Введение
Дай вам бог каждому … увидеть хоть раз в жизни, как расцветает в безмолвном и неподвижном лунном свете ночная фиалка, ночная красавица, ночница, любка, люби меня, не покинь, а по-научному любка двулистная.
Владимир Солоухин
Я люблю путешествовать, узнавать мир. С моими родителями я уже побывала в Турции, Египте, Белоруссии, в России: в Краснодарском крае.
Этим летом мой учитель географии предложил нам совершить путешествие в необыкновенный уголок Клинского края – к топким берегам Георгиевского озера, она заинтриговала нас тем, что мы увидим что-то совершенно необыкновенное, почувствуем себя первопроходцами и увидим красоту летнего мира природы средней полосы России в ее нетронутом величии!
Я заранее посмотрела на топографическую карту Клинского района, поняла, что поход будет непростым, но интересным. В книге «Клинский край»[4] я прочитала и о Подтеребовском озере и о Георгиевском храме, стало еще интереснее, удивительным оказалось наличие двух объектов: природного (интересного с точки зрения происхождения) и исторического рядом.
Впечатления от похода превзошли все мои ожидания! Я увидела много необычного и интересного - озеро ледникового происхождения[2], болото, клюкву, хищное растение – росянку, маленькую, но отважную речку, красивый храм!
Уже в походе возникла идея составить эколого-географический маршрут, по которому можно пройти, изучая и природу и историю Клинского края. Здесь я, в первую очередь, думала о своих друзьях-одноклассниках. Не каждый может там оказаться, поэтому мой маршрут может быть и заочным.
Тема моего проекта: экологический маршрут «Необыкновенный уголок Клинского края». Это окрестности деревни Подтеребово и уникальное Георгиевское озеро.
Актуальность темы: важно путешествовать по близким, интересным уголкам Подмосковья, можно это делать без больших затрат, я могу помочь составлением маршрута.
Цель работы: составить эколого-географический маршрут «Необыкновенный уголок Клинского края».
Гипотеза: хороший (интересный людям!) экологический маршрут можно создать, только побывав в этих местах, изучив их особенности, найдя самые интересные точки для остановки и наблюдения.
Задачи:
Изучить литературу, о создании экологических маршрутов.
Создать картосхему маршрута, его путь, главные точки, описание самых интересных объектов.
Создать видеофильм о Георгиевском озере.
Создать презентацию для заочного маршрута.
Познакомить моих друзей с необыкновенным уголком Клинской земли.
Методы моих изысканий: наблюдение, описательный, картографический, сравнительный.
Глава 1. Маршрут для моих одноклассников.
Хочется начать с определения. Экологическая тропа - это специально оборудованный маршрут, проходящий через различные экологические системы и другие природные объекты, архитектурные памятники, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую ценность, на котором идущие (гуляющие, туристы и т. п.) получают устную (с помощью экскурсовода) или письменную (стенды, аншлаги и т. п.) информацию об этих объектах[ 1].
Первая пешеходная тропа в России появилась в Крымских горах, по указанию князя Л.С. Голицина. Эта живописная тропа называется Голицинской, она необыкновенна- это каменные лестницы, смотровые площадки, уникальные виды на море. Длина тропы -5,4 км.
Самая первая экологическая тропа создана в США. В национальном парке штатов Мэн и Джорджия был проложен пешеходный маршрут, который пролегал через Аппалачи, длиной 3,3 километра. Он принял туристов в далеком 1922 году.
Я задумалась:зачем создают такие экологические тропы?
Первая цель - экологическая, вторая - природоохранная. Человек, путешествующий по организованному маршруту повышает свою экологическую грамотность и культуру, видит наглядно природу в ее величии и красоте, узнает много нового и, при этом, понимает ее ценность.
Тропы, которые прокладываются в заказниках и заповедниках, учитывают состояние экосистем.
Выделяют три основные группы экологических троп.
