Формирование патриотизма у учащихся школы №19 города Заполярный

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Формирование патриотизма у учащихся школы №19 города Заполярный

Зиневич А.О. 1Кравченко Л.Г. 1
1МБОУ СОШ № 19 г.Заполярный
Степусь Г.С. 1Малиева Ю.А. 1
1МБОУ СОШ № 19 г.Заполярный
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

«…даже само слово "патриотизм" подчас используется в ироническом или даже ругательном смысле. Однако для большинства россиян оно сохранило своё первоначальное значение. Это чувство гордости перед своим Отечеством, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче. Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения».

В.В.Путин.

Актуальность

Кризис в духовной жизни нашей страны отразился на сознании молодежи - снизился статус высших человеческих ценностей. Время породило массу негатива, обрушившегося в первую очередь на детей. Потеря нравственных ориентиров, утрата духовных ценностей привело к тому, что общество теряет свою основу - подрастающее поколение.

Вышеуказанные факторы оказали негативное влияние на общественное сознание, резко снизили воспитательное воздействие культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования патриотизма.

В общественном сознании получило широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность. В обществе происходит падение нравственности.

В этих условиях очевидна неотложность решения проблем воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства. Обращение к опыту воспитания подрастающего поколения в настоящее время, когда идет поиск путей духовного возрождения, особенно актуально, так как общество остро нуждается в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования. Учитывая, что процесс образования является по природе своей процесс непрерывный от начала жизни человека до ее завершения и происходит этот процесс в определенной культурно-исторической среде, следует говорить об образовании и воспитании не вообще, а применительно к конкретной культурно-исторической традиции.Для нас эта тема особенно актуальна, потому что мы входим в состав Юнармии школы, мы думаем, что данный проект будет способствовать формированию патриотических чувств и сознания учащихся на основе исторических ценностей своего края, сохранения и развития чувства гордости за свою малую родину.

Гипотеза:

Мы предполагаем, что проведение патриотических мероприятий агитационного и информационного характера, помогут повысить уровень патриотизма у учащихся нашей школы.

Цель:

Формирование у обучающихся гражданственности, патриотизма, активной жизненной позиции посредством вовлечения их в мероприятия патриотической направленности

Объект:

Учащиеся школы № 19;

Предмет:

Формирование патриотизма у учащихся школы;

Задачи:

1.Изучить литературу по данной теме;

2.Провести опрос учащихся и на его основе выявить уровень

сформированности патриотизма;

3.Разработать план мероприятий по расширению и укреплению связи

и отношения школы с учреждениями дополнительного образования,

культуры и социумом.

4.Сделать вывод.

Методы исследования:

1. Изучение и анализ литературы, обобщение темы.

2. Опрос, наблюдение.

3. Метод визуализации данных с помощью диаграмм и таблиц.

Этапы исследования:

Первый этап – работа с литературой.

Этот этапзаключался в изучении теоретического материала, производился анализ литературы по теме исследования, уточнялись задачи, гипотеза, объект и предмет исследования, разрабатывалась теоретическая часть исследования, устанавливались определенные параметры анализа работ учащихся, велась работа над программами экспериментального исследования, проводился эксперимент.

На втором этапе - практическая часть исследования.

Проводился социологический опрос и мероприятия патриотической направленности

Третий этап – подведение итогов.

Осуществлялся анализ результатов исследования, подводились итоги.

Глава 1. Теоретические основы определения места цвета в жизни человека, его роль и значение

Патриотизм, как одна из важных задач общества

Развитие российского государства и общества, модернизация общего образования и введение федеральных государственных стандартов второго поколения ставят новые задачи в области воспитания молодого поколения.

В свете этих задач повышается значимость патриотического воспитания учащихся общеобразовательных школ. Данное направление воспитания должно внести весомый, а в некоторых случаях и решающий вклад в дело формирования достойных граждан, подготовки умелых и сильных защитников Отечества. Важность и в то же время сложность решения задач патриотического воспитания молодежи подчеркивает президент Российской Федерации, отмечая, что «...грамотных и продуманных действий требуют вопросы, связанные с патриотическим воспитанием молодежи. Эта тема вечная, но очень сложная».

