История школы №24 города Белово

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

История школы №24 города Белово

Белозерова А.Н. 1
1МБОУСОШ №24 города Белово
Белозерова Е.Н. 1Перемота Л.М. 1
1МБОУСОШ № 24 города Белово
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Школу очень часто называют вторым домом. Здесь проводим очень много времени и открываем новые жизни, формируемся как личность. Школа дает жизненный опыт и навыки, которые пригодятся в жизни каждому человеку. Она хорошая платформа для открытий и достижений. Есть школы с огромной историей, а моей школе через год будет 30 лет. И почти всё это время в нашей школе работают моя мама и тётя, учителями начальных классов Людмила Николаевна и Елена Николаевна Белозеровы.

В подготовке к классным часам у ребят появилось желание узнать как можно больше интересных фактов о родной школе, чтобы поделиться ими со своими одноклассниками во время мероприятий.

Однако мы столкнулись с проблемой: информация по истории школы есть только в школьном музее «Светоч», но она разрознена и в том виде, в котором она представлена, ее нельзя использовать во время классных часов и праздничных мероприятий. Появилась необходимость изучить и систематизировать информацию об истории школы, узнать, как всё начиналось, какими событиями гордиться школа за 30 лет своей жизни, какая царит в школе атмосфера и какими достижениями гордятся дети. Собранный материал оформлен в электронную презентацию, которая даст возможность максимально подробно познакомить школьникам с увлекательной историей родной школы.

Цель: Изучение и систематизация материала по истории школы №24.

Задачи:

Исследовать знания учащихся об истории школы.

Собрать и изучить материал об истории школы.

Объект исследования: школа №24.

Предмет: история школы.

Методы работы: проведение тестирования; сбор,анализ и синтез информации об истории школы; оформление реферата и электронной презентации.

Теоретическая значимость работы: материал по истории школы будет интересен тем, кто увлекается изучением истории образования своей малой родины; это небольшой, но значимый вклад в краеведение.

Практическая значимость: собранный материал можно ежегодно использовать на классных часах и мероприятиях. Презентацию можно разместить на сайте школы, дополнить ту информацию, которая там уже размещена. С материалом могут познакомиться жители не только нашего посёлка, но и других городов Кузбасса.

Исследование знаний учащихся об истории школы

Для того, чтобы иметь представление об общих знаниях школьников про историю своей школы, в начале исследования было проведено тестирование. Вместе с руководителем Еленой Николаевной Белозеровой был составлен тест из пяти вопросов, позволяющий оценить общий уровень знаний и пожелания учеников.

Тест содержал следующие вопросы:

1. В каком году образовалась школа№24?

А) «1991», Б) «1994», В) «1990»

2. Как зовут первого директора школы?

3. Назовите несколько фамилий выпускников, которыми гордится школа?

4. Знаете ли вы, где можно взять информацию по истории школы?

5. Хотели бы вы узнать больше про историю школы? «да», «нет».

Всего пять вопросов. Тест проводился среди учеников разных классов. Было опрошено 60 учащихся.

Анализ тестирования показал следующие результаты:

Знают год образования школы - 17 учеников (29%), не знают - 43 (71%).

Знают имя первого директора школы - 20 учеников (34%), не знают – 40 (66%).

Знают учеников, которыми гордится школа - 10 учеников (17%), не знают – 50 (73%).

Знают, где можно взять информацию об истории школы - 42 учеников (70%), не знают – 18 (30%).

Учеников хотят узнать больше об истории школы - все 60 (100%).

Для учащихся важно знать, как зарождалась история школы: кто были первые учителя, кто учился до них. Изучение истории родной школы начинается с самого первого класса. Первоклассники отправляются в путешествие по школьным этажам: медицинский кабинет, столовая, библиотека, комната школьника, школьный музей. Экскурсии проводят классные руководители, руководитель школьного музея, педагог дополнительного образования. Новые ученики постепенно входят в атмосферу школьной жизни, знакомятся с правилами и законами учащихся, с традициями школы. Изучение школьной жизни продолжается на протяжении всей учебы в школе.

