Покинутые города и судьбы людей

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Покинутые города и судьбы людей

Языков М.Д. 1
1ГБОУ СОШ №2
Сидоркина Н.С. 1
1ГБОУ СОш №2
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

1. Анализ проблемы.

1.1 Реальная ситуация:

После прекращения добычи золота многие города, поселки Крайнего Севера закрыли. На карте они существует, но в реальности – это брошенные дома. Не многие знают, поселок Алискерово не единственный заброшенный на севере. Такая участь постигла еще многие поселки и города Чукотки. К сожалению, исчезают города и посёлки не только на Крайнем Севере. Города, сёла и посёлки с похожей долей встречаются по всей России, их количество не поддается точному исчислению. 

1.2 Желаемая ситуация:

Своей работой я хочу рассказать о севере, о жизни людей в суровых погодных условиях, показать, как люди привязываются к своему месту жительства, как тяжело с ним расставаться.

Чтобы любить родину, надо ей гордиться. Чтобы гордиться, надо знать, чем гордиться. То есть, надо знать свою историю.

Людям нужно постараться предпринять меры для сохранения памяти о покинутых населенных пунктах.

1.3 Мои намерения:

- Создать слайдовую презентацию по теме: «Покинутые города и судьбы людей»

- Показать освоение Севера, строительство поселков и городов в условиях вечной мерзлоты, жизнь, быт людей в суровых погодных условиях;

- Провести анализ числа покинутых сёл и деревень России;

- Понять причины, по которым люди покинули свои дома.

1.4 Социальный опрос.

Для получения реальной картины, насколько современные дети города Сызрани знают о покинутых населенных пунктах нашей страны, я провел социальный опрос. В опросе приняли участие 25 человек из класса, в котором я учусь. 2

В результате социального опроса мной составлена графическая диаграмма.

Опрос моих одноклассников показал недостаточность знаний по этой теме.

Известно ли Вам число заброшенных населенных пунктов в России? (более 19 тысяч по данным переписи 2010 года)

Знаете ли Вы причины, по которым люди покинули свои дома? (природные катаклизмы, техногенные катастрофы, военные конфликт, закрытие градообразующего предприятия)

Известны ли Вам наиболее важные промыслы Крайнего Севера? (добыча полезных ископаемых: нефти, газа, алмазов, золота)

Знаете ли Вы, что добыча драгоценных металлов на севере осуществлялась не только вахтовым методом, а строились поселки, города с дет.садами, школами, магазинами?

Известно ли Вам, что большинство таких поселков разрушены в связи с прекращением добычи золота?

2. Цели и задачи.

2.1. Проблема:

После прекращения добычи золота поселок закрыли. На карте он существует, но в реальности – это брошенные дома. Люди покинули свои дома, свою Родину.

Не многие знают, поселок Алискерово не единственный заброшенный на севере. 3

К сожалению, исчезают города и посёлки не только на Крайнем Севере. Города, сёла и посёлки с похожей долей встречаются по всей России, их количество не поддается точному исчислению. Причины, по которым оживленные города и крупные поселки становятся призрачными, бывают разными.

Но причина №1 — это ликвидация населенного пункта из-за закрытия градообразующего предприятия. Своей работой я хотел показать, как люди привязываются к своему месту жительства и как потом тяжело с ним расставаться, что чувствуют, попадая в безысходные ситуации.

2.2 Цель:

- показать освоение Крайнего Севера на примере посёлка Алискерово;

- изучить причины освоения поселка, его развития, а также причин его гибели;

- провести анализ числа покинутых сёл и деревень России;

- изучить причины, по которым люди покинули свои дома.

- передать мой интерес от услышанных рассказов близких мне людей окружающим людям и моим будущим поколениям.

2.3 Задачи:

Найти в книгах и Интернете сведения об истории поселка.

Провести работу с фотографиями моей семьи.

Изучить и проработать полученный материал из рассказов и воспоминаний старшего поколения в моей семье.

