Выявление свойств морской гальки для дальнейшего применения

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Выявление свойств морской гальки для дальнейшего применения

Серебряков М.М. 1
1ГБОУСОШ №10 г. Сызрани
Курышева С.Н. 1
1ГБОУСОШ №10 г. Сызрани
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Мы каждое лето ездим отдыхать к морю. Отдых на пляже всегда сопровождается сбором камешков. Особенно они красивы, когда мокрые. Цвет приобретает яркость. Я заметил, что камни разные по форме, по размеру, по цвету. Поверхность некоторых гладкая, а другие шершавые. Приложение1.

С моря мы всегда привозим собранные камешки. Их накопилось уже много. Мы решили найти им применение. Но для этого нужно узнать их свойства.

Объект исследования: морские камешки-галька.

Предмет: свойства камней.

Цели работы: выявление свойств морской гальки для дальнейшего применения.

Задачи:

Собрать камни на побережье;

Выяснить причину их разнообразия;

Классифицировать по внешним признакам;

Определить названия по справочнику «Камни и минералы»;

Провести эксперименты на выявления свойств;

Найти способы применения морской гальки.

Методы исследования: классификация, наблюдение, эксперимент, анализ полученных данных.

Теоретическая значимость исследовательской работы заключается в том, что полученные знания в результате наблюдения, эксперимента, классификации пригодятся мне в дальнейших исследованиях и помогут хорошо различать камни и минералы.

Практическая значимость работы в том, что мы сможем найти применение камням, которые природа нам дает бесплатно и в большом количестве.

Гипотеза: если знать свойства морской гальки, ее можно применить с пользой.

Почему камешки на берегу разные?

Морские пляжи, на которых любят отдыхать и взрослые и дети, обычно покрыты песком или галькой. По песку приятнее ходить, зато галька интереснее выглядит и ее можно привезти с моря в качестве сувенира.

Камни откалываются от прибрежных или подводных скал и попадают в воду. Там они перекатываются по дну от морских волн, иногда ломаются на еще более мелкие обломки. Волны и прибой обрабатывают камни днем и ночью, со временем превращая самые острые осколки в гальку.[3]

Галька – гладкий круглый или овальный камень по размеру не крупнее яблока. На побережье можно найти камни и покрупнее, но они уже называются булыжниками. [6]

Интересно, что форму гальки могут приобретать не только камни. Когда в проточную речную или морскую воду попадает стекло или кирпичи, они тоже со временем становятся круглыми как галька. Приложение 2.

История появления морской гальки на пляже Черного моря интересна сама по себе. Многочисленные горные реки и речушки столетиями размывали пласты и толщи Кавказских гор, неся в Черное море массу разнообразных по форме скальных обломов, валунов, плит. Море, принимая весь этот материал уже в частично измельченном виде, продолжало измельчать и сортировать по размеру, обкатывать и шлифовать попавшие в его волны «произведения» гор. Геологи эти произведения называют горными породами, а история их появления, насчитывающая много миллионов лет. На пляже можно встретить и гранит. Гранит на пляже – это размытые корни гор, та магма, которая застывала внутри вулкана.Лепешкообразные известняки и мергели – часто встречающиеся камни галечных пляжей. Недаром Северо-Западный Кавказ называют царством известняков и мергелей.

Камешек может быть совсем гладким или немного шершавым. Все зависит от того, из какого камня получилась галька. [1]

Классификация камней

Для начала мы обратились к справочнику «Камни и минералы». Узнали какие бывают камни, чем они различаются. Затем по внешним сходствам мы распределили их на группы и попробовали узнать их название. Приложение3.