Анализ проведенного тестирования выявил недостаточные знания об истории родной школы и большое желание учеников узнать как можно больше по этой теме.

2. История школы. Строительство нового здания

У каждой школы, как и у каждого человека, есть своя судьба: одного простая, у другого наполненная яркими событиями. История школы №24 – непроста и очень интересна. Изучать историю необходимо с её основания. По данным, которые имеются в школьной библиотеке, понятно, что строительство школы было начато в 1986 году предприятием «Разрез имени 50-летия Октября». Но, как оказалось, одно предприятие не в силах было справиться со строительством такого крупного объекта: не хватало средств, строительных материалов, людских ресурсов. Поэтому в 1988 году было открыто государственное финансирование. [1]

Документов об открытии школы немного, главными источниками информации стали ученики, учителя - очевидцы событий тех давних лет. Вот что мне рассказала учитель математики Наталья Гавриловна Кущ. Встреча состоялась в декабре 2019 года. Рассказ Натальи Гавриловны был записан на диктофон, с последующей расшифровкой.

Из рассказа: «Время было тяжелое. Тяжелое в том плане, что в школах сложилась такая ситуация, что мы работали в три смены каждая школа и №22 и №26. Была переполняемость классов детьми. Классы были по 42 человека. Катастрофически не хватало помещений. Ольга Лемировна Сливинская консультации проводила в семь часов утра, чтобы детей подготовить к экзаменам. Поэтому и решение об открытии новой школы было принято директором угольного разреза.

В 1991 году в коллективе было 106 сотрудников и 1068 учеников. Школа сразу начала работать в две смены.

Был создан педагогический коллектив, проведена большая болезненная работа по переходу детей из одной школы в другую. Ребят распределили по месту жительства, создали классы. С начала нам пришлось работать без своего здания. Мы работали на базе школ №22 и №26, КЦ «Бачатский», детского сада №62. Нужно было грамотно организовать работу, чтобы учителя имели возможность перейти из одного здания в другое, не нарушая учебного процесса. Это было очень тяжело, особенно учителям.

Здание школы строилось. Вот настал тот счастливый момент, когда 14 сентября мы перешли старшей школой на третий этаж. И начали учиться. С утра шла стройка: гул, грохот машин и кранов, но, тем не менее, учебный процесс не страдал. После уроков все, и ученики и учителя, переодевались и шли на помощь строителям для выполнения работ на первом и втором недостроенных этажах. В коридоре звучала музыка, с шутками оттирали окна, подоконники, мальчики собирали парты и шкафы, очищали питьевые краны. Вся работа проходила дружно, весело. Коллектив был сплочен общей идей, желанием сделать школу лучше, краше. Во второй четверти появилась возможность учиться на втором этаже. А после Нового года все учащиеся школы заняли свои кабинеты. И неофициальным днем рождения школы мы считаем 6 января 1994 года. На празднике строители вручили символический ключ от школы. И хотя ещё оставались мелкие строительные работы, школа начала свой путь. Коллектив педагогов и учеников стал одной семьей, возводящей «общий дом» дружно и с вдохновением.

Документы свидетельствуют, что в январе 1994 года школа как строительный объект была сдана Государственной комиссии. К этому времени здание прошло проверку. Его стены стали родным домом для учителей, ребят и родителей, создавших дружную семью.

2.1 Первый директор

Татьяна Васильевна Бортко руководила школой 16 лет с 29.10.1990г. по 09.01.2007 г.

Из рассказа учителя Натальи Гавриловны Кущ: «Мы познакомились с Татьяной Васильевной Бортко, когда она уже была состоявшимся руководителем. Она была заместителем председателя поселкового совета, т.е. опыт работы с людьми у нее уже был. Она начала строить школу с самого нуля - с проекта. Взяла на себя большую ответственность, в 90-е годы построить новую школу, когда в принципе социальные объекты в ту пору вообще не строились. Ей приходилось работать с проектными и строительной организациями, с подрядчиком, часто бывать на объекте, следить, как проходит работа. Параллельно она не только строила здание, но создавала педагогический и ученический коллективы. Это было очень трудной работой. На мой взгляд, ей тогда удалось создать очень хороший работоспособный, молодой, талантливый коллектив педагогов и зажечь всех одной идеей создать новую конкурентоспособную школу, чтобы вывести её с нуля на очень высокий уровень. Татьяна Васильевна сумела максимально грамотно организовать работу и школа начала функционировать успешно. С первого года начали внедрять новые технологии. Молодые учителя начальной школы Л. Н. Белозерова и О. Н. Терентьева апробировали программу развивающего обучения Л. В. Занкова, а опытный педагог Н. К. Ашихмина работала по развивающей программе для начальной школы "Школа XXI века Н.Ф. Виноградовой". Учителя математики с воодушевлением взялись за программу «Математика. Психология. Интеллект» (томский вариант).

