АРХИТЕКТУРА ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМОВ НА КУБАНИ

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

АРХИТЕКТУРА ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМОВ НА КУБАНИ

Жаловага А.И. 1
1МБОУ СОШ №1 им. И.Ф. Вараввы
Штомпель Г.Г. 1
1МБОУ СОШ №1 им. И.Ф. Вараввы
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность данного проекта можно определить так: В связи с распространением православия по всему миру, возможным стало огромное разнообразие храмовой архитектуры. Связанная в основе с традициями Византийского зодчества, она представляет собой синтез древних строительных и декоративных приёмов и канонов со стилевыми особенностями, характерными для архитектуры конкретного региона. Таким образом, в рамках одной христианской конфессии нашли своё воплощение самобытные и уникальные храмовые сооружения, отражающие не только суть христианского учения, но и мироощущение отдельного народа. Целью моей работы является изучение особенностей архитектуры православных храмов Краснодарского края и в частности станицы Староминской. Основные задачи исследования: собрать документальный материал, провести анализ полученных материалов и обобщить данные. Объектом исследования являются архитектура православных храмов Краснодарского края. Предмет исследования – особенности архитектуры православных храмов Краснодарского края. Для написания работы использовались: монографическая, научно-популярная литература, интернет – ресурсы. Методология исследования: Опиралась в своей работе на историко – научный подход. Использовала принципы историзма. Методы исследования: изучение продуктов деятельности и документации, метод качественного анализа (конкретных фактов). Этапы исследования: Изучение теоретического материала. Обобщающий, связанный с оформлением самой работы. В своей работе я использовала монографические материалы фотодокументы, и интернет ресурсы. Данная работа может служить материалом для проведения классных часов, уроков ОПК и для дальнейших исследований.

Раннехристианская архитектура.

Раннехристианская архитектура, ознаменовавшая начало и становление архитектурных форм, впоследствии нашедших многообразное воплощение на всей территории Европы и христианского Востока, также являлась и последним периодом античного зодчества, со свойственными ему традициями изобразительного искусства и организацией внутреннего пространства храма. Выделяют два этапа развития раннехристианской архитектуры: от возникновения до присвоения христианству официального статуса императором Константином; от Константина Великого до падения Западной части Римской империи в 476 году. Первый этап. Первым христианским храмом считается Сионская горница, где было установлено важнейшее таинство — Евхаристия. В этот период выступления проповедников (апостолов) происходят в синагогах, а собрания верующих — в домах членов общин. При наступлении периодов гонений  в качестве храмов использовались катакомбы Рима, Эфеса, Александрии, Сиракуз и других городов, древнейшими из которых являются катакомбы св. Каллиста (нач. III века), а также кладбища. В промежутках между гонениями было построено немало церквей, так что в 303 году в одном Риме было более 40 церквей. Кроме Рима, такие открытые церкви существовали и в других городах, например, Неокесарии, Никомидии, Тире и др.[1] В архитектурном плане христианские храмы того времени далеко не всегда были трёхчастными и обращёнными алтарём на восток. Отделённых алтарей ещё не было, а престолы водружались посреди храмов. Второй этап начинается вслед за легализацией христианства в 313 году Константином Великим и закреплением (Феодосием I Великим в 380 году) за христианством статуса единственной государственной религии. При Константине начинается масштабное строительство христианских церквей по всей империи. Под христианские храмы приспосабливали прежние языческие храмы или гражданские административные здания бази́лики. (см. приложение IV рис.1) В IV веке происходит интенсивное возведение базиликальных церквей на востоке Римской империи, не подвергавшейся, как на западе, разорительным набегам варварских племён. Для северной Сирии это — трёхнефная базилика с полукруглой апсидой, скрытой между двумя прямоугольными (базилика в Браде, 395—402 гг.). (см. приложение III рис.2).  В южной Сирии сооружались храмы однонефные с плоским перекрытием или трёхнефные. На западе империи, особенно в Италии, преобладала трёхнефная или пятинефная базилика. Древнейшая церковь Рима — Сан Джованни ин Латерано (319 г.) На дальнейшее развитие храмовой архитектуры сильное влияние оказали сирийские церкви V—VI в.в. На Востоке также возникает новый тип христианского сооружения — монастырь (V в.). После распада Римской империи становление и развитие православных архитектурных традиций происходило на территории Византии вплоть до взятия Константинополя турками-османами в 1453 г. За тысячелетнюю историю развития византийского искусства, полностью сформировался крестово-купольный тип храма, воспринятый затем русским зодчеством. Образцом православного храма для Руси явился грандиозный собор Софии Константинопольской. (см. приложение III рис.1)  Каждый храм посвящён какому-либо христианскому празднику или святому, день памяти которого называется храмовым (престольным) праздником. Иногда в храме устраивают несколько алтарей (приделов). Тогда каждый из них посвящён своему святому или событию. Кровля храма увенчивается куполом с крестом. В византийской традиции купол крылся непосредственно по своду, в русской традиции в связи с «вытягиванием» вверх формы купола возникло пространство (барабан) между сводом и куполом. По распространённой традиции православные храмы могут иметь: 1 купол — символизирует единого Господа Иисуса Христа; 2 купола — два естества Христа (божественное и человеческое); 3 купола — Святая Троица; 5 куполов — Христос и четыре евангелиста; 7куполов —семь даров Святого Духа (Ис. 11:2—3), семь столпов дома Премудрости (Прит. 9:1), семь дней недели, семь таинств христианских, семь печатей книги в деснице Сидящего на престоле, а также закланный Агнец с семью рогами и семью очами, которые суть семь духов Божиих (Откр. 5:1-6), семь Вселенских соборов; 9 куполов — девять чинов ангельских; 13 куполов — Христос и 12 апостолов; 24 купола — 12 колен Израилевых (или же 12 малых пророков) в Ветхом Завете и 12 апостолов в Новом Завете; 25 куполов — 24 коронованных старца, сидящих на престолах в белых одеждах вокруг престола Иисуса Христа (Откр. 4:4); 33 купола — возраст Христа, в котором его распяли. Православный храм изображает собою: весь космос, Рай на земле, Царство Небесное, Церковь Христову, каждого человека.[2]

