Оценка природно-ресурсного потенциала окрестностей с. Лысцево Коломенского района Московской области в контексте деятельности фарфорового производства братьев Кудиновых

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Оценка природно-ресурсного потенциала окрестностей с. Лысцево Коломенского района Московской области в контексте деятельности фарфорового производства братьев Кудиновых

Страхов В.Ю. 1
1гимназия №2 "Квантор"
Якобс Н.В. 1
1гимназия №2 "Квантор"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение:

Актуальность.

В XIX веке в Коломенском уезде действовало два фарфоровых завода, продукция которых пользовалась спросом не только на внутреннем рынке, но и шла на экспорт в Персию.

Первым об истории этих заводов рассказал А. В. Селиванов в 1903 году в своей книге «Фарфор и фаянс Российской Империи. Описание фабрик и заводов с изображением фабричных клейм». Как показало время, все последующие исследователи истории фарфоровых заводов Кудиновых в Коломенском уезде просто пересказывали, не перепроверяя или уточняя (за некоторым исключением), сведения из книги А. В. Селиванова.

Краеведы А. Денисов и В. Михайлов проделали огромную работу: поиск и проработка опубликованных источников по теме; работа в архивах; работа на местности, где располагались эти заводы (Сычево, Лысцево); перепроверка указанных источников; углублённая проработка темы в архивах и других опубликованных источниках. Но ни в одной из их статей нет точного ответа на вопрос об используемых ресурсах для производства. Добывали ли их на месте или привозили? Для моей семьи данное исследование очень значимо, так как по материнской линии я являюсь прямым потомком Н. Кудинова – основателя этого фарфорового производства.

 Проблема: Работало ли фарфоровое производство братьев Кудиновых на местном сырье или привозном?

Целью является попытка оценить природно-ресурсный потенциал Коломенского района Московской области в контексте деятельности фарфорового производства

Объект исследования: минеральные и лесные ресурсы окрестностей с. Лысцева

Предмет исследования: возможность использования местных глин и флюсов (плавней) для производства фарфора.

Гипотеза исследования: Мы считаем, что, хотя бы часть необходимых материалов добывалась в непосредственной близости от села (предположительно это доломит Протопоповского карьера для флюсующих добавок при обжиге фарфора).

Задачи исследования:

1. Проанализировать литературу по исследуемой проблеме.

2. Выявить ресурсы, необходимые для фарфорового производства

3. Осуществить поиск источников данных ресурсов в окрестностях с.Лысцова

Методы исследования:

В ходе исследования нами будут применяться методы научного познания: описания, сравнения, картографический метод и метод моделирования.

Научная новизна исследования: связана с уточнением технологических аспектов использования местного сырья для производства фарфора.

Теоретическая значимость исследования: дополнение краеведческих исследований о заводах братьев Кудиновых.

Практическая значимость исследования гипотетическая оценка возможности возрождения фарфорового производства на местном сырье.

Этапы работы над проектом:

2017 – 2018 учебный год – изучение технологии производства фарфора, посещение музея, производственных помещений и мастер-класса в с. Новохаритоново Раменского района Московской области в «Объединении Гжель».

2018 – 2019 – экскурсия в деревню Сычёво на место расположения фарфорового завода братьев Кудиновых;

- документальное подтверждение родословной линии семьи Кудиновых до момента моего рождения;

- оценка природно-ресурсного потенциала окрестностей с. Лысцева в контексте деятельности фарфорового производства братьев Кудиновых с точки зрения наличия местного минерального сырья.

2019 – 2020 - оценка природно-ресурсного потенциала окрестностей с. Лысцева в контексте деятельности фарфорового производства братьев Кудиновых с точки зрения наличия местного энергетического сырья (дров).

Часть I. Развитие технологии фарфорового производства в России.

В процессе работы над проектом, для ознакомления с технологией изготовления фарфора на практике мы совершили поездку и посетили экскурсию по крупнейшей и старейшей русской компании, производящей фарфоровые изделия народного художественного промысла Гжель. Создатель и правообладатель современных художественно-стилевых особенностей гжельского промысла, история которого насчитывает почти семь веков. Компания "Объединение Гжель" известна во всём мире как российская фабрика по производству фарфора, отличающегося качеством, долговечностью и красотой (Завод Ордена Дружбы Народов "Объединение "Гжель" ("Gzhel Group").