В 2001 году она стала лауреатом конкурса «Лидер в образовании». (Приложение 1)

В декабре 2017 года был открыт именной кабинет химии от благодарных учеников. Аудитория имени Татьяны Васильевны Бортко – это новый кабинет, с современным оборудованием соответствующим всем образовательным стандартам.

Гордость школы - педагоги и выпускники

При изучении архивных документов выяснилось, что в школе сложились несколько учительских династий:

Фомина Вера Никифоровна, Богунова Татьяна Николаевна,

Сливинская Ольга Лимировна и Сливинская Юлия Сергеевна,

Томсон Тамара Михайловна и Томсон Наталья Анатольевна. [2]

За период работы школы звание "Почетный работник общего образования Российской Федерации" получили 12 учителей. Звание "Отличник народного просвещения" имеют 11 человек.

Золотым фондом школы являются наши учителя-ветераны педагогического труда, которые стояли у истоков становления школы. Они до сих порделят с нами все праздники и будни. Ветеран школы Нина Викторовна Меринова награждена медалью "За веру и добро". Татьяна Николаевна Богунова, Тамара Михайловна Томсон награждены медалью "За достойное воспитание детей". Федор Михайлович Гафитулин награжден Орденом "Дружбы народов". Педагогический стаж каждого составляет более 40 лет. За годы работы ветераны выпустили в жизнь большое количество учеников. Их труд заслуженно поощрялся почётными грамотами и благодарностями.

В нашей школе победителями конкурса «100 лучших учителей Кузбасса» стали Н. Г. Кущ, О. Л. Сливинская, Н. В. Меринова. В конкурсах «Лучшие учителя города Белово» в разные годы стали победителями Е. Н. Белозерова, Н. Г. Кущ, С. М. Жданова, «Социальная звезда» - Н. В. Яковлева, Т. М. Томсон, Н. В. Тиханкина, Н. А. Томсон.

Но как бы не были важны для учителей собственные успехи и достижения, победы своих учеников они ценят гораздо выше, ведь участие в разнообразных конкурсах способствует самореализации, развитию творческих способностей и научно- исследовательских навыков учащихся. Ежегодно ученики школы становятся победителями и призерами олимпиад, научно — практических конференций, областных, региональных и федеральных конкурсов, фестивалей, выставок, интеллектуальных игр «Кенгуру» и «Русский медвежонок», спортивных соревнований по вольной борьбе, армейскому рукопашному бою, традиционному ушу, баскетболу и волейболу.

Сегодня в школе получают знания и готовятся к взрослой жизни 1250 учащихся. Можно смело утверждать, что школа №24 по-настоящему современная и развивается в духе времени.

За период работы школы 26 выпусков - 1926 выпускников. Среди выпускников школы немало медалистов, которые в разные годы закончили школу. [2]

С золотыми медалями- 60 человека, с серебряными медалями — 65 человек. Награждены медалью "Надежда Кузбасса"- 27 человек, 12 учеников в 2015 году вошли в энциклопедию детских достижений Кемеровской области. (Приложение 2)

Высок процент поступления выпускников школы в ВУЗы не только нашего региона, но и страны. Разлетелись выпускники из стен родной школы по всей России, странам ближнего и дальнего зарубежья. Невозможно назвать всех, принесших добрую славу поселку, школе и своим учителям.