Патриотическое воспитание - это многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность школы, общественных объединений и организаций по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов общества.

В настоящее время очень мало внимания уделяется воспитанию учащихся именно как патриотов своего отечества, основной упор в процессе обучения и воспитания делается на профессиональную реализацию и адаптацию к жизни в современном обществе. Проблема патриотизма особенно остро встала в последнее время, в связи с напряженной политической, экономической, социальной атмосферой. Проблемы нравственно-патриотического воспитания отошли на второй план, что недопустимо в процессе развития и воспитания человека и гражданина своего отечества.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Только на основе возвышающихся чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности. Сегодня, когда на государственном уровне гражданско-патриотическое воспитание выделено в качестве приоритетного направления, наш проект, который направлен на сохранение преемственности поколений и формирование патриотизма, мы считаем особенно актуальным.

Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у школьников – процесс сложный и длительный. Любовь к родной стране, родному краю играют огромную роль в становлении личности ребенка. Без любви к Родине невозможно построить сильную Россию. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старшего поколения нельзя вырастить достойных граждан. Без возрождения национальной гордости, национального достоинства нельзя вдохновить людей на высокие дела. Эти качества должны воспитываться с раннего детства.

В преддверии празднования Дня Победы нужно еще раз, еще много раз прикоснуться к истории – истории нашего героического народа. Главным средством воспитания гражданина и патриота в современных условиях становиться содружество подростков и педагогов, связанных едиными задачами, деятельностью, гуманными отношениями. Именно здесь сохраняется нить поколений педагогов, выпускников, родителей, всех тех, кто причастен к процессу обучения и воспитания. Обращение к духовному опыту предшествующих поколений – важнейший фактор формирования нравственности и патриотизма.

Мы уверены, что при реализации нашего проекта в детях будет заложено начало понимания высоких гражданско - патриотических чувств: любовь к Отечеству, чувство гордости за свой народ, его историю, традиции, культурные достижения, чувство национальной гордости и любви к своей малой Родине.

Проект разработан в соответствии программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». Он содержит серьёзную и системную работу по формированию нравственных качеств личности учащихся, работу ума, души и сердца ребёнка. Необходимо создавать условия для воспитания патриотических чувств и качеств, которые станут впоследствии основой нравственного поведения ребенка. Формирование патриотического воспитания должно осуществляться на основе образа жизни людей, которые являются ярким примером служения своей семье, краю.

1.2 История военного прошлого нашего края

Печенгский район занимает особое место в нашем Заполярье. Он расположен на крайнем северо - западе России, на территории, которая в старину называлась Лапландией. На севере он омывается водами Баренцева моря, на северо - западе граничит с Норвегией (губернией Финнмарк), а на западе - с Финляндией (губернией Лапландия).

Название своё район получил от имени реки Печенга, что в переводе с саамского означает «сосновая река». Обживали этот северный край сильные люди, охотники и рыбаки, древние стоянки которых появились здесь ещё в каменном веке. Остатки древних жилищ и первобытные рисунки на скалах можно увидеть и сейчас на территории полуостровов Средний и Рыбачий. Печенга - самое древнее поселение на территории нашего района. Его история с момента основания в 1533 году исчисляется веками.

Почти за пять веков Печенгская земля повидала многое. Приграничное положение давало возможность контакта с соседними народами, активно велась торговля, шел обмен культурными и экономическими достижениями. Но в то же время северная земля часто становилась предметом раздора между соседними государствами, подвергалась набегам и разорению.

Значительную роль в ранней истории освоения и развития края сыграл Печенгский монастырь, основателем которого в 16 веке был проповедник христианства Трифон.

Свято-Троицкий мужской монастырь — самая северная в мире православная обитель. В течение столетий он являлся оплотом веры и государственности на северных рубежах России. За свою долгую историю монастырь пережил несколько жесточайших разорений. В настоящее время вновь отстроенный комплекс является одной из самых посещаемых святынь Печенгской земли.