Предложить перечень мер по сохранению памяти о покинутых населенных пунктах.

Создать слайдовую презентацию.

3. Сбор, изучение и обработка информации по теме.

3.1 Систематизация материала:

В своей исследовательской работе первое, что мы сделали – это просмотрели и проработали наш домашний архив фотографий и книг о крайнем севере. 4

Затем стали искать информацию в интернете на социальных страницах жителей поселка. Информации набралось очень много и мне пришлось выбирать самое интересное – то, что привлекло мое внимание и, я думаю, привлечет внимание моих слушателей.

3.2 Изготовление продукта:

Поиск материала в семейном архиве

Запись и обработка рассказов.

Изучение и анализ полученных сведений.

Разработка перечня мер по сохранению памяти о покинутых населенных пунктах.

Проведение опроса среди одноклассников по теме исследования.

Оформление презентации «Покинутые города и судьбы людей».

Создание

4. Продукт.

Планируемый продукт: слайдовая презентация.

Характеристики продукта:

- слайдовая презентация снабжена текстом и иллюстрациями.

Предлагаю использовать мою работу:

- на уроках окружающего мира в начальной школе;

- для проведения классных часов.

5. Мое продвижение.

Я научился грамотно составлять проект, создавать слайдовые презентации.

Могу использовать приобретенные знания и умения для дальнейшего выполнения проектов.

Приобрел новые знания в области литературы, аналитики, географии, и правил русского языка.

5

6. Анализ продукта.

В рамках классного часа по теме «Покинутые населенные пункты», была проведена презентация моих авторских размышлений «Покинутые города и судьбы людей».

Проанализируем продукт проекта. Проведем повторный социальный опрос. В результате повторного социального опроса из 25 человек 25 человек получили полную информацию по этой теме. Мной составлена графическая диаграмма.

Сравнительный анализ социального опроса до начала подготовки проекта и после проведения классного часа подтверждает интерес окружающих к данной теме.

7. Вывод.

Трудно представить, насколько часто встречаются города, сёла, деревни и посёлки с похожей долей по всей России. Причины, по которым оживленные города и крупные поселки становятся призрачными, бывают разными.

Чтобы любить родину, надо ей гордиться. Чтобы гордиться, надо знать, чем гордиться. То есть, надо знать свою историю.

Для изучения истории исчезнувших с карт населенных пунктов я предлагаю: активизировать туристско-краеведческие отряды, которые занимаются изучением причин, по которым жители покинули привычную среду обитания; фотографировать все эти объекты и выкладывать фотографии в интернет, даже если их разрушат, память о них останется;

6

больше писать, рассказывать, снимать кинофильмы; создавать выставки, музеи; проведение исследования «География моей семьи». Для этого на генеалогическом дереве рядом с именами предков написать места их проживания (город, поселок, село). Это отличная возможность проследить географию своей семьи. Такая работа соединяет прошлое с будущим, показывает историю развития семьи, отдает дань уважения предкам и является посланием для потомков.

8. Используемая литература.

Берег двух океанов. Магаданская область. – Магаданское книжное издание, 1989г, 344с.

А. Прийман. Крайний Север уходит в «долину смерти».// Правда. 2011. 7 сентября.

www.wikipedia.org Алискерово (поселок).

www.livejournal.com Заброшенная Чукотка. Фотоистории о России.

www. sevprostor.ru Заброшенные объекты Арктики – их изучение и сохранение.

tfi.chukotnet.ru Золотодобывающая компания «Купол». Поселок Алискерово. Фото К.Лемешова.

www.rbc.ru Исследование РБК: как вымирают российские города.

Сводные итоги Всероссийской переписи населения 2010 года

Сводные итоги Всероссийской переписи населения 2002 года

Статистический сборник Численность и размещение населения Самарской области/Самарастат, 2012-113с.

Алексеев Ю.Е., Баландин С.А., Вахрамеева М.Г. Энциклопедия растений России. Растения тундры.- М: Научно-популярное издание, 2003г., 208с

Просмотров работы: 48