Некоторые из выпускников возвращаются в школу уже в качестве учителей. Сливинская Юлия Сергеевна – серебряная медалистка, работает заместителем директора по воспитательной работе с 2006 года. Она не только выпускница нашей школы, но ещё и представительница учительской династии. Кисткина Елена Викторовна была заместителем директора по учебной работе (переехала в г. Томск). Шипулина Марина Владимировна преподаёт английский и французский языки. Батырева Юлия Юрьевна работает педагогом –организатором.

Среди выпускников школы есть люди, достигшие значительных успехов в своей профессиональной деятельности:

Копылов Роман — заслуженный мастер спорта, трехкратный чемпион Мира по рукопашному бою, чемпион Европы. [2], [7], [8]

Кущ Анастасия, окончила школу с серебряной медалью, работает инженером – технологом по аэронавигации в Шереметьево-3.

Заболоцкая Людмила, окончила школу с серебряной медалью, работает в группе кампаний «Шоколадница», ведущим инженером технологом общественного питания в г. Москва.

Рубанова Анна, окончила школу с серебряной медалью, кандидат медицинских наук, исполнительный директор Центра научных медицинских технологий (г. Новосибирск).

Чикалёва Анастасия студентка ЭУПП - обладатель «Гран-при» конкурса «Студент года». Награду ей вручила заместитель Председателя Правительства РФ Татьяна Голикова.

Профильная школа

С первого учебного года в школе было принято решение открыть классы углубленного изучения предметов. Эту идею активно поддержали ученики, и в результате опроса учеников и родителей определились первые предметы углублённого изучения: литература, иностранный язык, математика и физика. Через два года остались математика и физика, и эти предметы изучались углубленно до 1997 года.

На смену классов с углублённым изучением предметов в связи с социальным заказом пришли профильные классы. В профильном обучении за счёт изменения образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями. В школе были сформированы классы по трём направлениям: физико-математическое, естественно-научное и гуманитарное. С 1999 года по 2009 год школа выпустила 10 классов физико-математического профиля. С 2010 года в старшей школе нет универсальных классов, только профильные 10 - 11. В 2011 году школа впервые выпустила социально –экономический класс и два с профильным предметом физика: физико-математический и физико-химический.

С 2012 года и по настоящее время реализуются физико-химический, социально-гуманитарный и информационно–технологический профили.

Педагоги, стоящие у истоков создания профильной школы: Кущ Н. Г. , Сливинская О. Л., учителя математики, Аптина И. В.- учителя физики, Сергеева Г. И., Пахомова С.С., Петроченко Е.Ф. - учителя русского языка и литературы, Меркульева О.П.- учитель химии.

На профильном уровне химия изучалась в нашей школе со дня ее основания. С 2004 года одним из приоритетных профильных направлений является физико-химический. Благодаря опытным педагогам, наши ученики добиваются высоких результатов в обучении. Качественная успеваемость в профильных классах всегда высокая (последние два года 100%). Выпускники школы показывают высокий уровень знаний на государственной итоговой аттестации по предмету химия. Единственная в городе стобальница по химии – выпускница нашей школы, ученица Оксаны Петровны Меркульевой, Любовь Жунева (2014г.). Максимальный результат по русскому языку показала на ЕГЭ 2018 года ученица гуманитарного класса Анастасия Прощенко (учитель Галина Ивановна Сергеева).

Современная школа

С января 2007 года возглавляла школу №24 учитель высшей квалификационной категории, отличник народного просвещения Фомичева Анна Ивановна. В 2008 году она стала победителем городского конкурса «Человек года», награждена медалью "За служение Кузбассу". С приходом Анны Ивановны жизнь в школе получила особый импульс для новых достижений и развития традиций.

В 2013 году недалеко от поселка Бачатский произошло землетрясение. Здание школы №26 было признано аварийным. Это послужило толчком для объединения двух школ №24 и №26. Школа переживала большие перемены. В 2017 году аварийное здание школы №26 полностью отремонтировали, укрепили стены, фундамент. 30 марта 2017 года был открыт второй корпус для начальных классов. Сейчас здание школы №26 является корпусом №2 нашей школы.

