Готовимся к юбилею А.П. Чехова. Устный журнал "Чехов-путешественник"

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Готовимся к юбилею А.П. Чехова. Устный журнал "Чехов-путешественник"

Борина Е.Н. 1
1МБОУ гимназия №7
Гришакина О.П. 1
1МБОУ гимназия №7
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

В 2020 году, 29 января, великому писателю А.П. Чехову исполнилось бы 160 лет. Он прожил небольшую (1860-1904), но очень яркую и плодотворную творческую жизнь. За 25 лет творчества он создал около 500 произведений, которые переведены на 100 языков, написал 4500 писем, которые составили 12 томов в сборнике его произведений. Город Чехов стал носить имя писателя с 1954 года, заменив название Лопасня – старинного поселка Подмосковья, рядом с которым в усадьбе Мелихово Антон Павлович прожил 7 насыщенных профессиональной и общественной деятельностью лет. Все в нашей стране, чьи места как-то связаны с Чеховым, начали готовиться к его юбилею. В том числе и город Чехов, и его молодежь. В нашей гимназии с 1.09.2019 г. начат большой проект «Как повысить туристическую привлекательность города Чехова», в котором принимают участие ученики 1-11 классов, разрабатывающих разные направления расширения развития туризма в городе и подготовки мероприятий к юбилею писателя. Это и инстаграм страницы, создание туристических буклетов и календарей, макетов туристической сувенирной продукции, статей о творчестве и жизни А.П. Чехова, тематических экскурсий и мероприятий, разработка туристических маршрутов. Я отвечаю за подготовку устного журнала для школьников «Чехов – путешественник».

Актуальность работы заключается в разработке интересных мероприятий, рассказывающих о жизни и деятельности великого писателя в период подготовки к 160-летию А.П. Чехова, показывающих интересные страницы его биографии, что, безусловно, полезно знать школьникам и взрослым. Потому что Чехов – это действительно уникальное явление нашей культуры, национальное достояние России.

Объект исследования: жизнь и деятельность А.П. Чехова.

Предмет исследования: путешествия А.П. Чехова.

Цель: разработка сценария устного журнала «Чехов – путешественник», тематического мероприятия для школьников, рассказывающего о путешествиях великого писателя в России и заграницей.

Задачи:

Изучить биографию А.П. Чехова и выделить в ней периоды и места его путешествий.

Посетить музей-заповедник А.П. Чехова «Мелихово».

Составить сценарий устного журнала и провести его среди младших школьников.

Подготовить публикацию на сайте гимназии и предложить материалы работы для составления общешкольного плана мероприятий по подготовке к юбилею А.П. Чехова.

Практическое значение работы заключается в возможности использования материалов работы в любой образовательной организации при проведении мероприятий, посвященных А.П. Чехову.

А.П. Чехов – великий русский писатель, врач, общественный деятель.

Антон Павлович Чехов – классик русской и мировой литературы. «Чехов - это Пушкин в прозе» - сказал лев Толстой и был, безусловно, прав.

Антон Павлович родился 29.01.1860 г. в городе Таганроге, в семье купца, владельца бакалейной лавки Павла Егоровича Чехова и Евгении Яковлевны Чеховой. Семья была большая, шестеро детей, пять сыновей (Антон – третий ребенок) и одна дочь. Умер 15.07.1904 г. в городе Баденвайлер в Германии. Прожил всего 54 года, но настолько ярких и насыщенных, что многим столько дел было бы и не сделать за несколько жизней. Будучи еще в гимназии, в 18 лет, Антон пишет первую драму «Безотцовщина», издает юмористические журналы. В 1876 году, когда отец разорился и уехал от кредиторов в Москву, Антон Павлович начинает зарабатывать деньги частными уроками, чтобы кормить семью. В 1879 году будущий писатель поступает на медицинский факультет Московского университета, а с 1882 года уже помогает принимать пациентов в Воскресенской лечебнице. Это даст ему большой опыт и неутомимое желание стать высокопрофессиональным врачом. Одновременно много пишет: рассказы, фельетоны, юморески, малые пьесы. Ему очень нравился процесс творчества, писал по рассказу в день. С 1887 года его произведения становятся все более серьезными, большими, драматичными, интересными по сюжетам и героям. Слава его как писателя растет, и каждое новое произведение привлекает читателей и критиков.

