Традиции народов Мещерской низменности, как отражение лесного ландшафта

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Традиции народов Мещерской низменности, как отражение лесного ландшафта

Шулаева П.О. 1
1МБОУ Гимназия №2 "Квантор"
Якобс Н.В. 1
1МБОУ Гимназия №2 "Квантор"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение:

Актуальность.

О мещере часто говорят как о таинственном, загадочном народе. Таинственным и загадочным мы называем то, о чём у нас мало информации. В этом смысле народ мещера действительно загадочный. Археологических памятников мещеры очень мало. Письменных источников, где упоминается этот народ – ещё меньше. Некоторые исследователи считают, что мещеры вообще не было. «Характер культуры складывающейся народности определяется вмещающим ландшафтом, через его экономические возможности» - считал Л.Н.Гумилёв. Этнографам хорошо известно, что к определённому ландшафту приспосабливаются даже некоторые идеологические представления, например мифология и фольклор. Поэтому во время летней экспедиции нашего школьного географического общества «Коломенский тракт», я изучала традиции народов Мещерской низменности, как отражение лесного ландшафта. Надеясь при этом, обнаружить следы пребывания на исследуемой территории загадочного народы мещера. Особенно важно отметить, что природа Мещерской низменности изменена деятельностью человека гораздо меньше других участков лесной зоны Европейской России ввиду сильной заболоченности. Таким образом, мы изучаем ещё сохранившийся труднодоступный район, как природный, так и этнографический, среди густонаселённых территорий Центральной России.

Проблема: Сохранились ли общие культурные и бытовые традиции жителей лесных ландшафтов у современного населения исследуемой территории, если большинство учёных считает народ мещера ассимилированным русскими и мордвой эрзя?

Целью является попытка сравнить культурные и бытовые традиции русского населения и мордвы эрзя на сопредельных территориях Московской, Рязанской и Владимирской областей.

Объект исследования: существующие и исчезнувшие населённые пункты и их окрестности вдоль старинного пути Коломна-Владимир, именуемого «Коломенский тракт».

Предмет исследования: культурные и бытовые традиции русского населения и мордвы эрзя.

Гипотеза исследования: Мы считаем, что существуют общие или очень похожие традиции жителей лесных ландшафтов у современного населения исследуемой территории.

Задачи исследования:

1. Проанализировать литературу по исследуемой проблеме.

2. Описать ландшафт и развитие в нём традиций русского и мордовского населения Мещёрской низменности по материалам собственных наблюдений.

3. Сделать выводы о наличии сходства традиции жителей лесных ландшафтов у современного населения исследуемой территории.

Методы исследования: наблюдение, опрос, анкетирование, интервью, метод пережитков, сравнительно-функциональный (или кросс-культурный) метод и картографический метод.

Научная новизна исследования: связана с интеграцией краеведческих, экологических и этнографических аспектов изучения населения Мещерской низменности вдоль дороги Коломна-Владимир.

Теоретическая значимость исследования: дополнение краеведческих и этнографических исследований о населении Мещерского края.

Практическая значимость исследования изучение многовекового опыта рационального природопользования на примере населения Мещеры.

Часть I. Общие сведения о племени мещера.

1. Версии происхождения этнонима мещера.

Версия 1

Самой распространённой версией является следующая: мещёра как название субэтнической группы связано с финно-угорским племенем мещёра, населявшим Мещёрскую сторону (Рязанское Полесье) в прошлом.

Версия 2

По другой версии, в летописях ясно сказано, что в рассматриваемое нами время на Оке проживало русское племя вятичей. А.В. Арциховский на основании данных установили  границу их расселения. Как видим, в то время центр России был заселён вятичами.

Версия 3

Как видим, в основе русского слова Мещёра лежит русский корень мест-. Вспомним: во время движения на юг одно из русских племён остаётся на месте, в бассейне р.Ока, и называет себя в общении с соседними племенами: «Мы – мещёра». Понимай так: «Мы местные, а вы кто будете?». Так их стали называть и пришедшие сюда славяне-вятичи: «Мещёра? – местные, свои…»

2. Версии происхождения топонима Мещера.

Мещера, местность в Среднем Поочье. Наиболее распространенной является версия, согласно которой топоним образован от этнонима «мещера», то есть от названия народа, обитавшего ранее в этих местах. Они утверждают, что название Мещера происходит от русского (диалектного) слова «мшары» - моховые болота, а мещеряками или мещерой называли не племя или народность, а вообще всех жителей Мещеры.