В корпусе №1 тридцать четыре учебных кабинета, которые оснащены самым современным техническим оборудованием. Есть в средней и старшей школе хорошо оборудованные мастерские технологии, два замечательных спортзала, просторная светлая столовая, удобный кабинет психолога, два компьютерных класса, комната школьника, мультстудия «Совушка».

Одно из самых любимых и уютных мест в школе – библиотека. В этом большая заслуга заведующей библиотекой Ларисы Михайловны Перемота.

Особое место занимает музей истории школы, экспозиции которого разместились не только в отдельном кабинете, но и в коридорах школы. Имея богатую биографию, архивные материалы, фотографии, решением коллектива школы в 2009 году был создан музей школьной истории. Ученики под руководством учителя истории Галины Григорьевны Некрыловой собирали материалы для музейных экспозиций. Есть интересная экспозиция «История повседневности»: предметы быта, одежды, бытовой техники, документы. (Приложение 4) Экспозиция «История учебных предметов»: школьные принадлежности учеников разных лет, школьное техническое оборудование. Есть и старые кинопроекторы, первый школьный компьютер, печатная машинка. С 2018 года музеем руководит Галина Ивановна Сергеева.

С июля 2015 года и по настоящее время возглавляет школу Наталья Леонидовна Бардокина.

В октябре 2015 года в школе принял своих учеников новый современный кабинет музыкального искусства. Большой светлый кабинет похож на мини консерваторию. Это «удивительная планета», на которой дети получают возможность реализовать свои таланты в разных видах творчества. Музыкальный кабинет стал репетиционной комнатой, концертной и театральной сценой, музыкальной гостиной, игровой площадкой. Мне повезло стать участницей открытия этого кабинета.

4. Традиции школы

Жизнь в школе у нас  проходит интересно. Существует много добрых традиций.

Это День встречи выпускников прежних лет, который проводится в первую субботу февраля. Ученики приходят в родную школу, вспоминают минувшие годы, милых сердцу учителей. Еще одна замечательная традиция - Слет отличников учебы и педагогического труда. Ежегодно в преддверии Дня учителя в школе проходит День самоуправления старшеклассников с участием родителей. Конкурс талантов школы «Звездный дождь» помогает открывать новые грани дарований в учениках в разных видах творчества. Постановка мюзикла - ещё одна прекрасная традиция нашей школы! Дети с огромным удовольствием участвуют в этой работе. Из отзыва о мюзикле:«Титаническая работа множества людей, десятки потраченных на репетиции часов, большое количество декораций - и все ради того, чтобы порадовать зрителей, которых из года в год становится все больше и больше. Быть частью этого - большая честь. Спасибо нашим учителям английского языка за то, что они организовывают это мероприятие вот уже в шестой раз!»

Нельзя не сказать о доброй традиции посадки деревьев. Первоклассники и выпускники высаживают саженцы вокруг школы, поддерживают акцию по озеленению поселка. Праздники в школе проводятся для всех категорий учеников, но самым трогательным и волнительным обычно становится праздник «Посвящение в первоклассники». А вот для выпускников каждый год присваивают звания «Народный артист школы», «Золотое перо школы», «Лучшие спортсмены выпускники», «Лидер года».

Заключение

В работе представлены результаты исследований знаний школьников об истории школы. Исследование проводилось дважды до юбилея и после. Результаты исследования показали, что и после использования собранного материала и презентации во время проведения праздничных мероприятий, знания школьников об истории школы значительно улучшились – на 50% от предыдущих показателей. (Приложение 6)

В работе были рассмотрены сведения о создании школы №24. В ходе исследовательской работы был собран материал о строительстве здания, руководителях, педагогическом коллективе школы, достижениях учеников и традициях. Какие бы задачи перед школой не стояли, она достойно справлялась с ними. Да и как же иначе, ведь в нашей школе работают учителя- наставники – умные, энергичные, настоящие патриоты своего дела.

История школы полна интересными фактами, непроста и очень интересна. Можно смело утверждать, что она по-настоящему современная и развивается в духе со временем. Реферат и презентация подарены школьному музею. В связи с огромной популярностью в настоящее время сети Интернет, появилась идея разместить на сайте школы виртуальный музей, который бы отражал самые яркие события из истории школы глазами детей. Она будет интересна для учеников и взрослых, жителей не только нашего посёлка, но и других городов.