2 . Русская храмовая архитектура.

Древнерусская храмовая архитектура до конца XVII века развивалась в соответствии с религиозными канонами и местными традициями. С принятием христианства в качестве государственной религии в 988 г. на Руси стали появляться первые каменные храмы, возводимые под руководством приглашённых из Византии мастеров. Однако в большинстве своём храмы на Руси были деревянными. Известны также пещерные храмы в Киево-Печерском и Псково-Печерском монастырях. С началом правления Петра I и ориентированности на западное светское искусство внешний облик православных храмов стал также тесно связан с развитием художественных стилей. Первый православный храм Руси, который упоминается в Повести временных лет, в договоре 944 года, — это «сборная церковь» Ильи пророка в Киеве, по всей видимости, деревянная, она не сохранилась; точное местонахождение её в Киеве в настоящее время неизвестно. Позже православные храмы Киевской Руси строились из кирпича («пли́нфы»), который потом имел широкое применение на протяжении всех периодов русского храмового строительства. Для северо-западных земель (Новгорода, Пскова), Владимиро-Суздальского и Московского княжеств характерно было использование белого камня. Третьим видом строительного материала для церквей служило дерево. Большой пласт уникальных образцов русского деревянного зодчества находится в северных регионах России (знаменитый Кижский погост в Карелии, памятники Кенозёрья в Архангельской обл.). До настоящего времени дошли деревянные храмы, построенные не ранее XVII в. (см. приложение VI рис.1). С конца XIX века некоторые православные храмы стали создаваться из железобетона.