Первое упоминание о Гжели как о местности относится к XIV веку: оно встречается в духовной грамоте, т. е. завещании Ивана Калиты 1328 года. О чем говорит этот факт? Он говорит о том, что в то время уже существовала волость с названием, которое отражало основное занятие населения: в слове «гжель» угадывается глагол «жечь», «обжигать глину». Благодаря уникальным месторождениям местных глин, выходящих на поверхность, гончарным производством здесь занимались со времени первых поселений людей. Но вопрос в том, когда мелкие промыслы, рассыпанные по деревням, стали основным занятием населения и это нашло отражение в названии целой волости? Можно предположить, что стимулом для развития гончарного производства послужило присоединение гжельских земель к быстро растущему Московскому княжеству и получение московским князем ярлыка на великое княжение (1318 г.). Археологические раскопки на территории Гжели подтвердили существование развитого керамического промысла в то время.

Начиная с Ивана Калиты, на протяжении столетий, как одна из наиболее прибыльных волостей, переходила Гжель по наследству в роду великих московских князей и царей, принося им немалый доход.

В середине XVII века, во времена царствования Алексея Михайловича, Гжель стала эксклюзивным поставщиком аптекарских и алхимических сосудов для Аптекарского приказа в Москве. К ним предъявлялись повышенные требования по качеству. Именно это и положило начало керамическому производству в России. Уникальность этого района заключается еще и в том, что здесь никогда не было крепостного права (Гжель принадлежала императорскому двору). Ремесло было основным занятием местного населения. Это позволяло полностью сосредоточиться на оттачивании мастерства и совершенствовании технологий производства. В результате Гжель стала колыбелью и одним из основных центров керамического производства в России.

Кроме того, она давала ту творческую энергию, тот творческий импульс, который некоторые мастера использовали для создания своего собственного производства. Так, отцы-основатели империи «Кузнецовского фарфора» были родом из Гжели.

Гжельские мастера на протяжении веков находились в постоянном поиске новых технологий и художественных решений. Привычная нам бело-синяя роспись появилась сравнительно недавно – в середине прошлого века. До этого большой популярностью пользовалась майоликовая посуда с цветной росписью. Яркие, сочные цвета радовали глаз, но… недолго. Глазурованная глина, обожженная при низких температурах, не отличалась долговечностью. При Петре I в Россию из Голландии пришла мода на сине-белую роспись на фаянсе. Знаменитый дельфтский фаянс пришелся по вкусу и гжельским мастерам. Использовав идею, они привнесли в нее свое, русское содержание, сделав уже тогда бело-синюю роспись своим стилем. Так когда-то поступили и голландские мастера: позаимствовав идею у китайцев, они выработали свой стиль.

Расцвет гжельского художественного промысла пришелся на вторую половину XVIII - первую половину XIX вв. В начале XIX века в Гжели появляются фарфоро-фаянсовые предприятия. Первый крупный фарфоровый завод был основан в деревне Ново-Харитоново в 1810 г. местным кузнецом Яковом Васильевичем с сыновьями Терентием и Анисимом, позднее принявшими фамилию Кузнецовых и основавших известную династию фарфоровых королей.

В 1814-1820 гг. насчитывалось уже более 30 производств, где фаянсовые изделия расписывали синим декором и наряду с этим выпускали фарфоровую тонкую посуду с цветной надглазурной росписью. К середине века о Гжели ходила слава как о «русском Стаффоршире», по аналогии со всемирно известным керамическим центром Англии. Изделия этого периода можно увидеть в крупнейших музеях страны – в Историческом, Русском, в Эрмитаже, а также в музее Объединение Гжель.

Промышленный переворот в России, с его переходом от ручного труда к машинной индустрии, вызвал общий экономический подъем во второй половине XIX века, но одновременно фактически погубил гжельский народный художественный промысел с его ручной формовкой и росписью. Предприятия массово переходили на выпуск технического фарфора для фармацевтической и электротехнической промышленности. Забывались и терялись многие секреты и тонкости художественного ремесла.

Три войны первой половины ХХ века, разруха, отсутствие топлива и сырья, казалось, окончательно похоронили художественные традиции гжельского промысла. Но Гжель как птица Феникс возродилась из пепла в середине ХХ века.

Современный этап развития гжельской керамики начался в трудное послевоенное время, с конца 40-х годов ΧΧ в. Тогда два подвижника – Н.И.Бессарабова и А.Б.Салтыков – на основе старых образцов возродили практически утраченные приемы производства фарфоровых изделий с кобальтовой подглазурной росписью. Их начинание подхватила и продолжила плеяда талантливых художников, впоследствии ставших классиками современного гжельского стиля – Т.С.Дунашова, Л.П.Азарова, З.И.Окулова и другие.

