Исчезновение традиций коренных народов севера

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Исчезновение традиций коренных народов севера

Редькина П.М. 1
1МБОУ ДО "ЦЕН" Группа "Эко-мир"
Цейлер А.Е. 1
1МБОУ ДО "ЦЕН"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Территория Ямало-Ненецкого Автономного Округа считается родиной таких народов как ханты, ненцы, селькупы.

На данное время считается, что больше нигде в мине не сохранилось столько малочисленных народов со своей неизменённой культурой как на территории современной России. Данные народы очень хороши, прижились к экстремальным условиям крайнего севера, так же была сформирована своя культура, по этому коренному народу очень тяжело приспособиться к новой рыночной экономике.

Современные темпы развития и глобализации современного общества, подвергают испытанию традиционный быт, культуру, деятельность, пытаясь унифицировать их, предлагая взамен старого новое общество с новыми формами жизни, с новыми стандартами, которое ориентировано на потребительские отношения. Все новые преобразования, негативно сказываются на человеческую природу, таким образом, основные элементы традиционной культуры, к которой мы относим традиции, язык, обычаи постепенно утрачивают свое значение

За последние десятилетие жизнь коренных народов России очень сильно изменилась. Одна часть адаптировалась к современному рыночному мировому устройству: они адаптировались к городским условиям и работают в разных областях деятельности. Остальные же продолжают заниматься рыболовством, оленеводством, сбором дикоросов и другими видами хозяйственной деятельности.

О них, как о хранителях традиционного образа жизни, и пойдет речь в моем реферате.

Цель:

Почему исчезают традиции коренных народов севера

Задачи:

Выявить основную причину исчезновения традиций

1 Основные народы ЯНАО

Территория Ямало-Ненецкий Автономный Округ является одной из самых больших субъектов Российской Федерации. Округ занимает обширную площадь в 769 250 км², что превышает территорию многих государств Европы.

Ямало-Ненецкий автономный округ расположен на севере Западно-Сибирской равнины и с севера омывается Карским морем. Крайний запад округа, по левую сторону реки Обь, проходит через восточные склоны Полярного (Лабытнанги, Обская, Харп, Лаборовая) и Приполярного Урала.

Регион относится к районам Крайнего Севера, и более половины его территории расположено за Полярным кругом.

На территории округа находится полуостров Ямал — самая северная материковая точка округа (73° северной широты, в 800 км от Северного Полярного круга)

Численность населения округа по данным Росстата составляет 541 479 чел. (2019). Плотность населения — 0,70 чел./км2 (2019). Городское население — 83,37 % (451404).

Демографическая ситуация в округе характеризуется устойчивым естественным приростом населения. В 2010 году родилось 8309 человек (коэффициент рождаемости 15,1), умерло 2885 человек (коэффициент смертности 5,3), что превысило показатели прошлого года. В 2009 году родилось 8216 человек (коэффициент рождаемости 15,1), а умерло 2924 человека (коэффициент смертности 5,4) [3].

На данной территории проживает население более пятидесяти национальностей начиная от русских, заканчивая алеутами. Самые многочисленные народы ЯНАО:

Русские – 312 019 (61,7 %);

Украинцы – 48 985 (9,7 %);

Ненцы - 29 772 (5,9 %);

Татары - 28 509 (5,6 %);

Ханты - 9 489 (1,9 %);

Селькупы - 1 988 (0,4 %);

Такое разнообразие народностей, можно объяснить переселением населения и активным освоением территорий крайнего севера.

Данная территория собрала множество представителей различных национальностей, но коренным население можно считать только три национальности это:

Ненцы;

Ханты;

Селькупы [4].

1.1 Ненцы

Не́нцы (ненец. не, ненач, ненэй, ненэц, ненэйне; устаревшее — самоеды, юраки) — самодийский народ, населяющий евразийское побережье Северного Ледовитого океана от Кольского полуострова до Таймыра. В 1 тысячелетии н. э. мигрировали с территории южной Сибири к месту современного обитания [4].

Данный народ составляет основную часть аборигенного коренного населения Российской Федерации и также Ямало-Ненецкого Автономного Округа. По итогам переписи 2010 года, в России жили 44 640 ненца, из которых около 27 000 проживали в Ямало-Ненецком автономном округе (табл. 1) [1].