1.Учебные экологические тропы - маршруты для экологического образования. Их длина 2-2,5 км., экскурсия должна длится не более 3-3,5 часа. На тропе должны быть информационные стенды и указатели. Пусть тропа называется учебно-экологической, ее посетители – это и школьники и взрослые.
2.Познавательно-прогулочные тропы, более продолжительны, до 4-8 километров. Здесь туристы выходят на маршрут в свой выходной день и идут по тропе с экскурсоводом и самостоятельно, познавая свой край на такой интересной прогулке.
3.Познавательно-туристские тропы. Их создают в заповедниках и в туристических зонах национальных парков. Длина уже десятки и сотни километров. А значит путешествие по ним длится несколько дней и долее!
Я для моих друзей выбрала первый вариант маршрута – учебно-познавательную тропу, так как он недолгий по расстоянию и времени, и мы на маршруте действительно можем много увидеть того, что не видим в городе и даже в поселке, многому научиться: ориентироваться по компасу и местным объектам, определять некоторые виды растений, видеть насекомых, следы жизнедеятельности животных.
1.1.Картосхема экологического маршрута.
Д ля создания картосхемы маршрута я пользовалась картами Googl,
которые дают возможность увидеть всю территорию сверху в уменьшенном виде. На карту я наложила схему маршрута. Это сама дорога и 6 главных точек с интересными объектами. Фото 1. Фотосхема маршрута.
1 .2. Характеристика маршрута.
Дата прохождения маршрута – 01 августа 2017 года.
Начало маршрута-
д. Подтеребово, Клинский район.
Конец маршрута-
д. Подтеребово, Клинский район.
Протяженность - 2,5 км.
Время в пути - 3,5 часа
Фото 2. Поворот на деревню.
Краткое описание. Приезжаем на автобусе №27 в деревню Подтеребово и начинаем маршрут. Идем по деревне ПОДТЕРЕБОВО, обращаем внимание на скромный памятник землякам, участникам Великой отечественной войны, он создан по инициативе местных жителей! Двигаясь от деревни Подтеребово на север к озеру и Георгиевскому храму можно наблюдать интересную реку (речку) Теребу, она в этом году полноводна, а бывает и превращается в ручеек. На реке немного вниз, живут бобры, которые своей плотиной поднимают уровень грунтовых вод. Далее мы поворачиваем на северо-восток, на северо-запад и идем (поднимаемся) к Георгиевскому храму. Это исторический памятник. Интересны его фрески (сохранившиеся, несмотря на долгие годы разрушения) и история. Храм на возвышении, с которого виден лесной массив, окружающий Георгиевское озеро.
От храма спускаемся на ю-з к озеру, наблюдая удивительное разнотравье средней полосы, поворачиваем снова к дороге, т.к. пройти к озеру безопасно можно только с южного берега. Снова идем по грунтовой дороге на ю-з, поворачиваем на запад, спускаемся к лугу между дорогой и лесом. Переходя через него можно увидеть редкое растение из семейства орхидных - Любку двулистную.
Через 50 метров мы оказываемся в старом, заболоченном лесу, а еще через 15 метров, пройдя сквозь него, входим на болото, вернее заболоченный берег озера! Удивительное чувство открытого, но опасного пространства! Много света, воды, под ногами мягкий ковер мха сфагнума и удивительные неизвестные нам травы, например хищное растение-росянка круглолистная! Подойти к воде озера невозможно, можно издалека на него полюбоваться! Фото на память! А еще лучше – видео!
Возвращаемся в д. Подтеребово!
Состояние маршрута - удовлетворительное, грунтовая дорога, тропы лесные, луговые. Сложно двигаться на болоте, но навык быстро приходит, нужно быть очень осторожным!
Безопасность. Нужно помнить про безопасное поведение, взять с собой воду, компас, средства связи, спички, походную одежду, даже если поход планируется на жаркое время года, не стоит надевать короткие шорты и майки, иначе насекомые и палящее солнце могут доставить немало хлопот. Длинный рукав и брюки защитят от солнечных ожогов и укусов комаров и слепней.
Описание растительного мира.
Эта местность является ботанико-географическим районом боров и болот Приволжской низменности. [5].
