Груздевка -порт пяти морей?

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Груздевка -порт пяти морей?

Гузаеров Д.А. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа им.Т.Назмиева с.Ябалаково муниципального район Илишевский район Республики Башкортостан
Гузаерова В.А. 1
1МБОУ СОШ им.Т.Назмиева с.Ябалаково
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Цель исследовательской работы:

познакомиться с историей Илишевского элеватора и его возможностями для экспорта зерна на мировой рынок

Задачи:

формирование интереса к экономике родного края;

изучить возможности транспортировки зерна водным путем;

изучить вклад купцов зернопромышленников Груздевых в экспорте зерна в начале 20 века;

Существующие рыночные отношения между сельскохозяйственными и перерабатывающими предприятиями требуют применения маркетинговых приемов и в сельском хозяйстве. Вместе с тем руководство сельскохозяйственных предприятий не обладают достаточным опытом для реализации своей продукции , что служит одной из основных причин и малоэффективного функционирования всего сельского хозяйства. Все это и определило выбор темы работы, ее актуальность и практическую значимость.

Основными методами исследовательской работы я выбрал:

1.Поиск информации об элеваторе в различных источниках

2.Встреча с руководством и интервью с директором элеватора

Ахметзяновым В.

3.Экскурсия в производственные цеха ООО «Илишевский элеватор»

4.Работа с архивными материалами.

Научная новизна. В работе проанализированы существующие тенденции развития рынка зерна и определены перспективы экспорта зерна в регионе и возможности экспорта зерна водным путем из Илишевского элеватора.

Гипотеза: 

Я предполагаю, что через Илишевский элеватор можно будет экспортировать зерно в зарубежные страны.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.Вопрос требует принятия мер на уровне правительства.

Испокон веков пшеница была очень важным участником в хозяйственных и экономических отношениях. Этот товар производился гораздо раньше, чем нефть или уголь. Мы можем прожить без автомобилей, электричества и интернета, но продовольствие – это то благо, которое стоит в самом основании человеческой пирамиды потребностей, наряду с теплом и чистой водой. Именно поэтому пшеница остается интересным инструментом торговли и инвестирования.

Для сельских товаропроизводителей сформировались следующие основные каналы сбыта зерна: заготовительные организации; прямые связи с перерабатывающими предприятиями или другими хозяйствами; потребкооперация ; рынки (биржи, колхозный рынок, собственные магазины, ярмарки, аукционы); бартерные сделки. Выбор того или иного канала сбыта зерна должен осуществляться исходя из возможности получения максимальной прибыли. И поэтомуаграрии ищут собственные варианты сбыта зерна.

В настоящее время продукты российского производства отправляются в 143 страны мира. В последние годы в объеме экспорта наблюдается преобладание зерновых культур. Это связано не только с увеличением производства зерна в нашей стране, но и с тем, что мы производим продукцию, отвечающую мировым стандартам качества и многие страны стремятся развивать сотрудничество с Россией за рубежом.

Согласно государственной программе, к 2024 году поставлена задача довести объем экспорта АПК до 45 млрд. долларов.

Спрос на зерно на мировом рынке будет расти. В каком направлении будет развиваться экспорт зерна в России? Есть ли у Башкортостана возможность продавать зерно за рубежом? Что мешает решению проблемы транспортировки зерна водным транспортом?

2.Какие страны берут российское зерно?

За последние три года экспорт зерна в нашей стране увеличился на 73 процента. Об этом заявил недавно министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев. Начиная с нового сельскохозяйственного года (он считается с 1 июля каждого года), объемы продаж за рубежом хлебных культур продолжают расти. Валовой сбор зерна всех видов в 2019 году достиг 120 млн. тонн, что на 6 % больше , чем в прошлом году. Урожай пшеницы на уровне 75 млн. тонн. Это позволяет нам иметь хороший экспортный потенциал, входить в число мировых лидеров по экспорту пшеницы.

В минувшем году на мировом рынке был наибольший спрос на пшеницу. Пользуясь случаем, Россия увеличила объемы экспортной пшеницы за рубежом на 37%, по сравнению с 2018-2019 годом.

Россия по итогам 2018-2019 сельскохозяйственного года заняла первое место в мире по экспорту пшеницы ,обогнав как США, так и страны Евросоюза. Надо отметить то, что Россия третий сезон подряд является крупным экспортером пшеницы (34,5 млн. т).