А) Типология русского каменного храмового зодчества: Крестово-купольный храм (появился в X в. с принятием христианства, самый ранний тип храма, широко распространён); (см. приложение III рис.1), однокупольный храм; (см. приложение VII рис.1),  шатровый храм (с XVI в., широко распространён); (см. приложение VI рис.2); «Иже под колоколы» (с кон. XV в., был широко распространён в кон. XV-перв. пол. XVI в.): ярус звона располагается над основным объёмом храма; корабль (появился в сер. XVII в., широко распространился в эпоху барокко); (см. приложение V рис.1);  Восьмерик на четверике (получил распространение в эпоху барокко); (см. приложение VII рис.2) ротонда (отдельные древнерусские образцы («немецкая божница»), эпохи барокко (церковь Рождества Богородицы в Подмоклово) и классицизма (ц. иконы «Всех скорбящих радость» на Ордынке), встречается редко); (см. приложение V рис.2) зальный храм (отдельные примеры, такие как Петропавловский собор в Санкт-Петербурге (1712-33 г.г.)).[3]

Б) Типология русского деревянного храмового зодчества: 

На внешний облик храма и его внутреннее убранство также влияла и общественно-политическая ситуация, например: возведение грандиозных соборов в Киеве, Владимире, Новгороде, которые должны были стать символом могущества Древней Руси, религиозной преемственности византийских традиций. Осуществлялось строительство соборов как символов воинской славы: в честь победы над польско-литовскими интервентами (1625 г. Казанский собор (Москва)), взятия Казани Иваном Грозным (1555 г. храм Василия Блаженного, Москва) и т. д. Подчёркивая величие веры, купола храмов и колокольни возвышались над всеми окружающими зданиями, в том числе над царскими дворцами и крепостными башнями. Однако часто рядом с большим храмом (с высокими куполами), или под ним, строился зимний храм с толстыми (не промерзающими) стенами, низкими потолками и маленькими оконцами, для лучшего сохранения тепла во время холодов. Большое значение для православного храма имеет внутренняя акустика, от которой зависит громкость, чёткость и «благородность» звучания молитвословий и песнопений. Под высокими сводами каменных храмов звук голосов звучит более «раскатистым» и «величавым», однако чрезмерное эхо может делать слова молитв мало разборчивыми, например: «Па́ки и па́ки…» звучит как многократно повторяющиеся и наслаивающиеся друг на друга: «па-па-па-ки-ки-ки-» и т. п.  В этих случаях для уменьшения излишнего акустического эффекта иногда в храме пол покрывается паркетом из дерева, поглощающего звук. В очень высоких храмах (более 50 метров) человеческого голоса обычно уже, наоборот, не хватает для наполнения храма, и для произнесения подбираются точки наиболее сильного отражения звука от внутренних архитектурных элементов храма, а прежде также длязвукового резонанса в стенах храма устраивались особые полости (голосники), внешне напоминающие кувшины. В некоторых современных храмах используются электрические микрофоны и динамики.[4] (см. приложение I рис.1) 

3Архитектурные особенности православных храмов на Кубани.

