Введение:
Мурси- африканский народ нилотской этнической группы, населяющий юго-западную часть современной Эфиопии. Используют собственный язык “мурси” из нило-сахарской группы. Религия - африканская разновидность шаманизма «Тумви». Занятость - скотоводы-земледельцы. Живет племя в очень труднодоступном месте, между двумя реками – Маго и Омо. В основном занимаются скотоводством. Но так же и стараются выращивать полезные культуры.
Актуальность работы заключается в том, по путешествовать по Африке г.Эфиопия племя Мурси. Чтобы развеять мифы о племени “Мурси”. Узнать о их жизни в современном мире и проблемах этого племени. И помочь материально выжить в жестоком мире.
Цель работы: Рассмотрим жизнь Африканских племен, в современном мире. Ведь именно Африка считается колыбелью цивилизации, именно здесь были найдены останки предков нынешнего человека. Этот удивительный континент до сих пор таит в себе массу загадок. В некоторые тайны, наверное, лучше и не пытаться проникнуть-они способны отвергнуть неподготовленного обывателя в настоящий трепет.
Объект исследования: племя “Мурси” их жизнь и проблемы.
Этот рассказ я хочу посвятить одному диковинному уголку на нашей планете, куда еще не добралась в полном объеме современная цивилизация. Речь пойдет об Эфиопии.
Это старейшее независимое государство на территории Африки. Как неповторима и богата природа того края, так и удивительно специфична она своими корнями и традициями.
1. Эфиопия - государство в Восточной Африке, не имеющее выхода к морю. Граничит с Эритреей на севере, Джибути на северо-востоке, Сомали и непризнанной Сомалиленд на востоке, Кенией на юге и с южным Суданом.
Эфиопия - самая высокогорная страна африканского континента. Значительную часть её территории занимает Эфиопское нагорье, простирающееся с севера на юг Эфиопии. Самая высокая часть нагорья - северная. На востоке нагорье резко обрывается во впадину Афар - одну из самых низких точек Африки.
2. Гидрография Эфиопии
Самые полноводные эфиопские реки протекают на западе страны. Это, прежде всего, река Голубой Нил, чья длина достигает 1 600 километров. На севере расположено озеро Тана, которое является источником Голубого Нила.
3. Климат Эфиопии
Вся территория Эфиопии расположена в субэкваториальном и экваториальном климатических поясах. Но тот факт, что большая часть страны расположена на Эфиопском нагорье, объясняет более мягкий и влажный климат Эфиопии. Температура здесь круглый год +25…+30 и выпадает достаточное количество осадков.
Полную противоположность представляют восточные регионы Эфиопии - здесь жаркий и сухой пустынный климат. Вообще, для Эфиопии не характерны перепады температур в течение года. Единственным отличием являются ночные и дневные температуры: здесь разница составляет около 15 градусов.
4. Население Эфиопии
Численность населения - около 88 млн. чел. (2010 год). Средняя продолжительность жизни - 53 года у мужчин, 58 лет у женщин. Эфиопия - единственная традиционно христианская африканская страна. Одной из её основных религий является восточное христианство (Эфиопская церковь), сильны также позиции ислама во всех периферийных регионах. Эфиопская Церковь придерживается монофизитства. Среди народа оромо в последние десятилетия активно распространяется лютеранство, в результате Эфиопская Церковь Мекане Йесус является самой быстро растущей лютеранской деноминацией в мире.
5. Культура Эфиопии
В Эфиопии проживает более 80 этнических групп людей, каждая из которых имеет свой собственный язык, культуру и традиции. В этой стране мужчины и женщины имеют четко распределенные роли в обществе. Традиционно мужчины отвечают за представление семьи вне дома, а женщины ответственны за всю домашнюю работу и за детей.
Эфиопские родители чаще более строги к своим дочерям, чем к сыновьям. Вообще, у мужчин больше свободы, чем у женщин.
В Эфиопии до сих пор можно встретить племена, которые не носят вообще никакой одежды. Люди здесь по-прежнему, как и сотни лет назад, живут в гармонии с природой. Народы этого государства разбиты на обособленные племена и с давних времен они жили, живут, и продолжают жить так же, как и их предки.
В Эфиопии проживает множество диких племен, и о них я и хочу поговорить сегодня. Этот рассказ о племенах, проживающих в Долине Омо. Река на юге Эфиопии. Водная система: Рудольф,которая входит в всемирное наследие ЮНЕСКО. Это место просто наполнено традициями древности.
