Школьная перепись населения

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Школьная перепись населения

Кретова Е.Н. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Жилёвская средняя общеобразовательная школа» городского округа Ступино Московской области
Кретова Е.В. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Жилёвская средняя общеобразовательная школа» городского округа Ступино Московской области
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

 

Тема исследовательского проекта «Школьная перепись населения» выбрана не случайна. На уроках географии мы проходили тему, в рамках которой знакомились с численностью населения России, её демографическим портретом. Эта тема показалась интересной, и я решила заняться исследованием в этом вопросе. Так как большую часть своего времени мы проводим в школе, школа для нас – это школьная страна, в которой есть свои порядки, права, обязанности, общественная жизнь и свои граждане, т.е. её «население». Школа, в которой мы обучаемся, находится в рабочем поселке Жилёво – это МБОУ «Жилёвская средняя общеобразовательная школа» городского округа Ступино Московской области. Половина учащихся нашей школы - это жители микрорайона Новое Ступино, проживающие в 7 км от школы, добирающиеся до места обучения четырьмя школьным автобусами, количество рейсов которых доходит до 15 раз за один учебный день. Микрорайон Новое Ступино сравнительно молодой, в настоящее время, население микрорайона - это люди, которые приехали из разных уголков нашей страны и даже из других государств. Таким образом, в нашей школе обучаются ребята не только из городского поселения Жилёво, но и из микрорайона Новое Ступино и из деревень Петрово, Колычево, Шматово, Савино. Мне захотелось выяснить, как выглядит собирательный портрет жителя нашей школьной страны, а конкретно:

- ребята каких национальностей учатся в нашей школе;

- какие из учебных предметов больше нравятся нашим ребятам;

- кто преобладает по количеству - мальчики или девочки;

- какие мужские и женские имена являются самыми распространенными, а какие - редкими;

- чем ребята занимаются в свободное от учебных занятий время.

Объектом исследования является МБОУ «Жилёвская средняя общеобразовательная школа».

Предмет исследования - это учащиеся 5-11 классов нашей школы.

Актуальность. Несмотря на то, что в настоящее время количество учащихся школы постоянно увеличивается, портрет населения нашей школьной страны вскоре изменится, так как часть учащихся школы с 2019-2020 учебного года планируют перевести в школу, построенную в микрорайоне Новое Ступино, хотелось бы для истории нашей школы оставить в школьной музейной комнате результаты переписи «населения» нашей школы, как сборный портрет ученика 2018 года.

Новизна работы заключается в том, в нашей школе впервые проведено подобное исследование, с результатами которого мы обязательно познакомим наше школьное население.

Цель работы – проведение социологического исследования: сбора статистической информации о «школьном населении», т.е. контингенте учащихся школы с 5 по 11 класс, обработка и анализ собранных результатов.

В процессе достижения поставленной цели исследования я решала следующие задачи:

Изучить историю возникновения переписи населения;

Провести школьную мини-перепись;

Проанализировать результаты проведённой переписи населения;

Выявить интересы школьников;

Познакомить с результатами проекта учащихся 5-11 классов и педагогов.

Методы: метод анкетирования, диагностика и анализ собранных сведений.

Данная работа может использоваться на классных часах и уроках географии. На примере минипереписи школьного населения можно лучше понять, как происходит перепись населения России.

История возникновения переписи населения

Изучая дополнительные источники литературы по теме своего проекта, используя интернет-ресурсы, я узнала, что перепись «населения — это единый процесс сбора, обобщения, анализа и публикации демографических, экономических и социальных данных населения, относящихся по состоянию на определённое время ко всем лицам в стране или чётко ограниченной её части» [2]. Т.е. – это уникальный источник, из которого получают различные сведения о населения, используя их для разработки и реализации любых социально-экономических программ. Такие данные не зря считаются уникальными, потому что такие сведения можно получить только от каждого конкретного человека, участника переписи.

Я выяснила, что учет населения возник в глубокой древности, когда необходимо было установить сколько налогов можно собрать с населения, или кого можно призвать на военную службу. Еще в древнеиндийских законах Ману правителями предписывалось учитывать жителей, чтобы узнать свои силы и определить налоги. Учеты населения проводились 2800—2250 лет до нашей эры в Египте, Древнем Китае, Древней Японии, в Месопотамии. Результаты учётов населения использовались в военных целях.

