Интерактивная игра "Дорожная азбука"

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Интерактивная игра "Дорожная азбука"

Еремина А.А. 1
1МОУ-НОВОЩАПОВСКАЯ СОШ ИМ.П.П. ЕДУНОВА
Чернова Е.Б. 1
1МОУ-НОВОЩАПОВСКАЯ СОШ ИМ.П.П. ЕДУНОВА
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Мы живем в городе, где из года в год стремительно растет число транспорта. Иногда приходится видеть аварийные ситуации на дорогах, где виновниками являются как водители, так и пешеходы, среди которых есть дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них.

Главная причина здесь в том, что у детей двойственное отношение к автомобилю. С одной стороны, они боятся этих громадных рычащих машин проносящихся на большой скорости мимо них, с другой – они лишены страха и готовы перебежать перед машиной дорогу, не понимая, что водитель остановиться или свернуть в сторону просто не в состоянии [4]. У детей еще не выработалась способность предвидеть возможную опасность в быстроменяющейся дорожной обстановке. За каждой из дорожных трагедий – судьба ребенка и горе родителей.

Безопасность дорожного движения – одна из основных проблем сохранения жизни и здоровья граждан страны. Сегодня, когда ребенок с раннего детства знакомится со сложной техникой и становится участником дорожного движения, встает проблема его обучения основам безопасного поведения на улицах и дорогах, необходимость сознательного выполнения им требований Правил дорожного движения [7].

Особую роль в решении этой проблемы отводится учреждениям образования: детским садам и школам. В нашей школе также ведется курс «Правила дорожного движения», где мы изучаем правила поведения на дороге, сигналы светофора, правила езды на велосипеде, скутере. Я вместе с группой ребят больше, чем другие в нашем классе, уделяю вниманию этому вопросу: так как мы являемся отрядом ЮИД «Дозор».

Мы не просто изучаем правила дорожного движения, но и выходим к учащимся начальной школы и воспитанникам детского сада, чтобы рассказать младшим товарищам об опасностях, которые таит в себе улица дорога. Для проведения мероприятий мы используем электронные ресурсы сети Интернет. В рамках Дня безопасности дорожного движения мы решили провести профилактическое мероприятие в форме игры для своих одноклассников и столкнулись с проблемой, что большинство имеющегося материала рассчитано на младших школьников, поэтому я решила разработать свою интеллектуальную викторину для обучающихся 7-8 классов на знание правил дорожного движения.

Цель работы: разработка и проведение интерактивной викторины «Дорожная азбука» на знание правил дорожного движения для обучающихся 7-8 классов.

Для решения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

познакомиться с техникой подготовки интерактивной викторины;

изучить возможности презентации Power Point для разработки интерактивной игры;

разработать и провести викторину в рамках Дня безопасности дорожного движения с учетом возрастных особенностей обучающихся;

провести анкетирование среди учеников 7-8 классов об участии в игре.

Актуальность нашей работы очевидна, так как проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность в любое время года, а использование интерактивных игр при изучении правил дорожного движения не только в начальной школе, но и в среднем звене способствует их лучшему усвоению.

В начале нашей работы нами была выдвинута гипотеза о том, что использование интерактивных игр при изучении ПДД может стать популярным и полезным среди подростков и способствовать лучшему усвоению материала.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ГЛАВА 1 .

ТЕХНИКА ПОДГОТОВКА ИНТЕРАКТИВНОЙ ИГРЫ

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Ежегодно на дорогах городов нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают, сотни получают ранения и травмы.Правила дорожного движения едины для детей и взрослых [2]. К сожалению, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей разного возраста. И тут на помощь может прийти игра.

Игра - это обучение в действии, она требует полной отдачи от участников, в ней используется полный запас умений и знаний. Игра способствует развитию внимания, познавательного интереса, помогает созданию благоприятного психологического климата, как на уроке, так и во внеклассных мероприятиях.

