Качество питьевой воды и заболеваемость населения

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Качество питьевой воды и заболеваемость населения

Канбекова В.Г. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение "Большекарамасская средняя общеобразовательная школа" Волжского муниципального района Республики Марий Эл
Микакова В.А. 1
1МОУ "Большекарамасская СОШ"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

У учащихся Большекарамасской средней школы чаще, чем в других школах наблюдается заболевания: кариес (70%), мочекаменная болезнь (25%). Каковы причины таких заболеваний? Чтобы ответить на этот вопрос мы решили заняться исследованием данной проблемы. По мнению медиков, главной причиной кариеса и мочекаменной болезни является качество питьевой воды.

Какой должна быть питьевая вода? Качество воды выступает как характеристика ее состава и свойств, определяющая пригодность воды для конкретных видов использования.

Население нашей деревни в основном потребляет воду из колодцев и водопровода. Гостья, приезжая из Армении к учительнице нашей школы, предпочла пить воду только из родника.

Гипотеза: Вода из родника более пригодна к применению.

Объектом исследования являются образцы воды, взятые из разных источников.

Цель проекта: Улучшение здоровья учащихся и всего населения Карамасского поселения

Задачи:

• Изучить состав воды централизованного водопровода, колодцев и родников, находящихся на территории Карамасского поселения.

• Выявить зависимость между химическим составом воды и уровнем здоровья человека.

• Ознакомить учащихся и население с результатами исследований и убедить их полезности родниковой воды.

Ожидаемые результаты:

• Сохранено и улучшено здоровье населения (в том числе учащихся)

• Снижен уровень заболеваемости населения на 15%
Дома вскипятила воду из колодца, водопровода, родника. Больше всего извести село в водопроводной воде, затем в колодезной. В родниковой воде не заметила извести. Чтобы выявить зависимость заболевания от качества воды, мы на уроках химии провели анализ воды, взятой из колодца, водопровода и родника, на мутность и на содержание коллоидных частиц. Исследования показали, что самая чистая вода - родниковая. Для дальнейшего исследования воды на химический состав, обратилась в филиал Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл в Волжском районе». Изучив результаты анализов, я еще раз убедилась, что родниковая вода более пригодна для питья.

Поэтому мой проект предусматривает разъяснительные беседы среди населения о необходимости предупреждения заболеваемости (кариес, мочекаменная болезнь, заболевание щитовидной железы) путем употребления качественной воды из колодцев и родников; расчистку и благоустройство четырех родников (установка срубов, устройств для набора воды, ограждение).

Глава администрации поселения одобрил проект и помог договориться с врачами Центра гигиены и эпидемиологии для исследования воды и разрешил выступить на собрании депутатов местного поселения с этим проектом.

Качество воды и здоровье человека.

Н20

Вода- это соединение двух молекул водорода и одной кислорода. Вода является необходимым условием существования всех живых организмов на Земле, поэтому естественно, что вся практическая деятельность человека с самой глубокой древности связана с использованием воды и водных растворов. Из дошедших до нас письменных источников видно, сколь велико было значение рек Нила в Египте, Тигра и Евфрата в Месопотамии, Инда в Индии. Люди интенсивно осваивали плодородные поймы рек. Воду человек ценил во все времена и эпохи.

Забота о получении достаточного количества воды, пригодной для питья и удовлетворения культурно-бытовых потребностей населения, не оставляет человечество на протяжении всего его существования. (Достаточно вспомнить, что первые римские формы водоснабжения изменялись с изменением социально-экономических условий, прогрессом техники и естественных наук и общим подъемом культуры).

