«Свет души, прошедшей через три войны» Посвящается моему прапрадеду Алексею Васильевичу Бурову, учителю, участнику трёх войн, воину, защищавшему блокадный Ленинград.

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

«Свет души, прошедшей через три войны» Посвящается моему прапрадеду Алексею Васильевичу Бурову, учителю, участнику трёх войн, воину, защищавшему блокадный Ленинград.

Цветкова Д.С. 1Парфенюк Е.А. 1
1МОУ "Введенская СОШ"
Веселова О.О. 1Косяченко И.Ф. 1
1МОУ "Введенская СОШ"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Когда в мирную жизнь людей врывается война, она всегда приносит горе и несчастье в семьи, нарушает привычный порядок вещей. Русский народ испытал на себе тяготы многих войн, но никогда не склонял голову перед врагом и мужественно переносил все невзгоды. Великая Отечественная война 1941- 1945 гг. стала настоящей катастрофой для России. Это героическая и яркая, но в то же время кровопролитная и тяжёлая страница нашей истории. Эта война названа Великой не только из-за её огромных людских потерь, материального ущерба, разрушений, но и из-за поистине великого патриотизма советского народа, поборовшего фашистскую Германию. Наш народ смог не только противостоять вероломному нападению противника, но и отстоять свою Родину в тяжелейшей борьбе против захватчика.

Среди бесчисленных подвигов, совершённых в Великой Отечественной войне, оборона Ленинграда выделяется как ярчайший пример массовой стойкости и терпения, непобедимости духа его жителей. Эти 900 блокадных дней были нелегким испытанием для жителей Ленинграда. Они героически пережили горе, которое обрушилось на них внезапно. Но, не смотря ни на что, они сумели выдержать все тяготы и невзгоды блокады.

Одна из ярких глав в бессмертной летописи блокадного Ленинграда написана его художниками. Исключительность военной и человеческой драмы, пережитой Ленинградом, сказалась на Ленинградских художниках, которым предстояло вписать в историю советского искусства особую страницу.

Наш проект, связан с решением творческой задачи в области антифашистской пропаганды, патриотизма, развития трепетного отношения к истории своей страны, своего народа, своей семьи, через сохранение памяти предков, участвовавших в борьбе за свободу и независимость своей Отчизны

Актуальность. Эта тема актуальна, потому что чем дальше по времени отодвигаются от нас годы Великой Отечественной войны, тем важнее все детали, все подробности тех великих событий, о которых могут рассказать их непосредственные участники. Их опыт, не должен забываться, он должен сохраниться, потому что национальная культура – это память народа об историческом прошлом. В 2020 году будет 75 лет со дня снятия блокады Ленинграда, эта дата должна быть увековечена в народной памяти, мы должны помнить о тех, кто защищал Ленинград в дни блокады.

Живопись блокадного Ленинграда представляет собой значительное историко-художественное явление. Живописные произведения, созданные в осажденном городе, в совокупности представляют собой бесценную художественную летопись блокады и битвы за Ленинград. Они занимают важное место, как в творчестве их авторов, так и в истории советского искусства.

Благодаря воспоминаниям участников и очевидцев блокады Ленинграда появляется возможность более глубокого осмысления и осознания цены победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Цель – изучение документов и фактов из жизни А.В. Бурова, которые дополняют и конкретизируют картину жизни блокадного Ленинграда

Задачи:

Изучить и проанализировать документальные материалы Великой Отечественной войны, связанные с блокадой Ленинграда.

Изучить биографию, боевой путь и военные зарисовки. Бурова А. В, ветерана ВОВ, защитника и художника блокадного Ленинграда.

Сравнить работы Бурова А.В. с работами известных художников, написавших свои работы в дни блокады Ленинграда

Практическая значимость

1) познакомить учащихся с документами из фронтовой жизни А.В. Бурова

2) привлечь внимание учащихся к истории малой родины;

3)сохранить память о фронтовиках и событиях Великой Отечественной войны.