Что же такое Интерактивная игра? Это одна из особо продуктивных современных технологий, которая помогает создавать оптимальные условия развития и самореализации обучающихся. Ее цель – изменение и улучшение моделей поведения в различных областях и осознанное усвоение этих моделей. В основе интерактивных игр лежит совместное обучение или обучение во взаимодействии. Взаимодействие во время игры поддерживает процесс социализации и развития личности, а также позволяет проверить развитие и интеграцию уже имеющихся навыков и умений. Благодаря детским интерактивным играм дети намного быстрее устанавливают контакты друг с другом, а действия, позволяют активно участвовать в игре.

Что же такое интерактивная викторина?

Виктори́на — игра, заключающаяся в ответах на устные или письменные вопросы из различных областей знания. Викторины в основном отличаются друг от друга правилами, определяющими очерёдность хода, тип и сложность вопроса, порядок определения победителей, вознаграждение за правильный ответ. Исторически викторины применяются в качестве развлекательного времяпровождения соревновательного плана. C 1975 года викторины используются как игры в телевизионных программах для соревнований и получения призов. Также викторины повсеместно применяются для развлечений рекламного характера для привлечения аудитории товаров или событий. Кроме того, существуют примеры (IQ-тесты, обучающие викторины) использования ответов игроков для оценки знаний, исходя из сложности вопросов, скорости ответов, тематик и прочих направлений. 

С появлением Интернета стало возможным создавать специализированные сайты-викторины, позволив викторине проходить в режиме реального времени. На некоторых из них предусмотрены денежные призы для победителей.

Помимо викторин-сайтов можно поиграть онлайн и в jabber-чатах. Например, с ботом Quizer (викторина@conference.jabber.ru)

Многие тематические сайты размещают странички с викторинами, призванные развлекать посетителей и популяризовать направленность сайта. Участие в этих викторинах обычно бесплатное, а среди правильно ответивших могут разыгрываться призы. С расцветом эры смартфонов, викторина стала доступна и там, позволяя играть в любом месте и в любое время.

Для проверки полученных знаний правил дорожного движения мы решили разработать интерактивную викторину «Дорожная азбука».

Изучив все возможные технологии создания викторин с помощью презентации, мы разработали пошаговый план:

Таблица 1. Пошаговый план викторины.

Шаг 1

Определить тематику викторины

«Дорожная азбука» на знание правил дорожного движения

Шаг 2

Составить разделы

Разделы (Приложение 1)

Автомобиль

Знаки

Безопасность

Улица

Колесо обозрения

Аптечка

Шаг 3

Подготовить вопросы/ задания по темам разделов.

1/ Выбрать: ПРАВДА или ЛОЖЬ.

2/ Выбрать знаки, которые не соответствуют категории.

3/ Ответить на вопрос.

4/Разгадать загадки.

5/ Выбрать

названия фильмов, где транспортное средство является одним из главных.

6/ Выбрать один из двух вариантов ответов.

(Приложение 2)

Шаг 4

Подготовить ответы на вопросы разделов

Приложение №3

Шаг 5

Создать презентацию в формате Power Point с гиперссылками* и триггерами** .

Для создания презентации (интерактивной игры), необходимо подобрать дизайн, продумать, какие слайды будут в презентации, вставить нужные картинки.

Диск

Шаг 6

Презентация игры

Рефлексия /анкетирование участников игры.

*Гиперссылка – это выделенные слова или рисунки, при выборе которых щелчком мыши происходит переход на другой слайд презентации.

**Триггер - это некоторый объект слайда (например: рисунок, фигура, кнопка, текстовое поле), при щелчке которого выполняется некоторое действие. Использование триггеров в обучающих играх позволяет сделать их интерактивными. 

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Шаг 1.

Мы определили тематику нашей викторины на знание правил дорожного движения: «Дорожная азбука»

Шаг 2.