Преподобный Трифон Печенгский был также основателем часовни, построенной в 1565 году на левом берегу пограничной реки Паз. С 16 века эта часовня была символом принадлежности нашей северной земли к Российскому государству. Этот ценнейший памятник древнерусской архитектуры до нашего времени не сохранился, но в 1874 году была возведена церковь Бориса и Глеба для прихожан Пазрецкого прихода. Это не просто памятник-музей под открытым небом, а действующая церковь. Дважды в году 15 мая и 6 августа в церкви проходят торжественные богослужения.

До 1920 года земля Печенги представляла собой территорию бывшей Печенгской волости Александровского уезда Архангельской губернии.

По мирному договору от 14 октября 1920 года территория Печенги была добровольно передана Финляндии, что подтверждалось правительственными актами 1918, 1920 и 1940 гг.

В 1941 году район Печенги был использован фашистcкой Германией как плацдарм для ведения войны против СССР. По земле Печенги проходил правый фланг Великой Отечественной войны. На территории нашего района есть такое место, где за все годы войны немцам так и не удалось перейти государственную границу. Оно находится на перешейке между материком и полуостровом Средний. Героическая оборона полуостровов Рыбачий и Средний вошла в историю Великой Отечественной войны. Упорные бои на Петсамо-Киркенесском направлении завершились в октябре 1944 года освобождением Печенгской земли и восточных районов норвежской провинции Финнмарк. Район Петсамо (финское название Печенги) вновь входит в состав Союза Советских Социалистических республик.

Государственным комитетом обороны СССР 1 декабря 1944 года было принято решение о создании комбината «Печенганикель», а на следующий день приказом Наркомата цветной металлургии СССР директором комбината и начальником строительства был назначен Евгений Щелкунов. И уже 22 июня 1945 года приказом Народного Комиссариата цветной металлургии был утверждён Устав комбината «Печенганикель».

21 июля 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР был образован Печенгский район Мурманской области с центром в посёлке Никель. Люди, героически освободившие эту землю, стали первыми строителями нового района.

Печенгский район богат полезными ископаемыми, основным из которых является никель. В районе трудятся представители различных профессий: металлурги, горняки, строители, химики, геологи, работники здравоохранения, образования, культуры, торговли, частного предпринимательства, железнодорожного и автомобильного транспорта, энергетики. АО «Кольская горно-металлургическая компания», в состав которой вошел комбинат «Печенганикель», является основным промышленным предприятием района. Производственные мощности АО «Кольская ГМК» сконцентрированы в г. Заполярном и пгт. Никель. Конечный продукт производства комбината - файнштейн, дальнейшая переработка которого даёт никель, медь, кобальт, драгоценные металлы; утилизация побочных продуктов файнштейна даёт возможность получения серной кислоты. Компания не только обеспечивает рабочими местами основную часть населения, но финансирует также многие социальные программы в интересах жителей Печенгского района.

В районе работает каскад Пазских ГЭС, использующий ресурсы пограничной реки Паз. История каскада началась с гидроэлектростанции «Янискоски», которая впервые была построена в период с 1938 по 1942 годы, проработала 2 года и в 1944 году была разрушена отходящими немецкими войсками. Каскад Пазских ГЭС был образован приказом министерства электростанций СССР от 28.06.55 года №98 на базе действующей ГЭС «Янискоски» и строящейся ГЭС «Раякоски». В настоящее время каскад состоит из пяти ГЭС, принадлежащих России, и 2-х ГЭС, принадлежащих Норвегии. Основное водохранилище каскада - озеро Инари, расположенное на территории Финляндии.

В книгу рекордов Гиннесса занесена уникальная научная лаборатория Кольская сверхглубокая скважина, вступившая в действие на территории района 24 мая 1970 года и внёсшая значительный вклад в развитие науки о Земле. Её рекордная глубина 12262 м. Бурение скважины осуществлялось Кольской комплексной геологоразведочной экспедицией. Задачи, поставленные в проекте сверхглубокого бурения, выполнены. Разработана и создана уникальная аппаратура и технология сверхглубокого бурения. Получена информация «из первых рук» о физическом состоянии, свойствах и свойстве горных пород в их естественном залегании по керну на глубине более 12 тысяч метров.