Проведены классные часы, посвящённые 75-летию снятия блокады Ленинграда

Основная часть

Все далее и далее во времени отделяются от нас годы войны. Уже выросло новое поколение, которое только по рассказам старших и по произведениям искусства знакомо с этими трагическими событиями. Русские – это особый народ, потому что на протяжении столетий его характер закалялся в борьбе с неприятелями и захватчиками. Нам, школьникам рубежа 20-21 веков, очень важно понять, о чем думали, что чувствовали люди в те годы. Особенно нас волновали вопросы, связанные с трудностями, выпавшими на долю защитников Ленинграда в тяжелые годы войны. Безусловно, исторические документы сообщают факты, которые говорят о трагедии людей, живших и работавших в блокадном Ленинграде. Однако более эмоционально и ярко, как я считаю, об этом способно рассказать искусство.

В своей работе мы постаралась исследовать художественные произведения нашего земляка А.В. Бурова, а также произведения Ленинградских мастеров в дни блокады. Творчество этих людей было тесно связано с жизнью города в страшные дни блокады. Художественные произведения того времени поднимали дух жителей города и его защитников, формировали активное противодействие силам фашизма и тем лишениям, которые выпали на долю Ленинградцев и армии.

Тем, кто родился после войны, многого уже не понять и того, что пережило военное поколение - не пережить. Можно только слушать рассказы тех, кто выжил, и постараться осознать, попытаться почувствовать, что они пережили, и сохранить это в памяти... И отдать дань вечного уважения и вечной благодарности. Те, кто пережил блокаду, были обычными людьми.

Одним из таких людей был житель нашего Лотошинского района Алексей Васильевич Буров о жизни и творчестве, которого, мы хотим рассказать.

Калининская область, Кушалинский район, Афатовский сельский совет, село Сутоки. Здесь до сих пор помнят семью Буровых, правда дома уже нет, но память людей осталась.

Маленький Алёша родился в крестьянской семье, где был старшим сыном. Помимо его в семье было ещё 6 детей: три сына и три дочки. Отец Василий (Приложение 1) был очень уважаемым человеком в селе. До сих пор старожилы рассказывают, как к Василию за советом приезжал сам Калинин. Многое знал и умел Василий и старался научить этому всех своих детей: косить, корову доить, печь сложить, валенки свалять и подшить и многое другое. Алёша очень любил рисовать и играть на гармошке.

Окончив Лихославльское педагогическое училище, Алексей встречает очаровательную молодую учительницу Машеньку(Приложение 2), которая и становится его судьбой. Здесь мы можем познакомиться с одной из первых работ молодого учителя и художника «Мария»(Приложение 3). Рисунок выполнен карандашом, на обычной деревянной дощечке, но с какой любовью выполнен портрет, как чётко прорисована каждая мельчайшая частичка души молодой учительницы: задумчивый взгляд, строгая неброская одежда, готовность передать свои знания и умения детям, любовь к Родине. Образ Марии олицетворяет женщину того времени, показывает духовную культуру, стремление служить на благо своего Отечества.

В 1930 году Алексея Васильевича направляют в Тверской двухгодичный институт, после его окончания их вместе с женой направляют в село Кайково (позже эти села затопили, сейчас на этом месте Московское море). Молодые учителя получают назначение в село Афимьино, где рождается дочка Людмила, а в сентябре 1939 году Алексея забирают в армию с Тургиновского военкомата. Кто же знал, что разлука продлится 7 долгих лет?

Сначала война с белофиннами, а потом сразу же Великая Отечественная война.

С самого начала службы Алексей зарекомендовал себя старательным и исполнительным бойцом, в войне с финнами он служил в отряде «белых лыжников» (Приложение 4 карточка разведчики), то есть в отряде разведчиков. Здесь он получил свою первую награду «Отличник ПВО. Он собирался домой, предвкушая встречу со своей Машенькой и дочуркой,…но наступил 1941 год…

Как должное принял солдат известие о направлении на фронт, ведь он понимал, что кроме него некому защитить его семью. Его послали защищать Ленинград. Так начались для него 900 страшных дней блокады. Наводчик - Буров Алексей Васильевич, батарея №2, 613 отдельного зенитного артиллерийского Лужского дивизиона, командир - майор Городецкий Мордко Наумович,

