СВЯТЫЕ ИСТОЧНИКИ ВЕРХОДОНЬЯ (православно-краеведческий путеводитель)

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

СВЯТЫЕ ИСТОЧНИКИ ВЕРХОДОНЬЯ (православно-краеведческий путеводитель)

Травина Д.В. 1Столбоушкина А.Н. 2
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Щекинского района Тульской области «Пришненская средняя школа № 27»
2Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Щекинского района Тульской области «Пришненская средняя школа № 27»
Ихер Т.П. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Щекинского района Тульской области «Пришненская средняя школа № 27»
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Без воды нет жизни, поэтому народы всех времен и континентов неизменно обожествляли воду как вечно живой родник, при помощи которого оплодотворялась наша земля-матушка. Особое значение придавалось и до сих пор придается святой воде (агиасме). Я думаю, что с распространением христианства на Руси росло и убеждение православных людей в святости и чудодейственности этой стихии.

Из седой дали веков дошло до наших дней почитание святых родников, колодцев, криниц, ключей. Самые древние родники и ключи носили название «прощи», что означает, прости. Зачем же люди собирались у «прощ»? К ним шли на богомолье, здесь искали прощение и отпущения грехов, духовного и телесного освобождения от душевных тягот и физических страданий. И, действительно, родниковая вода, не замерзающая даже в самые лютые морозы, а в летний зной холодная, как лёд, прозрачная, как хрусталь, обладает особенным вкусом и исцеляющим эффектом.

Подтверждением этому является святая вода из тульской криницы, да и не только тульской. В «Толковом словаре» В. Даля слово «криница» означает «мелкую копань на роднике с установлением бочки или крыни, крынки».

Думается, что в родниках видели наши предки силу целебную, очистительную. Нет сомненья, что к родникам приходили посидеть, подумать, успокоиться. Вода родника унимала горечь обиды, утешала, помогала найти решение в сложной ситуации. Нельзя не согласиться со следующими строками иеромонаха Романа, который написал:

Если тебя неудача постигла,

Если не в силах развеять тоску,

Осенью мягкой, осенью тихой

Выйди скорей к моему роднику.

Цель нашего исследования – проложить православно-краеведческий маршрут по Верходонью для изучения святых источников, расположенных в границах Куликова поля, с последующей их паспортизацией и составлением медиа-презентации виртуальной экскурсии.

Объектами исследования являются источники подземных вод Верходонья, обладающие целебными свойствами, называемыми святыми родниками.

Предмет исследования – месторасположение и обустройство источников подземных вод, их легенды и были, изучение физико-химических показателей качества воды и пр.

Характеристика объектов исследования

Итак,приглашаем вас в путешествие по Тульской краю. Из областного центра – города Тулы – мы отправимся на юго-восток, из природно-географической зоны широколиственных лесов – в северную лесостепь, на водораздел двух крупных рек европейской части России – Оки и Дона. Мы будем путешествовать по знаменитому Куликову полю – первому полю русской ратной славы. В средние века эта территория называлась Диким полем, поскольку долго не осваивалась людьми из-за постоянных набегов конных завоевателей, разорявших их жилища, убивавших мужское население и уводивших в плен женщин и детей.

Посмотрите на карту-схему «Куликово поле»: на ней обозначен наш маршрут. Он имеет общую протяжённость 480 км и пройдёт по территориям целого ряда муниципальных образований Тульской области.

Далее мы предлагаем вам рассмотреть две схемы. Одна схема познакомит с расположением храмов Куликова поля. До начала XX века их было более 30; ныне действуют лишь 10! Большинство церквей были построены не ранее XVII века, многие перестраивались в XIX в .– начале XX в. В каждом селе был храм, приходы включали десятки сельских поселений. Мы познакомимся с историей лишь нескольких из ныне действующих храмов, вблизи которых имеются святые криницы.

Посмотрите на схему, помещенную выше, где расположены святые источники Куликова поля, показанные разными цветами. Здесь отмечены святые родники, связанные с Куликовской битвой, святые «громовые» колодцы, явленные святые родники, где были явлены святые иконы, а также родники, особо почитаемые местными жителями.

РЕЗУЛЬТАТЫ СОСТАВЛЕНИЯ МАРШРУТА

1. Село Дедилово и святой источник Гремячий

Историческая справка. Современное село Дедилово расположено в 5,0 км к северу от г. Киреевска на реке Шиворони, правобережном притоке р. Упы.

Город вятичей Дедиславль (или Дедослав) впервые упоминается в Ипатьевской летописи под 1146 и1147 годами (соответственно 6654 и 6655 годами от сотворения мира). В XIII веке город был разорён татарами. По приказу Ивана Грозного в 1553 году город был возобновлён и вошёл в пограничную оборонительную линию против крымских татар. В «Книге Большому Чертежу» записано (1626): «Дедилов от Тулы 20 верст, на речке на Шивароне, с крымской стороны… И лазят татарове выше Тулы верст с восьми реку Шат, а, перелезши Шат и речку Шиваронь, лазят реку Упу, в Костомаров брод против Дедилова».

В 1559 году в летописи зафиксировано явление Николая Угодника на лошади в соборной церкви г. Дедилова.

Село Дедилово в 1924-1927 гг. и в 1932-1953 гг. являлось центром Дедиловского уезда Тульской губернии, а с 1937 года – Тульской области.