Строительство храмов утверждало православные традиции в регионе, поднимало морально-нравственный дух воинов. Полковые храмы, имевшиеся на территории Кубани Кавказской (Ставропольской) епархии, образованной в 1843 г. Они часто возводились на средства прихожан или на средства, отпущенные из войсковой казны для общественных построек, но из-за непрочности строительных материалов быстро ветшали и приходили в негодность. Большинство из них (по описанию) сооружались деревянными крестообразной формы, на каменном фундаменте без колокольни. С дальнейшим упрочением государственной власти на вновь осваиваемых территориях усиливались позиции Православной Церкви, что проявилось в учреждении самостоятельной Кавказской, а затем Ставропольской епархии. Изменился и процесс строительства храмов в крестьянских поселениях, которые осуществляли теперь представители гражданской власти. Для получения специального разрешения на постройку церкви староста сельского общества представлял рапорт губернатору о том, что «сельское общество приговором своим постановило построить в селении церковь на средства общества». Середина и вторая половина XIX в. ознаменовалась массовым строительством православных храмов на Кубани и Ставрополье. Если в 1842г. Кавказской области насчитывалось 126 церквей и 180 приютов, то в начале XX в. в Кубанской области числилось 363 церкви (каждая из которых было каменной или кирпичной), в Ставропольской губернии около 300 храмов и церквей, а также 13 монастырей. Особенностью архитектурного строительства храмов на юге России являлось то, что главные соборы были спроектированы и построены в русско-византийском стиле, где элементы русского храмоздания сочетались с элементами византийской архитектуры. (см. приложение VIII рис.2)  Кроме основных, величественных культовых зданий, строились скромные, как правило, деревянные церкви, которые имели свое назначение (могли быть домовыми, приходскими, кладбищенскими), но нередко совмещали в себе некоторые из этих функций. Со временем храмы превращались в своеобразный очаг духовной жизни казаков и крестьян, становились хранилищем военных регалий. Помимо культовой они выполняли и общественную функцию, звоном колокола собирая всех жителей крепости и солдатских поселений на общий сход. Проблемы храмового строительства заняли значительное место в обобщающих трудах по истории региона начала XX века, а также в работах по истории распространения христианства на Северном Кавказе. В частности, в «Очерках истории Кубани с древнейших времен по 1920 гг.», изданных под редакцией профессора В.Н. Ратушняка, освещалось проектирование и строительство наиболее значительных храмов Кубани. Он пришел к выводу, что «во второй трети XIX века в облике кубанских городов стали проявляться черты классицизма. Примером может служить каменная церковь во имя Божьей Матери всех скорбящих, построенная в 1837-1842 гг. в Екатеринодарской богадельне. Она отразила характерные особенности городской архитектуры эпохи позднего классицизма».[5] (см. приложение I рис.2) 

4. Церковь во имя Божьей Матери всех скорбящих.