Мурси
Начнем мы наше путешествие с самого известного племени своего края, «Мурси».
6. Племя Мурси - африканский народ нилотской этнической группы, населяющий юго-западную часть современной Эфиопии. По данным последней переписи от 2007 года численность мурси равна 7500 человек. Используют собственный язык из нило-сахарской группы. Религия - африканская разновидность шаманизма «Тумви». Занятость - скотоводы-земледельцы.
Живет оно в очень труднодоступном месте, между двумя реками – Маго и Омо. В основном занимаются скотоводством. Но так же и стараются выращивать полезные культуры.
7. Внешний вид племени (черты лица)
Племя это, наверное, принадлежит к мутантам негроидной расы, потому что значительно отличается своим видом от привычных стандартов красоты. Как мужчины, так и женщины — низкорослы, ширококостные и кривоноги. Низкие лбы, сплюснутые носы, короткие шеи. Тела дряблы и болезненны на вид, с отвисшими животами и сгорбленными спинами. Волос на головах почти нет, а потому все женщины-мурси постоянно носят замысловатые головные уборы сложной конструкции, изготовленные из веток, грубых кож, болотных моллюсков, высохших плодов, мёртвых насекомых, чьих-то хвостов и какой-то вонючей падали. Их сморщенные, жеваные лица, с маленькими, узкопосаженными глазками имеют чрезвычайно злобный и настороженный вид.
Ещё одним интересным фактом является их очень специфический запах. Можно подумать, что они просто редко моются, но потом выясняется, что они специально натирают себя, как защита от всяких паразитов.
8. Образ жизни Мурси
Странно, но не смотря на то, что племя активно промышляет скотоводством, все же их основной рацион питания – это сухая каша, приготавливаемая из перетертого маиса или сорго. Иногда к ней добавляется молоко и кровь животного, забираемая свежей непосредственно из раны на шее коровы (животное при этом не убивается), либо уже набранная ранее и хранящаяся в калабасах. Мясо мурси практически не едят, употребляя его только на крупные праздники.
Наверное, именно по этому, их поголовье скота считается одним из крупнейших в своем регионе.
9. Одежда Мурси
Традиционной одеждой мурси всегда были козьи шкуры, однако последнее время все больше и больше мурси переодевается в более легкие хлопковые накидки, которые покупают на местных рынках. Сегодня уже все мужчины повязывают разноцветные ткани вокруг бедер, женщин мурси все еще можно встретить в одежде из шкуры, однако и они все больше и больше предпочитают пользоваться тканями.
10. Валюта племени “даури”
По меркам других племен своего региона, мурси считаются довольно зажиточными, так как они владеют большим количеством домашнего скота.
По большому счету, каждый важный социальный акт заключается здесь при помощи скота. Это как вторая национальная валюта. Например, для того, чтобы взять девушку в жены, семья жениха обязательно должна выплатить отцу невесты выкуп, на их языке звучит "даури". Как правило, на даури требуется 30-40 голов скота и ружье. Эта традиция характерна для всех племен Долины Омо, и именно поэтому рождающиеся девочки считаются здесь неплохой гарантией благосостояния семьи.
11. Отказ от каннибализма и принятие оружия
При этом мурси – далеко не единственное племя, которое давным давно проповедовало каннибализм. Сейчас они отказались от такой традиции, зато обзавелись оружием, которое щедро поставляется им из Сомали.
12. Конфликты и защита своей территории
Кланы мурси беспрерывно враждуют и между собой - из-за пастбищ, колодцев и земельных наделов. Поэтому каждый воин смерти, покидающий пределы деревни, имеет при себе автомат Калашникова (их приобретают в соседнем Судане). По поселку же мурси ходят вооруженными длинными палками, украшенными фаллическими символами. Все мурси с детства учатся драться на палках, принимая участие в ежегодном турнире, который проходит с сентября по ноябрь. На это время между кланами устанавливается перемирие. В баталиях порой участвуют до тысячи мужчин. Бойцы разбиваются попарно и лупят друг друга до тех пор, пока соперник не упадет. Причем категорически запрещено убивать оппонента: тому, кто переусердствует, попросту отрубают руку. Победитель этого
турнира, проходящего по олимпийской системе, имеет право выбрать себе жену из любого клана - и без какого-либо выкупа.