Мы определили для нашей игры 6 разделов. Каждый из них называется на одну из букв слова АЗБУКА. Таким образом, вопросы и задания раздела так же непосредственно связаны с названием каждого из разделов викторины.

Шаг 3.

Мы подготовили вопросы и задания на каждый из разделов.

Автомобиль - Выбрать: ПРАВДА или ЛОЖЬ.

Знаки (дорожного движения) – Выбрать из имеющихся знаки, которые не соответствуют категории.

Безопасность - ответить на выбранный вопрос о безопасном поведении на улице и дороге, проверить свой ответ можно нажатием кнопки на вариант ответа.

Улица - разгадать загадки по тематике дорожного движения и проверит свой ответ можно, пройдя по ссылке.

Колесо обозрения - требуется выбрать из множества названий

названия фильмов, где транспортное средство является одним из главных. Проверить свой ответ можно также нажатием на заголовок. Если ответ неправильный, то его вариант исчезнет, если же выбранный вариант окажется правильным, то откроется страница с кратким описанием сюжета фильма и транспортным средством.

Аптечка - выбрать один из двух вариантов ответов по теме оказание первой помощи при ДТП. Неправильный ответ исчезает при наведении курсора мыши.

Шаг 4.

На данном этапе работы мы подготовили ответы на каждый из вопросов викторины, подобрали иллюстрации для полноты раскрытия темы (Приложение 3)

Шаг 5.

Создание презентацию в формате Power Point с гиперссылками и триггерами. Для создания презентации (интерактивной игры / викторины) мы подобрали дизайн слайдов, продумали цветовые решения, чтобы фон слайда не бросался в глаза, мы остановили свой выбор на зеленых оттенках, так как зеленый цвет не отвлекает от вопросов игры, не выделяется на фоне картинок, а наоборот позволяет сосредоточиться и вникнуть в суть вопроса. Затем мы тщательно подобрали картинки и иллюстративный материал. Чтобы вес самой игры не был слишком большой, мы решили ограничиться 25 слайдами.

Шаг 6.

Презентация игры «Дорожная азбука» состоялась в рамках Дня безопасности дорожного движения. Мы сыграли в интерактивную викторину с одноклассниками, предварительно поделив их на три команды. Игра прошла быстро и увлекательно, оказалось, что многие вопросы были интересными, другие заставили задуматься и обратиться к справочной литературе (таковыми были вопросы по истории автомобиля и вопросы, связанные с оказанием первой помощи). После игры мы провели анкетирование. (Приложение 4). Результаты анкетирования представлены на диаграмме.

Рис.1. Результаты анкетирования.

Вывод: Игра понравилась всем участникам.

Наибольшие затруднения вызвали разделы: БЕЗОПАСНОСТЬ, ЗНАКИ, АВТОМОБИЛЬ, АПТЕЧКА. В большинстве случаев с вопросами викторины справились 70% участников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в том числе и на дороге. Проблема детского дорожно-транспортного травматизма на протяжении многих лет сохраняет свою актуальность в любое время года, а использование интерактивных игр при изучении правил дорожного движения не только в начальной школе, но и в среднем звене способствует их лучшему усвоению.

В начале работы была поставлена цель: разработка и проведение интерактивной викторины «Дорожная азбука» на знание правил дорожного движения для обучающихся 7-8 классов.

Для решения поставленной цели мы решали следующие задачи:

познакомиться с техникой подготовки интерактивной викторины;

изучить возможности презентации Power Point для разработки интерактивной игры;

разработать и провести викторину в рамках Дня безопасности дорожного движения с учетом возрастных особенностей обучающихся;

провести анкетирование среди учеников 7-8 классов об участии в игре.

Цель работы достигнута, задачи решены. Гипотеза, которую мы выдвинули о том, что использование интерактивных игр при изучении ПДД может стать популярным и полезным среди подростков и способствовать лучшему усвоению материала, подтвердилась. Интерактивная викторина «Дорожная азбука», которая была разработана и проведена для обучающихся, получила только положительные отклики, а вопросы, которые вызвали затруднение, способствовали самостоятельному изучение правил дорожного движения.