Георгиевское озеро находится в окружении тростниково-рогозовых зарослей, далее идет осоково-кустарниковое болота, а его окружают ольшаники и смешанный старо-возрастной лес. По нему надо пройти 20-50 метров, чтобы выйти на болотистые берега. Здесь растет сосна обыкновенная, береза, ольха, багульник, клюква, морошка, можно увидеть уникальную росянку, которая из-за недостатка минеральных веществ в почве занимается пассивной ловлей насекомых. Главное растение болота - мох сфагнум, т.е. болото сфагновое. Также здесь растут осока, пушица, аир, вахта трехлистная. Можно встретить грибы. На лесных полянах близ озера есть редкие растения: любка двулистная, ятрышник пятнистый.
Описание животного мира
Интересный и богатый животный мир зоны смешанных лесов, луга, болота и озера. В озере живут карась, плотва, озеро является местом пролета и отдыха журавлей. Они надолго останавливаются здесь на заболоченных берегах перед отлетом в теплые страны. Питаются, отдыхают, курлыканье их слышно на многие сотни метров.
Везде много птиц. На озеро прилетают утки, но не гнездятся. Прилетают чайки. Много насекомых, мы наблюдали стрекоз, муравьев, бабочек. Везде лягушки, это лягушка озерная. Даже на болоте муравейники, в лесу перед озером очень большой муравейник.
На болоте и в окружающем лесу живут: лось, заяц-беляк, лисица, рябчики, глухари. На речке живут бобры.
Вывод по главе 1. Совершив экспедицию поуникальному уголку Клинского края - окрестностям Гергиевского озера, я составила маршрут туристической учебно-познавательной тропы, дала ее характеристику, описание растительного и животного мира. Много нового я узнала, думаю, что и моим одноклассникам будет очень интересного.
Глава 2. Самые примечательные объекты маршрута.
Но на каждом маршруте должны быть особенные уникальные точки – это остановки, где можно остановится и увидеть что-то важное! Таких точек -6.
ТОЧКА МАРШРУТА №1. Деревня ПОДТЕРЕБОВО.
Недалеко от озера, когда-то очень давно возникло поселение людей, это деревня Подтеребово. О давности заселения людей говорит название деревни. Корень «тереб» означает – драть, выдирать, освобождать территорию от леса для земледелия. [3].
Для получения информации я поговорила со старожилом деревни, Полыгалиным А.М. Он родился здесь в войну, свою трудовую биографию начал на обувной фабрике, которая как раз располагалась недалеко от озера, рядом с храмом. Вот, что рассказывает: «Сюда приходили люди из ближайших деревень на работу, изготавливали сапоги, полуботинки, тапки, кожаные мячи: волейбольные и футбольные. Была активная культурная и спортивная жизнь. Сейчас от фабрики остался только фундамент, а само производство переехало в Клин в 70-е годы».
Люди, живущие в деревне, всегда были связаны с озером. Купаться всегда ходили на озеро, которое в те времена было более глубоким, т.е не было столько ила, а вода удивительная, «мягкая». В связи с этим ее свойством женщины всегда на озеро ходили стирать белье. Так как просто т к берегу не подойти, существовали «мужской» и «женский» плоты, их поддерживали в порядке. На озере всегда ловили рыбу: карася, леща, даже угря. Причем особенно популярной была зимняя рыбалка. Рыбу «качали» из проруби. Традиционно охотились на вальдшнепа и утку.
Из озера выкачивали сапропель – это ценный органический продукт для почвы. Озеро, а вернее ближайшие заболоченные берега всегда славились своими клюквенными полями. Ни одна семья в деревне не оставалась без клюквы на зиму, да и сейчас ее приезжают собирать не только из ближайших деревень, но и из города». И сейчас это один из моментов рекреационной нагрузки каждый август – сентябрь многолюдно на болоте.
С ейчас в деревне всего 10 постоянных жителей, но много дачников. Нужно обратить внимание на скромный памятник землякам, участникам Великой Отечественной войны, он создан по инициативе местных жителей!