Самое главное в школе – ее душа. Это тот самый дух, который формируется коллективом учителей, учеников и их родителей. Школьные годы будут неумолимо отсчитывать время, а школа все равно будет оставаться молодой, потому что эти стены наполнятся новыми звонкими голосами.

Литература

Зайцева, О.Г. Первый директор [Текст] / беседу вела А. Белозерова.

Кущ, Н.Г. Мы ждали эту школу [Текст] / беседу вела А. Белозерова.

Некрылова, Г. Г. Наша школа [Текст] / беседу вела А. Белозерова.

Обо всем расскажет память… [Текст]. В 3 книгах. Книга 1 / МБОУ СОШ №24 города Белово; под общей ред. Л. М. Перемота. - Белово, 2012. – 48 с.

Обо всем расскажет память… [Текст]. В 3 книгах. Книга 2 / МБОУ СОШ №24 города Белово; под общей ред. Л. М. Перемота. - Белово, 2013. – 48 с.

Образовательный портал города Белово. МБОУ СОШ №24 города Белово [Электронный ресурс]. – Белово, 2016. – Режим доступа: http://edubel.ru/edu/index23.aspx?site=0414&page=08&uid=368629687500. – Загл. с экрана.

Одаренные дети – будущее России [Текст]: энциклопедия. – Вып.10. – М.: МПЕЦ-АДРЕС, 2007. – 556.: ил.

Одаренные дети – будущее России [Текст]: энциклопедия. – Вып.12 (I). – М.: МПЕЦ-АДРЕС, 2009. – 254.: ил.

Одаренные дети – будущее России [Текст]: энциклопедия. – Вып.12 (II). – М.: МПЕЦ-АДРЕС, 2007. – 544.: ил.

Разговор на чистоту [Текст] //Вузовский вестник.- 2019.-№ 3. – С.9.

Фомичёва, А. И. Школа №24: Год совершеннолетия [Текст] / А. И.Фомичёва // Беловский вестник. - 2009. - №39. - С. 4-6.

Приложение 1 «Изучение истории школы»

Рис.1 «Камень «Мемориальная доска» Рис.2. «Решение об открытии школы»

Рис.3 «Первая линейка 1993-1994гг.»

Рис.4 «Первый директор»

Рис. 5 « Коллектив школы №24 города Белово 1992 г. Директор Т.В. Бортко»

Рис.6 «Коллектив школы №24 города Белово, 2012г. Директор А.И. Фомичева»

Рис.7 «Коллектив школа №24 города Белово,2018г. Директор Н.Л. Бардокина»

Приложение 2 «Гордость школы»

Рис.1 «Победители Российской национальной премии «Студент года-2019» Сагаев Руслан, Чикалева Анастасия, Курносов Александр»

Рис.2 «Чикалева Анастасия студентка ЭУПП - обладатель «Гран-при» конкурса «Студент года». Награду ей вручила заместитель Председателя Правительства РФ Татьяна Голикова»

Рис.3. « Копылов Роман - заслуженный мастер спорта, трехкратный чемпион Мира, чемпион Европы, семикратный чемпион России по рукопашному бою»

Рис.4 «Номинация «Народный артист школы№24»

Рис.5 и 6 «Надежда Кузбасса»

Рис.7 и 8 «Выпускники награжденные школой в разных номинациях»

Приложение 3 «Открытие именного кабинета химии»

Рис.1 «Открытие именного кабинета химии 2017г.»

Рис.2 «Урок в новом кабинете»

Приложение 4 «Традиции школы»

Рис.1 «Выпуск 1998-1999 учебного года»

Рис.2 «Конкурс «Звездный дождь» 2014 г.»

Рис.3 «Мюзикл 2019г.»

Рис.4 « Слет отличников учебы и педагогического труда, 2015г.»

Рис.5 «День Здоровья»

Рис.6 «Газета «Свободный урок!»

Приложение5 «Результаты теста первичного опроса»

Приложение 6 «Результаты теста повторного опроса»

Просмотров работы: 632