Имея положительный опыт при разработке интерактивных игр, мы планируем разработать викторину для обучающихся начальной школы, детского сада, возможно, и для родителей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

и ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСОВ

1/   Ахмадиева Р.Ш. Теоретические основы формирования безопасности жизнедеятельности на дорогах как компетенции участника дорожного движения // Вестник Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева. 2015. № 2. С. 175-178.

2/ Беженцев А.А. Безопасность дорожного движения: учебное пособие. М.: Вузовский учебник, 2017. – 272 с.

3/ Белая К.Ю., Зиина В.Н., Кондрыкинская Л.А. Твоя безопасность: Как вести себя дома и на улице. Для средн. и ст. дошк. возраста. 4-ое изд. М: Просвещение, 2006. -47 с.

4/ Воронова Е.А. Красный. Желтый. Зеленый. ПДД во внеклассной работе. Ростов-н/Д: Феникс, 2006. – 177 

5/  Газета «Добрая дорога детства» 2002 -2017г.г. г. [Электронный ресурс].  Режим доступа: http://www.dddgazeta.ru/about/

6/ Зеленин С.Ф. Правила дорожного движения с комментариями для всех понятным языком: официальный текст и комментарии с цветными иллюстрациями: с изменениями и дополнениями на 2015 г. М.:Издательство Мир Автокниг, 2015. – 96 с.

7/ Капустина Е.Г. Правовое воспитание граждан в сфере обеспечения безопасности дорожного движения // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. 2014. № 1 (58). С. 51-54.

8/  Козловская Е. А. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: метод.  пособие / Е. А. Козловская; под общ. ред. В. Н. Кирьянова.  М., 2007

9/  Обучение школьников правилам безопасного поведения на дороге (5-9 классы): Учебно-методическое пособие / Под общей ред.  Р.Н. Минниханова, Д.М. Мустафина. Казань: «НЦ БЖД», 2014. – 176 с.

Приложение 1

Разделы интерактивной игры «Дорожная «АЗБУКА»

Автомобиль, Знаки, Безопасность, Улица, Колесо обозрения, Аптечка

Приложение 2

Задания к разделам игры

АВТОМОБИЛЬ

ЗАДАНИЕ: необходимо выбрать на каждое высказывание ответ: ПРАВДА или ЛОЖЬ.

ЗНАКИ

ЗАДАНИЕ: необходимо выбрать знаки, которые не соответствуют категории, и удалить его, нажав на знак.

БЕЗОПАСНОСТЬ

ЗАДАНИЕ: необходимо ответить на вопрос. Правильный ответ

можно увидеть по ссылке.

УЛИЦА

ЗАДАНИЕ: необходимо разгадать загадки. Проверить свой ответ можно, пройдя по ссылке.

КОЛЕСО ОБОЗРЕНИЯ

ЗАДАНИЕ: необходимо выбрать названия фильмов, где транспортное средство является одним из главных. Проверить ответ можно нажатием на заголовок.

АПТЕЧКА

ЗАДАНИЕ: выберите один из двух вариантов ответов. Проверить ответ можно нажатием на вариант ответа.

Приложение 3

Ответы на задания игры

АВТОМОБИЛЬ

1/ Автомобили пришли в наш мир, когда в 1769 году был изобретен паровой двигатель. В 1807 году Франсуа Исаак де Рива разработал первый автомобиль, который двигался за счет двигателя внутреннего сгорания, работающего на газе. Но эпоха современных автомобилей началась в 1886 году, когда изобретатель Карл Бенц создал автомобиль, с четырехтактным двигателем внутреннего сгорания, установленного задние колеса.

Согласно данным Международной ассоциации производителей автомобилей (OICA) ежедневно в мире производится около 165,000 транспортных средств.