На территории современного муниципального образования Киреевский район имеется несколько источников подземных вод, обладающих целебными свойствами, называемых в народе святыми; один из них – Гремячий источник.

Местоположение источника. Источник находится в примерно в 2,0 км от села Дедилово, в пределах Киреевского района, в правобережье речки Тросны, притока р. Шиворони, под склоном глубокого оврага, врезающегося в долину Тросны. На водосборе речки располагаются сельскохозяйственные угодья.

Природно-географические и культурно-исторические сведения

Святой источник Гремячий, что в Киреевском районе, а в Тульской области таких «гремячих» источников несколько, как выяснилось. известен с XVIII века. На Плане генерального межевания по Богородицкому уезду имеется упоминание некого «Гремячева Колодца», как раз в тех местах, где ныне родник и находится. Можно предположить, что речь идет об одном и том же. Ранее здесь проходила старая дорога Венёв – Ефремов.

Родник спрятался в низине, на дне глубокого оврага с крутыми склонами так, что сразу его не видно, только маковки купели и шатра над самим ключом. К купели ведут деревянные ступени, по которым можно спуститься вниз. Вся территория святого места выложена тротуарной плиткой. Радиационный гамма-фон на территории источника составляет 10 - 14 мкЗв/час.

Источник хорошо обустроен: деревянная купель-сруб с тремя куполами-маковками с крестами, над ключом легкий шестиугольный крытый шатёр тоже с куполом и крестом. Воду набирают из вертикальной трубы, красиво оформленной в виде креста. Расход воды – 0,3 - 0,4 л/с. Температура воды в источнике 6 - 7 0С. Вода прозрачная, приятная на вкус, без запаха, без осадка. Рядом выстроена деревянная закрытая купальня с купелью.

   
   

Источник, известный в народе как Гремячий, в 2005 г. освящен отцом Трифоном, протоиереем Пятницкой церкви с. Дедилова, в честь Воскресения Христова.

2. Громовой колодец вблизи деревни Крутой Верх

Местоположение источника. Источник находится на территории Узловского района вблизи границы с Киреевским районом, на открытой холмистой местности, в левобережной долине начала среднего течения реки Шиворони, в 1,5 – 2,0 км к юго-востоку от д. Федоровки и в 2,0 – 2,5 км к северо-востоку от д. Крутой Верх.

Описание окрестностей источника. В давние времена д. Дуровка, вблизи которой находился источник, располагалась на руч. Семеновском, впадавшем в ре. Шиворонь в окрестностях д. Феодоровки. Обе указанные деревни относились к приходу старинного с. Высоцкого. Первое упоминание о православном храме в с. Высоцком, тогда еще Саввинском, и о существовавшем в нём приходе относится к 1739 году. В 1753 году на имя местного помещика С.С. Игнатьева была выдана храмодатная грамота на строительство нового каменного храма в честь святителя Николая чудотворца, который был построен и освящен 5 мая 1758 года. Далее крупные работы по благоустройству церкви осуществлялись в 1863 году, когда трапезная часть и колокольня были разобраны. На их месте в 1892 г. были отстроены новые каменные трапезная и колокольня. Приход с. Высоцкого Богородицкого уезда составляли 11 сельских поселений, в том числе д. Дуровка, в просторечии Княжеские Колодцы.

В 1938 году по распоряжению местных представителей советской власти Свято-Никольский храм был закрыт, а в 1999 году возвращен верующим, которые инициировали восстановительные работы. 12 февраля 2008 года был освящен обновленный Свято-Никольский храм с. Высоцкого. В наши дни некоторые указанные выше сельские поселения (Сергиевское, Дуровка, Чижовка) исчезли с лица земли, ряд других (Федоровка, Бол. и Мал. Полунинка, Ламки, Сухановка, Сычевка) вошли в состав Узловского района.

Характеристика источника. Святой источник в окрестностях дд. Крутой Верх и Федоровка Узловского района был освящен относительно недавно. И вот уже несколько лет к нему не иссякает людской поток. Источник чаще называют «Три колодца», что не совсем верно, его более правильное название – Крестовоздвиженский колодец.

С образованием источника связано несколько легенд, поведанных местными жителями. Давным-давно, ещё во времена Дмитрия Донского, в небывалую июньскую грозу на этом самом месте при страшном ударе грома ослепительный зигзаг молнии вонзился в косогор, и случилось чудо наяву. К изумлению и страху людей разломилась земля, и вымахнул из её недр невиданный водяной фонтан – возник Громовой колодец. Громадная вода хлынула окрест, затопив территорию многих нынешних деревень.

Еще одна легенда гласит, что здесь, у ключа, на отдых останавливалось войско князя Дмитрия Донского, идущего на Куликово поле на битву с татаро-монгольской ордой. В подтверждении тому – второе название Громового колодца – «Княжов колодец».

Громовой колодец – красивый и очень необычный источник. Подземные воды с шумом вырываются на дневную поверхность из глубокой расщелины у основания глубокого оврага с обрывистыми склонами. Над обрывом высится большой деревянный крест с иконами и памятной табличкой на большой каменной плите у его подножия с надписью о том, что этот источник освящен архиепископом Тульским и Белевским Кириллом 27 сентября 2001 года в честь Честного и Животворящего Креста Господня.

