Введение
Актуальность выбора темы. 2019 год – год театра в нашей стране. Считаем, чтоэта тема интересна и актуальна. В современном мире большее предпочтение отдаётся телевидению, компьютеру, а всё меньше времени на общение друг с другом, иногда даже в семье некогда заняться каким-то общим делом, не говоря уже о том, чтобы вместе сходить в театр, кинотеатр, на выставку. Когда дети идут в первый класс, для них становится особенно актуальным развитие мелкой моторики, координация движения обеих рук. Визуализация с прочитанного произведения является неотъемлемой частью работы с текстом.
Первоклассники только учатся работать в коллективе, не делать замечаний и уважать продукты деятельности друг друга, которые порой бывают весьма не эстетичными. Это и есть основная проблема при работе с пальчиковым театром в классе.
Цель нашего проекта научиться создавать спектакли с использованием пальчикового театра по прочитанным произведением «Букваря».
Задачи:
Изучить особенности пальчикового театра
Узнать, какие виды пальчиковых кукол бывают
Провести опрос по данной теме среди одноклассников
Подготовить универсальную ширму для пальчиковых спектаклей
Создать пальчиковых персонажей по прочитанным произведениям
Проигрывать пальчиковые спектакли в классе
Методы исследования:
Изучение литературы по интересующему вопросу
Опрос
Анализ результатов
Практическая значимость полученные знания в дальнейшем могут быть использованы на уроках литературного чтения, окружающего мира, технологии, изобразительного искусства, на занятиях по внеурочной деятельности.
В качестве источников информации использовалась учебная литература, специальная литература, интернет-ресурсы.
Глава 1. Теоретическая часть
1.1.Особенности пальчикового театра
Пальчиковый театр - это набор фигурок-персонажей, которые надеваются на отдельный пальчик. Это могут быть просто отдельные куколки, животные, какие-то предметы для инсценировки сказки или всем известные персонажи наших любимых русских народных сказок. При игре важно работать разными пальцами, парами пальцев, одной и двумя руками, несколькими пальцами одновременно. Все это помогает с развитием координацией движений, мозга1.
Пальчиковый театр - это набор фигурок-персонажей, которые надеваются на отдельный пальчик. Это могут быть просто отдельные куколки, животные, какие-то предметы для инсценировки сказки или всем известные персонажи наших любимых русских народных сказок.
В первую очередь такие куклы способствуют развитию мелкой моторики и координации движений.
К тому же в процессе манипуляций с фигурками ребенок знакомится и «отрабатывает» понятия «справа-слева, вверх-вниз, следующий, предыдущий и т.д. (развивается пространственное восприятие).
При импровизациях, а в не игре по жесткому сценарию, развивается воображение и фантазия.
По сути, театр – это ролевая игра, в которой даже самый стеснительный ребенок чувствует себя раскованно и свободно. Дети, играя вместе в спектакле, учатся общаться друг с другом, у них активно развивается речь, умение управлять сюжетом игры.
Пальчиковые куклы стали нашими помощниками на уроках по литературному чтению. Мораль, высказанная применительно не к ребенку, а к кукле, воспринимается детьми без негатива.
С помощью куколок можно решать и проигрывать проблемные ситуации: трудности в общении, конфликты, страхи и тревоги ребенка.
1.2. Виды пальчиковых кукол
1. Пальчиковый театр из бумаги. Пожалуй, самый простой вид пальчикового театра, который можно сделать вместе с ребенком. Недостатком такого вида кукол является их недолговечность. За счет своей облегченности данный вид пальчикового театра рекомендуется использовать на начальном этапе работы с детьми всех возрастных групп.
2. Пальчиковый театр из ткани. Такой театр можно приобрести в магазинах. Также его можно сделать своими руками, но предварительно заготовив выкройку. За счет материала является весьма функциональным. Этот вид может быть использован для всех возрастов.
3. Пальчиковый театр из бросового и природного материала. Еще один вид простого в изготовлении пальчикового театра. Материалом могут послужить различные стаканчики, кусочки ткани, нитки, пуговицы, пластмассовые ложки и вилки и т. д. Изготовить такой театр можно вместе с детьми, предварительно заготовив материал. Необходимое условие: безопасность используемого материала. Также можно использовать для всех возрастов при соблюдении учета физиологии детей.