Россия занимается производством зерновых культур, отвечающих требованиям мировых стандартов. Наибольшее количество стран–импортирующих зерно из страны на сегодняшний день составляют Египет, Турция, Вьетнам, Нигерия, Саудовская Аравия и Бангладеш.

Продажа зерна прибыльна. Однако в прошлом году доход отрасли земледелия аграрных производителей пошел только на погашение накопленных долгов. На внутреннем рынке спрос ниже. А возможности для выхода на мировой рынок ограничены. Рядом с крупными аграрными холдингами малые сельхозпредприятия, фермеры практически слабы. И в прошлом году эти ситуации заставили искать пути выхода на внешний рынок. В Башкортостане, например, в этом году изучаются возможности использования водноготранспорта. Но готова ли река Белая выйти на рынок Республики Башкортостан?1

3.По Агидели... на мировой рынок

У Башкортостана большие экспортные возможности. Об этом заявил и. о. заместителя Премьер-министра Правительства Республики, министр сельского хозяйства Ильшат Фазрахманов на встрече с журналистами. По словам Ильшата Фазрахманова, учитывая географическое положение республики, объем экспорта Башкортостана пока невелик от желаемого объема. Так, объем экспорта сельскохозяйственной продукции за январь-июль текущего года составил 46,3 млн. тонн или в 2,9 раза больше, чем за аналогичный период 2017 года. Это 4,1 процента от общего объема экспорта республики.

— Мы изучаем возможности увеличения поставок зерна за рубежом, — говорит Ильшат Ильдусович.

Как отметил глава ведомства, в целом в конкурентной политике наше главное преимущество — низкий уровень цен на агропромышленную продукцию и значительно выше качество в результате преобладания органических методов производства.Среди причин того, что не можем довести объемы экспорта до запланированного уровня, надо отметить то, что владельцы наших экспортно-ориентированных предприятий не могут до конца осознавать специфику импортных рынков. И с иностранными торговцами не хватает опыта сотрудничества.

В ходе уборочных работ на совещании в Доме Правительства И.Фазрахманов заявил о необходимости изучения возможности экспорта зерна Башкортостанаводным транспортом.Обсудили вопросы усиления мощности Илишевского элеватора и приобретения новых судов.

— Нам нужны грузовые суда вместимостью по 2 и 4 тысячи тонн зерна. Если мы сможем использовать отечественный водный транспорт от Илишевского порта до порта Новороссийска, то это позволит снизить и логистические расходы, — сказал Ильшат Фазрахманов.

Если до указанного порта перевозка каждый тонны зерна с помощью железной дороги составляет 3-3, 5 тысяч рублей, то на водном транспорте он не превысит 1,5 тысячи рублей.(Груздевка находится на 1865 км)

В настоящее время общество “Илишевский элеватор” принимает зерно из Илишевского,Дюртюлинского, Бакалинского и близлежащих районов Татарстана. Общая мощность хранилищ элеватора — 117 тыс. тонн.(рис.1). У элеватора на левом берегу реки Агидель есть свой причал. Глубина и длина воды рядом с причалом позволяют ему принимать грузовое судно вместимостью до четырех тысяч тонн.

В новом сельскохозяйственном году Башкортостан планирует увеличить экспорт зерна в два раза по сравнению с прошлым годом.

4. Сумеет ли Илишевский элеватор открыть дорогу к морской торговле?

В Башкортостане научились выращивать зерно с применением новых технологий. Районированные сорта, маржинальные культуры находятся в приоритете. Требования предъявляются огромные, аграрные производители ломают голову о реализации зерна за рубежом. Но не каждый желающий может заниматься экспортом. Для этого нужно выезжать за границу, изучать его потребности, порядок торговли. Есть и свои секреты разговора по сотрудничеству с ними .Если считать международные стандарты, таможенные, другие контролирующие структуры, то, конечно, будет нелегко руководителюхозяйства.

Предполагается, что под крылом общества “Илишевский элеватор” аграрных производителей поможет избежать этих проблем, считают в Минсельхозе.