Антон Павлович написал за свою творческую жизнь более 500 произведений, которые очень популярны во всем мире и переведены на 100 языков.

В 1889 году Антон Павлович решает отправиться в путешествие по России и достичь Сахалина. Ему интересна жизнь людей, их истории, чувства, самобытность. В 1890 году он отправляется в путь и за 82 дня преодолевает Сибирь, написав о ней 9 очерков. С 23 июля он несколько месяцев проведет на Сахалине. Затем возвратится в Москву через морское путешествие через Азию.

В 1892 году Чехов покупает небольшое имение близ Лопасни (ныне город Чехов) в Южном Подмосковье. И здесь проявляется себя не только как выдающийся прозаик и драматург, но и общественный деятель. Он приводит в порядок запущенную усадьбу Мелихово, лечит больных, строит аптекарский пункт, амбулаторию, школы, дороги, борется с холерой (на его участке 25 деревень, 4 фабрики и монастырь, построены 2 медицинских пункта и 5 холерных бараков), участвует в переписи населения, помогает голодающим крестьянам, открывает почтовое отделение (ныне Музей писем А.П. Чехова), устраивает библиотеки, сажает сады и леса. Мелиховский период (1892-1899гг.) – самый плодотворный период в творчестве Антона Павловича. Здесь они пишет более 40 произведений (среди них, например, «Палата №6», «Три сестры», «Дом с мезонином», «Чайка», «Моя жизнь», «Сахалин»), 2400 писем.

В 1897 году здоровье Чехова ухудшается, он переезжает в Ялту, а в 1899 году продает имение в Мелихово. Потом уезжает на лечение в Германию, где в 1904 году умирает в городе Баденвайлер от туберкулеза и кровоизлияния в мозг. Его смерть стала огромной трагедией не только для россиян, а и для многих иностранцев, горячо любивших Чехова как писателя и выдающегося врача и общественного деятеля.

Готовимся к юбилею А.П. Чехова. Город Чехов.

Город Чехов – небольшой городок на юге Подмосковья. В нем 71 тысяча жителей. Он как древнее поселение Лопасня на берегу одноименной реки основан в 1175 году. В 1954 году (в год 50-летия смерти А.П. Чехова) переименован в город Чехов. Город хранит память о писателей и серьезно готовится к его юбилею. Мы узнали, что именем Чехова названы в России 1290 улиц и проспектов, 14 музеев, 5 больших библиотек, 8 театров, большое морское судно, ему поставлено 27 памятников и названы даже астероид и кратер на Меркурии.

Антон Павлович – мастер крылатых выражений. Очень многие его фразы стали настолько популярными, что их знает каждый образованный человек, включая ребенка. Вот несколько примеров.

Не ответить на письмо, все равно, что не пожать протянутую руку.

Даже болеть приятно, когда знаешь, что есть человек, который ждет твоего выздоровления как праздника.

Великие дела определяются великими целями.

Влюбленность указывает человеку, каким он должен быть.

Хорошему человеку бывает стыдно даже перед собакой.

Равнодушие, это паралич души, это преждевременная смерть.

Чтобы открыть заново не только для жителей города жизнь и творчество Антона Павловича в нашей школе создана интернет страница в Инстраграм tyrizm­_chehov . По состоянию на 19.11.2019 г. в ней 36 публикаций, 102 подписчика, 58 подписок. Инстаграм сейчас очень популярный ресурс, мы решили использовать его возможности в этом плане. Публикации там имеют серию фотографий, коротких описаний туристических достопримечательностей, советов туристам, сравнений нашего города с другими маленькими туристическими городами России.

В планах подготовки города Чехов к юбилею писателя большая и серьезная программа, в некоторых направлениях которой и мы, и дети других школ района принимают участие.

Серия экскурсионно-театральных программ, тематических встреч и юбилейных мероприятий в Государственном мемориальном литературном музее-заповеднике А.П. Чехова в Мелихово https://chekhovmuseum.com/

Тематические экскурсии и встречи в Музее писем А.П. Чехова

Международный театральный фестиваль «Мелиховская весна»

Фестиваль школьных театральных коллективов по произведениям А.П. Чехова.

Программы в библиотеках «Читаем Чехова вместе»

Межрегиональный конкурс учебных проектов «Чеховский меридиан»

Выставки рисунков по произведениям А.П. Чехова.