4. Деревянный пальчиковый театр. Приобрел широкое распространение в различных интернет — магазинах. Производители упаковывают такой театр в разнообразные «коробочки», соответствующие тематике того или иного произведения. Фигурки могут быть использованы и в качестве настольного театра. Основной недостаток заключается в сложности подбора размера кукол для каждого ребенка.
5. Вязанный пальчиковый театр. Один из самых долговечных и удобных в использовании видов пальчикового театра. Основное условие: владение навыками вязания, а также наличие определенных схем для вязания того или иного персонажа. Куклы такого пальчикового театра получаются очень «живыми», мягкими и приятными в употреблении.
6. Пальчиковый театр из шерсти, сваленной методом фильцевания, и ткани. Фильцевание или сухое валяние – это процесс изготовления изделий при помощи специальных игл, которые перемешивают и спутывают волокна шерсти. Сухое валяние подходит для создания объемных изделий: игрушек, декоративных фигурок, авторских кукол, нанесения рисунков на фетр и войлок.
7. Пальчиковый театр «Кукольные головки». Как правило, фабричный. Может быть изготовлен из резины или пластмассы. Требует от ребенка владения определенной техникой, так как является самым сложным в употреблении.
1.3.Специфика занятий с использованием кукольного театра
Начиная создавать кукольный спектакль, очень важна смысловая составляющая всего урока. Дети создают кукол из бумаги по мотивам сказок из учебной программы, ставят мини-сценки. В этот момент активно развиваются различные виды мышления, памяти, внимания и воображения, художественные способности, мелкая моторика руки. Дети учатся работать в группе, учитывать настроение и желание других, осваивают способы решения проблем творческого и поискового характера
У детей создается чувство принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществляется взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивается собственное поведение и поведение окружающих.
Театр это прекрасный речевой и сенсорно-двигательный тренажер. Куклы развивают подвижность пальцев обеих рук, помогают освоить речь персонажей, помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции.
Игра используется для знакомства с героями и сюжетом сказки, для знакомства с понятиями «справа – слава», «рядом», «друг за другом».
Дети сами решают, какого персонажа будет делать каждый из них или это можно определить случайным выбором. После этого учитель показывает ребятам, как делать пальчиковых кукол. Используя на уроке кукольный спектакль можно инсценировать сказки и рассказы из «Букваря». 2
Глава 2. Практическая часть
2.1.Создание пилотажного спектакля и проведение опроса
Авторы посещают занятия по внеурочной деятельности «Клуб юного исследователя «Хочу всё знать!». На занятиях ребята решили создать пальчиковый театр по мотивам сказки «Три поросёнка». Были созданы две рабочие группы: 1) создание универсальной ширмы (См. Приложение 1) и 2) создание пальчиковых кукол в технике оригами (См. Приложение 2).
После демонстрации спектакля в классе (См. Приложение 3), был проведён опрос своих одноклассников. В опросе приняли участие 27 человек. Были заданы 3 вопроса:
Играл ли ты когда-нибудь в кукольный театр?
2.Как ты думаешь, легко ли смастерить куклу для настольного театра?
3.Хотел бы ты на уроке сделать «игрушечного» актёра для настольного театра?
По итогам опроса, мы выяснили, что в кукольный театр не играли 44% опрошенных одноклассников. 89% считают, что изготовить куклу для настольного театра сложно. И 100% опрошенных проявили желание создать подобную куклу на уроке. (См. Приложение 4).
2.2. Проведение урока по созданию пальчиковых кукол
На уроке дети в случайном порядке получили карточки, на которых было написано название персонажа и сказки, которую они будут создавать (см. Приложение 5).
Каждый ребёнок получил картонную заготовку, требующую последующего оформления (см. Приложение 6).
Приступая к работе, дети получили инструкцию: нарисовать цветными карандашами своего персонажа, проявив фантазию. По завершению работы – вырезать фигурку ножницами.