3. Современное население Мещерской низменности

Характеристики населения исследуемых территорий

Показатель

Коломенский городской округ (Московская область)

Егорьевский городской округ (Московская область)

Шатурский район (Московская область)

Собинский район (Владимирская область)

Плотность населения

158,39 чел./км²

60,42 чел./км²

26,9 чел./км²

33,4 чел./км

Доля городского населения

80,58 %

78,87%

Этнический состав 2010г.

Русские 6202672 человек

Мордва 18678 человек

Русские 6202672 человек

Мордва 18678 человек

Общая численность 2019г

Русские 6202672 человек

Мордва 18678 человек

Русские 6202672 человек

Мордва 18678 человек

Часть II. Характеристика ПТК Мещерской низменности.

Рельеф

На границе трёх областей России — раскинулась неповторимая страна лесов, изумрудных болот и озёр, неторопливых рек и янтарных сосняков, наполненных чистейшим воздухом. Сформированный в древности ландшафт Мещёры представляет собой заболоченную, покрытую сосново-берёзовыми лесами равнину. Мещёрская низменность расположена в южной части Московской синеклизы, прогибе кристаллического фундамента Русской платформы, сложенного породами архея и протерозоя.

Климат

Низменность находится в умеренно континентальном климате с морозной, относительно холодной зимой и тёплым, а иногда и жарким летом. Среднегодовая температура воздуха составляет +4,3 ˚С. Количество выпадающих осадков составляет от 550 до 450 мм, убывая с северо-запада на юго-восток равнины. На зимний период приходятся 25—30 % осадков. Преобладают ветры западных и юго-западных направлений.

Внутренние воды

В пределах низменности рек мало, в основном они расположены по её границе. Все они принадлежат к бассейнам реки Оки. Наиболее крупные из них — Цна, Пра, Поля, Гусь, Бужа.

Особенностью рек низменности является небольшое количество притоков, медленная скорость течения. Чаще всего реки вытекают из болот и озёр. Источниками питания им служат талые воды и дожди.

Растительный мир

Смешанными лесами покрыто более 50 % площади низменности, по долинам крупных рек — луга. На песках расположены боры, по низменным местам — дубовые леса, на вырубках и гарях растут береза и осина, на водоразделах — ель. Встречаются ольха, рябина. В лесах и лугах много земляники, голубики, малины, клюквы, калины, крушины, шиповника, облепихи, чёрной смородины, грибов (дубовики, рыжики, подосиновики, подберёзовики, лисички, сыроежки, маслята, моховики, луговые шампиньоны и др.), много орешника.

Животный мир

В лесах низменности водится много зверей. В лесу можно встретить пятнистых оленей, лосей, кабанов. Водятся волки, рыси, горностаи. По пойменным Мещёрским озёрам и старицам обитают выхухоли, бобры. В лесу и пойме встречаются ужи, ящерицы, веретеницы, медянки, гадюки. Много дичи: глухарей, уток (в том числе чирков), бекасов, дупелей.

Реки и озёра богаты рыбой. В этом озёрном и речном крае насчитывается около 30 видов рыб, таких как язь, лещ, плотва, карась, окунь, судак, стерлядь, сом, щука, ёрш.

Почва

Почвы главным образом подзолистые, сложенные с поверхности покровными и лёссовидными суглинками, с плодородными серыми лесными почвами. Имеется залежи торфа, кварцевых песков, глины. Вдоль южной границы древнего покровного оледенения тянется полоса мещёрских полесий. Среди них возвышаются не затапливаемые водами ополья. Они имеют более плодородные почвы, и здесь издавна предпочитают селиться люди.

Особо охраняемые природные территории Мещёрской низменности.

Московская область.

ООПТ федерального значения включают:

национальный парк «Лосиный остров» (в пределах Московской области площадь – около 9 тыс.га, площадь охранной зоны – 6,0 тыс. га; частично расположен в г. Москве).

Рязанская область

Окский государственный природный заповедник расположен в центральной части европейской территории России, занимает северную часть Рязанской области (Спасский и Спас-Клепиковский районы), в среднем течении р. Оки, в 100 км от г. Рязань и в 300 км от Москвы. Находится в средней полосе, на юге природной зоны широколиственных лесов, на юго-востоке Мещёрской низменности. Мещёра название своё получила по имени племени «мещера», угро-финской группы народов, обитавших здесь 1,5 -2 тыс. лет назад. Удивительный по красоте и разнообразию природы Мещёрский край сохранился среди лесов и бескрайних заливных лугов поймы Оки.