2/ Удивительно в начале 1900-х годов автомобили относились к "зеленому" виду транспорта. Дело в том, что в начале 20 века количество конных повозок превысило все мысленные пределы. Из-за большого количества лошадей дороги в крупных городах были загрязнены продуктами жизнедеятельности лошадей. Именно поэтому в те годы мир посчитал что автомобили- это более чистый вид транспорта для передвижений [1].

3/ Немецкая компания VW назвала свои популярные автомобили в честь названия ветров. Так например, VW Passat означает просто морской ветер, который дует с постоянной силой в течение года. Модель Golf названа в честь ветра, который дует над Гольфстримом. Jetta означает ветер, который дует в Тихом океане, и сильно влияющий на движение самолетов.

ЗНАКИ

Предупреждающие знаки информируют водителей о приближении к опасному участку дороги, движение по которому требует принятия мер, соответствующих обстановке.

Предписывающие знаки обозначают определенные режимы движения.

Знаки приоритета устанавливают очередность проезда перекрестков, пересечений проезжих частей или узких участков дороги.

Запрещающие знаки вводят или отменяют определенные ограничения движения.

Информационные знаки информируют о расположении населенных пунктов и других объектов, а также об установленных или о рекомендуемых режимах движения.

Знаки сервиса информируют о расположении соответствующих объектов.

Знаки сервиса информируют о расположении соответствующих объектов.

Знаки особых предписаний вводят или отменяют определенные режимы движения.

БЕЗОПАСНОСТЬ

1/ Мы должны быть благодарны появлению в мире трехточечному автомобильному ремню безопасности. Этот элемент безопасности с момента своего появления сохранил миллионы жизней на планете. Этот вид ремня изобрела компания Вольво. Примечательно, что компания не стала регистрировать закрытый патент на свое изобретение, разрешив бесплатно пользоваться изобретением другим автомобильным компаниям. В итоге по статистике трехточечный ремень безопасности спасает каждую минуту на планете минимум 6 жизней.

2/ Носить на одежде светоотражающие элементы — это необходимость нынешнего времени, ведь транспорта на дорогах стало во много раз больше, а заметить в темное время суток пешехода на дороге водителю практически невозможно. Многие водители сталкивались с ситуацией, когда на тёмной дороге люди появляются из «ниоткуда». Даже на расстоянии нескольких десятков метров небольшой световозвращающий элемент обозначит присутствие человека [2].

3/ Шлемы защищают голову водителя мотоцикла, скутера и мопеда двумя способами. Внешняя оболочка сопротивляется проникновению, трению и поглощает большой начальный удар при аварии. А внутренний слой поглощает остальную часть удара и при этом разрушается.

Выбор шлема. Безопасный шлем состоит из четырех основных элементов:

внешняя оболочка; энергопоглощающий слой; комфортный слой из мягкой пены и ткани; подбородочный ремень или другая система крепления.

УЛИЦА

1/ Светофо́р (от рус. свет и греч. φορός — «несущий») — оптическое устройство, подающее световые сигналы, регулирующие движение автомобильного, железнодорожного, водного и другого транспорта, а также пешеходов на пешеходных переходах.

Первый в истории человечества светофор был установлен в декабре далекого 1868 года. Произошло это в столице Великобритании – Лондоне, вблизи здания парламента. Создателем этого светофора явился инженер по имени Джон Пик Найт.

Создателем первого светофора, питающегося от электрической сети, стал гражданин США, проживающий в штате Юта, по имени Лестер Вайр, который в 1912 году разработал светофор с двумя сигналами, соответственно, красного и зеленого цвета. Однако данный проект запатентован не был [8].

В 1914 году, в Кливленде, одна из американских светофорных компаний установила сразу четыре электрических светофора, сконструированных другим инженером, Джеймсом Хогом. Эти светофоры помимо того, что светили красным и зеленым светом, издавали также еще и звуковые сигналы. Управление системой осуществлялось дежурным полицейским, находящимся в специально построенной вблизи перекрестка стеклянной будке.