При распознавании галечных камней из имеющихся у нас, собранных на морском побережье, проще всего было найти известняк, песчаник. Потому что известняк белый, а песчаник немного похож на известняк, но имеет полоски. К тому же этих камней на море много и они в основном большие. Кварцит, гранит и гнейс было найти тоже не трудно. Кварцит полупрозрачный, у нас нашелся даже белый. А если его намочить он похож на леденец. Гранит –красный с крапинками. Из такого же камня построен памятник Ленину на площади в г. Сызрань. Гнейс легко найти, потому что у него блестящие серебристые крапинки. Очень красиво блестит на солнце. Диорит, андезит, габбро и базальт достаточно сложно отличить друг от друга, так как они очень похожи внешне: и цветом и крапинками. Роговик же полосатый , не похож ни на один из камней. Кровельного сланца в нашей коллекции не оказалось. [3]

Вывод. Среди привезенных с моря камней больше всего оказалось песчаника.

Свойства камней.

Для того чтобы камням найти применение мы решили выявить их свойства.

Нами были проведены испытания камней на прочность путем разбивания молотком. Приложение 4.

Наименование камня

Результат испытания

Известняк

Раскололся не сразу, но при сильном ударе разлетелся на мелкие кусочки.

Песчаник

Раскололся пополам.

Гранит

Было взято два камня разного размера. Пришлось приложить большую силу при ударе. В итоге маленький камень остался цел, а от большого откололся крошечный кусочек и пострадала наша доска, на которой мы проводили опыты- тоже раскололась.

Алевролит

Раскололся на две части, но камень был плоский.

Аргиллит

Остался цел, но камень был маленького размера.

Гнейс

Раскололся пополам.

Базальт

Раскололся на две части.

Роговик

Раскололся также на две части вдоль слоев

Кварцит

Не раскололся

Вывод. Данные свойства морской гальки можно применить при выкладывании дорожки из морских камешков на нашей даче. Прочнее всего оказались гранит и кварцит.

Экперимент на выявления возможности использовать гальку для грунта в аквариум.

Для опыта нами была взята 9-процентная уксусная кислота, морская галька, собранная нами на морском побережье и аквагрунт для аквариумов, купленный в магазине. Как предполагалось аквагрунт должен был быть подготовленным для использования, т.е промытым и специально обработанным.
Собранная галька у нас двух видов: образец№1(смесь гальки разного размера), образец №2 (преобладают крупные, плоские камни).

Перед проведением опыта все образцы были промыты проточной водой. Для опыта было взято одинаковое количество гальки. [5]

Таблица №1

Наименование

Результат опыта

Образец №1

Вода прозрачная с первого раза

Образец №2

Промывали 2 раза. После первой промывки вода беловатая

Аквагрунт

Потребовалось промыть 5 раз

Таблица №2

В таблице №2 результаты опыта с уксусной кислотой.

Наименование

Результат опыта

Образец №1

Выделение пузырей сильнее, чем в аквагрунте

Образец №2

Пузырей очень много. Жидкость стала мутная от пузырей

Аквагрунт

Видны мелкие пузырики. Реакция идет слабо

Вывод: образец №2 содержит больше всего кальция, т.к. там самая сильная реакция. Приложение 5.

Также нами был проведен аналогичный опыт с горным известняком. В результате которого мы увидели выделение огромного количества пузырей ( бурлило очень сильно). Раствор стал белого цвета. Известняк мы продержали в уксусе сутки. Бурление постепенно ослабело. Когда раствор отстоялся, мы увидели осадок серого цвета. Вытащив и обсушив камень, мы заметили, что он уменьшился в размерах, так как часть выпала в осадок. Поверхность камня стала рыхлой, на ощупь крошится. Приложение 6.

Для продолжения выявления свойств морской гальки нами были посажены аквариумные растения (предположительно 18.11.19) в три наших образца. Были взяты плавучие растения, не дающие корней и укореняющиеся растения, но на момент посадки не имеющие корневой системы. Использовалась фильтрованная вода.

На протяжении месяца видимых изменения в состоянии растений не наблюдалось, хотя можно отменить, что укореняющиеся растения немного подросли(зрительно). Вода прозрачная.

На сегодняшний день (12.01.20) можно заметить, что в образце №2 растения имеют наихудший вид, вода мутная. Хотя во всех образцах растения имеют корневую систему. Приложение 7.