Подземная вода поступает в бассейн с бетонным оформлением в виде объемного полукольца с тремя вмонтированными металлическими трубами, сливаясь затем в широкий родниковый ручей. Далее вода со скоростью 0,70 – 0,85 м/с течет по дну оврага. Расход воды в трубах – 0,5 – 0,7 л/сек. Воду можно набрать, подставив тару к трубе, или зачерпнуть из ручья. Для удобства забора воды возле бетонного колодца через ручей перекинуты каменные плиты.

Вдоль ручья растут высокие старые ивы, затеняющие русло. Ветви деревьев обильно увешаны лоскутками одежды, платочками, ленточками, оставленными паломниками. Через 50,0 м ручей перегораживает детская купальня - четырехугольный бассейн, сооруженный из крупных каменных плит, с удобной лесенкой и отверстиями для стока воды. Основной водоток отведен сбоку и заключен в каменное ложе, по которому проточная вода поступает в большую купальню для взрослых, тоже огороженную крупными камнями. Далее вода собирается в более узкий ручей, в р. Шиворону в окрестностях д. Федоровки.

     

Территория источника довольно хорошо обустроена. Вдоль ручья проложены каменные дорожки, в нескольких местах спуски к источнику оформлены каменными ступеньками. Вблизи купален на небольшой поляне сооружены столики со скамейками. В нескольких местах установлены урны для мусора.

По опросам местного населения и приезжих, источник пользуется большой популярностью: в будни Громовой колодец посещается жителями окрестных поселений, в выходные и праздничные дни – многими туляками. Паломники и экскурсанты не только купаются в источнике и пьют целебную воду, но и набирают её впрок. По православным праздникам сюда приезжает священник из Свято-Никольского храма с. Высоцкого, совершает молебен для прихожан.

3. Село Лёвинка и святой источник схиархимандрита Иринарха

Местоположение источника. Источник находится в пределах Богородицкого района, на территории села Лёвинка, в правобережье речки Лёвинки, под крутым обрывистым склоном речной долины. На водосборе речки располагается старинное сельское кладбище. Рядом с кладбищем над высоким крутым склоном речки возвышается храм, отстроенный в начале XXI столетия и освященный в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник».

Природно-географические и культурно-исторические сведения. В настоящее время с. Лёвинка входит в состав муниципального образования Товарковское Богородицкого района Тульской области. В средние века население здесь практически отсутствовало, территория называлась Диким полем, через которое на государство Московское совершали набеги половцы, крымские татары и прочие завоеватели.

В XIX веке сельцо Лёвинка относилось к приходу с. Товарково Богородицкого уезда [22]. Вероятнее всего, маленькое сельское поселение получило название от речки Лёвинки, вдоль берегов которой располагались крестьянские дома. Примечательно, что со второй половины прошлого столетия с. Лёвинка стало святым местом, поскольку с ним связана жизнь одного из подвижников православия на тульской земле – схиархимандрита Иринарха (в миру Стефан Сергеевич Попов), который родился и служил в Богородицком уезде.

Много испытаний выпало на долю этого человека, но воля его была непоколебима, а дела чисты. Старец умер 8 января 1950 года и был похоронен на скромном сельском кладбище в Лёвинке.

Спустя некоторое время недалеко от могилы старца Иринарха забил святой источник, чудесное появление которого предсказал батюшка, имевший дар предвидения. Жители села стали брать из него воду, которая обладала целебными свойствами, давая немощным силу, исцеляя страждущих от болезней. В богоборческие времена над источником не раз совершались надругательства в разной форме, но живоносный источник всякий раз пробивался рядом, не иссякнув до сего времени.

В память 50-летия со дня кончины прозорливого старца в 2000 году недалеко от его могилы на высоком холме над речкой Лёвинкой была построена часовня, которая, как вскоре, выяснилось, не могла вместить всех прихожан. Тогда на средства местных жителей возвели храм и освятили его в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник»

В самом начале XXI века место погребения схиархимандрита Иринарха почтил своим посещением Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Он пропел «Вечную память» в присутствии духовенства Тульской епархии и сестер Свято-Казанского монастыря села Папоротки, подарив настоятелю храма в Лёвинке дарохранительницу с дарственной надписью.

Характеристика источника. Источник находится на открытой местности; на дневную поверхность подземные воды выходят сквозь пласт глины. Источник слабо оборудован: небольшой деревянный помост ведет к колодцу с круглым металлическим обрамлением диаметром около 0,5 м, накрытым металлической крышкой на петлях. На внутренней стенке колодца на крючках привешены общественные эмалированные кружки для воды.

   

Дно родника засыпано крупным речным песком и гравием. Глубина слоя воды в колодце в зависимости от сезона года колеблется от 0,5 до 0,8 м. Температура воды в колодце 4 – 8 0С. Вода бесцветная, прозрачная, с приятным вкусом, без запаха. При отстаивании осадка не образуется: при кипячении иногда (весной и летом в период сильных дождей) появляется небольшой рыхлый осадок белого цвета. Подземные воды, стекая из-под основания колодца, собираются в небольшой ручеек, далее несущий родниковые воды в узкое русло речки Лёвинки. Вдоль коренных берегов Лёвинки растут высокие ивы, березы, черемуха, рябина.

Раньше в селе не было централизованного водоснабжения, большинство жителей использовало родниковую воду не только в качестве лекарства, но и для питья и приготовления пищи. В настоящее время в домах провели водопровод, однако качество водопроводной воды невысокое, поэтому потребность в родниковой воде из колодца батюшки Иринарха не уменьшилась. Село разрастается, число жителей увеличивается, вследствие чего источник не утратил своей значимости.

