Введение
Территория Ямало-Ненецкого Автономного Округа считается родиной таких народов как ханты, ненцы, селькупы.
На данное время считается, что больше нигде в мине не сохранилось столько малочисленных народов со своей неизменённой культурой как на территории современной России. Данные народы очень хороши, прижились к экстремальным условиям крайнего севера, так же была сформирована своя культура, по этому коренному народу очень тяжело приспособиться к новой рыночной экономике.
Современные темпы развития и глобализации современного общества, подвергают испытанию традиционный быт, культуру, деятельность, пытаясь унифицировать их, предлагая взамен старого новое общество с новыми формами жизни, с новыми стандартами, которое ориентировано на потребительские отношения. Все новые преобразования, негативно сказываются на человеческую природу, таким образом, основные элементы традиционной культуры, к которой мы относим традиции, язык, обычаи постепенно утрачивают свое значение
За последние десятилетие жизнь коренных народов России очень сильно изменилась. Одна часть адаптировалась к современному рыночному мировому устройству: они адаптировались к городским условиям и работают в разных областях деятельности. Остальные же продолжают заниматься рыболовством, оленеводством, сбором дикоросов и другими видами хозяйственной деятельности.
О них, как о хранителях традиционного образа жизни, и пойдет речь в моем реферате.
Цель:
Почему исчезают традиции коренных народов севера
Задачи:
Выявить основную причину исчезновения традиций
1 Основные народы ЯНАО
Территория Ямало-Ненецкий Автономный Округ является одной из самых больших субъектов Российской Федерации. Округ занимает обширную площадь в 769 250 км², что превышает территорию многих государств Европы.
Ямало-Ненецкий автономный округ расположен на севере Западно-Сибирской равнины и с севера омывается Карским морем. Крайний запад округа, по левую сторону реки Обь, проходит через восточные склоны Полярного (Лабытнанги, Обская, Харп, Лаборовая) и Приполярного Урала.
Регион относится к районам Крайнего Севера, и более половины его территории расположено за Полярным кругом.
На территории округа находится полуостров Ямал — самая северная материковая точка округа (73° северной широты, в 800 км от Северного Полярного круга)
Численность населения округа по данным Росстата составляет 541 479 чел. (2019). Плотность населения — 0,70 чел./км2 (2019). Городское население — 83,37 % (451404).
Демографическая ситуация в округе характеризуется устойчивым естественным приростом населения. В 2010 году родилось 8309 человек (коэффициент рождаемости 15,1), умерло 2885 человек (коэффициент смертности 5,3), что превысило показатели прошлого года. В 2009 году родилось 8216 человек (коэффициент рождаемости 15,1), а умерло 2924 человека (коэффициент смертности 5,4) [3].
На данной территории проживает население более пятидесяти национальностей начиная от русских, заканчивая алеутами. Самые многочисленные народы ЯНАО:
Русские – 312 019 (61,7 %);
Украинцы – 48 985 (9,7 %);
Ненцы - 29 772 (5,9 %);
Татары - 28 509 (5,6 %);
Ханты - 9 489 (1,9 %);
Селькупы - 1 988 (0,4 %);
Такое разнообразие народностей, можно объяснить переселением населения и активным освоением территорий крайнего севера.
Данная территория собрала множество представителей различных национальностей, но коренным население можно считать только три национальности это:
Ненцы;
Ханты;
Селькупы [4].
1.1 Ненцы
Не́нцы (ненец. не, ненач, ненэй, ненэц, ненэйне; устаревшее — самоеды, юраки) — самодийский народ, населяющий евразийское побережье Северного Ледовитого океана от Кольского полуострова до Таймыра. В 1 тысячелетии н. э. мигрировали с территории южной Сибири к месту современного обитания [4].
Данный народ составляет основную часть аборигенного коренного населения Российской Федерации и также Ямало-Ненецкого Автономного Округа. По итогам переписи 2010 года, в России жили 44 640 ненца, из которых около 27 000 проживали в Ямало-Ненецком автономном округе (табл. 1) [1].
Таблица 1 - Численность ненцев в России
В административном отношении ненцы расселены в пределах Ненецкого автономного округа Архангельской области, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов и Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа Красноярского края [6].