В чем преимущество экспорта зерна водным транспортом? Что для этого нужно делать? Заместитель министра Юрий Лысов отметил, что идея экспорта зерна водным транспортом в республикене новая? До сих пор в нескольких районах, расположенных вдоль реки Агидель, были такие причалы, как в Илишевском районе. Когда мы обсуждали, как можно больше и с низкими затратами продавать зерно, мы предусмотрели более широкое и эффективное использование возможностей Илишевского элеватора. Раньше успешно работали и Кушнаренковский причал, причалы в Дюртюлях. За последние десятилетия в бассейне реки Агидель сократилась вода, изношенность технических и технологических сооружений прекратило эту работу. Единственным причалом, способным принимать большие баржи с учетом глубины ,является Илишевский элеватор.Илишевский элеватор — единственный в регионе, где зерно отгружается по воде. Сложный комплекс гидротехнических и береговых сооружений, складских и административно-бытовых зданий, энергетических и инженерных коммуникаций позволяет ему осуществлять погрузку судов класса «река-река» и «река-море», грузоподъемностью от 2 тыс.тонн зерна и выше(рис.2).

За навигацию 2018 года Илишевский элеватор отгрузил в экспортных направлениях 27 барж с зерном. Вес вывезенного по воде зерна составил 47,9 тыс. тонн (рост в 3,8 раза к аналогичному периоду прошлого года). Перевалка партий зерна на экспорт происходила через порты Ростова-на-Дону и Астрахани.За 2019 год отгружено всего 10 барж .

Нужно отметить, что отгрузка зерна по воде (в экспортных направлениях), существенно выгоднее, чем железнодорожным транспортом, в среднем на 1-1,5 рубля за одну тонну. 2018 год стал рекордным годом по вывозу зерна из региона водным транспортом. Последний раз аналогичное количество зерна по воде вывозилось 18 лет назад.

В 2018 году с 25 по 28 сентября в г. Сари Исламской Республики Иран прошел сельскохозяйственный форум-выставка “Каспиан Агро-2018” с участием представителей Башкортостана, занимающихся экспортом зерна, с составлением договоров. В форуме приняли участие финансовые учреждения, способствующие развитию аграрной отрасли в этой стране.Состоялось подписание ряда соглашений между Россией и Ираном по сельскохозяйственному направлению.

Общество” Илишевский элеватор “относится к холдингу” Оренбургская финансово-сушильная компания". В форуме в Иране принял участие учредитель холдинга. Надеемся, что результаты сотрудничества будут успешными. Потому что до сих пор трейдеры, покупающие зерно, проще говоря, собирали у нас зерно на Илишевском элеваторе и сами реализовывали. Башкирское зерно тем самым было отправлено в Астрахань, в Ростовна Дону.

Теперь мы будем заключать прямое соглашение с представителями Ирана и сами отправлять зерно. Для этого Илишевский элеватор формирует грузовую партию, закупив у аграриев зерно. Из этих двух крупнейших портов в стране зерно отправляется в Иран и страны Африки.

Сегодня зерно можно экспортировать как железной дорогой, так и с использованием водного транспорта, с учетом того, где меньше финансовых расходов. Последнее, по нашим подсчетам, обходится дешевле. За 190 дней навигации с такими мощностями нельзя выполнить большой объем работы. Могу сказать, что в октябре экспорт зерна составил около 20 тысяч тонн. Это в 11 раз больше, чем было прежде.

Необходимо обеспечить увеличение мощностей Илишевского элеватора, приобретение большегрузных судов и добиться у аграриев этих районов производство зерна, отвечающего мировым торговым стандартам .В ходе реализации намеченных задач у Башкортостана появится возможность выхода на мировой торговый рынок. А почему именно на мировой рынок, это прежде всего новый рынок сбыта,где цены на стоимость пшеницы гораздо выше 12,27 тысячи рублей за тонну (за февраль 2019 года), тогда как внутри страны цена не превышает 7 или 8 тысяч рублей за тонну и даже меньше.

16 октября 2019 года на причале деревни Груздевка на реке Белой в Илишевском районе Республики Башкортостан завершилась погрузка зерна на баржу водоизмещением 3000 тонн.В первый рейс судно класса «Река-море» отправляли в торжественной обстановке. В мероприятиях приняли участие и.о. заместителя Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан - министра сельского хозяйства Ильшат Фазрахманов, заместитель председателя Гостранса РБ Азат Калимуллин, начальник Бельского района водных путей и судоходства филиала ФБУ «Администрация Камского бассейна внутренних водных путей» Марат Актуганов, глава Администрации Илишевского района РБ Ильдар Мустафин и другие официальные лица.