4. Источник Казанской иконы Божией Матери в селе Папоротка

Местоположение источника. Источник расположен в правобережной долине речки Папоротки, протекающей вдоль села Папоротка Богородицкого района Тульской области.

Село Папоротка и храм Казанской иконы Божией Матери. История Свято-Казанского женского монастыря в селе Папоротке Богородицкого района Тульской области начиналась необычно: он был основан в самом начале XXI столетия, вблизи храма в честь Казанской иконы Божьей Матери, построенного во второй половине XIX века на высоком берегу речки Папоротки.

В книге «Приходы и церкви Тульской епархии», написанной П.И. Малицким читаем [14]: «Село Папоротки находится в 85 верстах от Тулы и в 25 верстах от Богородицка, при маленькой речке того же названия. Недостаток речной воды восполняется водою из ключей и родников, которых в селе имеется достаточное количество. Название села и речки… произошло от растения папоротник…».

С точностью указать время возникновения прихода не представляется возможным. О первом сельском храме ничего неизвестно. До постройки каменного храма в селе существовали два деревянных. Когда был построен первый деревянный храм, также осталось неизвестным; второй, во имя Покрова Божьей Матери, был построен в 1774 году на средства прихожан, поэтому и село некоторое время носило название Покровское (ныне село Папоротка).

Предание говорит о том, что название храму было дано не сразу: прихожане провели в молитве не один день, испрашивая Божьей воли на это. И вот в день Казанской иконы Божьей Матери, во время грозы о землю ударила молния, и в этом месте забил источник. Это явление усмотрели как благословение Пресвятой Богородицы и посвятили храм чудному явлению Казанской иконы.

Весьма примечательно, что 21 июля 2001 года по благословению Пресвятой Богородицы и епископа Тульского и Белевского Кирилла в день престольного праздника Казанской иконы Божьей Матери из Тульского Богородичного Щегловского монастыря в Свято-Казанский храм приехали 12 сестер во главе с игуменьей Игнатией (Сидоровой). Указом от 6 октября 2001 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II утвердил открытие в селе Папоротке Свято-Казанского женского монастыря.

В тот же год к престольному осеннему празднику благоустроили святой источник в честь Казанской иконы Божьей Матери и построили купальню.

 
   

Территория вокруг святого источника великолепна в любое время года. Набрать целебной воды не составляет никакого труда, нужно лишь нагнуться к колодцу, обустроенному деревянным срубом, и подставить любую ёмкость под мощную струю. Пятилитровая фляга наполняется моментально – так щедро поит святой источник всех страждущих!

5. Храм и святой источник в селе Михайловском

Местоположение храма и источника. Михайло-Архангельский храм с источником находятся в широкой левобережной пойме р. Непрядвы, под высоким полого-крутым склоном речной долины, где возвышается бело-голубой храм во имя Архистратига Михаила. В настоящее время храм находится на северо-восточной окраине д. Рыльское, а на правом берегу р. Непрядвы, напротив деревни, располагается пос. Михайловский. Это территория муниципального образования Куркинский район.

Описание окрестностей. По литературным данным [14], «…село Михайловское располагалось на гористой местности по обоим берегам р. Непрядвы при впадении в неё р. Ситки, в 88 верстах от г. Тулы и в 33 – от Богородицка. По склонам берегов рек было расположено более 300 крестьянских домов в шести слободах. Сведения об образования прихода с. Михайловского не сохранились. Несомненно, что в первой половине XVIII века приход этот уже существовал, потому что от прежней приходской церкви во имя Архистратига Михаила сохранилось несколько манифестов и воззваний царей, цариц и Священного Синода к духовенству и народу с 1732 года».

Село Михайловское основано в 1674 году крестьянами – переселенцами из Рыльского (ныне территория Курской области) и Кромского (в настоящее время Орловская область) уездов в период основания в Диком поле царской вотчины вблизи Богородицка (новой хлебородной царской волости). Для поселения были выбраны плодородные земли вдоль устья речки Ситки и долины Непрядвы [6].

В начале XIX века в приходе существовала деревянная Михайло-Архангельская церковь, которую затем разобрали, а в течение 1804 – 1807 гг. в селе на месте старого храма на средства прихожан и при участии графа А.Г. Бобринского был отстроен новый каменный храм, освященный в честь Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных. В 1887 году в трапезной части храма был устроен придел в честь Казанской иконы Божией Матери.

Во второй половине XIX столетия приход Михайло-Архангельской церкви составляли жители с. Михайловского и д. Софьевки, относящиеся к Богородицкому уезду Тульской губернии.

В народе сохранились довольно любопытные сказания. В двух верстах от села находилось урочище, известное под названием «денежной ямы в горе» [14], стены которой были выложены камнем и красным кирпичом старинной формы. Предполагают, что это было огромное помещение с несколькими ходами, жилыми покоями и службами. В той же горе находился большой белый камень. Об этом камне в народе сохранилась легенда о том, что под ним скрыто несметное богатство, которое защищает чёрный бык, появляющийся всякий раз при попытках людей подрыть камень. Говорят ещё и о том, что после Куликовской битвы в урочище была схоронена татарская казна. Вернее же всего, в денежной яме был притон разбойника Кудеяра с товарищами, одна из главных квартир, где хранилась добыча.