На территории Печенгского района уже 25 лет действует государственный природный заповедник «Пасвик», площадь которого составляет 14 687 гектаров. Заповедник был основан 16 июля 1992 года и является уникальной особо охраняемой природной территорией. Он создан с целью сохранения и изучения самых северных в Европе сосновых лесов, обширных водно-болотных угодий мирового значения, фауны водоплавающих птиц и ведения комплексного мониторинга северных экосистем. В заповеднике «Пасвик» обитают редкие виды флоры и фауны, включенные в Красные книги России, Мурманской области, Восточной Фенноскандии и международный список IUCN. 17 января 2017 года в Никеле был открыт новый визит-центр заповедника «Пасвик». В визит-центре заповедника располагаются: конференц-зал на 85 человек, два малых конференц-зала, зал для постоянной выставки, помещения для временных выставок, комнаты для проживания специалистов, кабинеты сотрудников заповедника, обзорная площадка на крыше.

Еще одно легендарное место на карте района – Луостари Новое (а ныне - Корзуново). Именно сюда после выпуска из училища в 1957 году прибыл Юрий Алексеевич Гагарин, отсюда же он отправился в 1960 году в отряд подготовки космонавтов. Гагарин служил в Луостари в составе 769 ИАП 122 ИАД СФ, будучи лётчиком истребителя МиГ-17бис. Сегодня в п. Корзуново работает музей, посвященный первому космонавту Земли. Рядом с музеем находится Аллея героев, где расположены бюсты первого космонавта Ю.А. Гагарина и И.Е. Корзунова и легендарный самолет АН-2 на постаменте (скульптор Э.И. Китайчук).

Приграничное положение Печенгского района способствует развитию побратимских связей с коммунами Сёр-Варангер (Норвегия) и Инари (Финляндия). Первое Соглашение о дружеских связях было подписано в 1973 году. За прошедшие десятилетия реализовано множество проектов в области образования, культуры, спорта. Ежегодно в Печенгском районе проходят Дни приграничного сотрудничества, где обсуждаются серьезные вопросы не только экономического, но и культурного спортивного сотрудничества стран Баренцрегиона, но закладываются основы новых проектов, организуются совместные выставки, как исторического плана, так и творческие.

Глава 2. Практическая часть работы.

2.1 Эмпирическое исследование: опрос, наблюдение.

Аналитический этап – цель данного этапа проанализировать полученный результат, сформировать рекомендации по оформлению интерьера школы.

На начало работы в исследовании приняли участие учащиеся 5-11 классов в общем количестве 250 человек

В опросе было 3 вопроса, на которые нужно было ответить «Да» или «Нет»:

Нужно ли школе патриотическое воспитание?

Знаешь ли ты историю своего родного края?

Гордишься ли ты тем, что живешь в Печенгском районе?

Анализируя ответы на вопросы, были получены следующие результаты:

На первый вопрос положительно ответили только 20%, на второй – 30% и на третий только 15 % ответили положительно.

Это говорит о том, что тема нашей работы актуальна.

После проведенной нами работы мы провели повторный опрос.

В исследовании также приняли участие учащиеся 5-11 классов в общем количестве 250 человек

В опросе было 3 вопроса, на которые нужно было ответить «Да» или «Нет»:

1. Нужно ли школе патриотическое воспитание?

2. Знаешь ли ты историю своего родного края?

3. Гордишься ли ты тем, что живешь в Печенгском районе?

Анализируя ответы на вопросы, были получены следующие результаты:

На первый вопрос положительно ответили только 60%, на второй – 85% и на третий только 55 % ответили положительно.

Это говорит о том, что наша работа дала результаты, и уровень патриотизма у учащихся повысился.

2.2 Метод визуализации данных с помощью диаграмм.

Входная диагностика

Для итоговой диагностики мы брали только положительные результаты и сравнивали их с предыдущим опросом

2.3 Разработка плана мероприятий по расширению и укреплению связи

и отношения школы с учреждениями дополнительного образования,

культуры и социумом.