По поручению Главы Республики Башкортостан Радия Хабирова в рамках реализации инвестиционного проекта по увеличению экспорта зерновых культур в течение навигации 2019 года на лимитирующем участке Верхнемуштинского переката велись работы по дноуглублению участка реки Белая от д. Азякуль до д. Груздевка протяженностью 20 км. Это позволило обеспечить возможность подходить к причалу деревни Груздевка судам класса река-море (водоизмещением от 2000 тонн и более).От причала «Илишевского элеватора» на реке Белой до исламской республики баржа класса «река-море» будет следовать 12 дней без остановок на территории России. На своей странице в ИнстаграмРадий Хабиров пишет: «Деньги были найдены, а работы проведены за лето, Пропускная способность теперь увеличена до класса река-море. Суда теперь смогут ходить напрямую до иностранных портов» .
О перспективах экспорта зерна, производимого на территории Башкортостана, в Иран, Турцию, страны Прибалтики рассказал учредитель ООО «Илишевский элеватор» Михаил Телегин на прошедшей 17 мая  встрече Радия Хабирова с инвесторами в формате «Инвестиционного часа».Участники совещания рассмотрели ряд инвестпроектов по развитию агропромышленного комплекса региона.

Доставлять зерно планируется водным транспортом – судами класса «река – море». Для этого на Илишевском элеваторе имеется причал и погрузочные мощности. Однако для судов необходимо было провести дноуглубительные работы на 23-километровом участке реки Белой.

«Совместно с филиалом ФБУ «Администрация Камского бассейна внутренних водных путей» проводились работа по улучшению судоходных условий для увеличения перевозок грузов», - сообщил заместитель председателя Гостранса РБ Азат Калимуллин.2

Инвестор также планирует провести модернизацию элеватора и дополнительное увеличение зерноперерабатывающих мощностей. Зарубежные партнёры готовы к сотрудничеству. И.о. вице-премьера – министра сельского хозяйства РБ Ильшат Фазрахманов добавил, что аграрии республики также заинтересованы в проекте. Кроме того, стоимость транспортировки водным путём дешевле железнодорожного транспорта.

Мы посетили ООО «Илишевский элеватор», совершили экскурсию по производственным цехам объединения. Познакомились с работой лаборатории. Элеватор был введен в эксплуатацию в 1982 . Сейчас это мощный комплекс по хранению и переработке зерна.Он способен принимать на сушку и подработку до 2500 тн. в сутки. Общая мощность составляет 117 т.тн.3

Хранение продукции осуществляется в заготовительных железобетонных башнях, это 4 башни по 25 тыс.тонн и 1 до 17 тыс.тонн. Есть крупоцех по выработке крупы гречневой и ячменя, цех по производству подсолнечного , цех по фасовке ячневой, гороховой, гречневой крупы и цех по розливу рапсового масла. Может быть изготовление и продажа рапсового масла станет еще одной страницей в истории элеватора. Ведь рапс -это стратегическое сырье, которое используется для получения дизельного топлива.Технология производства рапсового масла не отличается от процесса переработки других масличных культур и состоит из нескольких этапов. Прежде всего, отобранные пробы сырья отправляются в лабораторию, где определяется его влажность, сорная примесь, кислотное число и масличность. Если все показатели в норме, сырье отправляется на дальнейшую переработку.

На сегодняшний день рапс является экспортоориентированной культурой. В Башкортостане он выращивается на площади около 45 тыс. га. Самый большой завод расположен в Чишминском районе.Ежедневно на Чишминский маслозавод поставляют рапс со всех уголков Башкортостана. За сутки здесь перерабатывают более 600 тонн сырья.

Самая первая партия рапса в этом сезоне поступила туда из Илишевского района. Из 1 тонны масличного сырья на выходе получается более 500 кг шрота и 400 кг масла. Шрот отправляется на комбикорм, масло вагонными поставками – на биодизельные заводы.