Основные виды деятельности ненцев является:
Оленеводство;
Охота;
Рыбалка [2]
Основу традиционного хозяйства ненцев составляет крупнотабунное оленеводство, существующее и сейчас.
Первичные навыки оленеводства предки ненцев, очевидно, принесли с собой из района Саяно - Алтая. Многие ученые считают самодийцев Саяно - Алтая первыми оленеводами на земле: они впервые приручили дикого оленя. Некоторые полагают, что первые прирученные олени появились в результате загонной охоты, широко бытовавшей в Сибири. Часть животных оставлялась в огороженном корале в качестве живого запаса мяса. И постепенно именно эти животные дали начало домашним оленям
Несмотря на высокий уровень развития оленеводства, ненцы сохраняли и другие виды хозяйственной деятельности — охоту и рыбную ловлю. Причем у ямальских ненцев они играли несколько большую роль, чем у остальных. Разумеется, большинство охотников сочетали это занятие с оленеводством, занимаясь охотой в периоды, когда олени не требуют постоянного внимания [1].
Очень эффективна была охота на переправах, так называемая поколка. Дикие олени в ходе миграций пересекали реки в одних и тех же местах. Здесь их подстерегали охотники. Когда олени входили в воду, охотники выплывали на лодках и кололи оленей копьями, точнее — хореями со специально надетыми железными наконечниками. Ниже по течению другая группа людей вылавливала убитых оленей и обрабатывала туши. Такая охота давала запас мяса и шкур на долгое время [2].
Значимой для ненцев всегда была охота на птиц. Наиболее важным был весенний промысел линных уток и гусей. Птицы в этот период не могут летать, и часть охотников выгоняют их на открытое пространство, а другие бьют дичь палками либо ловят руками. Таким способом заготавливают много гусей и уток, часть добычи запасают впрок [1].
Хозяйственные функции ненецкой семьи находились в тесной связи с основным занятием — оленеводством. В семье бытовало строгое разделение труда. Мужчины занимались выпасом оленей и промыслами, а женщины — домашним хозяйством. Как везде, одной из основных функций семьи оставалось рождение и воспитание детей. От момента рождения до 5—7 лет ребенок находился под опекой матери. Сложившиеся формы воспитания предусматривали максимальную самостоятельность детей. Их почти никогда не учили чему-либо специально. Дети сами следили за деятельностью взрослых и старались воспроизвести ее в игре, приобретая необходимые навыки. Игры детей главным образом отражали хозяйственные занятия взрослых. Наиболее распространенные игрушки — миниатюрный аркан и лук со стрелами, фигурки оленей. Девочки играли в куклы, состоящие из клюва утки или гуся и туловища из сукна. Они самостоятельно шили куклам одежду и украшали ее, осваивая необходимые женские навыки. Девочки практически всю женскую работу должны были уметь выполнять к 13—14годам. В прошлом этот возраст считался достаточным, чтобы выходить замуж. Большое воспитательное значение имел фольклор: сказки, загадки, считалки, которые расширяли кругозор детей и давали им необходимые нравственные установки.
Более прочно сохранились культы духов-хозяев: я ерв — хозяин земли, ид ерв — хозяин воды, яха ерв — хозяин реки, то ерв — хозяин озера, пэдара ерв — хозяин леса и др. От них зависела удача в охоте, рыбалке, оленеводстве, поэтому расположения духов добивались жертвоприношениями. Как воспоминание о далеком прошлом, на Ямале сохранились предания о человеческих жертвоприношениях хозяину воды. Перед началом рыбной ловли старший в группе обращался к духу с просьбой дать хороший промысел и обещал в уплату человеческую жизнь. И если во время лова в воду падал кто-либо, его не спасали, считая жертвой духу. Перед пересечением Оби, во время перекочевок, духу — хозяину реки приносили в жертву оленя, а его рога вешали на лиственницу, считавшуюся священным деревом [6].
1.2 Ханты
Один из трех коренных народов ЯМАЛА. Второй из трех по численности населения и коренных народов ЯНАО
Ханты – народ, который относиться к угорской группе уральской языковой семьи. В настоящее время ханты расселены в пределах Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, а также в северных районах Томской области [4].