Начиная с XVII в. пространственная целостность русских городов, сформированная не только определенными социально-функциональными процессами, но и образовавшая свою архитектурно-художественную систему, под влиянием научно-технических и геополитических достижений претерпевает закономерную эволюцию. «Изменяется облик городов. Начался процесс отмирания ставших ненужными крепостных сооружений в городах, далеко отстоявших от пограничных рубежей. В подавляющем большинстве городов крепости были деревянными, и их массовая ликвидация приводила к общим изменениям в структуре городов, в застройке и композиции их центров. Одновременно идет интенсивное строительство каменных церквей, чаще всего заменявшие старые деревянные, возводятся палаты».  [6] Город Екатеринодар был основан в 1793г. и длительное время существовал как военно — колонизационный центр присоединенных к России кубанских земель. [7] «Екатеринодар первых десятилетий своего существования был не городом, а регулярно спланированной станицей. Для большинства преобразованных или образованных в екатерининское время городов центром была городская площадь. По периметру ее сосредотачивались важнейшие в городе здания, она являлась зримым художественным воплощением идеи регулярности и, как следствие, свидетельством причастности населенного пункта к цивилизованности и порядку. Екатеринодар подобной площади не имел. Городской осью должна была стать улица Красная …» [8] Поначалу общественные здания не отличались своими архитектурными формами от обычных жилищ, но с 30–40-х гг. XIX в. на главной улице города и возле крепости возводились отдельные постройки, решенные в приемах классицизма. [7] Русский классицизм, трансформирующийся в каждой фазе своего развития, не был явлением однородным, и преображался в зависимости от региональных предпочтений и под влиянием индивидуального опыта и профессионализма того или иного зодчего, вносившего в образ сооружения свой сюжет в достижении «идеала» классицистических идей. «Первое время существования Екатеринодара, такой градостроительной доминантой, подчеркивая не только административное значение нового элемента городской структуры, но и его композиционную роль, становится комплекс богадельни и больницы с церковью, спланированный ансамблем, и занявшим полностью один из кварталов города, организованным в соответствии с регулярным планом 1818г. на пересечении двух основных улиц. Зодчий проекта, инженер капитан Петров, центральным ядром комплекса определяет церковь во имя иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость». В благословительной грамоте, выданной архиепископом Новочеркасским и Георгиевским Афанасием, на постройку в Екатеринодаре храма во имя Божьей Матери «Всех Скорбящих радость» от 29 июля 1840г., касательно архитектуры церкви приводится следующее: «Благославлем мы войска Черноморского в гор. Екатеринодаре среди здания войсковой богодельни соорудить храм во имя Скорбящей Божией Матери, но вступить с испрашением помощи Божией в начинание сие с тем, чтобы храм сей устроен был по сделанному архитектором плану и фасаду прочною и добротную и всем нужным и пристойным снабжен: алтарем на востоке по обычаю Восточной Грекороссийской церкви, и алтарь тот был бы не тесный и не темный, при том вышиною в аршин шесть вершков, а шириною и длиною по мере алтаря». [9] (см. приложение I рис.2). (см. приложение II рис.1). Объемно-планировочное решение здание храма во имя Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость», согласно плану не является типичным, имея не четко выраженную крестообразную форму (несмотря на тяготение к конфигурации креста латинского образца) и композиционное расположение помещений в свободной «трактовке». Два притвора, устроенных с западного и восточного фасада, расположены в анфиладном порядке и разделены между собой коридором. Восточный притвор примыкает к дьяконице и имеет с ней сообщающийся дверной проем. Здесь же, в помещении, организована церковная звонница, компенсирующая отсутствие храмовой колокольни. В западном притворе имеется дополнительный проход, ведущий в помещения ризницы и крестильной комнаты. К трехнефному внутреннему пространству, не имеющего хоров, горизонтально вытянутого храма, разделенного шестью центральными столпами, на молельный зал, левый и правый приделы, примыкает с западной стороны, прямоугольное в плане подобие «трапезной», служащей естественным продолжением молельного помещения, и с восточной стороны встроенная апсида, в основе которой лежит прямоугольной форма, выраженная на фасаде параллелепипедом ризалитного выступа. Эффектная выразительность центрального пространства в интерьере храма достигается путем ступенчатого подъема потолочных перекрытий, выполненных в ритмической последовательности нарастания, тянущихся от ячейки «трапезной», перекрытой крестовым сводом, через молельный зал с цилиндрическими сводами, к главной световой вертикали подкупольного пространства. В построении структуры одноэтажного храма использован крестово-купольный тип здания, при котором купол опирается на барабан, поддерживаемый четырьмя массивными подпружными арками, переходы к которым заполнены парусами, но в храме во имя Божьей Матери «Всех скорбящих Радость», их форма и размеры имеет некоторые отступления. «Они заглублены в углы, образуемые арками, вследствие чего имеют малую площадь, а толщина арок, напротив полностью прочитывается». [8] Пропорциональное соотношение размеров основного объема храмового здания выявляет следующие параметры; ширина по восточному фасаду (без учета пристроенных в южном крыле вспомогательных помещений) составляет 18,6 м., длина церкви около 26 м., общая площадь 342,7 м2, высота в интерьере варьируется от 4 до 7 м. Стилистическая композиция оштукатуренных фасадов кирпичного храма во имя Божьей Матери «Всех скорбящих Радость» отличается ясностью, в которой элементы классицизма выведены в деликатной последовательности деталей. Использованный архитектурно-художественный прием построен на сочетании единообразных рельефных элементов, подчеркивающих, но не разрушающих плоскость стены. Объем храма завершает прорезанный люнетами световой барабан, поддерживающий классицистический полусферический купол. В местах пересечения продольной и поперечной стен западного фасада запроектированы низкие боковые компартименты, в плане здания, создающие скошенные углы. Особенностью храма во имя Божьей Матери «Всех скорбящих радость» является несоответствие экстерьера церкви, проявленного как локальная линия провинциальной архитектуры классицистического направления и его интерьера, в развитии которого определяется мотив традиционного «русского» стиля. (см. приложение II рис.1) 

5. Храм во имя Святого Михаила Архангела.  Станица Темижбекская.