В Древней Руси русское население впервые переписали монголо-татары в XII, чтобы определить объемы (размеры), собираемой ими дани. С тех пор вплоть до 1897 года учет населения в России проводился локально, т.е. на опрос населения проводился на отдельных территориях России: в Петербурге, Москве, Одессе, Харькове, Прибалтике, Казахстане, Семиреченской обл. и т. д. Были заведены «писцовые книги», в которые вносили сведения о населении, описывали поместья, деревни, церкви, города. Указом Петра I от 26 ноября 1718 г. было положено начало государственным ревизиям, которых было проведено 10 с 1719 по 1858 годы. В июне 1895 года император Николай II утверждает Положение о первой всеобщей переписи населения Российской империи. В нем говорится, что перепись "есть дело для России совершенно новое, никогда в ней до сих пор не бывалое. Перепись эта будет состоять в том, что будут пересчитаны поодиночке все жители государства для того, чтобы правительство могло знать верные числа или счет населения, как во всем государстве, так и в каждой отдельной губернии, в каждом уезде, в каждой волости, селении и усадьбе".

Настоящая, первая Всероссийская перепись населения в нашей стране проходила 28 января (по старому стилю) 1897 года. В это время в великой Российской империи (кроме Финляндии), путем непосредственного опроса всего населения. Её инициатором является житель Рязанской губернии, выдающийся русский ученый, географ, статист Петр Петрович Семенов Тян-Шанский.

По итогам первой Всероссийской переписи численность населения Российской империи составила 67 475 тыс. человек.

Со времени проведения каждой последующей переписи, изменялись очень многие статистические данные – степень благосостояния населения, уровень образования россиян, демографические и миграционные процессы в обществе.

Последняя Всероссийская перепись населения на сегодняшний день проходила с 14 по 25 октября 2010 года. Девиз этой переписи - «России важен каждый». Период проведения переписи составлял 12 дней. В течение этого периода проведения Всероссийской переписи населения переписчики приходили во все жилые дома, закрепленные за своим участком. Переписчика 2010 года было легко узнать. Каждый переписчик имел специальное удостоверение с голографической защитой, на котором указываются его должность и имя, а также адрес переписного участка, к которому он прикреплен, на нем был шарф с эмблемой переписи, в руках - синий портфель с надписью «Федеральная служба государственной статистики», в котором находились переписные листы светло-персикового цвета.

Следующая ближайшая полномасштабная Всероссийская перепись населения запланирована с 1 по 31 октября 2020 года.

Таким образом, я выяснила, что перепись населения – это самая значительная статистическая работа общегосударственного масштаба, позволяющая получить «фотографию» населения страны на определенный момент времени, это очень важный источник статистической информации, анализируя который можно решить многие проблемы, найти новые возможности развития государства и повысить качество жизни населения.

При переписи населения можно выяснить много разных сведений о жителях страны, что очень значимо и важно для любого государства. Ведь главная ценность любой страны – это её жители. Человеческий ресурс – это наиважнейший ресурс любого государства. Любые сведения о самом главном ресурсе страны позволяют не просто планировать, но и прогнозировать дальнейшее развитие общества. Например, сколько будет в будущем рабочих рук, сколько будет пенсионеров, кого больше женщин или мужчин, какие национальности преобладают – все это можно узнать уже сегодня, обработав результаты переписи населения.

Перепись населения Жилёвской СОШ

Познакомившись более подробно с источниками информации по интересующей меня теме, я приступила к практической части своего проекта: проведению минипереписи нашего школьного населения, т.е. к социологическому исследованию, сбору информации о жителях нашей школьной страны. Я выяснила у заместителя директора по УВР, что на 1 ноября 2018 года в МБОУ «Жилёвская СОШ» обучаются 611 учащихся, из них 309 являются учениками 1-4 классов, многие из них учатся во вторую смену. Я решила своим социологическим опросом охватить учащихся с 5 по 11 класс. Эти классы и приняли самое активное участие в моем проекте. Мною были разработаны опросные переписные листы, в форме анкеты, предназначенные для получения сведений об учениках нашей школы, их количестве, половом, национальном составе, увлечениях и др. (Приложение 1). Реализация проекта проходила в период с 9 по 26 ноября 2018 года. Собрав сведения, я приступила к обработке результатов своего социологического опроса. Информацию систематизировали, подсчитали и записали в таблицы, затем, с помощью своего руководителя, используя данные из таблиц, научились составлять диаграммы. Нам это было необходимо, для того, чтобы, впоследствии, наглядно познакомить ребят, участвовавших в нашем проекте с результатами минипереписи школьного населения.

Результаты

Обработав всю полученную в ходе социологического опроса информацию, я выяснила следующее.

1.Количество учащихся.