Тело человека на 70% состоит из воды, поэтому он не может без нее существовать. Мы по традиции заканчиваем наш завтрак, обед, ужин стаканом чая, кофе, молока или другого напитка, и этого количества выпитой жидкости нам не хватает. Если в организме обнаруживается недостаток воды, человек испытывает сильную жажду, мышечное утомление, беспокойство, головную боль, одышку, головокружение, сонливость. Пульс учащается, появляется ощущение покалывания в мышцах. Это связано с обезвоживанием мышц и других тканей. Вследствие недостатка воды во внутренней среде повышается концентрация солей в клетках и тканях, и содержащаяся в них вода переходит в тканевую жидкость и кровь, вызывая все эти симптомы. Для поддержания здоровья и нормальной работоспособности необходимо избегать недостатка жидкостей. Поэтому гигиене питья медики уделяют большое внимание.

Питьевая вода не должна содержать микробов, способных вызывать эпидемические заболевания, яиц и личинок глистов. Наиболее часто загрязнение воды происходит из-за попадания в открытые водоемы экскрементов животных и человека. Поскольку они всегда содержат кишечную палочку, то при исследовании воды обычно ее и ищут. Если количество кишечной палочки превышает определенный стандарт, вода считается загрязненной и непригодной для питья.

Вторым условием оценки чистоты воды является то, что вода должна иметь безвредный химический состав. С этой целью воду исследуют на наличие в ней ядовитых соединений и радиоактивных загрязнений. Важным химическим показателем является и жесткость воды. Она зависит от содержания в ней солей кальция и магния. Если мыло в воде плохо мылится, воду можно отнести к жесткой. Медики утверждают, что чем больше жесткость воды, тем большая вероятность заболевания моче-, почечно-, желчно-каменной болезнью, а также раком. Длительно пользоваться такой водой для питья не рекомендуют из-за опасности приобрести мочекаменную болезнь. После кипячения жесткость воды уменьшается.

Наконец, вода должна быть приятной на вкус, не содержать посторонних веществ. Она должна быть чистой, прозрачной, бесцветной, не иметь запаха и привкуса. Известное значение придают и температуре воды.

Давно отмечена связь между заболеваемостью населения и характером водоснабжения. В середине XIX в. эпидемиологические наблюдения и последующие бактериологические открытия Л. Пастера и Р. Коха позволили установить, что вода, содержащая патогенные микробы, может способствовать возникновению и распространению заболеваний среди населения.

В воде присутствуют: легкие металлы (натрий, литий, калий, магний, кальций); тяжелые металлы (железо, марганец, хром, цинк и др.), а также серебро, золото, фосфор, сера, йод, радиоактивные элементы, газы, кислоты и щелочи. Изменение химического состава воды является причиной заболевания неинфекционной природы. Отмечается тесная зависимость от минерального состава питьевой воды возникновения, развития и течения таких заболеваний, как железодефицитная анемия, ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь, инфаркт миокарда, атеросклероз, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, болезни эндокринной системы (эндемический зоб, диабет и другие). Так уменьшенное содержание фтора в воде повышает опасность возникновения и развития кариеса. Почти весь фтор в организм поступает с водой, а в пищевых продуктах его ничтожно мало.

Сегодня в России только 1% поверхностных источников водоснабжения соответствует ГОСТ 2761-82.

Таким образом, можно говорить о том, что чистая вода обеспечивает и участвует во всех физиологических процессах на межклеточном, клеточном, тканевом и органном уровнях, тем самым опосредованно влияя на функциональное состояние органов и систем организма человека и, в конечном счете, на его здоровье.

Определение пригодности воды для питья

Для исследования качества воды я взяла воду из водопровода (он в поселении один), из колодца (который находится дома у меня), из священного родника на краю нашего поселения. Дома вскипятила воду из колодца, водопровода, родника. Осадочные примеси после кипячения были такими: колодезная вода-пленка на поверхности; водопроводная вода-известковые отложения. В родниковой воде не заметила извести. В интернета прочитала, что образование белого осадка – это первый признак повышенной жесткости.

На уроке химии мы провели анализ воды.

Методика исследования.

Для бактериологического анализа воды нужны питательные среды. Их можно приготовить дома и простерилизовать в скороварке. Вместо чашек Петри можно использовать любые стеклянные баночки с плотно закрывающимися крышками.

