«Длинню-ю-ющее» детство…

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

«Длинню-ю-ющее» детство…

Мититюк А.А. 1
1МОУ СОШ №16
Иванова Т.Н. 1
1МОУ СОШ №16
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Сюда я еду всегда с замиранием сердца. Еду мимо почерневших от времени и дождей старинных домов, мимо ярких куполов храмов, мимо блестящих озёр и речек. Моё сердце стучит, и чем ближе я к месту назначения, тем стук сильнее. Я еду навестить далёких близких, тех, кого давно нет со мной, а кого-то из них я даже не видела, но почему-то чувствую, знаю. Прежде же всего я еду к любимой прабабушке Вере… Здесь прошло её детство, веснушчатое, босоногое, звонкоголосое и… «длинню-ю-ющее», как говаривала бабуля, и тут же сама себе возражала: «Длинню-ю-ющее-то, длинню-ю-ющее, а пролете-е-ело…» А потому и советовала: «Не гони дни, не гони время, ведь саму жизнь гонишь, а она и так короткая».

Вот и он, старинный дом, полуразрушенный и одновременно сказочный. Завидев гостей, словно оживает, из последних сил выпрямляет сгорбленную спину. Чуть зажмурив глаза, сквозь ресницы замечаю перебегающую от дерева к дереву маленькую фигурку в длинном цветастом платье. Синие как у меня глаза радостно сияют. Она ждала всё это время, пока я не приезжала… Она меня ждала…

Впервые я оказалась здесь лет в двенадцать, но мне кажется, что я знаю эти места с рождения. Я знаю, куда идти и что увижу, ведь, маленькой, я путешествовала здесь в рассказах моей прабабушки о её детстве. Именно об этом доме и окрестных местах, где пролетело её «длинню-ю-ющее» детство, вспоминала бабуля с особым волнением и рассказывала, рассказывала, рассказывала…

Рассказ первый.

Я вижу бегущую девочку, ей лет пять. Детских фотографий прабабушки я никогда не видела, но сияющий синий взгляд, густые тёмные волосы так сильно напоминают мои детские снимки, что я не могу ошибиться: да, это она, моя прабабушка; да, мы очень похожи в детстве. Девчонка бежит, спотыкается, едва не падая… Она пытается догнать свою бабушку, торопящуюся в храм к заутрене (бабушка хоть и не из простых, не крестьянского происхождения, но в церковь любит ходить, по её собственным словам, как «христианка»). А отстала внучка по причине того, что пыталась отбиться от толстого, грозно гудящего шмеля… Погоня увенчалась успехом: к храму бабушка и внучка подходят вместе. Храм старинный, с широкими кирпичными стенами, пропахшими церковным ладаном, с низкими сводами, маленькими окошками с резными наличниками, с высоким иконостасом. Бабушка в который раз учит Верочку, как правильно креститься. Девочка повторяет неосознанно, второпях, ведь вокруг столько всего интересного! Лёгкий трепещущий луч утреннего солнца освещает внутри старую церковь. В храме светло, чисто, и детская фантазия, разыгравшись, представляет кого-то очень заботливого: он протёр лики святых и старательно подмёл пол. Бабушка молится, ставит душистые свечки, помогает поставить внучке. А та вдруг перед одной из икон отказывается, якобы слишком строгий взгляд у святого. Бабушка шепчет угрозы, крестясь, торопливо выходит из церкви и всю обратную дорогу читает наставления непослушной внучке. А та опять пытается увернуться от шмеля, но на этот раз тот достигает своей цели и на радость бабушке впивается в маленькую «бесовку», которую «настигло всё-таки божье наказание»…

Рассказ второй.

Как хотелось бы ей, пятилетней «бесовке», вернуть то время, пусть с бабушкиными наказами, пусть со строгими взглядами святых и даже с укусами шмелиными (да, Вера даже на это была согласна!)! Но в стране вот уже как два года назад случилась революция. В один миг семья лишилась всего и вынуждена скитаться. Родной дом разграблен. А ночами маленькой Верочке является её дед. Она его почти не помнит (он уже давно умер), но дикие времена не дают ему покоя. В длинной белой ночной рубахе, в колпаке, худой и высокий, он будит девочку и зовёт с собой. Они идут по коридору, подходят к стене, дед стучит палкой по ней и исчезает… А Верочка просыпается, бежит по коридору и видит, что иконы, висевшие на той самой стене, лежат на полу. Она рассказывает о ночных приключениях соседской девчонке, та - взрослым, стену разбирают и находят… клад! Дедушка с тех пор ещё не раз являлся внучке-«бесовке» в её детских сновидениях и грозил, размахивая всё той же палкой…

Рассказ третий.

Объяснить, почему о своих снах девочка рассказала не бабушке, например, или маме Вера не могла. Наверное, слишком мала ещё была. Но и спустя четыре года, когда бабушка вдруг снова вспомнила про случай с кладом, ответа не было. Да и до воспоминаний ли было одиннадцатилетней девочке, когда приближалось Рождество! Конечно, не таким было уже оно по сравнению с тем, когда Верочка была совсем малюсенькая, но всё же… И вот девочка с замиранием сердца следит, как отец торжественно развязывает бечёвку на праздничной коробке, и в комнате, кажется, начинают звучать рождественские мелодии, раздаётся запах хвои… На самом же деле в коробке ёлочные игрушки! Тут и фигурки животных, и потёртые сосульки, и шишки из папье-маше... В это время мама зажигает свечу, и от её света комната словно наполняется ожиданием чуда. Верочка жмурит глаза, ставшие от света зажжённой свечи ещё более синими, и пытается рассмотреть лица взрослых. На них сияют радостные улыбки! Девочке очень хочется запомнить эти прекрасные ощущения и сохранить их и эти игрушки как самые светлые воспоминания о чудесном времени - о детстве!..

Как же я берегу эти игрушки! Как же берегу воспоминания и рассказы прабабушки о её детстве!

«А ты чья будешь-то? Как звать?» - неожиданно, прерывая мои размышления, раздаётся незнакомый голос. Рядом стоит местная деревенская жительница; узнав же, кто я и зачем оказалась в их краях, она вытирает натруженные руки о чистый синий фартук в цветочек, обнимает меня и гладит по голове, как когда-то родная прабабушка Вера. По моим щекам ручьём текут слёзы… Сердобольная соседка, грустно покачивая головой, направляется домой. А я с сожалением понимаю: пора прощаться… Старый-старый дом, помнящий времена не только советской власти, но и царской империи, переживший не одно поколение людей, покосившийся, но старательно ещё держащийся за свою землю, вздыхает. Я ищу глазами маленькую фигурку пяти-шестилетней девочки. Маленькая Верочка замечает меня, радостно улыбается, торопливо машет рукой и, постоянно оборачиваясь, уходит в далёкий, тихий и прекрасный мир прошлого, мир «длинню-ю-ющего» детства, мир, которого не вернуть…

Просмотров работы: 82