Таблица 1 - Численность ненцев в России

В административном отношении ненцы расселены в пределах Ненецкого автономного округа Архангельской области, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов и Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа Красноярского края [6].

Основные виды деятельности ненцев является:

Оленеводство;

Охота;

Рыбалка [2]

Основу традиционного хозяйства ненцев составляет крупнотабунное оленеводство, существующее и сейчас.

Первичные навыки оленеводства предки ненцев, очевидно, принесли с собой из района Саяно - Алтая. Многие ученые считают самодийцев Саяно - Алтая первыми оленеводами на земле: они впервые приручили дикого оленя. Некоторые полагают, что первые прирученные олени появились в результате загонной охоты, широко бытовавшей в Сибири. Часть животных оставлялась в огороженном корале в качестве живого запаса мяса. И постепенно именно эти животные дали начало домашним оленям

Несмотря на высокий уровень развития оленеводства, ненцы сохраняли и другие виды хозяйственной деятельности — охоту и рыбную ловлю. Причем у ямальских ненцев они играли несколько большую роль, чем у остальных. Разумеется, большинство охотников сочетали это занятие с оленеводством, занимаясь охотой в периоды, когда олени не требуют постоянного внимания [1].

Очень эффективна была охота на переправах, так называемая поколка. Дикие олени в ходе миграций пересекали реки в одних и тех же местах. Здесь их подстерегали охотники. Когда олени входили в воду, охотники выплывали на лодках и кололи оленей копьями, точнее — хореями со специально надетыми железными наконечниками. Ниже по течению другая группа людей вылавливала убитых оленей и обрабатывала туши. Такая охота давала запас мяса и шкур на долгое время [2].

Значимой для ненцев всегда была охота на птиц. Наиболее важным был весенний промысел линных уток и гусей. Птицы в этот период не могут летать, и часть охотников выгоняют их на открытое пространство, а другие бьют дичь палками либо ловят руками. Таким способом заготавливают много гусей и уток, часть добычи запасают впрок [1].

Хозяйственные функции ненецкой семьи находились в тесной связи с основным занятием — оленеводством. В семье бытовало строгое разделение труда. Мужчины занимались выпасом оленей и промыслами, а женщины — домашним хозяйством. Как везде, одной из основных функций семьи оставалось рождение и воспитание детей. От момента рождения до 5—7 лет ребенок находился под опекой матери. Сложившиеся формы воспитания предусматривали максимальную самостоятельность детей. Их почти никогда не учили чему-либо специально. Дети сами следили за деятельностью взрослых и старались воспроизвести ее в игре, приобретая необходимые навыки. Игры детей главным образом отражали хозяйственные занятия взрослых. Наиболее распространенные игрушки — миниатюрный аркан и лук со стрелами, фигурки оленей. Девочки играли в куклы, состоящие из клюва утки или гуся и туловища из сукна. Они самостоятельно шили куклам одежду и украшали ее, осваивая необходимые женские навыки. Девочки практически всю женскую работу должны были уметь выполнять к 13—14годам. В прошлом этот возраст считался достаточным, чтобы выходить замуж. Большое воспитательное значение имел фольклор: сказки, загадки, считалки, которые расширяли кругозор детей и давали им необходимые нравственные установки.

Более прочно сохранились культы духов-хозяев: я ерв — хозяин земли, ид ерв — хозяин воды, яха ерв — хозяин реки, то ерв — хозяин озера, пэдара ерв — хозяин леса и др. От них зависела удача в охоте, рыбалке, оленеводстве, поэтому расположения духов добивались жертвоприношениями. Как воспоминание о далеком прошлом, на Ямале сохранились предания о человеческих жертвоприношениях хозяину воды. Перед началом рыбной ловли старший в группе обращался к духу с просьбой дать хороший промысел и обещал в уплату человеческую жизнь. И если во время лова в воду падал кто-либо, его не спасали, считая жертвой духу. Перед пересечением Оби, во время перекочевок, духу — хозяину реки приносили в жертву оленя, а его рога вешали на лиственницу, считавшуюся священным деревом [6].

1.2 Ханты

Один из трех коренных народов ЯМАЛА. Второй из трех по численности населения и коренных народов ЯНАО

Ханты – народ, который относиться к угорской группе уральской языковой семьи. В настоящее время ханты расселены в пределах Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, а также в северных районах Томской области [4].