Все остальное время мурси беспрерывно воюют. Убийство оппонента из чужого клана - настоящий подвиг, дающий право на нанесение специальной татуировки (несколько похожей по форме на наш армейский шеврон). Тату наносится на правую руку - если мурси убил мужчину, на левую - если жертвой стала женщина. Когда свободного места на руках не остается, татуировки наносятся на спину, ягодицы и живот.
13. Мнение о “Мурси” и другие племена
Африканские племена до сих пор предпочитают поддерживать кочевой образ жизни, а также неохотно прощаются со своими обычаями и культурой, из-за которых их европейцы называют дикарями. Но на самом деле современные выходцы из Европы и других стран первого мира самим африканцам кажутся не менее дикими.
Во многих источниках мурси называют самым кровожадным племенем. Мол, они и людей едят и гостей не щадят. На самом деле это племя в действительности особым радушием никогда не отличалось по отношению к собственным соседям, но вызвано это было, скорее, борьбой за владением плодородными территориями. Это вынуждало их вступать в потасовки.
14. Приём туристов и гостеприимство Мурси
В первом случае мурси не то что избалованы вниманием, но при этом стараются вести себя согласно сложившемуся стереотипу о них – демонстрировать грубое поведение, воинственные окрас и боевую раскраску.
Желающих побывать в деревне мурси обязательно сопровождает вооруженная охрана, но гостям деревни все равно приходится держаться настороже, так как абориген может запросто сорвать цепочку с шеи гостя деревни, вырвать из рук дорогой фотоаппарат или сумку и скрыться среди хижин.
За одно фото такого воина придется выложить пару долларов, которые потом многие спустят на выпивку. Это – побочный эффект вмешательства белого человека в их привычный уклад. По большей своей части все мурси – обладающие репутацией агрессивных людей, прекрасно владеющих местными боевыми искусствами. К тому же, с массовым приходом туристов в их земли, мурси стали вести себя еще более агрессивно, и стараться надевать самые свои парадные украшения. Ведь, чем более шокирующий у них внешний вид, тем больше денег они смогут взять с туриста, желающего с ними сфотографироваться.
15. Обязанности мужчин и женщин
На женщинах лежит основная часть тяжелых работ племени: они отвечают и за строительство домов, и за уход за детьми, а уж приготовление пищи и доставка воды в деревню это их святая обязанность.
Мужчины племени мурси – скотоводы и заняты выпасом и охраной деревни. В их обязанности так же входит защита деревни в случае межплеменных конфликтов.
16. Мужчины-гордость племени
В некоторых племенах мужчины слишком злоупотребляют алкогольными напитками, которыми их спонсируют предприимчивые продавцы или любопытствующие туристы, поэтому ссоры тут на бытовом уровне могут действительно завершиться огнестрельным ранением. При этом стоит различать так называемые «туристические племена» от настоящих местных.
17. Женщины-их красота и нравы
В плане внешнего вида это очень диковинный народ. По крайней мере, о европейских стандартах красоты они никогда и слыхом не слыхивали. А если и знакомы, то ни за что не променяют свою «красоту» на что-то иное.
Женщины мурси – это особая их гордость и достопримечательность. Они легко опознаются и известны огромными керамическими тарелками, которые они вставляют в нижнюю губу.
В возрасте 13-15 лет, девочке делают надрез на нижней губе и выбивают два передних зуба,чтобы они не стучались о тарелку, затем вставляют небольшую пластину.С годами размеры пластины увеличивают, при этом растягивается губа. Чем большую пластину может носить женщина, тем большим будет размер выкупа на свадьбе.Существует много споров, для чего мурси практикуют этот ритуал, и, судя по всему, его корни уходят в несколько столетий назад, когда племя было вынуждено уродовать своих женщин, дабы те не были угнаны на рынки рабов. Постепенно эта традиция изменила свое значение, и сегодня чем больше тарелка в губе у мурси, тем она считается красивее и уважаема мужем и племенем, есть еще инение что когда эфиопов пленили, забирали в рабство, они насильно себя калечили, чтобы их не брали. Сейчас же все наоборот.Ошибочно полагать, что мурси постоянно ходят с огромными тарелками в губах – они слишком тяжелы и некомфортны. Женщины племени вставляют их только во время важных событий, таких как прием гостей, подача еды мужу, праздники и т.д. В остальное время тарелку из губы мурси вынимает.