Из выписки форума: http://1941-1945.at.ua/forum/, сообщение http://1941-1945.at.ua/forum/19-715-14189-16-1389520689:

Видимо, имеется в виду 613-й отдельный зенитный артиллерийский дивизион Ленинградского, а затем 3-го Прибалтийского и 1-го Дальневосточного фронтов. Боевой период - 30.9.42-16.10.44 и 9.8.45-3.9.45. Был в составе 67-й армии, затем с марта 1943 в 55-й армии. С января 1943 опять переведен в состав 67-й армии. Где-то в июле 1944 выведен во фронтовое подчинение 3-го Прибалтийского фронта. В 1945 был переброшен на ДВ.

В ходе Ленинградско - Новгородской операции действует в районе Пушкина, затем наступает на Лугу, отличился при её освобождении 12 февраля 1944 года. Преследуя в составе армии отходящего противника, вышел на подступы к Пскову, где был остановлен на линии «Пантера».

В июле 1944 года принимает участие в составе армии в Псковско-Островской наступательной операции, в августе 1944 года - в Тартуской наступательной операции. В ходе последней, 24-25 августа 1944 года, будучи введённым в бой в полосе 189-й стрелковой дивизии, отбивает мощный контрудар танковой группировки в районе Элвы.

В сентябре-октябре 1944 года принимает участие в составе армии в Рижской наступательной операции. После её окончания дислоцируется в Эстонии

Не любил вспоминать тяжёлое время блокады Алексей, осталась лишь горечь от потери дорогих сердцу друзей и однополчан, острая жалость детей, смотрящих на тебя голодными глазами, солдаты отдавали им свои последние пайки, а потом падали в голодные обмороки, пухли от голода, но они выстояли и победили. Они не кричали «За Россию!» Просто шли и погибали за неё!!!

Слово «блокада», вобравшее в себя все мыслимые и немыслимые трудности, мучения, беды, возникло и закрепилось в тревожной жизни не сразу. Что-то грозное происходило, надвигалось, и Ленинградцы жадно искали, где же нужны их личные усилия, их самоотверженность, готовность сражаться, а если надо, то и умереть. Только бы не длилось это беспомощное ожидание самого худшего. Необходимо было найти в деле, в общем, и главном деле выход гневу и беспокойству...

И это остро чувствуется, глядя на зарисовку А.В. Бурова – вид из окопа при защите Пулковских высот(Приложение 5). Чёрной стеной стоит возвышенность, как надвигающийся враг. Насупившись, стоят деревья, будто говорят - здесь враг не пройдёт. В его этюде не везде видны приметы войны, но он полон особенной, чуткой тишины, тем более, поражающей, когда знаешь, где и как он писался. От этюда так и веет пронизывающим душу зимним холодом, который говорит о неимоверной тяжести лишений, павших на долю защитников Ленинграда, но в то же время об их упорстве и стойкости.

Удивительно, что любительская работа бойца перекликается с работами такого известного художника блокадного времени живописца Тимкова Н.Е. Он начал писать пейзажи Ленинграда еще в 1941 году – красивые, правдивые, человечные. Они, как правило, также небольшого размера и, главное, похожи по ясно ощутимому в них – настроению: то сумеречной печали, то настороженной тревоги.

Вот на его картине «Ленинград в блокаде» 1942(Приложение 6) мы видим замерзшую набережную, справа возвышаются здания, имеющие весьма мрачный прискорбный вид из-за выбитых и разбитых стекол.

Его картины передают образ города, испытывающего огромные лишения, но сохраняющего мужество.

Такой же настрой мы видим в работах таких художников, как С.Мочалов и В.Зенькович, для которых самое важное было не фигуры людей, которые либо изображены вдали, либо вообще исключены из композиции. Главным было передать атмосферу, царившую в городе: суровую, напряженную, и выразить стойкость защитников города.(Приложение 7)

Портреты военных лет — это особая глава в истории искусства. Никогда еще художник и «натура», которую он изображал, не были так объединены общей судьбой — сердца их бились в унисон, горели единым пламенным желанием — выстоять и победить ненавистного врага! В Ленинграде художник и воин — будь то красноармеец или моряк, летчик или партизан — были связаны трагедией девятиста блокадных дней...