По переписи за 2010 год, общая численность народа составила 30943 человека. На территории Ямало-Ненецкого автономного округа доля хантыйского населения составила 30,5 % от всего населения, этой этнической группы. (табл. 2) [3].

Таблица 2 – Динамика численности хантыйского населения по переписям

Численность

1926 г.

1939 г.

1959 г.

1970 г.

1979 г.

1989 г.

2002 г.

2010 г.

22,306

18,468

19,410

21,138

20,934

22,521

28,678

30,943

Их коренных народов севера, эта этническая группа выделяется следующим комплексом признаков:

низкий рост (менее 160 см в среднем для мужчин);

общая грацильность (миниатюрность строения);

неширокая голова, мезо- или долихокефальная по форме и низкая по высоте;

прямые мягкие чёрные или русые волосы;

тёмные или смешанные глаза,;

заметно варьирующий по группам процент монгольской складки века, прикрывающей слёзный бугорок (эпикантус);

различное по форме лицо средней высоты, с заметной уплощённостью и скуластостью;

нос слабо или средневыступающий, в основном средний по ширине, преимущественно с прямой или вогнутой спинкой носа, с приподнятым кончиком и основанием,

ослабленный рост бороды,

относительно широкий рот,

небольшая толщина губ,

средневыступающий или убегающий подбородок [7].

Основными видами деятельности для жизнеобеспечения, для данной национальности является

Рыболовство;

Оленеводство;

Охота.

У безоленных и малооленных ханты лесотундровой зоны, у ханты северотаежной зоны ведущей отраслью хозяйства было специализированное летнее неводное рыболовство. Его организация и реализация продукции обеспечивались русскими рыбопромышленниками. На период интенсивного летнего лова на Обь выезжала и значительная часть хантыйского населения с верховий рек: на рыболовных песках сосредотачивалось от 5 до 20 хозяйств. Наряду с неводьбой летом проводился сетевой, переметный промысел пенных пород рыб.

В осенне-зимнее время в низовьях Оби рыбопромысел вели сетями и малыми неводами, а на обских притоках — запорами, сетями, «черпаньем» у ключей [8].

На местах охотничьего, рыболовного промысла ханты строили амбарчики-лабазы для хранения инвентаря, сетей, нарт, зимней одежды, шкур, запасов провианта. Амбарчики ставили на высоких опорах, чтобы в хранилище не проникли грызуны или любители чужих запасов — медведь, росомаха. Впрочем, амбарчики ставили и на обычных поселениях рядом с иными хозяйственными постройками. Поселения могли состоять из одного дома, из нескольких домов и крепостей-городков. Объем селений в большей степени определялся космогоническими воззрениями народа, чем социальными потребностями. Практиковавшаяся в недалеком прошлом политика «укрупнения» населенных пунктов сегодня уходит в прошлое, и обдорские ханты начинают ставить дома в тайге, на берегах рек, как и встарь.

У обдорско-куноватских ханты довольно стойко сохраняются традиционные верования, обычаи и обряды. По представлениям ханты, верховным божеством является Торум ики или Нум Торум («Неба старик»). Он почитается как создатель земли и дневного света, блюститель миропорядка. На верхнем (седьмом) небе выстроен его священный дом «с серебряным дымоходом и золотым дымоходом». Обдорско-куноватские ханты во время жертвоприношений приносят ему в дар белых оленей, белые ткани, белый металл. Подземным (Нижним) миром управляет антипод Торума — Хынь ики («Подземный старик»). В его царство, расположенное в низовьях Оби, после смерти попадают души умерших людей [2].

1.3 Селькупы

Данный этнос относиться к малочисленным народам севера. Если сравнивать численность селькупов с другими коренными народами Ямало-Ненецкого Автономного Округа, то это самый малочисленный народ данной территории [4].

Селькупы живут на севере Томской (1787 чел.) и Тюменской (1857 чел.) областей (в частности, в Ямало-Ненецком АО — 1797 чел.) и в Красноярском крае (412 чел.). (табл. 3)

Расселены они в восточном секторе Западно-Сибирской равнины очень рассеянно. Численность селькупов в населённых пунктах Ямало-Ненецкий Автономного Округа:

село Красноселькуп — 581;

посёлок Толька — 491;

село Ратта — 153;

село Толька — 136;

город Тарко-Сале — 103 [3].

