«Человек – венец природы» - насколько эта фраза отражает действительность? Мы во многом сумели проявить свой творческий дар: изобретение колеса не остановило любознательное «человеческое дитя», и оно сконструировало корабль, чтобы исследовать заморские просторы. Однако и этого было мало; вслед за мореплавателями появились лётчики и космонавты, которых уже не удивить мёртвой петлёй и полётом на Луну. Что же позволило человечеству достичь таких вершин? Какой ресурс обеспечивает большинство людских нужд? Конечно же, энергия. Без неё не смог бы заработать ни паровой двигатель, ни двигатель внутреннего сгорания, да и писать эти строки было бы некомфортно без электрического освещения; свет – это та же энергия. Получив некую независимость от условий окружающей среды, мы обрели другую – энергозависимость. Большинство людей уже не могут представить свой рабочий день без поездки на автотранспорте, а выходные без просмотра телевидения и ресурсов Интернета, которые обеспечиваются электроэнергией.
К сожалению, добыча энергетического ресурса не всегда безопасный и лёгкий процесс. Зачастую он ведёт к экологическим проблемам: загрязнению атмосферы продуктами сгорания топлива, увеличению концентрации углекислого газа и парниковому эффекту, вслед за которым обостряется проблема глобального потепления и вымирания различных видов животного и растительного мира.
Энергетика может угрожать не только жителю морских глубин или ледников Арктики. Городское население в первую очередь попадает в зону риска гибели от аварий на атомных электростанциях. Последствия самой крупной катастрофы в истории атомной промышленности, взрыв на Чернобыльской АЭС, не удалось полностью устранить до сих пор. Огромное количество людей погибло от заражения радиацией, большие потери понесла окружающая среда.
Однажды человек даже возомнил, что сможет с помощью ядерной энергии повернуть русла сибирских рек вспять, омыв сухие земли Средней Азии. Хоть эта попытка не увенчалась успехом, последствия от экспериментальных операций оставили свой след на великом достоянии русского народа – природе Сибири. Главной причиной подобных бед является звериная жадность, движущая человеком. Несмотря на желание получить как можно больше, люди всё-таки задумались о благополучии своей родительницы – природы. Человечество ищет альтернативные источники ресурсов: ветер, солнце, воду… Тем не менее не всегда «чистая энергия» по-настоящему чиста и безопасна.
Валентин Григорьевич Распутин, русский писатель и публицист не раз поднимал проблему экологии в России. Особое место в его душе занимает сибирская природа с её бескрайними лесами тайги, широкими лентами бурлящих рек, большим разнообразием флоры и фауны. Визитной карточкой публициста часто называют повесть «Прощание с Матёрой», в которой отражена вся его боль за родные земли. Читая эту книгу, мы знакомимся с мирной жизнью простого русского народа на далёком острове Матёра, окружённом водами реки Ангары. Жизнь течёт здесь своим темпом, гармонично с окружающим миром: «… и много раз Матёра была внутри происходящих в природе перемен, не отставая и не забегая вперёд каждого дня.» Поселенцы глубоко ценят всё то, что было бережно передано им их предками: это и земли, и избы, и традиции. Однако маленькому гармоничному миру угрожает смертельная опасность: на реке Ангара уже во всю идёт строительство новой ГЭС, ради которой остров вынужден оказаться затопленным.
Жители деревни по-разному воспринимают весть о переселении в новый, городского типа посёлок, но прослеживается закономерность: чем старше человек, тем сильнее он привязан к родной Матёре. Их можно сравнить с могучим «царским лиственем», который крепко-накрепко врос в почву острова и не поддаётся ни лезвию пилы, ни пламени огня. Так же и старухи Дарья, Настасья, Катерина и Сима, старики Егор и Богодул всей душой принадлежат этому месту. Особенно ярко привязанность к родным краям В. Распутин показывает в образе Дарьи Пинигиной; она – «самая старая из старух; лет своих не знала точно», но «… несмотря на годы, была старуха Дарья пока на своих ногах…» Особой силой отличается дух героини: ради дедов, прадедов и родной деревни она готова не только вместе с соседями кинуться на чужих мужиков, надругавшихся над могилами, но и в одиночку побелить целую избу перед отъездом. Какую же глубокую рану получает сердце героини, когда она понимает, что придётся расстаться со всем, чем она жила! В сцене посещения Дарьей могил отца и матери автор со всей полнотой погружает читателя в переживания старушки. Она не может смириться с тем, что после смерти её тело окажется вдали от родных, в чужой земле: «Я ваша, ваша, мне к вам надо…» Старуха чувствует вину перед своими предками за всё, что происходит с Матёрой, ведь она понимает, что все они жили для потомков и для родной деревни, а значит, и для неё самой. Пускаясь в тягостные раздумья, Дарья задаётся вопросом о смысле жизни: «И кто знает правду о человеке: зачем он живёт? Ради жизни самой, ради детей, чтобы и дети оставили детей или ради чего-то ещё?» И всё-таки героиня приходит к выводу: «Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни.» В памяти заключается забота о предках, о потомках и, конечно, о природе, родно земле. В. Распутин, так же как и Д. Лихачёв в «Письмах о добром и прекрасном», видит в памяти большое нравственное начало, проявление совести. «Совесть – это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершённого», - утверждает Лихачёв. Дарья же в повести Распутина стремится жить «по совести», как ей наказывал отец. Так русские писатели устанавливают взаимосвязь между человеческой нравственностью, заботой об окружающем мире и почитанием предков.
Среди жителей деревни есть и молодые люди, которые совершенно отличаются от старшего поколения. К ним относится внук главной героини Андрей Пинигин. Он с энтузиазмом говорит о строительстве новой ГЭС, с нетерпением желает поучаствовать в этом проекте: «Мне охота, где молодые, как я сам, где всё по-другому… по-новому.» В нём, как и в беспутном сыне Катерины, нет осознания цены новшевств цивилизации. Последний даже готов поджечь собственную избу, лишь бы скорее получить деньги и попасть на материк. Изображая этих героев, В. Распутин с опаской смотрит на будущее поколение России: сохранит ли окружающий мир молодёжь в вечной погоне за новым, в соревновании с самим собой и природой?
«Прощание с Матёрой» заставляет читателей по-другому взглянуть на удобства и комфорт, которые предоставляет нам цивилизация. Мы узнаём, какой ценой может обойтись наше несоразмерное желание взять от природы как можно больше. Казалось бы, гидроэнергетика – это нескончаемый ресурс, который никогда не будет исчерпан. Однако мы должны разумно подходить ко всему, что касается вмешательства в естественный мир.
Окружающий нас мир неразрывно связан с нашим внутренним миром. Отрицательное воздействие человека на природу есть последствие снижения уровня нравственных и моральных ценностей. Природоохрана учит нас быть добрыми не только по отношению к естественному миру, но и с вниманием относиться ко всему, что касается нас самих: нашей культуры, нашей памяти, нашей совести. Именно поэтому экологию природы можно смело назвать экологией души человека.