«Создание и заселение Кавказских линий непосредственно связано с русской политикой в этом регионе. Военно-оборонительные сооружения и постоянно растущее казацкое население с его сторожевой службой в значительной мере стабилизировали политическую обстановку на Кавказе…» [6] Пограничная станица Темижбекская была основана казаками в 1802г. Каменный храм во имя Святого Михаила Архангела построили в станице Темижбекской первым на Кавказской линии в 1811г. В основу его первичного функционального предназначения закладывается фортификационный смысл, что предопределило возведение мощных кирпичных стен толщиной 1,5 м. При выборе архитектурно — художественного решения, примененного для храма во имя Святого Михаила Архангела, стилистическим образчиком становится классицистическое направление в архитектуре зданий. В объемно-пространственной композиции одноэтажный храм представляет классическое построение «кораблем», на базе четырехчастной структуры деления плана: алтарь — храм — трапезная — притвор (колокольня). Основной крестообразный в плане и завершенный купольной ротондой объем продолжается на запад равновысокой и близкой по ширине трапезной, к которой пристроена двухъярусная колокольня, увенчанная глухим барабаном с куполом луковичной формы. Крестообразная система восточной части основного объема, образована путем примыкании апсиды, северного и южного рукава креста, над которыми возвышаются купола, устроенные на глухих барабанах. Со стороны западного фасада к трапезной и притвору примыкают пониженные объемы компартиментов. (см. приложение II рис.2)  Относительно скромное декоративное убранство храма во имя Святого Михаила Архангела представлено прямоугольными оконными проемами ротонды, чередующимися с глухими нишами, в обрамлении рамочных наличников, имеющих центральный замковый камень, сдвоенными пилястрами, ступенчатыми гзимсами, зубчатыми карнизами, угловыми полуколоннами колокольни, подоконными прямоугольными нишами малого заглубления и круглой формой окон второго света. В образе церкви имеется знакомый дисбаланс между экстерьером и интерьером храмового здания, выраженный в сочетании «иностранного» классицистически выраженного внешнего вида храма с основой «русской» стилистики внутри.

6. Храмы станицы Староминской.

В Староминском районе храмовое строительство начинается лишь в 1810 году, спустя 16 лет после основания самой станицы. Первым храмом, который строят казаки вновь основанного Минского куреня, стала Христорождественская церковь. Находилась она, по некоторым данным, на территории современного парка 30-летия Победы. Здание церкви, а также колокольни были деревянными. Именно она на долгое время становится для жителей станицы оплотом веры, куда стекались наши предки для совместной молитвы к Богу. В ее архитектуре прослеживаются элементы классицизма и крестово-купольных храмов. (см. приложение IX рис.2)  Вторым храмом, который появляется в станице Староминской, становится Покровская церковь (крестово-купольный храм). Её история начинается в 1884 году, когда 12 ноября над ней был совершен чин великого освящения. (см. приложение IX рис.3)  Как и все храмы, строившиеся в Российских деревнях, два этих храма были построены силами жителей станицы Староминской. Здание Покровского храма и колокольни были деревянными и имели каменный фундамент. Примечательно, что это был первый храм в нашем районе, который имел 2 престола. Один - в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы, а второй - в честь святителя Николая Чудотворца. Этот храм становится главным храмом станицы благодаря своей вместительности. Также в районе было два храма, о которых на данный момент мы не имеем исторических сведений, но очень надеемся их получить. Первой была Пантелеимоновская церковь, которая являлась полностью каменной (руско-византийский стиль). Именно с неё начинается каменное храмостроительство в Староминском районе. Находилась эта церковь на месте современного ЗАО «Сыродел». (см. приложение X рис.1)  Вторым храмом, о котором нам практически ничего не известно, была Воскресенская церковь станицы Канеловской (крестово-купольный храм) . Она также была деревянная и имела второй предел в честь Святого Благоверного князя Александра Невского. (см. приложение X рис.2)  История всех 4-х рамов Староминского района оборвалась в 1937 году, когда силами большевиков они были уничтожены. От этих храмов не осталось практически ничего, за исключением их истории, фотографий и небольшого камня Пантелеимоновской церкви, который был сохранен благочестивыми жителями станицы и сейчас вмонтирован в стену современного Покровского храма.[10] (см. приложение X рис.3)  Больше полувека в Староминском районе не было ни одного храма. На улице Новоминской в ст. Староминской примерно к середине XX века был оборудован молитвенный дом, который долгое время служил духовным центром для жителей станицы и всего района. Также молитвенный дом в начале 90-х годов прошлого века был оборудован в ст. Канеловской. И только к 90-м годам прошлого века в Староминском районе начинается строительство нового храма. Современный Свято-Покровский храм, который строили около 16 лет (1991-2007) имеет элементы крестово-купольной архитектурной системы и построен с соблюдением традиции веры. Иконы в новый храм приносились прихожанами, приобретались в складчину. Самую дорогую обрели в стене храма Покрова Пресвятой Богородицы, когда-то сгоревшего. Иконы для иконостаса писали художники из Ростова на Дону. До этого никаких культовых сооружений на территории района не было 71 год. 16 декабря 2007 года - день освящения Покровского храма ст. Староминской. В этот день вновь зазвонили колокола и малиновый звон поплыл над станицей, вновь засияли позолоченные купола и кресты под солнцем. Освящение совершил митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор. Курировал строительство и принимал самое активное участие в работах по возведению здания церкви настоятель прихода протоиерей Алексий Самойленко. Участок под строительство храма выделила Староминская администрация в лице ныне уже покойного главы района Дьяченко Михаила Васильевича в 1991 году. Этот год считается началом строительства первого храма на территории Староминского сельского поселения.[11] (см. приложение II рис.2),(см. приложение III рис.1) На сегодняшний день в Староминском районе действуют четыре храма: Покровский в ст. Староминской, Казанский (шатровый стиль) в ст. Канеловской (см. приложение XI рис.1)  и Свято-Троицкий (Элементы шатрового стиля) в пос. Рассвет Староминского сельского поселения (см. приложение XI рис.2) , деревянный больничный храм святителя Луки (Войно-Ясенецкого) в районном центре (см. приложение XI рис.3). Также заложен камень и освящено место под строительство храма в честь святого великомученика и целителя Пантелеймона в Чапаевском микрорайоне ст. Староминской. Хочется отметить, что храмы станицы Староминской были спроектированы и построены и построены с соблюдением традиции веры с использованием элементов различных архитектурных стилей.