Конкурс фотографий «Город Чехов»

Цикл внеклассных мероприятий в образовательных организациях и учреждениях дополнительного образования.

Выпуск подарочных экземпляров произведений А.П. Чехова, туристических буклетов, календарей и другой сувенирной продукции.

Создание экспозиций и инсталляций «Я люблю Чехов»

Чехов – путешественник.

Антон Павлович Чехов – неутомимый путешественник. Об этом немногие знают. Поэтому мы решили провести в школе мероприятие в виде устного журнала из нескольких страниц, которые готовят несколько групп учащихся, представляющих различные годы и места путешествий писателя. Устный журнал – удобная, интересная и популярная форма мероприятий, в котором могут участвовать (и даже соревноваться) ребята. Здесь можно проявить свои способности, творчество, использовать рисунки, фотографии, презентации, музыку, разговоры со специалистами, игры. Устный журнал подходит практически для любого школьного возраста.

А что такое журнал вообще?

Журнал – это периодическое издание в виде небольшой книги, имеющей постоянные рубрики, содержащей статьи, художественные произведения, иллюстрации, фотографии. Журнал составляется в легкой для восприятия форме, если он содержит популярную информацию и в серьезной , если он имеет научный характер и рассчитан на определенный круг читателей.

В устном журнале, который давно прижился в школе как интересное и содержательное, в то же время доступное и творческие ориентированное мероприятие, мы выделили рубрики – страницы:

«Колонка редактора» – вступительное слово ведущего о юбилее А.П. Чехова в 2020 году.

«Галерея» - выставка книг и фотографий о писателе, карта его путешествий.

«Мелиховский период» - представление группы учащихся о жизни и творчестве Антона Павловича в период его жизни близ Лопасни (ныне город Чехов) на основе экскурсии в Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник А.П. Чехова «Мелихово».

«Театральная страница» - инсценировки по произведениям А.П. Чехова.

«Чехов – путешественник» - доклады групп участников программы по путешествиях А.П. Чехова по России, Азии, Европе. / основная часть /

«Крылатые фразы» - обсуждение смысла и значений самых популярных афоризмов А.П. Чехова. Записи в АРТблокноты.

«Предложения» - обсуждение предложений и идей школьников для повышения туристической привлекательности города Чехова.

Материалы к странице «Чехов – путешественник».

География и путешествия – очень близкие слова.

Группы №1 и №2.

Не будет преувеличением сказать, что Антон Чехов интересовался географией с детства. В родном Таганроге (втором, после Одессы южном порте тогдашней России) он видел корабли, пришедшие из дальних стран, слышал рассказы купцов, рыбаков, матросов. В небольшой торговой лавке отца ему с детства запомнился диковинный запах экзотических «колониальных товаров» - чая, кофе, пряностей и южных фруктов. Став постарше, он с любопытством искал на картах, где же растут эти удивительные творения южной природы. Научившись читать, он стал с увлечением изучать книги о дальних странах и великих путешествиях, о приключениях первооткрывателей неведомых земель и морей. С интересом постигал он основы географии в таганрогской гимназии.

По окончании гимназии Антон сдал географию на «отлично», о чем говорит его аттестат, хранящийся в эго московском музее на Садово-Кудринской улице. А вот строгие учителя русского языка и словесности поставили будущему великому писателю лишь «4, хорошо»!

Первые путешествия по просторам южной России, его собственные впечатления и о поездках за пределы Таганрога и о переезде в Москву были описаны в его произведениях.

Став студентом Московского университета Антон получил возможность посещать лекции ученых-натуралистов, читать литературу по естественным наукам. И хотя о его увлечениях в студенческие годы известно немного, можно предложить что он, студент-медик, мог слушать публичные лекции доцента (а позднее профессора) Д.Н.Анучина по антропологии, этнографии и географии, приобрести методические навыки исследователя природы и людей, пригодившиеся ему впоследствии.

