«На сцене человек должен быть на ступеньку выше, чем в жизни»
Карл Людвиг Бёрне
Указом Президента Российской Федерации Владимира Путина 2019 год объявлен в России годом Театра. Мне было очень приятно узнать об этом. Я человек, любящий культуру и искусство своей страны. Поэтому с большим интересом смотрела с родителями на портале «Культура РФ» прямую трансляцию открытия Года Театра, которая состоялась на сцене Российского государственного академического театра драмы им. Ф. Волкова в г. Ярославле.
Папа и мама постоянно занимаются моим развитием, вся наша семья очень почитает культуру и искусство. Моя мама, в своё время, окончила детскую музыкальную школу по классу гитары, я сейчас учусь в детской школе искусств на отделении «Струнные инструменты», ранее занималась в театральной студии «Маска» в МКУК ЗАТО Знаменск «Центр культуры» под руководством Елены Козочкиной. Мои родители очень часто посещают театральные постановки. Именно поэтому, культурное наследие представляет для меня огромную ценность. Сама я тоже посещаю театр, особенно мне нравится Волгоградский «Театр юного зрителя». Родители водили меня на такие спектакли, как «Кот в сапогах» (по Ш. Перро), «Финист - ясный сокол» (по Н. Шестакову), «Щелкунчик» (по Э. Гофману). В марте 2019 года посмотрела постановку режиссера Ирины Зубжицкой «Необычайные приключения Тома Сойера» по одноименной повести М. Твена.
Сказать, что я была в восторге от увиденного – не сказать ничего. Как только в зале погас свет, все зрители, затаив дыхание, наблюдали за любопытным американским мальчиком Томом, фантазии которого толкали его на неприятные и смешные истории. Но благодаря своей находчивости, изобретательности и юмору он победил все трудности. Его любознательность, непоседливость, благородство помогли ему вырасти настоящим мужчиной. На сцене зрители видели противоположные образы: доброго и отважного Тома, трусливого и лицемерного брата Сида, жаждущую во всём подчинить себе Тома тётушку Полли, – всё это поражало моё воображение. В спектакле поднимается тема раннего взросления, ответственности, искренней дружбы, справедливости, а это так важно для современного подростка.
Спектакль окончен, свет включился,
И будто отблеск озарился
Свет ярких и счастливых глаз
Актёров, радовавших нас…
Именно такие строки родились у меня в тот момент. Артисты, отдавшие нам два часа своей жизни и погрузившие нас в удивительный мир театра, предстали после выступления обычными тётями и дядями, у которых, как мне кажется, после их работы, продолжается личная жизнь обычного человека.
В тот момент мне захотелось больше узнать о закулисной жизни артиста. Как выглядит, чем занимается профессиональный актер в обычной жизни? И по счастливой случайности я познакомилась с удивительной актёрской семьёй из г. Волгограда - Вероники Куксовой и Владимира Захарова. Вероника и Владимир окончили Воронежский государственный институт искусств. Учились на одном курсе со знаменитым ныне актером театра и кино Федором Добронравовым. Артисты начинали свой профессиональный путь в Волгоградском «Театре юного зрителя», сейчас работают в Волгоградском «Молодежном театре». Какие это интересные люди! В жизни они иногда похожи на своих героев; но, порой удивляешься, насколько на сцене актёр может вжиться в образ, проникнуться поведением, манерами своего героя (в том числе и отрицательного), заставить зрителя поверить ему, а в жизни быть совсем другим человеком. Мне удалось побеседовать с Вероникой Владимировной. Сейчас она участвует в театральных постановках о войне «У войны не женское лицо», «Бумажный патефон», а также в пьесах «Чайка», «Ещё один Джексон моей жены», «Чудики». Её роли очень разноплановы и разнообразны. Вероника Владимировна - грамотный, эрудированный человек. Она очень тактична, внимательна, вежлива. «Актёрское мастерство – это во многом искусство перевоплощения», – говорит она. Такой начитанной, образованной актрисе иногда приходиться играть роли абсолютно противоположных героев!