Таблица 3 - Численность селькупов в России.

Основные традиционные занятия селькупов для обеспечения жизнедеятельности это:

Охота;

Рыболовство

Оленеводство [5].

Охота всегда имела большое значение в хозяйственной деятельности селькупов. Развитие в XII-XVI веках западносибирской торговли привело к переорентаци селькупского хозяйства на пушной промысел. Нарымское Приобье, как и Тазовские тундры, издавна сливались с изобилием «драгоценного» пушного зверя: соболя, отличавшегося «особенною добротою меха, пушистого и черного», горностая, что «нигде такие добрые и великие не родятся», белки «белоснежного цвета и вдвое больше обыкновенной». В XVII века за зимний промысловый сезон удачливый охотник добывал до 200 соболей и 2000 белок. Главным орудием пушного промысла селькупов был лук со стрелами. Огнестрельное оружие появилось у них только во второй половине XIX века. Селькупский сложный (трехслойный лук) и селькупские лайки («беличьи», «соболиные» и «медвежьи») славились своими добрыми качествами у соседних народов — немцев, ханты, эвенков. Для охоты на пушного зверя использовались стрелы с тупым деревянным или костяным наконечником (томар), оглушавшие зверька, но не портившие его шкурки. Податной оклад с приобских туземцев собирался не с души, а «с лука»

Весной со вскрытием рек начинался промысел рыбы. В летний период (ненапыль ирэт — «комариный месяц» (июнь), тангыт чонтыль ирэт — «середины лета месяц», или ютты котты ирэт — «ранних уловов месяц» (июль), маркэ коттэ ирэт — «месяц больших уловов» (август) рыболовство осуществлялось посредством сетей (поккы) и малых неводов (в том числе крапивных), запорных сооружении (кинчи), крючково-остроговых снастей. Во время «большого летнего лова» заготавливали рыбу впрок; солили, квасили с ягодами в ямах, готовили юколу, порсу, рыбий жир. Достаточно продуктивным был и осенний промысел рыбы. Нередко селькупы называли сентябрь по наименованию значимых проходных рыб: квыгр ирэт — «осетра месяц», шид ирэт — «сырка месяц», мендыль ирэт — «чира месяц».

Селькупское оленеводство имело в основном транспортное значение. Его отличительными чертами были, небольшой размер стад — 10—30 голов, полувольныи выпас с использованием загонов-коралей, применение ножных и шейных колодок (мокта) для оленей весной, сооружение сараев с дымокурами (отый-мо) летом, высокий удельный вес ездовых оленей в стаде. На летний период несколько семей объединяли оленей в одно стадо, препоручая его 2—3 пастухам. С развитием олененодства у северных селькупов в традиционном календаре появляются названия месяцев, содержащие оленеводческие характеристики: отеомте ирэт – «месяц чистки оленями рогов», корыль ирэт – «месяц гона оленей». В качестве транспорта наряду с оленями северные селькупы использовали собак [2].

В представлениях селькупов, мирозданием управляли верховный бог неба Ном, хозяин преисподней Кызы и покровительница земной жизни Илынта Кота — «Старуха Жизни». Боги Ном и Кызы постоянно враждовали друг с другом. Селькупы считают, что во время грозы Ном поражает стрелами-молниями — нут тую — «небесный огонь» выходящих через корни и дупла старых деревьев дьяволов-помощников Кызы — лозов. Враждебные человеку лозы могли «как ветер» проникать в человеческое тело и «как червь» точить какой-либо орган вызывая болезнь. Старики во время грозы затесывали комель растущего дерева, имитируя «убийство лоза», прятали металлические и окрашенные в красный цвет предметы, около жилища вывешивали деревянную ложку или ковш, чтобы «уменьшить силу грома». В селькупских фольклорных сюжетах главным культурным героем выступал Ича (Ия, Итте) — сын Неба (младший сын Творца-Нума). Он предстает божественным охотником, мчащимся в погоню за Небесным Лосем, он смел и осторожен, беспощаден и хитер в борьбе с демонами и богатыми оленеводами. Для северных селькупов в борьбе за выживание на новых землях «хитрый и беспощадный» Ича стал духовным наставником и образцом для подражания.