Желатиновая питательная среда. 4 г желатины растворить в 100 мл горячей воды. Разлить в чашки Петри, простерилизовать и дать остыть.

После того как питательная среда будет приготовлена, чашки Петри (или плотно закрытые банки с широкими горлышками) надо простерилизовать. С этой целью каждую чашку надо завернуть в пергаментную бумагу. (банки можно не заворачивать).

Стерилизацию питательной среды можно осуществить в скороварке. Для этого надо сделать следующее:

Налить в скороварку слой воды толщиной 3-4 см.

Вложить в нее сетку, которая прилагается к кастрюле для приготовления блюд на пару.

Положить на сетку чашки Петри с питательной средой.

Закрыть скороварку, поставить ее на огонь, и обрабатывать паром чашки Петри не менее 20 мин. Результат будет более надежный, если стерилизацию повторить через сутки. До начала опыта чашки Петри надо хранить в завернутом виде.

Оборудование: вода (колодезная, водопроводная, родниковая), раствор

перманганата калия, раствор соляной или уксусной кислоты, склянки, стаканы, воронки, пипетки, фильтровальная бумага, стерильные чашки Петри с питательной средой.

Порядок работы.

Возьмите три стакана и налейте: в первый - колодезную, во второй - водопроводную, в третий - родниковую воду.

Рассмотрите содержимое стаканов. Определите цвет, прозрачность, наличие мути в воде.

Сделайте из фильтровальной бумаги фильтр и вложите его в воронку. С этой целью сложите фильтровальную бумагу вчетверо, обрежьте фильтр по контуру воронки, отогните один слой бумаги так, чтобы получился бумажный конус. 4.Вложите его в стеклянную воронку и смочите чистой водой. Бумага должна плотно пристать к стеклу. Для каждой пробы сделайте отдельный фильтр.

5. Для определения органических веществ в растворе от фильтрата каждой из проб возьмите по 2 мл воды и подкислите ее несколькими каплями соляной или уксусной кислоты. Затем по каплям добавляйте розовый раствор перманганата калия. Посчитайте, сколько капель перманганата калия необходимо для полного окисления органических веществ, содержащихся в пробе воды. С этой целью продолжайте капать раствор до тех пор, пока вода в пробирке не станет розовой, и такая окраска будет держаться не менее 1 мин.

6.Микробиологический анализ воды осуществите следующим образом.

7.Наберите в пипетку 1 мл исследуемой воды и вылейте ее на застывший

питательный субстрат, находящийся в чашке Петри. Эту операцию надо производить очень быстро. Проследите, чтобы крышка была плотно надета, а жидкость равномерно растекалась по поверхности субстрата.

8.Через сутки посчитайте количество выросших колоний микробов. Они образуют хорошо заметные простым глазом пятна белого, желтого или другого цвета. Сравните между собой пробы по числу колоний.

9.Заполнить таблицу

Анализ образцов воды, взятых из разных источников

Вода, взятая для исследо­вания

Параметры исследуемой воды

Цвет

Прозрачность

Наличие

мути в фильтрате

Наличие крупных частиц в фильтрате

Наличие органических соединений

Микробное

загрязнение

(число

колоний)

Водопровод­

ная

бесцв.

210 мм

+

2-3

6 капель

3-4

Колодезная

бесцв.

192 мм

-

-

5 капель

2-3

Родниковая

бесцв.

255 мм

-

-

4 капли

1-2

Оценка результатов. В норме вода должна быть бесцветной и прозрачной. Если вода окрашена в красный цвет, можно предположить наличие в ней солей железа. Непрозрачность воды может быть объяснена наличием в ней взвешенных или мелких коллоидных частиц. Присутствие мути в фильтрате говорит о том, что в воде содержатся коллоидные частицы. Воду, содержащую органические примеси, нельзя применять без предварительного кипячения или химического обеззараживания. Вода считается пригодной для питья, если число колоний микробов не превышает 100. Однако ее следует прокипятить. Если число колоний больше 100, потреблять такую воду нельзя даже в кипяченом виде.