В начале 1890 г. родные, близкие и коллеги А.П.Чехова узнали о его решении отправиться в путешествие на противоположный край огромной Российской империи «каторжный» остров Сахалин. Ему нужно было самому узнать Россию и ее народ. Но знакомые были удивлены. По какой причине, он молодой, успешный литератор и дипломированный врач пускается на столь непростое и опасное предприятие? 21 апреля 1890 года Антон Чехов (молодой, ему всего 30 лет), с дорожной фляжкой через плечо и револьвером в кармане, прощался с родными и друзьями на перроне Ярославского вокзала. Впереди было главное путешествие в биографии писателя. Поездка на Сахалин и плавание на пароходе Добровольного флота вокруг Азии в Одессу в 1890 году задумывались Чеховым вместе как единое путешествие на Восток, включая зарубежный: «Мой маршрут таков: Нижний, Пермь, Тюмень, Томск, Иркутск, Сретенск, вниз по Амуру до Николаевска, два месяца на Сахалине, Нагасаки, Шанхай, Ханькоу, Манила, Сингапур, Мадрас, Коломбо (на Цейлоне), Аден, Порт-Саид, Константинополь, Одесса…»

Долгий путь А.П.Чехова из Москвы на Сахалин (длиной около 12 тысяч верст) можно поделить на несколько отрезков (железнодорожный, водный, гужевой) в зависимости от вида транспорта, использованного писателем.

Задание для слушателей: по ходу рассказа составить таблицу остановок в маршруте

Москва – Ярославль

Ярославль –

Нижний Новгород

Нижний Новгород - Пермь

Пермь - Тюмень

Тюмень - Томск

Байкал - Сретенск

Сретенск - Благовещенск

Благовещенск –Николаевск

Сахалин - Владивосток

Гонконг, Сингапур

Коломбо, Порт-Саид

Одесса - Москва

Задание для слушателей по контурной карте: нанести на карту маршрут путешествия А.П. Чехова на Сахалин

Начался он «железнодорожным» участком Москва – Ярославль, пройденным на пассажирском поезде за несколько часов (21-22.04. 1890г). В Ярославле Антон Павлович сел на пароход «Александр Невский», доставивший его по Волге в Нижний Новгород, где он пересел на другой пароход, направлявшийся в Пермь. До Перми можно было доехать и поездом, но путешественник по возможности старался облегчить себе условия передвижения. Из Перми по железной дороге Чехов добрался до Тюмени. Здесь начались непредвиденные осложнения. Далее по плану предполагалось плыть по рекам Западной Сибири (Туре, Тоболу, Иртышу Оби и Томи) до Томска, но вмешалась погода. Весна в ту пору была поздняя и начало навигации задерживалось. Ждать 20 дней А.П.Чехов не мог и вынужден был двинуться в путь на лошадях. Начался огромный (более 4000 верст) конный переход по просторам Сибири и Забайкалья, там, где спустя несколько лет пройдет Великая Транссибирская магистраль. Особенно тяжел был западносибирский отрезок. В холодную ветреную весеннюю погоду, под дождем и мокрым снегом писателю приходилось ехать на открытых повозках от одной разлившейся реки до другой. На местах переправ, останавливаться, искать лодку и перевозчиков, уговаривать «за хорошие деньги» доставить на противоположный берег, там снова искать возницу и следовать дальше. Особенно сложны были переправы через крупные реки Иртыш и Обь. От постоянного холода и простуд Антон Павлович подорвал здоровье, которое потом скажется на его продолжительной болезни.

В Забайкалье снова пришлось спешить. При переправе через Байкал в связи с неприбытием нужного судна, были потеряны несколько дней. И теперь, чтобы успеть к отправлению парохода из Сретенска (крайней верхней пристани на реке Шилке, притоке Амура), надо было снова «гнать лошадей». Достигнув Сретенска (20 июня), А. Чехов взошел на борт парохода «Ермак» за час до его отплытия. Его самый тяжелый конно-гужевой участок пути был успешно пройден. Теперь для него начиналась новая жизнь – долгое плавание по Амуру до самого Тихого океана.

Плавание по великой дальневосточной реке состояло из двух этапов. Пароход «Ермак» доставил Чехова из Сретенска в Благовещенск, где писатель пересел на другое судно – пароход «Граф Муравьев-Амурский», следовавший в город Николаевск. Через несколько часов хода после Благовещенска «Муравьев» причалил к правому китайскому берегу у небольшого городка Айгунь, где Чехов вместе с другими пассажирами сошел на берег.

Плавание по Амуру завершилось в Николаевске – небольшом портовом поселке в устье реки в первых числах июля. Здесь предстояла последняя пересадка на морское судно, следующее на Сахалин. Пароход «Байкал», совершавший каботажные рейсы между островом и материком, после двух остановок на западном берегу Татарского пролива ранним утром 11 июля подошел к Сахалину.