Если такую тарелку вытащить, то наружный край губы под дыркой отвисает вниз на 10–15 см. в виде своеобразного круглого жгута. У многих мурси нет передних зубов, чтобы тарелка о передние зубы не стучалась и в этой щели постоянно, словно гнилое жало, торчит кончик потрескавшегося, кровоточащего языка.
Женщины также носят много украшений, в основном, металлические браслеты, мужчины могут носить браслеты из бивней и волоса слона, обитающего в заповеднике Маго.
Есть у женщин мурси и иные, не менее странные и жуткие украшения, висящие на сплюснутых шеях. Это монисты, набранные из костей ногтевых фаланг человеческих пальцев, называемые нэк. В норме,у обычного человека имеется по 28 таких косточек. На каждую из них пошло не менее четырёх-шестикистей рук. К тому же, у некоторых «дам» висит по нескольку штук подобных, ужасающих взгляд ожерелий. Они жирно блестят и издают приторный прогорклый запах — они ежедневно натирают каждую косточку монист топлёным человеческим жиром.
Экзотично выглядят их вздутые животы, на кожу которых нанесена своеобразная ритуальная татуировка, в виде симметричных линий, состоящих из отдельных рубцов — желваков. Эти «бугорки» имеют как различные размеры, так и разнообразные формы: круглые, овальные, линейные. «Наносят» их на себя довольно своеобразным и жутким способом. Через насечки в коже, под неё заталкиваются личинки разнообразных наземных и водных африканских насекомых-паразитов. Они начинают там развиваться, но организм, вступая в борьбу с пришельцами, осумковывает «чужих» своей соединительной тканью и те, в конце-концов, погибают, оставляя под кожей свои, различные по размерам и формам, могилы-желваки. Зная это, мурси специально чередуют места их внедрения между собой, в зависимости от того окончательного «узора» на коже, который хотят получить.
18. Строгие законы Жрицы
Практически за любой проступок жрица племени отрезает кисти рук у нарушившего законы мужчины (тут сразу вспоминаются нэки).
Согласно традициям этого мистического племени, все его женщины являются Жрицами Смерти. По вечерам, в своей хижине они готовят, сначала, какое-то, относительно лёгкое наркотическое зелье, растирая в порошок сушёные плоды особого болотного ореха. Насыпав его на вдетую в губутарелочку-дэби, каждая женщина приближает наркотическое яство к губам собственного мужа и они оба начинают одновременно слизывать его (при этом жена высовывает язык через дыру между зубами). Эта часть ритуального обряда называется «поцелуй смерти». Кстати, привычный для нас способ целоваться они вообще не используют.
Затем, в тлеющий очаг бросается пучок какой-то дурманящей травы, которая начинает испускать вверх струйки желтоватого дыма. Мужчина поднимается на жерди «антресолей» и ложится над очагом таким образом, чтобы струйки сладкой курильни поднимались прямо к его лицу. Ложится он не просто так, а поместив голову на углубление особой подставочки-подушечки. Эта небольшая штуковина, напоминающая формой катушку, называется бркута и делается из древесины тайного растения, которое нам так и не показали. Около двух десятков таких удивительных приспособлений для сна хранится в хижине Верховной Жрицы племени, зовущейся — Срэк.
Срэк натирает каждую из них одним из своих многочисленных зелий и наговаривает особым индивидуальным заклинанием. В итоге, каждая бркута становится носителем какого-то, совершенно конкретного сновидения! Это может быть «фильм» об удачной охоте, или ночи любви, о вкусном обжорстве, или победной битве с врагами и т.п. По просьбе мужа, жена каждый вечер приносит ему деревянный подголовник с тем видением, которое он хочет увидеть перед возможной смертью. Эта часть обряда называется «сон смерти» и название это вовсе не случайно. Пока мужчина сладко грезит в дыму дурмана, жена готовится дать ему яд.