Мои исследования в школе показали, что самая прозрачная вода - родниковая и в ней нет мути.

Результаты исследования воды в лаборатории.

Для дальнейшего исследования воды я обратилась в Филиал Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл в Волжском районе». Результаты исследований этого учреждения показали, что в питьевой воде всех трех источников обнаруживается недостаток сульфата, хлорида, кальция, железа. Жесткость воды наименьшая в роднике (в скважине её больше на 0,8), также сухой остаток в родниковой воде 318,4, а в воде из скважины - 397,6. Эти результаты позволяют нам утверждать, что родниковая вода предпочтительна для питья.

Нормирование качества воды

Наименование показателей

Норма

Источники воды

Скважина

Колодец

Родник

Бактериологические показатели:

       

Общее количество бактерий в 1 мл воды

Не более 100

     

Количество кишечных палочек в 1 л

Не более 3

     

Показатели токсических химических веществ(мг/л):

       

Нитраты

Не более 10

0,1

31,0

18,5

Полиакриламид

Не более 2

     

Свинец

Не более 0,1

     

Фтор

Не более 0,7-1,5

0,18

 

0,15

Кадмий

Не более 0,01

     

Ртуть

Не более 0,005

     

Щелочность

       

Органолептические показатели (мг/л):

       

Сухой остаток

Не более 1000

397,6

345,3

318,4

Хлориды

Не более 350

8,2

52,2

47,8

Сульфаты

Не более 500

96,4

95,1

90,3

Железо

Не более 0,3

0,09

 

0,06

Марганец

Не более 0,1

0,05

   

Медь

Не более 1,0

0,01

0,03

0,02

Цинк

Не более 5,0

0,05

0,09

0,02

Остаточный алюминий

Не более 0,5

     

Общая жесткость, Поль/л

7

6,0

6,0

5,2

Запах при 20°

2

0

0

0

Привкус при 20°

2

0

-*>

0

0

о

Цветность

20

3

3

3

Мутность

1,5

<0.058

<0.058

<0.032

Кальций

 

5,0

5,0

 

Родник- неиссякаемый источник жизни

Еще на заре своей истории люди сознавали великое значение родников. Это подтверждают и мифы разных народов, и философские умозаключения древних, которые, при всей их наивности, все-таки поняли одну бесспорную истину: как без огня нет культуры, так без родников нет, и не может быть жизни.

Языческие народы всех времен обожествляли родник как неиссякаемый источник жизни. К роднику шли с миром, поклонами молитвами. Люди верили в чудодейственную силу родника.

На крещение купались для здоровья, ведь вода охраняет от заразы и болезней.

Слово родник - однокоренное со словами род, родина, родить, природа, народ. Вода в родниках вкусная, свежая, прозрачная, как хрусталь, чудодейственная. У родникового ключа душа отдыхает от забот, обретает покой и бодрость. О целительных «очистительных» свойствах родника рассказывают многие предания, в своих стихах и рассказах восхваляют поэты и писатели. Художники пишут картины. Вот некоторые произведения известных поэтов и писателей.

У реки из толщи горных круч

Все бежит родник Гремячий ключ.

Ручейком по камушкам звенит,

Далеко в округе знаменит.

До чего ж вода его вкусна!

Говорят, волшебная она.

Говорят, напьешься той воды-

Не видать ни горя, ни беды.

Все невзгоды снимет как рукой,

Жизнь польется полною рекой.

Говорят, и Волга глубока

Оттого, что пьет из родника.

Я приду в июльскую жару

Да воды в пригоршни наберу.

Уж попью я! Душу остужу!

Позабуду все, о чем тужу.

Станет песня заново звонка,

Словно песня чудо-родника.

