, возглавлявший бригаду медсестёр, шёл к начальнику поезда и принимал истории болезней, а девчата в это время выносили на носилках тяжелобольных, вели под руки легкораненых и больных. Время на разгрузку давалось мало. Но, не смотря на то, что медсёстры были невыспавшиеся и голодные, сутки ждали поезда, а буфетов и столовых в годы войны не было, и по карточкам уже всё куплено, за 30-40 минут поезд разгружали. Иногда при разгрузке складывались казусные ситуации.

Медицинские работники стремились всемерно использовать передовой опыт своих коллег. Значительная роль в этом принадлежит научным конференциям хирургов и врачей госпиталей.

Но успешно проведённая операция означала далеко не всё. Не менее важно после нее «выходить больного», т.е. вернуть ему силы, поддержать морально, окружить вниманием. И весь обслуживающий персонал госпиталей помогал врачам. Они обрабатывали раны, накладывали швы, повязки, гипс, протирали спины, делали массаж, кормили лежачих, выносили на свежий воздух. Средняя продолжительность лечения составляла 40 дней (см. Приложение 2 рис. 2.2).

Восстанавливать здоровье и силы раненых помогала не только квалифицированная помощь. Исход дела порой не в меньшей степени решал и неустанный уход за больными. Солдатские матери, сёстры и дочери в свободной от работы время няньками и сиделками у госпитальных коек. Они не отказывались от самой неприятной работы, терпеливо переносили кровь и стоны раненых, по их просьбе писали родным и близким, читали книги, газеты, журналы, пели песни, как могли, подбадривали их, приносили им чего-нибудь домашнего.

Особой признательности заслуживали женщины-общественницы, женщины-домохозяйки Златоуста. В ту пору наиболее ярко высветились их высокие нравственные качества – самопожертвование, готовность облегчить страдания раненых воинов, проявить о них материнскую заботу. Так, например, 45 литров молока за два месяца сдали для раненых Златоуста домохозяйки Шепунова, Меньшикова, Бахарева. Жители города приносили в госпиталь овощи со своих огородов, квас. А ведь всё это отрывалось от скудного военного пайка. Школьники читали тяжело раненым бойцам газеты и книги, писали письма их родственникам, давали концерты.

Эти впечатления перекликаются с воспоминаниями санитарки эвакогоспиталя № 3112 А.Корчагиной о том, как они старались разнообразить жизнь раненых, поддержать и ободрить их : «На новый 1942 год решено было устроить ёлку для раненых в клубе (так мы называли актовый зал). Сотрудники и ребятишки принесли игрушки. Украшали ёлку в тайне от больных. И сколько же было удивления и радости, когда пригласили их в зал. Тяжелораненых поднимали на носилках, а кого нельзя было поднимать, тем устно передавали, что делается в этот момент в клубе. Эти видевшие смерть были в те минуты как дети.

В то время среди раненых был политрук, все его называли «Батя». Он любил каждый день стоять у дверей и встречать приходивших в госпиталь детишек. Ребята писали от имени раненых письма, пели песни, рассказывали о школе, поправляли постели. Это успокаивало и радовало раненых, которые хоть на время забывали о боли, о войне, вспоминали своих детей, братишек и сестрёнок. И от всего сердца одаривали они ребятишек своими поделками. То сделают зверюшек из бумаги, то смастерят что-то из дерева. И, конечно, старались приберечь для детей пряник, конфетку, кусочек сахара».

Около 8 тысяч раненых и больных прошли через златоустовские госпитали, почти 80% из них вернулись в строй. Тяжело было провожать на фронт выздоровевших бойцов. Но во сто крат тяжело было провожать в последний путь тех, чьи раны оказались неизлечимыми. Эти бойцы похоронены на Сорочьем кладбище и на маленьком кладбище в лесочке за горбольницей. Сейчас там стоят обелиски с именами умерших от ран. (Приложение 3).

Ну, а те, кто возвращался на фронт или домой были полны благодарности Златоустовским медикам за лечение. Вот так выражал свои чувства лейтенант-танкист А.Краюшкин : «Мне хочется рассказать об огромной работе врачей госпиталя и поблагодарить их за труд по восстановлению раненых воинов.

Попав в госпиталь, я с первого дня ощутил тёплую, дружескую заботу, почувствовал себя в кругу родных людей, которым моя судьба далеко не безразлична. С большим волнением ожидал я операции. Наконец, назначенный день наступил. Никогда не забуду склонённого надо мной озабоченного лица хирурга Ермаковой. Благодаря её старанию и знаниям операция прошла удачно и я стал быстро поправляться. В послеоперационные дни я находился под наблюдением невропатолога Рапопорта. Это не только внимательный врач, но и хороший, отзывчивый человек, отдающий все силы порученной ему работе.

Об этих людях справедливо можно сказать, что они стоят на боевом посту».

Шло время. Война всё дальше и дальше уходила на Запад, а вслед за линией фронта двигались и госпитали. К ноябрю 1944 г. в Златоусте не осталась ни одного госпиталя, все 4 последних эвакогоспиталя были свёрнуты и передислоцированы к западной границе Советского Союза.

Кроме раненых с госпиталями из Челябинской области выбыло 750 врачей и 2 тысячи среднего медицинского персонала, продолжая и дальше выполнять свой гражданский, профессиональный и человеческий долг, помогая вернуться в строй раненым бойцам, и день за днём приближая нашу Победу.