Этот смертельный порошок Верховная Жрица племени готовит из тех самых нижних зубов, выдернутых у женщин, настаивая их на сложном зелье из девяти трав, растущих на кочках мёртвых топей Лотагипи. Спустя некоторое время, женщина-мурси поднимается к спящему мужу и вдувает ему в рот смертельный порошок со своей губной тарелочки. Эта часть мистического обряда называется «укус смерти». Но на этом страсти не заканчиваются. Отравив мужей, все Жрицы смерти собираются в хижине Срэк и проводят там какой-то таинственный обряд. Зловещий ритуал завершается действом, которое мы прозвали «рулеткой смерти, а сами мурси называют его — «дар смерти». Верховная Жрица обходила все хижины деревни, поднимаясь к отравленным мужчинам и кладет им в рот спасительное противоядие, порции которого и находятся в её ожерелье, украшающее её сложную «причёску». И никто кроме неё и Бога Смерти Ямда, чью волю и выполняла Верховная жрица, не знает: всем мужчинам племени велено жить дальше, или не всем. Бывали случаи, когда Срэк не давала кому-то из них антидот. Тогда она, выйдя из хижины, рисует на загубной тарелке его жены белый крест. Такая женщина оставалась вдовой на всю оставшуюся жизнь и имела большое уважение в племени, как жрица, исполнившая свой долг перед всемогущим Ямда.После естественной смерти, тела таких вдов помещаются в обрубок полого ствола и подвешиваются на ветки особых деревьев. Тела же всех иных соплеменников, как мужчин, так и женщин, вывариваются. Мягкие ткани и бульон идут на еду, всяческие зелья и амулеты. Скелетами же соплеменников, мурси выкладываю свои тайные тропы в опасных болотах, что бы не проваливаться.
Однако, то, что нам может показаться дикостью, для аборигенов благо. Племя мурси — служители Бога Смерти. Их вера говорит, что тела мужчин-мурси (земная плоть) являются своего рода ритуальной «тюрьмой» Бога Ямда, в которую он заключает Души своих помощников — Демонов Смерти, в случае их какого-либо неповиновения. И белые полосы, которыми разрисовывается тело, символизируют оковы плоти, временно сдерживающие мятежный Дух.
Методично убивая плоть мужчин систематической дачей им наркотического яда, женщины-жрицы словно разрушают эти физические земные оковы, приближая час освобождения, для томящихся в них, высших духовных Сущностей. Сами же они — простые Духи Тьмы, посланные сюда для выполнения мистических ритуальных обрядов и имеющие право вернутся к своему Властелину — только после естественной гибели полученного тела. Добро не существует без зла, свет — без тьмы, а жизнь — без смерти. И каждый человек в своей земной жизни служит одной
из противоположных сил, исполняя предназначение, данное ему Создателем. И не нам судить о том, чей путь и вера правильнее. Древнее племя мурси просто исполняет свой долг.
Подробнее:http://rumbur.ru/travel/310-strashnie-obichai-mursi#cut
Заключение:
Я считаю, что не стоит делать из “Мурси” диких и опасных «зверей», которыми пытаются представить их туристы, потерявшие лишние деньги на фото и видео. Племя просто пытается выжить в новом мире. Мире, который создали белые люди, со своими машинами, болезнями и бесконечными вспышками камер.
Стоит только проехать на пару десятков километров дальше от ближайшего «туристического» поселения, сделать несколько подарков (очень ценятся бритвенные лезвия, которые используются для шрамирования) и просто попроситься понаблюдать за ними, а не снимать, как на Сафари.
В поселениях, которым достаётся меньше внимания, Вы увидите, что это добрые гостеприимные люди, возможно с другими традициями и укладом, может они не носят одежду, а некоторые обычаи могут показаться нам странными, но они такие, как и мы. Жадность и корысть, завезенная белыми людьми, породила тех Мурси, которыми пугают друг друга туристы.
Список использованных источников и литературы:
Источник: http://tourweek.ru/countries/ethiopia/ © Tourweek.ru
http://rumbur.ru/travel/310-strashnie-obichai-mursi#cut
http://29palms.ru/index.php?link=blog&action=showblog&blog=4009
http://rumbur.ru/travel/310-strashnie-obichai-mursi#cut
http://rumbur.ru/travel/310-strashnie-obichai-mursi#cut
https://pikabu.ru/story/obyichai_plemeni_mursi_3227589h
James W. Films on the Mursi: The Land is Bad; Nitha / Wendy James // Antropology Today. — 1922. — Vol. 8, № 2. — P. 21-22.
James W. The Mursi / Wendy James and Tsehai Berhane Selassie // RAIN. — 1976. — p. 6-7.
Turton D. Mursi Response to Drought: Some Lessons for Relief and Rehabilitation / David Turton // African Affairs. — 1985. — Vol. 84, № 366. — P. 331-346.ttp://29palms.ru/index.php?link=blog&action=showblog&blog=4009