В конце урока устроили выставку персонажей пальчиковых кукол (См.Приложение7).
Подводя итог данному этапу, нужно отметить, что за 40 минут ребята создали «пальчиковых актеров» для сказок «Репка», «Рукавичка», «Курочка Ряба», «Под грибом». Дети работали самостоятельно, применяя все навыки работы с цветными карандашами, фломастерами и ножницами.
2.3.Использование пальчиковых спектаклей на уроках обучения грамоте (литературного чтения)
Авторы пальчиковых кукол стали актерами спектаклей по мотивам сказок прочитанных детьми в «Букваре» на уроках обучения грамоте (литературного чтения) (См.Приложение 8).
В классе выбирался чтец-автор и актеры, которые занимали свои места.
Дети с большим удовольствием эмоционально окрашивали своих персонажей, создавали им свой характер.
Работа с картонными персонажами требовала концентрации и координации движений.
Такая форма работы с текстом очень нравится детям и каждый ждёт своего спектакля.
Многие дети изготовили дополнительных персонажей дома, дополнив классную коллекцию актеров пальчикового театра. (См. Приложение )
Заключение.
В ходе нашего исследования мы рассмотрели особенности пальчикового театра, узнали, какие виды пальчиковых кукол бывают, а также проанализировали специфику занятий с использованием кукольного театра. В практической части нашего исследования мы создали кукол (в технике оригами) для пилотажного спектакля в классе, после которого провели опрос одноклассников. Самым интересным в нашем проекте стало проведение урока по созданию пальчиковых кукол.
Практической значимостью нашего проекта является использование пальчиковых спектаклей на уроках обучения грамоте (литературного чтения).
Цель нашего проекта достигнута – мы научились создавать спектакли с использованием пальчикового театра по прочитанным произведениям «Букваря». Нам стало легче работать в коллективе, не делать замечаний и уважать продукты деятельности друг друга.
Полученные знания мы будем использовать на уроках литературного чтения, окружающего мира, технологии, изобразительного искусства и на занятиях по внеурочной деятельности.
Список использованной литературы:
Войдинова Н.М. Куклы в доме. Профиздат.Москва.2011.
Давыдова М.А., Агапова И.А. Мягкие игрушки своими руками: Рукоделие в начальной школе. - М.: ТЦ Сфера, серия «Вместе с детьми», 2004
Мельникова, С.С. Развитие мелких мышц пальцев и кисти руки. [Текст] / Начальная школа – 1994 – №8 – с. 12-14.
Прахт Л.И. Развитие движений кисти [Текст] / Л.И. Прахт Начальная школа. – 2004. – № 4. – С. 5-7.
Рузина М.С, Афонькина С.Ю. Страна пальчиковых игр: развивающие игры для детей и взрослых. [Текст] / – СПб.: Кристалл, 1997. – 336 с.
Светлова, И.Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. / И.Е. Светлова. – М.: Изд-во Эксмо, 2003. – 272с.
http://pandochka.com.ua/show_news_3.html
http://podrastay-ka.ucoz.ru/index/poigraem_s_detmi/0-107
http://schastie-mamy.ru/svoimi-rykami/vyazanyj-palchikovyj-kukolnyj-teatr
10. http://www.scorcher.ru/neuro/science/base/ch_ontogenesis.php.
Приложение 1.
С оздание универсальной ширмы
Приложение 2.
С оздание пальчиковых кукол в технике оригами
Приложение 3.
Приложение 4.
П риложение 5.
П риложение 6.
Приложение 7.
Приложение 8.
Р ЕПКА
Р УКАВИЧКА
П ОД ГРИБОМ
К УРОЧКА РЯБА
Приложение 4.
Титульный лист оформляется в одном документе с основным текстом работы и только на русском языке.
1 https://www.maam.ru/detskijsad/opyt-raboty-palchikovyi-teatr-i-master-klas-po-izgotovleniyu-palchikovoi-kukly.html
2 https://multiurok.ru/index.php/files/kukolnyi-teatr-v-nachalnoi-shkole.html