Заключение

Архитектура, изобразительное и декоративное искусство России свидетельствуют о неоценимом вкладе, который внёс русский народ в сокровищницу мировой культуры. Бесчисленные шедевры обнаруживают высокий художественный вкус русского народа, исключительное чувство пропорций, гармонии, колорита. Выполняя поставленные перед собой задачи, я познакомилась с назначением храмов, с историей православной архитектуры и ее особенностями, которые появились в зависимости от времени, ландшафта и политической обстановки. Из чего хочется сделать вывод, что для православия характерны следующие архитектурные стили: раннехристианский ( дома членов общин, катакомбы, часовни); базилики; крестовидные церкви (см. приложение IV рис.2) ; крестово-купольный тип храма; шатровый храм (с XVI в., широко распространён); «Иже под колоколы» (с кон. XV в., был широко распространён в кон. XV-перв. пол. XVI в.): ярус звона располагается над основным объёмом храма; корабль (появился в сер. XVII в., широко распространился в эпоху барокко); восьмерик на четверике (получил распространение в эпоху барокко); ротонда (отдельные древнерусские образцы («немецкая божница»), эпохи барокко (церковь Рождества Богородицы в Подмоклово) и классицизма, (см. приложение VIII рис.1) ; зальный храм. Для Кубани характерны следующие стили: русско-византийский стиль (см. приложение IX рис.1) , провинциальная архитектура классицистического направления, пограничная ( несет фортификационный смысл). Храмы станицы Староминской были спроектированы и построены в русско-византийском стиле. Цель, поставленную перед собой, я выполнила. Собран документальный материал и теоретический материал, проведён анализ полученных материалов и обобщены данные. Хочется отметить, что такую цель ставила перед собой в первый раз. Работу можно использовать в практике образовательных учреждений на классных часах, уроках истории и основы православной культуры, иных учреждениях (воскресные школы, СМИ), а также для продолжения исследования.