Потому так просты и волнующи портреты тех лет. Создавались они, как правило, чрезвычайно быстро. На поиски наиболее выразительных художественных средств не хватало времени. Не делались эскизы и подготовительные работы. Портрет создавался сразу — кистью на холсте, карандашом на бумаге,— за несколько, а чаще всего за один сеанс. Но как выросло именно в те героические годы мастерство многих художников! Глаза их сделались как будто более зоркими, сердце более чутким, рука более уверенной и твердой. И созданные ими на едином дыхании портреты современников-сограждан тех великих лет поражают нас глубиной образов, правдой, искренностью, ясно ощутимым волнением художника и высоким мастерством. «Автопортрет» Я. Николаева. «Портрет И. Болознева» И. Серебряного, скульптурные портреты партизан и моряков В. Исаевой, портреты деятелей культуры Г. Верейского, среди которых особенно выразителен портрет академика И. А. Орбели, многочисленные портреты партизан В. Власова, портреты, исполненные П. Белоусовым, В. Малагисом, В. Серовым, В. Пинчуком.(Приложения 7,8)

Зима 1941/42 года в Ленинграде... Лютая, голодная, жестокая. Череда бесконечно длинных, темных дней, самых трагических и мужественных среди девятисот беспримерных дней блокады. В минуты тишины, глухой чернотой наваливалась тоска по родным и близким.

Алексей Буров очень тосковал по своей маленькой дочке и это видно по его работе «Моей дочке»(Приложение 9). С какой любовью рисовал солдат по памяти свою дочурку. Бровки вразлёт, курносый носик, белая панамка – символ мирной жизни, рядом портрет самого Алексея, который предстает перед нами уверенно стоящим, с ясным взглядом, устремленным вперед. Пытливый, умный взгляд, сурово сдвинутые брови, крепко сжатые губы — мужественный и прекрасный образ человека, сумевшего преодолеть, казалось бы, саму смерть.

Ночь, только вспышки разрывов освещают дорогу жизни, по которой перевозили детей. Батарея №2 защищала эту дорогу, в эту ночь немцы были особенно жестоки, но солдаты защищали самое дорогое – детей. В эту ночь они сбили самое большое количество немецких самолётов и смогли обеспечить переправу всех детей, но снаряд, попавший в батарею, погубил почти весь расчёт, получил сильную контузию и Алексей Васильевич. Попал в госпиталь, уже прощался с жизнью, но опять смог выстоять и победить смерть, наверное, потому, что дома его ждала любящая жена и маленькая дочурка

Вот, что он пишет своим родным: «Собака – Гитлер и его собачья свора, нарушили мирную, счастливую жизнь многих семей и всех трудящихся нашей Родины. Маруся и моя маленькая Люся, все страдания, переживания и мучения из-за них сволочей. Эта собачья свора захотела преградить единственно справедливый путь, по которому идёт все передовое человечество. Пусть запомнят эти гады, что за все им будет отомщено. Проклятый фашизм НАВСЕГДА будет сметён с лица Земли, путь для всего передового человечества, в том числе и для Вас мои любимые жена и дочь, будет расчищен!!! Будьте здоровы! Ваш муж и папа – Леня.»(Приложение10)

Сравнивая эту военную зарисовку с картинами других художников, можно сказать, что особая страница этих лет – дети. И художники не могли остаться вне этой темы. Так же непосредственно и трогательно выглядят эти мальчуганы, греющиеся у печи-буржуйки в работе художника Пахомова А. Ф(Приложение 11). как и маленькая дочка А.В. Бурова.

«За время своей службы в батарее с октября месяца 1941 года, показал себя как дисциплинированный отлично, знающий своё дело, культурный боец. К службе относился честно и добросовестно… В боях показал себя как смелый, мужественный боец. В трудных условиях боя, невзирая на опасность жизни продолжал выполнять свои обязанности…Свой долг перед Родиной выполнил достойно!….»! Так характеризует бойца командование дивизиона. (Приложение 12)

Защитники Ленинграда сумели совершить невозможное - пережить ледяной ад. И не только пережить, но и остаться людьми.