Сине-белая роспись удачно вписалась в культурный код русской ментальности – сочетание синего неба, белых церквей и золотых куполов (в современной гжельской росписи часто используется золочение). Но главный стилеобразующий элемент – это фирменный кистевой «мазок с тенями», способной создавать множество тончайших градаций синего цвета.

В наши дни художники и мастера "Объединения Гжель" являются истинными носителями гжельских традиций. Многие из них представители гжельских династий. Они закрепили и, в то же время, привнесли много нового в художественный образ промысла. И сегодня их изделия представляют классическую основу и образец настоящего мастерства.

Путь будущей изделия начинается в голове художника. Рожденный им образ воплощается в карандашных набросках, затем в объемной пластилиновой модели, по которой на следующем этапе будет создана гипсовая модель.

Модель. Создание гипсовой модели – важный этап. Именно модель задает окончательную форму изделия, определяет его соответствие замыслу художника. Затем модель разрезается на части, по которым делают разъемные гипсовые литьевые формы. Чем сложнее будущее изделие, чем больше оно содержит декоративных элементов, тем больше изготавливается для него гипсовых форм, для каждого элемента своя форма. К примеру, для некоторых квасников делается больше 50 форм.

Литье. Литейщики заполняют формы шликером. Шликер – это фарфоровая масса, приготовленная на основе глины и разведенная водой до консистенции очень густых сливок. Изготавливают шликер в соседнем, массозаготовительном цеху. Пористый гипс впитывает влагу, шликер затвердевает и приобретает очертания литьевой формы. Вышедшие из формы детали будущего изделия литейщики склеивают шликером, в результате получается заготовка.

Оправка. Заготовки попадают в заботливые руки оправщиц. Они аккуратными движениями срезают и зачищают швы от литьевых полуформ и мягкой губкой заглаживают всю поверхность до почти идеальной гладкости.

Первый обжиг. Подсохнув на стеллажах-контейнерах, заготовки поступают в печь. Предварительный (ýтильный) обжиг - при температуре 900º - придает форме технологическую стойкость.

Фуксиновый контроль. Изделия после предварительного обжига могут иметь мелкие трещинки, невидимые глазу, которые при заключительном обжиге становятся критичными. Для их выявления заготовку окунают в фуксин, от чего белый фарфор становится ярко-розовым, а трещинки и мелкие сколы остаются белыми.

После прохождения контроля ставится фирменный знак.

Художественная роспись. В просторном светлом помещении, где пахнет краской и глиной, трудятся живописцы. Их основные инструменты – бельичьи кисточки, стеклянная палитра, шпатели, баночка с черной смесью – окисью кобальта. Кобальт – особая керамическая краска, черный как сажа порошок, становящийся при обжиге ярко синим. Рисунок, задуманный художником, переносится на изделие. Затем изделие ставится на вращающуюся подставку – турнетку и точными, легкими, уверенными движениями живописец воссоздает заданный орнамент. Это удивительное волнующее зрелище – работа мастеров. Ручная роспись делает произведение уникальным и неповторимым даже при наличии готового шаблона.. Ведь количество взятой на кисточку краски для мазка или сила нажатия могут изменить рисунок.

Когда художник сам расписывает свое произведение, это называется «авторская роспись», и каждый такой авторский экземпляр считается эксклюзивным.

Любое изделие требует кропотливой работы и авторского подхода, именно поэтому на каждом из них ставится подпись художника или живописца.

Глазурование. Расписанное изделие окунают в смесь из мелкомолотых стеклянных фракций и воды. И… рисунок исчезает, исчезает и розовый фон, приобретенный после обработки фуксином, изделие становится таким же белым как после выхода из литьевой формы.

Политой обжиг. Вагонетка, где ярусами устанавливают расписанные и глазурованные изделия, заезжает в печь размером с дачный домик. Начинается самый важный этап технологической цепочки. Как завершающий этап, политой обжиг знаменует успех или неудачу всего дела. На этом этапе особая роль принадлежит обжигальщику. Опытный мастер может по цвету пламени определить температуру. Конечно, в современных печах стоят датчики, но правильное прохождение всех этапов 18-часового обжига во многом зависит от мастера-обжигальщика. В яростном пламени, при температуре 1350º, происходит чудо: глазурь делается прозрачной как стекло, розовый фуксин испаряется, а черно-серый кобальтовый рисунок превращается в ярко синий со множеством тончайших полутонов. Гжельские мастера насчитывают 20 оттенков синего цвета после обжига. В процессе обжига глазурь намертво схватывается и с черепком, и с рисунком, поэтому подглазурную роспись называют вечной. Рисунку теперь не страшны ни жара, ни солнце, ни морозы, ни влага.