Список использованной литературы:

1.Е. Нестеровский. Литургика, т.1, Изд.3, М., 1909, с.104

2.Всеобщая история архитектуры // Раннехристианская архитектура. Т. 2, 1973 г.

3. В. И. Плужников. Термины российского архитектурного наследия. Москва, 2011

4.Мельник А. Г. К вопросу о символике наружных форм храма XVII в. // Сообщения Ростовского музея. — Ростов, 1991. — Вып. 1. — С. 145—151.

5.Береговина Н. Б. Классицистические мотивы в архитектуре Кубанских православных храмов первой половины XIX века [Текст] // Технические науки в России и за рубежом: материалы III Междунар. науч. конф — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 124-127. — URL https://moluch.ru/conf/tech/archive/90/5961/

6.       Петербург и другие новые российские города XVIII — первой половины XIX веков // Под общей ред. Н. Ф. Гуляницкого. М., Стройиздат, 1995. 2.     

7. Бондарь В. В. Краснодар: судьба старого центра. К проблеме современного кризиса историко-архитектурного облика города. Краснодар. И. Платонов, 2007. 3.     

8. Филлиппова А. Л. Архитектура Екатеринодара конца XVIII — начала XX века. Краснодар. Просвещение — Юг, 2008.

9.      Православная церковь на Кубани (конец XVIII — начало XX в.) Сборник документов (К 2000-летию христианства) / Упр. По делам архивов Краснодарского края. Госархив Краснодарского края. Госархив Ставропольского края. Краснодар, 2001.
10. Данные архива Свято-Покровского прихода ст. Староминской

11.Материалы МБУК «Староминский историко-краеведческий музей» МО Староминский район

Приложения

Приложение I

Рис.1Разновидности христианских сооружений (храмов) Русской православной церкви

Название сооружения

В зависимости от количества

По главенству

Престол (Главный признак)

Купола (второй признак)

в городе или монастыре

В епархии (имеется Епископская кафедра)

Часовня

нет

1

Церковь

1

1 или 2

Собор

Кафедральный Собор

Храм

2 и более

3 и более

Рис.2Храм во имя Божьей Матери «Всех скорбящих Радость» (восточный фасад) г.Краснодар

Приложение II

Рис. 1 Интерьер храма во имя Божьей Матери «Всех скорбящих Радость» г. Краснодар

Рис.2 Храма во имя Святого Михаила Архангела (западный фасад) ст. Темижбекская (Фото И. Платонов)

Приложение III

Рис. 1 Собор Святой Софии. Стамбул, 2009 год

Рис.2 Трехнефная базилика.Основание колонны Симеона Столпника. Сирия, 2005 год

Приложение IV

Рис.1 Базилика Св. Петра. Рим (319- 322 гг.)

Рис.2 Крестообразный тип. Церковь Вознесения за Серпуховскими воротами. Москва

Приложение V

Рис.1 Корабельный тип. Храм живоначальной Троицы на Воробьевых горах. Москва

Рис.2 Ротонда. Церковь  Всех скорбящих радости  на Ордынке. Москва

Приложение VI

Рис.1 Кижи. Деревянные храмы.

Рис.2 Храм шатрового стиля. Церковь Вознесения в Коломенском -

Приложение VII

Рис.1 Белокаменные прямоугольные храмы на Руси. Церковь Покрова на Нерли

Рис.2 Нарышкинское барокко. Церковь Покрова в Филях"

Приложение VIII

Рис.1 Кафедральный собор Казанской иконы Божией Матери 1811г.

Рис.2 Никольский морской собор в Кронштадте

Приложение IX

Рис.1Александро-Невский собор г. Краснодар

Рис.2 Христорождественская церковь ст. Староминской .

Рис.3 Покровская церковь ст. Староминской.

Приложение X

Рис.1 Пантелеймоновская церковь ст. Староминской

Рис.2 Воскресенская церковь ст. Староминской

Рис. 3 Свято-Покровский храм

Приложение XI

Рис.1 Казанский храм в станице Канеловской

 

Рис.2Троицкая церковь в поселке Рассвет

Рис.3 Храм святителя Луки

Просмотров работы: 807