Больше всего рапса в 2019 году было посеяно в Илишевском районе около 4 тыс. га, Дюртюлинском - 3,7 га, Бирском - 3,3. При этом лидерами по валу стали илишевские, аургазинские и альшеевские растениеводы, собравшие 4350, 2716 и 2156 тыс. тонн семян масличных культур соответственно.

Необходимо отметить, что закупочная цена на рапс в последнее время стабильно держится на уровне 21500 руб. за тонну.

В связи с развитым производством органического топлива в Европе, спрос на рапс там выше. Стоимость 1 литра биодизеля за границей – 80 рублей. В России органический дизель пока не прижился, так как отечественное топливо обходится потребителям дешевле. Поэтому на сегодняшний день рапсовое масло в полном объеме экспортируется в Европу.

В этом направлении у Илишевского элеватора большие производственные возможности и перспектива. Список региональных приоритетных инвестпроектов пополнился проектом по строительству предприятия по  переработке рапса в  Илишевском районе.По проекту завод рассчитан на единовременное хранение до 90 тыс.тонн сырья в год и переработку до 100 тыс.тонн маслосемян рапса в год. Здесь планируется выпускать до 21 тыс.тонн рапсового масла в год (для пищевого потребления) и 27 тыс.тонн жмыха (в качестве кормов для животноводства). В ноябре 2019 года в д.Телекеево заработал цех по производству рапсового масла .

В практической части своей работы я составил производственную экскурсию по ООО «Илишевский элеватор», изготовил баннеры, буклеты, составил презентацию, составил карту возможных путей экспорта зерна водным путем, изучил вклад купцов хлебопромышленников Груздевых в историю хлеботорговли в районе.

5. Груздевские страницы в истории хлеботорговли Илишевского района

После того, как я прочитал эти статьи я вспомнил о своей недавней исследовательской работе . И могу с уверенностью сказать, что у истоков илишевской хлеботорговли стояли купцы хлебопромышленники - братья Груздевы.

Существует немало интересных и поучительных историй из жизни знаменитых людей. В истории нашего района было и есть немало выдающихся людей . И одна из них -это знаменитая династия купцов зернопромышленников 1-й гильдии Груздевых( переехали они сюда из г.Бирска). Представители этой династии оставили яркий след не только в истории нашего района, Башкортостана, но и в истории России. Именно они основали пристань Груздевку, д.Груздевку, построили имение в д.Илишево (детский дом № 2),храм Св.Пантелимона в д.Князь-Елга.Торговый дом братьев Груздевых в 1883 году располагал водяными мельницами, винокуренным ,поташеваренным заводом, хлебосушильным хозяйством, пароходами, корабельной рощей.4 Со временем Груздевы расширяют и территорию пристани Груздевка , строят амбары , занимаются заготовкой зерна у крестьян из ближайших деревень и отправляли их не только в регионы Российской империи, но и в зарубежные страны. Как видно из картосхем еще в 1894 году почти весь отправлявшийся по Белой и Каме хлеб шел в Рыбинск ( знаменитая Рыбинская биржа) главный распределительный центр хлебной торговли,откуда снабжались обе столицы.5 Сюда отправлялось 97 % всего закупленного в бельских пристанях зерна(рис.3)На рубеже 19-20 века в составе ее руководящих органов присутствовали предприниматели из Уфимской губернии (П.Н.Дедюхин- зять Груздевых, именно у него они купили Груздевскую пристань). Связанный с балтийскими портами Рыбинск выступал как перевалочный пункт для вывоза хлеба на экспорт через порты Рига и Либава и оттуда в Германию,Голландию,Бельгию,Францию,Швецию ,Данию,Великобританию. Таким образом ,уже в начале 20 века хлеб из Илишевской земли поступал на мировой рынок(рис 4).

 

1913 пудов

   

2018

По железной дороге

По белой из Уфимской губернии в т. числе:

Заготовлено,

2953000

Отправлено

1283856

47248000

20541696

   

753327

Из Груздевки

867 000

       
 

13872000 кг

       
 

138 тонн

       

Деревня Груздевка-основана в начале 20 века как пристань Дедюхина и была куплена купцом Н.В. Груздевым(рис.5). Основателем династии является Василий Груздев, у которого было 3 сына. Старший Андрей Николаевич распологал имением в д.Красный Урюш, заводами. Гавриил Груздев вместе с сыновьями Александром и Василием построили храм Св.Пантелимона в 1896 году.(рис.6) Он прекрасно сохранился и до наших дней и идут реставрационные работы. Нам удалось найти прямых потомков Груздевых – Дмитрия и Александра Груздевых.(А.Груздев-Глава администрации Бирского района)

По их письмам и архивным источникам составили родословную Груздевых.