Школьные занятия в здании нашей школы не проводились. Многие школьные здания были заняты госпиталями и эвакопунктами. Поэтому занятия в оставшихся школах шли в несколько смен. На конец первого полугодия 1941/1942 учебного года 13 школ города работало в три смены, а школа № 5 — даже в пять (!) смен. Занятия в отдельных классах шли через день. В школе № 5 через день занимались четыре класса. Пришлось пойти и на такую меру, как сокращение учебных часов. К этому надо ещё добавить и частые перебои с электроэнергией, а ведь зимой световой день в наших широтах длится не больше 7—8 часов.

Чтобы узнать, знают ли учащиеся нашей школы «Что находилось в здании в годы Великой Отечественной войны?», мною был проведен опрос (см. Приложение 5).

Заключение

Тема нашей исследовательской работы очень узкая, она касается только школы №17 в годы Великой Отечественной войны. Поэтому информации относительно немного. В своей работе нами использованы материалы Архивного отдела Администрации г. Златоуста (см. Приложение 4).

В ходе работы, мы соприкоснулись с судьбами людей, я стал лучше понимать то трудное для нашей страны время. Выяснил, что во время Великой Отечественной войны победа ковалась трудом каждого человека. Самоотверженно приближали её и люди в белых халатах. Наш город не остался в стороне и внёс свой вклад в достижение великой цели. Данная работа помогла мне понять, что жизнь людей во время Великой Отечественной войны была очень тяжёлой. Подвиг медиков во время Великой Отечественной войны равноценен подвигу солдат. Более 80% раненых благодаря усилиям медработников вернулись на фронт. Можно сказать, что в госпиталях заново создали нашу армию.

Таким образом, цель работы достигнута, задачи выполнены, гипотеза подтверждена частично. А именно, мы предположили, что с 1941 по 1945 г., в здании школы находился эвакогоспиталь № 3112. Оказалось, что ЭГ № 3112 располагался в здании школы с 1941 по сентябрь 1943 г., а через шесть дней после его передислоцирования был развернут эвакогоспиталь № 5803.

Закончить свою работу мне бы хотелось словами историка профессора Николая Николаевича Яковлева: «… Ни одна армия в мире не имела столь высокого процента бойцов, возвращавшихся в строй по излечении ран». А сделано это было руками наших врачей, медсестер, санитарок и всех работников госпиталей, которые, не зная отдыха, отдавали раненым больным частичку своего сердца, много любви, заботы и ласки. Все то, что называется христианским словом «милосердие».

Считаю, что наше поколение должно знать историю своей страны, города, школы. Мы должны помнить о тех, благодаря кому мы сейчас живем и учимся в этой школе!!!

Хочу выступить с этой темой перед учащимися в начальных классах на классных часах, чтобы познакомить их с судьбой нашей школы в годы ВОВ.

Представляю Вам небольшую экскурсия по школе (см. видеоролик).

Список литературы

А.В. Козлов, Ф.Н.Яблонский, Златоуст — фронту. Издание 2-е, исправленное и дополненное / Составители АВКозлов и ФНЯблонский. 

Архивный отдел Администрации г. Златоуста (Фонд Р-279; опись-2; дело- 79).

ЗГО ( фонд Р – 35; опись – 2; дело – 40).

И.Б. Шубина, Статья, 1 – 2 издание.

Приложения

Приложение 1

Рисунок 1.1 – Мемориальная доска на здании школы №17

Рисунок 1.2 – Здание СПО ООШ №17

Приложение 2

Рисунок 2.1 – Поезд с ранеными

Рисунок 2.2 – Проведение операции

Рисунок 2.3 – Писали письма родным и близким

Рисунок 2.4 – Осмотр

Приложение 3

Рисунок 3.1 – Обелиск с именами умерших от ран на Сорочьем кладбище

Рисунок 3.2 – Обелиск с именами умерших от ран на маленьком кладбище в лесочке за горбольницей

Приложение 4

Рисунок 4.1 – Документ из архива

Приложение 5

Опрос среди учащихся СПО ООШ №17

Мною был проведен опрос среди учащихся нашей школы. В опросе приняли 79 человек. Учащиеся 1 – 9 классов отвечали всего на два вопроса.

Вопрос 1. Что находилось в здании нашей школы в годы ВОВ?

Вопрос 2. Что написано на мемориальной доске при входе в школу?

На первый вопрос мы получили следующие результаты: «госпиталь (больница)» ответили 46 человек, «не знаю» – 32 человека и 1 человек ответил заводы (см. Диаграмма 1).

На второй вопрос 22 человека ответили, что в здании школы находился госпиталь (больница), и 57 человек ответили «не знаю» (см. Диаграмма 2).

Проанализировав результаты опроса, хочу отметить, что на первый вопрос не знают правильного ответа в основном учащиеся начальной школы 1–4 классов (см. Диаграмма 3). Учащиеся 5 – 9 классов проходили эту тему на уроках «Я – Златоустовец» (см. Диаграмма 4).

Диаграмма 1 – Что находилось в здании нашей школы в годы ВОВ? (отвечали 79 человек)

Диаграмма 2 – Что написано на мемориальной доске при входе в школу?

Диаграмма 3 – Что находилось в здании нашей школы в годы ВОВ? (отвечали учащиеся 1 – 4 классов)

Диаграмма 4 – Что находилось в здании нашей школы в годы ВОВ? (отвечали учащиеся 5 – 9 классов)

Просмотров работы: 369