/ Инэль Яшина/

Родник

В поле, при дороге высится старый дуб. Не одну сотню лет стоит здесь могучее дерево. Ветви его зеленым шатром раскинулись вокруг, а из-под корней бьет звонкий родник. Чиста, как слеза, и холодна, как лед, струя его.

Бредет ли по пыльной дороге усталый путник, бегут ли веселой гурьбой дети в лес по ягоды, возвращается ли с работы крестьянин - все подходят к дубу, пьют студеную, сладкую родниковую воду и, полные новых сил, идут дальше.

А от родника берет начало говорливый ручей. Сверкая на солнце, бежит он лугом, лесом, полем и человека.

Днем и ночью, не умолкая, журчат, поют его струи:

- Глядите на меня и радуйтесь люди! Светлы, чисты воды мои, и несут они всем бодрость и радость жизни. Утоли свою жажду, вечный труженик - человек, и пусть душа твоя воспрянет и поведет тебя на добрые дела.

Не так ли зовет к свету, к радости, к труду и твое животворное слово, Певец Народа?

С. Г. Чавайн

Заключение.

В наш бурный, стремительный век с его стрессом, нервными болезнями мы только сейчас в полной мере осознаем необходимость повернуться лицом к природе, к ее способности давать силу и энергию, восстанавливать здоровье людей. Пользуясь плодами цивилизации, человек употребляет не натуральные продукты, содержащие нитраты, пьет хлорированную водопроводную воду. А вода, которую пили наши предки из родников, давала живительную силу, бодрость, одухотворяла. Но, к сожаленью, эти родники потихоньку зарастали, засорялись. Забыв о родниках, мы теряем не только нить к прошлому, но и свое здоровье.

Наша школа с 1998 года занимается водоохраной деятельностью. С этой целью проводятся исследование близлежащей местности, нахождение, восстановление и благоустройство родников, питающих речку Пез, впадающей в реку Илеть. В результате уровень воды в реке Пез повысился на несколько сантиметров.

В ходе работы я узнала, что существенное значение имеет свойство нерастворимых солей скапливаться в организме, провоцируя образование камней в почках и закупоривание сосудов. То есть если в течение долгого времени использовать жесткую с белым осадком воду, то избежать проблем со здоровьем не удастся.

Работая над исследовательским проектом и проведённых мною опытов, я установила, что в нашем посёлке вода неплохого качества. Но известкового осадка меньше всего в родниковой воде.

Большинство родников находятся за пределами населенного пункта и удалены от него на расстоянии 2-3 км. Поэтому стоит проблема забора воды для питья из родника. Чтобы решить эту проблему я предлагаю найти и открыть источник (родник), находящийся непосредственно в населенном пункте. (По рассказам старожилов такой родник был между д.Кабак-Сола и Пезмучаш). Для благоустройства родника, строительства удобного для населения водозабора, я хочу обратиться за материальной помощью к руководству СХА «Москва», в администрацию Карамасского поселения, Сотнурское лесничество.

Будущее нации зависит от здоровья нации. От здоровья людей зависит и будущее нашего края. Поэтому я хочу сделать свой маленький вклад в общее дело.

Литература.

Кукушкин Ю. Н. «Химия вокруг нас» - М; «Высшая школа», 1992.

Новиков Ю.В., Сайфутдинов М.М. «Вода и жизнь на Земле» - М; Наука, 1981.

СанПиН 2.1.4.1074-01 «Гигиенические требования и нормативы качества питьевой воды» Минздрав России, М., 2003

Савина Л.А. Детская энциклопедия «Я познаю мир. Химия» М; «Издательство АСТ»; ООО «Астрель», 2012.

Харьковская Н.Л., Асеева З.Г. Анализ воды из природных источников / Химия в школе./ – 1997. - № 3. – С. 72

http://vodopodgotovka-vodi.ru/ochistka-vody/osadok-pri-kipyachenii-vody-kak-izbavitsya

Просмотров работы: 80