Мероприятие

Срок

1

Общешкольная линейка-старт

Сентябрь

2

Оформление патриотического уголка

Сентябрь

3

Разработка цикла классных часов по патриотическому воспитанию

В течение года

4

Оформление страницы в сети интернет

В течение года

5

Оформление тематической выставки ко Дню Защитника Заполярья

Октябрь

6

Несение Вахты памяти

Октябрь

7

Конкурс рисунков «Наш край»

Ноябрь

8

Участие юнармейцев в районном слете

Октябрь

9

Конкурс сочинений, рефератов, эссе по патриотическим темам.

Ноябрь

10

Посещение классами школьного музея

Декабрь

11

Акция (социальная реклама) ко Дню Неизвестного Солдата

Декабрь

12

Проведение недели истории родного края

Январь

13

Конкурс компьютерных презентаций «Военное прошлое Печенгского района»

Февраль

14

Исследовательская деятельность учащихся «Эта достопримечательность города потому что…»

В течение года

15

Уроки мужества

Октябрь-март

16

Посещение юнармейцев военной части, присутствие на стрельбищах

Октябрь

17

Классные часы «Защитники Заполярья»

Май

18

Акция «Георгиевская ленточка»

Апрель

19

Акция милосердия

Апрель-май

20

Уборка территории прилегающей к памятнику Бабикову

Сентябрь-май

21

Родительские собрания по патриотическому воспитанию

В течение года

22

Участие юнармейцев в районном мероприятии «Бал юнармейцев»

Декабрь

2.3 Анализ результатов и вывод работы

Выводы по результатам проведенного исследования

Проанализировав данные и результаты эксперимента, можно сделать следующие выводы:

1. Опрос показал, что данная проблема актуальна для нашей школы

2.Проанализировав ответы, мы смогли составить план работы и проводя мероприятия мы видели , как ребята включаются в них и это дало свои результаты.

3.Основываясь на проведенном исследовании, мы видим, что проведенные мероприятия повысили уровень сформированности патриотизма.

Заключение

Главным подтверждением успешности работы, помимо участия в патриотических мероприятиях, которые в большинстве отмечались грамотами и дипломами является и то, что в итоговом опросе ученики отмечают проведенные мероприятия, запомнившиеся своей яркостью, интересным содержанием, полезными знаниями, разнообразием. Эти факты говорят о том, что традиции наши сохраняются благодаря нашему проекту. Сотрудничество с различными ведомствами города, культурными заведениями позволяет предоставить системный и плановый характер патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

Как и ожидалось, формируется благоприятная (адекватная, актуальная, целесообразная, эффективная) образовательная среда в школе и социуме.

Практические результаты:

1. Разработана система патриотического воспитания.

2. Повышен уровень сформированности патриотизма у учащихся.

3. Расширены границы взаимодействия учебного заведения с общественными организациями.

Наша гипотеза подтвердилась.

Библиографический список

Бурлаков А.И., Похилюк А.В. О некоторых особенностях современных условий формирования патриотического сознания молодежи// Современный патриотизм: борьба идей и проблемы формирования. СПб., 2002.

Быков А. Организационно-педагогические вопросы патриотического воспитания в школе/ А. Быков // Воспитание школьников. – 2006. – № 6. – С. 5 – 11.

Взятышев В.Ф. Методология проектирования в инновационном образовании//Инновационное образование и инженерное творчество. - М., 1995.

Игнатьева Е. Е. Духовно-нравственное воспитание школьников / Е. Е. Игнатьева // Воспитание школьников. – 2010. – № 9. – С. 8 – 11.

Информационно-методическое издание для преподавателей “Основы безопасности жизнедеятельности”, № 1-12, М.2000 г.

Левашов В.К. Патриотизм в контексте современных социально-политических реалий//Социс, №8,2006

Лукьянова В.П. Педагогические условия патриотического воспитания старшеклассников в учебно-воспитательном процессе современной школы: Дис. канд. пед. наук. М., 2003.

Просмотров работы: 36