Через два месяца трудов на острове («о, сколько впечатлений!») А.Чехов перебирается с Северного Сахалина на Южный, ближе к океану и готовится к отъезду. К сожалению, Чехову не удалось познакомиться близко с зарубежным Востоком, с великими азиатскими цивилизациями. На Южном Сахалине его ждала пренеприятная новость: «…Со всех сторон глядит на меня зелеными глазами холера, которая устроила мне ловушку. Во Владивостоке, Японии, Шанхае, Чифу, Суэце и, кажется, даже на Луне – всюду холера, везде карантины и страх». Обсуждался даже план возвращения в Россию через Америку. Но в начале октября стало известно, что пароход Добровольного флота «Петербург» все-таки отправится в обратный путь в Россию с минимумом заходов в порты, открытые к тому времени.

О самом этом путешествии известно немногое – по отдельным строкам писем А.П.Чехова и редким воспоминаниям брата Михаила со слов писателя. В те времена Чехов не вел систематических дневников или записных книжек.

Пароход «Петербург» российского Добровольческого флота прибыл из Корсакова во Владивосток и сделал там остановку. Здесь он принял на борт свыше четырехсот солдат и матросов, отправлявшихся в Россию по окончании службы (некоторые с женами, детьми, имуществом), а также груз военного ведомства. Во время этой стоянки А.П.Чехов получил в полицейском управлении заграничный паспорт «для поездки морским путем за границу». Здесь же стал ясен и окончательный маршрут его судна, следующего в Одессу.

Группа 3

Из-за карантинной обстановки в портах Японии (эпидемия холеры) заходы туда отменялись, предполагались стоянки в Гонконге, Сингапуре, Коломбо и Порт-Саиде. Предстояла самая протяженная и самая яркая часть обратного сахалинского маршрута. Ему довелось увидеть другой «цивилизованный», английский образец колониального хозяйствования с железными дорогами, благоустроенными домами, садами, музеями. Контраст с российским Сахалином был разительный.

Первым заграничным портом на пути А.П.Чехова был Гонконг. «Бухта чудная, прекрасные дороги, конки, железная дорога на гору, музеи, ботанические сады; куда ни взглянешь, всюду видишь самую нежную заботливость англичан о своих служащих, есть даже клуб для матросов. Ездил я на дженерихче, т. е. на людях (двухместная повозка с рикшей), покупал у китайцев всякую дребедень…» - писал А.Чехов в своем письме.

По пути из Гонконга в Сингапур в Южно-Китайском море судно испытало мощные удары тайфуна, волны бросали корабль, словно щепку, его крен временами превышал 30°. Во время перехода от Владивостока до Сингапура в судовом лазарете скончались двое больных матросов, возвращавшихся домой. Заход в Сингапур Чехов «плохо помнил», потому что при объезде ему «почему-то было грустно» и он «чуть не плакал», похороны в морской пучине покойников — все это откладывалось в памяти путешественника.

Самую продолжительную стоянку судно сделает в Коломбо (Цейлон). Во время нее А.П.Чехов совершит железнодорожную поездку в центр острова, в древнюю столицу Цейлона город Канди, известный своими буддийскими храмами. Пышная тропическая природа, теплый приятный климат, смуглые приветливые жители страны покажутся писателю просто чудесными. «Я видел на Цейлоне настоящий рай» – напишет он в письмах своим коллегам. После сурового Сахалина Чехов просто не обратит внимания на очевидные проблемы сказочного острова.

После Цейлона судно без остановок проследует до самого Суэцкого канала, где задержится на несколько часов для пополнения запасов воды и топлива в Порт-Саиде. На подходе к Греции сильно похолодало, и властная природа напомнила мореплавателям, что в северном полушарии наступает зима. Средиземноморские проливы и Стамбул «Петербург» проследует без остановки под карантинным флагом и к ночи 1 декабря бросит якорь на одесском рейде. После нескольких дней карантинных мероприятий немного простудившийся А.П.Чехов сходит на родной берег.