На ноябрь 2018 года в школе обучаются 611 учеников, из них 302 человека - это учащихся 5-11 классов. Из анализа диаграммы «Количество учащихся в школе» (Приложение 2) видно, что количество учащихся 1-4 классов превышает количество учащихся 5-11 классов всего лишь на 7 человек, что составляет 5%. В школе всего 25 классов, 13 из которых (5-11) стали участниками школьной минипереписи, что составляет 49% от всех учащихся школы. Здесь необходимо отметить, что все ученики 5-11 классов приняли активное участие в проекте.

2.Половой состав учеников.

Из анализа таблицы и диаграммы «Половой состав учеников» (Приложение 3) можно увидеть, что количество мальчиков превышает количество девочек на 30 человек. Таким образом мужское население нашей страны преобладает над женским на 5 %.

3.Распространённые и редкие мужские и женские имена.

Имена ребят нашей школы настолько разнообразны, что обработка данных по этому вопросу вызвала у меня наибольшее затруднение, так как различных имен было огромное количество. Обработав полученные сведения, я выяснила, что самым распространенным мужским именем среди мальчиков 5-11 классов является имя Артем - 12 мальчиков носят это имя, обладателем имени Даниил стали 11 учеников, 8 ребят носят имя Егор и мальчиков с именем Максимов оказалось 7 человек. С этими сведениями можно ознакомиться в таблице и диаграмме «Мужские имена» (Приложение 4). Редко встречающимися именами у мужского населения нашей школьной страны стали имена: Богдан, Хасан, Фирдавс, Парвиз, Гайрат, Рамин, Левон, Белек, Стивен, Отабек, Архип, Тоирджон, Марсэль, Комил.

Анализируя таблицу и диаграмму «Женские имена» (Приложение 5), можно увидеть, что среди девочек самым распространенным именем оказалось имя Александра, обладательниц этого имени среди учениц 5-11 классов – 12 человек, за ними идут обладательницы имени Виктория – 11 девочек, 9 девочек носят имя Елизавета, 5 девочек имя Анастасия.

Редко встречающимися именами у женского населения нашей школьной страны стали имена: Сугдиена, Айтолкун, Зухра, Евангелина, Амалия, Кириена, Алеся, Азиза, Марта, Антуанетта.

4.Национальный состав.

Так как микрорайон Новое Ступино (учащиеся из которого составляют почти половину от количества всех учащихся школы) очень молодой, население приезжает сюда на постоянное место жительства, из разных уголков нашей страны и зарубежья. Поэтому национальный состав населения нашей школьной страны очень разнообразен и многонационален, что не могло не отразится в социологическом исследовании. Несмотря на то, что все мы разные по национальному составу, в нашей школьной стране мы чувствуем себя как одна большая дружная семья. Практически каждый месяц в классы приходят новые ученики и такого понятия как «новенький», для нашей школы просто не существует, потому, что каждый из нас когда-то был таким же «новеньким», но очень быстро становился полноценным жителем нашей школьной страны. Мне кажется, что это особенность именно нашей, Жилёвской школы.

Анализируя диаграмму и таблицу «Национальный состав» (Приложение 6) можно, отметить, что 84% обучающихся 5-11 классов по национальной принадлежности – это русские, 6% обучающихся относятся к другим 15 национальностям. Наличие различных национальностей в рамках одной образовательной организации обусловлено многонациональностью микрорайона Новое Ступино.

5.Занятия школьников (хобби) в свободное от уроков время

Анализируя таблицу и диаграмму (Приложение 7), можно увидеть насколько много разносторонне увлекающихся, творческих и спортивных ребята среди нашего школьного населения. Увлечения у них разнообразные. Практически все учащиеся 5-11 классов занимаются в различных творческих объединениях и спортивных секциях. Многие учащиеся занимаются дополнительно с репетиторами по таким предметам как английский язык, химия, биология, математика, физика. Но, как выяснилось, наибольшее предпочтение наши ребята отдают спортивным секциям, танцевальным объединениям, музыкальным школам и театральному кружку. Многие учащиеся отметили в анкете, что в свободное время они увлекаются компьютерными играми, много времени отводят общению в социальных сетях, а также любят гулять и проводить время в компании друзей на свежем воздухе.

6.Любимый школьный предмет.

Любимых предметов у жителей нашей школьной страны оказалось довольно много, но, анализируя диаграмму и таблицу (Приложение 8), можно увидеть, что 83 человека из опрошенных предпочитают занятия физической культурой, 62 человека с удовольствием посещают уроки математики, 58 ребят отмечают уроки технологии, 53 ученика с удовольствием занимаются английским языком, а 49 учащихся увлекают уроки географии, другие учебные предметы ребята также указывали в опроснике их доля была примерно одинаковой.