Первые же трехцветные светофоры возникли немного позднее, в 1920 году. Появились они практически одновременно на улицах Нью-Йорка, а также в Детройте. Их спроектировали соответственно Джон Ф. Харрис и Уильям Поттс.

2/ Пешеходный переход – это участок проезжей части, предназначенный для движения пешеходов через проезжую часть дороги и обозначенный дорожными знаками «Пешеходный переход» и (или) горизонтальной дорожной разметкой либо искусственное сооружение, обеспечивающее возможность пешеходам попасть на противоположную сторону дороги без движения по проезжей части [7].

Пешеходные переходы бывают:

Нерегулируемый наземный пешеходный переход– участок проезжей части, предназначенный для движения пешеходов через проезжую часть дороги и обозначенный дорожными знаками «Пешеходный переход» и (или) горизонтальной дорожной разметкой.

Регулируемый пешеходный переход – наземный пешеходный переход, оборудованный светофорным регулированием.

Пешеходный переход в разных уровнях – искусственное сооружение, обеспечивающее возможность пешеходам попасть на противоположную сторону дороги без движения по проезжей части (подземные и наземные переходы)

3/ "Велосипед" - транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток.

КОЛЕСО ОБОЗРЕНИЯ

«Береги́сь автомоби́ля» — советский художественный фильм, поставленный на киностудии «Мосфильм» в 1966 году режиссёром Эльдаром Рязановым. Это лирическая кинокомедия, где главный герой угоняет машины Волга.

«Во́лга, Во́лга» — советская музыкальная комедия режиссёра Григория Александрова, премьера фильма состоялась 24 апреля 1938 года. События фильма разворачиваются вокруг небольшой провинциальной труппы артистов из города Мелководска, которые направляются в Москву на конкурс художественной самодеятельности под названием «Московская Музыкальная Олимпиада». Большинство сцен фильма происходят на колёсном пароходе, плывущем по Волге.

«Экипаж » - российский фильм 2016 года. История талантливого молодого летчика Алексея Гущина. Он не признает авторитетов, предпочитая поступать в соответствии с личным кодексом чести. За невыполнение абсурдного приказа его выгоняют из военной авиации, и только чудом он получает шанс летать на гражданских самолетах. Гущин начинает свою летную жизнь сначала. И спасает многие жизни.

«Т-34» - российский военно-приключенческий боевик режиссёра  Алексея Сидорова. Премьера фильма в России состоялась 1 января 2019 года. Главный герой прибывает в расположении части , где ему приказывают принять командование единственным уцелевшим танком  Т-34 с прозвищем «Беспощадный». 

«Такси»— французский кинофильм, сочетающий в себе элементы кинокомедии, боевика, приключенческого фильма и детектива. Действие фильма  происходит в Марселе. Главный герой водит автомобиль ТАКСИ.

«Ско́рость»- американский боевик 1994 года режиссёра Яна де Бонта. Сумасшедший террорист по неизвестным полиции причинам минирует лифт с пассажирами в небоскрёбе и требует выкуп в 3 миллиона долларов. Отряду спецназа удается эвакуировать всех людей, тогда тот же трюк он проделывает с автобусом.

АПТЕЧКА

1/ 2/ 3/

Приложение 4.

АНКЕТА

Уважаемые обучающиеся мы предлагаем вам ответить на следующие вопросы:
1. Понравилась ли вам интерактивная викторина «Дорожная АЗБУКА»?

ДА/ НЕТ

2. Укажите в каждом из разделов игры, какие из них вызвали затруднения.

Автомобиль ДА/ НЕТ

Знаки ДА/ НЕТ

Безопасность ДА/ НЕТ

Улица ДА/ НЕТ

Колесо обозрения ДА/ НЕТ

Аптечка ДА/ НЕТ

3. Укажите, пожалуйста, ваши замечания и предложение по игре.

СПАСИБО за участие в анкетировании.

Просмотров работы: 419