«Не стоит село без праведника» (посвящается жизни Александра Исаевича Солженицына в Мещерском крае)

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

«Не стоит село без праведника» (посвящается жизни Александра Исаевича Солженицына в Мещерском крае)

Петрова У.С. 1
1Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Владимирской области «Гусевский стекольный колледж»
Стогова О.А. 1
1Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Владимирской области «Гусевский стекольный колледж»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Хотя я год один всего здесь был,

но какая-то часть сердца моего осталась.

А.И.Солженицын.

Очень правдивы слова: «Мне хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России… меня тянуло – учительствовать… моя единственная мечта – оказаться достойным надежд читающей России…». Его имя - Александр Исаевич Солжени­цын, полновесное, звучное, прочное. Под стать имени и его носитель, мудрый, прошедший испытание време­нем и славой, - писатель с большой буквы, человек, которого ненавидели так же сильно, как и любили. 

А.И. Солженицын (1918 – 2008) – великий русский писатель, символ эпохи XX века. Его часто называли пророком. Все мысли Солженицына были о России. Даже находясь в изгнании, он писал о ней, воспевал русский национальный характер, мечтал о переустройстве родины. Александр Исаевич Солженицын родился в Кисловодске, но память о писателе сохранилась и в Мезиновской средней школе Гусь-Хрустального района. А каждый ли район может похвастаться такими великими людьми?

Мне известно, что в 2013 году имя Солженицына присвоено Мезиновской средней школе, возле которой открыт бюст писателя. Жизнь Александра Исаевича во Владимирской области нашла отражение в рассказе «Матрёнин двор», о котором пойдет мой рассказ.

Первоначально рассказ «Матренин двор» назывался «Не стоит село без праведника» – по русской пословице, восходящей к библейской Книге Бытия. Произведение было автобиографическим и основанным на реальных событиях из жизни знакомых автору людей. Повествование ведется от первого лица, от имени учителя Игнатича.

В августе 1956 года Солженицын возвращается из ссылки в Центральную Россию. Живет в деревне Мильцево (Курловского района Владимирской области), где в течение года преподает математику и физику в поселковой школе и живет в доме крестьянки Матрены Васильевны Захаровой. Он смог увидеть всю ее жизнь - изуродованную и покалеченную властью, смог постичь ту святость души, которая делает Матрену человеком будущего. Россия богата не только безграничными просторами, плодородными землями, березовыми рощами, но и незаурядными людьми, праведниками, одаренными чистой, божественной энергией. Они смотрят на нас ясными глубокими глазами, будто заглядывают в душу, да так, что ничего от них не скроешь.

Матрена у Солженицына – воплощение идеала русской крестьянки. Она бескорыстна, трудолюбива, всегда готовая прийти на помощь. Но односельчане не ведают о ее утаенной святости, считают женщину просто неумной, хотя именно она хранит высшие черты русской духовности. Тем не менее, оказывается «странной» по меркам окружающих ее людей. «За обзаводом не гналась... даже поросенка не держала... и,  глупая, помогала чужим людям бесплатно» - вот что сказали после смерти Матрены. Однако смерть героини – горько-нелепая.

Гибель героини символизирует жестокость и бессмысленность мира, в котором она жила. Праведница-крестьянка жила в окружении недоброжелательных и корыстных колхозников. Их убогая и несчастная судьба мало чем отличалась от существования лагерных узников. Они жили по искони заведенным порядкам. Человек бессмертен теми поступками, который он совершил при жизни. Вспоминая об Александре Исаевиче Солженицыне, в этом вряд ли кто сможет усомниться. Сам писатель, пройдя сложный и разнообразный жизненный путь, повидав много разных людей, обосновал в своем сердце образ женщины — прежде всего человека: той, что поддержит и поймет; той, что, имея свою внутреннюю глубину, поймет и твой внутренний мир, воспримет тебя таким, каков ты есть. И мне радостно осознавать, что образ этой женщины он встретил в моем родном крае, на Мещерской земле.

Когда я читала это произведение, меня больше всего поразила
в нем непокорность главной героини к обстоятельствам. Насколько это сильная  женщина. Потеряла шестерых детей, муж не вернулся с войны…  По сути она осталась совсем одна… Но Матрена  находит в себе силы жить дальше, найдя в помощи людям свое истинное призвание.
      Сравнивая ее с собой, я прекрасно понимаю, что не смогла бы так. Зачастую мнение  окружающих очень важно в нашей жизни. Мы всегда задумываемся, что о нас скажут, поймут ли нас, а бескорыстно помогать, не заботясь о себе способны лишь единицы.

      Матрена  Васильевна  остается  источником  света,  к  которому стоит стремиться и равняться. Даже  после  смерти  она остается непонятой и неоцененной.  Только рассказчик осознает всю уникальность этой женщины, ее ценность не только для деревни, но и для всего русского народа. Как мало остается  таких  людей,  они исчезают – это издержки современного общества. Больно и обидно…

      Не смотря на это, я надеюсь, что каждый прочитавший этот рассказ не останется равнодушным к этой проблеме в современной жизни. Я надеюсь, что каждый из нас присмотрится  к  окружающим и в людях появится «больше света»…

Солженицын упоминает "праведника" в рассказе "Матрёнин двор" не случайно. Это может с какой-то стороны относиться ко всем положительным героям. Ведь все они умели смириться и в то же время, оставаться борцами — борцами за жизнь, за доброту и духовность, не забывая о человечности и нравственности.

Просмотров работы: 54