Сочиняю волшебную сказку

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Сочиняю волшебную сказку

Гурдяева У.И. 1
1МБОУ СОШ №19 г.Красногорска
Мацулевич Е.Н. 1
1МБОУ СОШ №19 г. Красногорска
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность

 

Я читаю много сказок, знаю, какие в них бывают герои, что добро побеждает зло.

Но при этом у меня возникают трудности при сочинении собственной сказки в связи с тем, что я не знаю всех особенностей волшебной сказки.

Цель

Научиться сочинять волшебную сказку.

Задачи

1. Узнать, чем отличаются волшебные сказки от других видов сказок.

2. Определить структуру волшебной сказки.

3. Узнать, чем отличаются авторские сказки от народных.

4. Сочинить волшебную сказку.

Объект исследования – волшебная сказка.

Предмет исследования – структура и особенности волшебной сказки.

Особенности волшебной сказки

Присказка и сказочный зачин

Положительные и отрицательные герои

Троекратное повторение

Волшебные предметы или герои, наделенные необычными свойствами

Сказочные слова

Борьба добра со злом

Счастливый конец

Структура волшебной сказки

Присказка

Зачин

Завязка

Развитие сюжета

Кульминация

Развязка

Концовка

Присказка нужна для подготовки читателя к слушанию («Аль потешить вас сказочкой? А сказочка чудесная: есть в ней дива дивные, чуда чудные»).

Зачин требуется, чтобы сделать начало интересным и загадочным («Жили-были…», «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве…»).

Завязка – начало событий, главному герою нужно что-то добыть или вернуть «Обернулась Василиса Премудрая белой лебедью и улетела в окно»).

Развитие сюжета – поиск потерянного, недостающего («И отправился Иван-Царевич искать Василису»).

Кульминация – добро борется со злом, герой проходит испытания.

Развязка – герой получает то, что хотел, добро побеждает зло («Умер Кощей, а Иван да Василиса сыграли свадьбу»).

Концовка возвращает слушателя из волшебного мира в реальную жизнь («И стали жить-поживать и добра наживать», «И я там был, мёд-пиво пил. По усам текло, а в рот не попало»).

Отличия народной сказки от авторской

Народная сказка сохраняет всю структуру волшебной сказки в то время, как авторская может отклоняться от этой схемы. Главное, чтобы в ней были волшебство и счастливый конец.

Моя сказка
«Дорогой сердцу камень»

Жили в одной деревне мать с дочкой. Отец погиб на войне и все домашние дела легли на плечи матушки.

В одно прекрасное солнечное утро мать готовила завтрак и попросила дочку:

— Марьюшка, помоги. Принеси водицы из колодца.

— Не хочу, я наряжаюсь!

Через некоторе время матушка снова просит:

— Марьюшка, помоги. Накорми коровку.

— Да некогда мне! Я причесываюсь!

В третий раз обратилась мать к дочери:

— Марьюшка, помоги. Подмети полы в избе.

— Да отстань ты от меня! Надоела! —грубо ответила девочка.

Не успела она договорить, как раздался грохот на кухне. Прибежала Марья, увидела, что нет матери, а вместо нее лежит на полу большой камень. А над камнем Тьма сгущается и шепчет:

— Молодец, Марьюшка! Твоя мать почувствовала тяжесть на сердце и в камень обратилась! Скоро все родители будут камнями, а я буду повелевать детьми и всем миром! —и злостно засмеялась.

Поняла тогда девочка, что натворила, заплакала, подняла камень. Камень гладкий, приятный, но холодный. Тьма говорит:

— Согреть его может только Солнечная Птица, живущая на краю леса. Времени у тебя мало - до рассвета.

Не теряя времени, побежала Марьюшка в темный лес. Бегала- бегала там- никакой Птицы нет. Устала очень, камень-то тяжелый. А бросить его- значит без матери навеки остаться. Стало смеркаться. Увидела девочка избушку, зашла в нее. А там- старушка.

— Знаю, кого ты ищешь. Знаю, где живет Солнечная Птица. Скажу тебе, но сперва помоги мне. Принеси водицы, покорми коровку, да подмети в горнице. И помни, времени у тебя мало.

— Хорошо, бабушка. Поняла я, что груба и невежлива с матерью была. Все сделаю, как скажешь.

Быстро справилась Марья с работой. Дала ей старушка светлячка, чтобы тот указывал дорогу и сказала напоследок:

— Помни, девочка: кто других не любит, сам себя губит.

Уже наступила ночь, звезды сверкали над головой. Бежала Марьюшка за светлячком пока не вышла на поляну, освещенную солнечнымсветом.Увидела она Птицу волшебную, обрадовалась, протянула ей камень и сразу же заснула от усталости.

Утром на рассвете, когда первые лучи коснулись ее щеки, почувствовала Марья, что кто-то гладит ее по волосам. Открыла глаза, а рядом мама сидит и улыбается. Пошли они счастливые домой и стали жить в мире, доброте и согласии. Теперь Марьюшка всегда помогала маме и не обижала ее.

Вот и сказке конец, а кто слушал- молодец!

Вывод

Работа над проектом помогла мне преодолеть трудности в составлении сказки.

В результате исследования мне удалось решить поставленные задачи и подтвердить гипотезу о том, что,

зная структуру и особенности волшебных сказок, я смогу сочинить волшебную сказку.

Литература и интернет-источники

Соколов Д. Сказки и Сказкотерапия –– М.: Эксмо-Пресс, 2001 – 304 c.

Э. П. Короткова, "Обучение рассказыванию в детском саду", М., 1978 г.

Попробуем сочинять сказки. // Дошкольное воспитание, 1993, №6. Пропп корни волшебной сказки. – Л-д, 1986. Родари Дж. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй. – М., 1978

http://ru. wikipedia. org/

http://elenaranko.ucoz.ru/

Просмотров работы: 916