Жизнь в окопах, безусловно, не всегда представляется столь романтичной, какой мы привыкли видеть ее в художественных фильмах советской поры. Оборонительные бои, атаки, разведывательные мероприятия – это, безусловно, главное, но далеко не все, что составляло жизнь бойцов в это время. Но самое удивительное, что и во время тяжелых испытаний, постоянных военных действий у людей оставались силы и желание помнить и любить, заниматься своим любимым делом во время коротких передышек.

И вот работа А.В. Бурова 1943 года, «Окоп»(Приложение 13). Она написана уже после полного снятия блокады. Спокойствием и домашним уютом веет от этой зарисовки. Мы видим полку для полевых сумок, солдатские котелки и даже горшочек с цветами – всё это говорит о том, что блокада снята, дом солдата убран, видно красоту, проступающую сквозь боль утрат. Простой сюжет пронизан высокой силой духа человека, обыденность оборачивается героизмом.

За участие в героической обороне Ленинграда, проявленную отвагу Алексей Васильевич Указом Президиума Верховного Совета награждён медалью «За оборону Ленинграда» от 22 декабря 1942 года. (Приложение 14)

После госпиталя Алексей Васильевич вернулся в свою часть и продолжал громить врага. Ещё одна военная операция, в которой участвовал Алексей Васильевич – это освобождение города Луга, который был мощным опорным пунктом немцев, за что ему была объявлена благодарность от самого Сталина. Конец войны встретил в Риге. Ну, вот она – долгожданная Победа!!! Всю ночь солдаты ждали, когда их пошлют домой, но…утром их погрузили в теплушки и …повезли на Тихий океан воевать с Японией. Выписка из  форума: http://1941-1945.at.ua/forum/
Адрес сообщения: http://1941-1945.at.ua/forum/19-715-14190-16-1389521887

Что касается войны с Японией, то 613 озадн был сначала во фронтовом подчинении 1-го Дальневосточного фронта, затем включен в состав 35-й армии, которая и продолжила войну с Японией.

Вот так и провёл солдат Алексей Васильевич Буров 7 лет на войне. А дома его ждала верная жена, которая своей любовью согревала душу своему мужу в холодные и голодные дни войны. Только в 1946 году вернулся её муж, подошёл тихо к дому, в окошко смотрит девчушка лет 8, и говорит ему :

« Дядя, проходи двором, мы здесь не ходим!». Заплакал солдат: «Я твой папа!». Радость встречи нельзя описать словами.(Приложение 16)

Прошли годы войны, начался период восстановления, Алексей Васильевич сам построил себе дом вместо старого и зажили они лучше прежнего. Каждую весну расцветал сад, посаженный руками супругов, а осенью радовал всех обильным урожаем.

С 1946 по 1960 год работает Буров А.В заведующим Вологинской школы вместе с женой Буровой Марией Яковлевной.(Приложение 17) И здесь пригодился ему талант художника и музыканта!

Дети боготворили уроки рисования и музыки. Какие картины они рисовали вместе, а уж если пели, то собиралась вся деревня, чтобы послушать, многие плакали. С 1960 по 1969 год Алексея Васильевича назначают директором Новской начальной школы, где он работает до пенсии. И здесь пригодился ему талант художника. Денег на украшение школы не было, поэтому пришлось рисовать целую картинную галерею, к сожалению неизвестно где находятся нарисованные им картины, после закрытия школы, она была разграблена, но хочется верить, что картины до сих пор приносят людям радость.

В 1989 году Алексея Васильевича не стало, он умер как солдат, не выдержало сердце, которое перенесло много испытаний судьбы. До сих пор он живёт в памяти своих учеников, в своих картинах, в делах!!! Он мог бы стать художником, ведь его картины выставлялись на Московской выставке молодых художников, мог стать замечательным артистом, но Алексей Васильевич стал ЧЕЛОВЕКОМ с большой буквы, который смог преодолеть все трудности войны и послевоенной жизни, смог дать знания не одному поколению детей и оставил свой след на нашей земле!!!