Остатки такого же подземелья находятся неподалеку от д. Набережной. Его стены тоже выложены старинным кирпичом, а одна из стен – даже мрамором. Местное предание и здесь указывает на притон того же разбойника Кудеяра [14].

В настоящее время стараниями председателя СПК «Знаменский» М.А. Евланова полуразрушенный храм отреставрирован и стал действующим. Ныне бело-голубой Михайло-Архангельский храм, гордо возвышающийся над реками Ситкой и Непрядвой, виден далеко в округе бывшего Дикого поля.

Характеристика источника. Под крутым склоном долины р. Непрядвы, где высится Михайло-Архангельская церковь, обустроена территория святого источника, в начале 2000-х годов освященного в честь Архистратига Михаила.

 
   

К источнику ведет земляной спуск, обустроенный широкими ступенями, засыпанными щебенкой. Территория источника огорожена стенками, сложенными из дикого камня (известняка) в виде углов, и рядами опорных столбов-подставок, однако промежутки между ними пока еще не соединены. Место выхода подземных вод оформлено деревянной часовенкой с жестяным куполом в виде пирамиды, увенчанным восьмиконечным крестом. Над входом в часовенку сооружен небольшой навес. Вода из-под земли поступает в маленький бассейн, оформленный металлическим кольцом в виде сильно усеченного конуса, вмонтированным в пол часовни, засыпанный щебенкой. Здесь можно набрать воды для питья и умывания. По обеим сторонам часовенки имеются каменные стенки-уголки, вдоль стенок установлены деревянные скамейки, на которые можно присесть отдохнуть, полюбоваться прекрасным видом речной долины.

Вода в бассейне часовенки прозрачная, холодная (температура 6 – 8 0С), приятная на вкус, без запаха. Расход воды в короткой трубе с краном 0,1 л/с. Широкая пойма р. Непрядвы, по которой течет родниковый ручей, покрыта луговым разнотравьем, особенно душистым летом, в разгар цветения.

По информации, полученной от местных жителей, источник не пользуется популярностью, поскольку для питьевых целей и приготовления пищи селяне берут воду в водоразборных колонках либо в собственных колодцах-копанях. Лишь во время праздников здесь собираются прихожане, и местный священник совершает православные обряды с водосвятием.

6. Прощеный колодец на Куликовом поле

На тульской земле много почитаемых источников, которые в народе обычно называют Святыми и Прощеными колодцами. Но, пожалуй, наиболее известен Прощеный колодец близ Куликова поля. В народе живет стойкое мнение о целебных свойствах этого источника.

Существует несколько преданий, связанных с Прощеным колодцем. По одному, русские воины перед боем с мамаевым игом пили воду, чтобы сила была: «…там пращалися, када на битву шли с татарами… Ани шли… И вот паявился Пращенай колодчик… В ночь, гаварят, появился… Када битва была» [23]. По другой версии, здесь прощались с воинами, павшими в Куликовской битве. Существует и совершенно неожиданный вариант предания: «Ево выбило громом, этат калодец… А кагда после битвы Сергей Радонежский, он же здесь прахадил, ну, и с сваими салдатами умывался, смывал все раны» [5].

В наше время, в 1991 – 1993 годах стараниями Международного фонда славянской письменности и Товарищества «Куликово поле» на Прощеном колодце на берегу Дона в память воинов, павших за Отечество во все времена, была сооружена красивая надкладезная часовня. Авторы проекта – архитектор М.А. Панкратов и выдающийся скульптор современности В.М. Клыков, известен памятниками Сергию Радонежскому в селе Радонеж, протопопу Аввакуму, великой княгине Елизавете Федоровне и другим деятелям русской истории.

Часовня имеет вид ротонды общей высотой 11 м – сень над родником, имеющем в народе целительную славу. Сень размещена на крутом ступенчатом основании и перекрыта куполом, увенчаным шлемовидной главой с кованым четырехконечным крестом. Три пролета восьмиколонной сени закрыты полукруглой апсидой, на внутренней стороне которой, обращенной к Дону, укреплены в кладку три белокаменных иконы [23].

     

Бетонная дорожка ведет к источнику и купальне. Многие проезжающие окунаются в ледяную воду с головой, как собственно и предписано правилами. Заходят в купальню отдельными группами, по очереди, мужчины и женщины. Прочитав молитву и перекрестившись, люди трижды погружаются в воду, чтобы избавиться от болезней.

Информация от местных жителей. Очень почитается это место в окрестных деревнях Верхнего Подонья. На Ивану Купалу здесь собирается очень много народу, все хотят, в ледяной воде источника омывшись, изгнать телесные и душевные хвори. Старое-престарое предание, живущее в донских поселениях, гласит, будто бы в этом источнике Димитрий Донской и Владимир Храбрый омывали свои раны, прощались с воинами, павшими в битве на поле Куликовом.

…В последнее время Прощеный колодец стал не таким привлекательным, сильно изменился его облик. А не так уж давно на берегу родникового ручья росла огромная черемуха, крона ее, как арка, склонялась над водой. Под крутым склоном коренного берега Дона из-под земли бил ключ, родниковые воды, собираясь в ручей, среди камней и песка с шумом пробивались к Дону-батюшке. Издалека было слышно звонкое журчание Прощеного колодца. На православные праздники Крещения и Троицы здесь собирались сотни людей, молча, не разговаривая, брали воду из источника. Свято почитая источник, местные жители оберегали его окрестности, и поэтому в первозданной красоте на нетронутом человеческой рукой лесном островке жил Святой источник, знаменитый сейчас во многих краях [15].