По переписи за 2010 год, общая численность народа составила 30943 человека. На территории Ямало-Ненецкого автономного округа доля хантыйского населения составила 30,5 % от всего населения, этой этнической группы. (табл. 2) [3].
Таблица 2 – Динамика численности хантыйского населения по переписям
Численность |
|||||||
1926 г. |
1939 г. |
1959 г. |
1970 г. |
1979 г. |
1989 г. |
2002 г. |
2010 г. |
22,306 |
18,468 |
19,410 |
21,138 |
20,934 |
22,521 |
28,678 |
30,943 |
Их коренных народов севера, эта этническая группа выделяется следующим комплексом признаков:
низкий рост (менее 160 см в среднем для мужчин);
общая грацильность (миниатюрность строения);
неширокая голова, мезо- или долихокефальная по форме и низкая по высоте;
прямые мягкие чёрные или русые волосы;
тёмные или смешанные глаза,;
заметно варьирующий по группам процент монгольской складки века, прикрывающей слёзный бугорок (эпикантус);
различное по форме лицо средней высоты, с заметной уплощённостью и скуластостью;
нос слабо или средневыступающий, в основном средний по ширине, преимущественно с прямой или вогнутой спинкой носа, с приподнятым кончиком и основанием,
ослабленный рост бороды,
относительно широкий рот,
небольшая толщина губ,
средневыступающий или убегающий подбородок [7].
Основными видами деятельности для жизнеобеспечения, для данной национальности является
Рыболовство;
Оленеводство;
Охота.
У безоленных и малооленных ханты лесотундровой зоны, у ханты северотаежной зоны ведущей отраслью хозяйства было специализированное летнее неводное рыболовство. Его организация и реализация продукции обеспечивались русскими рыбопромышленниками. На период интенсивного летнего лова на Обь выезжала и значительная часть хантыйского населения с верховий рек: на рыболовных песках сосредотачивалось от 5 до 20 хозяйств. Наряду с неводьбой летом проводился сетевой, переметный промысел пенных пород рыб.
В осенне-зимнее время в низовьях Оби рыбопромысел вели сетями и малыми неводами, а на обских притоках — запорами, сетями, «черпаньем» у ключей [8].
На местах охотничьего, рыболовного промысла ханты строили амбарчики-лабазы для хранения инвентаря, сетей, нарт, зимней одежды, шкур, запасов провианта. Амбарчики ставили на высоких опорах, чтобы в хранилище не проникли грызуны или любители чужих запасов — медведь, росомаха. Впрочем, амбарчики ставили и на обычных поселениях рядом с иными хозяйственными постройками. Поселения могли состоять из одного дома, из нескольких домов и крепостей-городков. Объем селений в большей степени определялся космогоническими воззрениями народа, чем социальными потребностями. Практиковавшаяся в недалеком прошлом политика «укрупнения» населенных пунктов сегодня уходит в прошлое, и обдорские ханты начинают ставить дома в тайге, на берегах рек, как и встарь.
У обдорско-куноватских ханты довольно стойко сохраняются традиционные верования, обычаи и обряды. По представлениям ханты, верховным божеством является Торум ики или Нум Торум («Неба старик»). Он почитается как создатель земли и дневного света, блюститель миропорядка. На верхнем (седьмом) небе выстроен его священный дом «с серебряным дымоходом и золотым дымоходом». Обдорско-куноватские ханты во время жертвоприношений приносят ему в дар белых оленей, белые ткани, белый металл. Подземным (Нижним) миром управляет антипод Торума — Хынь ики («Подземный старик»). В его царство, расположенное в низовьях Оби, после смерти попадают души умерших людей [2].
1.3 Селькупы
Данный этнос относиться к малочисленным народам севера. Если сравнивать численность селькупов с другими коренными народами Ямало-Ненецкого Автономного Округа, то это самый малочисленный народ данной территории [4].
Селькупы живут на севере Томской (1787 чел.) и Тюменской (1857 чел.) областей (в частности, в Ямало-Ненецком АО — 1797 чел.) и в Красноярском крае (412 чел.). (табл. 3)
Расселены они в восточном секторе Западно-Сибирской равнины очень рассеянно. Численность селькупов в населённых пунктах Ямало-Ненецкий Автономного Округа:
село Красноселькуп — 581;
посёлок Толька — 491;
село Ратта — 153;
село Толька — 136;
город Тарко-Сале — 103 [3].
