1.Введение
В 2018 году наша Дракинская школа отметила свой 30-летний юбилей (Приложение 1). Много событий в ней произошло за это время, сменялись дети и учителя, появлялись новые школьные традиции. По словам моих старших родственников, уроки теперь проходят совсем по-другому, хотя некоторые педагоги уже учат по третьему поколению. Я заинтересовался этим вопросом и выдвинул гипотезу:
при резком уменьшении рождаемости (демографическая яма) количество учителей уменьшается и увеличивается доля пожилых учителей.
Актуальность:
Общеизвестный факт, что с 1992 года Россия находится в полосе глубокого демографического кризиса, который является продолжением кризиса экономического.
В связи с низкой рождаемостью возрастает доля населения пожилого возраста, то есть происходит «старение населения».
Ежегодно численность учащихся в школах сокращается, следовательно и сокращается число преподавателей. Так же происходит «старение» учителей.
Министерство просвещения, проанализировав возрастной состав преподавательского состава в школах, выявило, что к 2029 году возраст учителей, работающих в школе, достигнет 65-67 лет. Поэтому президент нашей страны В.В.Путин предложил программу «Земский учитель» для поддержки педагогов. В Воронежской области эта программа начинает работать с 2020 года. Учителя, переехавшие на работу в село или город с численностью населения до 50 тысяч человек, получат денежную компенсацию в размере 1 миллиона рублей.
Цель:
выявить, как влияет уменьшение рождаемости и количество детей школьного возраста на численный состав учителей нашей школы за последние 30 лет.
Задачи:
Выявить изменение в численности детей школьного возраста за последние 30 лет.
Исследовать численность преподавательского состава за тот же период.
Сравнить и сопоставить полученные данные о численности учащихся и учителей в виде диаграмм.
Выявить изменения в возрастном составе учителей за последние 30 лет.
Объект исследования: учащиеся и учителя нашей школы
Предмет исследования: количественный состав учащихся и учителей
Методы исследования:
-статистический
-анализ и сравнение
-графический
Практическая значимость:
Данные исследования могут использоваться при проведении внеклассных мероприятий по изучению истории школы, в курсе краеведения, для профориентационных целей, для нашего школьного музея.
2.Теоретическое обоснование проблемы
Наше село как маленькая, но всё же часть России, потеряло людей вследствие демографических кризисов XX века. Это были войны 1914-1922 и 1941-1945 годов, насильственная коллективизация, репрессии, голод 1933-1934 годов.
В годы Великой Отечественной войны число родившихся в стране было почти вдвое меньшим, чем в предыдущие годы. Через 20-25 лет, в конце 1960-х годов, родившиеся в годы войны вступили в брачный возраст, но число родившихся у них детей оказалось гораздо меньшим, чем могло бы быть без войны. Это так называемое «демографическое эхо войны». Еще через 20-25 лет, в начале 1990-х годов, ситуация повторилась («второе эхо войны»). Если прибавить еще 20-25 лет, то «третье эхо войны» приходится на начало второго десятилетия XXI века.
3. Аналитическая часть
Я проанализировал количество учащихся и учителей в нашей школе за последние 30 лет (Приложения 2,3).
Диаграмма «Количество учащихся МКОУ «Дракинская СОШ»
с 1989 по 2018 год»
Вывод к диаграмме: количество учащихся снижалось в начале 90-х и в начале второго десятилетия XXI века.
Диаграмма «Количество учителей МКОУ «Дракинская СОШ»
с 1989 по 2018 год»
Вывод к диаграмме: количество учителей было стабильным в начале 90-х, увеличилось на рубеже веков и снижалось в начале первого десятилетия XXI века, далее было стабильным (Приложение 4).
Диаграмма «Количество молодых учителей МКОУ «Дракинская СОШ»
(до 25 лет) с 1989 по 2018 год»
Вывод к диаграмме: количество молодых учителей постоянно снижается с небольшим всплеском диаграммы в начале 2000-х годов, а с 2009 года учителей в возрасте до 25 лет в нашей школе можно сказать не было.
При новой системе оплаты труда, которая тесно связана с количеством учащихся, профессия учителя стала непрестижной для молодёжи.
По словам руководителя регионального департамента образования, науки и молодежной политики Олега Мосолова, на данный момент из 17,4 тысяч педагогов области всего 5,5% - в возрасте до 25 лет. Сейчас в школы нашей области приходит ежегодно 250-300 молодых педагогов, а должно приходить не менее 300-400 человек.
Диаграмма «Количество учителей МКОУ «Дракинская СОШ»
(25-35 лет) с 1989 по 2018 год»
Вывод к диаграмме: количество учителей в возрасте 25-35 лет снижалось в начале 90-х и в начале первого десятилетия XXI века.
Диаграмма «Количество учителей МКОУ «Дракинская СОШ»
(35-55 лет) с 1989 по 2018 год»
Вывод к диаграмме: количество учителей в возрасте 35-55 лет немного снизилось в середине 1990-х годов, а с начала 2000-х начало расти, далее пошло небольшое снижение.
Как правило, в школе работают люди предпенсионного и пенсионного возраста, которым трудно сменить свою сферу деятельности.
Диаграмма «Количество учителей МКОУ «Дракинская СОШ»
(55 лет и старше) с 1989 по 2018 год»
Вывод к диаграмме: количество учителей в возрасте 55 лет и старше, т.е. пенсионеров росло с начала 1990-х годов, далее было стабильно до середины 2000-х годов, а потом начало расти и достигло максимума в 2018 году.
Педагогический коллектив нашей школы стал более возрастным.
Также я построил таблицу (Приложение 5).