Золочение. Иногда для того, чтобы придать изделию более изящный и торжественный вид, рисунок обводят по контуру тонкой линией золотой краски, либо украшают дополнительными узорами или надписями, выполненными позолотой. После золочения изделия обжигаются третий раз, при температуре 850º.

Как мы видим, весь процесс создания изделия проходит вручную. Нет ни одного не важного, второстепенного этапа, на каждом из них мастера, живописцы, художники передают изделию тепло своих рук, мастерство и талант, поэтому каждое произведение является своего рода посланием «от сердца к сердцу».

Во время экскурсии удалось выяснить следующие особенности технологии производства фарфора:

Главным сырьём для производства фарфора является доломит, пегматит, кварцевый песок и каолин.

Знаменитый китайский фарфор получается очень тонким потому, что фарфоровую массу выдерживают в земляных ямах поколениями. Так дед готовит материал для работы своего внука.

А в наших условиях фарфоровую массу выдерживают от 12 часов до 2-х недель.

Далее приготавливается жидкий шликер, который и заливают в гипсовые формы. Через 3-15 минут излишки шликера сливают и будущее изделие стоит в форме ещё 30 минут. Затем его отправляют на обжиг. Первый обжиг производится при температуре 8000С, а второй обжиг при 13500С.

На Ломоносовском фарфоровом заводе в Санкт-Петербурге обжиг производится при более высоких температурах - 17000С.

Часть II. Оценка природно-ресурсного потенциала окрестностей с. Лысцева Коломенского района Московской области в контексте деятельности фарфорового производства братьев Кудиновых

Меня зовут Страхов Василий. Фамилия моей мамы – Кудинова. И фамилия эта не простая. Мой прадед Николай Сергеевич Кудинов предположительно год рождения которого 1796 обосновался в селе Лысцево. Он был крестьянином дворянина Гордея Алексеевича Курмангалеева, который заметив способности молодого Кудинова к лепному делу, устроил фабрику, отвел для нее землю и помог обустроиться. В последствии Кудиновы отошли на волю. В 1823 году Николай принял в компанию своего брата Семена и до 1850 года завод действовал под фирмой «Братьев Кудиновых». Между братьями произошел раздел и по этой причине существовали завод в деревне Лысцево и деревне Сычево и соответственно несколько разных клейм Кудиновского фарфора. В 1860 году правнук Николая - Петр Иванович обосновался в Сычево, где и живут по сей день мои родственники.

Заинтересовавшись данной темой в географическом контексте началась работа на тему «Оценка природно-ресурсного потенциала окрестностей с.Лысцева Коломенского района Московской области в контексте деятельности фарфорового произвоства братьев Кудиновых).

А особенно мне запомнилась поездка в «Обьединение гжель» на которой нам рассказали не только историю фарфора России , но и подробно все этапы производства. До поездки я предполагал насколько производство трудоемкое , но когда воочию увидел… все оказалось намного масштабней, кропотливей и сложнее.

Путь будущего изделия начинается в голове художника. Рожденный им образ воплощается в карандашных набросках, затем в обьемной пластилиновой модели, потом гипсовая модель. Ее разрезают на части, по которым делают разьемные гипсовые литьевые формы (форм может быть более 50)

Затем этап Литья. Литейшик заполняет формы Шликером – это фарфоровая масса, для ее изготовления существует отдельный цех. После затвердевания получается заготовка, которую Оправщицы заглаживают до идеально гладкой поверхности, срезая и зачищая все швы.

Только потом Первый обжиг. Он придает форме технологическую стойкость.

Фиксиновый контроль . Форму опускают в раствор – фуксин, чтобы выявить мелкие трещины.

После прохождения такого контроля ставят фирменный знак

Художественная роспись.

Особой керамической краской (имеет вид черной смеси ) это окись кобальта. Работа мастеров уникальна, у мастеров свой почерк, количество взятой краски, сила нажатия, все это изменяет рисунок. Отсюда название «Авторская роспись».

Следующий этап глазурирование.

После него самый важный этап - политой обжиг.

Как Вы видите, весь процесс создания проходит вручную. Нет ни одного не важного, второстепенного этапа, на каждом из них мастера, живописцы, художники предают изделию тепло своих рук, мастерство и талант, поэтому произведенияе является своего рода посланием « от сердца к сердцу»

Во время экскурсии удалось узнать особенности технологии производства фарфора, выяснить какие элементы являются главными в сырье, узнать секрет тонкости китайского фарфора.

Экскурсии была очень насыщенная, познавательная! Я осознал насколько этот процесс трудоемкий, уникальный и сложный!