Заключение
В ходе реализации проекта, я познакомилась с историей возникновения переписи населения и поняли, что перепись населения – это важное общественное явление, которое имеет огромное значение для государства. Это уникальный источник сведений о населении, который можно было использовать в военных, экономических, политических целях. Можно сказать, что это «срез» или «фотография» населения страны в определённый момент времени. Этот факт ещё больше заинтересовал меня, поэтому мне захотелось сделать «фотографию» населения нашей Жилёвской школы.

Разработав опросный лист в форме анкеты, я провела школьную миниперепись среди учеников 5 - 11 классов и, обработав собранные в опросниках количественные и качественные данные, выявили интересы «жителей» нашей школьной страны, узнали многие другие сведения. Мне было интересно анализировать собранную информацию. В ходе выполнения практической части своего проекта, я научилась проводить социологический опрос, и, обработав информацию, оформлять результаты опроса в виде таблиц и диаграмм.

Проанализировав данные диаграмм и таблиц я получила следующий результат: количественный состав населения нашей страны составил 306 человек, мужское население нашей страны на 30 человек превышает женское население. Среди «жителей» нашей страны чаще всего встречаются Артемы и Александры. По национальному составу наше население очень разнообразное, насчитывает больше разных 16 национальностей, но преобладают по национальному признаку в нем русские. Жители нашей школьной страны – это увлекающиеся ребята, большинство из которых посещают различные спортивные секции, к другим самым распространенным увлечениям наших ребят можно отнести занятие музыкой и танцами. Любимыми учебными предметами наших ребят являются уроки физической культуры и, как ни удивительно, уроки математики. Вот такой разнообразный по признакам, указанным в опросном листе, получился собирательный образ «гражданина страны» МБОУ «Жилёвская средняя общеобразовательная школа».

Таким образом те задачи, которые я ставила перед собой в ходе реализации своего проекта были выполнены, что собственно и позволило достичь цели и провести социологическое исследование населения МБОУ «Жилёвская средняя общеобразовательная школа» с 5 по 11 класс, получить сборный портрет гражданина нашей школьной страны, ученика МБОУ «Жилёвская средняя общеобразовательная школа» в 2018-2019 учебном году, который останется в школьной музейной комнате в виде оформленного информационного плаката для истории нашей школы.

Список литературы и использованных источников

А.И.Алексеев, В.В.Николина, Е.К.Липкина (Полярная звезда). География 8 класс – М.: Дрофа, 2018г.

Демография: Учебник / Под общ. Ред. Н.А.Волгина. М.: Изд-во РАГС, 2003.– 384 с.

Медков В. М. Демография: Учебник.- Издательство: ИНФРА-М,2009 г.

Народонаселение. Энциклопедический словарь - М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. - 640 с.

Шелестов Д.К. Историческая демография. – М.: Высшая школа, 1987

www.demoscope.ru - Электронная версия бюллетеня Население и общество

www.perepis2002.ru –портал «Всероссийская перепись населения 2002 года»

www.perepis-2010.ru - портал «Всероссийская перепись населения 2010года»

http://ru.wikipedia.org.

http://statistika.ru/.

Приложение 1

Переписной лист

(Школьная перепись населения)

п/п

Вопрос

Ответ

1.

Ваше имя

 

2.

Ваш пол

 

3.

Национальная принадлежность

 

5.

Ваше любимое занятие (хобби)

 

6.

Ваш любимый предмет в школе

 

Приложение 2

Приложение 3

2.Половой состав учеников:

Пол

Количество

Мужской

166

Женский

136

Приложение 4

Мужские имена

Имя

Всего

Артем

12

Даниил

11

Иван

10

Егор

8

Максим

7

Приложение 5

Женские имена

Имя

Всего

Александра

12

Виктория

11

София

9

Елизавета

7

Анастасия

5

Приложение 6

Национальность учеников

Национальность

Всего

учеников

Русские

254

Казахи

2

Татары

3

Чуваши

2

Калмыки

1

Узбеки

2

Корейцы

1

Евреи

5

Туркмены

3

Армяне

6

Киргизы

3

Таджики

5

Белорусы

4

Украинцы

8

Молдаване

2

Грузины

1

Приложение 7

Любимые занятия

Наименование

Количество человек

Спортивные секции

145

Музыкальная школа

65

Танцы

28

Театральное объединение

15

Другие кружки, репетиторы

46

Приложение 8

Любимый школьный предмет

Предмет

Количество выбравших

Физическая культура

83

Математика

62

Технология

58

Английский язык

53

Другие разные предметы

46

Приложение 9

Плакат с результатами школьной переписи населения

Просмотров работы: 49