Вывод. Гальку можно использовать для грунта в аквариум, но лучше мелкую. В этом мы убедились, наблюдая за образцом №1 (смесь гальки разного размера). В аквагрунте у нас развились улитки. Видимо на купленных растениях были икринки, которые подросли.

Пересадили в Образец грунта №1 и Образец грунта №2. Продолжаем наблюдение. Приложение 8.

Конечно полагать, что на гибель растений оказало влияние повышенное содержание кальция нельзя, т.к. даже опытные разводчики аквариумных рыбок не могут выявить истинной причины гибели растений или рыбок в аквариуме (растения или рыбки могут быть изначально больными). А из интернета мы узнали, что морские камни в своих микротрещинах и порах содержат соль, влияющую на состав воды. [4]

Заключение.

В результате работы мы выяснили почему галька на берегу Черного моря разнообразная по цвету, размеру, форме. Классифицировали морские камешки и дали им названия: роговик, габбро, гранит, гнейс, сланец, известняк.

Эксперимент на выявление прочности камней показал, что они только кажутся прочными на первый взгляд. Их можно расколоть. Прочнее всего оказались гранит и кварцит. Но надеемся, это не помешает применить морскую гальку для выкладывания дорожки на нашей даче. Летом мы обязательно займемся этим. Дорожка ещё послужит массажным ковриком против плоскостопия, т.к. камешки разной формы и поверхности.

Эксперимент на выявление содержания кальция в гальке проводился для выявления возможности использовать гальку для аквариумного грунта. 9% уксусом мы проверяем грунт на наличие мела/мрамора. Реакция произошла во всех образцах. Но дальнейшее наблюдение над образцами показал, что растения ведут себя благополучно, значит гальку можно использовать для грунта в аквариум, но лучше мелкую. В этом мы убедились, наблюдая за образцом №1 (смесь гальки разного размера). В аквагрунте у нас развились улитки. Видимо на купленных растениях были икринки, которые подросли. Мы продолжим наблюдение за поведением улиток, пересадив их в два других образца грунта.

Мелкая галька пригодилась нам при посадке цветов. Купленный дренаж быстро закончился, а гальки было много. Мы насыпали ее тонким слоем на дно горшка, затем засыпали посадочный грунт. Продолжим наблюдение за ростом растений. Приложение 9.

Ну и конечно же самое приятное занятие- выкладывать из гальки аппликации и делать поделки. Развивается фантазия, массажируются пальцы рук.

Вот сколько способов применения гальки мы нашли. Наша гипотеза подтвердилась. Спасибо природе за такой уникальный материал!

Список использованных источников и литературы

"Большая детская энциклопедия. Камни и минералы"

В удивительном мире камня. В. Лебединский

Справочник-определитель. Камни драгоценные всего мира. Жуков А.

https://www.liveinternet.ru/users/4061666/post273803429/ Секреты морской гальки

https:// www/aquafanat/com/ua Выбор грунта для аквариума

http://dokladiki.ru/doklad/morskaya-galka-opisanie-dlya-detey-2-klassa Морская галька

Приложение 1.

Разнообразие камней на пляже Черного моря.

Приложение 2. Стеклышки превращаются в гальку.

Приложение 3. Классификация камней.

Распределение в группы по внешнему сходству.

Определение названий.

Приложение 4.

Приложение 4. Испытание на прочность.

\

Приложение 5. Реакция с уксусом

Аквагрунт Образец №1. Образец № 2.

Приложение 6. Опыт с известняком.

Реакция

Через 2 часа Через сутки

Приложение 7. Эксперимент с растениями.

Аквагрунт. Образец 1. Образец 2.

Растение в аквагрунте Из образца 1. Из образца 2.

12.01.20 все растения имеют корневую систему.

Приложение 8.

Приложение 9. Применение гальки.

Дренаж для посадки растений.

Аппликации из камней и ракушек.

Просмотров работы: 27