Данная таблица свидетельствует, что с 1989 года по 1999 год увеличивалась численность учащихся нашей школы и количество учителей, далее до 2012 года эти показатели уменьшались, с 2012 года по 2018 год количество учащихся увеличилось, а количество учителей осталось таким же. Численность молодых учителей постоянно снижалась.
4.Перспективы
Я также просчитал, сколько было в Дракинской школе выпускников.
Диаграмма «Количество выпускников МКОУ «Дракинская СОШ»
с 1989 по 2018 год»
Вывод к диаграмме: количество выпускников увеличилось в начале 2000-х годов.
Перспективы: выпускники- это 15-17 летние молодые люди, которые в середине второго десятилетия XXІ века вступили в брачный возраст. Следовательно, в начале 2020-х годов их дети пойдут в школу, т.е. ожидается увеличение количества обучающихся в нашей школе.
5.Выводы:
Количество учащихся в начале 90-х и в начале второго десятилетия XXI века соответствует демографической яме («второе и третье эхо войны»)
Исследуя диаграмму численности преподавательского состава за тот же период, я установил, что он остается на одном уровне с небольшим увеличением в начале 2000-х годов
За 30 лет в нашей школе произошло уменьшение учителей в возрасте до 25 лет и увеличение учителей в возрасте 35-55 лет.
Снижение количества учителей-пенсионеров в нашей школе пришлось на период с 2005 по 2010 год. Это люди, родившиеся сразу после Великой Отечественной войны, когда рождаемость была низкой.
Количество учителей, как я и предполагал, увеличилось в конце 1990-х-начале 2000-х годов. Тогда же в нашей школе было самое большое количество учащихся за последние 30 лет.
В перспективе ожидается рост числа учащихся нашей школы.
Вопрос «старения» учителей актуален не только для нашего села, но и для всей страны. Недаром им заинтересовалось и наше правительство.
6.Список использованной литературы:
Алексеев А.И., Низовцев В.А., Ким Э.В. География России. Природа и население 8 класс. -М.: Дрофа.2014
Алфавитная книга приказов о движении учащихся МКОУ «Дракинская СОШ»
Книга выдачи аттестатов об основном общем образовании МКОУ «Дракинская СОШ»
Книга выдачи аттестатов о среднем общем образовании МКОУ «Дракинская СОШ»
Книга учёта личного состава работников Дракинской средней школы.
http://voronej.bezformata.com/uchitel-pomozhet-reshit-problemu/73160642/
7.Приложения
Приложение 1.
Здание МКОУ «Дракинская СОШ» в 2018 году.
Приложение 2.
Подсчет учителей МКОУ «Дракинская СОШ» за последние 30 лет
Приложение 3.
Учащиеся МКОУ «Дракинская СОШ» в начале 90-х годов
Приложение 4.
Коллектив учителей МКОУ «Дракинская СОШ» в начале XXI века.
Приложение 5.
Таблица «Изменение количества учащихся и учителей МКОУ «Дракинская СОШ» с 1989 года по 2018 год».
Год |
Кол-во учащих-ся |
Кол-во выпуск-ников |
Кол-во учите-лей |
Учителя до 25 лет |
Учителя 25-35 |
Учителя 35-55 |
Учителя 55 и старше |
1989 |
335 |
48 |
29 |
6 |
6 |
15 |
2 |
1990 |
343 |
64 |
30 |
5 |
8 |
15 |
2 |
1991 |
332 |
40 |
32 |
6 |
10 |
13 |
3 |
1992 |
325 |
61 |
33 |
6 |
10 |
13 |
4 |
1993 |
348 |
50 |
31 |
6 |
7 |
12 |
6 |
1994 |
371 |
41 |
34 |
6 |
10 |
12 |
6 |
1995 |
404 |
53 |
34 |
5 |
12 |
12 |
5 |
1996 |
423 |
67 |
35 |
3 |
16 |
11 |
5 |
1997 |
445 |
58 |
34 |
1 |
14 |
13 |
6 |
1998 |
455 |
80 |
37 |
2 |
15 |
14 |
6 |
1999 |
492 |
77 |
38 |
2 |
16 |
14 |
6 |
2000 |
488 |
73 |
39 |
2 |
18 |
13 |
6 |
2001 |
460 |
98 |
39 |
1 |
16 |
17 |
5 |
2002 |
447 |
86 |
42 |
1 |
16 |
19 |
6 |
2003 |
362 |
112 |
41 |
2 |
16 |
18 |
5 |
2004 |
399 |
86 |
40 |
3 |
11 |
20 |
6 |
2005 |
375 |
93 |
35 |
5 |
8 |
21 |
1 |
2006 |
355 |
54 |
34 |
3 |
6 |
24 |
1 |
2007 |
317 |
76 |
32 |
2 |
3 |
26 |
2 |
2008 |
314 |
57 |
32 |
2 |
2 |
26 |
2 |
2009 |
300 |
79 |
32 |
0 |
3 |
25 |
4 |
2010 |
280 |
56 |
31 |
0 |
3 |
25 |
3 |
2011 |
279 |
50 |
31 |
3 |
4 |
24 |
3 |
2012 |
277 |
42 |
31 |
0 |
5 |
23 |
3 |
2013 |
280 |
43 |
30 |
0 |
4 |
23 |
3 |
2014 |
305 |
37 |
32 |
0 |
6 |
22 |
4 |
2015 |
328 |
29 |
32 |
0 |
6 |
22 |
4 |
2016 |
352 |
28 |
31 |
0 |
5 |
22 |
4 |
2017 |
351 |
43 |
30 |
0 |
6 |
18 |
6 |
2018 |
357 |
48 |
33 |
2 |
6 |
17 |
8 |
15