Мне также стало известно, что в обычной жизни актеры могут не испытывать симпатии друг к другу, у них могут быть разные взгляды на те или иные проблемы. Однако если на сцене они будут играть возлюбленную пару, то зрители никогда не догадаются, что в их закулисной жизни всё иначе.
Искусство перевоплощения, что это значит? Мне так хотелось прочувствовать это самой! И однажды снова представился уникальный случай соприкоснуться с миром театра: быть не зрителем, а актером! Боже, какие эмоции я испытала, сама участвуя в театральной постановке…
В 2015 году коллектив нашей театральной студии «Маска» получил возможность участвовать в Международном конкурсе-фестивале детского и юношеского творчества «Наша Победа». Конкурс проходил 24-25 апреля 2015 года, накануне 70-летия победы советского народа в Великой Отечественной войне в городе-герое Волгограде. Мы с ребятами (Кутенёва Ирина, Мартынова Любовь, Сагунов Александр) представляли на конкурсе театральную постановку «Дети войны». Готовились к выступлению очень серьезно. После школы шли на репетиции и были там до позднего вечера. А мои сверстники в это время гуляли на улице, катались на велосипедах, роликах; у других ребят были иные интересы. Сейчас, в век информационных технологий, широко распространены компьютерные игры, в которые погружаются дети, играя в них как на стационарных компьютерах, так и на сотовых телефонах, планшетах и других гаджетах. Всё это очень затягивает, вызывает желание пройти более сложные туры в игре; и школьники, порой, не замечают времени, постепенно погружаясь в этот виртуальный игровой мир.
А что же мы, артисты? Как сказал Карл Бёрне: «На сцене человек должен быть на ступеньку выше, чем в жизни»! И я сама убедилась в этих словах! В период подготовки к фестивалю ребята из нашей студии жили другой жизнью – жуткой жизнью военного времени. На сцене мы рассказывали зрителю об ужасных днях войны, о том, чем жертвовали советские люди, и что они пережили за эти страшные годы. Наш руководитель не раз говорила: «Это – сцена. Всё, что вы принесли с собой, оставляем за кулисами». И в действительности получалось именно так. Перед своим выступлением я забывала о велосипедах, роликах, компьютерных играх. А как может быть иначе? Ведь невозможно читать стихотворение Виктора Гусева «Мать и сын», думая о чем-то другом. Сюжет стихотворения страшен: маленький школьник Вова, узнав, что его папа погиб на войне, решил не говорить об этом маме, чтобы уберечь её от горя. В свою очередь, мама, узнав о беде, решила тоже не рассказывать сыну об этом, чтобы уберечь ребенка от потрясения. И так они продолжали жить, скрывая друг от друга горечь утраты:
«С тех пор о нем и вечером, и днем,
Они друг другу говорят, как о живом…
Вот только ночью мать слезу смахнет,
В подушку сын украдкою всплакнет,
А утром надо жить, учиться, побеждать.
Как силу их сердец мне передать?!» (Виктор Гусев, 1942г.).
Стихотворение настолько подчеркивает «взрослость» маленького ребенка, ученика школы военного времени, что вряд ли это можно понять сегодняшним ребятам.
Выступая на этом фестивале, я едва сдерживала слёзы. Но на «сцене мы должны быть на ступеньку выше», поэтому старались максимально передать образ своего героя. Профессиональное жюри высоко оценило выступление ребят из нашей студии, мы были награждены дипломами и грамотами.
А после волнительного выступления мы становились обычными девчонками и мальчишками, которые также катались на велосипедах, роликах, играли в компьютерные игры. А в выходные дни снова шли с родителями театр, становясь зрителями необычного представления и восхищаясь вновь и вновь талантливой игрой актеров!
Теперь я точно знаю, как ответственно быть артистом, и как они живут по ту сторону кулис…