А вот дочка его жива и тоже работает преподавателем, но уже Тверского Политехнического Университета, зовут её Ванюшина Людмила Алексеевна. Она и рассказала мне эту замечательную историю, показала картины Алексея Васильевича, его награды и грамоты.(Приложение 18)

Заключение

Изучив и проанализировав документальные материалы Великой Отечественной войны, связанные с блокадой Ленинграда, боевой путь и военные зарисовки. Бурова А. В, ветерана ВОВ, защитника и художника блокадного Ленинграда, я пришла к следующему выводу.

Без любви к Родине, её прошлому и настоящему, без знания истории своего села, невозможно построить будущего. Это чувство патриотизма закладывается с детства, растет вместе с человеком, а начинается оно с понимания и уважения своих предков. Знать о подвигах, больших и малых, своих дедов и прадедов, да просто какой трудной была в то время жизнь нам особенно важно. Наше поколение лишь имеет возможность прикоснуться к прошлой войне в воспоминаниях живых свидетелей того времени, сохранившихся документах той поры.

Военные зарисовки А.В. Бурова ныне стали документами времени, несущими правду о жизни и борьбе защитников Ленинграда.

Каждая картина несет на себе неповторимую печать атмосферы тех далеких, но не изгладившихся из памяти лет, каждую отличает высокий патриотический подъем, непреклонная решимость и устремленность к победе, объединявшая всех перед лицом суровых испытаний в годы блокады Ленинграда.

Военные зарисовки А.В. Бурова имеют определённое сходство с картинами других художников того времени и, как и они, помогали мобилизовать духовные силы народа на защиту Отечества,

Данная работа – это дань уважения ветеранам Великой Отечественной войны и тем, кто погиб во время войны, кто работал в тылу, не зная сна и покоя, кто верил и ждал, несмотря ни на что. Я поняла, они уходят, и вместе с ними уходит история. От нас зависит, чтобы она не ушла навсегда.

Используемая литература и Интернет-ресурсы

Никифорова И.В. «Художники осажденного города».- М., «Искусство»,1985

«Санкт-Петербург. Портрет города и горожан».- СПб: Palace Editions, 2003. www.antology.sfilatov.ru/

www.davno.ru/posters/artists/kokorekin/

www.oblmuseums.spb.ru/rus/museums/

pobeda-1941-1945.narod.ru/gal2/photo7.htm

www.rusmuseum.ru/ru/editions/video-blokada.shtml

www.sgu.ru/rus_hist/authors

smena.ru/destiny/62/

www.tvkultura.ru/index.html

weltkrieg.ru/battles/Blokada/

http://1941-1945.at.ua/forum/

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

Отец Василий

Приложение 2.

Приложение 3.

Работа 1929 года «Мария»

Приложение 4.

Отряд белых лыжников

Приложение 5.

Военная зарисовка Бурова А.В.«Вид из окопа»

Приложение 6. Картина Н.Е. Тимкова «Ленинград в блокаде» 1942

Приложение 7.

Картины С. Мочалова

и В. Зеньковича

Приложение 8

Работа В. Власова «Партизан»

Автопортрет Я Николаева Мария Петрова. Картина Я. Николаева

Приложение 9.

Картина А. В. Бурова «Моей дочке»

Письмо с фронта

Приложение 9.

А. Пахомов. Дети блокадного Ленинграда

Приложение 10

Характеристика на бойца батареи №2, 613 отдельного зенитного дивизиона

Приложение 11.

Военная зарисовка «Окоп» май 1943

Приложение 12

Боевые награды.

Приложение 13

За участие в блокаде Ленинграда

Приложение 14

Награда после войны

Приложение 15

Благодарность от Сталина за освобождение г. Луга

Приложение 16.

Приложение 17

Памятная фотография бойцов батареи №2

Приложение 18

Ванюшина Людмила Алексеевна, дочь А.В. Бурова

Просмотров работы: 45