Владимирская область

9 апреля 1992 года - Дата основания Национального парка "Мещёра" Национальный парк «Мещёра» был создан в 1992 году на территории Владимирской области для сохранения природного комплекса Мещёрской низменности. Национальный парк расположен на юго-западе области. На западе парк граничит с Московской областью, к южной стороне парка примыкает Национальный парк «Мещёрский» Рязанской области. Национальный парк занимает 118 900 га земель.

Часть III. «Отражение лесного ландшафта в традициях населения по материалам экспедиции «Коломенский тракт 2018»

Ежегодно школьное географическое общество «Робинзоны во Вселенной» проводит малые научные экспедиции .

Наши экспедиции занимаются комплексным изучением территории, в том числе состояния вод, воздуха, флоры, фауны, населения и его традиций. В составе экспедиции работают коломенские педагоги, студенты и школьники, и студенты московских ВУЗов. Из-за своей заболоченности Мещёрская низменность и сегодня труднопроходима, поэтому сохранила почти не изменённые деятельностью человека уголки. И мня особенно заинтересовал вопрос судьбы племени мещера, когда-то населявшего эти края. Да и было ли оно вообще?

В ходе работы нами был проведён социологический опрос «Лес в жизни Коломенского, Егорьевского и Шатурского районов Подмосковья». В опросе принял участие 61 человек. Опрос показал, что в больше или меньшей степени о роли леса в жизни русского и мордовского населения этих мест известно и современному населению.

Из интервью со старшим научным сотрудником отдела археологических памятников Ильёй Рафаэлевичем Ахмедовым мы узнали следующее: его специализация – археология после великого переселения народов. Он автор более 70 научных статей. Илья Рафаэлевич рассказал о древних жителях Мещёры.

Примерно в районе пятого века начинается переселение отдельных групп рязано-окцев на север, колонизация Мещерского края. Так возникает народ мещера. Причины такой миграции были как экономические, так и военно-политические. Мещера принимала участие в этногенезе русского народа, который проходил и на территориях современной Московской и Рязанской областей. Шокшу можно считать прямыми потомками одного из рязано-окских родов. И кстати, близкими родственниками древней мещеры. Предки мещеры – рязано-окцы – мирными не были. Им часто приходилось воевать со своими соседями..Рязано-окцы знали толк в боевом оружии, их мастера умело копировали его лучшие трофейные образцы, в том числе древнегерманские. 
Окско-рязанские племена, как и другие группировки окских финнов, а также их потомки – меря, мурома, мещера – не исчезли бесследно. Их обычаи, культурные и хозяйственные навыки, гены, наконец, передались последующим поколениям, представители которых стали частью русского народа, во многом определив его характер и самобытность. 

Сравнительная характеристика культурных и бытовых традиций русского (славянского) и мордовского населения Мещёры.

Язык (различие)

Индоевропейская языковая семья Славянская группа – русский язык

Уральская семья финно-угорская группа - мордовский язык.

Язык (сходство)

Отдел Б восточных среднерусских говоров — среднерусские говоры, не образующие самостоятельной группы, распространённые на территории восточной части Московской области, крайне южных районов Владимирской области и крайне северных районов Рязанской области. В некоторых работах по русской диалектологии данные говоры называются мещёрскими по основной части территории их распространения — Мещёрскому краю, хотя при этом выделяются говоры с таким же названием на территории Пензенской области южнорусские говоры в составе Рязанской группы (обособленные говоры Рязанской Мещёры). Говоры отдела Б являются частью более крупного диалектного объединения — восточных среднерусских акающих говоров, среди которых их выделяет наличие цоканья и шепелявое произношение согласных.

Мещерский язык — финно-угорский язык, на котором говорило племя мещера, жившее в среднем течении Оки на территории современной России. Об этом языке очень мало известно, до наших дней дошли только топонимы. Язык считается мёртвым, начиная с 16в. Возможно, он был близок к мордовским языкам: эрзянскому и мокшанскому.

Занятия (различия)

У мордвы преобладает лесное скотоводство, охота У славян преобладает земледелие.

Занятия (сходства)

Зимой, когда заканчивались работы в поле, урожай был собран, долгими вечерами, древние славяне занимались изготовлением различных изделий для бытовых нужд, украшений, одежды. Со временем стали развиваться различные ремесла. Выращивались полба, ячмень, просо, рожь, горох, конопля, лён. Значительное место в хозяйстве мордвы принадлежало скотоводству (свиньи, козы, овцы, крупный рогатый скот). Занимались также охотой, рыболовством, бортничеством. Древней мордве и славянам были известны металлургия и металлообработка, из болотных и дерновых руд добывалось железо.