Фото 3,4. Подтеребово. Дорога к озеру и храму. Памятник землякам.
ТОЧКА МАРШРУТА №2 .РЕКА ТЕРЕБА
Река совсем небольшая, в ширину примерно – 2-2,5 метра, она может превращаться в ручеек, впадает в Сестру, делая ее полноводнее. На реке живут бобры. Берега очень заросшие ивняком. Мы можем видеть стрелолист, калужницу, ряску. Здесь много стрекоз.
Ф ото 5. Река, вытекает из болота, создавая сток с озера
ТОЧКА №3. ЦЕРКОВЬ ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА
Более 160 лет близ озера существует храм, а создан он был на месте деревянного. «Храм святого великомученика Георгия Победоносца, что при озере» создан «тщанием прихожан» в 1853 г. рядом с не сохранившимся деревянным храмом постройки 1769 г., от которого остался лишь фундамент.
В 1960-х гг. храм был закрыт и разграблен.
Много преданий связано с этим древним храмом. Местные жители уверены, что небесный покровитель храма святой великомученик Георгий не пускал врагов дальше этого места. Недалеко от храма находится "Паново поле". Вероятно, название оно получило во времена нашествия польско-литовских войск, которые не пошли дальше этих мест. Здесь они были остановлены отрядами народного ополчения.
А во времена Отечественной войны 1812 года отряды французской армии года подошли к храму, но дальше продвинуться не смогли и вынуждены были отступить. И во время Великой Отечественной войны, когда фашисты рвались к Москве, немецкие войска, занявшие деревню Подтеребово, не прошли дальше храма и ста метров. В 1994 г. церковь была передана православной общине. Потихоньку храм приводят в порядок, возродилась жизнь православного прихода [6].
Фото 6. Храм Георгия Победоносц
ТОЧКА МАРШРУТА №4.
Р АЗНОТРАВНЫЙ ЛУГ НА СКЛОНЕ ВОСТОЧНОГО БЕРЕГА ОЗЕРА
Фото 7. Разнотравье. Описать красоту всех местных растений луга невозможно! В июле, августе здесь доцветает иван-чай, густые заросли крапивы говорят о плодородном слое земли, цветут иван-да-марья, поповник, зеленчук, много зонтичных растений, привлекающих насекомых-опылителей. У озера – заросли малины.
ТОЧКА МАРШРУТА №5 РЕДКИЕ РАСТЕНИЯ НА МАРШРУТЕ.
О коло озера существует крупная популяция Любки двулистной,
(лат. Platanthéra bifólia) — вид многолетних травянистых клубневых растений из рода Любка (Platanthera) семейства Орхидные (Orchidaceae).
Растение привлекает в своем цветущем виде: сильным и приятным запахом, не случайно ее еще называют «ночной фиалкой».
Этот вид не внесён в «Красную книгу Российской Федерации» (1988) и её дополнения. Но этот вид нуждается в охране, в частности Московской области, так как он редок, обычно это связано с редкостью вида на границе его ареала. В таких случаях даже Фото 8. Популяция Любки двулистной
небольшое негативное антропогенное воздействие может привести к полному исчезновению вида из флоры Подмосковья.
Все виды рода Platanthera входят в Приложение II Конвенции CITES. Цель Конвенции состоит в том, чтобы гарантировать, что международная торговля дикими животными и растениями не создаёт угрозы их выживанию.
ТОЧКА МАРШРУТА №6. УНИКАЛЬНЫЙ МИР БОЛОТА И ОЗЕРА.
В центре озера - котловина ледникового происхождения, озеро имеет небольшую водную гладь, но в основном представляет собой болотный массив переходного типа. От поверхности воды до иловых отложений насколько сантиметров. Акватория озера имеет площадь 15 га.
Б олотный участок берега озера - это хорошо сохранившееся осоково-кустарниковое низинное болото. Здесь можно увидеть растение-хищник- росянку круглолистную, она питается насекомыми. А главный на болоте- мох сфагнум.