Маршрут путешествия А.П.Чехова на Сахалин и обратно, представляющий собой неровный овал общей протяженностью 31400 км, был пройден писателем за 228 дней (7,5 месяцев). Из этого срока пребывание на острове и внутренние переезды составили 93 дня. Дорога на Сахалин (11900 км) заняла 81 день (средняя скорость – 147 км/день). Обратный путь, состоящий из морской (Корсаков–Одесса, 18500 км) и железнодорожной (Одесса- Жмеринка - Москва, 1500 км) частей потребовал 54 дня (скорость более 370 км/день). А весь маршрут экспедиции в зависимости от вида используемого транспорта условно делится на железнодорожный (2500 км), речной (5100 км), гужевой (4300 км) и морской (19500 км) участки.

Группа 4

Вернувшись из Сахалинского путешествия А.П.Чехов испытывал чувство искреннего удовлетворения, которое бывает всякий раз после успешно законченного важного и ответственного дела. «Теперь и умереть не страшно!» - шутил он в своих письмах. Конечно же Чехов, не торопился ни умирать, ни почивать на лаврах, более того, в другом письме он решительно заявил, что он теперь опытный путешественник и в следующем году «едет на Ледовитый океан!» Но в Арктику Антон Павлович не поехал, а, наоборот, весной 1891 г. отправился в цивилизованную Европу.

Первый выезд в Европу произошел как бы случайно. Еще зимой 1891 года Чехов сильно болел после возвращения из Азии, но уже 5 марта отвечает на приглашение известного издателя и своего друга в то время А. С. Суворина. С Варшавского вокзала Петербурга они направились поездом через Варшаву на Вену.

Первый пункт остановки, столица Австро-Венгерской империи — лощеная Вена, произвела на писателя, судя по письмам родным, потрясающее впечатление: широкие, «изящно вымощенные» улицы, множество бульваров и скверов, «дома все 6- и 7‑этажные», масса разно­образных магазинов, причем «в каждом переулке непременно книжный магазин». Он особо выделяет жемчужины средневековой католической архитектуры собор св. Стефана (Stephansdom — национальный символ Австрии и Вены) и Votiv-Kirche. Писателя поразил даже быт столицы европейской империи. «Если бы вы знали, как хороша Вена! Ее нельзя сравнить ни с одним из тех городов, какие я видел в своей жизни» - писал А.П.Чехов.

Далее через живописные Альпы путь лежал в Италию. Побывать в этих горах Чехов мечтал давно. «Но я разочаровался в этой дороге, — писал писатель родным 22 марта. — Горы, пропасти и снеговые вершины, которые я видел на Кавказе и на Цейлоне, гораздо внушительнее, чем здесь».

С первых же часов Чехов влюбился в  уникальный памятник архитектуры и искусства на воде – «Голубоглазую Венецию». «Замечательнее Венеции я в своей жизни городов не видел. Это сплошное очарование, блеск, радость жизни. Вместо улиц и переулков каналы, вместо извозчиков гондолы, архитектура изумительная», — написал он родным. 

Из Венеции А.Чехов отправился в Пизу. Из Пизы Чехов с Сувориным уехали через несколько часов, на другой же день во Флоренцию (через Болонью), где остановился на два дня.  «Кто в Италии не бывал, тот и жизни еще не видал» - заявил Чехов.

А потом был Вечный Город. Писатель остановился в лучшем отеле Рима. На Чехова обрушились буквально потоки шедевров мирового искусства, калейдоскоп непрерывных впечатлений — Колизей, Ватикан, храм Святого Петра, Капитолий, Форум. 4 апреля Чехов с Сувориным поездом прибыли в Неаполь (пять часов пути из Рима), самый приключенческий пункт всего путешествия. Перед глазами — морская гладь Неаполитанского залива, Везувий, Капри, Сорренто. «Днем ездили вверх, в монастырь St. Martin: отсюда вид такой, какого я никогда не видел ранее. Замечательная панорама, — написал писатель родным в тот же день. — Нечто подобное я видел в Гонконге, когда поднимался на гору по железной дороге». Кстати, Чехов не раз сравнивал «турнэ по Европе» (как говорил он сам) со своим недавним азиатским путешествием. Конечно же, путешественники посетили раскопанные остатки античной Помпеи, изумлялись «уменью римлян сочетать простоту с удобством и красотою». Но, пожалуй, венцом всего путешествия стало восхождение на Везувий. Вязкий пепел, застывшие волны расплавленных минералов, горы лавы, множество кочек делали подъем невыносимым. 