Общие строительные материалы – дерево и солома. Сходств больше, чем различий.

Тип поселений (Различие)

Славяне были вынуждены вести полукочевой образ жизни, постоянная опасность набегов кочевников заставляла поддерживать определенную мобильность. И, наконец, после селищ и городищ появляется город – град, с центральной крепостью, называемой кремль. Характерные типы мордовских поселений в прошлом, судя по русским летописям, - сёла, погосты, зимницы и тверди. Первые три типа поселений не имели укреплений, тверди же сооружались в лесах в виде крепостей-городищ, в них укрывались в случае опасности. Города на территории расселения мордвы стали появляться ещё до её вхождения в состав Российского государства.

Тип поселений (сходство)

Наличие сельских и городских поселений.

У мордовского народа нет крупных городов, преобладают небольшие сельские поселения. Можно говорить о дисперсном расселении.

Традиционный костюм (различие)

В качестве основной ткани используется полотно; рубахи в форме туники; вышитая отделка одежды; украшениями служат бисер, монеты, раковины. Славянские узоры красно-белые, а в мордовских добавляется зелёный и чёрный цвет. Встречаются и узоры близкие коми - заячьи ушки и оленьи рога.

Традиционный костюм (сходство)

Много общего и в орнаментах: Восьмиконечная звезда – Солнце, огонь. Ромб – символ изобилия и плодородия. славянская и мордовская шилась преимущественно из льна, конопляного полотна, шерсти.

Фольклор, верования.

Природа для русского человека – это, прежде всего, лес. Человек издревле находил в лесу все необходимое для жизни: пищу, лекарство, жилище, одежду, орудия труда и многое другое. Все это давалось ему нелегко. Недаром имеющая символическое значение широко известная поговорка: «Не руби сук, на котором сидишь!», – родилась в лесном краю Символом крепости, могущества и долголетия у славян был дуб. Древние люди поклонялись не только отдельным деревьям, но и целым дубравам, которые называли священными. Дерево настолько вошло в жизнь русского человека, что нашло отражение в древнерусском календаре. С деревом связаны четыре месяца календаря: сухий (март), березол (апрель), листопад (октябрь) и сечень (февраль). Лес эстетически воздействовал на русского человека. В русских народных песнях много нежных и добрых слов обращено к «зеленой дубравушке» и ее обитателям – «белой березоньке», «кудрявой рябинушке», «плакучей ивушке» и «ракитовому кустику».

Обычаи и обряды, связанные с поклонением лесам, рощам и отдельным деревьям, – органичные элементы мифологической культуры мордвы.

Вывод:

Лес играл и играет огромную роль в жизни как мордовского, так и русского (славянского) народов. В жизни мордовского народа даже после вхождения в состав Русского государства и принятия христианства сохранились древние верования и священные рощи. Занятия древних жителей Мещёры определялись особенностями климатических и природных условий местности, в которой они жили. Мещёрская низменность, ставшая прибежищем наших предков, диктовала определенные условия ведения хозяйства, выживания в целом. Подчиняясь им, люди постепенно освоили все имевшиеся в их распоряжении ресурсы и благодаря этому сформировали крупное и сильное государство. Лес был главным условием выживания и славян, и древней мордвы, и исчезнувшей мещеры, поэтому закономерно, что основные запреты были связаны именно с ним. Сегодня проблема самосохранения вновь стоит перед человечеством, а в число глобальных угроз входит и экологическая проблема. Главное, что народы, населяющие исследуемые нами территории сохранили много общих «лесных правил жизни». Изучение общих традиций должно помочь современному человеку сохранить гармоничные отношения с природой.

Список источников:

1. О.М. Ременец, ФГОУ ВПО культурологический анализ леса в русском фольклоре - Мичуринский государственный аграрный университет»

2. А. А. Сычев - Культ леса в системе экологических верований мордвы, ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск, РФ)

3.Окский Государственный заповедник http://oksky-reserve.ru/

4.Национальный парк «Мещера» http://www.park-meshera.ru/

5.Шатурский район http://www.shatura.ru/

6.Коломенский городской округ http://kolomnagrad.ru/ 7. http://egoradmin.ru/

8.Город Владимир http://vladimir-city.ru/

9.Википедия материалы https://ru.wikipedia.org/wiki

Просмотров работы: 20