Время стремительно бежит вперед, оно неумолимо. Его нельзя остановить, задержать, повернуть вспять. Время не знает пощады ни к людям, ни к их творениям. Однако есть то, над чем время не имеет власти. Это память.
С каждым годом тех, кто пережил страшные годы Великой Отечественной войны, становится все меньше. Уходят из жизни ветераны, уходят те, кто в годы войны был детьми. Но мы стараемся не забывать тех страшных дней, чтобы они не повторились.
Самые первые рассказы о войне я услышал из уст своей прабабушки, которая в 1941 году была шестилетним ребенком. Я узнал о бомбежках, о госпиталях, о танкистах, которых часто привозили обгоревшими в подорванных танках. Страшное, невыносимо тяжёлое зрелище: черная, обуглившаяся кожа, и только глаза, которые светятся надеждой, в которых от страдания стояли слезы. Горько, но спасти удавалось не всех.
Слышал рассказы о том, как страшно было остаться без продуктовых карточек. Какой ужас был в глазах матери моей прапрабабушки, узнавшей, что дочь поверила аферистке и отдала эти карточки! Бабушка до конца своих дней помнила, как разрыдалась мать. Но ведь та женщина пообещала принести много продуктов, а наивный ребенок уже представлял, как порадует свою семью.
О бомбежках я тоже услышал впервые от прабабушки, которая пережила их в Подмосковье. Фашисты бомбили день и ночь. В любой час дня и ночи раздавался вой сирены – это сигнал о начале бомбёжки. Летят самолеты, небо темнеет, и начинают рваться бомбы. Спрятаться было невозможно, да и негде. Когда родители были в госпитале, дети выходили на улицу, ложились на землю, прикрывали чем-то голову и ждали, что будет. А кругом рушатся и горят дома, все гибнет. В Волоколамске только успели выбежать из дома, и он рухнул. Позже прабабушку нашли сёстры, на лбу была рана, всё залито кровью. Сёстры понесли её к госпиталю, в котором были родители. Навстречу бежал отец. К счастью, рана оказалась не страшной, но след от неё остался до конца жизни.
Позже я стал узнавать о войне из других источников. Я познакомился с рассказами о другой моей прабабушке, которая пятнадцатилетней девочкой работала трактористом в колхозе, чтобы обеспечить фронт хлебом и прокормить своих младших братьев и сестёр. Узнал о том, как тяжело было женщинам в деревнях, которые остались без взрослых мужчин с малыми детьми на руках. Девочки-трактористки работали под началом бригадира-фронтовика, оставшегося без руки, жили в будке в поле. Бригада работала круглосуточно. До самой смерти вспоминала прабабушка своего отца, на которого получили похоронку в 1942 году. Позже, открыв Книгу памяти, я ужаснулся. Большинство тех, кого призвали с прапрадедом, не вернулись!
Много раз мой дедушка, родившийся и всю жизнь проживший в Солнечногорске, рассказывал историю о том, как он украл ружье у немцев. Это было во время оккупация нашего города. Немцы, устроившие привал, не заметили десятилетнего мальчишку. Дедушка схватил оружие и убежал в подвал, где его и оставил.
Прабабушка говорила: «Война – это очень страшно. Это страданья, разруха, смерть. Но наш народ победил врага, потому что свою родину защищали такие люди, которых я видела в госпитале. Они готовы были отдать все силы, здоровье ради того, чтобы жила любимая страна, чтобы вы росли в мире, могли хорошо жить, учиться, быть счастливыми».
Взрослея, начинаешь осознавать ужас ребенка, семью которого настигла война. Начинаешь примерять на себя эти истории. Думать, а как бы я поступил в такой ситуации? Что было бы со мной, с моей семьей, случись это сейчас? Каково получить похоронку на любимого отца через несколько месяцев после его отъезда на фронт? И картины прошлого начинают представляться отчетливей, ясней. И теперь я принимаю эстафету предыдущего поколения. Просматривая старые фотографии, рассказываю эти истории младшему брату, двоюродной сестре.
В нашей семье живут не только воспоминания о войне. Много добрых историй я знаю о своих предках. Очень тепло вспоминала прабабушка о родительском доме, в котором семья жила до войны. Дом был купеческий, двухэтажный, с каменным подвалом. Прапрадед был честным человеком, поэтому ему доверяли соседи свои ценности. Ведь у них были деревянные дома, а пожары бывали и в те времена. А какие спектакли с детьми устраивала прапрабабушка! Как продумывались образы, костюмы, танцы! Её внучки, сами уже бабушки, с горящими глазами вспоминают их. Всех племянников, внуков прапрабабушка научила танцевать. С такими кавалерами приятно было вальсировать на танцплощадке в городском парке.
Эти рассказы передаются от одного поколения другому. Они не подтверждены документально, но близкие люди помнят.
Я благодарен своим родителям за то, что они хранят память о наших предках, ведь мы их продолжение. Проходят годы, десятки лет, но люди, события, хранятся в нашем сердце. Ведь память сильнее времени…