В настоящее время Прощеный колодец из святого места превратился в место проведения пикников и разгульных увеселений. Здесь по выходным и праздничным дням слышатся громкий смех, музыка, песни, шумное купание в купели и в Дону. В окрестностях Прощеного колодца вдоль берегов Дона простираются золотые нивы, лощины и овраги пестрят лугово-степным разнотравьем с остатками ковылей, зеленеют колочки-дубравы и березовые рощицы.

Благодатная земля, которую оберегали, холили и лелеяли наши предки, основой жизни для которых был батюшка тихий Дон, любимый всеми.

7. Село Орловка-Закурицкое и «Барский колодец»

Местоположение источника. Родник расположен севернее села Орловка, в 50,0 м от жилого дома при МОУ «Орловская основная общеобразовательная школа» Куркинского района.

Описание окрестностей источника. Современное село Орловка расположено на возвышенном правом берегу р. Дон, в пределах Куркинского района, на юго-востоке Тульской области. Из литературных источников [14] можно узнать, что «…село Орловка-Закурицкое отстоит от Тулы в 110 верстах и от Епифани в 30 верстах и находится в возвышенной местности, расположенной по обеим сторонам р. Дона, покрытым местами лесной растительностью…»

В прежние времена Орлово, Закурицкое тож представляло собой крупное село, принадлежащее помещикам Писаревым, и относилось к Епифанскому уезду Тульской губернии. В селе имелся храм; в большой приход Орловки входило 17 сельских поселений. Сведений о том, с какого времени существует этот приход, как он образовался, не сохранилось. Приход еще назывался Николаевским, очевидно, по храму; само село носит название «Орловка», вероятно, от того, что в давно минувшие времена в этой местности, покрытой густым лесом, в большом количестве водились орлы. Название «Закурицкое» получилось от речки Курцы (Курицы), протекающей по землям прихода.

Замечательная церковь во имя святителя и чудотворца Николая, образец русского классицизма первой половины XIX века, построена в 1835 году на средства А.А. Писарева и его супруги. До 1885 года храм был деревянный; известно, что этот храм был разобран и продан в село Куликовку Епифанского уезда, а на его месте отстроен каменный храм». В настоящее время усилиями жителей Куркинского района при участии Российского фонда культуры, а также при финансовой и физической поддержке местных жителей в с. Орловка церковь Николая Чудотворца постепенно восстанавливается. Примечательно, что в алтарной части Никольского храма обнаружена и высоко оценена специалистами роспись «Христос Скорбящий».

В Орловке сохранились остатки господского парка, замечательного по замыслу и исполнению: каскад прудов, липовые аллеи, дубовые насаждения в форме круга, в центре которого, по воспоминаниям местных жителей, были беседки, а также грот-колодец. Кроме того, по сию пору в селе сохранились и действуют здания школы, бывшей больницы и ряда жилых домов, построенных на средства Р.А. Писарева.

Общая характеристика источника. С источником в с. Орловка связано ряд легенд и преданий. По одному из преданий, русские воины перед Куликовской битвой останавливались здесь на отдых, пили святую воду, получая благословение, а после сражения промывали и залечивали свои раны в святой кринице. По другой легенде, здесь существовал «…громовой колодец… Появился от удара грома… Обязательно надо умыться в нём и попросить, что тебе нужно». По сведениям, полученным от местных жителей, узнаём, что «в селе Орловка находится святой «Барский колодец», «…здесь барин жил, часовня стояла, а в ней икона была». Исторические корни названия «Барский колодец» связаны с помещиком (барином) Д.И. Писаревым, соорудившим грот для родника.

Грот-колодец представляет собой сферическое каменное углубление в крутом склоне холма, из-под которого бьют многочисленные ключи, образующие бассейн. Дно бассейна засыпано песком и щебнем. Взрослый человек, немного наклонившись, может войти в грот, где прямо перед собой, на внутренней стенке грота над местом выхода подземных вод, увидит большую фреску-икону. Из открытой ниши грота вода вытекает по широкой трубе и собирается в ручей. Вокруг грота высокие деревья (липа мелколистная, дуб черешчатый, ива ломкая, черемуха), над гротом кусты сирени.

   

Родник хорошо обустроен: подземные воды поступают наружу по металлической трубе диаметром 10 см, которая заключена в керамическую трубу длиной 3,0 м. Расход воды – 0,5 л/сек. Вода в колодце без запаха, прозрачная (прозрачность 60 см), приятная на вкус. Температура воды в зависимости от времени года 5,0 – 7,0 0С. Родниковый ручей шириной 0,5 – 1,0 м и глубиной 5,0 – 10,0 см несет воды в пруд со скоростью 1,5 м/сек. Дно ручья каменистое, русловые берега покрыты водно-болотной растительностью.

К роднику проложены проселочная дорога и тропинки. Территория вокруг водоисточника поддерживается в благополучном эколого-санитарном состоянии.