Таблица 3 - Численность селькупов в России.
Основные традиционные занятия селькупов для обеспечения жизнедеятельности это:
Охота;
Рыболовство
Оленеводство [5].
Охота всегда имела большое значение в хозяйственной деятельности селькупов. Развитие в XII-XVI веках западносибирской торговли привело к переорентаци селькупского хозяйства на пушной промысел. Нарымское Приобье, как и Тазовские тундры, издавна сливались с изобилием «драгоценного» пушного зверя: соболя, отличавшегося «особенною добротою меха, пушистого и черного», горностая, что «нигде такие добрые и великие не родятся», белки «белоснежного цвета и вдвое больше обыкновенной». В XVII века за зимний промысловый сезон удачливый охотник добывал до 200 соболей и 2000 белок. Главным орудием пушного промысла селькупов был лук со стрелами. Огнестрельное оружие появилось у них только во второй половине XIX века. Селькупский сложный (трехслойный лук) и селькупские лайки («беличьи», «соболиные» и «медвежьи») славились своими добрыми качествами у соседних народов — немцев, ханты, эвенков. Для охоты на пушного зверя использовались стрелы с тупым деревянным или костяным наконечником (томар), оглушавшие зверька, но не портившие его шкурки. Податной оклад с приобских туземцев собирался не с души, а «с лука»
Весной со вскрытием рек начинался промысел рыбы. В летний период (ненапыль ирэт — «комариный месяц» (июнь), тангыт чонтыль ирэт — «середины лета месяц», или ютты котты ирэт — «ранних уловов месяц» (июль), маркэ коттэ ирэт — «месяц больших уловов» (август) рыболовство осуществлялось посредством сетей (поккы) и малых неводов (в том числе крапивных), запорных сооружении (кинчи), крючково-остроговых снастей. Во время «большого летнего лова» заготавливали рыбу впрок; солили, квасили с ягодами в ямах, готовили юколу, порсу, рыбий жир. Достаточно продуктивным был и осенний промысел рыбы. Нередко селькупы называли сентябрь по наименованию значимых проходных рыб: квыгр ирэт — «осетра месяц», шид ирэт — «сырка месяц», мендыль ирэт — «чира месяц».
Селькупское оленеводство имело в основном транспортное значение. Его отличительными чертами были, небольшой размер стад — 10—30 голов, полувольныи выпас с использованием загонов-коралей, применение ножных и шейных колодок (мокта) для оленей весной, сооружение сараев с дымокурами (отый-мо) летом, высокий удельный вес ездовых оленей в стаде. На летний период несколько семей объединяли оленей в одно стадо, препоручая его 2—3 пастухам. С развитием олененодства у северных селькупов в традиционном календаре появляются названия месяцев, содержащие оленеводческие характеристики: отеомте ирэт – «месяц чистки оленями рогов», корыль ирэт – «месяц гона оленей». В качестве транспорта наряду с оленями северные селькупы использовали собак [2].
В представлениях селькупов, мирозданием управляли верховный бог неба Ном, хозяин преисподней Кызы и покровительница земной жизни Илынта Кота — «Старуха Жизни». Боги Ном и Кызы постоянно враждовали друг с другом. Селькупы считают, что во время грозы Ном поражает стрелами-молниями — нут тую — «небесный огонь» выходящих через корни и дупла старых деревьев дьяволов-помощников Кызы — лозов. Враждебные человеку лозы могли «как ветер» проникать в человеческое тело и «как червь» точить какой-либо орган вызывая болезнь. Старики во время грозы затесывали комель растущего дерева, имитируя «убийство лоза», прятали металлические и окрашенные в красный цвет предметы, около жилища вывешивали деревянную ложку или ковш, чтобы «уменьшить силу грома». В селькупских фольклорных сюжетах главным культурным героем выступал Ича (Ия, Итте) — сын Неба (младший сын Творца-Нума). Он предстает божественным охотником, мчащимся в погоню за Небесным Лосем, он смел и осторожен, беспощаден и хитер в борьбе с демонами и богатыми оленеводами. Для северных селькупов в борьбе за выживание на новых землях «хитрый и беспощадный» Ича стал духовным наставником и образцом для подражания.