Самая важная часть нашей исследовательской работы это - ответ на вопрос: использовалось ли для производства фарфора на фабрике Кудиновых местное сырьё или оно было полностью привозным?

Во время встречи с коломенским краеведом А. Денисовым, который пишет монографию и выпустил множество статей по истории кудиновского фарфора, мы узнали, что белую глину покупали в городе Глухове на Украине. Там её добывают и сейчас.

А вот добавки - флюсы могли покупать на расположенном в 4 километрах от производства Протопоповском карьере. Флюсы были необходимы для этапа обжига керамики. И для этого мы ездили в Лысцево, Сычево с моим дедушкой, который многое помнит из рассказов своей бабушки: где находился завод, где был ручей, откуда брали воду для нужд завода, где мальчишкой они с ребятами находили черепки. Флюсы производят из доломита. А сырьё такого качества вполне могло добываться и в Протопоповском карьере. О нём из Горного журнала известно следующее:

Наружныя стены Храма Христа Спасителя в Москве, выложены из так называемого Коломенского или Московского мрамора. Это ни что иное, как плотный, непрозрачный, серо-белого цвета с раковистым изломом, горькоземистый известняк, встречающийся в развитой здесь горноизвестковой формации. Мрамор этот принимает впрочем, весьма слабую полировку. Ломки его находятся у селения Протопопова под Коломную, где он занимает в горе самый нижний слой, лежащий в уровень с рекою Окою. В одном месте он является двумя слоями, самым нижним и четвертым, но последний незаметно переходит в обыкновенный известняк, а вообще только средина слоев, аршина на 2,5 и до сажени, состоит из мрамора, а края всегда переходят в глинистый известняк, который, полежав на воздухе, всегда легко сам отделяется от мрамора; рабочие называют его налубом. Степень плотности и твердости мрамора различны; на глубине 16 сажень, верхние слои его мягче, нижние же крепче. По наружному виду мрамор делится на желтый, бело- сероватый и галец; собственно, последний идет на облицовку стен Храма Христа Спасителя.Вообще все сорты Коломенского мрамора, хорошо сопротивляющегося, непостедственному действию атмосферных перемен, употребляются на выстилку площадок, террас, полов в галереях, ступеней, на подоконные доски и пр.Цена в Москве Коломенского мрамора, по трудности доставки, быстро возвышается, с увеличением в размерах. Небольшая штука его, в 8 вершков шириною, 4 вышиною и 12 длиною, стоит в Москве от 60 коп. до 1 руб.30 коп.

Протопоповский мрамор — это, разновидность плотного известняка, часто доломитизированного, добываемая вблизи с. Протопопова, Московской губернии, Коломенского уезда. Называется также коломенским, ввиду близости месторождения от г. Коломны. Имеет белый или сероватый цвет, принимает полировку и годен на выделку многих домашних и архитектурных предметов, подоконных плит, каминов, пилястров, столов, ванн, ваз и т. п. Порода делится на 8 слоев, толщ. от 1/4 до 1,5 арш., носящих местн. названия, начиная сверху:

1) стеклянник (плитняк),

2) белый мягкий (штучный),

3) белый крепкий (тоже штучный),

4) крепкий гранит (для мостов),

5) синец (бутовый),

6) кремень,

7) белый мягкий

и 8) собственно мрамор.

Переходы в глинист. известняк носят назв. «налуба»; общее название более твердых сортов — «галец».

Таким образом, Протопоповский карьер вполне мого быть поставщиком на завод братьев Кудиновых известняка (мела, мрамора) СаСО3 и доломитов CaCО3*MgCО3 используемых, как добавки в массу и широко применяются для приготовления глазури.

Известно, что флюсующее действие доломита выше, чем мела и мрамора, особенно при температурах выше 1100° С. Карбонатные породы широко распространены не только на территории нашей страны, но и в окрестностях города Коломны.

Вывод:

Мы считаем, что часть необходимых материалов вполне могла добываться в непосредственной близости от села (предположительно это доломит Протопоповского карьера для флюсующих добавок при обжиге фарфора). Проект требует дальнейшей экспериментальной проверки гипотезы. Но это будет следующий этап работы.

Список источников:

«Горный журнал», 1856 г, ч3. кн.7-9

Семейные архивные данные

https://farfor-gzhel.ru/

https://zen.yandex.ru/media/id/595a287177d0e61cdc20393f/farfor-bratev-kudinovyh-5a71https://nikiflove.ru/farfor-kudinova-marki-i-klejma/7da961049355c0bd42d7

Просмотров работы: 9