Ровно неделю спустя Чехов информировал родных о переезде в Ниццу, а затем в Монте-Карло, на юг Франции.

В одном из чеховских писем из Ниццы прорывается: «Я соскучился шататься по белу свету. Пора и честь знать, а то пятки болят». Через месяц странствий по Европе Чехов в одном из писем (15 апреля) как бы подводит итоги: «Из всех мест, в каких я был доселе, самое светлое воспоминание оставила во мне Венеция. Рим похож, в общем, на Харьков, а Неаполь грязен. Море же не прельщает меня, так как оно надоело мне еще в ноябре и декабре (52‑дневное плавание вокруг Азии с Сахалина в Одессу на пароходе «Петербург»). Оказывается, что я непрерывно путешествую целый год».

Из Ниццы Чехов намерен был возвращаться в Россию. Но планы меняет Суворин. Он уговаривает ехать в Париж, культурную столицу Европы. В Париже у путешественников была активная культурная часть. Вечером 27 апреля уставшая компания путешественников покинула Париж и после однодневной остановки в Берлине прибыла в Петербург днем 1 мая. Первый выезд писателя в Европу закончился.

Группа 5

Второе путешествие Чехова в Европу (сентябрь—октябрь 1894 года) было в чем-то похожим на первое: так же неожиданно сорвался с места и опять же с Сувориным. В сентябре 1894 г. А.П.Чехов примерно тем же маршрутом через Вену посетил Италию и юг Франции. Одной из целей путешествия – было поправить свое здоровье. Теплый и сухой климат Средиземноморья был полезен ему, страдающему туберкулезом. Он дважды ездил «зимовать» и на юг Франции (в Ниццу) – с сентября 1897 по май 1898 г и с декабря 1900 по февраль 1901г. В эти периоды он дважды вполне серьезно собирался съездить из Прованса в Алжир (тогда колонию Франции), в жаркую пустыню Сахару, но не находил себе подходящих попутчиков среди русских жителей Ниццы. Другой его давней мечтой была Австралия. Далекая страна бывших английских каторжников, с сухим здоровым климатом, манила его к себе из-за океанской дали, но эта мечта так и осталась неосуществленной.

Чехов еще трижды побывал в Европе — в 1897—1898, 1900—1901 годах и, наконец, в свой последний приезд в 1904 году.

Далее группа предлагает слушателям отметить маршруты путешествий А.П. Чехова на карте Евразии по начальному образцу.

Заключение.

В результате работы мы проанализировали большое количество материала по жизни, творчеству и деятельности А.П. Чехова. Мы активно будем участвовать в мероприятиях по подготовке к юбилею писателя в 2020 году. Нами разработан сценарий устного журнала «Чехов – путешественник» из 7 станций – страниц о путешествиях А.П. Чехова, подобраны и систематизированы материалы по их содержанию. Такие материалы и сценарий могут быть использованы в любых образовательных организациях страны.

Маршрут первого путешествия А.П.Чехова на Сахалин и обратно, представляющий собой неровный овал общей протяженностью 31400 км, был пройден писателем за 228 дней (7,5 месяцев), на самом острове Чехов был 93 дня. Обратный путь с Сахалина домой в Москву был равен 20 000 км и пройден за 54 дня. В Европу Чехов совершил пять путешествий, здесь, в Германии в 1904 году он и скончался от болезни.

Список использованных источников:

Бердников Г.П. А.П.Чехов. Серия ЖЗЛ. - М.: 1974

Вокруг Чехова. В 2-х томах. /Сост.Сахарова Е. – М.: РИПОЛ классик, 2018. – 319 с.

Капустин Д.. Главное путешествие Антона Чехова. // Вокруг света, №4, 2010.

КРАЙ РОДНОЙ. О городе Чехове и районе / А.Прокин, А. Белов, П. Липатов [и др].– Чехов: Полиграфкомбинат, 1999. – 168 с.

Макаров А.В., Прокин А.М. Люди и судьбы. Хроника / А.В. Макаров, А.М. Прокин. – М.: Изд. центр «Старая Бассманная», 2004. -384с.

ПОДМОСКОВНЫЙ ЧЕХОВ / Сост. С. Мухин, Л. Мухина, Т. Петухова и др. – Чехов, ВПУ – 56, 1994. – 84 с.

13

Просмотров работы: 1670