Фото 11,12,13,14. Болотные чудеса.
Вывод по главе 2. Выделены шесть самых уникальных точек на маршруте, каждая интересна своими растительными или историческими объектами.
Глава 3.Форматы использования экологического маршрута.
ФОРМАТ 1. Очная экскурсия. Эколого-географический маршрут «Необыкновенный уголок Клинского края» может быть использован, в первую очередь, для просвещения школьников. В детстве нужно смотреть и видеть самое красивое и необыкновенное, что есть рядом. Желательно совершать прогулки по маршруту летом, когда можно наблюдать чудесную флору наших мест в экологически чистом уголке Клинского округа, любоваться водами озера, приобщиться к истории.
Взрослые тоже могут присоединяться к участию в маршруте. И это было бы здорово, совершить такое путешествие и нашим родителям.
ФОРМАТ 2. Заочная экскурсия. Также можно использовать экологический маршрут в формате заочной экскурсии. Что уже и было сделано в школе, на классном часе. Чтобы другие люди могли увидеть наше озеро и «пропутешествовать» по маршруту, планируется разместить всю информацию на школьном сайте. На сайте https://www.youtube.com/. Для этого и был создан видеофильм, который показывает необыкновенные места самого озера и его заболоченных берегов, а также презентация, которая содержит и текстовую информацию.
Вывод по главе 3.
Мой экологический маршрут можно использовать в двух форматах: очный или заочный. В наше ИНТЕРНЕТНое время, конечно можно много узнать, не выходя из дома. Заочный формат здесь и пригодиться, но очень полезно увидеть все своими глазами, тогда нужно собираться в дорогу!
Заключение
Созданный мной маршрут я назвала «Необыкновенный уголок Клинского края». И он, действительно, необыкновенный: исторический, уникально-природный, дальний и таинственный для горожан, очень нужный для поддержания природного баланса Клинской земли.
Я выполнила все задачи проекта, цель достигнута - создан экологический маршрут.
Выводы:
Гипотеза подтвердилась! По итогам интересного путешествия по родным местам, можно построить экологический маршрут, что и было сделано. Маршрут построен.
Главная задача экомаршрута- просветительская, знакомство с уникальным миром лесных и заболоченных берегов уникального озера, главные пользователи-дети.
Нужно много знать о природе моего края, чтобы самостоятельно его проводить.
Маршрутом можно пользоваться как очно, так и заочно.
Маршрут будет совершенствоваться.
Перспективы продолжения моей работы: эколого-географическиймаршрут будет совершенствоваться: необходимо создать небольшие текстовые материалы для использования в главных точках маршрута. Поработать на маршруте с определителями растений. Постараться найти больше возможностей видеть и показывать животный мир, пока в основном видели растения.
Библиографический список использованной литературы и электронных ресурсов
Ю.А. Баранникова, к.г.н. Статья «Городской маршрут: прогулка по экологическим тропам»Журнал «Территория и планирование» № 6, 2012 год. Режим доступа к книге http://terraplan.ru/arhiv/32-5-12-2007/304-209.html
Водно-болотные угодья Московской области: природные, экономические и историко-культурные аспекты / М. А. Аршинова, Ю. А. Веденин, О. С. Гринченко и др. — Товарищество науч. изд. КМК М, 2008. — С. 89.
Клинский край. Учебное пособие по краеведению для учащихся общеобразов. школ. Клин Издательский дом ООО «Арт-Сити», 2005 г.
И.И.Полянский. Ботанические экскурсии. Под. ред проф. П.И.боровицкого.М.,Просвещение,1968 г., 243с.
Смирнов А.В. Атлас растений Московской области. Режим доступа к книге http://floralib.msk.ru/index.html.
Статья «Георгиевский храм» Режим доступа к книге http://www.mepar.ru/eparhy/temples.
Экология: учебник для 7-9 классов общеобразовательных школ/ А.Т. Зверев, Е.Г. Зверева. Изд.3-е.- М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ЗАО « Дом педагогики», 2002, 336 с.