По груздевским местам в районе мы проложили экскурсионный маршрут, составили буклет и сделали видео о храме. Надеемся, что Бирские и Илишевские страницы в истории Башкортостана еще будут изучены и может быть по территории района будет проложен и республиканский туристический маршрут. А строительство и расширение Груздевского причала Илишевского элеватора откроет новые страницы в развитии экономики района, республики и страны в целом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из вышеизложенного можно предположить, что если расширить возможности причала Илишевского элеватора он может стать морскими воротами России и Башкортостана для экспорта зерна на мировой рынок. Думаю для этого на правительственном уровне надо решить вопрос о закупке судов грузоподъемностью 2 и 4 тыс. тонн и увеличить глубину фарватера на участке 12 км до пристани Груздевка по реке Белой до д.Азякуль Актанышского района Республики Татарстан. (рис.7).Это даст возможность напрямую ,без посредников , продавать российский хлеб через порты Астрахань и Ростов на Дону за границу в такие страны как Иран, Афганистан, африканские страны. Ведь когда-то братья Груздевы такой опыт уже имели.

В результате проведенного исследования мне удалось проанализировать анализ рынка зерна ,изучить возможности Илишевского элеватора для экспорта зерна на мировой рынок водным путем .Результаты работы представлены в виде исследовательской работы, баннеров, буклетов.

Работа будет использована в ходе проведения экскурсии по Груздевским местам в Илишевском районе для учащихся района.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Илеш элеваторы диңгез сәүдәсенә юл ача алырмы? ” Газета «Кызыл таң» за 9 ноября 2018 г.

2. Статья “ От причала «Илишевский элеватор» у деревни Груздевка на реке Белой в Илишевском районе отправлено первое судно с зерном водоизмещением 3000 тонн https://transport.bashkortostan.ru/presscenter/news/230401/

3.Сайт Государственного комитета по транспорту и дорожному хозяйству.- https://transport.bashkortostan.ru/

4.Статья “В гости к барину”http://prt.pravitelstvorb.ru/?p=10111Газета .Республика Башкортостан за 04.07.2017 .

5.РодновМ. И.Пространство хлебного рынка (Уфимская губерния в конце XIX – начале XX вв.) http://mrodnov.ru/fr/0/public/Prostr.pdf

ПРИЛОЖЕНИЕ

Р ис.1 Илишевский элеватор

Р ис.2 Причал Илишевского элеватора

Рис. 3 Карта вывоза хлеба из Риги в 1899 г.

Рис. 4 Таблица Сравнение даных о хлебной торговле в 1913 году на пристанях реки Белой

Рис.5 Купцы 3-й гильдии,зернопромышленники Груздевы

Рис.6 . Имения Груздевых

Р ис.7 Судоходная карта реки Белая из книги Т.10 Река Белая ООО Викар

Р ис.8. Во время экскурсии на причал элеватора 27 октября 2019 года

Рис.9. Погрузка судна водоизмещением 2000 т в Санкт-Петербург, 27.10.2019

1Газета «Кызыл таң» 9.11 2018 г. «Илеш элеваторы диңгез сәүдәсенә юл ача алырмы?”

2https://transport.bashkortostan.ru/presscenter/news/230401/От причала «Илишевский элеватор» у деревни Груздевка на реке Белой в Илишевском районе отправлено первое судно с зерном водоизмещением 3000 тонн

3Газета «Кызыл таң» за 9 ноября 2018 г. Илеш элеваторы диңгез сәүдәсенә юл ача алырмы?

4Газета .Республика Башкортостан за 04.07.2017 .Статья “В гости к барину” http://prt.pravitelstvorb.ru/?p=10111

5М. И. Роднов. Пространство хлебного рынка (Уфимская губерния в конце XIX – начале XX вв.) http://mrodnov.ru/fr/0/public/Prostr.pdf

Просмотров работы: 167