Источник пользуется довольно большой популярностью среди населения юго-восточных районов региона, а также города Тулы. С большим удовольствием набирают целебной водички туристы, посещающие комплекс музея-заповедника «Куликово поле», а также наиболее целеустремленные паломники к святыням Верхнего Подонья.

8. Успенский храм на Федосьином городище и святой источник

в честь Успения Божией Матери в Епифани

Местоположение храма и святого источника. Храм во имя Успения Богородицы находится в левобережной широкой пойме р. Дон, на высоком холме, названной Федосьиным городищем. Колодец расположен за холмом, в небольшой рощице. К колодцу проложена асфальтовая дорожка.

Описание окрестностей. Территория вокруг современной Епифани – некогда часть безбрежного Дикого поля – осваивалась в глубокой древности, с XIIXIII веков. Подвергаясь многочисленным набегам конных завоевателей, местные жители покидали сожженные поселения, перемещаясь к северу. Неподалеку от Епифани находился летописный город Дорожень. Повторное заселение земель возобновилось лишь в середине XVI века [11]. Находясь на пути татарских набегов, Епифань часто подвергалась нападению крымчаков, особенно в XVII веке (последний раз – в 1659 году). После 1777 года по указу императрицы Екатерины II стал центром Епифанского уезда со своим гербом. Вокруг Епифани возникло 8 казачьих слобод. Раз в год в середине августа здесь проходила знаменитая на всю Россию Епифанская ярмарка.

Епифань до сих пор сохраняет свой древний облик, множество старинных улочек, памятников истории и культуры, один из которых – Успенская церковь конца XVII века. По сведениям, полученным из литературных источников [14, 23], Успенская церковь была превращена в приходскую из монастырской.

Епифанский Успенский мужской общежительный монастырь на Федосьином городище в 1609 году был разграблен и сожжён во время ногайского (татарского) набега. По данным П.И. Малицкого [14], монастырь по малочисленности братии в 1724 году был приписан к Пройковской Успенской пустыни Липецкого уезда Тамбовской губернии.

По описи города Епифани в 1761 году значится: «В пустыне или монастыре церковь каменная Успения Пресвятой Богородицы, при оной придел Богородицы Тихвинской и на паперти колокольня каменная». В 1764 году монастырь был упразднен, и церковь его превращена в приходскую. Приход этой церкви формировался постепенно [23].

Приходской храм во имя Успения Божией Матери каменный, с каменной колокольней; в храме имеется придел, освященный во имя Тихвинской иконы Божией Матери. Время строительства Успенского храма точно неизвестно, однако он был построен ранее 1753 года, что следует из надписи на имеющемся в нём Евангелии: «Сие святое Евангелие приложено вклад в Успенский монастырь в придел Тихвинской Божией Матери, что в граде Епифани 1753 года». Существовал ли в то время храм в своём первоначальном виде или подвергался капитальным изменениям при возобновлении его в 1835 году, не представляется возможным. В 1873 году ветхий иконостас храма был обновлен на средства богатых прихожан. Особо чтимая икона храма – древний образ Успения Божией Матери.

В течение 1920 – 1954 гг. здание церкви использовалось Епифанским художественно-краеведческим музеем. В настоящее время храм во имя Успения Пресвятой Богородицы полностью восстановлен. При храме существует Свято-Успенский женский скит Троице-Сергиевой лавры [27].

Святой источник Успения Божией Матери. Есть святой родник в древней Епифани. По легенде, у Успенского храма явилась икона Божией Матери: «Икона Матерь Божья явилась, и на этом месте забил родник». Местные жители рассказывают, что «…на Успенье все ходят за водой к этому роднику. Некоторые донага раздеваются и обливаются водой, потому что считается вода священная. Вода долго не портится, стоит, чуть ли не год». Пожилые епифанцы хорошо помнят, как все жители бывшего уездного города пользовались водой из колодца, расположенного у подножия Успенского холма со стороны Малой ендовы (оврага).

В самой Епифани колодцев не было. Во время базаров и ярмарок, особенно в дни Ивана Постного, что за неделю до праздника Рождества Богородицы (21 сентября), в Епифань съезжались многие тысячи торговцев и жителей окрестных деревень. Местные ребятишки воду продавали на ярмарках по одной копейке за кружку, а брали они воду в Успенском колодце.

Успенский колодец находится в пойме р. Дон. Подземные воды выходят на дневную поверхность у подножья холма, на котором высится Успенская церковь. Место выхода источника оборудовано бетонными кольцами, накрытыми сверху бетонной крышкой. В стенку колодца вмонтирована широкая пластиковая труба, по которой вода стекает в ручей [15]. Расход воды в источнике – 0,35 – 0,40 л/сек. Вода прозрачная, бесцветная, без запаха, приятного вкуса. Температура воды 8 – 10 0С.

В самой Епифани колодцев не было. Во время базаров и ярмарок, особенно в дни Ивана Постного, что за неделю до праздника Рождества Богородицы (21 сентября), в Епифань съезжались многие тысячи торговцев и жителей окрестных деревень. Местные ребятишки воду продавали на ярмарках по одной копейке за кружку, а брали они воду в Успенском колодце.

Успенский колодец находится в пойме р. Дон. Подземные воды выходят на дневную поверхность у подножья холма, на котором высится Успенская церковь. Место выхода источника оборудовано бетонными кольцами, накрытыми сверху бетонной крышкой. В стенку колодца вмонтирована широкая пластиковая труба, по которой вода стекает в ручей [15]. Расход воды в источнике – 0,35 – 0,40 л/сек. Вода прозрачная, бесцветная, без запаха, приятного вкуса. Температура воды 8 – 10 0С.