Окружающая природа по представлениям селькупов населена духами которые также именуются лозами. Лесные духи (Мачиль лозы) могли послать человеку удачу и обильную добычу, приняв облик зверя или птицы, могли заставить охотника плутать в лесу. В устьях крупных рек, в озерах и топких болотах обитали водяные духи — Уткыль лозы, для них опускали в воду металлические предметы (монеты) На промысловых местах на стволах деревьев вырезались антропоморфные изображения духов (личины) — порге олицетворявшие «хозяина» угодий. «Вотчинников» угощали кровью и жиром, в дар приносили «товар» (отрезы тканей) [5].

2. Основные причины исчезновение традиций коренных народов севера

Культура и образ жизни малочисленных народов за последние годы подвергались сильнейшим деформациям, в результате которых утрачены традиционные знания, языки и национальное достоинство [9].

Основные причины потери традиций это:

быстроразвивающиеся освоение крайнего севера;

Основу жизнедеятельности коренных народов является охота, оленеводство, рыбалка. В последнее десятилетие освоение севера набирает обороты, задействуются все большие территории крайнего севера, на которых располагались пастбища, стойбища, места охоты, тем самым принуждая коренное население отказаться от своего привычного вида деятельности и переселять в города и поселения. Традиции коренного населения, на прямую, связано с видом их деятельности [10].

Уменьшение численности населения, которое согласно жизнь в условиях крайнего севера (кочевание)

Все большее давление со стороны городского населения;

Молодое поколение коренного, населения все меньше интересуется историей и традицией предков;

Утрата родного языка, из-за недостаточной образовательной базы при обучении молодого поколения коренного населения.

Молодёжь коренного населения выбирает родной язык – русский

Вывод

Одна из главных причин исчезновения традиций коренного населения Ямало-Ненецкого Автономного округа – это быстроразвивающееся освоения крайнего севера. Из-за быстрого исчезновения, за последнее десятилетие, вековых мест стойбищ, пастбищ, мест охоты и рыболовства, населению приходить отходить от своей вековой традиции, и переезжать в населенные пункты. Таким образом теряется весь многовековой уникальный быт и деятельность этих народов, из-за которой и образовались уникальные традиции и быт коренных народов.

Список используемой литературы

Долгих Б. О. Очерки по этнической истории ненцев и энцев. / Б.О. Долгих - М.: Наука, 1970 – 270 с.

Евладов В.П. По тундрам Ямала к Белому острову: Экспедиция на Крайний Север полуострова Ямал в 1928-1929 гг. / В.П. Евладов. - Тюмень: ИПОС СО РАН, 1992 – 281 с.

Медиков В.М. Демография: Учебник / В.М. Медиков - М.: ИНФРА-М, 2004. – 576 с.

Тишков В.А. Народы и религии мира: Энциклопедия. / В.А. Тишков - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998, — 928 с

Тучкова Н.А. Селькупы / Н.А Тучкова. - М.: Большая российская энциклопедия, 2015. — С. 706—707.

Квашнин Ю. Н. Основные элементы родовой структуры гыданских ненцев // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2001. Вып. 3. 199—204 с.

Кирилюк Л.И. Коренные жители ямала: экология и здоровье // Тематический сборник Коренные малочисленные народы Севера XIX веке. Проблемы и перспектива. Салехард: 2007 – Вып. 1. - 128-135 с.

Лезова, С.В. Северный Ямал: Великое переселение. Самодийцы 1947 г. / С.В Лезова // Материалы IV Сиб. симп. «Культурное наследие народов Западной Сибири»; Омск: ОмГПУ, 2001. С. 132-135.

Несмелая А.С. СОХРАНЕНИЕ ТРАДИЦИЙ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА (СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ НА ПРИМЕРЕ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА / А.С. Несмелая // Вестник ТГУ, выпуск 2 (118), 2013. – 34-38 с. Пушкарев

Е.Т. Коренные народы ЯМАЛА в современном мире // Тематический сборник Коренные малочисленные народы Севера XIX веке. Проблемы и перспектива. Салехард: 2007 – Вып. 1. – 76-80 с.

Просмотров работы: 829