Окружающая природа по представлениям селькупов населена духами которые также именуются лозами. Лесные духи (Мачиль лозы) могли послать человеку удачу и обильную добычу, приняв облик зверя или птицы, могли заставить охотника плутать в лесу. В устьях крупных рек, в озерах и топких болотах обитали водяные духи — Уткыль лозы, для них опускали в воду металлические предметы (монеты) На промысловых местах на стволах деревьев вырезались антропоморфные изображения духов (личины) — порге олицетворявшие «хозяина» угодий. «Вотчинников» угощали кровью и жиром, в дар приносили «товар» (отрезы тканей) [5].
2. Основные причины исчезновение традиций коренных народов севера
Культура и образ жизни малочисленных народов за последние годы подвергались сильнейшим деформациям, в результате которых утрачены традиционные знания, языки и национальное достоинство [9].
Основные причины потери традиций это:
быстроразвивающиеся освоение крайнего севера;
Основу жизнедеятельности коренных народов является охота, оленеводство, рыбалка. В последнее десятилетие освоение севера набирает обороты, задействуются все большие территории крайнего севера, на которых располагались пастбища, стойбища, места охоты, тем самым принуждая коренное население отказаться от своего привычного вида деятельности и переселять в города и поселения. Традиции коренного населения, на прямую, связано с видом их деятельности [10].
Уменьшение численности населения, которое согласно жизнь в условиях крайнего севера (кочевание)
Все большее давление со стороны городского населения;
Молодое поколение коренного, населения все меньше интересуется историей и традицией предков;
Утрата родного языка, из-за недостаточной образовательной базы при обучении молодого поколения коренного населения.
Молодёжь коренного населения выбирает родной язык – русский
Вывод
Одна из главных причин исчезновения традиций коренного населения Ямало-Ненецкого Автономного округа – это быстроразвивающееся освоения крайнего севера. Из-за быстрого исчезновения, за последнее десятилетие, вековых мест стойбищ, пастбищ, мест охоты и рыболовства, населению приходить отходить от своей вековой традиции, и переезжать в населенные пункты. Таким образом теряется весь многовековой уникальный быт и деятельность этих народов, из-за которой и образовались уникальные традиции и быт коренных народов.
Список используемой литературы
Долгих Б. О. Очерки по этнической истории ненцев и энцев. / Б.О. Долгих - М.: Наука, 1970 – 270 с.
Евладов В.П. По тундрам Ямала к Белому острову: Экспедиция на Крайний Север полуострова Ямал в 1928-1929 гг. / В.П. Евладов. - Тюмень: ИПОС СО РАН, 1992 – 281 с.
Медиков В.М. Демография: Учебник / В.М. Медиков - М.: ИНФРА-М, 2004. – 576 с.
Тишков В.А. Народы и религии мира: Энциклопедия. / В.А. Тишков - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998, — 928 с
Тучкова Н.А. Селькупы / Н.А Тучкова. - М.: Большая российская энциклопедия, 2015. — С. 706—707.
Квашнин Ю. Н. Основные элементы родовой структуры гыданских ненцев // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2001. Вып. 3. 199—204 с.
Кирилюк Л.И. Коренные жители ямала: экология и здоровье // Тематический сборник Коренные малочисленные народы Севера XIX веке. Проблемы и перспектива. Салехард: 2007 – Вып. 1. - 128-135 с.
Лезова, С.В. Северный Ямал: Великое переселение. Самодийцы 1947 г. / С.В Лезова // Материалы IV Сиб. симп. «Культурное наследие народов Западной Сибири»; Омск: ОмГПУ, 2001. С. 132-135.
Несмелая А.С. СОХРАНЕНИЕ ТРАДИЦИЙ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА (СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ НА ПРИМЕРЕ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА / А.С. Несмелая // Вестник ТГУ, выпуск 2 (118), 2013. – 34-38 с. Пушкарев
Е.Т. Коренные народы ЯМАЛА в современном мире // Тематический сборник Коренные малочисленные народы Севера XIX веке. Проблемы и перспектива. Салехард: 2007 – Вып. 1. – 76-80 с.