     

Родниковый ручей, имеющий протяженность около 1200 метров, по пойме несёт целебные воды источника в р. Дон. Поскольку в речной долине имеется множество выходов подземных вод, наш ручей подпитывается этими водами, постепенно образуя речку, впадающую в Дон-батюшку.

Вода в источнике, по мнению жителей Епифани, действительно необыкновенная, многие верят в ее чудодейственную силу, с благоговением и открытой душой посещают эти места.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вот и закончилось наше путешествие. Наверное, большинству его участников понравилась собранная нами информация из разных литературных источников. Однако при разработке нашего маршрута мы использовали и собственные наработки, поскольку в течение 15 лет учащихся разных общеобразовательных организаций под руководством педагогов ГОУ ДО ТО «Областной эколого-биологический центр учащихся», в том числе пришненские школьники, принимали активное участие в научно-исследовательской работе на Куликовом поле. Вместе учеными специалистами-профессионалами (географами, историками, биологами, экологами) студентами ТГПУ им. Л.Н. Толстого школьники по крупицам собирали материалы о прошлом и настоящем необыкновенного уголка земли тульской, осуществляли флористический анализ растительного покрова, вели мониторинговые наблюдения за водными объектами, участвовали большой природоохранной работе по воссозданию природных ландшафтов времён Куликовской битвы.

Список использованных литературных источников

Алюшин А.И. Растения Тульского края: Очерки растительного покрова. – 2-е изд. перераб. и дополн. / Под ред. профессора В.Н. Тихомирова. – Тула: Приокское книжное изд-во, 1982. – 144 с.

Артемов В.В., Сухинина Н.Е. Святые источники. – М.: Издательский дом «Вече», 2007. – 320 с.

Атлас России. – М.: ООО «АСТ-ПРЕСС ШКОЛА», 2004. – 95 с.

Атлас Тульской области. Масштаб 1 : 100 000. – М.: Роскартография, 2006. – 104 с.

Афремов И.Ф. История Тульского края (Историческое обозрение тульской губернии). – Тула: Приокское книжное изд-во, 2002. – 256 с.

Богородицк / Сост. Н.А. Анзонова, В.А. Дутова, Н.Г. Ефименко и др. – Тула: Издательский дом «Пересвет», 2002. – 144 с.

Города и селения Тульской губернии в 1857 году / Сост. акад. И.И. Кеппен. – Спб., 1858.

Греков В.Я. 200 лет Тульской епархии (1799 – 1999). – Тула: Издательский дом «Пересвет», 2008. – 324 с.

Колесникова В.С. Краткая энциклопедия православия. Путь к храму. – М.: ЗАО «Центрполиграф», 2004. – 589 с.

Край наш Тульский: Путеводитель. – Тула: Издательский дом «Пересвет», 2002. - 416 с.

Край наш Тульский: Путеводитель. / Под ред. Н.Е. Стещенко-Фролова, С.Д. Ошевского. – Тула: Издательский дом «Пересвет», 2007. – 640 с.

Красная книга: Особо охраняемые природные территории Тульской области. – Тула: Гриф и К, 2007. – 316 с.

Красная книга Тульской области: Растения и грибы / Под ред. А.В. Щербакова. – Тула: Гриф и К, 2010. – 393 с.

Малицкий П.И. Церкви и приходы Тульской губернии. – М., 1850.

Мир воды глазами тульских школьников: Методический сборник работ школьников / Сост. Н.Е. Шиширина, Т.П. Ихер. – Тула: Гриф и К, 2007. – 296 с.

Обзор Тульской губернии за 1913 год. – Тула, 1914.

Овчинников Ю.И., Овчинников О.Ю. Физическая география Тульской области: Учебное пособие для 8 – 9 классов общеобразовательных учреждений. – Тула: Издательский дом «Пересвет», 2000. – 143 с.

Очерки по истории Тулы и тульского края. – Тула, 1923.

Панкеев И. Пресвятая Богородица: Чудотворные иконы и молитвы в житейских нуждах. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. – 240 с.

Практический справочник по православию. – М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2008. – 1024 с.

Проникая в тайны тульских рек и родников: Методический сборник работ школьников / Сост. Н.Е. Шиширина, Т.П. Ихер, А.М. Пешкова. – Тула: Гриф и К, 2004. – 110 с.

Северов В.И. Города и селения Тульской области в XIX веке. – Тула: ИПО «Лев Толстой», 2004. – 176 с.

Соколов А.Н. Святой благоверный великий князь Дмитрий Иванович Донской и Куликовская битва: Обозрение публикаций. – Нижний Новгород: Кварц, 2010. – 400 с.

Троицкий Н.И. Тульские древности. – Тула: Приокское книжное изд-во, 2002. – 400 с.

Тульская область: Путеводитель. – Тула: ООО РИА «Свамия, 2007. – 158 с.

Узловая: история и современность / Сост. В.В. Богомолов, Н.И. Боев, С.Н. Ванеев и др. – Тула: Издательский дом «Пересвет», 2008. – 240 с.

Энциклопедия городов и районов Тульской области. – Тула: Издательский дом «Пересвет», 2000. – 431 с.

Просмотров работы: 120